Штальман Елена Яковлевна г. Белгород, 2007 методические рекомендации icon

Штальман Елена Яковлевна г. Белгород, 2007 методические рекомендации



НазваниеШтальман Елена Яковлевна г. Белгород, 2007 методические рекомендации
Дата конвертации27.08.2012
Размер140.73 Kb.
ТипМетодические рекомендации

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Гимназия №3 г. Белгорода»


Методические рекомендации

к урокам русского языка в 8-9 классах

К 65-летию Курской битвы


Материал подготовила

учитель русского языка и литературы

1 категории

Штальман Елена Яковлевна


г. Белгород, 2007


Методические рекомендации к урокам русского языка в 8-9 классах.

К 65-летию Курской битвы

Есть на земле места, которые особенно дороги и близки сердцу каждого человека. Родной край и люди, живущие в нём, неповторимый облик природы – всё это проходит через сознание и становится частью человеческой судьбы. Знать свой край, его историю и культуру – значит любить его, понять неразрывную связь истории своей «малой» родины с историей России. Любовь к Родине закладывается в человеке еще в раннем детстве, поэтому в школе особенно важно воспитывать у учащихся чувство патриотизма, уважение к истории и культуре своего народа.

Уроки русского языка – прекрасная почва для подобной работы. Начиная с 5 класса, я готовлю учащихся к сдаче ЕГЭ. В своей работе я широко использую краеведческий материал, предоставляющий большие возможности для формирования орфографической зоркости, тренировки пунктуационных навыков,

устранения речевых ошибок и обучения написанию сочинений.

В 2008 году вся наша страна будет отмечать 65-летие великой битвы на Огненной дуге. Мною собран и систематизирован обширный материал, посвящённый этой памятной дате, использование которого помогает в работе по подготовке к сдаче ЕГЭ и приносит хорошие результаты.

Предложенные в статье дидактические материалы предусмотрены для работы на уроках русского языка в 8-9 классах.


Орфография


1. Одним из упражнений, направленных на формирование орфографической зоркости, а также способствующих развитию речи (что сегодня особенно важно), является письмо по памяти (воспроизведение заранее выученного текста небольшого объёма). Этот вид работы позволяет осуществлять и комплексную работу с текстом, что немаловажно для подготовки к сдаче ЕГЭ в 9 и 11 классах.

Письмо по памяти развивает эстетическое отношение к русскому языку, формирует у учащихся языковую компетенцию, умения применять правила в процессе упражнений для закрепления изученного материала, а использование краеведческого материала способствует воспитанию нравственных качеств школьников, повышает культурный уровень учащихся.

Подобная работа занимает на уроке немного времени, но приносит хорошие результаты. Ребята всегда с интересом готовятся к её выполнению.


В ходе предварительной работы полезно познакомить учащихся с автором миниатюры, с историей её создания (по возможности).


-1-

^ Письмо по памяти ( 9 класс )

Александр Елькин «На Курской дуге»


Здесь судьбы мира взвешивались строго,

Здесь наши танки шли, как корабли.

Победные широкие дороги

Среди цветов на запад пролегли.

Мы бились от заката до заката,

И были мы такими в том бою,

Каких вы не видали на плакатах

И не встречали в праздничном строю.

1. Прочитайте стихотворение А. Елькина. Какому событию в истории Белгородчины оно посвящено? О чём говорит автор?

2. Какие средства художественной выразительности использует поэт? С какой целью?

3. Объясните значение слова взвешивались.

4. Выпишите глаголы, укажите их морфологические признаки.

5. Подчеркните грамматические основы предложений, определите структуру.

6. Подготовьтесь к письму по памяти.


2. Словарная работа.

Использование краеведческого материала помогает и в проведении словарной работы на уроках русского языка.

Записать словосочетания и указать тип подчинительной связи.

Оборонительное сражение, артиллерийские залпы, Аллея Героев, выполнить точь-в-точь, невиданное сражение, бронированный удар, Прохоровское поле, захваченный оккупантами, прорваться к речонке, озаряют небо, мирные отблески, праздничный фейерверк.

- Какой общей теме посвящены записанные вами словосочетания?

Составьте небольшой рассказ, используя эти словосочетания, озаглавьте его.


Синтаксис и пунктуация


1. Проведение различного вида диктантов ( объяснительные, предупредительные

и т.д.) в целях отработки навыков расстановки знаков препинания.

Так, например, используя в качестве дидактического материала отрывок из

рассказа Е. Носова «Шопен, соната номер два», можно не только тренировать орфографические и пунктуационные навыки, знакомить со средствами выразительности, но и проводить воспитательную работу.

Объяснительный диктант

Учащиеся записывают предложения, объясняют постановку знаков препинания, составляют схемы предложений, определяют их структуру.


-2-

Тогда, в Прохоровке, дожидаясь попутной машины, дядя Саша долго ходил среди танковых завалов. Знойный августовский ветер подвывал в поникших пушечных стволах, органно и скорбно гудел в раскалённых солнцем утробах. Но и мёртвые, с пустыми глазницами триплексов танки, казалось, по-прежнему ненавидели друг друга…

Теперь этого танкового кладбища нет. Оно распахано и засеяно, а железный лом войны давно поглотили мартены. Заровняли и сгладили оспяные рытвины от мин и фугасов, и только по холмам остались братские могилы.

Данный отрывок помогает повторить с учащимися обширный орфографический ( -н- и -нн- в наречиях, прилагательных и причастиях; правописание наречий; правописание суффиксов прилагательных ) и пунктуационный ( обособление обстоятельств, выраженных деепричастными оборотами; вводные слова; знаки препинания в сложных предложениях; при однородных членах и т.д.) материал.

-О каком танковом кладбище идёт речь в этом отрывке?

- Какие средства выразительности использует Е.Носов?

- С какой целью он прибегает к ним?

- Какое настроение вызвал у вас этот отрывок?

- Какова цена победы в той страшной войне?

2. Богатый материал, посвящённый танковому сражению на Курской дуге, позволяет проводить на уроке и синтаксические разминки ( разборы предложений различной структуры, схематические диктанты, тренинги и т.д.). Они занимают на уроке немного времени, но позволяют тренировать и закреплять полученные учащимися навыки.

1) ^ Шли танки…

И земля дрожала.

Тонула в грохоте стальном.

И танковых орудий жала

Белесым брызгали огнём.

Ю. Белаш

2) Мёртво набычась, смердя перегоревшей соляркой, зияя рваными пробоинами, стояли рядом «фердинанды», «тигры», «пантеры», наши самоходки и «тридцатьчетвёрки», союзные «черчилли», «шерманы» громоздкие многобашенные «виктории».

^ Е.Носов «Шопен, соната номер два»

3) Взрывы, рёв моторов, свист осколков разрывы снарядов, мин ,бомб заглушали всё, люди разговаривали знаками, столбы дыма и огня застилали небо.

^ А.Рыбаков «Дети Арбата. Прах и пепел»

4) Вечер был неожиданно тихий, ни самолётов, ни стрельбы, будто и нет войны.

А.Рыбаков «Дети Арбата. Прах и пепел»

Данные предложения позволяют проводить с учащимися воспитательную работу. Возможна беседа о тех кровопролитных июльских днях 1943 года, которые решили исход войны.

-3-

Определение типов речи


Предлагаемые дидактические материалы используются мной при работе над типами речи в ходе подготовки учащихся 9 класса к итоговой аттестации. Формы такой работы разнообразны.

Возможно предварительное повторение изученного ранее материала о 3 типах речи с последующей коллективной работой ( в течение нескольких уроков).

Необходимо познакомить школьников с автором и названием произведения, откуда взят отрывок. Отметить, какому важному событию из истории нашего края он посвящён, создать соответствующий настрой. Учитель выразительно читает отрывок, а затем учащиеся записывают его под диктовку ( повторение орфографии и пунктуации). Далее под руководством учителя определяют принадлежность текста к определённому типу речи и приводят доказательства.

При описании изображаются люди, предметы, животные, природа, различные действия и т.д. Описание статично.

При повествовании обычно сообщается о действиях и событиях, сменяющих друг друга во времени. Повествование динамично.

При рассуждении устанавливается взаимосвязь событий и явлений, раскрываются их причины. В схеме рассуждения выделяются три части:

- тезис ( то, что надо сказать) ;

- доказательства ( аргументы);

- вывод ( общий итог ).

1

1. Описание действия

Предложенный текст взят из знаменитого романа Анатолия Рыбакова «Дети Арбата» ( книга третья «Прах и пепел»), недавно экранизированного. Любимые герои Саша Панкратов и Варя Иванова погибают летом 1943 года, во время страшных событий на Курской дуге. А. Рыбаков в своей последней книге не мог не рассказать о тех кровопролитных днях.

Немцы начали наступление в 5 часов 30 минут утра. Мощные танки «тигр», низкие, лобастые, с хищно вытянутыми длинноствольными орудиями, поддерживаемые артиллерией и авиацией, шли, образуя клинья, в которых двигались средние танки, иногда останавливались, пехота спешивалась и бросалась в атаку. Немецкие бомбардировщики налетали группами по 50-100 самолётов. Включив сирены, «юнкерсы» пикировали на позиции 13-й и 70-й армий. Взрывы, рёв моторов, свист осколков, разрывы снарядов, мин, бомб заглушали всё, люди разговаривали знаками, столбы дыма и огня застилали небо.

Работая над этим отрывком, учащиеся приходят к выводу, что данный текст представляет собой описание действия. Важно отметить следующие характерные черты: одновременность изображаемых событий; использование одинаковых видовременных форм глаголов , передающих статичность; возможность перестановки предложений и т.д..


-4-

Предложенный текст интересен тем, что описание действия не так широко представлено в методической литературе. А работать с этим типом речи, конечно, необходимо.

Далее можно провести беседу, направленную на реализацию воспитательных задач.

- Какие мысли и чувства овладевают читателем ?

- Сравните сведения, полученные на уроках истории, с художественным описанием начала танкового сражения.

- Как мы должны относиться к памяти о Великой Отечественной войне, к ветеранам, ныне живущим?


2. Описание человека

Данный отрывок взят из романа А. Воинова «Отважные», посвящённого юным партизанам, действовавшим на Белгородской земле. Вы знаете о том, что в годы Великой Отечественной войны наш родной Белгород был оккупирован фашистами. Страшные события происходили там.

^ Казнь на Базарной площади

Огромная площадь была переполнена согнанным сюда народом. Взвод эсэсовцев, образуя замкнутый квадрат, окружал виселицу, где под охраной конвоя стояла молодая женщина лет тридцати. Её измученное лицо хранило сосредоточенное и в то же время какое-то безучастное выражение.

Рядом с ней стоял широкоплечий, румяный палач и как будто мирно о чём-то беседовал, а его руки неторопливо затягивали на её шее верёвку. Несколько прядей волос попали под петлю. Палач осторожно вытащил их, словно заботясь о том, чтобы не повредить причёску.

^ И вдруг мать рванулась вперёд…

Текст представляет собой описание человека в самый напряжённый момент его жизни. Учащиеся отметят такие признаки : обилие существительных и прилагательных; одновременность; однотипность композиции и т.д.

Уместен разговор со школьниками о жестокости, которую чинили немецкие оккупанты на Белгородчине ( воспитание нравственных качеств учащихся, развитие их кругозора).

2

Работа постепенно усложняется, вводятся тексты смешанного типа: повествование и описание, рассуждения с описанием и повествованием и т.д. ( 9 класс)

Повествование с элементами описания

Отрывок взят из произведения талантливого писателя Е. Носова «Шопен, соната номер два» и посвящён рассказу о знаменитом поле под Прохоровкой, выдержавшем мощнейший удар врага.

Великая Русская равнина в этих местах постепенно начинала холмиться, подпирать небо косогорами, отметки высот уже уходили за двести метров и выше. В глубокой древности эту гряду холмов так и не смог одолеть ледник, надвинувшийся из Скандинавии. Он разделился на два языка и пополз дальше, на

-5-

юг, обтекая гряду слева и справа.

И, может быть, не случайно на этих высотах, не одолённых ледником, разгорелась небывалая битва, от которой спасённые народы могли бы начать новое летосчисление. Враг, грозивший России новым оледенением, был остановлен, а потом разбит и сброшен с водораздельных высот. К маленькой станции Прохоровке, куда был нацелен один из клещевых вражеских ударов, сапёры свозили с окрестных полей изувеченные танки – свои и чужие. Они образовали гигантское кладбище из многих сотен машин. Среди него можно было и заблудиться.

В ходе работы над текстом отмечаются признаки повествования: последовательность излагаемых событий; использование глаголов совершенного вида; использование предложений разных типов; динамизм и т.д. Присутствуют и признаки описания ( начало отрывка).

3

Рассуждение

Предлагаемый отрывок взят из размышлений Героя Советского Союза А.П.Маресьева и посвящён теме памяти поколений.

Наше время полно ярких, больших событий. Но и сегодня, когда выросло и стало зрелым поколение, не знавшее ни воя сирен, ни визга осколков, ни горя «похоронок», священна наша память о войне.

Память эта – не просто дань уважения, безграничная благодарность героям, преклонение перед подвигом миллионов. Память эта делает место, где родился, отчим краем, окружающих тебя людей – соотечественниками, государство, в котором живёшь, - Родиной.

Война для нас, ветеранов, это не страницы школьного учебника истории, это четыре года нашей жизни, по тяжести равных десятилетиям, это незатихающая наша боль. Всех, кто воевал, кровь, пролитая за справедливое дело, роднит и связывает друг с другом. Это чувство не знает национальных границ. Мир пережил слишком много, слишком дорогую цену пришлось нам всем заплатить для победы над фашизмом, чтобы об этом можно было забыть.

^ Планета должна помнить то, что никогда не забудем мы.

В ходе коллективной работы учащиеся приходят к выводу о том, что данный текст представляет собой рассуждение. Это размышление участника Великой Отечественной войны. Выделяются тезис, доказательства и вывод. Частотна абстрактная лексика. Автор использует сложноподчинённые предложения, обособленные обороты и т.д.

Текст подводит итог всему, о чём говорилось на предыдущих уроках : необходимо беречь и уважать память о войне.


Творческие работы


Использование краеведческого материала оказывает большую помощь в процессе обучения школьников написанию сочинений разных жанров.

-6-

Так, например, работая над сочинением-описанием, мы, путешествуя по городу, обратились к интересной теме: «Памятники героям Великой Отечественной войны на Белгородской земле». Ребята должны были побывать в роли исследователей и собрать материал о памятниках.

Сколько интересных памятников они смогли увидеть!

^ Памятник генералу И.Р.Апанасенко

Памятник Герою Советского Союза В.Шаландину

Вечный огонь ( на Соборной площади)

Памятник генералу М.Лебедю

Памятник маршалу Г. Жукову

Памятник танкисту А. И.Попову

Мемориальный ансамбль «Мужество и отвага белгородцев» и др.

На уроках русского языка я продолжила работу над описанием памятника .

Результат – прекрасные сочинения, посвящённые героям, погибшим за наш родной город.

Вот отрывок из работы Чернышёвой А. ( 9 «А»класс).

^ Я очень люблю свой родной Белгород. Мне нравится бродить по его прекрасным улицам и площадям, проспектам и скверам. И всегда узнавать что-то новое, интересное.

Город помнит свою историю и рассказывает нам, своим детям…

Вот я незаметно пришла на Вокзальную площадь и невольно замерла у величественного памятника генералу армии И. Р. Апанасенко, погибшему в боях за мой родной город . Я знала о том, что этот памятник открыт в 1949 году, а его автор – скульптор Н. В. Томский.

^ Как поразила меня трёхметровая бронзовая фигура храброго воина! Я читаю надпись на пьедестале: « Генералу армии Иосифу Родионовичу Апанасенко слава!»

О чём же ты мне расскажешь, памятник?

^ Июнь 1943 года. Днём и ночью содрогается от воя летнее небо, за облаками слышен треск пулемётов. Идут жаркие воздушные бои.

Шли танки…

И земля дрожала.

Тонула в грохоте стальном.

И танковых орудий жала

Белесым брызгали огнём.

Ю. Белаш


На земле лязгают гусеницы танков, охрипшей скороговоркой захлёбываются раскалённые пулемёты.

Немало славных военных страниц было в истории моего города, но такого года, каким стал 1943, он ещё не знал. Семь недель длилась битва на Прохоровском поле. Более четырёх миллионов человек участвовало в сражении.

^ И среди них – И. Р. Апанасенко, заместитель командующего Воронежским фронтом…

На уроках русского языка ребята с интересом знакомятся с историей Курской битвы, учатся любить свою родную землю и гордиться ею. Поэтому у них рождаются такие искренние строки:

^ Мы про войну в учебниках читали,

Играли в детстве, весело смеясь,

Но то, что это всё серьёзно,

Я понимаю лишь сейчас.

-7-

Пусть будет мир на всей планете!

И пусть забудут навсегда

О том, что есть на белом свете

Кошмар с названием ВОЙНА! Иванов А. 9 «Б» класс

Героическая история Белгородской земли широко отражена в художественной литературе. Использование отрывков из этих произведений на уроках русского языка в качестве дидактического материала приносит хорошие результаты. Опора на такие тексты не только позволяет готовить учащихся к сдаче ЕГЭ, но и формирует их нравственные качества, воспитывает чувство патриотизма. А это так необходимо в наше сложное время.


Героическая история Белгородской земли широко отражена в художественной литературе. Опора на такие тексты не только позволяет формировать у учащихся языковую компетенцию, но и развивает их нравственные качества. Использование предложенных отрывков на уроках русского языка в качестве дидактического материала приносит хорошие результаты: повышается качество знаний по предмету ( в среднем оно составляет 79 %), развивается интерес к языку, обогащается словарный запас учащихся.

Результаты участия в городских конкурсах и олимпиадах тоже достаточно высоки. Это победа во Всероссийском заочном конкурсе «Познание и творчество» ( 1 место), в городских и областных конкурсах сочинений ( 1-ые места) и в городских олимпиадах по русскому языку ( 1 и 3 места).

Комплексная работа на уроках русского языка позволяет постепенно готовить школьников к итоговой аттестации в 9 классе и успешной сдаче ЕГЭ в 11 классе.


Список использованной литературы

1. Бабайцева В.В. Русский язык. Теория. 5-11 классы: Учебник для школ,

гимназий, лицеев с углубл. изуч. рус.яз.- М.: Дрофа, 2002

2. Воинов А. И. Отважные. – Белгородское книжное издательство, 1963

3. Гадалова В.В. Теория и практика русского языка: Пособие по методике

преподавания русского языка . – М.: Московский Лицей, 2002

4. Дятченко Л., Осыков Б. Озарённый Первым салютом. – М.: Советская Россия,

1985

5. Носов Е.И. Травой не порастёт…- Воронеж: Центр.-Чернозем. кн. изд-во, 1985

6. Рыбаков А.Н. Дети Арбата: в 3 кн. / Анатолий Рыбаков. – СПб.: Амфора,2004

7. Сивокозова Т.Ф. Русский язык: Система подготовки к единому

государственному экзамену. Работа с текстом. Упражнения повышенной

сложности. – Волгоград: Учитель, 2005

8. Календарь «Победа», 1985


-8-


Героическая история Белгородской земли широко отражена в художественной литературе. Опора на такие тексты не только позволяет формировать у учащихся языковую компетенцию, но и развивает их нравственные качества. Использование предложенных отрывков на уроках русского языка в качестве дидактического материала приносит хорошие результаты: повышается качество знаний по предмету ( в среднем оно составляет 79 %), развивается интерес к языку, обогащается словарный запас учащихся.

Результаты участия в различных конкурсах и олимпиадах тоже достаточно высоки. Это победа во Всероссийском заочном конкурсе «Познание и творчество» ( 1 место), в городских и областных конкурсах сочинений ( 1-ые места) и в городских олимпиадах по русскому языку ( 1 и 3 места).

Комплексная работа на уроках русского языка позволяет постепенно готовить школьников к итоговой аттестации в 9 классе и успешной сдаче ЕГЭ в 11 классе.


-8-




Похожие:

Штальман Елена Яковлевна г. Белгород, 2007 методические рекомендации iconМетодические рекомендации Новосибирск
...
Штальман Елена Яковлевна г. Белгород, 2007 методические рекомендации iconДокументы
1. /Итоговая аттестация/Методические рекомендации (ОБЖ).doc
2. /Итоговая...

Штальман Елена Яковлевна г. Белгород, 2007 методические рекомендации iconДепартамент образования города москвы московский институт открытого образования г. А. Ягодин, М. В. Аргунова, Д. В. Моргун, Т. А. Плюснина методические рекомендации к курсу «экология москвы и устойчивое развитие»
Г. А. Ягодин, М. В. Аргунова, Д. В. Моргун, Т. А. Плюснина. Методические рекомендации к курсу «Экология Москвы и устойчивое развитие»...
Штальман Елена Яковлевна г. Белгород, 2007 методические рекомендации iconМетодические рекомендации по подготовке к егэ по физике
Исходя из анализа результатов егэ прошлых лет, можно дать следующие методические рекомендации учителю по совершенствованию образовательного...
Штальман Елена Яковлевна г. Белгород, 2007 методические рекомендации iconМетодические рекомендации по разработке заданий для школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников по английскому языку в 2009/2010 учебном году
Методические рекомендации центральной предметно-методической комиссии Олимпиады по проведению школьного этапа олимпиады 11
Штальман Елена Яковлевна г. Белгород, 2007 методические рекомендации iconМетодические рекомендации по анализу профессиональной деятельности работников образования, составлению тезисов аналитического отчета за межаттестационный период
Надеева Е. П. Тезисы аналитического отчета: методические рекомендации / Е. П. Надеева – Екатеринбург: ирро, 2006. – 9с
Штальман Елена Яковлевна г. Белгород, 2007 методические рекомендации iconМетодические рекомендации для родителей; Методические рекомендации для классных руководителей, учителей по решению проблем социальной жизни ребенка и снятию конфликтов в межличностных отношениях
Тексты административных документов по социально-педагогической работе, Законов и подзаконных актов но осуществлению прав ребенка
Штальман Елена Яковлевна г. Белгород, 2007 методические рекомендации iconДокументы
1. /Методические рекомендации по аттестации лиц, претендующих на должность заместителя руководителя...
Штальман Елена Яковлевна г. Белгород, 2007 методические рекомендации iconМетодические рекомендации по проведению Дня знаний с учётом требований фгос ноо / Под редакцией Ценарёвой Н. Н., Саратов: гаоу дпо «Сарипкипро», 2011. 50 с
Методические рекомендации предназначены для учителей начальных классов, классных руководителей, заместителей директоров по воспитательной...
Штальман Елена Яковлевна г. Белгород, 2007 методические рекомендации iconМетодические рекомендации по работе с документами в общеобразовательных учреждениях общие положения
Министерством образования Российской Федерации подготовлены и согласованы с Федеральной архивной службой России "Методические рекомендации...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов