|
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Гимназия №3 г. Белгорода» Интегрированный урок русского языка и литературы на тему «Фразеологизмы. Крылатые слова и выражения» 5 класс Учитель Штальман Елена Яковлевна г. Белгород, 2007 - 2 - Цели: познакомить с понятиями «фразеологизм», «крылатые выражения» ; расширить представления учащихся об истории фразеологизмов ; обучить навыкам нахождения фразеологизмов в художественном тексте и употребления в речи; развивать навыки выразительного чтения; пробудить интерес к личности И.А.Крылова Задачи: повторить состав слова; развивать навыки учащихся самостоятельно находить афоризмы в художественном тексте; производить синонимическую замену фразеологизмов ; тренировать орфографические и пунктуационные навыки учащихся; развивать кругозор учащихся; пропагандировать культуру речи. ^ объяснение нового Формы и методы: монологическое высказывание по опорной таблице; фронтальный опрос; нахождение языкового явления; фразеологические упражнения; пунктуационный разбор; орфографическая работа; подбор синонимов; игровая работа Приёмы: повторение пройденного; объяснение учителя; беседа по вопросам; словарная работа; тренировочные упражнения; работа над культурой речи; реализация межпредметных связей Оборудование: доска < Приложение 1 > , портрет И.А.Крылова , иллюстрации учащихся, стенд с книгами, схема морфемного состава слова <Приложение 2 >, задание «Расшифруй пословицу» <Приложение 3 >, ширма, куклы для спектакля ^ I. Организационный момент II. Проверка домашнего задания 1. Лингвистическая разминка ( синтаксический разбор предложения) ^ 2. Задание «Расшифруй выражение» < Приложение 3>. Учитель. Ребята! А сейчас мы проверим, как вы знаете части слова. Вам необходимо «собрать» известное выражение и объяснить его значение. 3. Работа с классом по схеме морфемного состава слова < Приложение 2 >. Ответ ученика по схеме. Проверка работающего у доски над заданием «Расшифруй выражение». Учитель. Итак, какое выражение зашифровано на доске? Дети. У сильного всегда бессильный виноват. ^ Какие условные знаки помогли определить нужную последовательность карточек? Д. Правильно «собрать» это предложение мне помогли символы, обозначающие морфемы слова. ^ Как вы понимаете её смысл? Д. Очень часто те, кто сильнее, винят и обижают тех, кто слабее и беспомощнее их. У. А как называется такое выражение? Д. Это крылатое выражение. У. Кому принадлежат эти слова? ^ Это строки из знаменитой басни И.А.Крылова «Волк и Ягнёнок» ( переход к теме урока) Ш. Объяснение нового материала 1. Слово учителя. У. Сегодня у нас необычный урок, когда взаимодействуют два предмета. Сегодня от вас потребуются ваши знания, ваша смекалка и сообразительность, ваше творческое воображение. Ведь тема урока – «Фразеологизмы. Крылатые слова и выражения». А помогут нам знаменитые басни И.А.Крылова, подарившие русскому народу несметное богатство – фразеологизмы и крылатые выражения. -3- На уроке мы не только расширим ваши знания о фразеологизмах и крылатых выражениях, но и обратимся к истории некоторых из них, внимательно вчитаемся в прекрасные строки крыловских басен и научимся правильно употреблять в речи эти устойчивые выражения. Запись темы урока и эпиграфов. 2. Понятие об устойчивых сочетаниях слов ( фразеологизмах ). У. Сравните сочетания слов в левой и правой колонке ( запись на доске) < Приложение 1> В какой колонке записаны свободные сочетания, а в какой – несвободные? Д. В сочетаниях второй колонки слова потеряли своё прямое значение. Такое сочетание имеет особое значение, и его можно заменить одним словом: вешать голову – огорчаться; гонять лодыря – бездельничать; клевать носом – дремать. Это и есть несвободные сочетания. ^ Устойчивые ( или несвободные) сочетания называются фразеологизмами. Словарная работа. ( на доске) Фразеология ( гр. phrasis – выражение и logos – учение ) – раздел науки о языке, изучающий устойчивые сочетания слов. А какие вы знаете фразеологизмы? ^ Бить баклуши, ломать голову, зарубить на носу и т.д. У. Русский язык богат фразеологизмами. Они украшают нашу речь, делают её яркой и выразительной. А теперь давайте немножко поиграем. Я называю слово, а вы - фразеологизм, в состав которого оно входит. Побеждает тот, кто последним произнесёт фразу. Итак, рука ( один, дело и т.п. ) Работа с упр. 698 ( сборник заданий) Замена фразеологизмов синонимичным словом. Подведение итогов. Мы видим, как много фразеологизмов в русском языке. Но не только фразеологизмами богат наш родной язык. Как прекрасны и точны крылатые слова и выражения! ^ ( на доске) Афоризмы – это образные цитаты из литературных произведений. Сегодня на уроке мы отправимся в гости к героям басен И.А.Крылова и познакомимся с некоторыми афоризмами и их значением. Но сначала – историческая справка. ^ Историческая справка об И.А.Крылове. У. А теперь я приглашаю вас в театр. Это не совсем обычный театр. Ваши одноклассники приготовили сюрприз – кукольный спектакль по басням И.А.Крылова. Сейчас вы будете не только смотреть спектакль, но и искать афоризмы. Задача: выписывать в тетрадь афоризмы и объяснять их значение. ^ 1. У. Басня «Стрекоза и Муравей» была напечатана в 1808 году. Это одна из самых известных и любимых нами басен. Инсценировка басни Какой афоризм вы нашли в этой басне? ^ Ты всё пела? это дело: Так поди же, попляши! У. Как вы понимаете эти строки и в каком случае мы их употребляем сегодня? Д. В этих словах – осуждение лени и легкомысленности. А употребляем мы их, когда хотим упрекнуть человека за его бездеятельность. У. Верно. Наш спектакль продолжается. Впервые эта басня напечатана в 1811 году. В этой басне высмеян Государственный совет, преобразованный в 1810 году Александром 1. Четыре департамента совета должны были провести ряд реформ. Однако всё свелось к пустым разговорам. Историк М. Корф писал: «Известно, что продолжительным прениям о том, как их рассадить, и даже нескольким последовавшим пересадкам мы обязаны остроумною баснью Крылова «Квартет». Инсценировка басни. А какой афоризм вы записали из этой басни? -4- ^ А вы друзья, как ни садитесь, Всё в музыканты не годитесь. У. О чём эти строки? Д. Мы говорим их сегодня, когда люди берутся не за своё дело и не могут организовать свою работу. У. А эти знаменитые крыловские строки из басни «Две собаки» не утратили актуальности и сегодня. Что это за строки? Инсценировка басни. ^ Как счастье многие находят Лишь тем, что хорошо на задних лапках ходят! Вывод У. Таким образом, мы узнали много интересного о фразеологизмах и афоризмах. И помогли нам герои крыловских басен. ^ 1. Беседа с учащимися. У. Ребята, что нового мы узнали на уроке? Д. Мы познакомились с фразеологизмами и афоризмами. У. Чем же отличаются фразеологизмы от афоризмов? ^ Фразеологизмы – это устойчивые несвободные сочетания, а афоризмы – это образные авторские выражения из художественных произведений. У. Какой афоризм вам показался наиболее интересным и почему? ^ Ответы учащихся У. А теперь давайте обратимся к эпиграфам < Приложение 1 > и объясните, почему их два .Как они связаны между собой? Д. Эти слова очень подходят к нашему уроку, ведь русский баснописец И.А.Крылов подарил русскому языку огромное количество крылатых слов и выражений. У. Знать их бывает очень важно. Они украшают нашу речь, делают её образной, яркой. Но для того, чтобы их грамотно употреблять в своей речи, мы должны знать значение этих слов и выражений. И в этом нам помогут словари и книги по истории фразеологизмов. ( демонстрация фразеологического словаря и другой литературы со стенда) 2. Борьба за чистоту языка. У. В течение многих веков русский народ хранил этот великий дар – русский язык. И наш долг – беречь его, заботиться о нём. Пора бросить эти жаргонные слова! Ведь только тот, кто умеет правильно и красиво говорить и писать, только тот, кто бережно обращается со словами русского языка, может считать себя образованным человеком. Вспоминаются слова Анны Ахматовой, сказанные в трудном 1942 году: ^ Великое русское слово. Свободным и чистым тебя пронесём И внукам дадим, и от плена спасём навеки. 3. Оценки. Д/з: используя материалы урока и тексты басен И.А.Крылова, написать творческую работу «Мой школьный день», используя не менее 7 афоризмов. -5- ^ У. Урок мы начали с крылатого выражения, взятого из басни И.А.Крылова «Волк и Ягнёнок». Пусть же её название поможет нам подвести итог урока. Если вам было интересно на уроке, если вы узнали что-то новое, поднимите ягнёнка. А если урок вам не понравился, он показался вам скучным, то поднимите волка. ^ 1. Бабайцева В. В. Русский язык. Теория. 5 – 11 классы: Учебник для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев с углублённым изучением русского языка. – М.: Дрофа, 2002 2. Вартаньян Э.Д. Из жизни слов. – М.: Гос. изд-во Детской Литературы, 1963 3. Вартаньян Э.Д. Эти мудрёные слова. – М.: Детская литература, 1980 4. Крылов И.А. Басни. – М.: Детская литература, 1983 5. Михневич А. Е. В глубь слова человеческого. – Мн.: Нар. асвета, 1982 6. Молотков А.И. и др. Фразеологический словарь русского языка. – М.: Русский язык, 1986 7. Русский язык: Сборник заданий. 5 класс: Пособие для школ и классов с углублённым изучением русского языка к учебнику В.В. Бабайцевой «Русский язык. Теория. 5 – 11 классы» / В.В. Бабай- цева, А.В. Глазков, М.В. Дубровина и др. – М.: Дрофа, 2000 8. Энциклопедический словарь юного филолога / Сост. М. В. Панов. – М.: Педагогика, 1984 Самоанализ интегрированного урока русского языка и литературы «Фразеологизмы. Крылатые слова и выражения» Данный урок занимает ведущее место в разделе «Лексика». Он связан и с предыдущим разделом « Морфемика» , т.к. для решения игровой задачи «Расшифруй пословицу» было необходимо знание частей слова, и с темой «Басни И.А.Крылова» по литературе», т.к. изучение нового материала основывалось на текстах крыловских басен. Этот урок «работает» на последующие уроки, ведь знание фразеологизмов и крылатых выражений способствует обогащению словарного запаса учащихся, развивает культуру речи, что так необходимо в современных условиях. Специфика урока заключается в том, что он способствует развитию межпредметных связей, углубляет знания учащихся по русскому языку, учит самостоятельно мыслить и делать выводы. Это урок сообщения новых знаний. Цели урока ставились следующие: познакомить с понятиями «фразеологизм», «крылатые выражения» ; расширить представления учащихся об истории фразеологизмов ; обучить навыкам нахождения фразеологизмов в художественном тексте; развивать навыки выразительного чтения; пробудить интерес к личности И.А.Крылова Основная дидактическая цель реализовывалась следующим образом: учтены все требования программы; учащиеся заинтересовались материалом, работали увлечённо; в ходе урока задания усложнялись ( от простого к сложному) Были учтены и задачи развития: учащиеся вовлечены в совершение мыслительных операций. Основные принципы дидактики были соблюдены: использовалась наглядность, учащиеся активно работали вместе с учителем; материал подбирался с учётом доступности для этого возраста; теория и практика были связаны между собой. Решались воспитательные задачи: подбор дидактического материала помог реализовать воспитательную цель - формирование интереса к творчеству И.Крылова и к литературе в целом. Учащиеся работали активно, с интересом. Обращалось внимание на культуру речи ( особо актуально). Домашнее задание соответствует теме урока и уровню обученности. Была проведена рефлексия. Я считаю, что поставленные цели и задачи реализовать удалось. |
![]() | Урок русского языка на тему «Исторические изменения в составе слова» Цели: обучить навыкам морфемного анализа состава слова; познакомить учащихся с исторически | ![]() | Документы 1. /Заготовки для практикума/Водные системы.doc 2. /Заготовки... |
![]() | Урок литературы 11 класс на тему «Творчество Анны Ахматовой. Великая трагедия.» учителя русского языка и литературы Демченко Натальи Васильевны моу сош №2 Арзгир По начальному слову латинского текста «Reguiem aetenam dona eis Domine» «Вечный покой даруй им, Господи», заупокойная месса | ![]() | «Мой Пушкин» Интегрированный урок литературы Обобщить, углубить знания учащихся о личности и творчестве великого русского поэта А. С. Пушкина |
![]() | Курсы повышения квалификации учителей литературы и русского языка Соловьев Николай Александрович, почетный работник образования, лауреат Премии Сороса, автор статей по методике преподавания литературы... | ![]() | Урок литературы, музыки и основ православной культуры в 11 кл Несукай Марина Васильевна, учитель русского языка и литературы, моу сош №30 п. Ахтырского, Абинского района Краснодарского края |
![]() | Внеклассное мероприятие для 5-х 6-х классов в рамках «Недели русского языка и литературы» Разработан Тип внеклассного занятия: раскрытие духовного смысла сказки и постижение её внутренней логики путём исследования «живого» образного... | ![]() | Конгресс «Русская литература в формировании современной языковой личности» Организаторами конгресса являются Министерство образования и науки рф, Международная ассоциация преподавателей русского языка и литературы... |
![]() | Доценко Валентина Ивановна Нальчикского Государственного педагогического института работала учителем русского языка и литературы в с. Верхняя Жемтала Советского... | ![]() | Электронное средство обучения в преподавании русского языка и литературы лариса Генриховна Лапковская, учитель русского языка и литературы уо «Миорская госш №3» Лариса Генриховна Лапковская, учитель русского языка и литературы уо «Миорская госш №3» |