Интегрированный урок русского языка и литературы на тему «Фразеологизмы. Крылатые слова и выражения» icon

Интегрированный урок русского языка и литературы на тему «Фразеологизмы. Крылатые слова и выражения»



НазваниеИнтегрированный урок русского языка и литературы на тему «Фразеологизмы. Крылатые слова и выражения»
Дата конвертации27.08.2012
Размер107.16 Kb.
ТипУрок

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Гимназия №3 г. Белгорода»


Интегрированный урок русского языка и литературы на тему

«Фразеологизмы. Крылатые слова и выражения»

5 класс


Учитель

Штальман

Елена Яковлевна


г. Белгород, 2007


- 2 -

Цели: познакомить с понятиями «фразеологизм», «крылатые выражения» ; расширить

представления учащихся об истории фразеологизмов ; обучить навыкам нахождения

фразеологизмов в художественном тексте и употребления в речи; развивать навыки

выразительного чтения; пробудить интерес к личности И.А.Крылова

Задачи: повторить состав слова; развивать навыки учащихся самостоятельно находить

афоризмы в художественном тексте; производить синонимическую замену

фразеологизмов ; тренировать орфографические и пунктуационные навыки учащихся;

развивать кругозор учащихся; пропагандировать культуру речи.

^ Тип урока: объяснение нового

Формы и методы: монологическое высказывание по опорной таблице; фронтальный опрос;

нахождение языкового явления; фразеологические упражнения; пунктуационный

разбор; орфографическая работа; подбор синонимов; игровая работа

Приёмы: повторение пройденного; объяснение учителя; беседа по вопросам; словарная работа;

тренировочные упражнения; работа над культурой речи; реализация межпредметных

связей

Оборудование: доска < Приложение 1 > , портрет И.А.Крылова , иллюстрации учащихся,

стенд с книгами, схема морфемного состава слова <Приложение 2 >, задание

«Расшифруй пословицу» <Приложение 3 >, ширма, куклы для спектакля ^ Ход урока

I. Организационный момент


II. Проверка домашнего задания

1. Лингвистическая разминка ( синтаксический разбор предложения)

^ И.А.Крылов – т…лан…ливый рус…кий б…снописец.

2. Задание «Расшифруй выражение» < Приложение 3>.

Учитель. Ребята! А сейчас мы проверим, как вы знаете части слова. Вам необходимо «собрать»

известное выражение и объяснить его значение.

3. Работа с классом по схеме морфемного состава слова < Приложение 2 >.

Ответ ученика по схеме.

Проверка работающего у доски над заданием «Расшифруй выражение».

Учитель.
Итак, какое выражение зашифровано на доске?

Дети. У сильного всегда бессильный виноват.

^ У. Какие условные знаки помогли определить нужную последовательность карточек?

Д. Правильно «собрать» это предложение мне помогли символы, обозначающие морфемы слова.

^ У. Как вы понимаете её смысл?

Д. Очень часто те, кто сильнее, винят и обижают тех, кто слабее и беспомощнее их.

У. А как называется такое выражение?

Д. Это крылатое выражение.

У. Кому принадлежат эти слова?

^ Д. Это строки из знаменитой басни И.А.Крылова «Волк и Ягнёнок»

( переход к теме урока)

Ш. Объяснение нового материала

1. Слово учителя.

У. Сегодня у нас необычный урок, когда взаимодействуют два предмета. Сегодня от вас потребуются ваши знания, ваша смекалка и сообразительность, ваше творческое воображение.

Ведь тема урока – «Фразеологизмы. Крылатые слова и выражения». А помогут нам знаменитые басни И.А.Крылова, подарившие русскому народу несметное богатство – фразеологизмы и крылатые выражения.


-3-

На уроке мы не только расширим ваши знания о фразеологизмах и крылатых выражениях, но и

обратимся к истории некоторых из них, внимательно вчитаемся в прекрасные строки крыловских басен и научимся правильно употреблять в речи эти устойчивые выражения.

Запись темы урока и эпиграфов.

2. Понятие об устойчивых сочетаниях слов ( фразеологизмах ).

У. Сравните сочетания слов в левой и правой колонке ( запись на доске) < Приложение 1>

В какой колонке записаны свободные сочетания, а в какой – несвободные?

Д. В сочетаниях второй колонки слова потеряли своё прямое значение. Такое сочетание имеет особое значение, и его можно заменить одним словом: вешать голову – огорчаться; гонять лодыря – бездельничать; клевать носом – дремать. Это и есть несвободные сочетания.

^ У. Устойчивые ( или несвободные) сочетания называются фразеологизмами.

Словарная работа. ( на доске)

Фразеология ( гр. phrasis – выражение и logos – учение ) – раздел науки о языке, изучающий устойчивые сочетания слов.

А какие вы знаете фразеологизмы?

^ Д. Бить баклуши, ломать голову, зарубить на носу и т.д.

У. Русский язык богат фразеологизмами. Они украшают нашу речь, делают её яркой и выразительной. А теперь давайте немножко поиграем. Я называю слово, а вы - фразеологизм, в состав которого оно входит. Побеждает тот, кто последним произнесёт фразу.

Итак, рука ( один, дело и т.п. )

Работа с упр. 698 ( сборник заданий) Замена фразеологизмов синонимичным словом.

Подведение итогов.

Мы видим, как много фразеологизмов в русском языке. Но не только фразеологизмами богат наш родной язык. Как прекрасны и точны крылатые слова и выражения!

^ Словарная работа ( на доске)

Афоризмы – это образные цитаты из литературных произведений.

Сегодня на уроке мы отправимся в гости к героям басен И.А.Крылова и познакомимся с некоторыми афоризмами и их значением. Но сначала – историческая справка.

^ Д. Историческая справка об И.А.Крылове.

У. А теперь я приглашаю вас в театр. Это не совсем обычный театр. Ваши одноклассники приготовили сюрприз – кукольный спектакль по басням И.А.Крылова. Сейчас вы будете не только смотреть спектакль, но и искать афоризмы.

Задача: выписывать в тетрадь афоризмы и объяснять их значение.

^ IV. Закрепление.

1. У. Басня «Стрекоза и Муравей» была напечатана в 1808 году. Это одна из самых известных и любимых нами басен.

Инсценировка басни

Какой афоризм вы нашли в этой басне?

^ Д. Ты всё пела? это дело:

Так поди же, попляши!

У. Как вы понимаете эти строки и в каком случае мы их употребляем сегодня?

Д. В этих словах – осуждение лени и легкомысленности. А употребляем мы их, когда

хотим упрекнуть человека за его бездеятельность.

У. Верно. Наш спектакль продолжается.

Впервые эта басня напечатана в 1811 году. В этой басне высмеян Государственный

совет, преобразованный в 1810 году Александром 1. Четыре департамента совета должны были провести ряд реформ. Однако всё свелось к пустым разговорам. Историк М. Корф писал: «Известно, что продолжительным прениям о том, как их рассадить, и даже нескольким последовавшим пересадкам мы обязаны остроумною баснью Крылова «Квартет».

Инсценировка басни.

А какой афоризм вы записали из этой басни?


-4-

^ Д. А вы друзья, как ни садитесь,

Всё в музыканты не годитесь.

У. О чём эти строки?

Д. Мы говорим их сегодня, когда люди берутся не за своё дело и не могут организовать свою работу.

У. А эти знаменитые крыловские строки из басни «Две собаки» не утратили актуальности и сегодня. Что это за строки?

Инсценировка басни.

^ Д. Как счастье многие находят

Лишь тем, что хорошо на задних лапках ходят!

Вывод

У. Таким образом, мы узнали много интересного о фразеологизмах и афоризмах. И помогли нам герои крыловских басен.

^ V. Итоги урока.

1. Беседа с учащимися.

У. Ребята, что нового мы узнали на уроке?

Д. Мы познакомились с фразеологизмами и афоризмами.

У. Чем же отличаются фразеологизмы от афоризмов?

^ Д. Фразеологизмы – это устойчивые несвободные сочетания, а афоризмы – это образные авторские выражения из художественных произведений.

У. Какой афоризм вам показался наиболее интересным и почему?

^ Д. Ответы учащихся

У. А теперь давайте обратимся к эпиграфам < Приложение 1 > и объясните, почему их два .Как они связаны между собой?

Д. Эти слова очень подходят к нашему уроку, ведь русский баснописец И.А.Крылов подарил русскому языку огромное количество крылатых слов и выражений.

У. Знать их бывает очень важно. Они украшают нашу речь, делают её образной, яркой. Но для того, чтобы их грамотно употреблять в своей речи, мы должны знать значение этих слов и выражений. И в этом нам помогут словари и книги по истории фразеологизмов.

( демонстрация фразеологического словаря и другой литературы со стенда)


2. Борьба за чистоту языка.

У. В течение многих веков русский народ хранил этот великий дар – русский язык. И наш

долг – беречь его, заботиться о нём. Пора бросить эти жаргонные слова! Ведь только тот,

кто умеет правильно и красиво говорить и писать, только тот, кто бережно обращается со

словами русского языка, может считать себя образованным человеком.

Вспоминаются слова Анны Ахматовой, сказанные в трудном 1942 году:

^ И мы сохраним тебя, русская речь,

Великое русское слово.

Свободным и чистым тебя пронесём

И внукам дадим, и от плена спасём

навеки.


3. Оценки.

Д/з: используя материалы урока и тексты басен И.А.Крылова, написать творческую работу

«Мой школьный день», используя не менее 7 афоризмов.


-5-

^ VI. Рефлексия.

У. Урок мы начали с крылатого выражения, взятого из басни И.А.Крылова «Волк и Ягнёнок». Пусть же её название поможет нам подвести итог урока.

Если вам было интересно на уроке, если вы узнали что-то новое, поднимите ягнёнка. А если урок вам не понравился, он показался вам скучным, то поднимите волка.


^ Список использованной литературы


1. Бабайцева В. В. Русский язык. Теория. 5 – 11 классы: Учебник для общеобразовательных школ,

гимназий, лицеев с углублённым изучением русского языка. – М.: Дрофа, 2002

2. Вартаньян Э.Д. Из жизни слов. – М.: Гос. изд-во Детской Литературы, 1963

3. Вартаньян Э.Д. Эти мудрёные слова. – М.: Детская литература, 1980

4. Крылов И.А. Басни. – М.: Детская литература, 1983

5. Михневич А. Е. В глубь слова человеческого. – Мн.: Нар. асвета, 1982

6. Молотков А.И. и др. Фразеологический словарь русского языка. – М.: Русский язык, 1986

7. Русский язык: Сборник заданий. 5 класс: Пособие для школ и классов с углублённым изучением

русского языка к учебнику В.В. Бабайцевой «Русский язык. Теория. 5 – 11 классы» / В.В. Бабай-

цева, А.В. Глазков, М.В. Дубровина и др. – М.: Дрофа, 2000

8. Энциклопедический словарь юного филолога / Сост. М. В. Панов. – М.: Педагогика, 1984


Самоанализ интегрированного урока русского языка и литературы

«Фразеологизмы. Крылатые слова и выражения»


Данный урок занимает ведущее место в разделе «Лексика». Он связан и с предыдущим разделом « Морфемика» , т.к. для решения игровой задачи «Расшифруй пословицу» было необходимо знание частей слова, и с темой «Басни И.А.Крылова» по литературе», т.к. изучение

нового материала основывалось на текстах крыловских басен. Этот урок «работает» на последующие уроки, ведь знание фразеологизмов и крылатых выражений способствует обогащению словарного запаса учащихся, развивает культуру речи, что так необходимо в современных условиях.

Специфика урока заключается в том, что он способствует развитию межпредметных связей, углубляет знания учащихся по русскому языку, учит самостоятельно мыслить и делать выводы.

Это урок сообщения новых знаний.

Цели урока ставились следующие:

познакомить с понятиями «фразеологизм», «крылатые выражения» ; расширить

представления учащихся об истории фразеологизмов ; обучить навыкам

нахождения фразеологизмов в художественном тексте; развивать навыки

выразительного чтения; пробудить интерес к личности И.А.Крылова

Основная дидактическая цель реализовывалась следующим образом: учтены все требования программы; учащиеся заинтересовались материалом, работали увлечённо; в ходе урока задания усложнялись ( от простого к сложному)

Были учтены и задачи развития: учащиеся вовлечены в совершение мыслительных операций.

Основные принципы дидактики были соблюдены: использовалась наглядность, учащиеся активно работали вместе с учителем; материал подбирался с учётом доступности для этого возраста; теория и практика были связаны между собой.

Решались воспитательные задачи: подбор дидактического материала помог реализовать воспитательную цель - формирование интереса к творчеству И.Крылова и к литературе в целом.

Учащиеся работали активно, с интересом. Обращалось внимание на культуру речи ( особо актуально).

Домашнее задание соответствует теме урока и уровню обученности.

Была проведена рефлексия.

Я считаю, что поставленные цели и задачи реализовать удалось.




Похожие:

Интегрированный урок русского языка и литературы на тему «Фразеологизмы. Крылатые слова и выражения» iconУрок русского языка на тему «Исторические изменения в составе слова»
Цели: обучить навыкам морфемного анализа состава слова; познакомить учащихся с исторически
Интегрированный урок русского языка и литературы на тему «Фразеологизмы. Крылатые слова и выражения» iconДокументы
1. /Заготовки для практикума/Водные системы.doc
2. /Заготовки...

Интегрированный урок русского языка и литературы на тему «Фразеологизмы. Крылатые слова и выражения» iconУрок литературы 11 класс на тему «Творчество Анны Ахматовой. Великая трагедия.» учителя русского языка и литературы Демченко Натальи Васильевны моу сош №2 Арзгир
По начальному слову латинского текста «Reguiem aetenam dona eis Domine» «Вечный покой даруй им, Господи», заупокойная месса
Интегрированный урок русского языка и литературы на тему «Фразеологизмы. Крылатые слова и выражения» icon«Мой Пушкин» Интегрированный урок литературы
Обобщить, углубить знания учащихся о личности и творчестве великого русского поэта А. С. Пушкина
Интегрированный урок русского языка и литературы на тему «Фразеологизмы. Крылатые слова и выражения» iconКурсы повышения квалификации учителей литературы и русского языка
Соловьев Николай Александрович, почетный работник образования, лауреат Премии Сороса, автор статей по методике преподавания литературы...
Интегрированный урок русского языка и литературы на тему «Фразеологизмы. Крылатые слова и выражения» iconУрок литературы, музыки и основ православной культуры в 11 кл
Несукай Марина Васильевна, учитель русского языка и литературы, моу сош №30 п. Ахтырского, Абинского района Краснодарского края
Интегрированный урок русского языка и литературы на тему «Фразеологизмы. Крылатые слова и выражения» iconВнеклассное мероприятие для 5-х 6-х классов в рамках «Недели русского языка и литературы» Разработан
Тип внеклассного занятия: раскрытие духовного смысла сказки и постижение её внутренней логики путём исследования «живого» образного...
Интегрированный урок русского языка и литературы на тему «Фразеологизмы. Крылатые слова и выражения» iconКонгресс «Русская литература в формировании современной языковой личности»
Организаторами конгресса являются Министерство образования и науки рф, Международная ассоциация преподавателей русского языка и литературы...
Интегрированный урок русского языка и литературы на тему «Фразеологизмы. Крылатые слова и выражения» iconДоценко Валентина Ивановна
Нальчикского Государственного педагогического института работала учителем русского языка и литературы в с. Верхняя Жемтала Советского...
Интегрированный урок русского языка и литературы на тему «Фразеологизмы. Крылатые слова и выражения» iconЭлектронное средство обучения в преподавании русского языка и литературы лариса Генриховна Лапковская, учитель русского языка и литературы уо «Миорская госш №3»
Лариса Генриховна Лапковская, учитель русского языка и литературы уо «Миорская госш №3»
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов