Блестящее сопрано медсестры icon

Блестящее сопрано медсестры



НазваниеБлестящее сопрано медсестры
Дата конвертации27.08.2012
Размер39.88 Kb.
ТипДокументы

Блестящее сопрано медсестры


«Санкт-Петербургские ведомости» 18 июня 2005 год

Светлана Рухля

«Вас ведь предупреждали, что без высшего музыкального образования в театр не возьмут?» — повторил директор театра оперы и балета им. С. М. Кирова. И Агнии вдруг показалось, что эти слова будут преследовать её всю жизнь. «Да не могу я взять вас в театр, не имею права!» — будто бы самого себя убеждал Асланов, а на столе лежал вердикт комиссии: «Блестящее лирико-колоратурное сопрано… имеет право работать в театре», подписанный выдающимися музыкантами — Преображенской, Пазовским, Андреевым, Нэлеппом. Позже она узнала, что именно Павел Захарович Андреев сумел-таки настоять на ее приеме в театр…




Агния Каракосова родилась в Петербурге 12 декабря 1907 года. В доме словно колокольчики развесили — с утра до вечера звенел легкий голосок. Но родители, придерживающиеся консервативных взглядов, не могли и представить, чтобы младшая дочь стала артисткой. А она, дожидаясь занятий в школьном хоре, по слуху пела понравившиеся оперные арии, и на церковных службах — семья жила около церкви Михаила Архангела — с замирающим сердцем наблюдала, как красиво дирижировал хором прославленный баритон академической оперы Николай Куклин. Скоро под церковными сводами зазвучит и её голос…

Повзрослев, Агния закончила медтехникум, вышла замуж за врача Лазовского, устроилась медсестрой на фабрику им. Самойловой. «Ваш голос поставлен от природы!» — сказал ей руководитель фабричной самодеятельности, известный в прошлом солист Мариинского театра Александр Смирнов. И начал разучивать с Агнией дуэты из опер Верди и Доницетти. В жизни наступали кардинальные изменения. В 1938 году обладательницу первой премии городской олимпиады художественной самодеятельности направляют в Москву на конкурс «Лучшая самодеятельность СССР» — и вновь победа. Но в Ленинграде ей снова было велено ждать решения комиссии в доме творчества.

Как-то, проходя мимо Кировского театра, Агния встретила Куклина, и так как он был в комиссии, спросила: «Николай Никанорович, а мне куда?» Он, развернув ее лицом к театру, широко улыбнулся: «А Вам сюда».

Легко сказать! Дореволюционные дебюты, не требовавшие специального образования, остались в прошлом. С трудом Агния получила разрешение на прослушивание, записалась на конкурс вакансий. Но все эти хлопоты были ничто в сравнении с сопровождавшими их словами: «Вас все равно не возьмут! И будут очень пристрастны!»

К ней и были пристрастны, но едва допела арию Виолетты из вердиевской «Травиаты» зааплодировали оркестранты. И… как киноплёнка из чужой жизни — мужской голос из хора: «Молодец! Всех уложила!», затем недоверчивый взгляд Софьи Преображенской: «Ты правда нигде не училась?». И Павел Андреев, поцеловавший её в лоб со словами: «Искра Божья!»


Так медсестра Агния Лазовская стала солисткой оперного театра. Она дебютировала в опере П. И Чайковского «Пиковая дама».
Крохотная партия Прилепы не представляла никакой трудности, но голос едва повиновался. На негнущихся ногах уходила она за кулисы, а в мозгу стучало: «Спеть бы Виолетту в спектакле и можно… хоть умереть!» Виолетту она споёт уже осенью 1939 в филиале театра, по приглашению самого Печковского, ставшего его руководителем…

Агния готовила все три женские партии в опере Оффенбаха «Сказки Гофмана», когда началась война. В составе фронтовой бригады певица оказалась на Ленинградском и Волховском фронтах, а затем вместе с театром эвакуировалась в Молотов, как в те годы называлась Пермь.

В молотовской опере Агния Лазовская задержалась на шесть лет — она спела центральные партии лирико-колоратурного сопрано, получила звание заслуженной артистки. В многочисленных рецензиях отмечалась не только блестящая вокальная техника певицы, но и ее незаурядные актёрские данные. Рецензент газеты «Наш театр» писал: «Слушая Виолетту — Лазовскую нужно, не отрываясь смотреть на нее, и тогда не знаешь, что сильнее, чему отдать предпочтение». В унисон ему и строки Мариэтты Шагинян: «Певшая Иоланту Лазовская дала трогательный образ слепой от рождения девушки. Мир в его красках и формах не существует для нее, она не знает, что такое свет, и она — привыкшая к вечной ночи — не хочет видеть… И вот приходит любовь. Пробуждается желание увидеть мир. Рождается решимость на боль, на риск, на опасную операцию, чтоб прозреть. Всю гамму этих чувств, переход от спокойной слепоты к острой боли сознания ее, от боязни к решимости — отражает правдиво и точно, в верном жесте, в правдивой мимике великолепная игра Лазовской».

Но затянувшаяся «командировка» заканчивалась. 10 февраля 1950 года директор Кировского театра обратился с письмом в Главное управление музыкальных театров при Совете Министров СССР, в котором были такие строки: «Принимая во внимание необходимость пополнения и обновления нашей оперной труппы, просим Вас оказать содействие к переводу тов. Лазовской А. А. в наш театр… Дополнительно сообщаем, что т. Лазовская А. А. работала до 1944 года в нашем театре и была оставлена временно в Молотове по просьбе местных организаций».

Молотов нехотя прощался со своей любимицей. «Не прощайте, до свидания!» — будто веря в действующую силу примет, говорили зрители прощального концерта.

В 1951 году Театр им. Кирова поставил оперу советского композитора Л. Степанова «Иван Болотников». Лазовская исполнила в ней очень сложную в вокальном отношении партию Ирины Шаховской, уже знакомую ей по постановке молотовского театра. Музыковед Ю. Келдыш писал в газете «За советское искусство»: «Театр приложил большие усилия к тому, чтобы подать оперу Л. Степанова насколько можно выгоднее. Нельзя ставить в вину талантливой артистке А. А. Лазовской, что она своим выразительным исполнением ещё более способствовала преображению образа Ирины Шаховской в основной, центральный по значению образ всего произведения».

За партию Шаховской певица получила Государственную премию.

Но главное — возвращение в Ленинград подарило встречу с Георгием Куровским, прекрасным драматическим актёром, незабываемым Вронским ленинградской сцены. Долгие их совместные годы были очень счастливыми…

Мир не рукоплескал советским певцам времён «железного занавеса». Случись их карьера в дореволюционной России, они были бы обречены на мировую славу. А так солисты бывшего императорского театра довоенных и послевоенных десятилетий остались «местным достоянием».

Агнии Лазовской не стало 30 декабря 2000 года. Не хватило каких-то суток, чтобы перешагнуть в новый век…




Похожие:

Блестящее сопрано медсестры iconДокументы
1. /Bodstein F. Две вариации и блестящее рондо.pdf
Блестящее сопрано медсестры iconЦели: рассказать о строении зуба
Эмаль это твердое, гладкое, блестящее вещество, содержащее 97 минеральных веществ. Она защищает зуб от износа, после повреждения...
Блестящее сопрано медсестры iconШоу инопланетян
Лирико-колоратурное сопрано. Лауреат российских и международных конкурсов. Живое исполнение 15 минут (3 композиции) под минус. Популярные...
Блестящее сопрано медсестры iconЯрослава Пулинович
Алена – пышногрудая полная девица достает из упаковки новое белье – черное, блестящее, со стразами, явно купленное на китайском рынке,...
Блестящее сопрано медсестры icon180 лет со дня рождения Льва
Его мать, урожденная княжна Волконская, умерла, когда Толстому не было еще двух лет, но по рассказам членов семьи он хорошо представлял...
Блестящее сопрано медсестры iconДокументы
1. /Уход за больными/курсач-Медсестры.rtf
2. /Уход...

Блестящее сопрано медсестры iconДокументы
1. /Уход за больными/курсач-Медсестры.rtf
2. /Уход...

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов