Пастор И. Госснер и его последователи в России icon

Пастор И. Госснер и его последователи в России



НазваниеПастор И. Госснер и его последователи в России
страница1/4
Дата конвертации27.08.2012
Размер494.5 Kb.
ТипДокументы
  1   2   3   4



Пастор И.Госснер и его последователи в России.


Иоганн Евангелиста Госснер (Gossner Johannes Evangelista 14.12.1773 – 30.3.1858) был сыном набожного католического крестьянина в Южной Германии (Швабия). В его семье было 10 детей. И.Госснер учился в гимназии Санкт-Сальватор в Аугсбуре, семинарии в Диллингене (философия и физика), а затем в Ингольшадте (теософия). Здесь одним из его учителей был И.М.Зайлер. В это время И.Госснер лишился родителей и испытал серьезные материальные затруднения. В 1796 году он был посвящен в пасторы и после трехмесячного обучения в семинарии в Фафанхаузене стал капелланом в Штофенриде, а затем Нойбурге. Молодой священник много внимания обращал на благочестие своей общины и не пытался критически рассматривать царившие в католической церкви порядки. Но со временем он начал задумываться и пришел к выводу, что идет по неверному пути. В 1797 году И.Госснер записал в своем дневнике, что за 14 лет он сменил множество учителей, но надо было учиться у Господа.1

Изменение в религиозных взглядах И.Госснера произвели два священника движения «пробужденных». Они познакомили молодого пастора со взглядами их наставника М.Бооса. Эти священники попросили И.Госснера написать письмо М.Боосу, в то время находившемуся в заключении. Между ними завязалась переписка. Под воздействием писем М.Бооса И.Госснер приобретал все больше уверенности в верности пути «пробужденных». На Троицу 1798 году И.Госснер произнес проповедь, получившую широкую известность. «Иисус уже отобрал своих последователей, и вы должны почувствовать Христа в себе и себя предстоящими перед престолом Господа. Я хочу, чтобы вы оставили свои хижины и устремились к Господу», - говорил молодой капеллан. Изменения религиозных взглядов И.Госснера стали широко известны.2 Благодаря М.Боосу, И.Госснер в 1798 году был назначен капелланом к еще одному видному «пробужденному» Михаэлю Фененбергу. Вскоре И.Госснер окончательно осознал, что его взгляды соответствуют религиозному направлению его новых друзей. Он присоединился к работе «пробужденных». В апреле 1801 года И.Госснер был направлен в качестве соборного капеллана в Аугсбург, где вместе с другими молодыми священниками попал под подозрение властей.

В 1802 году в результате интриг иезуитов И.Госснер был привлечен к духовному суду. Ему пришлось дать подписку в том, что он не будет отступать от католического учения и в будущем не станет противиться церкви. Но его все равно приговорили к восьми неделям заключения в тюрьме для священников. После освобождения пастор переехал в Австрию. С этого времени у И.Госснера появилось ощущение, что «мать - церковь относится к нему, как мачеха». В его проповедях зазвучала возвышенная мистика. И.Госснер мечтал о братской общине, где бы все придерживались единых взглядов и можно было бы молиться, находясь вдали от мира и вернуться ко временам Апостолов.
Он считал, что ничего человеческого в богослужении быть не должно, одно только Слово Божье. Кроме Нового Завета он не признавал никаких других источников вероучения. Мысли о новом сообществе не были у И.Госснера еще четко оформлены. Главными чертами его новых убеждений были любовь к Иисусу Христу и к своим единомышленникам, вера в Христа, только через которого можно уничтожить грехи. «Очевидно, что для Папы и епископов важно только получить обратно свою власть и богатство, пышность богослужений и независимость духовенства. Никто среди них не заботится о сути религии», - писал И.Госснер в своем дневнике.3

Изменения политической ситуации в Баварии привели к тому, что И.Госснеру дали богатый приход у Тирольских гор. К этому времени ярко проявился его талант проповедника. Чтобы послушать И.Госснера люди приезжали из самых далеких уголков Германии. Здесь была написана первая книга И.Госснера «Сердце человека храм Бога или жилище сатаны» (Das Hers des Mehschen ein Tempel Gottes, Oder eine Werkstatte des Satana), сразу получившая известность. В 1811 году из-за болезни И.Госснер вынужден был покинуть эту должность и стал секретарем евангельского общества в Базеле. И здесь люди разных классов и сословий посещали его проповеди. Вместе стояли офицеры, музыканты, балерины, мясники, торговцы, крестьяне, служащие, врачи их и больные. И.Госснер стал активным членом «Библейского общества», он сделал перевод Библии и составил комментарии к Евангелию «Дух жизни и учения Иисуса Христа в Новом Завете». Совместно с В.Ю.Крюднер И.Госснер учредил общество «Религиозных трактатов». После того как Бавария заключила конкордат с Римом, иезуиты вновь начали преследовать И.Госснера и в 1819 году добились того, что у него вновь отобрали приход.4 Для того чтобы выйти из сферы их влияния, надо было перебраться в Пруссию, где король был протестантом.

В 1819 году И.Госснер стал преподавателем богословия в Дюссельдорфе. Когда друзья провожали пастора на новое место, его спросили о том, что тогда волновало всех, скоро ли ожидается второе пришествие Господне ? И.Госснер ответил, что не знает о планах Господа, но если бы он был на его месте, то пришел бы не скоро, так как этот мир полон мрака. В Дюссельдорфе И.Госснер вскоре столкнулся с трудностями. Его проповеди во Францисканской церкви подвергались критике. Местному духовному начальству пришло сообщение от Аугсбургского викария о том, что И.Госснер - опасный человек и небезупречен в моральном отношении. «Небеса в Мюнхене закончились, начался ад в Дюссельдорфе», - говорил в то время И.Госснер. Клевета и подозрения привели к тому, что Кельнский генеральный викарий потребовал от И.Госснера, чтобы он отобрал от своих учеников розданные ранее Библии. Пастор отказался это сделать. Сохранить место И.Госснеру помогла только поддержка прусского правительства. При этом он находился на испытательном сроке, и утверждать в должности его не спешили. Когда от И.Линдля поступило предложение приехать в Россию, И.Госснер немедленно согласился. Прусское правительство пыталось задержать пастора и предлагало улучшить его материальное положение, но И.Госснер уже принял решение. «Теперь я хочу понести русский крест», - писал он в письме М.Боосу.5

Описание пребывания И.Госснера в России в книге Г.Далтона начинается с главы «Четыре года в мальтийской церкви». 22 июля 1820 года страшно уставшим И.Госснер прибыл в С.-Петербург (из Германии его сопровождали экономка и кухарка). Уже на следующий день он писал своему товарищу в Берлин: «Мы прибыли живыми и здоровыми, несмотря на все сложности, трудности и несчастья, но чувство, что мы сможем проповедовать здесь Евангелие стерло все раны и высушило слезы с наших глаз». Уже на следующий день после своего прибытия И.Госснер смог убедится, «насколько люди в С.-Петербурге жаждут слова Божия».6

30 июля И.Госснер впервые читал проповедь в Мальтийской церкви. Уже в первый день прихожане заметили, что новый проповедник придерживается тех же взглядов, что и их прежний пастырь. Именно в Мальтийской церкви ярче всего проявили себя различия в ораторских дарованиях И.Линделя и И.Госснера. Сначала прихожане думали, что И.Линдель проповедовал лучше. Лишь позднее они поняли, что проповедь И.Госснера более глубока и благодатна. Один проповедник удачно дополнял другого.7

Г.Далтон отмечал, что у И.Госснера не было такого легкого и образного языка, но он проповедовал на уже «удобренной» почве. Его проповеди были более резкими. Пастор иногда задевал чувства своих слушателей и даже доводил их до слез. Вскоре стало понятно, что он не просто последователь И.Линделя, но и более удачливый продолжатель их общего дела. И.Госснер «спускал своих слушателей на землю из облаков», чтобы они осознали тяжесть своих грехов, «разобрались в закоулках своего темного сердца». Слушавшие нового проповедника поняли, что приобрели очень ценного учителя и наставника. В «исправлении душ» И.Госснер пошел дальше, чем его предшественник.8

Сведений о том, чему учил И.Госснер своих прихожан в С.-Петербурге, сохранилось мало. Обнаружена всего одна проповедь И.Госснера, переведенная на русский язык. Комментируя «Евангелие от Матфея», пастор сообщал своим слушателям о том, что Иисус Христос сам избирает людей, которых хочет «просветить». Из всех своих учеников на гору Фавор, где он впервые явился в Божественном облике, Иисус Христос взял лишь Петра, Иоанна и Иакова. «Он не хотел открывать всем людям свое Божественное величие, не хотел делать из своего преображения зрелище для всех своих учеников. Его слава должна была быть явлена людям, но не напрямую, а через свидетелей и только через такое их число, которое определял Закон, и должна была стать достоянием гласности только через них, этих свидетелей, лишь после Его смерти и воскресения», - говорил И.Госснер.9

В основе религиозного учения, проповедуемого И.Госснером, лежала идея о том, что человек при жизни может соединиться с Иисусом Христом. К подобной уверенности автора привело исследование Евангелия. В третьем послании апостола Павла к Эфесянам И.Госснер находил слова, легшие в основу веры «пробужденных»: «Да даст им Господь по богатству славы своей силой утвердиться Духом Его во внутреннем человеке, вселиться Христу верой в сердце их».10 В интерпретации И.Госснера это звучало так: «Существенное обстоятельство при возбуждении человека и пришествие в познании истины состоит в том, чтобы Дух Святой Иисуса Христа создал Себе в нас жилище, и Иисус Христос вошел в сердце так, чтобы прибыл с душой в истинном и неразрывном соединении».11 Обитание Иисуса Христа в человеческом сердце И.Госснер воспринимал буквально и указывал, что знает «тысячи душ, уже познавших это на своем опыте».12 «Тот, у кого в сердце Иисус, есть истинно блажен, и в общении с Ним становится день ото дня блаженнее»,13 - писал И.Госснер.

Первым этапом в движении человека к соединению с Христом было «возбуждение» и «познание истины»: «Возбуждение души и пришествие ее к познанию истины, есть и пребудет всегда великая и незаслуженная благодать».14 Но обращение к вере И.Госснер считал недостаточным. По его мнению, разум в этом деле помочь не мог: «Познать Иисуса Христа разумом и иметь его в сердце - разные вещи», - писал И.Госснер. Пастор сообщал, что знает много людей, возбужденных уже много лет, но в сердце Иисуса Христа не заполучивших. Ясных рецептов к Спасению души И.Госснер не предлагал, но указывал, что этому не помогут механическое хождение в церковь, телесное исполнение церковных обрядов, наружное Богопочитание, длинные устные молитвы.15 Свое заявление И.Госснер пытался выводить из текста Евангелия: «В Новом Завете не установлены храмы, но повелено поклоняться Богу в Духе и истине, проповедовать Евангелие всякой твари».16 И.Госснер сохранял за собой монополию на истину, заявляя, что постичь учение о Спасении можно лишь через «пробужденных»: «Сего православного учения никто не приносит с собой в мир и не наследует оного от родителей, и не научится оному от священства и учителей».17

В «Зеркале внутреннего человека» И.Госснер утверждал, что «Бог обитает в верных и действует в них, так и сатана творит свои дела во злых и обладает ими».18 Он рассматривал историю грехопадения человека, заявляя, что сатана до сих пор пытается убедить человека в том, что он совершенен. Своих единомышленников И.Госснер объявлял освобожденными из-под власти сатаны: «Дьяволы никакого не имеют дела с Иисусом и Его приверженцами. Сатана ничего не может творить в делах Божьих, касающихся до внутреннего человека».19 Слугами сатаны, напротив, считал всех не разделявших его учения. Он прямо заявлял, что христианин, не сделавшийся «чадом Божьим», стал слугой сатаны, и ему опасно знакомится со Священным Писанием, так как он может употребить знание во зло.20

Для обретения в сердце Иисуса Христа И.Госснер предлагал превозмочь в себе бесовские соблазны и избавиться от грехов. «Христос, – писал И.Госснер, – обитает токмо у тех, коих сердце сокрушено и смиренно». Он предлагал: познать себя грешным, нищим и окаянным, испорченным в самом основании, погибающем без Иисуса Христа.21 Лишь к человеку, осознавшему всю невозможность дальнейшей жизни без Бога, Иисус Христос войдет в сердце. Картинки к книге «Зерцало внутреннего человека» иллюстрировали весь путь обретения Иисуса Христа в человеческом сердце: сперва там обитал сатана, но по мере избавления от грехов там появлялся Святой Дух, и сатана уходил. Его место занимал Иисус Христос. Возможен был и обратный процесс. Приводились картины смерти грешника и праведника. Одним из способов удержания Иисуса Христа в сердце И.Госснер указывал «ежедневное испытание совести» - раскаяние в грехах.

Конфессиональные различия были не важны для И.Госснера. «Господь во всяком исповедании выберет добрых и отвергнет злых»,22 - писал он. Как и его российские мистики, И.Госснер верил в чудеса, божественные откровения и пророчества. Он писал, что «можно иметь общение и сообщение с Ангелами во сне и пользоваться личным их присутствием».23 При этом чудеса автор делил на «истинные» и «ложные».

И.Госснер критиковал не только клириков, но и «проповедников». Они обвинялись в поиске личных благ, проповеди ради корысти и красивых слов. Жестко порицал он и попытки рационального обоснования веры. «Многие христианские проповедники желают ввести вместо учения о Духе Христовом мораль и разум человеческий», «си-то ученые суть люди опасные, имеют тайные связи против правительства и против церкви; их терпеть не должно».24 Присутствовало в комментариях И.Госснера и отрицание божественности Иисуса Христа. По поводу Евангельских строк «Вся мне предана суть Отцем моим» И.Госснер писал: «Сими словами Спаситель не хочет доказывать Своего Божества, но, напротив того, что Он, будучи человеком, обличен властью Божескою».25 В другом месте встречается: «Иисус Христос есть преимущественный перед всеми прочими раб Божий, поелику Он один есть наидостойнейший служитель ему».26

Сразу по приезду в С.-Петербург И.Госснер поселился в доме в начале Толмасова переулка, который соединял Аничков и Воронцовский дворцы. Там часто собирались его друзья и почитатели. Для них он читал домашние проповеди, комментировал Библию. «Часами он предавался такому чтению и разъяснял смысл Евангелия, исходя из своего духовного опыта. У слушавших проповедника было впечатление, что на них исходит Святой Дух», - писал Г.Далтон.27

И.Госснер был потрясен оказанным ему приемом. Ему никогда раньше не приходилось проповедовать такой благодарной публике. О С.-Петербурге И.Госснер писал в Дюссельдорф своей единомышленнице (дочери знаменитого писателя Матиаса Клаудиуса): «У меня такое впечатление, что сам Христос построил для себя эти дворцы. Вчера я был в деревянном доме на Петербургской стороне, где живет семья из 30-ти человек. Они с огромным вниманием слушали мои слова о Боге. Две недели назад я был в Царском Селе, в царском дворце, там собрались некоторые придворные. Слушая проповедь, они вели себя так же, как и члены той большой семьи. Бог избрал эту землю. Это прекрасный, благословенный народ». Другому другу И.Госснер писал: «Я хочу остаться в России до тех пор, пока меня не заберет дьявол или не направят в Рай. Здесь находятся огромные открытые врата, которые ведут в новый мир».28 В одной из биографий И.Госснера есть и еще одно письмо в Германию: «Здесь мне явился большой народ, ищущий Господа, я считаю, что я не обманываюсь в том, что здесь много страждущих, много душ, в чьем сердце присутствует Бог, они верят в то, что им говорится слово жизни. Они поглощают с волчьим аппетитом то, что им проповедывается, люди всех сословий, наций и вероисповеданий, католики и протестанты, греки и евреи, татары, самоеды, киргизы и камчадалы, шведы и финны, немцы и французы, поляки и итальянцы - короче, здесь находятся люди всех языков и наречий, которые в большей или меньшей степени нуждаются в наставнике, проповедующем евангелизм... Мой язык не понятен, но все же его понимают мои слушатели, которые переводят то, что оглашается, на свое своеобразное наречие».29

В отличие от И.Линдля, И.Госснер очень редко посещал частные дома. Когда же он не мог отказаться от приглашения, радости хозяев не было предела. В гостях И.Госснер был весел, остроумен, даже не чужд грубой шутке. Пастор умел веселиться, он считал уныние большим грехом. Еще более противно ему было лицемерие и ханжество. При этом И.Госснер старался использовать все свое время «на возделывание виноградника Божьего».30

По приезду в Россию А.Н.Голицын сразу предоставил И.Госснеру место директора Библейского общества. Первоначально И.Госснер получил разрешение проповедовать в Мальтийской церкви Пажеского корпуса, где до него проповедовал И.Линдль. Проповеди И.Госнера пользовались большой популярностью среди столичной публики разных христианских конфессий. Н.И.Греч вспоминал, что вокруг И.Госснера сложился кружок поклонников. Это были члены Российского библейского общества Магницкий, Рунич, Кавелин, Попов, Пезаровиус, Ливен, Адеркас, Шуберт, Серов,31 среди них находился и цензор А.С.Бируков.32 Всего аудитория И.Госснера в С.-Петербурге доходила до 40 000 человек.

Г.Далтон не приводил сведений о том, встречался ли И.Госснер с Александром I. Из опубликованных в его книге писем И.Госснера видно, что он посещал дворец в Царском Селе. Эти посещения могли быть связаны с Р.А.Кошелевым. К этому времени камергер уже ослеп и не мог ходить в церковь. По пятницам И.Госснер стал посещать дом Р.А.Кошелева и произносить проповеди специально для него, в присутствии князя А.Н.Голицына и некоторых его друзей. Зимой И.Госснеру было легко исполнять новую обязанность, но летом эти визиты были связаны с большими проблемами. На лето Р.А.Кошелев переезжал в Царское Село, где Александр I предоставлял ему квартиру во дворце. И.Госснер вынужден был проделывать длительный путь, по три мили туда и обратно, в жару, по пыльной и грязной дороге.33

Видимо, по рекомендации А.Н.Голицына покровительство И.Госснеру оказывал и первый член Св.Синода митрополит Михаил (Десницкий). После провала выступления русской православной оппозиции в 1819 году Михаил был морально сломлен, отказался от борьбы и даже стал передавать свои проповеди А.Н.Голицыну для проверки.34 Сам князь не очень доверял митрополиту, впоследствии он так оценивал его деятельность: «Всякое воскресенье проповедовал без подготовления самые внутренние проповеди. Но когда вне церкви случалось мне и другим с ним говорить о сих материях, то их не понимал, и я думаю, что если бы он серьезно обратился на себя, то и не взять бы был от нас, для пользы его паствы. Он был в сию эпоху, как труба: слово Божие через него сообщалось для питания и просвещения душ алчущих, а сам он его не слышал и не принимал сил его в своем сердце. Для меня сие было чудесное явление, и я видел, что он не имел тех ушей и тех очей, о коих Священное Писание говорит»35. Чтобы получить доверие А.Н.Голицына, митрополит, знавший немецкий язык, стал переводить труды И.Госнера. Г.Далтон писал, что Михаил перевел книгу «Блаженство верующего, в сердце которого обитает Иисус Христос». С двумя молодыми монахами он прислал перевод И.Госснеру. От имени митрополита монахи благодарили И.Госснера за ценное произведение, переданное русским христианам (здесь Г.Далтон ссылался на письменное свидетельство очевидца). По инициативе Михаила было выпущено несколько изданий. (У Г.Далтона был экземпляр книги, принадлежавший Александру I).36

«Блаженство верующего, в сердце которого обитает Иисус Христос» неоднократно издавалось, в том числе, карманным форматом с золотым обрезом. Оно, как и прочие издания Библейского общества, рассылалось по епархиям для продажи архиереями. На первое издание книги (прошло цензуру 5 сентября 1821 года) в журнале «Благонамеренный» был напечатан краткий отзыв. Редактор А.Измайлов извещал любителей христианской литературы, что издано одно из лучших произведений, прибывшего в С.-Петербург пастора И.Госснера. Объявлялось, что предоставляется скидка для учебных заведений, желающих приобрести книгу.37 Отрывки «Блаженство верующего» были опубликованы в 1821 году в 88 номере журнала «Петербургские ведомости». Г.Далтон писал, что, прочитав эту статью, архимандрит Александр, из Арзамаса послал И.Госснеру 25 рублей, попросив выслать на эти деньги как можно больше экземпляров его книги для распространения в школах, так как «ищут Иисуса там, где его нет, но не идут туда, где его можно найти».38

И.Госнеру удалось заручиться и покровительством императрицы Марии Федоровны. Добился он этого, проявив заботу об учреждении, опекаемом императрицей. В С.-Петербурге функционировал Смольный дом призрения, где жило много бедных и больных немцев. Все католические священники избегали служить там. И.Госснер, напротив, добровольно сделался священником этого дома. Каждый понедельник, в любую погоду, он приходил туда и произносил проповеди.39

И.Госснер был недоволен тем, что может проповедовать только по воскресеньям в маленькой Мальтийской церкви. Туда не входили все желающие послушать его слово. Вскоре он получил разрешение по четвергам один час проповедовать в церкви Св.Екатерины на Невском проспекте. В этот час церковь была переполнена народом.40 По распоряжению Александра I за 18 000 рублей И.Госснеру был приобретен дом на Большой Морской улице с большим залом, где он произносил проповеди, часто там хором исполнялись молитвы и гимны, положенные на музыку.

Первый биограф И.Госснера В.Бефманн-Холлвиг описывал проповеди пастора на основании рассказов слушавших его людей. Рассказывали, что на кафедре И.Госснер сильно отличался от И.Линдля. Он не пользовался популярными ораторскими приемами, чтобы привлечь толпу – энтузиазмом, криком, смелыми сравнениями, яркими образами. И.Госснер говорил монотонно, и его речь была лишена украшательств. Она была ясная и хорошо организованная. Всегда ощущалось хорошее образование пастора, его эрудиция и его сильная богословская подготовка. Когда И.Госснер комментировал Библию, его слова проникали в сердца, хотя в самом тоне и не было ничего проникновенного. Люди проникались его силой и слушали с напряженным вниманием. В своих проповедях И.Госснер делал большой упор на теневых сторонах человеческой природы. Когда И.Госснер говорил об обращении к Богу и любви Всевышнего к людям, он становился неподражаем.
  1   2   3   4




Похожие:

Пастор И. Госснер и его последователи в России iconЮ. Е. Кондаков Деятели европейского религиозного возрождения И. Линдль и И. Госснер в России первой четверти XIX века. Спб. 2008 Исследование
Деятели европейского религиозного возрождения И. Линдль и И. Госснер в России первой четверти XIX века
Пастор И. Госснер и его последователи в России iconЮ. Е. Кондаков Деятели европейского религиозного возрождения И. Линдль и И. Госснер в России первой четверти XIX века. Спб. 2008 Исследование
Деятели европейского религиозного возрождения И. Линдль и И. Госснер в России первой четверти XIX века
Пастор И. Госснер и его последователи в России iconДжон Мейнард Кейнс (1883 1946)
Отношение к нему подчас приобретало едва ли не религиозный характер: в некоторых работах (которые можно найти в Internet) его называют...
Пастор И. Госснер и его последователи в России iconИсследования биографий И. Линдля и И. Е. Госснера XIX-XXI вв
Германии. До конца XIX века в России в колонии Сарата продолжали жить последователи И. Линдля. С этой точки зрения И. Линдль и интересовал...
Пастор И. Госснер и его последователи в России iconВиктор тороп. Зороастр (ж. "Чудеса и приключения")
Таким было и его учение жизнерадостным, полны м любви к окружающему миру Мудрец страстно призывал к добру и справедливости. Его последователи...
Пастор И. Госснер и его последователи в России iconИз писем Е. И. Рерих 1929-1955 гг. Москва 2001
России. Они рассматривают этот период как историческую ошибку, заключающуюся, по их мнению, в бездуховности марксизма-ленинизма,...
Пастор И. Госснер и его последователи в России iconИ. Госснер и русская православная оппозиция весной 1824 года
Послания и визиты Фотия к царю были призваны отвлечь общественное внимание от видных чиновников, участвовавших в этом деле: А. А....
Пастор И. Госснер и его последователи в России iconТотемизм сегодня
Тем не менее мы полагаем, что очер­тили, не исказив, начальную стадию пути, открытого его лекцией 1951 г. Если бы даже у нее не нашлись...
Пастор И. Госснер и его последователи в России iconПоложени е
Развитие туристского движения в России, усиление его социальной значимости. Создание правовых и экономических условий для развития...
Пастор И. Госснер и его последователи в России iconКонцепция выживания россии современное положение в стране и мире
России – 0,65. И это при том, что в России сосредоточено около 30% мировых запасов минеральных ресурсов. Личные доходы граждан в...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов