Практическая Гомилетика протоиерея Иоанна Толмачева icon

Практическая Гомилетика протоиерея Иоанна Толмачева



НазваниеПрактическая Гомилетика протоиерея Иоанна Толмачева
страница1/32
Дата конвертации27.08.2012
Размер8.37 Mb.
ТипДокументы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   32

Holy Trinity Orthodox Mission

Практическая Гомилетика

протоиерея Иоанна Толмачева.

Том 1.

Недели Триоди Великопостной.






Оглавление:

Практическая Гомилетика

протоиерея Иоанна Толмачева.

Том 1.

Недели Триоди Великопостной.

Предисловие к I выпуску.

Предисловие к II изданию

Собеседовательного богословия.”

Неделя Мытаря и Фарисея.

I. Евангельское чтение.

Зачало (89) Евангелие от Святого Апостола Луки 18:10-14.

Общий характер недeли.

Практический очерк содержания рядового чтения.

Тема I.

Гордость уничтожает всякое добро.

Тема II.

Почему молитва фарисея была отвергнута, а молитва мытаря услышана Богом?

Тема III.

Фарисейская праведность.

Тема IV.

Взаимное сравнение гордости и смирения.

Тема V.

С разными чувствами люди входят в храм Божий и выходят из него.

Тема VI.

Образ гордого грeшника.

Тема VII.

Гордятся своими добродeтелями лишь духовнослeпые.

Тема VIII.

Молитва мытаря должна быть постоянной молитвой кающегося грeшника.

Тема IX.

Бог знает грeшника.

Тема X.

Ложный покой самоувeренного грeшника.

Тема XI.

Мытарь во храмe в сравнении с фарисеем.

Тема XII.

Человeк не будeт превозноситься своими добродeтeлями, если подумает.

^ II. Апостольское чтение.

Зачало (296) Святого Апостола Павла второе послание к Тимофею 3:10-15.

Практический очерк содeржания рядового чтения.

Тема I.

Промысел Божий.

Тема II.

Почему Иисус Христос и апостолы не завeщали христианам никакого земного счастья, но готовили их к лишениям и страданиям.

Тема III.

Скорби и гонения составляют неизбeжный удeл благочестивого христианина.

Тема IV.

Если мы не терпим никаких гонений со стороны злых людей, то это свидeтельствует о недостаткe в нас веры, любви, благочестия.

Тема V.

Родители с ранней юности должны помогать своим дeтям в достижении их назначения.

Тема VI.

Велики плоды раннего благочестия.

Тема VII.

Какова жизнь, такова и награда.

^ Образцы церковной проповеди.


Слово на Недeлю о Мытаре и Фарисеe.

Поучение в Недeлю Мытаря и Фарисея.

Мытарь и фарисей.

Библиографический указатель слов, бесeд и поучений на Недeлю о Мытарe и Фарисеe.

На Евангeлиe:

На Апостол:

Неделя Блудного Сына.

^ I. Евангельское чтение.

Зачало (79) Евангелие от Святого Апостола Луки 15:11-32.

Общий характер недели.

Практический очерк содержания рядового чтения.

Тема I.

Падение грешника и его восстание.

Тема II.

Когда мы можем истинно каяться.

Тема III.

Покаяние ложное и бесплодное.

Тема IV.

Ежедневное покаяние христианина.

Тема V.

Почему мы откладываем свое покаяние?

Тема VI.

Против тех, которые откладывают свое обращение на будущее время.

Тема VII.

Нет греха, которого нельзя было бы загладить истинным покаянием.

Тема VIII.

Грешник, обращающийся к Богу, получает вовсе не то, чего он заслуживает по своим грехам.

Тема IX.

Что требуется для истинного покаяния?

^ II. Апостольское чтение.

Зачало (135) Святого Апостола Павла первое послание к Коринфянам 6:12-20.

Практический очерк содержания рядового чтения.

Тема I.

Дух нашего времени весьма много содействует грехам нецеломудрия.

Тема II.

Почему христианская вера так строго восстает против этого плотского греха?

Тема III.

Одна уже мысль о собственном благополучии должна сильно удерживать нас от распутной жизни.

Тема IV.

Грехи нецеломудрия служат главным источником семейного несчастья.

Тема V.

Пагубные следствия распутной жизни.

Тема VI.

Бегайте блуда.

Тема VII.

Обычные извинения против нецеломудрия.

Тема VIII.

Прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии (ст. 20).

^ Образцы церковной проповеди.

Слово в Неделю о Блудном Сыне.

Поучение в Неделю о Блудном Сыне.

Бесконечное милосердие.

Библиографический указатель слов, бесед и поучений на неделю о Блудном Сыне.

Неделя Мясопустная.

^ I. Евангельское чтение.

Зачало (106) Евангелие от Святого Апостола Матфея 25:31-46.

Общий характер недели.

Практический очерк содержания рядового чтения.

Тема I.

Как страшно будет второе пришествие Господа для грешников и как утешительно для праведников!

Тема II.

Как важно и спасительно для нас постоянное памятование ο страшном суде.

Тема III.

Страшный суд будет поистине страшен.

Тема IV.

Страшный суд.

Тема V.

Различие между раем и адом.

Тема VI.

Несомненное воздаяние на небе, хотя бы на земле многое осталось без возмездия.

Тема VII.

Ужасное и вместе с тем отрадное учение евангелия ο страшном суде.

Тема VIII.

Нынешнее евангелие открывает нам зрелище вечности.

Тема IX.

Об огне геенском.

Тема X.

Разлучение с жизнью ужасно для нераскаянных грешников, но разлучение в последний день будеть еще ужаснее.

^ II. Апостольское чтение.

Зачало (140) Святого Апостола Павла первое послание к Коринфянам 8:8-13 и 9:1-2.

Практический очерк содержания рядового чтения.

Тема I.

Грехи, происходящие из доброго намерения.

Тема II.

Позволительное само по себе вкушение идоложертвенного привело, однако, к великому греху.

Тема III.

О соблазнителях.

Тема IV.

О мудрой христианской осмотрительности, чтобы никому ни в чем не подавать соблазна.

^ Образцы церковной проповеди.

Слово в Неделю Мясопустную.

Поучение в Неделю Мясопустную.

(Нужно быть готовым к суду Божьему).

Праведное воздаяние.

Библиографический указатель слов, бесед и поучений на Неделю Мясопустную.

Неделя Сыропустная.

^ I. Евангельское чтение.

Зачало (17) Евангелие от Святого Апостола Матфея 6:14-21.

Общий характер недели.

Практический очерк содержания рядового чтения.

Тема I.

Ο посте.

Тема II.

Необходимость поста.

Тема III.

Как истинный Христианин проводит дни Великого Поста.

Тема IV.

Как мы должны оказывать дела благотворения в Великий Пост.

Тема V.

В чем же состоит истиный пост, благоугодный Господу.

Тема VI.

Плоды истинного пocтa.

Тема VII.

Средства к приобретению добродетели поста.

Тема VIII.

Возражения против поста.

^ II. Апостольское чтение.

Зачало (112) Святого Апостола Павла послание к Римлянам 8:11-14 и 14:1-4.

Практический очерк содержания рядового чтения.

Тема I.

О самоиспытании при вступлении в дни Святой Четыредесятницы.

Тема II.

Хотя и кажется, что мы бодрствуем, однако же, на самом деде, мы спим и грезим.

Тема III.

Наступил час пробудиться от сна.

Тема IV.

Наступил час пробудиться от сна.

Тема V.

Когда мы можем сказать, что спасение сделалось для нас близким?

Тема VI.

Сон современных нам Христиан.

Тема VII.

Образ греха — ночная тьма.

Тема VIII.

Воззвание апостола к нам при наступлении Великого Поста.

Тема IX.

Три степени пробуждения от греховного сна.

^ Образцы церковной проповеди.

Слово в Неделю Сыропустную.

Поучение в Неделю Сыропустную.

(Достоинство и важность взаимного прощения христиан при вступлении в Святую Четыредесятницу).

Основы и средства оправдания.

Библиографический указатель слов, бесед и поучений на Неделю Сыропустную.

Первая Неделя Великого Поста.

^ I. Евангельское чтение.

Зачало (5) Евангелие от Святого Апостола Иоанна 1:43-51.

Зачало (75) Евангелие от Святого Апостола Матфея 18:10-17.

Общий характер недели.

Практический очерк содержания рядового чтения.

Тема I.

Пойди и посмотри.

Тема II.

Какой силой Иисус Христос обращал людей к истине и добродетели?

Тема III.

Наша вера в Иисуса Христа и Его учение часто бывает слаба от того, что мы останавливаемся своими мыслями и впечатлениями только на внешнем, видимом.

Тема IV.

Важность веры в высший духовный мир.

Тема V.

Об ангелах вообще и, в частности, об ангелах-хранителях.

Тема VI.

Ангелы-хранители — наши защитники.

Тема VII.

Какие наши обязанности по отношению к ангелам-хранителям?

^ II. Апостольское чтение.

Зачало (329) Послание Святого Апостола Павла к Евреям 11:24-26.32;

Послание Святого Апостола Павла к Римлянам 16:17-20.

Практический очерк содержания рядового чтения.

Тема I.

Современные враги Православной Церкви.

Тема II.

Самое лучшее средство узнавать лживых учителей.

Тема III.

Простая вера — самая лучшая вера.

Тема IV.

Что такое лжеучители, восстающие против православного учения?

Тема V.

Сравнение лжеучителей со змеями

Тема VI.

Сравнение лжеучителей с волками хищными.

Тема VII.

Ο божественной благодати.

^ Образцы церковной проповеди.

Слово в неделю Православия.

Поучение в Первую Неделю Поста.

Торжество православия.

Библиографический указатель слов, бесед и поучений на Первую Неделю Великого Поста.

Вторая Неделя Великого Поста.

^ I.Евангельское чтение.

Зачало (7) Евангелие от Святого Апостола Марка 2:1-2.

Зачало (36) Евангелие от Святого Апостола Иоанна 10:9-16.

Общий характер недели.

Практический очерк содержания рядового чтения.

Тема I.

Свойства доброго пастыря и добрых овец.

Тема II.

Какие свойства овцы мы, христиане, должны усвоить себе?

Тема III.

Истинные Христиане знают голос своего доброго пастыря, Иисуса Христа.

Тема IV.

Иисус Христос — Пастырь наших душ.

Тема V.

Разум, озаренный Христианством, должен быть нашим добрым пастырем.

Тема VI.

Опасные для стада Христова волки и наемники.

Тема VII.

Сколько поучительного для нас заключается в том, что Иисус Христос называет себя добрым пастырем!

Тема VIII.

Я есмь пастырь добрый.

Тема IX.

Овцы от двора Христова.

Тема X.

Наемник в своем деле (ст. 13).

Тема XI.

Нравственные качества наемников.

Тема XII.

И будет одно стадо и один Пастырь (ст. 16).

^ II. Апостольское чтение.

Зачало (304) Послание Святого Апостола Павла к Евреям 1:10-2:3.

Зачало (318) Послание Святого Апостола Павла к Евреям 7:26-8:2.

Практический очерк содержания рядового чтения.

Тема I.

Бог неизменен.

Тема II.

Как мы должны относиться к спорам ο божестве Иисуса Христа.

Тема III.

Ο серьезном внимании, какового вера Христова требует от своих последователей.

Тема IV.

Как постыдно и гибельно легкомысленное нерадение ο спасении души.

Тема V.

Мы слишком мало соотносим к себе слышимое и читаемое нами слово Божье.

^ Образцы церковной проповеди.

Слово в Неделю Вторую Великого Поста.

Поучение во Вторую Неделю Великого Поста.

Дерзновение веры.

Библиографический указатель слов, бесед и поучений на Вторую Неделю Великого Поста.

Третья Неделя Великого Поста.

^ I. Евангельское чтение.

Зачало (37) Евангелие от Святого Апостола Марка 8:34-9:1.

Общий характер недели.

Практический очерк содержания рядового чтения.

Тема I.

В чем состоит самоотвержение, которого требует Иисус Христос от своих последователей?

Тема II.

Самоотвержения, крестоношения и последования за Ним — вот чего требует Иисус Христос от всех, желающих быть Его последователями.

Тема III.

Признаки истинного ученика Христова.

Тема IV.

Два необходимых свойства крестоносца, желающего быть последователем Христовым.

Тема V.

Почему и как мы должны ради Христа и евангелия погубить свою душу, чтобы спасти ее.

Тема VI.

Почему Иисус Христос называет свою Церковь царствием Божьим?

Тема VII.

Царство Христово не есть царство от мира сего.

Тема VIII.

Сравнение самоотвержения со смертью.

Тема IX.

Победа над самими собой посредством самоотвержения есть величайшая из всех побед.

Тема X.

Крестный путь самый лучший путь, какого только можно желать.

Тема XI.

Сравнение креста с лестницей, виденной патриархом Иаковом.

Тема XII.

Против тех, которые отказываются от креста и страданий.

Тема XIII.

Почему забота ο душе должна быть первой нашего заботой?

^ II. Апостольское чтение.

Зачало (311) Послание Святого Апостола Павла к Евреям 4:14-5:6.

Практический очерк содержания рядового чтения.

Тема I.

Побуждения к постоянному исповеданию нашей веры.

Тема II.

Когда мы можем с дерзновеним обращаться к Богу в наших молитвах.

Тема III.

Как мы должны просить Бога ο необходимых для нас дарах Его милости и благодати, чтобы получитъ просимое?

Тема IV.

Почему мы так мало уповаем на Бога?

^ Образцы церковной проповеди.

Слово в Неделю Крестопоклонную.

Поучение в Неделю Крестопоклонную.

Крест жизни.

Библиографический указатель слов, бесед и поучений на Третью Неделю Великого Поста.

Четвертая Неделя Великого поста.

^ I. Евангельское чтение.

Зачало (40) Евангелие от Святого Апостола Марка 9:17-31.

Общий характер недели.

Практический очерк содержания рядового чтения.

Тема I.

Три рода и степени гнева.

Тема II.

Различные роды слез.

Тема III.

Действия диавола в дни великого поста.

Тема IV.

Как мы изгоняем грех посредством покаяния? (Постепенный ход покаяния).

Тема V.

Если мы в трудных обстоятельствах жизни ищем помощи от Бога, то должны искать ее с полной верой и упованием на всемогущество и милосердие Божье.

Тема VI.

Степени веры.

^ II. Апостольское чтение.

Зачало (314) Послание Святого Апостола Павка к Евреям 6:13-20.

Практический очерк содержания рядового чтения.

Тема I.

Мысль, что Бог через Иисуса Христа хочет благословить, осчастливить все народы земные, имеет для нас величайшее значение.

Тема II.

Будем внимательны к Божьим обетованиям.

Тема III.

В каких случаях можно сказать ο нас, что мы представляем Бога лживым?

Тема IV.

Надежда христиан на небо возбуждает радость в сердце и силу воли.

Тема V.

Какие впечатления должно производить на нас представление ο небе, как жилище блаженных духов и людей?

Тема VI.

Сравнение христианской надежды с якорем.

Тема VII.

Сила христианской надежды.

Тема VIII.

Побуждения к христианскому упованию.

Тема IX.

Возражения против упования на Бога.

Тема X.

Наша жизнь — путь к небу.

^ Образцы церковной проповеди.

Слово в Четвертую Неделю Великого Поста .

Поучение в Четвертую Неделю Великого Поста.

Заря нашего спасения.

Библиографический указатель слов, бесед и поучений на Четвертую Неделю Великого Поста.

Пятая Неделя Великого Поста.

^ I.Евангельское чтение.

Зачало (35) Евангелие от Cвятого Апостола Марка: 10:32-45.

Общий характер недели.

Практический очерк содержания рядового чтения.

Тема I.

Иисус Христос на пути Своих страданий служит для нас примером в таком же положении жизни.

Тема II.

Как взирал Иисус Христос на свою смерть?

Тема III.

Великая тайна креста.

Тема IV.

Узкий и скорбный путь к небу.

Тема V.

Страдания и смерть Спасителя доставляют нам величайшее успокоение.

Тема VI.

Как Иисус Христос готовился к Своим страданиям и смерти.

Тема VII.

Святое призвание христиан уподобляться в своих страданиях Иисусу Христу.

Тема VIII.

“А кто хочет быть большим между вами, да будем вам слугою и кто хочет быть первым между вами, да будет всем рабом.”

Тема IX.

Как неразумно искательство внешних почестей и отличий.

Тема X.

Добродетель — единственный путь к славе и почестям.

^ II. Апостольское чтение.

Зачало (322) Святого Апостола Павла прослание к Евреям 9:11-14.

Практический очерк содержания рядового чтения.

Тема I.

Христианство есть духовная религия.

Тема II.

Искупление рода человеческого Иисусом Христом есть величайшее дело Божьего милосердия.

Тема III.

Несравненное превосходство первосвященнического служения Христова перед первосвященством иудейским.

Тема IV.

Сила крови Христовой.

Тема V.

Высокое достоинство Иисуса Христа, открывающееся из Его смерти.

Тема VI.

Иисус Христос приобрел нам вечное искупление.

Тема VII.

Жертва Господа нашего Иисуса Христа.

Тема VIII.

Что особенно должно радовать нас в искуплении, совершенном Спасителем?

Тема IX.

Мертвые дела не должны быть даже и мыслимы между христианами.

Тема X.

Могущественная власть совести.

^ Образцы церковной проповеди.

Слово в Пятую Неделю Великого Поста.

Поучение в Пятую Неделю Великого Поста.

Грех и покаяние.

Библиографический указатель слов, бесед и поучений на Пятую Неделю Великого Поста.

Шестая Неделя Великого Поста.

^ I. Евангельское чтение.

Зачало (41) Евангелие от Святого Апостола Иоанна 12:1-18.

Общий характер недели.

Практический очерк содержания рядового чтения.

Тема I.

Ce Царь твой грядет.

Тема II.

О жизненном пути Господа нашего Иисуса Христа.

Тема III.

Пример Иуды показывает нам, до чего может довести человека потеря совести.

Тема IV.

Мы видим на врагах Иисуса Христа, как опасны и гибельны предрассудки, если они соединяются со злым сердцем.

Тема V.

Что открывается нам в торжественном входе Спасителя во Иерусалим.

Тема VI.

О кротости.

Тема VII.

Слезы Иисуса Христа — самое лучшее увещание против нераскаянности.

Тема VIII.

Три врага нашего спасения, с которыми мы ежедневно должны бороться.

Тема IX.

Какова скорбь, таково и сердце.

Тема X.

Ο христианской дружбе.

Тема XI.

Любовь, которая не ищет своего.

Тема XII.

Ce Царь твой грядет.

Тема XIII.

Ветви, которыми мы усееваем крестной путь Спасителя при Его входе в Иерусалим.

^ II. Апостольское чтение.

Зачало (247) Святого Апостола Павла послание к Фипипийцам 4:4-9.

Практический очерк содержания рядового чтения.

Тема I.

Как проявляется ровное и спокойное состояние духа христианина.

Тема II.

Господь близко.

Тема III.

Как проявляется сила Христовой веры в различных житейских заботах?

Тема IV.

Огромное различие между радостью христианина и мирским весельем.

Тема V.

Когда истинный христианин имеет радость.

Тема VI.

Господь близко.

Тема VII.

Какое влияние должна оказывать на нашу жизнь мысль, что Господь близко?

Тема VIII.

Господь близко.

Тема IX.

Радость ο Господе (ст. 4).

Тема X.

Мир Божий (ст. 7).

^ Образцы церковной проповеди.

Слово в неделю Baий.

Поучение в неделю Ваий.

Христос Спаситель как Царь.

Библиографический указатель слов, бесед и поучений на Шестую Неделю Великого Поста.

Великий Четверг.

Тема I.

Мы причащаемся истинного и действительного Тела и Крови Христовой.

Тема II.

Великие плоды Святого Причащения.

Тема III.

Приобщение Святых таинств служит для нас сильнейшим побуждением к святой жизни.

Тема IV.

Достойное причащение Святых таинств доставляет нам истинное утешение и успокоение в жизни.

Тема V.

Достойное причащение Святых таинств делает нас счастливыми даже во временном отношении.

Тема VI.

Почему некоторые из христиан удерживаются от причащения Святых Христовых таинств?

Тема VII.

Извинения тех, которые уклоняются от причащения Святых таинств.

Тема VIII.

Неблагоговение к таинству причащения.

Тема IX.

Посредством таинства причащения мы уподобляемся Иисусу Христу.

Тема X.

Достойный причастник.

Тема XI.

Жизнь и смерть от вкушения Святых таинств.

^ Образцы церковной проповеди.

Слово в великий Четверток.

(Ο достойном причащении Святых Таинств).

Поучение перед причащением.

Великая Пятница.

Тема I.

Какие чувства должны возбуждаться в нас при воспоминании страстей Христовых.

Тема II.

Побежденный Христос есть Победитель.

Тема III.

На Голгофе мы видим Иисуса Христа.

Тема IV.

Почему смерть Иисуса Христа должна до глубины трогать сердца всех нас.

Тема V.

Что есть Крест нашего Спасителя.

Тема VI.

Троякое обвинение Иисуса Христа и развенчание этого обвинения.

Тема VII.

Глубочайшее падение предателя Иуды.

Тема VIII.

Страстная Пятница воспоминаниями мучений Спасителя ободряет нас к христианскому терпению и крестоношению.

Тема IX.

Крест Иисуса Христа — величайшее чудо мира.

Тема X.

Крест Христов — наша величайшая мудрость.

Тема XI.

Крест Христов — верное прибежище всех бедных грешников,

Тема ХII.

Крест Христов с надписью: здесь путь, истина и жизнь.

^ Образцы церковной проповеди.

Слово в Великую Пятницу.

Поучение в Великую Пятницу.

Страсти Господни.

Библиографический указатель слов, бесед и поучений на Великую Пятницу.





^

Предисловие к I выпуску.


Предлагая благосклонному вниманию своих читателей этот первый выпуск предпринятого нами издания “Общедоступной Богословской Библиотеки,” считаем долгом заявить, что высказанная нами в объявлении цель этого крупного предприятия — дать своим читателям возможность составить без обременительной затраты средств библиотеку из лучших русских и иностранных богословских сочинений, теперь начала осуществляться.

Мы приняли все меры к тому, чтобы наше издание оказалось вполне соответствующим своей высокой цели и могло послужить делу того высшего богословского самообразования, которое несомненно составляет насущную потребность нашего духовенства и на которое все более предъявляет к нему запросы наше глубоко-жаждущее духовного просвещения время. В соответствии с именно этой глубокой потребностью в духовно-просветительной деятельности духовенства мы избрали для первых выпусков нашей “Библиотеки” известное сочинение прот. И. В. Толмачева “Православное Собеседовательное Богословие,” первый том которого теперь и предлагается публике. Это капитальное и единственное в своем роде сочинение в нашей духовной литературе, изданное впервые в 1868-77 годах, с того времени давно уже стало библиографической редкостью, a между тем, при усиленно развивающемся спросе на живое учительное слово, — в виде ли проповеди за богослужением или в виде особенно распространенных теперь внебогослужебных собеседований, — это сочинение составляет безусловно необходимую книгу для всякого пастыря, который по долгу служения и совести не хочет оставаться немым при возрастающей жажде к духовному назиданию в его пастве.

Хотя в последнее время появились в свет и другие подобные сочинения (и даже в немалом числе), но достаточно самого поверхностного взгляда, чтобы видеть, что эти позднейшие издания, являясь простым подражанием сочинению прот. И. В. Толмачева, далеко уступают своему первообразу во многих существенных отношениях и особенно в том, что, упуская из вида главную цель подобного рода изданий, стараются дать читателю-пастырю возможно больше готового механического материала для церковной проповеди, делая таким образом излишней для него всякую самодеятельность. Между тем особое достоинство труда прот. И. B. Толмачева в том и состоит, что он, давая богатый проповедническо-истолковательный материал, никогда не упускает из виду той существенной мысли, что этот материал не должен подавлять самодеятельности пастыря-проповедника, a напротив должен весь направляться к тому, чтобы, возбуждая его собственную мысль и чувство, содействовать ему в самостоятельной работе в области проповедничества. Таковая цель вполне достигается им благодаря превосходному плану расположения в нем проповеднического материала. Вот почему “Собеседовательное Богословие” прот. И. В. Толмачева, заключающее в себе планы и образцы для проповедей и собеседований на круглый год и на все возможные случаи пастырской деятельности, до сих пор остается одинственным в своем роде сочинением и есть лучший спутник и помощник для всякого духовного пастыря. В сознании его современной важности мы именно и избрали его для первых выпусков нашей “Общедоступной Богословской Библиотеки” — в новом исправленном и дополненном издании.

С целью возможно более приспособить свое издание к непосредственным потребностям насущной практики пастырей-проповедников, мы в новом издании приняли другой, сравнительно с прежним, порядок следования томов “Собеседовательного Богословия,” и применительно ко времени выхода в свет I выпуска, издаем том имеющий ближайшее соотношение к Великому Посту, как страдной поре духовно-пастырской деятельности, так чтобы пастыри церкви уже в настоящем году могли извлечь практическую пользу из нашего издания. Следующий том будет заключать в себе недели по Пятидесятнице и выйдет как раз к своему времени.

В заключение считаем нужным заметить, что предлагаемый том в новом идании тщательно пересмотрен, исправлен и значительно дополнен по сравнению с прежним изданием. Дополнение состоит в целом ряде приложений образцовых слов поучений и бесед на все недели триоди постной, так что всякий пастырь-проповедник имеет перед собой не только истолкование и план проповеднического материала на ту или другую неделю, но и кроме того готовые образцы проповедничества лучших и знаменитейших наших проповедников a также и “Библиографический указатель,” относящейся ко всякой неделе проповеднической литературы в её главнейших представителях. С той же целью — облегчения труда проповедников в новом издании, сполна воспроизводятся сами чтения из Евангелия и Апоостола, между тем как в прежнем издании на эти чтения делались лишь просто цифровые ссылки. Благодаря этим дополнениям том увеличился на целую треть против своего прежнего объема и вообще представляет собой совершенно обновленную и приспособленную к нашему времени книгу. Всё это, понятно. потребовало усиленных расходов; но редакция не щадила ни усилий, ни средств в полной уверенности, что пастыри церкви и другие любители Богословия сумеют оценить её труд и вполне вознаградят за них своим благосклонным сочувствием к её крупному литсратурному предприятию.


7 февр. 1898 г. Редакция духовного журнала „Странник".


^

Предисловие к II изданию

“Собеседовательного богословия.”


Обычай — предлагать народу духовные собеседования в храме Божьем (όμίλεΐν) — был во все времена христианства постоянным законом, одной из главнейших и существеннейших обязанностей, вменяемых пастырям словесного стада Христова (святителя Иоанна Златоуста бесед. 27 на 1 Кор; святителя Григория Богослова слово 1).

^ Горе мне, если не благовествую” выразительно говорит Апостол ο себе (1 Кор. 9:16-17) и заповедует своему преемнику: “проповедуй слово... со всяким долготерпением и учением” (2 Тим. 4:2)! Как “соработник Божий”, пастырь Церкви обязан неутомимо насаждать и напаять “ниву Божью” (1 Кор. 3:9); как “ангел Господа Вседержителя” он имеет непременный долг “возвещать” людям “волю и закон Господа” (Мал. 2:7); как “страж”, призванный для охранения вверенных ему душ, он должен быть постоянно препоясан “мечем духовным”, т. е. “глаголом Божьим”, держать его “в правой и левой руке” против всех врагов, для защиты от нападений, для сопротивления злу и охранения добра (Иез. 33:7; 2 Кор 6:7).

Напрасно стал бы кто из священнослужителей оправдываться в неисполнении этого долга многочисленностью других служебных обязанностей. “Служба Божья не состоит только в приношении молитв и благодарений, и в совершении таинств, Спасителем нашим ко спасению нашему установленных, но также и больше в обучении Божьему закону, в Слове Его святом содержимому... В этом то наиболее, т. е. в учении, a не в совершении только молитв и таинств, священническую должность поставляет Божественный Апостол” (Собр. Синод. поуч. Част. 1, стр. 1-2, ср. святителя Иоанна Златоуста бесед. 2 к Тим.). Пастырь без поучения — то же, что воин без оружия иля сеятель без семени.

Но как исполнить столь важную и, поистине, многотрудную обязанность? Всякому, занимающемуся проповедью Слова Божьего, по собственеому опыту известно, как трудно бывает иногда избирать поучительную тему для проповеди и еще труднее развить ее; много тратится иногда времени на то только, чтобы подобрать текст, из которого бы, как из исходной точки, начать развитие проповеднического слова.

Если, с другой стороны, обратим внимание ва обширные и многоразличные обязанности пастыря Церкви, который, за исполнением треб, не имеет часто покоя ни днем, ни ночью, то труд проповеднический, сам по себе не легкий, окажется еще тяжелее. Удивительно ли, если нашим проповедникам некогда иной раз и подумать ο проповеди, не говоря уже ο том, чтобы написать проповедь!

A между тем проповедь Слова Божьего не требует отлагательства: “вера от слышания, а слышание от слова Божия” (Рим. 10:17). Как же можно помочь проповеднической деятельности? Какие найти положительные, собственно зависящие от проповедника средства к тому, чтобы с успехом совершать священнодействие благовествования Христова?

Исследованием этих вопросов должна бы заняться наука, известная под именем Гомилетики. Но, к сожалению, эта наука в том виде, как она преподается y нас, далеко не соответствует своей цели. Одними гомилетическими правилами и теориями, часто тонкими и неприложимыми; тут ничего не поделаешь. Мы имеем полное и обстоятельное теоретическое руководство в Гомилетике Амфитеатрова: но много ли благодаря ему выиграло наше “практическое” проповедничество? Сделались ли мы благодаря ему искуснее в проповедании Слова Божьего, обильнее и разнообразнее в выборе проповеднических тем?

Никто, конечно, не станет утверждать этого, — да это впрочем и не дело теории. Нельзя также помочь самостоятельному развитию проповедничества вообще и изданием готовых проповедей. He говоря уже ο том, что такое издание для своей полноты и разнообразия потребовало бы неисчислимых томов, обратим внимание только на то, что проповеди обыкновенно пишутся для «слушателей», a вовсе не как пособие для проповедников. Как проповеди для слушателей, они заключают в себе много условного и относительного; какая-либо истина раскрывается в них применительно к извествым обстоятельствам места и времени; само развитие истины отличается личным настроением оратора в данную минуту.

Между тем, как для проповедника, ищущего себе пособия, нужна только одна голая истина, как она есть сама в себе, без всяких условных покровов, — нужно только одно общее развитие истины, которым он мог бы воспользоваться для своей цели, при своих условиях и обстоятельствах. Проповедывать же по проповеди готовой и при том составленной при иных обстоятельствах и для иного рода слушателей — значило бы никогда не достигать проповеднической цели. Всякий согласится с нами, что никто лучше самого пастыря не знает нужд своих пасомых, следовательно, никто лучше его самого не может и удовлетворить этим нуждам. Но если вы укажете при этом проповеднику, “как” ему развить его собственную тему, “с каких сторон” рассмотреть его собственный вопрос; если вы, одним словом, поможете ему в его проповеднической деятельности тем, что предложите всевозможные развития на его собственные проповедническия задачи, то это будет для него величайшим пособием, драгоценнейшим руководством.

Издаваемое нами сочинение, под названием: “^ Православное Собеседовательное Богословие или Практическая Гомилетика,” имеет своей задачей содействовать облегчению, развитию и надлежащему направлению проповедничества. Мы назвали его Собеседовательным Богословием потому, что оно действительно заключает в себе предметы Собеседования ο различных истинах православного Богословия в обширном смысле, — назвали Практической Гомилетикой в отличие от Гомилетики теорической, предлагающей различные правила и теории церковного собеседования. Путь, избранный нами к достижению цели, — чисто практический. He касаясь никаких гомилетических правил, которые предполагаются уже известными, мы самим делом вводим проповедника в круг его гомилетических занятий, раскрываем перед ним Библию и предлагаем ему всевозможные материалы для его проповеднической деятельности, которыми он мог бы пользоваться для своей цели, применительно к своим условиям, таланту и обстоятельствам.

Таким материалом служат темы с расположениями (планами) для проповедей. Предоставляя самим проповедникам делать различные применения и наставления, сообразно с обстоятельствами места и времени, — в темах указывается только то, что необходимо для каждого проповедника, в каких бы обстоятельствах он ни находился, — развивается истина, как она есть, помимо всех случайностей; раскрываются существенные стороны текста и делаются только такие нравственные выводы, которые прямо заключаются в избранном для проповеди тексте и имеют общее значение для всякого рода слушателей. Насколько эти гомилетические пособия соответствуют своей цели, об этом предоставляем судить тем, которые будуть пользоваться ими на деле. По крайней мере, по отзыву людей опытных, к суду которых мы обращались в этом случае, лучшего и вернейшего средства к развитию проповеднической деятельности и придумать нельзя.

Нам остается только взяться прилежно за разработку этих средств, представить всевозможные развития на всевозможные проповеднические темы, и мы не сомневаемся, что успех нашего проповедничества далеко подвинется вперед. В самом деле, предложите нашим проповедникам обильный запас гомилетических материалов на каждое воскресное Евангелие и Апостол, на каждый праздник и случай; разработайте для этой цели богослужебные книги и творения святых Отцов, — не составит ли это важного пособия в деле проповедничества? He будет ли тогда “близко в устах и в сердце” каждого проповедника “слово” небесной истины (Рим. 10:8), которое он станет благовествовать всем и во всякой потребе, не затрудняясь ни темами, ни развитием тем? Цель высокая! К этой то цели мы и стремились неуклонно и уповаем, что труд наш «не сделался тщетным пред Господом», не останется тщетен и для проповедников.

Но круг предметов для проповеднической деятельности весьма обширен и разеообразен: итак, спрашивается, с чего же начать, ο чем должно проповедывать с церковной кафедры? Прямым и верным указателем того, что в какое время должно предлагать в храме для назидания верующих, служит Церковный Устав. По нем правят службы Божьи; его же руководству должно следовать и церковное собеседование. Весь годовой круг в церковном отношении разделяется на две части: на недели вне Триоди или, так называемые, недели по Пятидесятнице, и недели Триоди.

Каждая из этих частей в свою очередь подразделяется на два отдела или последования: первое последование составляют те недели по Пятидесятнице (I-XVII), в которые читается Евангелие от Матфея; второе — недели по Пятидесятвице (ХVШ-XXXII), в которые предлагаются чтения из Евангелия от Луки. Недели Триоди также разделяются на два последования: на недели Триоди Великопостной, начиная от недели Мытыря и Фарисея до недели Ваий (Евангелие преимущественно от Марка), и на недели Триоди Цветной, начиная от Пасхи до Пятидесятницы (Евангелие исключительно от Иоанна).

Кроме недель, в течение года встречаются такие дни и случаи, которые Церковь освятила особенной торжественностью, величием или умилительностью, и в которые по обыкновению, или по общей обязанности, или пo частным потребностям, составляются и произносятся церковные поучения, таковы, напр., праздники Господские и Богородичные, общие Святым я на разные случаи. Соответственно с этим и весь курс Собеседовательного Богословия должен исчерпать весь проповеднический год, по руководству Церковного Устава, и дать возможность пастырю Церкви, в течение всей его пастырской деятельности, непрестанно проповедовать Слово Божие, не ограничиваясь в дни воскресные и праздничные одним каким-либо предметом поучений, но каждый раз изменяя содержание проповедей или бесед со своими прихожанами.

Первым, самым главным и необходимым источником церковной проповеди и церковного собеседования служат, конечно, библейския рядовые зачала, предлагаемые из Евангелия и Апостола. Поэтому задача практической Гомилетики определить отношение этих зачал к церковному проповедничеству, указать главную мысль или, так сказать, “идею” дневного чтения из Евангелия и Апостола, и затем вывести частные и более конкретные истины, ο которых проповедник может беседовать на основании дневного зачала. Так мы и поступили в нашем труде. Выводу и развитию частных проповеднических у нас предшествует общее, “экзегетико-гомилетическое” обозрение дневного Евангелия и Апостола. Говорим экзегетико-гомилетическое в отличие от обыкновенного объяснения, имеющего в виду раскрыть один буквальный или исторический смысл без всякого отношения к Гомилетике.

Цель этих обозрений состоит в том, чтобы определить главную мысль или тему дневного зачала, из которой, как из центра. развивались бы другие, второстепенные мысли и темы для церковного собеседования. Темные места, встречающиеся в зачалах и требующие догматического, или исторического, или филологического истолкования, объяснены нами в примечаниях, чтобы таким образом проповедник ясно понимал не только нравственный, но и буквальный смысл того или другого чтения из Евангелия и Апостола. Такой порядок требуется самой сущностью дела и вызывается необходимостью. Без знания точного смысла того зачала, из которого заимствуется предмет для поучений, проповедник легко может ошибиться в выводе и развитии темы, как это нередко бывает даже в печатных проповедях.

Многие проповедники, говоря, например, ο злоупотреблении богатством, по поводу евангельского чтения ο скупом и расточительном богаче, развивают свою тему так, как бы здесь шла речь об одном и том же лице, между тем как злоупотребление богатством у того и другого лица выражалось по различным побуждениям: один злоупотреблял богатством из-за страсти к богатству, другой — потому, что ни во что не веровал. Такие черты весьма важны для правильного и назидательного развития и применения поучения к слушателям, но они легко могут ускользнуть от внимания проповедника, без предварительного уяснения общего характера дневного зачала.

Кроме значения руководящего, определяющего круг и свойство предметов для церковного собеседования, общей обзор зачал имеет и другое, не менее важное значение, а именно: оно само всей полнотой своей может служить одной темой беседы и, обнимая все частные истины, от первого стиха до последнего, дает проповеднику возможность изъяснить все дневное зачало в одной проповеди или беседе.

Прекрасные образцы такой методы можно встречать в толкованиях святителя Иоанна Златоуста, в некоторых беседах святителя Димитрия Ростовскаго, в приточнике Макария и др. Ознакомившясь с общим содержанием дневного чтения из Евангелия или Апостола, проповедник может уже без труда вывести ту или другую тему для своей проповеди; он знает уже, как велика область предметов, предлагаемых ему дневным зачалом, и ο чем ему беседовать с церковной кафедры.

Но здесь возникает вопрос: всякий ли из проповедников в состоянии будет развить ту или иную тему? Хватит ли y него времени и сил для такого труда? Отыскать тему еще не так трудно, но как ее развить, с каких сторон ее рассмотреть, — это стоит времени, искусства, глубокого знания Cвященного Писания и большого навыка. В ответ на эти вопросы мы предлагаем множество самых разнообразных тем с расположениями (планами) для проповедей, как на Евангелия, так и на Апостол. Обилие предлагаемых нами проповеднических материалов может удовлетворить самого взыскательного и ревностного проповедника. Какая бы ни была избрана тема, лишь бы только она заключалась в характере дневного зачала, проповедник большею частью найдет в расположениях (планах) и надлежащие тексты из Священного Писания, и основные мысли, и даже соответствующие контексту, но краткие выдержки из творений святых отцов, необходимые для дальнейшего развития проповеднического слова. Наши темы, при всем своем разнообразии, носят характер единства и имеют как между собой, так и с зачалом, тесную, внутреннюю связь. Они служат только подробным раскрытием различных сторон одного и того же зачала и вместе с тем истолкованием его нравственного смысла. Предлагаемые нами темы, по форме своей, двоякого рода: одни — полные и совершенно развитые во всех своих частях, делениях и подразделениях; другие — краткие и неразвитые, с указанием лишь главных, составных частей.

Что касается до внутреннего качества тем, как развитых, так и неразвитых, то мы тщательно заботились, чтобы они были экзегетически правильны, конкретны, разнообразны и поучительны.

Экзегетически правильны — т.е. прямо и естественно вытекали из текста, как стебель из зерна.

Конкретны, частны и, так сказать, специальны, т. е. касались бы одного какого-либо предмета, но со всех сторон; говоря, напр, ο молитве, мы рассматривали не весь обширный вопрос о молитве, но или ο свойствах молитвы, или ο долге молитвы, или ο терпении в молитве и т. д.

Разнообразны: чтобы проповедник каждый раз мог изменять содержание поучений при чтении одного и того же Евангелия или Апостола и чтобы, таким образом, мало пo малу, год за годом, мог сказать пасомым всю волю Божью.

Поучительны и близки к жизни, к нравствевнным нуждам и потребностям, к современным недугам общества и проч., чтобы они действительно могли одних исправлять, других обличать, иных наставлять и усовершенствовать, a всех вообще — назидать и поучать, “все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен” (2 Тим. 3 :16-17).

Но здесь, быть может, кто-нибудь возразит: полезно ли для развития проповедничества вοοбще пользоваться готовыми уже темами? Не послужит ли это к устранению собственных размышлений, к усыплению проповеднических способностей? где же будет тогда самостоятельный труд и т. д.?

Напрасные возражения! Труда предстоит здесь еще много, самостоятельному развитию мыслей и способностей открывается самое широкое поприще. Никто из людей не творит чего-либо из ничего, но всегда из какого-либо, данного уже, материала. Несмотря, однако, на один и тот же материал, произведения, например, одного живописца или скульптора резко отличаются от подобного рода произведений других живописцев и скульпторов. Что же придает им эту особенность, эту самостоятельную черту? — Форма, мысль, душа художника.

Так точно и в настоящем случае. Темы, это — только материал, который в руках “премудрого архитектора” Христова может быть употребляем и так, и иначе для созидания “Божьего строения” (1 Кор. 3:10), в соответствии с его талантом и условиями. От него зависит не только создать форму и сгруппировать весь строй мыслей, но и дать им своеобразный колорит, некоторые из них поставить в тени, другим придать более света и рельефности, смотря по личному настроению проповедника, по роду и обстоятельствам слушателей и проч. Проповедь, так разработанная, будет отличаться самостоятельностью, будет оживлена собственной мыслью проповедника, согрета собственной теплотой его сердца, хотя она и построева из готового материала.

С другой стороны, как ни разнообразны предлагаемые нами темы, но они далеко еще не исчерпывают неисчерпаемого “кладезя воды живой,” заключающейся в зачадах. Поэтому никто не лишается права и возможности приступать сюда с собственными “по-черпалом.” Обилие найденных нами материалов может лишь поощрять проповедников к отысканию других материалов, a это не только послужит к развитию мыслительных способностей, но и откроет путь к так называемой проповеднической изобретательности. Впрочем, самым лучшим опровержением всех подобных возражений, если бы они были сделаны, служит опыт. Некоторые из наших проповедников пользовались уже на деле нашими темами, когда они были еще в рукописи, и возвратили нам их с самыми лестными отзывами об их пригодности, что еще более поощрило нас к труду.

Остается решить вопрос: как нужно пользоваться предлагаемыми нами темами? Ответить категорически на этот вопрос так же трудно, как трудно наперед знать, что кому нужно в этих темах. Для одного достаточно одной темы и её главных, составных частей; другой нуждается в некотором развитии темы, a иному нужно полное и всестороннее развитие темы. Поэтому пусть каждый из проповедников ищет в темах и пользуется тем, в чем имеет нужду, по своим силам и обстоятельствам. Развитые темы в состоянии удовлетворить всем этим требованиям. Со своей стороны заметим только, что от воли самого проповедника зависит: развивать ли все составные части темы, или только некоторые, или даже только одну, или наконец самую основную часть темы общей взять за тему проповеди. Чтобы видеть это яснее, возмем для примера какую либо развитую тему, состоящую из многих составных частей, напр. тему IV в первую неделю по Пятидесятнице.1

^ Справедливо ли, что человек не в состоянии противиться влечению ко греху?

Нет; почему?

1. Человек очень часто сам создает себе это влечение.

2. Согрешающий человек сам чувствует, что он грешит более по воле, чем по необходимости.

3. Святые были такие же люди, a они могли противиться греху.

4. Мысль, что человек не может противиться греху, противоречит святости, правосудию и благости Божьей.

Вот четырехсоставная тема.

Предположим теперь, что проповедник взял для своей проповеди эту тему. Он может по своему желанию развивать или все четыре составные части темы, как они указаны, или только три, т. е.

Несправедливо:

1) потому, что человек очень часто сам создает себе влечение ко греху;

2) потому, что погрешающий человек сам чувствует, что он грешит по воле, a не по необходимости;

3) потому, что святые были такие же люди, a они могли противиться греху.

Или органичиться только двумя, т.е:

Несправедливо:

1) потому что человек очень часто сам создает себе влечение ко греху;

2) потому что погрешающий человек сам чувствует, что он грешит по воле, a не по необходимости.

Или только одной какой-либо, напр.:

Несправедливо:

потому, что человек очень часто сам создает себе влечение ко греху.

Или же наконец какую-либо составную часть темы взять за тему проповеди, напр.

^ Мысль, что человек не может противиться греху, противоречит святости, правосудию и благости Божьей:

а) святости,

б) правосудию,

в) благости.

Таким образом, не только вся развитая тема, но даже каждая из её составных частей может служить предметом отдельной проповеди, для которой готово уже расположение (план), и главные мысли, и соответствующие тексты. Если проповедник желает быть совершенно самостоятельным, то он может идти еще дальше в выборе и развитии тем. Он может оставить все указанные нами темы и взять за тему какую-либо конкретную мысль или какое-либо изречение святого отца, оставленное нами, как афоризм, без всякого развития.

Для примера возьмем неразвитую тему, с указанием лишь главных составных её частей: ο почитании святых (см. тема VI на Апостол в ту же неделю по Пятидесятнице):

1) ^ Почему нужно почитать святых?

2) Как нужно почитать святых?

Проповедник может не взять за тему своей проповеди ни темы общей, ни каждой из её составных частей, a ограничиться только одним. приведенным там изречением святителя Иоанна Златоуста в доказательство того, как нужно почитать святых, а именно: “почитание святаго, говорит златословесный учитель, состоит в подражании ему,” и это изречение поставить темой проповеди. Тоже самое нужно сказать об употреблении и всех прочих тем, как развитых, так и неразвитых.

Вообще всех, кто будет пользоваться нашими гомилетическими пособиями, мы просили бы прежде всего самим прочитывать известное зачало из Евангелия или Апостола,2 вникнуть глубже в его смысль, остановиться на какой либо мысли, — и потом уже как бы для ответа на собственную мысль или тему искать в предлагаемых нами пособиях. Если же проповедник в темах, извлеченных нами из какого-либо зачала, не найдет ответа на свой собственный вопрос, применительно к своим нуждам и условиям, или желал бы рассмотреть вопрос с других точек зрения, а не как он рассмотрен y нас, то пусть обращается к другим зачалам, имеющим однородный характер, напр. “о слепых” в нед. 7 по Пятидесятнице и “о слепых” в нед. 31 по Пятидесятнице; “о званных на вечерю” в нед. 14 и ο “званных на вечерю” в нед. 28 по Пятидесятнице; “о воскрешении Наинского юноши” в нед. 20 “о воскрешении дочери Иаира” в нед. 24: “о бесноватых” в нед. 5, 10 и 23 и т. д.

Точно также можно поступать и относительно однородных мыслей, заключающихся в чтениях из Апостола. Кто из Пастырей пожелал бы предложить своим пасомым ряд поучений об одной какой-либо истине, напр., ο вере, ο молитве, ο благодати, ο воспитании и проч.; тогда пусть он отыскивает в нашем руководстве все темы, рассуждающие об этих предметах, сравнивает их между собой, подводит под свой план и таким образом творит из них одно стройное целое, раздробленное на несколько проповедей. Что касается до приводимых нами святоотеческих мест, то от воли проповедника зависит, вносить ли их целиком в свою проповедь, или дучше перефразировать их, как собственную мысль, и на основании их продолжать дальнейшее развитие проповеднического слова. Одним словом, мы желали бы, чтобы проповедники не рабски, a совершено самостоятельно относились к нашим темам. Пусть они смотрят на них только как на пособия, облегчающие и развивающие проповеднический труд, a не как на средства, устраняющие всякую самостоятельную мысль и изобретательность в деле проповедничества.

Оратором, конечно, эти пособия никого ее сделают, да и не об этом мы хлопочем прежде всего. Задачу мы видим в том, чтобы слово проповедническое было живым отголоском слова Божьего, отличалось полнотой содержания, близостью к действительным запросам нравственной жизни и неотразимой поучительностью. Ораторство без серьезной мысли — пустая игра слов; a крепкая мысль и глубокое чувство всегда найдут для себя и могучее ораторское слово.

Из сказанного до сих пор можно было видеть, что наше “Собеседовательное Богословие” предназначается, прежде всего и главным образом, для церковного собеседования ο различных истинах христианской веры и благочестия и, следовательно, для лиц, призванных к пастырскому служению или готовящихся к нему.

Но оно с существенной пользой может быть употребляемо и в домашней жизни каждым благочестивым христианином, любящим поучаться в законе Господнем и проводить время в душеспасительных размышлениях. Все мы, приходя в храм в дни воскресные и праздничные, слушаем чтение из Евангелия или Апостола; многие и дома занимаются таким чтевием, но не все, или не многие, получают от того душевную пользу. Смысл евангельских и особенно апостольских чтений для них непонятен во всей полноте; a богатство заключающихся там назидательных мыслей и уроков совершенно от них скрыто, потому что здесь требуется глубокое внимание и размышление, к которому не всякий способен по своим житейским заботам, по рассеянности в мыслях, по недостатку свободного времени.

“Собеседовательное Богословие” объяснит этот смысл и раскроет отчасти перед читателем неисчерпаемый родник чистейшего золота, содержащегося в евангельских и апостольских зачалах, из которых каждый может черпать для себя золотые Правила жизни, соблюдение которых ведет к спасению. Здесь христианин сознательно ознакомится со своими христианскими обязанностями по отношению к Богу, ближним и самому себе; отец и мать семейства найдут здесь для себя благочестивые правила воспитания детей; убитые горем — ободрение; печальные — утешение; заблудшие — исправление, a все без исключения урок и назидание. Вообще автор заботился ο том, чтобы каждый православный христианин не только сам по себе был непоколебимо убежден в истинах православной веры и благочестия, но и мог всегда дать разумный ответ другим, вопрошающим ο нашем христианском уповании (1 Пет. 3:15).3 Эта двоякая цель будет непременно достигнута всяким, кто с глубоким вниманием осмыслит и усвоит всю область истин “Православного Собеседовательного Богословия.”

Иди же ты, “Собеседовательное Богословие” в грады и веси, и “проповедуй Евангелие всей твари” (Map. 16:15)!...

Знаем очень хорошо недостатки нашего труда, но просим и великодушного снисхождения. Одному человеку, какой бы талант он ни имел, каким бы знанием Священных Писаний ни обладал, невозможно обнять всего и усмотреть все. Мы рассудили
лучше дать просящим что-нибудь, чем ничего; a просящих немало, жатва предстоит многа-многа. “^ Так что и сеющий и жнущий вместе радоваться будут” (Иоан.
4 :36).

Настоящий том «Собеседовательного Богословия» заключает в себе недели Триоди Великопостной, которая, начинаясь с недели Мытаря и Фарисея, продолжается до Пасхи. Всех недель, входяших в круг великопостной Триоди, десять. Из них четыре, предшествующие великому посту, назначены Церковью для подготовки верующих к подвигам покаяния, a остальные шесть вводят христиан в сами подвиги покаяния и сердечного сокрушения ο грехах. Поэтому отличительный характер всех недель великопостной Триоди состоит в возбуждении в христианах покаянного чувства, смирения, воздержания от страстей, самоотвержения, крестоношения и последования за Господом.

“Ce время покаяния,” взывает Святая Церковь, “ce день спасительный, пощения вход: душе, бодрствуй и страстей входы затвори, ко Господу взирающи” (Трипесн. на утр. в понедельн. первой седм. поста). Сам семидесятидневный период, в который продолжается великопостная Триодь, как бы указывает на духовный плен, от которого мы можем освободиться молитвой и постом через семьдесять дней, подобно тому как некогда древний Израиль освободился через семдесят лет от плена вавилонскаго. Сообразно с таким исключительным назначением времени великопостной Триоди, Святая Церковь в предлагаемых ей евангельских и апостольских чтениях, не ограничивается рядовыми зачалами одного какого-либо евангелиста или апостола, как в недели вне Триоди, a предлагает вниманию христиан чтения из всех евангелистов и апостолов, выбирая такие из них, которые руководствуют к истинному покаянию и свержению всякого греховного ига.

Так в первую Приготовительную к великому посту неделю предлагаются из еваигелиста Луки покаянные причти ο Мытаре и Фарисее и ο Блудном сыне; a в третью и четвертую — из евангелиста Матфея ο страшном суде и ο тех добродетелях, которыми христиане должны украшаться в дни Святой Четыредесятницы; в первую неделю великого поста из евангелистов Иоанна и Матфея; во вторую, третью, четвертую и пятую — из евангелиста Марка; в шестую опять — из евангелиста Иоанна.

Точно так же и в тех же целях Святая Церковь изменяет и апостольские чтения, которые она предлагает из разных посланий: к Римлянам, Коринфянам, Филиппийцам, Тимофею и к Евреям. Сравнивая, далее, содержание евангельских чтений в недели великопостной триоди с евангельскими чтениями в недели нетриодные, мы ваходим, что евангелие сырной недели в первой своей части соответствует евангелию II-й недели пo Пятидесятнице; евангелие первой недели великого поста — евангелию 2-й недели пo Пятидесятнице; евангелие второй недели поста — евангелию 6-й по Пятидесятнице; евангелие третьей — евангелию 1-й пo Пятидесятнице; евангелие четвертой — евангелию 10-й по пятидесятнице.

Что касается апостольских чтений, то из них только одно, в первую неделю великого носта, тождественно с апостольским чтением первой же недели по Пятидесятнице, хотя многие частные истины, заключающиеся в великопостных апостолах, содержатся и в апостольских чтениях, изложенных в недели по Пятидесятнице. Поэтому проповедник, при выборе какого-либо предмета для церковного собеседования в дни Великого поста, может с удобством пользоваться содержанием соответствующих евангельских и апостольских чтений в недели по Пятидесятнице.

Прот. И. Толмачев.



  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   32




Похожие:

Практическая Гомилетика протоиерея Иоанна Толмачева iconПрактическая Гомилетика протоиерея Иоанна Толмачева
Воскресение Иисуса Христа из мертвых служит неопровержимым доказательством истинности христианской веры
Практическая Гомилетика протоиерея Иоанна Толмачева iconПрактическая Гомилетика протоиерея Иоанна Толмачева
Однажды, когда народ теснился к Нему, чтобы слышать слово Божие, а Он стоял у озера Геннисаретского
Практическая Гомилетика протоиерея Иоанна Толмачева iconПрактическая Гомилетика протоиерея Иоанна Толмачева
Христианин должен не только сердцем веровать в Иисуса Христа, но и исповедывать Его устами перед людьми
Практическая Гомилетика протоиерея Иоанна Толмачева iconРусская катакомбная церковь истинных православных христиан
Российской Православной Кафолической Церкви, протоиерея бориса (в мiру Борис Михайлович Лазарев, 07. 1971г р., уроженца града Москвы),...
Практическая Гомилетика протоиерея Иоанна Толмачева iconДокументы
...
Практическая Гомилетика протоиерея Иоанна Толмачева iconНовое слово в русской эмиграции. Архиепископ Иоанн Сан-Францисский (Шаховской)
До революции и немного после – свидетельство Иоанна Шаховского. Особенности автобиографической прозы Иоанна Шаховского. “Восстановление...
Практическая Гомилетика протоиерея Иоанна Толмачева iconОбращение участников митинга на Славянской пл г. Москвы в защиту Подворья Патриарха Московского и всея Руси храма Рождества Иоанна Предтечи в Сокольниках
Подворья храма Рождества Иоанна Предтечи в Сокольниках, выражаем свое категорическое осуждение преднамеренного сговора чиновников...
Практическая Гомилетика протоиерея Иоанна Толмачева iconВ. Лурье. Иконоборчество I богословие св. Иоанна Дамаскина
Все мы знаем св. Иоанна Дамаскина, как катификатора и систематизатора православного богословия. Об этом я даже и не буду говорить....
Практическая Гомилетика протоиерея Иоанна Толмачева iconСодержание: Век патристики и эсхатология. Введение
Вторая несовершенна, пока длится сей век, зато не знает конца в веке будущем (на Иоанна tr. 124. 5). Тем не менее, хотя это двойная...
Практическая Гомилетика протоиерея Иоанна Толмачева iconДокументы
1. /Pril4-1/Контрольная работа Поиск в Интернет.doc
2. /Pril4-1/Правила...

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов