Лекции по предмету «Педагогика и психология» icon

Лекции по предмету «Педагогика и психология»



НазваниеЛекции по предмету «Педагогика и психология»
страница1/12
Дата конвертации27.08.2012
Размер2.33 Mb.
ТипЛекции
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

Лекции по предмету «Педагогика и психология»


«Образовать человека, суще­ство самое непостоянное и самое сложное из всех, есть искусство из искусств».

(Святой Григорий Назианзин)

"Нет никакого высшего искусства, как искусство воспитания. Мудрый воспитатель создает живой образ, смотря на который радуется Бог и люди ". (Свт. Иоанн Златоуст)


Педагогика


Педагогическая отрасль знаний является едва ли не самой древней и по существу неотделима от истории развития общества. Развитие человечества стало возможно лишь потому, что каждое поколение людей решало три важнейшие педагогические задачи:

  • Освоение производственного, социального и духовного опыта предыдущих поколений.

  • Обогащение и приумножение этого опыта.

  • Передача его следующему поколению.

Чем больше развивалось общественное производство, культура и накапливалось научных знаний, тем большее значение приобретала специальная деятельность по подготовке подрастающих поколений. В Древней Греции воспитание выделилось в особую общественную функцию, т.е.возникли специальные воспитательные учреждения и появились лица, профессией которых становится обучение и воспитание детей. Педагогом в Древней Греции называли раба, который в буквальном смысле слова брал за руку ребенка своего господина и сопровождал его в школу, где учителем был часто другой раб, только ученый. Свое название педагогика получила от греческих слов «пайд» – дитя и «агогос» – веду, т.е в дословном переводе «пайдагогос» означает «детоводитель», т.е. педагогика – это «детоводительство» к какой-то цели. В разные эпохи различные мыслители по-разному определяли эту цель. Со временем слово «педагогика» стало употребляться в более общем смысле для обозначения искусства «вести ребенка по жизни», т.е. воспитывать его и обучать, направлять духовное, душевное и телесное развитие. В последствии при обобщении накопленных практических знаний по данному искусству возникла и педагогическая теория. Педагогика стала наукой.

Таким образом сегодня педагогика – это наука о воспитании человека. В широком понимании педагогика представляет собой науку о сущности, закономерностях, принципах, методах и формах обучения и воспитания человека на всех возрастных этапах его личностного и профессионального развития. Но до сих пор еще звучат споры о том – педагогика - это наука, технология или искусство?

Педагогику часто называют не наукой, а искусством. Б.Рассел, описывая понятие «наука», заявляет, что наука – это прежде всего знание особого рода, которое стремится найти общие законы, связывающие множество отдельных фактов. Наука равноправна с искусством в поиске истины, но она обладает практическим значением, которого нет у искусства. Педагогика вышла на уровень научных обобщений, поэтому она может называться наукой.
Выявленные педагогической наукой закономерности используются в педагогическом процессе, значит педагогику можно назвать практикой (технологией). Для применения выявленных закономерностей на практике требуется педагогическое мастерство учителя, значит педагогику можно назвать искусством. Вывод: педагогика – это и наука, и технология, и искусство.

В категориальный аппарат педагогики как науки входят следующие понятия. Объектом педагогики как науки является педагогическая реальность, возникающая в процессе взаимодействия (педагогической деятельности) воздействующего педагога (субъекта) и принимающего воздействие изменяющегося человека (объекта).

Известный советский педагог А.С.Макаренко писал, что многие считают объектом педагогики ребенка, но это неверно. Таким объектом является по мнению А.С.Макаренко «педагогический факт (явление)». Следовательно, в качестве своего объекта педагогика имеет не человека или его психику (это объект психологии), а область педагогических явлений (педагогическую реальность), связанных с развитием человека.

Предметом педагогики как науки является специальная деятельность по передаче и освоению людьми накопленного человечеством опыта.

В отечественной педагогической традиции эту специальную деятельность принято было называть воспитанием. Все чаще предметом педагогики называют образование, которое как более широкая категория включает в себя воспитание и обучение.

Соотношение и взаимосвязь главных педагогических категорий: развитие, образование, обучение и воспитание сегодня в педагогической науке еще до конца не определены. У разных авторов они соотносятся по-разному. Различия в определении этих понятий коренятся в отсутствии строгой определенности толкования их в русском языке. С древнейших времен на Руси деятельность по передачи опыта следующим поколениям называли «воспитанием». В памятнике древнерусской письменной культуры 16 века “Домострое” говорилось : “Воспитай детище свое с прещением (запрещением), и обретешь от них покой и благословение”. В словаре В.И.Даля “воспитание” уже теряет свое высокое нравственное значение: “Образованный – научно развитой; воспитанный – приличный в обществе, знающий светские обычаи; для нравственного – нет слова!” В 20 веке в словаре Д.Н.Ушакова более широким понятием называют “воспитание” как “систематическое воздействие на развитие ребенка”, а под “образованием” подразумевают лишь “процесс усвоения знаний, обучение, просвещение”. Позже в словаре С.И.Ожегова читаем: “Образованный – имеющий разносторонние знания”, а “воспитать” – значит “вырастить, дав образование, обучив правилам поведения”.

Вероятно, в соответствии с тем, что в российском обществе выдвигается на передний план на данный момент времени – деловые качества (“на потребу дня”) или общая направленность личности (“для вечности”), наделяется более широким значением “воспитание” (середина 20 века) или “образование” (90-е годы 20 века). Еще у В.И.Даля встречаем : “Науки образовывают ум и знания, но не всегда нрав и сердце”. Для делового человека на первом месте – ум и знания, но достаточно ли этого багажа для всей жизни человека? Воспитанность же как единство знаний и отношений у некоторых людей сегодня считается второстепенной характеристикой, нарушающей эмоциональный комфорт “потребностного” человека 20 века.

Действительно, если по-прежнему ограничивать образование формированием лишь интеллектуальной стороны личности и считать, что в него не включается аспект, связанный с формированием у человека эмоционально-ценностных отношений и соответствующего нравственного поведения, то тогда допустимо применение категории «воспитание» как более широкой. Но такое сужение понятия «образование» выглядит как ущемление прав педагога, сведение его функций к бездуховному, лишенному человеческих эмоций интеллектуализму, «натаскиванию» на учебный предмет, в свою очередь сводящемуся к основам науки.

Для православного педагога в этом вопросе путаницы нет. Образование – это взращивание человека по образу Божию и стремление к достижению Его подобия. Образование: развитие – воспитание – обучение.

Таким образом, главные педагогические категории определяются наукой следующим образом:

  • Развитие – это процесс становления личности под влиянием внешних и внутренних управляемых и неуправляемых социальных и природных факторов.

  • Образование – «целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства» (Закон Российской Федерации об образовании). Образование в буквальном смысле означает создание образа, некую завершенность воспитания в соответствии с определенной возрастной ступенью. Поэтому образование также трактуется как процесс и как результат усвоения человеком опыта поколений в виде системы знаний, умений, навыков, отношений, способов деятельности.

  • Обучение – это целенаправленный процесс двусторонней деятельности учителя и учащихся по передаче и усвоению знаний.

  • Воспитание – целенаправленный процесс формирования интеллекта, физических, душевных и духовных сил личности, подготовки ее к жизни в обществе, активному участию в трудовой деятельности.

Учитывая все выше сказанное, предметом педагогики можно назвать педагогическую деятельность (образование), осуществляемую в педагогической реальности в разнообразных видах, где чаще всего ведущими видами этой деятельности выступают обучение и воспитание, а вспомогательными - игра и труд.

Как любая наука педагогика имеет свои задачи. Следует различать научные и практические задачи педагогики. Научные задачи педагогической науки – вести исследования, а практические задачи системы образования – эффективно осуществлять образование на всех этапах развития личности.


Дидактика


Дидактика (от греч. Didaktikos – поучающий и didasko – изучающий) – часть педагогики, разрабатывающая проблемы обучения и образования. Дидактика – педагогическая теория обучения. Это такая теория, которая дает научное обоснование, содержание образования, методов и организационных форм преподавания.

Этот термин впервые ввел в науку немецкий педагог Вольфганг Ратке (1571-1635) в курсе лекций «Краткий отчет из дидактики, или искусство обучения Ратихия». В том же значении «универсальное искусство обучения всех всему» употребил это понятие и великий чешский педагог Ян Амос Коменский (1592-1670) назвав свою главную книгу «Великой дидактикой». Из этого высказывания следует, что если овладеть этим искусством дидактики, то кого угодно можно научить чему угодно. Ян Амос Коменский так и считал, что нет детей не обучающихся, есть плохие педагоги, которые не умеют обучать.

Родоначальник русской педагогики К.Д.Ушинский писал: «У педагогики очень широкое основание и очень узенькая верхушка: дидактика первоначального образования может наполнить тома: дидактика чтения лекций в университете может быть выражена в двух словах: «Знай хорошо свой предмет и излагай его ясно».

Немецкий педагог И.Ф.Гербарт обосновал систему обучения, используемую в Европе до сих пор. Система строиться по четырем формальным ступеням:

  • Ступень ясности – выделение материала и углубленное его рассмотрение.

  • Ступень ассоциации – связь нового материала с прошлыми знаниями.

  • Ступень системы – обнаружение выводов, формулировка понятий, законов.

  • Ступень метода – понимание теорий, применение их к новым явлениям, ситуациям.

Структуру обучения составляют по Гербарту: изложение, понимание, обобщение, применение.

В начале 20 века эта система стала подвергаться резкой критике за вербализм, книжность, интеллектуализм, оторванность от потребностей и интересов ребенка и от жизни. Система Гербарта ставила целью передачу готовых знаний, не вовлекая ребенка в умственную активность, не способствует развитию мышления, авторитарно подавляя самостоятельность ученика. Поэтому в 20 веке появляется педоцентристская дидактика американского педагога Д.Дьюи. Он предлагал строить процесс обучения, исходя исключительно из потребностей, интересов и способностей ребенка.

Целью обучения становиться развитие общих и умственных способностей, разнообразных умений детей. Один из реформаторов В.Лай выделял в процессе такого активного, спонтанного, естественного обучения три этапа: восприятие, переработку, выражение. «Выражению» – разнообразной спонтанной деятельности детей на основе полученных знаний, уделялось самое большое внимание. Это требовало больших затрат времени, при этом учитель превращался в консультанта, что вело к снижению уровня обучения.

И сегодня дидактика стоит перед дилеммой: либо дать систематическое, общее фундаментальное образование на высоком академическом уровне методом директивного обучения – и потерять индивидуальное развитие личности ребенка, либо дать свободную инициативу ребенку в обучении, идти только от его потребностей, используя обучение через делание, и потерять систематичность в знании учеников, снизить уровень образования в школе, что имеет место сегодня в США.

В 90-х годах 20 века в России в эпоху перестройки увлеклись педоцентристскими зарубежными технологиями обучения в ущерб отечественным традициям обучения. И сразу резко снизилось качество знаний. В 2001 году был взят курс на возрождение и развитие отечественных традиций в образовании и достижения российской системы образования были заслуженно оценены. В российской дидактике обучение основывалось на совместной взаимосвязанной творческой познавательной деятельности учителя и ученика. Основными категориями дидактики являются: обучение, преподавание, учение.

Как общественное явление обучение – особая коллективная социальная деятельность по организации усвоения молодым поколением накопленного обществом опыта, воплощенного в соответствии с социальным заказом в содержание образования.

  • Учение – это деятельность ученика по овладению знаниями, навыками, умениями с учетом требований современной жизни.

  • Знания – это совокупность усвоенных учеником сведений, понятий и представлений о предметах и явлениях объективной действительности.

  • Навыки – это усвоенные автоматизированные двигательные, сенсорные и умственные действия, выполняемые точно, легко и быстро при незначительном напряжении сознания и обеспечивающие эффективность деятельности человека.

  • Умения – это достигнутые в процессе обучения возможности человека творчески применять знания и навыки.

Принципы дидактики – это основополагающие положения, которые определяют систему требований к содержанию, организации и методике обучения и отражают выявленные закономерности процесса обучения:

  • Научности обучения.

  • Связи теории с практикой.

  • Системности.

  • Сознательности и активности учащихся в обучении.

  • Индивидуальный подход к учащимся в условиях коллективной работы.

  • Наглядности обучения.

  • Доступности обучения.

  • Прочности усвоения знаний учащимися.


Более наглядно соотношение основных элементов любой дидактической системы можно изобразить следующим образом:





Таким образом, получается некий “педагогический крест”, в котором есть четыре стороны.

1 сторона - Учитель, вся его деятельность, личность, т.е. мы с вами. По отношению к вам эта ситуация более-менее благополучна, хотя бы в нравственном отношении. Работая в педагогических ВУЗах, институте повышения квалификации, я видел разных учителей. Учителя у нас в большинстве случаях безбожны; в лучшем случае они совестливы, нравственны, у них есть внутренняя светящаяся вера. Высшее проявление учителей – благочестие учительское. Например, Сухомлинский, у него такая педагогика совести, действительно, это был не воцерковленный, но очень христианский педагог. В силу того времени, когда он жил, часто писал о коммунистическом воспитании, но если присмотреться, то он против Бога не выступал, а выступал за развитие самых тонких духовных струн души личности. Вы люди верующие, это ваше главное достижение, в самые критические моменты урока будет проверяться ваша вера. Если эта вера непоколебима, она также передается детям. Учитель всегда должен быть в бодром духе, даже если у вас настроение унылое, нужно помолиться, поднять себя и идти, потому что здесь идет духовная борьба за души, за личности. Идет борьба именно вашей души. Главный инструмент – это ваша душа, поэтому во всем педагогическом действии главный инструмент – это сам педагог.

2 сторона - Противоположность педагогу – учащиеся. Они представляют для нас самую большую загадку, потому что они бывают разного возраста, разных характеров, разной степени воцерковления и веры, разного социального положения, находящиеся под разным влиянием и т.д. У детей тоже есть своя жизнь, свой мир, своя деятельность. Учебная деятельность для них обладает какими-то своими свойствами. Часто очень много происходит оттого, что мы не задумываемся: а какие мотивы движут детьми в этом мире, какой их внутренний мир, какая иерархия ценностей, что они вообще собой представляют, что это – черный ящик, в который входит некий материал, и выходят некие знания. В физике есть теория черного ящика, которая занимается только тем, что входит и тем, что выходит, а то, что внутри происходит, не обсуждается. Существует такой подход: большинство педагогических, дидактических теорий исходят из того, что те знания, которые мы должны в детей вложить, и те знания, которые в результате от детей мы должны получить. Что они внутри переживают при этом, к чему они стремятся, какое у них мировоззрение осталось или изменилось, нас уже не волнует. Мы свое дело сделали. Этот подход имеет свои плоды.

3 сторона “креста” – содержание образования, т. е., что преподавать. Здесь тоже дело обстоит достаточно благополучно. В принципе, то, что преподавать детям, вы сейчас в рамках 1-го курса академии все достаточно хорошо знаете. Что преподавать в семинарии – узнаете. Что не узнаете, вас заставят ученики узнать. Ушинский говорил: ”Лучший способ изучить предмет – начать его преподавать”. Когда начинаешь рассказывать, сам так начинаешь проникать во все тонкости и детали, что открываются подлинные смыслы и сущности, которые при изучении его были не видны. У вас есть уже фундаменты, есть стены, и отделка этих стен, т. е. в какой форме подать эти знания, - это дело интуиции, дело творчества, дело личности, дело некоторого педагогического искусства, которого мы тоже можем определенным образом коснуться. Например, сейчас разрабатываются программы, учебники по православной культуре, разрабатываются основы предмета теологии, который вы уже как-то знаете, какое-то представление имеете, и подучить вам легко. У многих студентов семинарии и академии существует иллюзия или педагогическая прелесть. Она заключается в том, что если я знаю, то, что мне там эта педагогика, я приду и детям расскажу. Такая гордыня является традиционной академической гордыней, что, если я знаю, то мне все остальное по силам. Она часто приводит к большим печальным и неожиданным неуспехам, или случайным достижениям, даже вопреки. Потому, что не учитываются все остальные факторы: методы и формы.

4 сторона “креста” – методы и формы. Она отвечает на вопрос “как” – как эти знания передать, как эти умения сформировать, как это отношение к детям пробудить. Года 3 или 4 назад в семинарии был один студент, который после каждой лекции подходил и говорил: “Когда Вы нам методы будете рассказывать?”. А когда мы подошли к этой теме, рассказал методы, сделал обзор, остановился на некоторых, говорит: ”Что так мало? Вы дайте нам побольше, загрузите нас методами выше крыше, а мы сами разберемся, какие методы и когда употреблять”. Я в этом сомневаюсь, потому что методы – это средства, это способы, это “деньги” какие-то, как бензин, что ли, какой–то способ, который может быть совершенно различный. Или он может быть один, хороший отработанный, он может действовать довольно универсально, и надо только понять сущность этого метода, принцип его использования, какие проблемы он решает. Без этого очень легко потеряться, потому что существует тысячи методов преподавания, тысячи технологий. В Свято-Тихоновском Богословском институте на педагогическом факультете со всеми подробностями разбираются эти методы. Но там готовят профессионалов - педагогов, а вам нужно хотя бы ориентироваться в этом процессе, иметь общее, но точное, сущностное представление. Поэтому подробно остановимся на одном из подходов – личностно-ориентированным.

^ Личностно-ориентированный подход. О нем написаны десятки монографий. Одна из них: ”Образование и личность“ автор Сериков, один из лидеров этого подхода. Существует множество православных людей, даже один батюшка в Волгограде пишет богословскую диссертацию по личностно-ориентированному подходу в православном образовании. Еще могу посоветовать журнал, посвященный образованию ”Русский предприниматель”. Он адресован крупнейшим бизнесменам, в то же время там мягко подается православная ориентация.

Цель личностно-ориентированного подхода - способствовать мировоззренческому самоопределению личности. Подходит нам такая цель? Очень подходит. С какой позиции. С позиции православных ценностей, православного мировоззрения.

Первая задача этого подхода: придание личностного значения изучаемому материалу. Это образование связки “содержание материала – личность детей”. Как навести мосты? Какими точками, какими областями этот материал является личностно-значимым для самого ребенка, какую он для него ценность имеет, какое значение? Это не на поверхности лежит. Прежде чем переступить порог аудитории, надо продумать, какими личностными смыслами мы можем увязать материал непосредственно с теми детьми, которые находятся в этой аудитории.

Вторая задача: новообразование православных смыслов жизни, существования, деятельности.

Третья задача: развенчание привлекательности ложных смыслов бытия. В среде неверующих детей главная битва у вас будет с эгоистами, потому что индивидуализм, эгоизм сейчас пронизал все клетки организма, и каждый мыслит очень автономно. Такая автономная нравственность: я так считаю – и этого достаточно. Вот такая мировоззренческая позиция – одна из фундаментальных, и с ней приходится вести главный основной труд и очень бережно, потому что в лоб ее не прошибешь.

^ Принципы личностно-ориентированного подхода:

Контекстуальность – изучаемый материал лежит в контексте смысловой сферы личности учащихся, т. е. в сфере их потребности, к чему у них есть желание.

Диалогичность – выяснение личностных ценностей учащихся, какова их иерархия. Строится диалог с этими ценностями на тему: а зачем это нужно? А зачем мне это нужно? Есть такое педагогическое правило: прежде чем сообщать что-то детям, вы задайте себе вопрос: а зачем вам это нужно? Например, есть у М.М.Бахтина теория о диалогической личности, которая высвечивает 3 личностных иерархии ценностей: индивидуальная иерархия ценностей (“я для себя” – такой детерминизм индивидуалистический, т. е. все, что движет личностью – это то, что работает на меня самого, самозамкнутая личность); целостный внутренний смысл (“я для других”); ответственность пред Богом (“я для Бога”).

Моделирование – проектирование ситуации нравственных коллизий, где можно реализовать нравственные ценности детей. Пример: Янушкявичене “Основы нравственности”. Даны нравственные коллизии, разные подобраны рассказы, которые даются ребенку, а дальше ставится вопрос, а как бы ты поступил? Как тебе доставляет удовольствие больше, или по совести. Для того чтобы реализовать личностно-ориентированный подход, нам надо хорошо представлять личность современных детей. В этой области существует огромное количество исследований, главным образом психологов. Есть такая Вера Абрамова, психолог, изучает духовный мир современных детей. У нее две темы: святость современных детей и демонизм современных детей. Если сейчас пересказывать вам результаты (что было бы для вас очень полезно), то мы нарушим принцип личностно-ориентированного подхода – не дадим возможности вам самим сориентироваться в этой проблематике.

Поэтому составим вместе портрет современного старшего школьника или студента 1 курса, примерно 16 лет.

Смысл жизни:

  • бери от жизни все. Кстати, с этим тезисом можно работать даже в православном ключе, он же не договоренный. Если все добродетельное брать, то нам подходит:

  • быть крутым, быть взрослым, утвердиться.

Но быть взрослым – быть ответственным за свое поведение, действия:

  • карьера, например, хочу быть президентом, депутатом и т.д. Есть движущий мотив – быть кем-то, только нужно, чтобы он был адекватный и был не единственный.

  • устроение семейной жизни, семейное счастье.

Что самое привлекательное, какой вид деятельности, какая ценность, что влечет, что движет, к чему идет внутреннее течение:

  • весело провести досуг.

    Кстати, отчего это стремление, какая внутренняя причина? Т.к. жизнь бессмысленна, чтобы скрасить ее, нужен впрыск адреналина, какое-то увеселение. Вся индустрия развлечений оттого и существует, что все убого.

  • заработать деньги.

  • спортивная деятельность.

  • криминальная деятельность, как легкий способ жить красивой жизнью.

Какой имеется опыт Богообщения. Это самая главная зацепка, т. к. у всех детей есть какой-то опыт Богообщения:

  • кризисы в жизни.

  • экзамены.

Какие имеются представления о Боге, о церковной жизни, о современных верующих людях.

Какой личный опыт ребенка может препятствовать прийти к Богу, к вере, к жизни в Церкви.

  • общественное мнение (друзья, одноклассники)

  • безответная молитва

  • ощущение всеобщей несправедливости

  • греховная стена.

Таким образом, мы должны весь этот пласт личностных смыслов хорошо понимать, для того чтобы отбирать содержание, для того чтобы отбирать методы.

Основными видами педагогической деятельности являются:

  • Преподавание (обучение) – направлен на управление познавательной деятельностью учащихся.

  • Учение – познавательная деятельность учащихся по овладению ими знаниями, умениями, навыками.

  • Обучение является двусторонним процессом, в котором педагогу отводится не столько роль транслятора знаний, сколько руководителя, вдохновителя и организатора познавательной деятельности учащихся. Не случайно Я.А.Коменский эпиграфом к своей «Великой дидактике» взял слова: «Альфой и омегой нашей дидактики да будет изыскание и открыти способа, при котором учащие меньше бы учили, а учащиеся больше бы учились.»


Из Древней Греции ведет свое происхождение не только термин «педагогика», но и многие другие педагогические понятия и термины, например школа (schole), что означает досуг, гимназия – (от греч. Gumnasion – гимнасий) – общественная школа физического развития, в последствии просто средняя школа. Родоначальником педагогики Древней Греции считается Сократ, который учил своих учеников вести диалог, полемику, логически мыслить («сократовский метод» в споре находить истину).

Ученик Сократа, философ Платон, родоначальник идеалистической линии в философии, основал академию от имени греческого мифического героя Академа, в честь которого названа была местность близ Афин, где Платон основал школу. Само греческое слово «школа» означает «досуг», а значит радость, отдохновение. Познание тоже должно приносить радость, восторг, поэтому важно сделать познавательный процесс приятным и полезным во всех отношениях.

Педагогические идеи Платона реализовал и развил его ученик философ Аристотель, который создал свою школу «ликей» (лицей), так называемую перипететическую школу (от грч. «peripateo» – прохаживаюсь). Во время лекций он прогуливался в ликее со своими слушателями и в режиме диалога организовывал процесс познания.

В основу современной систематизации приемов и методов обучения положено представление Я.А.Коменского о трех уровнях обучения: сначала должна работать мысль, потом – память, потом – руки.



На каждом уровне обучения решаются определенные дидактические задачи со своими приемами и закономерностями их выполнения (1- осознание, 2 – осмысление, 3 – обобщение; 4 – текущее повторение, 5 – тематическое повторение, 6 – итоговое повторение; 7 – формирование и совершенствование умений, 8 – стандартное применение, 9 – творческое применение). Нарушение закономерностей приводит к снижению качества знаний.

На втором уровне для усвоения знаний в вузовском обучении акцент делается на тематическом повторении, в школьном - на текущем. Это соответствует возрастным особенностям и уровню развития обучаемых. Но когда в вузе вовсе отказываются от текущего повторения, а в школе – от тематического, то резко снижается качество знаний.

На третьем уровне применения знаний часто допускается быстрый переход к творческому применению, минуя стандартное. Но невозможно развить творческие способности, минуя стадию выработки умений и навыков, без труда, скачком.

Все девять подсистем необходимы, чтобы понять материал. Сначала на первом уровне материал надо последовательно осознать, осмыслить и выйти на уровень обобщения. Без осознания материала нельзя перейти к выявлению взаимосвязей между его элементами. Осмысление не будет полноценным, если не будет создана возможность для обобщения.

На втором уровне должны действовать три разновидности повторения, обеспечивающие процессы памяти: запоминание, припоминание и сохранение информации. Эти подсистемы соответствуют трехблочной структуре памяти по Аткинсу. Первоначально поступающая информация за доли секунды обрабатывается в сенсорном регистре памяти для выборки главного. В следующую структуру кратковременное хранилище переходит только та информация, которую отобрал сенсорный регистри там она многократно прокручивается в блоке повторения для лучшего запоминания. Для этого в дидактике и были разработано текущее повторение. После текущего повторения информация переходит в долговременное хранилище, где упорядочивается и для этого пользуются тематическим повторение. Для профилактики забывания пользуются итоговым повторением, в ходе которого информация из долговременного хранилища переодически извлекается. Интересно, что многие известные люди

На третьем уровне действуют тоже три подсистемы. Сначала формируются элементарные умения, потом из них как из кирпичиков собираются составные умения и закрепляются в виде алгоритмов действий при многократном повторе. Лишь после доведения алгоритмических умений (например таблица умножения) до автоматизма возможно переходить к творческому применению.


Основные законы дидактики


Дидактика – теория и практика обучения. Одним из предметов этой теории является изучение объективно существующих законов и закономерностей. Они объективно существуют, хотим мы или нет, можем мы ими пользоваться или нет. Так существуют законы физики, мы можем отрицать, существование закона гравитации, мы можем попробовать и ощутить каждый раз действие этого закона.

Законы физики детерминированы, если мы спрыгнем с 10 этажа без парашюта, то всегда будем иметь один и тот же результат, а законы духовные, которые в заповедях Божиих, они тоже достаточно жестко детерминированы, но носят более вероятностный, предписательный характер. К тому же результат их нарушения (или соблюдения) обычно не виден сразу же. Законы всех гуманитарных наук также носят вероятностный характер, нет какой-то магической связи: если сделал то, то получишь обязательно это. Вы знаете о теории вероятности: если вы сделали какие-то действия, то скорее всего получите какой-то результат.

Закон – устойчивые, существенные и постоянно повторяющиеся связи (в дидактике - между основными компонентами обучения). Это философская категория.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12




Похожие:

Лекции по предмету «Педагогика и психология» iconВыпускная работа Индивидуальный проект
Теоретический анализ применения дистанционного обучения в вузе и разработка теоретического обоснования для внедрения в до курса «Педагогика...
Лекции по предмету «Педагогика и психология» iconА. М. Столяренко психология и педагогика
Одобрено и рекомендовано к изданию Учебно-методическим центром «Профессиональный учебник»
Лекции по предмету «Педагогика и психология» iconПрактическая работа по дисциплине «Психология и педагогика»
Вы собираетесь пойти устраиваться на работу и знаете, что нужно пройти собеседование
Лекции по предмету «Педагогика и психология» iconРоссийская международная академия туризма
А. А. Остапец. Педагогика и психология туристско-краеведческой деятельности учащихся: Методические рекомендации. – М., Рмат, 2001....
Лекции по предмету «Педагогика и психология» iconРоссийский гуманитарный научный фонд
Комплексное изучение человека; психология; педагогика; социальные проблемы медицины и экологии человека
Лекции по предмету «Педагогика и психология» iconДокументы
1. /стратегическое планирование лекции/стратегическое планирование лекции/img031.pdf
Лекции по предмету «Педагогика и психология» iconКонтрольная работа по дисциплине «Психология и педагогика»
Ответ: Графоаналитический анализ заключается в возможности дать оценку человека по его почерку. Цель анализа – оценить степень соответствия...
Лекции по предмету «Педагогика и психология» iconУчебный курс «Социальная психология»
Предназначен для студентов дистанционного обучения по специальности 030301 Психология труда и организационная психология. Цель данного...
Лекции по предмету «Педагогика и психология» iconКурс «Педагогика и психология» Вопросы для зачета
Вопросы для зачета по педагогике и психологии. Семенов М. Ю. Омгту редакция от 19. 11. 2008
Лекции по предмету «Педагогика и психология» iconДокументы
1. /К.П. Оптим/КР_2_1_штраф_ф.doc
2. /К.П....

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов