Министерство образования российской федерации icon

Министерство образования российской федерации



НазваниеМинистерство образования российской федерации
Дата конвертации27.08.2012
Размер170.28 Kb.
ТипПримерная программа

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ




УТВЕРЖДАЮ

Руководитель Департамента


образовательных программ

и стандартов профессионального

образования


________________Л.С. Гребнев


"____"_________________2001 г.


Примерная программа дисциплины




ОПД.Ф. 03 «Религиозная философия»



федерального компонента цикла ОПД ГОС ВПО второго поколения по направлению 520200 подготовки бакалавров теологии


РЕКОМЕНДОВАНО: Отделением Теологии УМО университетов России


Председатель

Отделения Теологии

УМО университетов России проф. С.П. Карпов


Москва

2001


Примерная программа дисциплины ОПД.Ф.03 «Религиозная философия» федерального компонента цикла ОПД составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования второго поколения по направлению 520200 подготовки бакалавров теологии.


  1. Организационно-методический раздел




  1. ^ Цель курса


Цель курса “Религиозная философия” определяется требованиями (федеральный компонент) для дисциплин цикла общепрофессиональных дисциплин к обязательному минимуму содержания и уровня подготовки специалиста по направлению 520200 Теология. Главные цели курса:


  1. ^ Задачи курса


— осмысление наследия античной религиозной философии как самостоятельного по отношению к основным конфессиям;

— анализ путей формирования и исторического развития религиозно-философских концепций в различных религиях и конфессиях;

— раскрытие содержания основных религиозно-философских проблем;

— раскрытие специфики основных школ, где эти проблемы ставились и решались;

— дать знание основных путей осмысления разных направлений исследования религии в современной феноменологии религии


  1. ^ Место курса в профессиональной подготовке выпускника


Религиозная философия входит в цикл общепрофессиональных дисциплин образования по специальности 520200 Теология и решает блок проблем соотношения религии и философии. Этот курс связан также и с другими теологическими и религиоведческими курсами. Особенно тесно он связан с курсом “Философия” как одной из общепрофессиональных дисциплин образования по направлению 520200 Теология.
Курс “Религиозная философия” соотносится с курсами истории философии, науки и религии, конфессионального вероучения, истории христианской Церкви, культурологии и др.


  1. ^ Требования к уровню освоения содержания курса


Эти требования определены государственным стандартом и сводятся к следующему:

— понять суть религиозно-философского понимания реальности;

— знать историю возникновения основных религиозно-философских концепций;

— понять проблемы взаимосвязи религиозно-философской мысли с конфессиональными доктринами;

— знать причины возникновения внеконфессиональной религиозной философии;

— уметь видеть суть проблем современной философии религии в ее взаимосвязи с разными направлениями религиозной философии;

— знать специфику решений религиозно-философских проблем в отечественной мысли.


II. Содержание курса


1. Тематика курса


Тема 1. Религиозная философия, ее предмет и функции.

Тема 2. Религиозно-философское понимание онтологии и гносеологии.

Тема 3. Религиозно-философские проблемы антропологии и аксиологии.

Тема 4. Христианство и его влияние на формирование древней религиозно-философской мысли.

Тема 5. Христианство и становление западно-европейской религиозно-философской мысли Средних веков.

Тема 6. Христианство и становление западно-европейской религиозно-философской мысли нового времени.

Тема 7. Западно-европейская религиозно-философская мысль новейшего времени: экзистенциализм.

Тема 8. Западно-европейская религиозно-философская мысль новейшего времени: феноменология религии.

Тема 9. Западно-европейская религиозно-философская мысль новейшего времени: другие течения.

Тема 10. Русская религиозно-философская мысль о Боге, мире, Церкви и человеке.

Тема 11. Русская религиозно-философская мысль и проблематика культуры.

Тема 12. Иудаизм и философия.

Тема 13. Буддизм и философия.

Тема 14. Ислам и философия.


^ 2. Темы и их краткое содержание


Тема 1. Религиозная философия, ее предмет и функции.

Краткое содержание: отношение «Бог — человек — мир» как основной предмет религиозно-философской мысли; связь с Высшей реальностью — суть религии; специфика религиозно-философского подхода к любым проблемам — рассматривать их под углом зрения этой связи.


^ Тема 2. Религиозно-философское понимание онтологии и гносеологии.

Краткое содержание: Высшее бытие как предмет разума; онтологическая проблема — Высшее бытие и мир как естественный порядок, ее метафизические решения; анализ гносеологических путей ее решения; разум и вера, разграничение компетенций религиозной философии и теологии.


^ Тема 3. Религиозно-философские проблемы антропологии и аксиологии.

Краткое содержание: Святыня и ценности; личность как открытость к Святыне; личность и ценности; философская антропология о человеке как личности и телесно-душевно-духовной природе; автономная и религиозная этика; социальный порядок и его духовно-нравственные основы, социально-политические аспекты.


^ Тема 4. Христианство и его влияние на формирование древней религиозно-философской мысли.

Краткое содержание: античные религиозно-философские школы (платонизм, стоицизм, Аристотель) и их оценка раннехристианскими мыслителями; становление философской культуры Византии (жизнь по Евангелию как истинная философия в патристике); проблемы Первоначала космоса и его творческого созидания, место и роли в нем человека (жанр «Шестоднева» и др.); сверхкосмическое назначение человека; духовно-нравственный идеал; спасение.


^ Тема 5. Христианство и становление западно-европейской религиозно-философской мысли Средних веков.

Краткое содержание: Августин, августинизм и неоавгустинизм (Бог и душа, духовное восхождение, постижение Бога разумом и озаряющая благодать, чувство истории); схоластика (вера и разум, познание Бога, рациональные аргументы в пользу бытия Божия и пр.); томизм и неотомизм (естественная теология, вера и разум, этический идеал).


^ Тема 6. Христианство и становление западно-европейской религиозно-философской мысли нового времени.

Краткое содержание: Религиозная философия Р. Декарта (самосознание и «идея Бога»); теодицея как религиозно-философская проблема (Лейбниц); «Бог философов и ученых» и «Бог веры» (Паскаль); скептицизм и неверие — интеллектуальные, моральные, социальные и экзистенциальные корни неверия; идеализм и религия; появление философии религии как средства осмысления феномена религии в условиях секуляризации западной культуры.


^ Тема 7. Западно-европейская религиозно-философская мысль новейшего времени: экзистенциализм.

Краткое содержание: религиозный экзистенциализм и персонализм (экзистенция в религиозном измерении; Э. Мунье о личности перед Богом, о личности и мире; К. Ясперс о философской и религиозной вере, трансценденции и коммуникации; Г. Марсель о тайне Бытия, трагической мудрости и надежде); Бытие, сущее и человек (М. Хайдеггер).


^ Тема 8. Западно-европейская религиозно-философская мысль новейшего времени: феноменология религии.

Краткое содержание: религиозный опыт, его виды и его непредвзятое описание и осмысление; Р. Отто о «Святом» как «совершенно ином»; М. Шелер о предстоянии перед Богом и «я-Ты» отношениях; ван дер Лейв о типах религиозности; М. Элиаде о всеохватывающем Sacrum («Священном») и его структуре и др.; критика редукционизма в понимании религии в психологии религии (Фрейд, Юнг, Фромм и др.), в социологии религии (Дюркгейм и др.), в культурологии религии (Шпенглер, Тойнби и др.), в антропологических исследованиях религии (Тайлор, Фрэзер и пр.).


^ Тема 9. Западно-европейская религиозно-философская мысль новейшего времени: другие течения.

Краткое содержание: философская герменевтика и искусство понимания духовно содержательных текстов (Г.-Г. Гадамер, П. Рикер и др.); тейярдизм о человеке в «божественной среде» (картина глобально-исторической духовной эволюции и ее критика); Бог в философии процесса; протестантские религиозные философы ХХ в. (П. Тиллих о вере как «предельном интересе» и «предельном риске»; Тиллих о символизме религиозного языка; П. Рикер об атеизме Фрейда и Ницше и др.).


^ Тема 10. Русская религиозно-философская мысль о Боге, мире, Церкви и человеке.

Краткое содержание: философия славянофилов (соборность, религиозная миссия России, западные исповедания); православная антропология (Киреевский, Несмелов); Богочеловеческий идеал и метафизика всеединства (от Соловьева до Карсавина); софианство как гнозис (Соловьев, Флоренский, Булгаков).


^ Тема 11. Русская религиозно-философская мысль и проблематика культуры.

Краткое содержание: русская революция и трагедия атеистической интеллигенции; Восток и Запад; философия свободы и творчества (Бердяев и его оппоненты); православие и культура (Е.Трубецкой, С.Булгаков, И.Ильин, Г.Федотов); монархия, демократия и духовно-нравственные основы социально-политической жизни (С.Франк, И.Ильин и др.).


^ Тема 12. Иудаизм и философия.

Краткое содержание: еврейская предфилософская мысль в раннебиблейских текстах и в период Второго Храма; еврейская мысль, Тора и Талмуд; формирование еврейской философии в средние века (Кабала, Моше бен Маймон и др.), связи греческой, арабской и еврейской философий; еврейская мысль в эпоху Просвещения, хасидизм и хабад; влияние европейской мысли на еврейскую (персонализм М. Бубера).


^ Тема 13. Буддизм и философия.

Краткое содержание: нирвана как Сверхбытие и как освобождение от страданий и реинкарнаций — центральная тема; буддийская онтология и антропология; буддийский духовный путь спасения; духовно-нравственный идеал; мышление, мудрость (праджня) и созерцание (дхьяна, чань, дзен); «четыре благородных истины»; отношение к «я»; философские школы хинаяны и махаяны.


^ Тема 14. Ислам и философия.

Краткое содержание: Коран, Сунна и познание (ал-иджтихад); средневековая мусульманская философия и наука (Бог и мир; истина, вера и разум; познание Бога; фигура пророка; роль наследия Аристотеля); борьба ревнителей благочестия с философией; суфийская мудрость; ортодоксальные и модернистские тенденции.


^ Перечень примерных контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы


  1. Определите специфику религиозно-философского понимания мира и человека и его отличие от научного и теологического понимания

  2. В чем совпадают и в чем не совпадают религиозная философия и философия религии

  3. Чем отличается религиозно-философское понимание моральных и социально-политических проблем от безрелигиозного?

  4. Попытайтесь кратко выразить религиозное содержание в философских традициях античности

  5. Какими критериями руководствовались раннехристианские мыслители, чтобы отделить приемлемое в дохристианской мысли от неприемлемого?

  6. Чем отличается древнехристианский философский идеал от схоластического и от религиозной философии Нового времени?

  7. Кратко выразите суть августинизма и объясните притягательность Августинова идеала христианской мудрости для более поздних веков европейской христианской культуры.

  8. В чем дух томизма отличается от духа августинизма?

  9. Почему мы считаем, что религиозная философия Декарта — это радикальный разрыв со всей предыдущей христианской философией как Запада, так и тем более Востока?

  10. Почему атеизм стал столь притягательным для европейской культуры XIX-XX вв.?

  11. Почему атеизм философски неубедителен?

  12. Была ли какая-то польза от атак Фрейда и Ницше на религию как таковую? Что осталось после такой атаки не разрушенным?

  13. В чем суть экзистенциалистского понимания предстояния человека перед Богом?

  14. Почему феноменология религия считается наиболее основательным из всех философских подходов к религии?

  15. Является ли каждое феноменологическое описание религиозной жизни исчерпывающим и безупречным?

  16. В чем русские религиозные философы отступили от западного понимания того, как должны строиться взаимоотношения разума и веры, философии и теологии?

  17. Нуждается ли Богочеловеческий идеал русских философов в метафизике Всеединстве и тем более в софиологии? Почему?

  18. Почему проблематика творческой самореализации личности рассматривалась в России как прежде всего религиозная?

  19. В чем суть полемики между Бердяевым и его оппонентами по вопросу, какой должна быть творческая личность христианина?

  20. По каким признакам буддийская религиозная мысль резко отличается от европейской?


Примерная тематика рефератов, курсовых работ


1. Проблема "Вера и разум" в древнем христианстве, в томизме и в Новое время

2. Человек перед Богом в философии Августина и М. Шелера

3. Интеллектуальные, моральные, социальные и экзистенциальные корни неверия

4. Личность и индивидуальность с религиозно-философской точки зрения

5. Экзистенциализм о вере и коммуникации

6. Безрелигиозность идеализма Гегеля

7. Бытие и сущее: сравнение философии Хайдеггера с христианским миропониманием

8. Встреча с Богом как суть религиозного опыта (сравнение Ф. Шлейермахера с Р. Отто и М. Шелером)

9. В чем прав и в чем неправ Фрейд с точки зрения философии религии

10. Вера как "Предельный интерес" согласно Тиллиху

11. Богочеловеческий идеал и творческое призвание христианина в русской религиозной философии

12. Церковь и культура в русской религиозной философии: разные решения вопроса

13. Два понимания веры согласно М. Буберу и оценка его концепции

14. Буддийские философские идеи

15. Мудрость суфиев


Примерный перечень вопросов к зачету (экзамену) по всему курсу


1. Высшее бытие как предмет веры и разума

2. Мир в его соотнесенности с Богом

3. Бог, личность и ценности

4. Религиозно-философские идеи античных мыслителей и раннее христианство

5. Бог, человек и космос в византийской мысли

6. Августин о познании Бога

7. Вера и разум в схоластике

8. Естественная теология в томизме

9. "Идея Бога" в философии Нового времени

10. "Бог философов и ученых" и "Бог веры" (Паскаль)

11. Интеллектуальные, моральные, социальные и экзистенциальные корни неверия

12. Личность перед Богом в персонализме

13. Философия религии, ее предмет и задачи

14. Религиозный опыт и его описание в феноменологии

15. Типы религиозного опыта

16. Критика феноменологами редукционизма в понимании религии

17. Оценка атеизма Фрейда и Ницше

18. Тиллих о вере как "предельном интересе" и "предельном риске"

19. Символизм религиозного языка

20. Феноменологическая оценка результатов психологии религии

21. Феноменологическая оценка результатов культурологических исследований религии

22. Феноменологическая оценка результатов социологических и антропологических исследований религии

24. Славянофилы о соборности

25. Богочеловеческий идеал в русской религиозной философии

26. Метафизика Всеединства и ее оценка

27. Софианство, его происхождение и оценка

28. Всток и Запад в русской философии

29. Христианство и культура в русской философии

30. Еврейская религиозная мысль (М. Бубер)

31. Основные идеи буддийской философии

32. Мудрость арабо-мусульманской культуры


III. Распределение часов курса по темам и видам работ


№ п/п


Наименование тем и разделов

ВСЕГО

(часов)

Аудиторные занятия (час.)

Сам. работа










В том числе













Лекции

Семинары




1

Тема 1. Религиозная философия, ее предмет и функции.

8

2

2

4

2

Тема 2. Религиозно-философское понимание онтологии и гносеологии.

8

2

2

4

3

Тема 3. Религиозно-философские проблемы антропологии и аксиологии.

8

2

2

4

4

Тема 4. Христианство и его влияние на формирование древней религиозно-философской мысли.

16

4

4

8

5

Тема 5. Христианство и становление западно-европейской религиозно-философской мысли Средних веков.

16

4

4

8

6

Тема 6. Христианство и становление западно-европейской религиозно-философской мысли нового времени.

8

2

2

4

7

Тема 7. Западно-европейская религиозно-философская мысль новейшего времени: экзистенциализм.

32

8

8

16

8

Тема 8. Западно-европейская религиозно-философская мысль новейшего времени: феноменология религии.

48

12

12

24

9

Тема 9. Западно-европейская религиозно-философская мысль новейшего времени: другие течения.

24

6

6

12

10

Тема 10. Русская религиозно-философская мысль о Боге, мире, Церкви и человеке.

24

6

6

12

11

Тема 11. Русская религиозно-философская мысль и проблематика культуры.

32

8

8

16

12

Тема 12. Иудаизм и философия.

16

4

4

8

13

Тема 13. Буддизм и философия.

16

4

4

8

14

Тема 14. Ислам и философия.

16

4

4

8




ИТОГО:

272

64




136



IV. Форма итогового контроля: реферат, зачет, экзамен

^

V. Учебно-методическое обеспечение курса





  1. Рекомендуемая литература (основная)




  1. Джеймс У. Многообразие религиозного опыта. М., 1993.

  2. Культурология XX век. Энциклопедия. СПб., 1999. Т. 1,2.

  3. Религия и общество: Хрестоматия по социологии религии. М., 1996.

  4. Сумерки богов. М., 1990.

  5. Религиозные традиции мира. В 2-х тт. М., 1996.

  6. Философский энциклопедический словарь. М., 1999.




  1. Рекомендуемая литература (дополнительная)




  1. Августин Аврелий. Исповедь Блаженного Августина, епископа Гиппонского. М., 1991.

  2. Бергсон А. Два источника морали и религии. М., 1994.

  3. Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл творчества. М., 1989.

  4. Бердяев Н.А. Царство Духа и царство кесаря. М., 1995

  5. Бердяев Н. Собр. соч. Т. 3. Типы религиозной мысли в России. Paris, 1989.

  6. Бубер М. Два образа веры. М., 1995.

  7. Булгаков С.Н. Свет Невечерний. М., 1994.

  8. Василенко Л.И. Краткий религиозно-философский словарь. М., 1998.

  9. Вебер М. Избранные произведения. М., 1990.

  10. Гадамер Г.-Г. Истина и метод. М., 1988.

  11. Гегель Г.В.Ф. Философия религии. ТТ. 1-2. М., 1976.

  12. Жильсон Э. Томизм. М., 2000.

  13. Ильин И.А. Аксиомы религиозного опыта. М., 1993.

  14. Ислам. Энциклопедический словарь. М., 1991.

  15. Кант И. Религия в пределах только разума. // Кант И. Трактаты и письма. М., 1980.

  16. Коплстон Ф. История средневековой философии. М., 1997.

  17. Лосев А.Ф. Очерки античного символизма и мифологии. М., 1993.

  18. Марру А.-И. Св. Августин и августинианство. Долгопрудный, 1999.

  19. Марсель Г. Быть и иметь. Новочеркасск, 1994.

  20. Марсель Г. Трагическая мудрость философии. М., 1995.

  21. Мень А. Культура и духовное восхождение. М., 1992.

  22. Мунье Э. Манифест персонализма. М., 1999.

  23. Радхакришнан С. Индийская философия. М., 1956, в 2-х тт.

  24. Рассел Б. Почему я не христианин. М., 1987.

  25. Рикер П. Герменевтика и психоанализ. Религия и вера. М., 1996.

  26. Римские стоики. Сенека. Эпиктет. Марк Аврелий. М., 1995.

  27. Смысл жизни. Антология. Сокровищница русской религиозно-философской мысли. М., 1994.

  28. Соловьев В.С. Собр. соч. В 10 тт. СПб, б.г. (репринт: Брюссель, 1966)

  29. Тейяр де Шарден. Феномен человека. М., 1987.

  30. Трубецкой Е.Н. Смысл жизни. М., 1994.

  31. Федотов Г.П. Судьба и грехи России. СПб, 1991, в 2-х тт.

  32. Философские вопросы буддизма. Новосибирск, 1984.

  33. Флоренский П.А. Столп и утверждение истины. М., 1990, в 2-х кн.

  34. Франк С. Реальность и человек. СПб, 1997.

  35. Фрейд З. Психоанализ. Религия. Культура. М., 1992.

  36. Фромм Э. Иметь или быть? М., 1990.

  37. ХайдеггерМ. Бытие и время. М., 1997.

  38. Шелер М. Избранные произведения. М., 1994.

  39. Шлейермахер Ф. Речи о религии к образованным людям, ее презирающим. Монологи. М.—Киев, 1994.

  40. Юнг К.Г. Воспоминания, сновидения, размышления. Киев, 1994.

  41. Ясперс К. Ницше и христианство. М., 1994.

  42. Ясперс К. Истоки истории и ее смысл. М., 1993.



Автор (составитель)

кфн Василенко Л.И. (ПСТБИ)


Рецензенты:


(ФИО, ученая степень, ученое звание, вуз)







Похожие:

Министерство образования российской федерации iconГосударственная программа Российской Федерации «Доступная среда» на 2011 2015 годы
Федерации, Министерство промышленности и торговли Российской Федерации, Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации,...
Министерство образования российской федерации iconМинистерство образования и науки российской федерации письмо от 18 июля 2011 г. N мд-942/03 о выполнении поручения президента российской федерации
Основы религиозных культур и светской этики (далее комплексный учебный курс или орксэ) Министерство образования и науки Российской...
Министерство образования российской федерации iconМинистерство образования российской федерации письмо
В связи с вступлением в силу Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об образовании"...
Министерство образования российской федерации iconМинистерство образования российской федерации
Российской Федерации" и в рамках реализации Программы развития воспитания в системе образования России Министерством образования...
Министерство образования российской федерации iconМинистерство образования российской федерации
В связи с поступающими запросами о порядке награждения в 2004 году золотыми и серебряными медалями выпускниками общеобразовательных...
Министерство образования российской федерации iconМинистерство образования и науки российской федерации (Минобрнауки России)
Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации...
Министерство образования российской федерации iconМинистерство образования и науки российской федерации (Минобрнауки России) прика з
В соответствии с пунктом 9 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства...
Министерство образования российской федерации iconМинистерство образования Российской Федерации прика з от 26 июня 2000 г. N 1908 об утверждении положения о порядке аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальныхобразовательных учреждений
Об образовании (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, n 3, ст. 150) и Положением о Министерстве образования Российской...
Министерство образования российской федерации iconМинистерство образования и науки российской федерации (минобрнауки россии) приказ
В соответствии со статьей 28 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 г. №3266-1 «Об образовании» Ведомости Съезда народных депутатов...
Министерство образования российской федерации iconМинистерство образования и науки российской федерации (минобрнауки россии) приказ
В соответствии со статьей 28 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 г. №3266-1 «Об образовании» Ведомости Съезда народных депутатов...
Министерство образования российской федерации iconМинистерство образования и науки российской федерации (минобрнауки россии) приказ
В соответствии со статьей 28 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 г. №3266-1 «Об образовании» Ведомости Съезда народных депутатов...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов