Ващенко А. В. Влияние консервативных взглядов А. Д. Пазухина на законодательный процесс второй половины XIX в icon

Ващенко А. В. Влияние консервативных взглядов А. Д. Пазухина на законодательный процесс второй половины XIX в



НазваниеВащенко А. В. Влияние консервативных взглядов А. Д. Пазухина на законодательный процесс второй половины XIX в
Дата конвертации27.08.2012
Размер103.04 Kb.
ТипЗакон

Ващенко А.В.


Влияние консервативных взглядов А.Д.Пазухина на законодательный процесс второй половины XIX в.


После реформ 60-70-х гг. дворянство неуклонно теряло роль основного сословия, стержня, на котором традиционно держался трон и государство. В его среде наблюдалось растущее беспокойство, растерянность, стремление сохранить былое положение вещей. В ответ на радикальные изменения в общественно-политической жизни страны в 80-е годы XIX в. новое звучание приобретает консерватизм, который обычно неразрывно связывают с дворянским сословием. Действительно, главными апологетами консерватизма, в силу большей образованности, были дворяне. Но он был широко распространен и в других сословиях, ибо в его основе лежали принципы, которые формировались веками: преданность империи и самодержавию, религиозность, верность патриархальным традициям.

В 80-е годы XIX в., после кратковременного периода замешательства властей, консерватизм возвращает себе статус официальной государственной доктрины, его идеологи определяют содержание и направление правительственного курса.

В данной публикации речь пойдет об активном участнике политической жизни России империи второй половины XIX в., ставшем автором нескольких важных законопроектов, внесших существенные изменения в структуру системы государственного управления и суда - Алексее Дмитриевиче Пазухине. Провинциальный дворянин волей судеб оказался причастен к законодательной деятельности в огромной империи и оставил в ней заметный след.

Известно об А.Д. Пазухине крайне мало. Родился он в 1845 г., в семье потомственного дворянина Алатырского уезда Симбирской губернии. Окончил со степенью кандидата права Московский университет. Молодой и энергичный, он принимал активное участие в жизни местной дворянской корпорации. Вскоре после окончания университета Пазухин был избран участковым мировым судьей в Алатырском уезде. Шестилетнее пребывание в этой должности сыграло важную роль в его дальнейшей судьбе. Изучив подноготную системы управления и суда в Российской империи на практике, а не по учебникам, он имел возможность видеть все ее преимущества и недостатки. Также он достаточно глубоко постиг особенности жизнедеятельности сельского общества, психологию и быт крестьян. В дальнейшем это позволило ему выработать собственную программу преобразования местного управления.

В 1878 г. тридцатитрехлетний Пазухин был избран уездным предводителем дворянства и одновременно почетным мировым судьей в том же уезде. Кроме этого, он на протяжении ряда лет состоял почетным попечителем местной классической прогимназии1.

В то время существовала практика привлекать к законотворческому процессу представителей местного дворянства. Формы участия были различными.
В одних случаях высшие чиновники обращались в местные представительные органы (дворянские собрания, земства) с предложением высказать мнение по поводу того или иного проектируемого положения, в других – для работы в комиссиях приглашались так называемые «сведущие люди» из дворян различных регионов. В подобном качестве, для работы во вневедомственной комиссии по разработке реформы местного управления, заседавшей под руководством М.С.Каханова, был задействован и А.Д.Пазухин.

Проекты комиссии, предполагавшие одновременную реорганизацию всей системы местного управления на принципах ликвидации сословного начала2, не соответствовали взглядам министра внутренних дел Д.А.Толстого, равно как и общему направлению правительственного курса. Поэтому Толстой особую надежду возлагал на тех привлеченных в комиссию представителей губерний, которые имели консервативные взгляды. Среди них был, например, Черниговский губернатор А.К.Анастасьев3. Но внимание министра привлек именно Пазухин, который, с одной стороны, проявлял особую активность в работе комиссии, а с другой, был не салонным политиком, далеким от знания реального положения дел, а практиком. Также он имел четкий план действий по реорганизации системы местного управления. Еще будучи членом Симбирского губернского земского собрания, при рассмотрении вопросов о местном управлении, А.Д.Пазухин представил проект, согласно которому для повышения эффективности системы управления волость следовало увеличить в два-три раза, образовав на ее базе участок, во главе которого должен быть поставлен «земский судья». Он получал функции мирового посредника, а также часть полномочий мирового судьи. Прерогатива избрания «земских судей» предоставлялась уездным земским собраниям. В правах и служебных преимуществах данные должностные лица приравнивались к уездному предводителю дворянства, а ответственность несли перед Сенатом4.

Ввиду этого, Д.А.Толстой взялся протежировать провинциального деятеля и предложил ему должность правителя канцелярии министра внутренних дел. На этом посту он принял деятельное участие в разработке целого ряда правительственных проектов. Первым из них был закон о крестьянских переделах 1886 г., направленный на ограничение дробления крестьянских наделов, а наиболее значительными - Закон о земских участковых начальниках 1889 г., Положение о губернских и уездных земских учреждениях 1890 г., а также ряд других законопроектов.

Система взглядов А.Д.Пазухина наиболее ярко представлена в его работе «Современное состояние России и сословный вопрос», которая сначала была напечатана М.Н.Катковым в «Русском вестнике», а затем вышла отдельной брошюрой5. Побудительным мотивом для ее написания стала крайне серьезная, по мнению автора, ситуация в стране, которую он сравнивает со Смутой начала XVII в.: «быстрое распространение анархических учений, падение всякого авторитета власти, развитие в обществе корыстных институтов, упадок религии, нравственности, семейного начала»6. Автор видел главную причину такого состояния в поспешной и несоответствующей русской традиции законотворческой деятельности 60-70-х годов. Нужно отметить, что крестьянскую реформу 1861 г. он считал нужной, своевременной и подготовленной полувековым развитием страны7. Остальные же преобразования (земская, судебная, городская и военная реформы), по мнению Пазухина, нарушили два фундаментальных для империи принципа – сословное построение систем управления и суда, а также преимущественное положение в них дворянства.

По его мнению, наибольший вред государству принесло учреждение земств, основанных на бессословном принципе. При этом А.Д.Пазухин критиковал не сами земства (он признавал их большой вклад в развитие образования), а выступал против принципов организации и того положения, в которое эти органы были поставлены: «эти органы были поставлены вне связи с правительством, вне всякой связи с сословиями»8. Автор отмечал, что «главная ошибка в вопросе об реформе местного управления и состоит в том, что земство признавалось за силу, которая способна заменить старое поместное дворянство<…>существующий порядок страдает не столько недостатком форм, сколько отсутствием того элемента, который составляет душу местного управления»9. “Душой” он называл дворянство, которое столетиями службы доказало преданность отечеству и являлось главной опорой строя, звеном, связывающим верховную власть с народом. Народ, под которым автор понимал в первую очередь крестьянство, так же пострадал от реформ, которые разрушали привычный уклад его жизни, основанный на семейной и мирской власти. Характеристика, данная А.Д.Пазухиным крестьянам, свидетельствовала о том, что, с его точки зрения, они остались верны монархическим традициям и сословным принципам: “В них много жизненности, способности к самозащите, много здравого смысла не затемненного идеями всеобщего равенства. Они безусловно преданы Верховной Власти и всем историческим преданиям”10. А всю вину за распространение среди народа «вредных идей», в том числе и идеи равенстве, Пазухин возлагал на интеллигенцию. Она виделась ему аморфной массой, которая «утрачивая все сословно-бытовые особенности, <…> утрачивает и все национальные черты”11.

Для изменения положения Пазухин предлагал возродить сословный принцип и превратить земства в государственные органы управления. Но основной задачей должно было стать возвращение дворянству всех сословных преимуществ, в первую очередь в системе управления и суда. “Эти нормальные отношения явятся только тогда, когда дворянство сделается снова служилым и, вместе с тем, высшим земским сословием<...>. Только возвративши дворянству его привилегии по государственной и земской службам, можно скрепить связи между правительством и дворянством и между дворянством и землей»12. Но при этом автор считал, что преобразования следует проводить с учетом изменений, привнесенных реформами 60-70-х гг., поэтому его трудно обвинить в стремлении вернуть в полном объеме дореформенную систему управления.

Данные взгляды Пазухина соответствовали общей концепции развития страны Д.А.Толстого и Александра III и превратились в своеобразный законодательный манифест, положенный в основу правительственного курса 80-90-х гг. Кахановская комиссия, отстаивавшая принцип ликвидации остатков сословной системы в сфере управления и суда, была ликвидирована, а Пазухин занялся разработкой проекта реорганизации местных органов управления. Результатом его пятилетней законотворческой деятельности стал Закон о земских участковых начальниках от 12 июля 1889 г., внесший существенные изменения в систему местного управления. Согласно взглядам автора, закон изменил принцип формирования среднего звена в этой системе: земский начальник, поставленный непосредственно над крестьянским самоуправлением, был местным потомственным дворянином-помещиком, при этом образовательный ценз большой роли не играл. Право рекомендации кандидатов на должность земских начальников получили местные дворянские корпорации, но вопросы их утверждения и служебной ответственности находились в ведении министра внутренних дел. Вторым явным отступлением от существующих европейских норм законодательства было наделение земских начальников одновременно административными и судебными полномочиями. Но для Российской империи это было привычным явлением. Более того, мировые посредники, высокую оценку которым давали многие современники и советские историки, были наделены судебными функциями. Кстати, Пазухин тоже восхищался деятельностью мировых посредников, и многие положения Закона о земских начальниках базировались на Положении о мировых посредниках.

Закон о земских участковых начальниках имел явную консервативную направленность. Органы крестьянского самоуправления (сельские и волостные) получили доступную власть в лице земского начальника, который отвечал за свой участок. Волостной суд, страдавший множеством недостатков, среди которых на первом месте стояли неграмотность судей, пьянство и кумовство, был поставлен под более строгий контроль. К земские начальники следили за формированием суда и могли влиять на его качественный состав. Вообще, с учреждением института земских начальников система местного управления приобрела более упорядоченный, логически завершенный вид. Ее конструкция соответствовала существующему положению вещей и при определенной коррекции была достаточно жизнеспособна.

Практическая реализация данного закона перечеркнула большинство его консервативных установок. Уже на начальном этапе формирования корпуса земских начальников правительство столкнулось с множеством проблем. Должность земского начальника оказалась менее престижной, нежели ожидалось, и в уездах катастрофически не хватало кандидатов, соответствующих всем требованиям закона. В результате основные его положения часто нарушались. Так, на начало ХХ в. около 18 % земских начальников имели земельные владения в других уездах и даже губерниях13. Барон Жомени, характеризуя 9-летнюю деятельность земских начальников, отмечал: « если взять на выдержку один из тех уездов, где находятся мои имения (Центральная Россия - А.В.), то из пяти земских начальников и одного городского судьи только один потомственный дворянин, имеющий местный имущественный ценз, остальные же все собраны со всех концов России, кто из армии и флота, кто из духовной семинарии, кто из духовной академии, кто из мещанского звания».14 Наряду с этим земскими начальниками часто становились не только потомственные, но и личные дворяне. В этом плане показателен пример личного дворянина А.П.Куриленко, который в 1900 г. был назначен земским начальником 1-го участка Сосницкого уезда Черниговской губернии15.Не удалось внедрить в жизнь и принцип рекомендации кандидатов на должность земских начальников местным дворянством. Министерство внутренних дел все чаще само замещало вакансии: в губерниях первой очереди (Московская, Владимирская, Калужская, Костромская, Рязанская, Черниговская) назначенных правительством было около 11%, а четвертой (Таврическая Херсонская и Бессарабская (без Измаильского уезда)) - уже свыше 40%.16. При этом тенденция к бюрократизации института была характерна не только для губерний где было мало дворян, но и для центральных тоже. Также нарушался земельный ценз. По данным 1903 г. из 1846 земских начальников (ведомости по 32 губерниям) только 942 имели земельный ценз, соответствующий законодательству.17

Окончательный удар по сословному принципу формирования корпуса земских начальников был нанесен указом Николая II от 5 октября 1906 г., согласно которому в системе управления отменялись сословные преимущества. А в 1912 г., в связи с возобновлением мировой юстиции, земские начальники лишились своих судебных полномочий. Таким образом, произошла эволюция института от сословно-бюрократического к чисто бюрократическому.

Еще один законопроект в консервативном духе получил силу закона под непосредственным влиянием Пазухина. Это Положение о губернских и уездных земских учреждениях 1890 г. В его основу также был положен принцип возвращения к сословному формированию органов управления. Согласно закону, выборы в земские органы производились по куриям, при этом дворянство получило возможность расширить свое представительство. Хотя одно из важных положений программы Пазухина – превратить земства в правительственный орган, не было реализовано, но позиции дворянства в нем заметно усилились.

Оба названных законопроекта вызвали широкий резонанс. Среди оценок дававшихся им в обществе, преобладали негативные, поскольку в начале 1890-х гг. политический маятник империи вновь качнулся влево.

Деятельное участие Пазухина в государственной жизни страны было отмечено произведением его в чин действительного статского советника (1887 г.), а в январе 1891 г., незадолго до кончины, он был награжден орденом св. Станислава 1-й степени.18

Пазухин относился к числу консервативно настроенных политиков Российской империи, которые болезненно воспринимали разрушение традиционных ценностей, считали стремительное копирование западной системы губительным опытом для страны. Но его нельзя назвать реакционным консерватором, стремящимся вернуть империю в прошлое. Он понимал необходимость преобразований, но призывал производить их постепенно и с учетом особенностей формирования и развития Российского государства.

1. Пазухин Алексей Дмитриевич.// Русский биографический словарь. – СПб., 1902. – Т.14. – С.112.

2. Российский государственный исторический архив (далее – РГИА), Ф.1282, Оп.1, Д.1085, Журнал высочайше утвержденной особой комиссии для составления проектов местного управления, (11 апреля 1885 г., №19), 18 Лл.

3. Гессен В.М. Вопросы местного управления. – Спб.: Изд. юр. кн. маг. “Право”, 1904. – С.112.

4.Там же. – С.125-126.

5. Пазухин А.Д. Современное состояние России и сословный вопрос. - М., 1886. – 167 с.

6. Там же. - С.6.

7. Пазухин А.Д. Современное положение России и сословный вопрос// РГИА, Ф.1683, Оп.1, Д.35, Островский Михаил Николаевич, Л.11.

8. Там же. – Л.15.

9. Там же. – Л.18.

10.Там же. – Л.35.

11 Там же. – Л.37.

12.Там же. – Л.54.

13. Краткая объяснительная записка к проекту министра юстиции о преобразовании местного суда. Б.м., б.г. – С.19.

14. Б.Ж. О земских начальниках, их съездах и деятельности сих учреждений. – Спб., 1898. – С.2.

15. РГИА, Ф.1291, Оп.30, Д.41-ІІ, О назначении и увольнении земских начальников по Черниговской губернии (ноябрь 1889 – март 1899 гг.), Л.45.

16.Корелин А.П. Дворянское дело в пореформенной России. 1861-1904. Состав, численность, корпоративная организация. – М.: Наука. – 1979. – С.201.

17. РГИА, Ф.1149, Оп.13, Д.29, О некоторых изменениях и дополнениях в действующие постановления о земских начальниках (1 ноября 1903 - 14 апреля 1904 гг.), Л.1-18.

18. Пазухин Алексей Дмитриевич.// Русский биографический словарь. – СПб., 1902. – Т.14. – С.113.


Краткие сведения об авторе: Ващенко Алла Васильевна, ассистент кафедры всеобщей истории исторического факультета Черниговского государственного университета им. Т.Г.Шевченко. В 1999 г. закончила аспирантуру при этом вузе. На данный момент готовится к защите кандидатской диссертации на тему «Институт земских участковых начальников Российской империи конца XIX – начала XX вв. (на материалах Левобережной Украины.)»

Домашний адрес: Украина, 14000, г. Чернигов, Просп. Мира, д.35, кв.4.




Похожие:

Ващенко А. В. Влияние консервативных взглядов А. Д. Пазухина на законодательный процесс второй половины XIX в iconАльтернативы отечественного консерватизма второй половины XIX в
Поклонники консерватизма сразу же оказались в непривычном для себя положении оппонентов "справа" реформаторским начинаниям правительства...
Ващенко А. В. Влияние консервативных взглядов А. Д. Пазухина на законодательный процесс второй половины XIX в iconВведение. 2-3 I. Религиозно-философские взгляды И. Г. Шварца: источники, влияние на российское общество
Розенкрейцеры, мартинисты, и «внутренние христиане» в России конца XVIII – первой половины XIX вв
Ващенко А. В. Влияние консервативных взглядов А. Д. Пазухина на законодательный процесс второй половины XIX в iconАтом и вещество часть 4 иллюзия фундамента
История открытий в физике конца XIX – первой половины ХХ века наглядно иллюстрирует процесс создания мифологии в науке
Ващенко А. В. Влияние консервативных взглядов А. Д. Пазухина на законодательный процесс второй половины XIX в iconАтом и вещество часть 4 иллюзия фундамента
История открытий в физике конца XIX – первой половины ХХ века наглядно иллюстрирует процесс создания мифологии в науке
Ващенко А. В. Влияние консервативных взглядов А. Д. Пазухина на законодательный процесс второй половины XIX в iconИзучение драматургического произведения в школе на примере целостного анализа драмы А. Островского «Гроза», идущего но ходу действия пьесы
Знакомство с литературой второй половины XIX века начинается у учащихся с изучения пьесы А. Островского «Гроза»
Ващенко А. В. Влияние консервативных взглядов А. Д. Пазухина на законодательный процесс второй половины XIX в iconНатурализм [от лат natura природа] название течения в европейской лит-ре и искусстве, возникшего в 70-х гг. XIX в и особенно широко развернувшегося в 80-90-х гг., когда Н. стал самым влиятельным направлением
Вводя новое определение для лит-ого стиля, Золя все же устанавливает как базу этого лит-ого движения реализм, игравший столь видную...
Ващенко А. В. Влияние консервативных взглядов А. Д. Пазухина на законодательный процесс второй половины XIX в iconБилет №47 Русская журналистика второй половины 19 века. Тенденции и важнейшие издания
Русская печать в годы “мрачного семилетия” (1848-1855). “Бутурлинский” комитет. Цензура и ее влияние на периодические издания. Литературный...
Ващенко А. В. Влияние консервативных взглядов А. Д. Пазухина на законодательный процесс второй половины XIX в iconПроблема переживания в европейской философии второй половины xix-начала XX века
«инструмент», с помощью которого добываются и очищаются от культурных наслоений научные факты, сколько возможность и способ понимания...
Ващенко А. В. Влияние консервативных взглядов А. Д. Пазухина на законодательный процесс второй половины XIX в iconЗадача «До половины»
В открытую бочку налита вода, на взгляд как будто до половины. Но вы хотите знать точно, половина ли в ней налита, больше половины...
Ващенко А. В. Влияние консервативных взглядов А. Д. Пазухина на законодательный процесс второй половины XIX в iconСостав служб енисейского казачества во второй четверти XIX века
В первую очередь это касается истории XIX в., так как этот период истории Енисейского казачества наименее изучен
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов