Вера Урбан icon

Вера Урбан



НазваниеВера Урбан
Дата конвертации27.08.2012
Размер146.18 Kb.
ТипДокументы



Вера Урбан

Консервативные партии Германии в 1871-1890 гг.:

пример разнообразия немецкого консерватизма


Как известно, к активным исследованиям истории отечественного и зарубежного консерватизма в России приступили в 90-е гг. прошлого века. Изучение немецкого консерватизма в Германии имеет более давнюю традицию. Начиная с 60-х гг. научный интерес к его истории подогревался тезисом об “особом” пути Германии (Фриц Фишер, Ральф Дарендорф, Ханс-Ульрих Велер)1. Тем не менее, еще в середине 80-х гг. эта тема казалась далеко не исчерпанной2. Тогда же начался современный этап ее исследований, отмеченный появлением в 90-е гг. первых “обзорных” трудов о немецком политическом консерватизме, включая его отдельные течения в XIX веке3. Эти новейшие труды послужили подспорьем в предлагаемом ниже кратком обзоре консервативных партий Германии 1871-1890 гг. Являясь средоточием различных консервативных течений в новосозданной Германской империи, они дают ясное представление об организационных формах немецкого консерватизма того времени.

Немецкий консерватизм XIX в. оформлялся под влиянием ряда специфических факторов, в том числе наличия множества регионов (39 самостоятельных государств до соединения в империю) и биконфессиональности, находивших яркое выражение в разных консервативных кругах Германии. Особую роль в формировании этих кругов, а затем фракций и партий, сыграли революционные события 1830 и 1848 гг., религиозные дискуссии тех лет и создание парламента4. В это время сложились главные политические течения (демократической буржуазии, либеральной буржуазии, политического католицизма, консерватизма, а также рабочее движение), которые впоследствии придали характерный отпечаток немецкому партийному ландшафту5. Однако более координированные консервативные организации и партии складывались уже после 1848. На них, с середины XIX в., оказывала большое влияние политика Бисмарка, направленная на соединение немецких государств под эгидой Пруссии6.

В Германской империи существовало шесть партий, три из которых были консервативными. На формирование всех трех с конца 60-х гг. значительно влияли констелляции их начальной фазы: политика Бисмарка и развитие индустриализации7.

После окончания австро-прусской войны 1866 г. и последующей за ней перекройки границ и консерваторы, и либералы изменили свои политические позиции. Часть либералов сплотилась в национально-либеральное направление, которое почти полностью поддерживало политику Бисмарка. Консерваторы реагировали на новые обстоятельства (прежде всего создание Северо-Германского Союза) по-разному.
Некоторые из них предпочитали старую систему разрозненных немецких государств, другие интерпретировали объединение как “предательство” идеи союза с Австрией. Часть же консерваторов полностью поддержала политику Бисмарка8. Вскоре эти различия вылились в образование разных консервативных партий, представлявших самые сильные направления консервативной политики в Германской империи 1871-1918 гг.

Первой из них оформилась фракция “Свободных консерваторов”, созданная для оказания поддержки политике Бисмарка. При этом произошло ее размежевание с “ультраконсерваторами”, т.е. консерваторами старого закала, которые отвергали политику прусского канцлера. В результате в 1865 г. был создан “Свободно-консервативный союз”, преобразованный в 1867 г. в одноименную партию9. Эта партия явилась творением молодого поколения консерваторов - выходцев из семей немецкой (поначалу преимущественно силезской) аристократии, которому были свойственны более либеральные представления о экономике и обществе10. Поэтому ее политические и экономические установки также оказались более близкими либеральным идеям. В отличие от “старого” консервативного движения (“ультраконсерваторов”), состоявшего в основном из протестантов, руководителями и избирателями новосозданной партии (особенно в 1866-1871 гг.) стали также и католики.

Свои основные позиции, состоявшие в предпочтении действительной политики идеалам далекого будущего, свободно-консервативные силы изложили к выборам прусского парламента (ландтага) 1867 г., а позже - в партийной программе 1870 г. Эта позиция была, конечно, связана с событиями 1866 г. и ее надо рассматривать в контексте духовных традиций, коренящихся в политических теориях и религиозно-церковных дебатах первой половины XIX в. Начиная с 50-х гг. понятия “реальная политика” (Realpolitik) и “реализм” (Realismus) были центральными в политике и философии свободных консерваторов11. Значимым элементом их идеологии наряду с тяготением к “реальной политике” и “политике власти” стала также идея нации. Целью партии было полновластие в Германии, единство и свобода под эгидой Гогенцоллернов. Она понимала себя как одна из партий, содействовавших созданию Германской империи.

После 1871 г. немецкий языковый и культурный национализм превратился в национализм “рейха”, ориентирующийся на создание единого немецкого государства. Так как в новом немецком сообществе после 1871 г. еще отсутствовали традиция и согласие, оно особенно нуждалось в консенсусе и лояльности. Исходя из этого, Свободно-консервативная партия активно участвовала в проведении “культуркампфа” (Рудольф Вирхов)12. В общественных представлениях свободных консерваторов объединялись признание конституционализма и расширения права голоса для парламентариев. Правда, эти требования не распространялись на вопросы военной и внешней политики, которые традиционно входили в компетенцию монарха13.

Вообще же, деятели Свободно-консервативной партии обходились без “жестких” программ и предпочитали гибко реагировать на потребности политики - в чем их и упрекали политические противники. Так же как прочие аристократы и состоятельные граждане, они не очень интересовались общим и равным избирательным правом14. Общественный идеал свободных консерваторов определялся, с одной стороны, признанием социальных изменений, с другой - сопротивлением движению за эмансипацию. В своей партийной программе 1870 г. они высказывались за реформы против реакции и застоя15. В этом манифесте можно найти положения о непрерывности, традиции и органичности перестройки общества16. После 1871 партия приняла наименование “Немецкая имперская партия”, хотя и не отказалась от параллельного использования прежнего названия “Свободно-консервативной партии”17.

Изначально партия не имела председателя, так как состояла, в основном, из слишком самоуверенных и честолюбивых аристократов. Членами партии, кроме представителей силезской и южно-немецкой знати, становились также силезские магнаты18. Большинство избирателей были выходцами из Силезии, Вюртемберга, а также Нижего Рейна19. После экономического кризиса 70-х гг. XIX в. представители буржуазии - высшие чиновники и предприниматели стали для партии важнее аристократов20. Понятно, что из-за тесных отношений с привилегированными слоями партия свободных консерваторов находилась близко к власти - обстоятельство, которое всегда придавало ей своеобразный характер.

Дифференциация консервативных сил, начавшаяся еще до 1870 г., вела и к новой ориентации “старых” консерваторов, даже тех, которые были против политики Бисмарка. Так, в 1876 г. была образована “Немецкая консервативная партия”. В своем призыве к созданию новой партии ее основатели сознательно апеллировали ко “всем консервативным элементам” новосозданной империи. Таким образом они отвергли (по крайне мере официально21) прежнее пропрусское направление22.

“Немецкая консервативная партия” имела репутацию партии юнкеров, хотя в ней состояли также крупные землевладельцы, зажиточные крестьяне и представители среднего сословия. Ее экономическая политика была направлена прежде всего на проблемы сельского хозяйства. В своем воззвании 1876 г. члены партии признавали немецкое единство, отстаивали преемственность в политическом, социальном и духовном развитии Германии. В документе подчеркивался основополагающий монархический принцип в государстве. Еще одной основой здорового развития государства должна была служить религиозная жизнь его народа. В противовес либеральным движениям выдвигалось требование “упорядоченной” экономической свободы. Кроме того в воззвании подчеркивалась необходимость сопротивления “эксцессам ложных социалистических учений”23.

Таким образом, консерваторы уловили второе, “внутреннее” порождение Германской империи. Вместо участия в “культуркампфе” они обратились против социал-демократии, выступавшей в их глазах “врагом государства”. Традиционная консервативная критика капитализма превратилась в критику свободной торговли и биржи24. Большинство избирателей Немецкой консервативной партии были жителями Пруссии (кроме Саксонии), двух мекленбургских государств, Вальдека, Липпе-Детмольда и Шаумбург-Липпе. В южной Германии у партии избирателей было немного, так как эта часть страны находилась в сфере влияния свободных консерваторов25. Приблизительно две трети ее депутатов в прусском парламенте и в рейхстаге составляли земельные собственники. Хотя партия не смогла развиться в интегрирующую силу империи, она имела влияние в государстве, особенно, на офицерский корпус. Ей принадлежал также ряд местных ежедневных газет26.

Для того, чтобы получить представление о том, насколько разнообразны были ведущие консервативные движения и их политические цели в Германской империи, следует обратить внимание также на третью большую консервативную партию страны. Речь идет о партийной организации немецкого католического консерватизма. В 1870 г. она сформировалась как партия “Центр”, состоявшая из католиков и имевшая, как и остальные консервативные партии, свою предысторию. До объединения Германии часть консерваторов-католиков, особенно из южных немецких государств, предпочитала идею союза с католической Австрией. Несмотря на это обстоятельство, надо иметь в виду, что начиная с 1850 г., когда была учреждена конституция Пруссии, тамошние католики находились под впечатлением от относительной конфессиональной свободы прусского государства27.

После создания партии “Центр” Бисмарк, опасаясь надгосударственных “ультрамонтанистких влияний” в обществе28, начал принимать меры против католической церкви и партии. В 1871 г. священникам было запрещено публично высказывать свое политическое мнение, однако многие не соблюдали этот запрет и попадали в тюрьму. В том же году был ликвидирован католической отдел в прусском министерстве по духовным делам, а год спустя были распущены немецкие отделения ордена иезуитов. Одновременно был введен гражданский брак и церковный обряд стал частным делом граждан. Начав с ограничения церковного присмотра за школами, Прусское государство в 1873 г. взяло под свой присмотр и сами церкви. Были введены государственные экзамены для священников и ряд других мер. Однако “культуркампф” не вел к ожидаемым результатам, так как рядовые католики империи были солидарными с клиром, а партия “Центр” продолжала пользоваться успехом. В 1880-х гг. наиболее радикальные меры этой борьбы были негласно сняты с повестки дня29.

Борьба Бисмарка против католиков усложнила обстановку в рядах католических консерваторов30. Кроме того, партия “Центр” с самого начала выступала против либерального движения. Антилиберальная экономическая позиция консерваторов и послужила импульсом к созданию партии31. В этом контексте интересно, что политический либерализм был более активно задействован в “культуркампфе”32.

“Центр” получил известность как партия, вобравшая в себя все слои и классы немецкого общества. Она была создана как ответ на “культуркампф”, на либеральный экономический и политический курс, на доминирование протестантских элит в новой империи. Политически она мобилизовала католиков, хотя была открыта и для протестантов. Несмотря на это, уже во время создания партии ее деятели подчеркивали политической характер “Центра”33, спор о котором до сих пор продолжается в сфере исследований.

Партия “Центр” пользовалась успехом, во многом обусловленным поддержкой католических приходов, католических союзов и католической печати34. После ослабления “культуркампфа” деятелям партии стало сложнее объединять избирателей, принадлежавших к различным социальным слоям. Поэтому они сосредотачивали внимание на сельскохозяйственном производстве и интересах средних слоев, и таким образом достигали успехов на выборах35. Во многих регионах “Центр” являлся партией крестьян, в то время как в других местах среди его избирателей преобладали ремесленники, мелкие торговцы или рабочие-католики36.

Само собой разумеется, что описываемые консервативные партии имели внутри себя разнообразные, даже оппозиционные течения. Постепенно - особенно после отставки Бисмарка в 1890 г. и введения “нового курса” канцлера Лео фон Каприви - они изменяли свой характер и политику. Процессы, развивавшиеся в германском хозяйстве и обществе, вынуждали их создавать новые формы организации и воздействия - из верхушечных партий они стремились превратиться в массовые37. С наступлением Веймарского периода они оказались в иной политической ситуации и вновь к ней адаптировались.

Предпринятая в данной статье попытка характеристики трех главных консервативных партий Германской империи может служить одним из примеров многоплановости партийной истории немецкого консерватизма. Но, кроме того, данный обзор побуждает к хотя бы краткому освещению состояния исследований немецкого и российского консерватизма.

История консервативных партий, относится ли она к началу формирования Германской империи, к последней трети XIX в. или к XX в., представляет собой обширное поле для исследований немецкого консерватизма. И как показывают последние труды, эти исследования продолжаются до сих пор38. Они базируются на обширном материале: давно собраны программы партий, тексты докладов и протоколы заседаний в парламентах. Существуют общие и личные архивные фонды консерваторов, сохранились их мемуары и обильная публицистика, журналы и газеты консервативных организаций. Однако некоторые источники по истории немецких партий были утрачены39.

В России были совсем другие условия развития консерватизма, чем в Германии. До 1905 г. в стране не было парламентских выборов. Возможности широких кругов общественности принимать участие в политической борьбе были регламентированы сверху самодержавием как политической и общественной системой. Российская империя с разнообразием ее регионов сильно отличалась от созданного в 1871 г. немецкого государства. Различия имелись также в религиозных и церковных традициях, в организации политических учреждений.

Важную роль в немецких консервативных движениях играла биконфессиональность - ситуация, которой не существовало в истории России, хотя, не исключено, что наличие старообрядчества влияло на политическую обстановку. Вопрос об этом влиянии остается пока открытым так же, как и вопрос о воздействии различных вероисповеданий на развитие российского консерватизма. В этот контекст вписывается и сложная проблематика взаимоотношений церкви и государства.

В том, что касается исследований немецкого консерватизма, то здесь предстоит предпринять более детальное изучение деятельности партий в регионах, взаимоотношения партий и избирателей, а также поведения избирателей на выборах.

Один из самых интересных (и сложных) объектов исследований российского консерватизма - это консерватизм низших слоев общества. Но исследовательских усилий стуит также сравнение консервативных течений в различных городах и регионах. Такое сравнение могло бы дать разнообразные возможности в понимании структур российского консерватизма. Пока же его исследования направлены, в основном, на изучение его отдельных представителей - государственных деятелей, публицистов и философов.

Исследования немецкого консерватизма в их начальной стадии концентрировались на истории его идей и личностях его представителей, прежде всего таких известных консерваторов XIX века, как Фридрих фон Гарденберг (Новалис), Фридрих Ю. Шталь, Виктор А. Губер, Лоренц фон Штейн40. Изучение идей и духовных традиций консерватизма начиналось в трудах Карла Маннгейма в 20-е гг.41 и доминировало до 60-х гг. XX в.42.

Несмотря на то, что о немецком консерватизме уже написано немало работ, очевидно, что и сегодня остается широкий круг вопросов, касающихся его содержания, организационных форм и структур. К этому кругу относится и история различных партий, организаций и союзов тех или иных немецких регионов и государств. Кроме того, в будущих исследованиях необходимо учесть такие условия развития немецкого консерватизма, как биконфессиональность, структура общественных слоев, его взаимодействие с другими политическими направлениями.

Самая сложная задача для исследователей российского консерватизма заключается - помимо рассмотрения конкретного материала - в поиске соответствующих определений, выделении его структур и выработке методов их исследования.

Сегодня исследования российского консерватизма в большой мере сводятся к написанию биографий его представителей. Остается актуальным вопрос о том, как отойти от этой традиции и найти соответствующие методы для исследования структур консерватизма в России.


1 См. Stalmann, Volker, Die Partei Bismarcks. Die Deutsche Reichs- und Freikonservative Partei 1866-1890, Dьsseldorf 2000 [Beitraege zur Geschichte des Parlamentarismus und der politischen Parteien, 121], 15-17. См. Jones, Larry Eugene; Retallack, James, German conservatism reconsidered: Old Problems and new directions. В: Dies.: (Hrsg.) Between reform, reaction and resistance: studies in the history of german conservatism from 1789 to 1945, Ann Arbor MI. 1993, 1-30, здесь 6-11. Со ссылками на литературу.

2 Ritter, Gerhard A., Die deutschen Parteien 1830-1914. Parteien und Gesellschaft im konstitutionellen Regierungssystem, Goettingen 1985, 11.

3 Например: Schildt, Axel, Konservatismus in Deutschland. Von den Anfaengen im 18. Jahrhundert bis zur Gegenwart, Muenchen 1998; Kondylis, Panajotis, Konservatismus. Geschichtlicher Gehalt und Untergang, Stuttgart 1986; Lenk, Kurt, Deutscher Konservatismus, Frankfurt a.M. 1989; Ribhegge, Wilhelm, Konservative Politik in Deutschland. Von der Franzцsischen Revolution bis zur Gegenwart, Darmstadt 1989; Stegmann, Dirk; Wendt, Bernd-Juergen; Witt, Peter-Christian [Ред.], Deutscher Konservatismus im 19. und 20. Jahrhundert. Festschrift fuer Fritz Fischer zum 75. Geburtstag und zum 50. Doktorjubilaeum, Bonn 1983. О состоянии исследовательской деятельности о немецком консерватизме до начала 90-х гг. XX в. смотрите: Jones; Retallack, German conservatism reconsidered: Old Problems and new directions, 1-30.

4 Здесь употребляется слово “партия” в современном политическом смысле, хотя в XIX веке в Германнии оно было использовано уже до 1848 г. для общественных политических движений. Cм. Fenske, Deutsche Parteiengeschichte. Von den Anfaengen bis zur Gegenwart, Paderborn, Muenchen, Wien, Zuerich 1994, 9-16; Ritter, Die deutschen Parteien, 10-11; Nipperdey, Thomas, Die Organisation der deutschen Parteien vor 1918, Duesseldorf 1961 [Beitraege zur Geschichte des Parlamentarismus und der politischen Parteien, 18], 9.

5 Ritter, Die deutschen Parteien, 10-11.

6 Puhle, Hans-Juergen, Konservatismus. В: Schlangen, Walter [Ред.] Die deutschen Parteien im Uberblick. Von den Anfaengen bis heute. Koenigstein/Ts. 1979, 32-36, здесь 33.

7 Puhle, Hans-Juergen, Konservative Parteien. В: Schlangen [Ред.] Die deutschen Parteien im Uberblick, 55-63, здесь 55-56.

8 Schildt, Konservatismus in Deutschland, 88-91.

9 Stalmann, Die Partei Bismarcks, 35.

10 Stalmann, Die Partei Bismarcks, 36-39, 43-45, 94-99.

11 Stalmann, Die Partei Bismarcks, 70-71.

12 Stalmann, Die Partei Bismarcks, 72-73.

13 Stalmann, Die Partei Bismarcks, 73.

14 Treue, Deutsche Parteiprogramme, 58.

15 Stalmann, Die Partei Bismarcks, 73; Treue, Wolfgang, Deutsche Parteiprogramme 1861-1954, Goettingen, Berlin, Frankfurt a.M. , 3. изд. 1961 (1954), 57-58.

16 Stalmann, Die Partei Bismarcks, 74; Treue, Deutsche Parteiprogramme, 57-58.

17 Stalmann, Die Partei Bismarcks, 87. См. Schildt, Konservatismus, 97: Партия с 1880 г. носила название “Reichs- und Freikonservative Partei (RFKP)”.

18 Stalmann, Die Partei Bismarcks, 37 – 38, 42 - 43.

19 Schildt, Konservatismus, 105.

20 Stalmann, Die Partei Bismarcks, 44-45.

21 Hofmann, Robert, Geschichte der deutschen Parteien. Von der Kaiserzeit bis zur Gegenwart, Muenchen 1993, 85-86. Фактически сохранился прусское направление и влияние партии.

22 По характеру Немецкая Консервативная Партия осталась прусской и протестантской партией. См. Fenske, Deutsche Parteiengeschichte, 139; Hofmann, Geschichte der deutschen Parteien, 84-86.

23 Schildt, Konservatismus in Deutschland, 102-103; Wallraf, Lothar, Deutschkonservative Partei (DKP) 1876-1918. В: Die buergerlichen Parteien in Deutschland, том 1, 673-701, здесь 673.

Treue, Deutsche Parteiprogramme, 64-66.

24 Schildt, Konservatismus, 103-104.

25 Schildt, Konservatismus, 104-105.

26 Schildt, Konservatismus, 104-105.

27 См. Evans, Ellen Lovell, The German Center Party 1970-1933. A Study in Political Conservatism, Carbondale, Edwardsville 1981,18; Treue, Wolfgang, Die deutschen Parteien. Vom 19. Jahrhundert bis zur Gegenwart, Frankfurt a.M., Berlin, Wien 1975, 45.

28 1870 не только год создания “Центра” но и год учреждения папской догмы непогрешимости.

29 Schildt, Konservatismus, 98-101,107Б Hofmann, Geschichte der deutschen Parteien, 100-102.

30 Schildt, Konservatismus in Deutschland, 94-101. Официальное создание католической партии Zentrum [Центр] происходило в 1870 г.

31 Bach, Lorenz, 50 Jahre Zentrum. Wirtschafts- und Sozialpolitik im Reichstag 1871/1921, Berlin 1921, 7-8; Bachem, Karl, Vorgeschichte, Geschichte und Politik der deutschen Zentrumspartei. Том 3. Das neue Zentrum und der Kulturkampf in Preussen 1870-1880, Koeln 1927, 157-165.

32 Ritter, Die deutschen Parteien, 51-52.

33 Ritter, Die deutschen Parteien 1830-1914, 51.

34 Ritter, Die deutschen Parteien 1830-1914, 51.

35 Ritter, Die deutschen Parteien 1830-1914, 52.

36 Ritter, Die deutschen Parteien 1830-1914, 53.

37 Treue, Die deutschen Parteien, 50-51. Партии гоноратиоров не имели ни твердой организации, ни “аппарата”. Они существовали без членских взносов и т.д. Их ведущие члены были личности, пользующиеся своим влиянием в круге своей жизни или/и профессии, чтобы поддерживать одно политическое мнение.

38 Stalmann, Die Partei Bismarcks, Die Partei Bismarcks, См. ссылку 2; Alexander; Matthias, Die Freikonservative Partei 1890-1918. Gemaessigter Konservatismus in der konstitutionellen Monarchie, Duesseldorf 2000 [Beitraege zur Geschichte des Parlamentarismus und der politischen Parteien, 123]; Evans, Lovell Ellen, The German Center Party 1870-1933. A Study in Political Catholicism, Carbondale, Edwardsville, 1981.

39 Nipperdey, Die Organisation der deutschen Parteien, 7.

40 Lenk, Kurt, Deutscher Konservatismus, Frankfurt/M., N.Y. 1989. Исследование Ленка вносит вклад в историю консервативной теории.

41 Retallack, German Conservatism, 4-5; Mannheim, Karl, Das konservative Denken. Soziologische Beitrдge zum Werden des politischen Konservatismus. В: Schumann, Hans-Gerd [Ред.], Konservativismus, 2. изд. Koenigstein/T. 1984, 24-75.

42 Nipperdey, Die Organisation der deutschen Parteien, 5.




Похожие:

Вера Урбан icon«Ur» перед, "ban"- дорога(путь, лента)
Урбан трудно, но первые упоминания о фамилии Урбан имеются в летописях Великого княжетсва литовского – в реестре Мемижских бояр Виленского...
Вера Урбан iconА. зимбули (Санкт-Петербург, россия) вера и знание: естественность союза
Вера это состояние сознания, продиктованное логикой внутреннего жизненного опыта и ориентирующее на признание чего-либо в качестве...
Вера Урбан iconДокументы
1. /Урбан.Тевтонский орден.doc
Вера Урбан iconКомментарии к статье"это может помочь предотвратить столкновение цивилизаций"
Замечательна здесь аналогия. Раз есть вера,связь с Богом,значит должна быть и вера,связь с человеком\принцип единства
Вера Урбан iconА. зимбули (Санкт-Петербург, россия)
Вера это состояние сознания, продиктованное логикой внутреннего жизненного опыта и ориентирующее на признание чего-либо в качестве...
Вера Урбан iconВера и наука по книге «Вера глазами физики» План
Так что, понять проблематику книги можно только проследив основные этапы развития науки от её зарождения до наших дней. Этому будет...
Вера Урбан iconПравое слово | Правая вера
Правое слово | Правая вера | Правая сторона | Правление | Слева направо | Правые люди | Правая варежка | Книжная справа | Вы не правы!...
Вера Урбан iconДокументы
1. /Крюгер/1998 - Дети Вражды/01 - Дети Вражды.txt
2. /Крюгер/1998...

Вера Урбан iconИ малая вера спасет
Забыл, что вера сильнее разума, сильнее увлечений сердца, сильнее всего? Зачем ты усомнился? Зачем ты бросил прежнюю простую благодатную...
Вера Урбан iconА паче всего возьмите щит веры, которыми возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого
Ного врагов у нас в жизни. Один из главных есть мир; но против этого врага мы имеем щит веры: "Сия есть победа, победившая мир, вера...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов