К мысли о том, что единственный надежный путь познания icon

К мысли о том, что единственный надежный путь познания



НазваниеК мысли о том, что единственный надежный путь познания
Дата конвертации27.08.2012
Размер136.1 Kb.
ТипДокументы

к мысли о том, что единственный надежный путь познания —
это использование строгого метода математики. Именно поэтому
еще в молодости у него возникла идея создать всеобщую мате-
матику, которую он считал наукой о пространственных образах,
их расположении и измерении. В математике Декарт добился
больших успехор. Он решил ряд задач, касающихся алгебраи-
ческих уравнений и классификации плоских кривых. Вершиной
его творчества в этой области стало знаменитое сочинение «Гео-
метрия» (1637), в котором были заложены основы аналитической
геометрии. Отметим, что Декарту принадлежит и заслуга введе-
ния алгебраической символики — он предложил обозначать не-
известные буквами х, у, z, а буквенные коэффициенты — а, Ь,
с,
..., ввел обозначения степеней и т. д.

Однако при жизни наиболее широкую известность Декарт
приобрел как философ, пропагандировавший скептицизм. Он,
вопреки господствовавшим в ту пору религиозным взглядам,
считал человеческий разум основой познания и отводил ему глав-
ную роль в оценке результатов научных исследований. Эти взгля-
ды Декарт развивал в сочинении «Мир», законченном в 1634 г.
Оно, однако, не было издано — и неортодоксальные философ-
ские суждения, и изложение системы Коперника делали публи-
кацию книги Декарта крайне опасной. Некоторое время ученый
даже размышлял над тем, не отказаться ли ему вообще от изда-
ния каких-либо сочинений. Однако размеренная жизнь в неболь-
ших городках Голландии, вдали от суеты и жарких дискуссий,
постепенно восстановила душевное равновесие Декарта, и в
1637 г. он издал сочинение «Рассуждение о методе, чтобы хорошо
направлять свой разум и отыскивать истину в науках» с прило-
жениями «Диоптрика», «Метеоры» и «Геометрия».

К этому времени у Декарта сложились основные физические
воззрения. Он построил свою картину мира, основанную на пред-
положении о том, что все пространство заполнено материей,
находящейся в состоянии непрерывного движения. Все процессы
в природе Декарт сводил к пространственному перемещению
и рассматривал закон «сохранения движения» как один из фун-
даментальных законов природы. В целом материалистическая
концепция Декарта была, безусловно, прогрессивной для своего
времени. Он боролся за изгнание из науки всех непознаваемых
сущностей, которыми ее заполняла средневековая схоластика.
В то же время многие суждения Декарта, касающиеся конкрет-
ных физических явлений и закономерностей, были ошибочными.
В частности, он создал фантастическую теорию тяготения, осно-
ванную на представлении о вихрях, с которой пришлось бороть-
ся теории тяготения Ньютона.
Правила удара, выведенные
на основе закона «сохранения движения», не соответствовали
данным опыта (Декарт считал скорость сугубо положительной
величиной — отсюда и происходят его ошибки). Декарт сформу-
лировал закон преломления света, но данный им вывод этого
закона, базирующийся на аналогии между движением мяча че-

66

рез границу раздела двух сред и распространением света, был
внутренне противоречивым.

Одним из немногих правильных физических результатов, по-
лученных Декартом, было объяснение явления радуги, привле-
кавшего внимание ученых-оптиков на протяжении столетий. Оно
было дано в приложении «Метеоры» к сочинению «Рассуждение
о методе». В исследовании радуги гармонично соединились тон-
кий, критический анализ явления, характерный для Декарта,
экспериментальный метод, который пропагандировал ученый, и
математический расчет, проведенный в обоснование качествен-
ного объяснения физического эффекта.

Уже при жизни Декарт пользовался широкой известностью
и авторитетом в научных кругах. Он поддерживал контакты со
многими известными учеными того времени (М. Мерсенн, П. Фер-
ма, Б. Паскаль и др.). Знатные особы считали за честь учиться
у него философии. В 1649 г. к нему обратилась шведская коро-
лева Кристина с просьбой переехать в Стокгольм и стать ее
учителем. Декарт не смог отказать коронованной особе. Он по-
кинул Голландию, ставшую его второй родиной, и переехал
в холодную, Швецию. Этот шаг стал роковым для Декарта, не
отличавшегося крепким здоровьем. Не выдержав непривычного
климата и режима работы, ученый заболел и 11 февраля 1650 г.
умер.

После смерти ученого влияние его идей не только не ослабло,
но и получило более широкое распространение, несмотря на то,
что его сочинения были включены в «Индекс запрещенных
книг» католической церкви. Вера в силу человеческого разума,
пропагандировавшаяся Декартом, стала одним из символов
науки Нового времени.

О радуге


Радуга — столь замечательное чудо природы, и над ее причи-
нами, до сих пор столь мало известными, во все времена столь
настойчиво задумывались пытливые умы, что мне трудно найти
вопрос, на котором я лучше мог бы показать, как при помощи
применяемого мною метода можно прийти к знаниям, которыми
не обладали те, чьими сочинениями мы располагаем. Во-первых,
когда я принял во внимание, что радуга может появляться не
только на небе, но также и воздухе вблизи нас каждый раз,
когда в нем находятся капли воды, освещенные солнцем, как это
иногда можно видеть на опыте в фонтанах, мне было легко за-
ключить, что она зависит от того, каким образом лучи света дей-
ствуют на эти капли, а от них достигают нашего глаза. Зная,
что эти капли шарообразны, и видя, что и при больших, и при
малых каплях радуга появляется всегда одинаковым образом,
я поставил себе целью создать очень большую каплю, чтобы
иметь возможность лучше ее рассмотреть. Для этого я наполнил

67



Рис 20
в одой большой стек-
лянный сосуд, впол-
не круглый и вполне
прозрачный, и при-
шел к следующему
выводу если, на-
пример, Солнце
[рис 20] находится
в части неба, обо-
значенной ^ AFZ, а
мой глаз — в точке Е,
и я помещал свой
шар в BCD, его
часть D казалась
мне совершенно
красной и значитель-
но более яркой, чем

остальное Если я приближался к сосуду или удалялся от него и
помещал его вправо или влево [от себя], или даже поворачивал
вокруг своей головы, эта часть казалась все такой же красной,
если только линия ^ DE составляла угол около 42° с линией ЕМ,
соединяющей центр глаза с центром Солнца Но если я несколько
увеличивал этот угол, красный цвет исчезал, если же я его не-
много уменьшал, то он исчезал не так внезапно, а предваритель-
но разделялся как бы на две менее яркие части, в которых мож
но было видеть желтый цвет, голубой и другие цвета Глядя на
то место шара, которое обозначено ^ К, я заметил, что, когда угол
составлял около 52°, эта часть К также представлялась красной,
но менее яркой, чем D Если я его немного увеличивал, то в ней
появлялись и другие более слабые цвета, если же я его чуть-чуть
уменьшал или сильно увеличивал, больше никакой окраски не
появлялось Это было для меня явным доказательством того,
что если весь воздух, находящийся в ^ М, наполнен такими шари-
ками или, на их месте, каплями воды, то в каждой из этих ка-
пель, — для которых линии, проведенные к глазу Е, составят
угол около 42° с ЕМ и которые я обозначаю R, — должна по-
явиться точка очень яркого красного цвета Поскольку мы обо-
зреваем эти точки все вместе, отмечая места, где они находятся
лишь углом, под которым мы их видим, они должны представить-
ся нам в виде непрерывного круга красного цвета Точно так же
должны существовать и точки в S и ^ Т, для которых линии, про-
веденные из Е, составляют с ЕМ более острые углы и которые
образуют круги более слабой окраски, в этом и состоит первая
и главная радуга Если угол ^ МЕХ составляет 52°, то в каплях,
обозначенных X, должен появиться красный круг, а в каплях,
обозначенных Y, — круги более слабых цветов Они вызывают
появление второй, побочной радуги И наконец, во всех осталь-
ных каплях, обозначенных V, не появится никаких цветов Когда
я затем рассмотрел подробнее, почему в шарике BCD часть D

68

представлялась красной, я нашел, что здесь дело в лучах Солн-
ца, которые, проходя из Л в б, преломлялись, входя в воду в точ-
ке ^ В, и шли в С, откуда они отражались в D, и преломлялись
вновь при выходе из воды, направляясь в Е, ибо как только я
помещал непрозрачное или темное тело в каком-либо участке
линий АВ, CD, ВС или DE, этот красный цвет исчезал, а если я
закрывал весь шар, кроме точек В и D, и помещал темные тела
во всяких иных местах, красный цвет продолжал появляться
Затем, отыскивая причину красного цвета, возникшего в ^ К, я
нашел, что это были солнечные лучи, идущие из F в G, где они
преломлялись по направлению к Я, а из Я отражались в /,
а из / вновь отражались в К и, наконец, преломлялись в точке К
и направлялись в Е Таким образом, первая радуга происходит
от лучей, которые достигают глаза, после двух преломлений и
одного отражения, а вторая — от других лучей, которые его до-
стигают лишь после двух преломлений и двух отражений, поэто-
му она не может быть такой яркой, как первая Но оставалась
еще главная трудность, а именно — выяснить, почему при нали-
чии многих других лучей (которые после двух преломлений и
одного или двух отражений могут попасть в глаз, когда шар на-
ходится в ином положении) все же лишь те лучи, о которых
я говорил, дают различные цвета <…>

…я еще не знал, почему цвета появлялись там лишь под
известными углами, пока я не взял перо и не вычислил под
робно хода всех лучей, которые падают на различные точки
водяной капли, чтобы узнать, под какими углами они могут по-
пасть в наш глаз после двух преломлений и одного или двух
отражений Тогда я нашел, что после одного отражения и двух
преломлений оказывается гораздо больше лучей, которые могут
быть видны под углом от 41 до 42°, чем таких, которые видны
под каким-либо меньшим углом, и нет ни одного, который был бы
виден под большим Я нашел также, что после двух отражений и
двух преломлений имеется гораздо больше лучей, падающих в
глаз под углом от 51 до 52°, чем таких, которые падали бы под
каким либо большим углом, и нет совсем таких, которые падали
бы под меньшим Вследствие этого получается тень, ограничи-
вающая по одну и по другую сторону свет, который, пройдя че-
рез бесчисленное число дождевых капель, освещенных Солнцем,
попадает в глаз под углом 42° или немного менее и дает, таким
образом, первую и главную радуг> Так же получается и тень,
ограничивающая свет, падающий под углом 51° или немного
больше и дающий внешнюю радугу. <…>

Но чтобы те, кто знает математику, могли судить, достаточно
ли правильны сделанные мною вычисления для этих лучей, мне
следует их здесь пояснить

Пусть ^ DFA [рис 21] — капля воды, полудиаметр которой CD
или АВ я делю на столько равных частей, сколько я хочу вычис-
лить лучей, чтобы на долю одних пришлось столько же света,
сколько и на долю других1 Затем я рассматриваю один из этих

69




D

Рис. 21

лучей в отдельности, на-
пример ^ FE, который вме-
сто того, чтобы пройти в
G, отклоняется в К, а из
К отражается в N, а отту-
да идет в глаз Р; или от-
ражается еще раз из N
в Q, и оттуда отклоняется
к глазу R Если провести
С/ под прямым углом к
^ FK, я знаю из того, что
было сказано в «Диоптри-
ке», что АЕ или FH и С/
находятся между собой в
отношении, которым изме-
ряется преломление воды
Если ^ FH содержит 8000
частей таких, каких АВ
содержит 10 000, то С/ бу-
дет содержать их пример-
но 5984, ибо преломление воды немного больше, чем отношение
трех к четырем, и, насколько точно я мог измерить, оно состав-
ляет 187 к 250. Имея, таким образом, две прямые ^ FH и С/, я лег-
ко нахожу две дуги: FG, которая равна 73°44/, и FK, которая
равна 106°30'. Затем, вычитая удвоенную дугу FK из суммы
дуги FG и 180°, я получаю 40°44' для угла ONP, ибо я пред-
полагаю ON параллельным FE. И, отнимая эти 40°44' из FK,
я получаю 65°4б' для угла SQR, ибо я полагаю также SQ парал-
лельным FE. Вычисляя таким же способом все другие дуги, па-
раллельные ^ FE, которые проходят через деления диаметра АВ,
я составляю следующую таблицу:



Линия FH

Линия С!

Д\га FG

Д\га FK

Ьюп ONP

Угот SQR

1000

748

168°30'

171°22'

5°40'

165°45'

2000

1496

165°55'

162°48'

11°19'

151°29'

3000

2244

145°4'

154°4'

17°56'

136°8'

4000

2992

132°50'

145°10'

22°30'

122°4'

5000

3740

120°

136°4'

27°52'

108°12'

6000

4488

106°16'

126°40'

32°56'

93°44'

7000

5236

91°8'

116°5Г

37°26'

79°25'

8000

5984

73°44'

106°30'

40°44'

65°46'

9000

6732

5Г4Г

95°22'

40°57'

54°25'

10000

7480

0

83°10'

31°40'

69°30'

Легко видеть из этой таблицы, что имеется гораздо больше
лучей, составляющих угол ^ ONP приблизительно 40°, чем лучей,
которые составляли бы меньший угол, или угол SQR прибли-
зительно 54°, чем лучей, которые составляли бы больший угол,
чтобы сделать ее еще более точной, я даю:

70

Линия FH

Линия CI

Дуга FG

Дуга FK

Угол ONP

Угол SQR

8000

5984

73°44'

106°30'

40°44'

65°46'

8100

6058

7Р48'

105°25'

40°58'

64°37'

8200

6133

69°50'

104°20'

41°10'

63°10'

8300

6208

67°48'

103°14'

4Г20'

62°54'

8400

6283

65°44'

102°9'

41°26'

61°43'

8500

6358

63°34'

101°2'

41°30'

60°32'

8600

6432

61°22'

99°56'

41°30'

58°26'

8700

6507

59°4'

98°48'

41°28'

57°20'

8800

6582

56°42'

97°40'

41°22'

56°18'

8900

6657

54°16'

96°32'

41°12'

55°20'

9000

6732

51°4Г

95°22'

40°57'

54°25'

9100

6806

49°0'

94°12'

40°36'

53°36'

9200

6881

46°8'

93°2'

40°4'

52°58'

9300

6956

43°8'

91°5Г

39°26'

52°25'

9400

7031

39°54'

90°38'

38°38'

52°0'

9500

7106

36°24'

89°26'

37°32'

51°54'

9600

7180

32°30'

88°12'

36° 6'

52°6'

9700

7255

28°8'

86°58'

34°12'

52°46'

9800

7330

22°57'

85°43'

31°31'

54°12'

и я вижу отсюда, что самый большой угол ^ ONP может быть ра-
вен 41°30', а самый маленький SQR — 51°54/; прибавляя или
отнимая приблизительно 17' для полудиаметра Солнца, имею
41°47' для наибольшего полудиаметра внутренней радуги и
51°37' для наименьшего полудиаметра внешней. (...)


М
В прочем, мне не стоило труда узнать, почему красный цвет
находится снаружи у внутренней радуги и почему он находится
внутри внешней Ибо та же причина, по которой красный цвет
виден через призму MNP [рис. 22] в F, а не в Н, вызывает
следующее, если поместить глаз на
место белого полотна FGH и смот-
реть на эту призму, мы увидим крас-
ный цвет в более толстой ее части
МР, а синий — в N. Это происходит
потому, что окрашенный в красное
луч, идущий в ^ F, исходит из С, т. е
части Солнца, более близкой к МР.
И по той же причине, поскольку
центр водяных капель, а стало быть
более толстая их часть, находится
снаружи по отношению к окрашен-
ным точкам, образующим внутрен-
нюю радугу, то и красный цвет дол-
жен появляться в ней снаружи. По-
скольку этот центр расположен внут-
ри по отношению к точкам, образую-
щим внешнюю радугу, то и красный ■ Рис. 22
цвет также должен возникать в ней
внутри. (...)

71

Комментарий

Перевод с французского сочинения Р Декарта вы-
полнен Г Г ^ Слюсаревым Отрывки воспроизводят-
ся
по изданию Декарт Р Рассуждение о методе
М , 1953 Полное название на языке оригинала
Discour de la Methode, pour bien conduire sa raison
et chercher la verite dans les sciences Plus La
Dioptrique Les Metheores et la Geometne qui sont
des essais de cette Methode

Первое издание этого сочинения ^ Декарта вышло
в Лейдене в
1637 г

Этот остроумный метод расчета световой энергии
находит применение и в настоящее время в тех
случаях,-когда нельзя пользоваться аналитическим
способом


Литература

[1] Собрание сочинении Декарта

Oeuvres de Descartes Publ par С Adam, P Tannery

T 1 — 12, Paris, 1897—1913
[2] Scoff J F The scientific work of Rene Descartes London,

1952
[3] Sabra A I Theories of light from Descartes to Newton

London, 1967, ch 1—4
[4] Матвиевская Г П Рене Декарт М , 1976




Похожие:

К мысли о том, что единственный надежный путь познания iconТрудовой путь любви
Любовь все переносит. В сущности, это почти одно и то же. Но нам казалось бы естественнее говорить о том, что любовь может совершить,...
К мысли о том, что единственный надежный путь познания iconА. Е. Зимбули духовно-нравственное воспитание: что бы это значило?
Три пути ведут к знанию: путь размышления – это путь самый благородный, путь подражания – это пусть самый лёгкий, и путь опыта –...
К мысли о том, что единственный надежный путь познания iconМосковский государственный университет
Теория познания (или гносеология, философия познания) – это раздел философии, в котором изучаются природа познания и его возможности,...
К мысли о том, что единственный надежный путь познания iconВ., Е. А. Тюгашев Граница как цивилизационная константа России-Евразии
...
К мысли о том, что единственный надежный путь познания iconВдохновение. Автор- dalia
Общаясь с людьми, разговаривая на какие-то темы, она часто ловила себя на том, что мысли очень часто возвращали ее именно сюда
К мысли о том, что единственный надежный путь познания iconГ. И. Кальжанова, президент Общества Рерихов Тольятти «каменная летопись руси» Н. К. Рериха
Нужно сказывать множеству различных людей мысли и древние, и новые, ибо все они говорят о том же, что и не древне, и не ново, но...
К мысли о том, что единственный надежный путь познания iconЛюди и бультерьеры
Он еще не знал, что такое звук и что такое свет, но он отчетливо ощущал единственный, неповторимый запах матери
К мысли о том, что единственный надежный путь познания iconПуть познания Мироздания
Количество открытий в астрономии сделанных за последние 10 лет сопоставимо со всеми открытиями, сделанными в этой области за всю...
К мысли о том, что единственный надежный путь познания iconИнформационный шум и феномен наглядности
Григори Бейтсон [Л] предлагает подставлять любое понятие – с одной стороны отношения – человек познающий, а с другой – объект познания....
К мысли о том, что единственный надежный путь познания iconТеперь это называют магнитным полем
Их можно условно обозначить именами Платона, Ампера и Фарадея–Максвелла Вкратце описывая эволюцию этих моделей, автор спорной, но,...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов