Никулина Ольга Алековна Г. Кодинск 2010год. Оглавление: Игра, как средство развития фонематического слуха. 2 Обучение фонемному анализу. 3 Выводы. 4 литература icon

Никулина Ольга Алековна Г. Кодинск 2010год. Оглавление: Игра, как средство развития фонематического слуха. 2 Обучение фонемному анализу. 3 Выводы. 4 литература



НазваниеНикулина Ольга Алековна Г. Кодинск 2010год. Оглавление: Игра, как средство развития фонематического слуха. 2 Обучение фонемному анализу. 3 Выводы. 4 литература
Дата конвертации27.08.2012
Размер61.23 Kb.
ТипЛитература



Формирование фонематического слуха в начальной школе!


Подготовила: учитель

начальных классов

Кодинской СОШ№4

Никулина Ольга Алековна


Г. Кодинск 2010год.

Оглавление:

  1. Игра, как средство развития фонематического слуха.

2) Обучение фонемному анализу.

3) Выводы.

4) Литература.

5) Приложение.


В решении комплекса актуальных задач обучения одно из центральных мест принадлежит проблеме поиска эффективных путей, средств, методов и приемов организации учебного процесса.

Взялась за тему «Формирование фонематического слуха в начальной школе» потому, что успешное обучение чтению и письму требует развитого фонематического слуха. Фонематический слух, по определению М.Р. Львова, - это «различение в звуковом потоке отдельных звуков речи, обеспечивающее понимание слов, различение их значений».

Впервые недели пребывания в школе ребенку трудно адаптироваться к новой среде, в которую он попал. Поэтому обучение для него должно сочетаться с игрой, поможет вовлечь его в ритм школьной жизни.

Развитие фонематического слуха требует тренировки слухового аппарата. Поэтому в период обучения грамоте необходимо проводить различные слуховые упражнения – например, на распознавание конкретных звуков в произносимых словах, в скороговорках, упражнения в звукоподражании, в четком произнесении отдельных слов, пословиц, стихотворении и т.д.

Приемы развития фонематического слуха: практика восприятия речи и говорения; фонетический анализ и синтез как специальные задания, упражнения; обнаружение в словах безударных гласных, сомнительных звонких и глухих согласных.

На уроках обучения грамоте с целью развития фонематического слуха можно использовать следующие игры.

Игры:

  1. «Звуковой конструктор»

Учитель говорит на ухо одному ученику слово, а другому – звук. Каждый из них произносит свое. Школьники должны сказать, в начало или в конце слова надо добавить названный звук, чтобы получить другое слово. Например: пар – парк, шар – шарф, рот – крот, мех – смех, бот – борт, сор – сорт, тучка – штучка.

  1. «Математическая грамматика»

Ребенок должен выполнить действия на карточке и при помощи сложения и вычитания букв, слогов, слов найти искомое слово.

Например:

^ С + ТОМ – М + ЛИСА – СА + ЦА = (СТОЛИЦА)

  1. «Один звук, марш!»

Из каждого слова «выньте» по одному звуку. Сделайте это так, чтобы из оставшихся звуков получилось новое слово с другим лексическим значением.


Например: горсть – гость, власть – сласть, краска – каска, склон –слон, полк –пол, тепло –тело, беда – еда, экран – кран.

  1. Игра «Думай! Думай! Думай!»

Я приношу с собою боль,

В лице большое искаженье,

А «ф» на «п» заменишь коль,

То превращаюсь в знак сложенья.

( Флюс – плюс)

Он – грызун не очень мелкий,

Ибо чуть побольше белки.

А заменишь «у» на «о» -

Будет круглое число.

(Сурок – сорок)

С глухим согласным наливаюсь

в поле,

Со звонком – сам звеню я

на просторе!

(Колос – голос)

Игровая форма делает занятие привлекательным и интересным для ребенка, что существенно повышает эффективность обучения.

Так же при изучении букв и знакомстве со звуками производится фонематический анализ в виде:

  1. Начерти звуковую схему слова (например: салют, бирюза, прятки, тянут, куплю). Обозначьте мягкие и твердые согласные. Впишите буквы гласных звуков.

  2. Спишите слова. Вместо точек вставьте букву а или я.

Л…мки, л…пки, м…рка, спр…чь, т…нет, р…нка.

Кот…т…, пол…нк…, з…р…дка, спр…т…ли.

При выполнении упражнения ученики проговаривают оба варианта ламка –лямка и выбирают правильный.

Фонемный анализ - очень важная и нужная операция письма.

В результате проведенной работы дети стали более внимательными и старательными. У многих детей стало четкое произношение слов (звуков), но есть еще проблемы в разборе звукового анализа слова и определения количества звуков в слове. Над чем мы будем продолжать работу в дальнейшем, по следующему плану:

  1. Подбор упражнений по разбору слов по звукам.

  2. Обозначение твердых и мягких согласных звуков в словах.

  3. Чертеж звуковых схем к словам.

Таким образом, лучший способ формирования фонематического слуха проводить в игровой форме. Использование перечисленных уражнений позволяет первоклассникам овладеть следующими умениями:

- называть звуки, из которых состоит слово (гласные ударные, безударные; согласные – звонкие, глухие, парные и непарные, твердые, мягкие, парные и непарные);

- не смешивать понятия «звук» и «буква»;

- определять роль гласных букв, стоящих после букв, обозначающих согласные звуки, парные по мягкости (обозначение гласного звука и указание на твердость или мягкость согласного звука);

- определять количество букв и звуков в слове и т.д.

Под фонематическим слухом — основным компонентом восприятия речи — понимается способность человека слышать отдельные фонемы, или звуки в слове.

Для чего нужен ребенку хороший фонематический слух? Это связано с существующей сегодня в школе методикой обучения чтению, основанной на звуковом анализе слова.


Литература:

  1. Журнал «Начальная школа» №6 март 2010г.

  2. Журнал « Начальная школа» (плюс до и после) №9 2008г.

  3. Журнал « Начальная школа» (плюс до и после) №3 2007г.



Приложение:






Похожие:

Никулина Ольга Алековна Г. Кодинск 2010год. Оглавление: Игра, как средство развития фонематического слуха. 2 Обучение фонемному анализу. 3 Выводы. 4 литература iconМедиаобразовательная игра как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников
Грекова Л. В. Медиаобразовательная игра как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников // Образовательные технологии...
Никулина Ольга Алековна Г. Кодинск 2010год. Оглавление: Игра, как средство развития фонематического слуха. 2 Обучение фонемному анализу. 3 Выводы. 4 литература iconПлан учебно-методической работы школы на 2008-2009 уч год
«Личностно-ориентированное обучение как средство развития школы и саморазвития личности»
Никулина Ольга Алековна Г. Кодинск 2010год. Оглавление: Игра, как средство развития фонематического слуха. 2 Обучение фонемному анализу. 3 Выводы. 4 литература iconТема урока: «Чтение слов и предложений с изученными буквами»
...
Никулина Ольга Алековна Г. Кодинск 2010год. Оглавление: Игра, как средство развития фонематического слуха. 2 Обучение фонемному анализу. 3 Выводы. 4 литература iconЭлектронные средства обучения в преподавании филологических дисциплин станкевич Елена Викентьевна, руководитель мо учителей гуманитарного цикла уо «Турковская госш»
Ельно, целями: как способ диагностирования учебных возможностей учащихся, средство обучения, источник информации, тренинговое устройство...
Никулина Ольга Алековна Г. Кодинск 2010год. Оглавление: Игра, как средство развития фонематического слуха. 2 Обучение фонемному анализу. 3 Выводы. 4 литература iconПрограмма элективного курса по немецкому языку Деловой немецкий Автор: Хвалова Елена Викторовна моу гришино-Слободская школа Жуковский район, Гришина Слобода Тел.: 92-6-45(раб.), 92-7-48 (до
Иностранный язык стал в полной мере осознаваться как средство общения, средство взаимопонимания и взаимодействия людей, важное средство...
Никулина Ольга Алековна Г. Кодинск 2010год. Оглавление: Игра, как средство развития фонематического слуха. 2 Обучение фонемному анализу. 3 Выводы. 4 литература iconПрохладненский район кбр
Обучение приемам самостоятельной работы на уроках математики – средство воспитания самостоятельности как черты личности
Никулина Ольга Алековна Г. Кодинск 2010год. Оглавление: Игра, как средство развития фонематического слуха. 2 Обучение фонемному анализу. 3 Выводы. 4 литература iconФормирование коммуникативно-речевой компетентности студентов как условие их социальной адаптации Международный форум «Инновационные технологии в сервисе»
Ятельности людей, коммуникативное средство, средство познания мира, связи поколений, выражения деятельности сознания человека (когнитивное...
Никулина Ольга Алековна Г. Кодинск 2010год. Оглавление: Игра, как средство развития фонематического слуха. 2 Обучение фонемному анализу. 3 Выводы. 4 литература iconКнязевой Альбиной Ивановной Кодинск 2007 год оглавление введение 3 стр. Основная часть 3 стр Заключительная часть 17 стр. Рекомендуемая и использованная литература
Практика показывает, что выпускники в целом справляются с этим заданием, показывают сформированность коммуникативных умений, умений...
Никулина Ольга Алековна Г. Кодинск 2010год. Оглавление: Игра, как средство развития фонематического слуха. 2 Обучение фонемному анализу. 3 Выводы. 4 литература iconСамостоятельная работа на уроках и внеурочной деятельности как одна из форм развития коммуникативных навыков обучающих, стремления их самообразованию, саморазвитию
Сформировать у обучающихся умение оперировать приобретенными знаниями, применять их, делать самостоятельные выводы и обобщения, находить...
Никулина Ольга Алековна Г. Кодинск 2010год. Оглавление: Игра, как средство развития фонематического слуха. 2 Обучение фонемному анализу. 3 Выводы. 4 литература iconМуниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с. Прималкинского» Прохладненского района кбр
Трудовое обучение в начальных классах ставит целью сфор­мировать у ребенка умение самостоятельно ориентироваться в любой работе,...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов