Технология формирования типа правильной читательской деятельности Великий И. В. Гете сказал: «Чего человек не понимает, тем он не владеет» icon

Технология формирования типа правильной читательской деятельности Великий И. В. Гете сказал: «Чего человек не понимает, тем он не владеет»



НазваниеТехнология формирования типа правильной читательской деятельности Великий И. В. Гете сказал: «Чего человек не понимает, тем он не владеет»
Дата конвертации27.08.2012
Размер44.57 Kb.
ТипДокументы




Тимонькина

Наталья Александровна,

учитель начальных классов

Технология формирования типа правильной читательской деятельности


Великий И.В. Гете сказал: «Чего человек не понимает, тем он не владеет». Эту мысль можно продолжить: «Чего человек не понимает, тем он не владеет и то он не любит». Школьная практика подтверждает, что нелюбовь к чтению и связанные с этим учебные затруднения, вплоть до потери интереса к познанию, часто возникают из-за неумения ученика понимать прочитанное. Обучение приёмам работы с текстом, закладывающее основу умения учиться, формирующее навык самостоятельной учебной работы, – одна из самых актуальных дидактических задач.

Учителям начальных классов хорошо известно, как предлагает работать с новым текстом на уроке традиционная методика. Сначала учитель готовит ребёнка к восприятию текста: рассказывает о писателе, тематике его произведений, затем объясняет значение непонятных (с его точки зрения) слов, которые он сам заранее выписал из текста, потом (опять же сам) выразительно читает текст вслух, и только после этого к работе приступают дети: читают вслух, отвечают на вопросы учителя. Получается, что текст, который дети должны учиться читать, уже прочитан учителем. В результате деятельность детей немотивированна и им неинтересно. Более того, им не ясно, почему нужно отвечать именно на эти вопросы, как они задаются, по какому принципу. По сути дела, дети не получают ответа на главный вопрос: что же значит уметь читать текст? Не получают удовольствия и от самого процесса чтения, потому что этого процесса как такового просто нет. Отсюда – скука на уроке, нелюбовь к чтению.

Решением этой проблемы является технология формирования типа правильной читательской деятельности, разработанная профессором Н.Н. Светловской и заявленная в Образовательной программе «Школа 2100».

Этапов работы с текстом будет 3. Внутри каждого этапа существует определённая последовательность «шагов».

Рассмотрим как работает данная технология на конкретном примере: стихотворение «Кукла» А.Л. Барто, классика детской литературы, человека, очень тонко понимавшего ребёнка.

^ 1. Работа с текстом до чтения. Работа над пониманием текста начинается ещё до его чтения. Дети анализируют иллюстрацию, соотносят её содержание с заглавием произведения и раздела книги, предполагают, о чём будет текст, который им предстоит читать.

Название позволяет предположить, что речь пойдёт о детской игрушке, которой, скорее всего, заинтересуется девочка.

^ 2.
Работа с текстом во время чтения
(диалог с автором)

Хочется обратить внимание на методический приём - первичное знакомство с текстом доверяется детям. Они читают текст про себя, проверяют свои предположения. Лишь в редких случаях учитель сам читает текст (трудный и большой по объёму, в стихотворении сложный ритм, необычная рифма).

^ Первая группа вопросов предлагается после первичного чтения, направлена на достижение понимания на уровне содержания.

- Какие наши предположения подтвердились? (Речь идёт об игрушке для девочки, мальчик – брат, делает куклу своими руками.) Кто герои этого стихотворения? Что можно рассказать о брате? О Катюшке?

^ Вторая группа вопросов задаётся по ходу чтения, носит уточняющий характер. Это вопросы к автору, ответы на них нужно искать в тексте. Хотелось бы обратить внимание на то, что в процессе работы с текстом параллельно с отработкой техники чтения идёт работа над выразительностью чтения, объясняется и уточняется значение слов.

Чтение 1 и 2 строчек – как относится брат к своей сестре? (любит её – называет ласково Катюшкой, хочет порадовать её, делает для неё игрушку).

Как надо прочитать эти строчки? (передать удовольствие мальчика, ему нравится то, что он сделал)

Чтение 3, 4, 5 строчек – понравилась ли игрушка девочке? ( не понравилась) Что нас в этом убеждает? (подняла крик). Почему игрушка не понравилась Катюше? (девочки не любят играть машинками, игрушка сделана не очень умело, Катя очень капризная девочка, как любой маленький ребёнок).

Как надо читать:

3 строчку – с удивлением? (почему Катюша подняла крик?)

4 строчка – вопросительная интонация, недовольство (Катя не видит грузовика

в этой конструкции)

5 строчка – с пренебрежением (она видит три катушки ниток, она не хочет играть такой игрушкой)

Аналогично проводится работа со 2 и третьей строфой.

^ 3. Работа с текстом после чтения

Данный этап позволяет углубить первоначальное понимание, и достичь понимания на уровне смыла (понимание основной мысли, чтение между строк).

Это проблемный вопрос ко всему тексту: ^ Почему из всех подарков девочка обрадовалась только последнему?

Повторное обращение к заглавию произведения и иллюстрации. Беседа о смысле заглавия, о его связи с темой, мыслью автора. Вопросы по иллюстрации: какой именно фрагмент текста проиллюстрировал художник? Точен ли он в деталях? Совпадает ли его видение с вашим?

Тетради по чтению направлены на совершенствование техники чтения и на развитие умения понимать прочитанное.

Ребёнок не может активно включится в деятельность, заинтересоваться тем, что он не понимает и не принимает. Чтобы получить удовольствие от чтения, нужно уметь приблизить текст к себе, а для этого важно владеть приёмами его понимания.

Практика показала, что наибольшие затруднения испытывают учителя при обучении диалогу с автором через текст. Выделяются следующие моменты:

  • Несоответствие приёма «погружения» с художественной задачей текста; не все произведения требуют применения данного приёма. Для того, чтобы работа над текстом не превращалась в обычное «пережёвывание», авторы ввели специальные значки, указывающие на применение приёма анализа;

  • Нечёткое понимание того, что такое вопрос автора;

  • Подмена скрытых авторских вопросов учительскими.

Такой подход действительно является обоснованным и рациональным, как показывают наблюдения, он позволяет добиваться высоких результатов обучения.

Проведя анализ результатов техники чтения за два последних года, я получила следующие результаты (таблица)

Очень подробно описана данная технология в журнале «Начальная школа + До и После» в статьях Ольги Владимировны Соболевой за 2007, 2008 гг., Образовательная система «Школа 2100». Сборник программ за 2008 г




Похожие:

Технология формирования типа правильной читательской деятельности Великий И. В. Гете сказал: «Чего человек не понимает, тем он не владеет» icon"Нет ничего практичнее правильной теории" сказал один мудрый человек
Маркса. Извращенная же марксистская теория выставлялась и выставляется сегодня как подлинная. Трагизм ситуации заключается в сложности...
Технология формирования типа правильной читательской деятельности Великий И. В. Гете сказал: «Чего человек не понимает, тем он не владеет» iconБыл ли калиостро "шарлатаном"?
Гете, и они оставались таковыми до самой своей смерти. Гете во время своего путешествия на Сицилию потратил много сил и времени,...
Технология формирования типа правильной читательской деятельности Великий И. В. Гете сказал: «Чего человек не понимает, тем он не владеет» iconУпражнения для формирования правильной осанки у меня спина прямая

Технология формирования типа правильной читательской деятельности Великий И. В. Гете сказал: «Чего человек не понимает, тем он не владеет» iconПоложение пролетариата в буржуазной Украине
Буржуазия, напротив, будучи паразитическим, реакционным классом, по буржуазному праву частной собственности владеет всем, к созданию...
Технология формирования типа правильной читательской деятельности Великий И. В. Гете сказал: «Чего человек не понимает, тем он не владеет» iconПедагогическая практика
Непрофессиональная деятельность характеризуется тем, что человек не осознает педагогическую проблему или задачу. В конкретной ситуации...
Технология формирования типа правильной читательской деятельности Великий И. В. Гете сказал: «Чего человек не понимает, тем он не владеет» iconШарлотта Хойер Действующие лица
Гете и Ример в кабинете. Гете роется в старых рукописях. Ример за столом заканчивает корректуру гранок
Технология формирования типа правильной читательской деятельности Великий И. В. Гете сказал: «Чего человек не понимает, тем он не владеет» iconЯзык и стиль процессуальных документов
Послали за ним. Тот прибыл, одел очки и бумагу прочел трижды про себя с бормотанием. Подумал. Потом сказал: понять — не понимает,...
Технология формирования типа правильной читательской деятельности Великий И. В. Гете сказал: «Чего человек не понимает, тем он не владеет» iconОсвальд Шпенглер. Пессимизм ли?
Понятие катастрофы в заглавии книги не содержится. Если вместо "закат" сказать "завершение" слово, имеющее в устах Гете совершенно...
Технология формирования типа правильной читательской деятельности Великий И. В. Гете сказал: «Чего человек не понимает, тем он не владеет» iconТехнология формирования информационной культуры личности в условиях современной библиотеки стародубова Г. А., Уленко Ю. В. Стародубова Г. А., Уленко Ю. В. Технология формирования информационной культуры личности в условиях современной библиотеки (2001)
...
Технология формирования типа правильной читательской деятельности Великий И. В. Гете сказал: «Чего человек не понимает, тем он не владеет» iconСочинение «сколько в это зёрнышко вложено труда!»
...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов