Пути решения принципов «обучения деятельности» и «управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации» на уроках русского языка и литературы в 5 классе по программе «Школа 2100» icon

Пути решения принципов «обучения деятельности» и «управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации» на уроках русского языка и литературы в 5 классе по программе «Школа 2100»



НазваниеПути решения принципов «обучения деятельности» и «управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации» на уроках русского языка и литературы в 5 классе по программе «Школа 2100»
Дата конвертации27.08.2012
Размер44.38 Kb.
ТипУрок




Баценко

Светлана Николаевна,

учитель русского языка и литературы


Пути решения принципов «обучения деятельности» и «управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации» на уроках русского языка и литературы в 5 классе по программе «Школа 2100»


Русский язык и литература являются одними из ведущих предметов гуманитарного цикла в системе школьного образования, поскольку имеют огромное значение в жизни нашего общества, в становлении и развитии личности ребенка.

Авторы программы «Школа2100» Р.Н. Бунеев и Е.В. Бунеева сделали попытку найти пути решения проблем, связанных с преподаванием русского языка и литературы в средней школе. В основу своей программы они положили педагогические и дидактические принципы вариативного развивающего образования. К ним относятся:

  • Принцип развития (один из личностно-ориентированных принципов)

  • Принцип смыслового отношения к миру(один из культурно ориентированных принципов)

  • Принцип обучения деятельности и

  • Принцип управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации (это деятельно ориентированные принципы)

Психологической основой данного курса является «теория обобщения» В.В.Давыдова.В соответствии с этой теорией знания общего и абстрактного характера представлены в начале изучения русского языка и литературы в 5 классе; более частные и конкретные знания выводятся из общих знанийкак из единой основы.

На этапе введения знаний используется технология ПРОБЛЕМНО-ДИАЛОГИЧЕСКОГО обучения, которая позволяет организовать исследовательскую работу учащихся на уроке и самостоятельное открытие знаний. Как в настоящем научном творчестве постановка проблемы идет через проблемную ситуацию, так и на уроке открытия новых знаний постановка проблемы заключается в создании учителем проблемной ситуации и организации выхода из нее одним из трех способов:

1).учитель сам заостряет противоречие проблемной ситуации и сообщает проблему

2).ученики сознают противоречие и формулируют проблему

3).учитель диалогом побуждает учеников выдвигать и проверять гипотезы

^ В качестве примера рассмотрим элемент такого урока:

Тема: ЗВУК И БУКВА (не называется)

Учащиеся получают задание по тексту: Одуванчик золотой

постарел и стал седой.

А как только поседел,

Вместе с ветром улетел.


- озаглавить

- записать по памяти

- подчеркнуть орфограмму – безударную проверяемую гласную в корне

^ Затем происходит введение в тему урока:

- Чем можно объяснить ошибки, которые сделали некоторые из вас?

Почему слова «постарел, поседел, улетел» вы написали по-разному?

- Упр.17 – наблюдения над особенностями обозначения звуков на письме, вывод о том, что не всегда буква обозначает один и тот же звук.

- Запись вывода: Б=Зв.

- ^ Обсуждаем, формулируем и записываем тему урока

ТРУДНОСТИ, с которыми я столкнулась:

иногда учащиеся хотят проявить себя и забегают вперед (подсматривают материал в учебнике), а потом пытаются показать, как быстро они поняли и сформулировали тему.

Приходится и это учитывать!!!

В программе по литературе для 5 класса в «пояснительной записке» сказано, что одной из целей литературного образования является

Освоение через предмет литературы представлений о мире, способствующих успешной адаптации учащихся.

Авторы учебника предлагают учащимся после общего осмысления содержания произведения,

анализа текста, наблюдения над художественной формой написать сочинения на темы:

  1. Что значит жить по законам чести? (по романам А. Дюма и Ж. Верна)

  2. Чем похожи герои книг «Остров сокровищ» и «Кортик»?

  3. Что объединяет рассказы «Любовь к жизни» Д. Лондона и «Механик Салерно» Б. Житкова?

Предлагаю работу ученика 5А класса Рожкова Артема на тему «Чем похожи герои книг «Остров сокровищ» Р.Стивенсона и «Кортик» А. Рыбакова?»

Кто привык за победу бороться,

С нами вместе пускай запоет.

Кто весел, тот смеется.

Кто хочет, тот добьется,

Кто ищет, тот всегда найдет.

Пионерский гимн

Говорят, что все мальчишки похожи друг на друга. Одинаковы также герои книг «Остров сокровищ» и «Кортик», которых зовут Джим Хокинс и Миша. Чем же они похожи?

Оба они любят путешествовать и разгадывать тайны, а в это время с ними происходят различные приключения. Вспомните, Джим пытался разгадать тайну острова, где находятся сокровища, а Мишу все время мучит тайна кортика.

Оба героя очень любопытны. В книге «Кортик» Миша прячется за приоткрытой дверью и наблюдает за поведением Полевого, а позже находит то, что не смог найти взрослый-кортик. А в книге «Остров сокровищ» Джим сидит в бочке и слышит разговор пиратов, который передает капитану.

Мальчики также достойно ведут себя в экстремальных ситуациях. Миша бросился под ноги одному из конвоиров, когда тот пытался задержать Полевого, а Джим дает пиратам честное слово и потом не может его нарушить, хоть его ожидает опасность.

Мне кажется, что я тоже смог бы быть героем приключенческого романа.

Такой вид творческой работы показывает, что учащиеся 5 класса, обучающиесяе по программе «Школа 2100», учатся эмоционально «проживать» прочитанное и выражать свои эмоции.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, Л.Ю.Комиссарова, И.В.Текучева «Программа по русскому языку для основной школы» М. «БАЛАСС» 2006

  2. Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, Л.Ю.Комиссарова, И.В.Текучева Учебник «Русский язык 5 класс» М. «БАЛАСС» 2006 М. «БАЛАСС» 2006

  3. Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева «Программа по литературе» М. «БАЛАСС» 2005

  4. Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева Учебник «Литература 5 класс Шаг за горизонт» М. «БАЛАСС» 2007

  5. Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева Методические рекомендации для учителя Русский язык 5класс» М. «БАЛАСС» 2006




Похожие:

Пути решения принципов «обучения деятельности» и «управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации» на уроках русского языка и литературы в 5 классе по программе «Школа 2100» iconТематическое планирование курса русского языка для 4 класса Пояснительная записка
Настоящий календарно-тематический план разработан применительно к учебной программе «Школа 2100», авторов Бунеева Р. Н., Бунеевой...
Пути решения принципов «обучения деятельности» и «управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации» на уроках русского языка и литературы в 5 классе по программе «Школа 2100» iconТематическое планирование курса русского языка для 4 класса Пояснительная записка
Настоящий календарно-тематический план разработан применительно к учебной программе «Школа 2100», авторов Бунеева Р. Н., Бунеевой...
Пути решения принципов «обучения деятельности» и «управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации» на уроках русского языка и литературы в 5 классе по программе «Школа 2100» iconДокументы
1. /ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КАРТОЧЕК ДИФФЕРЕНЦИРУЕМОГО КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ...
Пути решения принципов «обучения деятельности» и «управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации» на уроках русского языка и литературы в 5 классе по программе «Школа 2100» iconУрок русского языка в 6 классе по теме
На уроках математики, истории, географии и других предметов, а также в быту все вы сталкиваетесь с огромным количеством различных...
Пути решения принципов «обучения деятельности» и «управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации» на уроках русского языка и литературы в 5 классе по программе «Школа 2100» iconПрокина Наталья Александровна закон
Экспертное заключение по результатам деятельности и профессиональной компетенции учителя русского языка и литературы моу «Средняя...
Пути решения принципов «обучения деятельности» и «управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации» на уроках русского языка и литературы в 5 классе по программе «Школа 2100» iconАнализ учебной деятельности мбоу сош №22 за 2011-2012 учебный год
Усилить мотивацию деятельности учителей на основе инновационных педагогических технологий обучения и воспитания
Пути решения принципов «обучения деятельности» и «управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации» на уроках русского языка и литературы в 5 классе по программе «Школа 2100» iconКолосова Галина Николаевна
Методическая тема: «активизация познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка с помощью индивидуальных заданий»
Пути решения принципов «обучения деятельности» и «управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации» на уроках русского языка и литературы в 5 классе по программе «Школа 2100» iconТема : «Люби и знай великое русское слово»
Развивать интерес к изучению русского языка; навыки планирования учебной деятельности, её организации и самоконтроля
Пути решения принципов «обучения деятельности» и «управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации» на уроках русского языка и литературы в 5 классе по программе «Школа 2100» iconЭлектронное средство обучения в преподавании белорусского языка и литературы валентина Гордеевна Казак, учитель белорусского языка и литературы уо «Новопогостская госш-сад»
Гической деятельности – одно из условий успешного интеллектуального развития школьников, повышения качества обучения. Уже давно не...
Пути решения принципов «обучения деятельности» и «управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации» на уроках русского языка и литературы в 5 классе по программе «Школа 2100» iconРазвитие памяти учащихся в процессе обучения на уроках русского языка и чтения 4
Способности, в том числе и познавательные, не только проявляются, но формируются и развиваются в процессе деятельности. Учебная деятельность...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов