Развитие творческих способностей на уроках русского языка и чтения в начальных классах icon

Развитие творческих способностей на уроках русского языка и чтения в начальных классах



НазваниеРазвитие творческих способностей на уроках русского языка и чтения в начальных классах
Дата конвертации27.08.2012
Размер72.37 Kb.
ТипУрок




Потапова

Валентина Алексеевна,

учитель начальных классов


Развитие творческих способностей на уроках русского языка и чтения в начальных классах


Творчество признается многомерным явлением и определяется как мыслительная и практическая деятельность человека, результатом которой является созидание оригинальных, неповторимых ценностей, установление новых фактов, свойств, закономерностей.

Поступая в первый класс, большая часть детей из-за недостатка словарного запаса не могут четко сформулировать и грамотно выразить свои мысли. Поэтому задача учителя заключается не только в том, чтобы научить ребенка читать и считать. Важно развить в нем способность правильно и красиво выражать свои мысли в устной и письменной форме, находя для этого точные и образные слова, разбудить творческое воображение и ассоциативное мышление. Чтобы побудить в детях жажду творчества, нужна кропотливая работа на каждом уроке.

Восьмой год я работаю по программе «Школа 2100», основным методом которой является развивающее обучение, при котором дети не только запоминают факты, усваивают правила и определения, но и обучаются рациональным приемам применения знаний на практике, переносу этих знаний и умений, как в аналогичные, так и в измененные условия.

Познакомившись с программой, я отметила следующие отличия от традиционной программы по русскому языку и чтению:

  • Очень рано вводится понятие «орфограмма», названы признаки «опасных» мест в словах.

  • Формирование орфографической зоркости у детей идет на основе звуко-буквенного анализа слов. Ведущая роль при этом отводится работе со звуковичками.

  • Ежеурочно проводится работа над лексическим значением слова, его составом, роли в предложении и речи.

Особое место в этой программе занимают творческие работы. Это не только сочинения и изложения различных видов, но и творческие задания:

  • Запиши предложение гласными буквами. У Ларисы кукла. (у а,и,ы, у,а)

  • Составь афишу к спектаклю.

  • Придумай сказку «Если бы животные умели говорить».

  • Прогнозирование содержания текста по картинке или ключевым словам.

Когда я начинала работать по этой программе, не могу сказать, что получалось все хорошо и гладко. Главная трудность – психологически перестроить себя. Очень сложно отойти от сложившейся годами методики. Работая по этой программе, учитель становится в положение человека не объясняющего, не обучающего только, а организующего, направляющего деятельность школьника.

Материалы данной программы гораздо сложнее традиционной.


Уже в 1 классе, в период обучения грамоте происходит попутное ознакомление школьников с различными явлениями языка из области фонетики, лексики, морфологии, морфемики, синтаксиса и пунктуации, орфографии. Это проводится через работу с такими таблицами, по которым дети не только читают слоги, а, добавляя к ним новые, получают слова.


б

в

г

д

ж

з




б

в

г

д

ж

з

щ

А

к

щ

Я

к

ш

л

ш

л

ч

м

ч

м

ц

н

ц

н

х

ф

т

с

р

п

х

ф

т

с

р

п




б

в

г

д

ж

з




б

в

г

д

ж

з

щ

О

к

щ

И

к

ш

л

ш

л

ч

м

ч

м

ц

н

ц

н

х

ф

т

с

р

п

х

ф

т

с

р

п


В первом классе на уроках чтения проводится много различных игр: «Доскажи словечко», «Спроси меня», «Найди пару», «Веселый поезд», «Моя вообразилия», «Угадайка» и т.д. В это время начинаем и работу с тестами такого вида:


Найди букву гласного звука:


1

2

3

4

5

б

у

ш

й

ф


Найди гласную всегда строчную:


1

2

3

4

5

а

о

у

е

ы


Найди букву, не обозначающую звука:


1

2

3

4

5

ъ

а

э

ы

ю


Найди слово с ударением на новый слог:


1 Юлия

2 конь

3 листок

4 парта


Нравятся первоклассникам и такие задания:

  1. Из слова ФЛОТ добавь по одной букве к данным словам, чтобы получились новые слова:

ПЕНА (Л)

ШАР (Ф)

БОР (Т)

МЕТР (О)

  1. Составь из слогов как можно больше слов:

мо

ло

ва

та

ко

ро

па

ра


Воспитать детей всестороннее развитыми, нескованными рамками мышления мешает косность мышления, инертность, например, спрашиваю:

  • Как глухонемому человеку в магазине объяснить продавцу, что ему нужен молоток?

  • А как слепому спросить ножницы? (По инерции дети жестом показывают ножницы, хотя слепой может говорить)

  • Назовите пять продуктов цвета сирени. (Дети забывают, что сирень бывает и белого цвета)

Для развития умения быстро переключаться с одного вида деятельности на другой провожу интеллектуальный марафон. В течение 5-7 минут каждой команде (предварительно разбиваю учащихся на группы) задаю поочередно вопросы, на которые они должны отвечать быстро:

  • Время после ночи (утро).

  • Специализация Левитана (пейзажист).

  • Профессия доктора Айболита (ветеринар).

  • Средство для порчи меда (деготь).

  • Чувство, от которого можно сгореть (стыд).

  • Куча снега (сугроб).

  • Хитрый на него мотает, а ленивый в него не дует (ус).

На уроках чтения использую различные виды творческих заданий. Вот некоторые из них:

    1. Пересказ прочитанного текста с помощью жестов и мимики.

    2. Найди предложение, которое мог бы прочитать один из этих человечков.
















    1. Найди отрывок, который можно прочитать презрительно, с возмущением, с радостью и т.д.

    2. Чтение текста и составление сценария к диафильму.

    3. нахождение в тексте слов и выражений, с помощью которых можно нарисовать устный портрет.

Планировать уроки стараюсь так, чтобы каждый его этап развивал у детей жажду нового, воздействовал на их чувства, фантазию, воображение. Ведь еще К. Паустовский писал: «Ребенок дышит воздухом творчества: он хочет рисовать, петь, сочинять – и нужно лелеять эту способность его души».


Список литературы:

  1. «Большой справочник. Начальная школа» – М.: «Олимп», «Издательство Астрель», 2000г.

  2. «Предметные олимпиады в начальной школе» Е.В. Королева. Издательство «Аркти» Москва 2008г.

  3. «Тематическое планирование уроков русского языка» И.В. Щербинина. Издательство «Учитель» 2006г.

  4. Журнал «Начальная школа» №7, 2008г. №10, 2008г №4, 2008г.

  5. Журнал «Начальная школа плюс до и после» №3, 4, 2008г.




Похожие:

Развитие творческих способностей на уроках русского языка и чтения в начальных классах iconЕ. А. Демидова, учитель русского языка и литературы
Проектная деятельность как способ формирования творческих способностей на уроках русского языка
Развитие творческих способностей на уроках русского языка и чтения в начальных классах iconКотовой Светланы Вячеславны Тема: Развитие творческих способностей младших школьников на урок
Я работаю по развивающей системе обучения Л. В. Занкова. Мною накоплен богатый материал, направленный на развитие творческих способностей...
Развитие творческих способностей на уроках русского языка и чтения в начальных классах iconРазвитие памяти учащихся в процессе обучения на уроках русского языка и чтения 4
Способности, в том числе и познавательные, не только проявляются, но формируются и развиваются в процессе деятельности. Учебная деятельность...
Развитие творческих способностей на уроках русского языка и чтения в начальных классах iconНеобычные уроки
Учителя меняют свою специализацию и проводят занятия с ребятами. Например, учитель химии ведет английский язык, учителя начальных...
Развитие творческих способностей на уроках русского языка и чтения в начальных классах iconДокументы
1. /ТЕХНОЛОГИЯ Развитие творческих способностей учащихся на уроках /technology.doc
2....

Развитие творческих способностей на уроках русского языка и чтения в начальных классах iconНекоторые приёмы развития творческих способностей учащихся на уроках иностранного языка

Развитие творческих способностей на уроках русского языка и чтения в начальных классах iconМ. М. Рудченко с. Перелюб Саратовской области Попельнюк Любовь Ивановна Развитие литературно-творческих способностей учащихся на урок
В сегодняшних условиях социально-экономических и политических преобразований российскому государству необходимы творческие кадры,...
Развитие творческих способностей на уроках русского языка и чтения в начальных классах iconПлан работы межшкольного методического объединения учителей русского языка и литературы моу «Средняя общеобразовательная школа г. Бирюча» на 2008 2009 учебный год
Методическая проблема: «Использование инновационных программ, методик, технологий в преподавании русского языка и литературы с целью...
Развитие творческих способностей на уроках русского языка и чтения в начальных классах iconПрограмма районного семинара учителей начальных классов по теме «Работа с интерактивной доской на уроках и внеклассных занятиях по предмету в начальных классах»
«Работа с интерактивной доской на уроках и внеклассных занятиях по предмету в начальных классах»
Развитие творческих способностей на уроках русского языка и чтения в начальных классах iconЛитературно спортивная игра «Остров сокровищ»
Цели: повышение мотивации обучения литературы, развитие художественного вкуса учащихся, формирование творческих способностей учащихся,...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов