Плохо, когда сила живет без ума icon

Плохо, когда сила живет без ума



НазваниеПлохо, когда сила живет без ума
Дата конвертации27.08.2012
Размер149.73 Kb.
ТипДокументы




Шафикова

Эвелина Владимировна,

учитель физической культуры




«Плохо, когда сила живет без ума,

да не хорошо, когда ум без силы».


Физическая культура. Что это такое и зачем она нужна школьникам?

Все родители школьников время от времени вспоминают, что в их школьные годы в программе обучения был такой предмет «физкультура». И что греха таить, многие из нас вспоминают его без особого удовольствия. А почему? Потому что традиционное отношение к физкультуре у нас, мягко говоря, безразличное. Математика – понятно, зачем нужна. История, химия, рисование, другие предметы – это тоже нужные знания. А какие знания дает физкультура? Бегать и так можно, не учась в школе…


Между тем физическая культура – это несравненно больше, чем «второстепенный» школьный урок, на котором тебя заставляют прыгать через ненавистного «козла» или подтягиваться на никому ненужной перекладине.


А скажите, означает ли культура поведения, лишь умением пользоваться ножом и вилкой, здороваться и говорить «спасибо»? И какое отношение имеет культура общения к здоровью самого человека и окружающих его людей? Достаточно ли знать историю и литературу, чтобы называться культурным человеком?

Оказывается, не менее необходимы человеку культура тела, культура питания, культура движений, культура поведения, составляющие в целом культуру здоровья. И чтобы быть здоровым во взрослой жизни, необходимо познавать культуру здоровья с самого раннего детства. Физическая культура – важная составляющая культуры здоровья, главный фактор становления и сохранения здоровья.


По данным отечественного - кибернетика академика Акселя Ивановича Берга (1893 – 1979 г.г.), только за одно столетие (с середины XIX до середины XX в.) доля мышечной деятельности человека в энергетическом балансе человечества, т.е. во время всей энергии, используемой в быту и на производстве, сократилась в 180 раз.

Если принять во внимание, что подавляющее большинство жителей разных стран испытывает на себе недостаточность двигательной активности, становится ясно, как много может дать современному человеку хотя бы минимальное ее восполнение, это касается взрослых.


А как обстоит дело с детьми? Мало того, что рожают их женщины, зачастую не очень здоровые, но и рост и развитие детишек проходят тоже не в лучших условиях. Плохая экология, неполноценное питание, недостаток движения – всё это вы и сами знаете… Только подобные тревоги возникли не вчера: на самом деле проблемы здоровья подрастающего поколения волновали специалистов давно. Медицинское общество отмечало высокую заболеваемость городских детей, особенно девочек (будущих мам !). Еще в 1867 г.
в отчете Общества было указано: «Два момента школьной жизни – долгое сидение и отравление классным воздухом – требуют настоятельного введения физических упражнений в виде гимнастики, а также разнообразных упражнений, главная цель которых – укрепление здоровья, а не развитие атлетического сложения».

Что же нужно растущему организму для сохранения и укрепления его здоровья? Назовем эти потребности:

  1. Двигательная активность.

  2. Питание.

  3. Благоприятная внешняя среда.

  4. Соблюдение правил здорового быта, гигиена вашего дома, личная гигиена.

  5. И еще очень важное – «погода в доме».

  6. Важный фактор здоровья – сильный иммунитет, Большую роль в его поддержании и укреплении играет закаливание. Тот, кому в 3 –5 лет не страшны открытая форточка и холодная вода, став старше, сам справится и с другими проблемами.

  7. И последнее (по счету, а не по важности) – отсутствие вредных привычек. Это круг разных потребностей, но взаимосвязанных составляющих физической культуры.

Есть свойства организма, которые наследуемы и неизменяемы. Все вместе они складываются в конституцию человека.

Конституция человека – это совокупность особенностей строения тела и внутренних органов, настройки нервных регуляторных процессов, гормонального профиля, темперамента и других свойств, обусловленных наследственностью и составляющих его индивидуальность. Конституция же в свою очередь, определяет многие стороны поведения человека, его реакции на физические, умственные и иные нагрузки, риск заболеваний, особенности характера и многое другое.

Доказано, что в норме сочетания этих свойств не бывают случайными, а складываются в определенные типы. Конечно, представители одного типа отличаются множеством индивидуальных черт, но то общее, что их объединяет, является природной основой здоровья, склонностей и задатков, а стало быть и успехов в жизни и деятельности. В общем, конституция – это судьба. Типичные особенности формируются еще в ранний период внутриутробного развития ребенка и в дальнейшем меняются незначительно, если человек здоров.

В зависимости от пропорций тела каждого человека можно отнести к одному из трех типов телосложения:

торакальный тип телосложения (значит «грудной»)

Самые выносливые люди. Именно такими бывают выдающиеся стайеры и марафонцы. Подкожного жира мало, кости достаточно широкие, но при этом длинные. Грудная клетка – цилиндрическая, сильно развита, особенно в продольном направлении. Плечи могут быть относительно широкими, иногда покатыми.

Дети торакального типа имеют несколько более низкие результаты в скоростных, скоростно-силовых тестах и ловкости, зато у них относительно высокая выносливость и сила рук.

Представители торакального типа, обладая более высокой по сравнению с другими выносливостью, склонны к продолжительной, но не слишком интенсивной работе. Их мышцы небольшие и особой силы не достигнут при любой тренировке.


^ Дигестивный тип телосложения.

Самые сильные люди. Именно среди них встречаются выдающиеся тяжелоатлеты – метатели ядра и диска.

Такие люди обладают широкой бочкообразной грудной клеткой с относительно большими внутренними органами, круглыми толстыми мышцами, мощным скелетом, способным поддерживать эту довольно тяжелую конструкцию. Руки более длинные по сравнению с ногами. Имеется значительный подкожный слой жира. Кости широкие и относительно короткие. Плечи обычно широкие и прямые.

Опережая сверстников по размерам и по весу тела, дети дигестивного типа медленнее других развиваются в двигательной сфере, имеют в целом более низкие двигательные возможности, в том числе выносливости, превосходя остальные типы лишь по силе мышц, особенно нижних конечностей.

Для ребят дигестивного типа предпочтительнее силовые упражнения, потому что здесь им нет равных. Но бег и прыжки им трудны.


Самые быстрые и спортивные люди. Им легче всех удаются разнообразные сложные физические упражнения, недаром этот тип еще называют атлетическим. Продольные и поперечные размеры их тела находятся в наилучшей пропорции. Подкожный жир имеется в умеренных количествах. Кости широкие, относительно недлинные. Грудная клетка – трапециевидная, расширяющаяся книзу. Плечи – широкие, чаще прямые.

Дети мышечного телосложения уже в 4 года опережают представителей других типов по показателям в двигательных тестах и в последующие годы не уступают им своего первенства. У них самые высокие результаты в скоростном беге, ловкости, быстроте реакции, прыжках в длину и в высоту.

«Мышечники» созданы для разных упражнений, требующих сочетания силы и быстроты.

Двигательные способности можно определить и по форме условных смешных рожиц.

ширина лица – быстроту;

высота ушей – выносливость;

форма лба – скоростно-силовые качества;

соотношение высоты и ширины – силу;

форма подбородка – гибкость.

Ярко выраженных представителей каждого типа телосложения не так уж много. Большинство людей занимают промежуточное положение между двумя соседними типами телосложения, будучи ближе к одному из них.

Вы можете спросить: какой тип телосложения лучше? Смотря для чего. Например, в спорте для достижения рекордов проводится специальный отбор тех, кто обладает заданными свойствами. В обычной жизни ни один тип не хуже, у каждого есть свои вышеуказанные стороны.

Каждый человек – индивидуальность, у каждого – свои способности и задатки, в том числе в двигательной сфере, но, зная тип телосложения, их лучше учесть и правильно использовать в жизни.

Хорошо известно, что одни дети растут и развиваются быстрее, а другие медленнее, и само по себе это ни хорошо, ни плохо. В конечном счете, важно, чтобы каждый ребенок благополучно прошел все жизненные необходимые этапы физического развития и достиг определенного уровня созревания всех систем организма.


^ Всякая дисгармоничность развития является предвестником надвигающегося нездоровья и требует своевременного обращения к врачу.

Конечно, всем родителям хочется, чтобы их ребенок был гармонично развит и во всех тестах был самым успешным в классе. На самом деле так бывает редко, даже если ребенок вполне здоров и прилежно занимается спортом. Так как многое зависит от типа конституции и телосложения, а стало быть, врожденных задатков и способностей. Когда одним нравится и легко дается математика, а других привлекает гуманитарные науки, так же точно обстоит и с двигательными возможностями.

Сейчас появилось тестирование по дугам на пальцах рук, которое безошибочно поможет определить будущего чемпиона (в лабораторных условиях). В самом деле, можно ли ожидать, что «тонкий и звонкий» ребенок проявит огромную силу, а массивный и плотный – быстроту и легкость движений? И если речь идет о сохранении и укреплении здоровья, то и требования (нормативы двигательной подготовленности и оценки) должны соответствовать природным задаткам. При этом двигательно-одаренным детям за пятерку придется, как следует потрудиться, а старательность менее «спортивных» ребят будет вознаграждена хорошей оценкой, поощряющей их трудолюбие.


К.Э. Циолковский говорил: «Я чувствую после прогулок и плавания, что молодею, а главное, что телесными движениями промассировал и освежил свой мозг».


Основы крепкого здоровья, правильного физического развития, высокой и умственной работоспособности закладываются в самом раннем возрасте. Именно это обстоятельство предопределяет неоценимую важность совершенствования форм и методов физического воспитания детей дошкольного и школьного возраста.

Физическое воспитание вместе с тем органически связано со всеми другими направлениями воспитательной работы и служит необходимым базисом для формирования интеллектуального и духовного облика ребенка. Подчеркивая эту тесную взаимосвязь задач физического и духовного воспитания детей, Сухомлинский писал: «Я не боюсь еще и еще раз повторить: забота о здоровье – важнейший труд воспитателя».

В своей работе по физическому воспитанию я использую различные формы, но предпочтение отдаю урокам. Стремясь к повышению эффективности этих занятий, основное внимание сосредотачиваю на решении следующих задач:

  1. Воспитывать у детей интерес к физическим упражнениям.

  2. Обеспечить на каждом уроке решение оздоровительных задач, а также образовательных и воспитательных.

  3. Формировать у детей навыки учебной деятельности, развивать умственные способности и физические качества.

  4. Обеспечить должную физическую нагрузку.

Для осуществления задач физического воспитания учащихся широко использую разнообразные гимнастические снаряды и физкультурные пособия. Это создает благоприятные условия для организации, работы по обучению движений детей. Применение пособий вносит разнообразие в подвижные игры. Позволяет шире использовать различные упражнения, вносить изменения, сохраняя при этом основную структуру упражнения.

Изучение состояния физического воспитания школьников в ряде школ показывает низкую эффективность уроков физической культуры, что связано в основном с недостаточной двигательной активностью учащихся. Не все учителя применяют на занятиях наиболее эффективные методы организации детей, недостаточно используют физкультурное оборудование. Все это отрицательно сказывается на формировании двигательных навыков, не обеспечивает необходимой физической готовности детей к обучению в старших классах.

На уроках используется показ и объяснения, но в связи с увеличением двигательного опыта детей, осознанности движений чаще применяется только объяснение или показ отдельных элементов упражнения в разных положениях (лицом, спиной, боком).

Желательно в течение года привлекать к показу всех детей, заранее подготовив их к этому. Необходимо продолжать учить детей внимательно следить за показом, слушать объяснения, выполнять задания в соответствии с указанием взрослого. На занятии элементы техники движений осваиваются детьми постепенно. Существенную роль в обучении играет оценка качества выполнения движений. У детей следует развивать умение анализировать свои движения, оценивать качество выполнения, замечать ошибки и исправлять их.

Особое место сейчас занимает работа по повышению моторной плотности. С этой целью проводится хронометраж двигательной активности детей, но не на всех занятиях может быть обеспечена моторная плотность. Важно учитывать и общую плотность занятия, т.е. педагогически целесообразное время. Стремясь к повышению моторной плотности, делать это надо не в ущерб воспитанию и обучению

Нельзя занижать требования к качеству выполнения упражнений, упускать из поля зрения оздоровительные задачи.

Обязательно в содержание включать упражнения для формирования осанки и предупреждения плоскостопия.

Чтобы урок был более эффективным, следует сократить время на объяснения, указания, раздачу и сбор инвентаря, лишние перестроения, даже подвижные игры можно проводить объяснение в движении, раздавать инвентарь, показ совмещать с объяснением и т.д.

Основные движения выполнять поточно-групповым и фронтальным методами. Имея большее количество снарядов и расположенных рационально для перехода от одного задания к другому, а также включая в занятие дополнительные задания на скамейках, с мячом и т.д.

Одним из эффективных способов организация является круговой. Такой способ тренировки позволяет привлечь большинство детей к одновременному выполнению движений, что положительно влияет на воспитание нравственных и волевых качеств: самостоятельности, настойчивости, дисциплинированности.


Вызывает интерес у учащихся элемент неожиданности на уроке. Например - кроссворд:









3)

л




е







н




4) г

и

1) м

н

а

с

т

и

к

а




я







а












б

р

у

ч















Отгадать ключевое слово одного из разделов физических упражнений.

  1. Его пинают, а он не плачет.

Его бросают – назад он скачет.

(мяч)



  1. Я стою, стою, стою и

вокруг себя кручу.

(обруч)

  1. Она бывает разная:

воздушная и красная,

а когда я захочу и в косичку заплету

(лента)

музыкальное сопровождение, вынос нового инвентаря или нестандартного оборудования и т.д.

При расстановке оборудования, оправдывает себя «разметка-символ». Используя этот метод расстановки оборудования, мы экономим время. При выполнении обще развивающих упражнений хорошую плотность дает поточное выполнение упражнений без объяснений, лишь по ходу выполнения даешь указания.

В постоянной работе, в поисках нового развивается творчество учителя и ученика.

Например: для выполнения обще развивающих упражнений можно использовать мелкое оборудование как городки, кольцебросы, ракетки бадминтона и т.д.; из массажера для спины сделать дорожку по предупреждению плоскостопия. Для метания – оформить мяч парашютом и т.д.

Вот такие маленькие новинки позволяют увлечь детей занятиями физической культуры. Улучшает эмоциональный настрой детей. Для достижения хороших результатов в физическом воспитании очень важно соблюдение единых требований в школьном учреждении и семье.

В заключение скажу: «Плохо когда сила живет без ума, да не хорошо когда ум без силы».


Особенного внимания к себе требуют классы КРО. Следует иметь в виду, что психологический возраст может не совпадать с хронологическим (паспортным) возрастом отдельного ребенка. У учащихся в этих классах может лежать различная мотивационная направленность в поведении:

  1. спонтанная демонстрация себя;

  2. достижение своих практических целей;

  3. подавление и унижение другого.

И помощь учителя, личностям с отклоняющимся поведением, очень нужна. Работу пытаюсь строить на подготовленности каждого учащегося. Обязателен диалог. Основным методов в обучении является игровой. Чем игра проще, тем лучше. Этот метод включает и круговую тренировку с названиями станций «Сила», «Личный рекорд», «Ловкость». Причем задания даю простые, средние и сложные. Возьмем, например 3-В класс. Со сложными заданиями всегда справляется два учащихся, но один из них в это время неоднократно разденется, оденется, постоит на голове и еще что-нибудь придумает. Реже даю эстафеты, опасаюсь за здоровье выигравшей команды. Предлагаю игры для создания уважительного климата в классе «Мы тебя любим», «Клейкий дождик » и т.д.

Результат игр зависит от присутствующих на уроке и погоды, а также прошедшего выходного дня. Конечно, большую роль в воспитании этих детей играет социальный статус семьи.

Для исправления неполадок в нервной системе предлагаю пользоваться звукотерапией с произношением звука «В», а чтобы активизировать творческие способности, применим, звук «Н». И в заключение предлагаю упражнения, которые можно использовать для двигательных оздоровительных разминок. Необходимо делать их сюжетными, давать названия. Главное в проведении оздоровительных минуток – заинтересованность учащихся в сохранении собственного здоровья.


Итак, подведем итоги:

На уроках ученики бывают организованы в различной деятельности:

  • автор комплекса упражнений;

  • групповод при организации деятельности в основной части;

  • помощник при организации мест занятий;

  • судья при проведении эстафет и игр.


Таким образом, формируется привычка быть в деятельности, в различных ее видах, что развивает коммуникативную, организаторскую двигательную компетентность учеников. Очень важно, в каком настроении дети начали урок. Большое значение имеет проведение рефлексии на уроке, так как, анализируя свои действия, ученики понимают, чему им надо учиться на следующем занятии.

Следует создать качественно новую, всеобъемлющую образовательную форму двигательной активности учащихся, основанную на эффективном синтезе физического воспитания в школе и спортивной подготовки.

Задачей преподавания образовательной области «Физическая культура» является формирование физкультурного сознания личности. С позиций педагогики и физкультурно – образовательной деятельности именно через подструктуру представлений в наибольшей степени формируется психологическая включенность в мир физической культуры, которая является частью общей культуры человечества.

В современном обществе востребован здоровый, социально адаптированный и активный человек. Во многом это зависит от образа жизни, здоровый стиль которого должен формироваться постоянно и в том числе, во время занятий физической культурой.


^ Использованная литература:


Заостровцева М.Н., Перешеина Н.В. «Агрессивное поведение : коррекция поведения» – М. ТЦ Сфера, 2006 г.


Родионов В.А. «Сопряженное развитие младших школьников на уроках физической культуры» – М.:

Педагогический университет «Первое сентября», 2006 г.


Зайцева В.А. «Зачем учиться физкультуре» – М. Вентана Графф, 2002 г.


Дереклеева Н.И. «Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья: 1 –5 классы», М.: ВАКО, 2007 г.


Из опыта преподавания физической культуры в образовательных учреждениях – г.Красноярск, Академ-городок, 03.07.2006 г




Похожие:

Плохо, когда сила живет без ума iconКак приобрести хорошее зрение без очков
Напряженное зрение подрывает у глаза 90% его нервной силы. Когда посредством расслабления эта нервная сила восстанавливается до нормального...
Плохо, когда сила живет без ума iconУрок №1 /15. Тема урока: Сила как характеристика взаимодействия. Динамометр. Ньютон единица измерения силы. Цели урока
Сформировать понятие силы как количественной характеристики действия одного тела на другое. Познакомить с основными видами сил: сила...
Плохо, когда сила живет без ума iconТы прости меня родная, что творю, я сам не знаю, Просто очень плохо без тебя

Плохо, когда сила живет без ума icon"Любовь самая зыбкая разновидность счастья"
Понимаете, у людей настроение такое весеннее, хочется радости, любви… но ведь именно весной, когда столько праздников, намного больше...
Плохо, когда сила живет без ума iconНевыносимо больно, когда родители хоронят детей, а собаки переживают своих хозяев
Алла долго и тяжело болела. Последние три недели, когда стало совсем плохо, мы каждый день ждали звонка из Волгограда. Звонить самим...
Плохо, когда сила живет без ума iconОсташков юрий Алексеевич
Героя. Журналист рыбацкой газеты пишет: «На просоленного и обветренного морячину Осташков не похож. Он интеллигентен обликом, манерами,...
Плохо, когда сила живет без ума iconНаблюдение: Аммиак (хорошо,плохо) плохо)
Исследуйте, используя фенолфталеин, среду водного раствора аммиака (см опыт 3 в учебнике)
Плохо, когда сила живет без ума iconМероприятий
Акция по оказанию помощи ветеранам ВОВ и труда, пожилым и одиноким людям «Ветеран живет рядом», «Дом без одиночества»
Плохо, когда сила живет без ума iconРешение квадратных уравнений 8 класс Пословицы. Набирайся ума в ученье, храбрости в сраженье. Без муки нет науки
Если а±в +с≠0, то можно устно решить другое уравнение: х2 + вх + ас = 0 и его корни разделить на а
Плохо, когда сила живет без ума iconОт редактора уважаемые читатели
И освещать так, чтобы своим словом не ранить тех, кому и без того плохо, сообщить то, то не запрещено законом, не создав дополнительных...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов