Христианин должен уметь делать выбор ” icon

Христианин должен уметь делать выбор ”



НазваниеХристианин должен уметь делать выбор ”
Дата конвертации27.08.2012
Размер97.87 Kb.
ТипРассказ

Христианин должен уметь делать выбор...”


[•] Известный ученый, православный богослов диакон Андрей Кураев рассказывает “Православному Mipy” о значении проповеди и роли Церкви в мире XXI века


- Отец Андрей, можно ли ва­ши пользующиеся огром­ным успехом лекции о Правосла­вии назвать проповедью?

– Это проповедь в широком, апостольском смысле этого слова. Проповедь не как часть литургического искусства и составная часть богослужения, а проповедь как весть людям, весть о самом главном. Тезис, который я хочу людям пояснить, очень прост: пространство Церкви – это про­странство жизни, пространство человека. Современному челове­ку можно войти в пространство Церкви и не потеряться, не сте­реться. Здесь есть чем дышать, есть куда расти, есть повод для мысли, есть повод для чувства, становления. Это я пробую пояс­нить людям. В чем отличие от традиционного жанра проповеди? Я сознательно не разрешаю себе использовать никаких императи­вов, повелительное наклонение, считаю, надо исключить из обще­ния с современной аудиторией. В храме – да, там ясно расписаны роли: я стою на амвоне как проповедник, прихожане – ниже меня на ступеньку и заранее согласны с тем, что я скажу. Но подобная ин­тонация проповеди за пределами храма неуместна. В этом, навер­ное, отличие богословия от фило­софии. Философия появляется там, где возникает культура поле­мики, когда человек говорит и за­ранее знает, что с ним могут не со­гласиться. То есть одно дело – я говорю от Бога и заранее знаю, что вы должны меня послушать, иначе воспоследует небесная страшная кара, другое – если я знаю, что каждое мое слово может быть оспорено. Я должен аргументировать. Вот там, где появля­ется эта культура диалога, аргументации, там рождается филосо­фия. Вот в этом смысле мои про­поведи, независимо от тематики, в большей степени являются философскими, нежели собственно богословскими. Когда я говорю, то стараюсь слушать, что говорю, как человек, заведомо со мной несогласный. Говорю не для того, чтобы нечто свое выговорить, и не для того, чтобы стяжать аплодис­менты заранее согласной со мной части аудитории, а чтобы попро­бовать объяснить. Кое-что я ста­раюсь доказывать, что нельзя до­казывать – стараюсь объяснить. Объяснить с такой точки зрения: в мире Православия или какой-нибудь другой религии, если я о ней говорю, есть собственная вну­тренняя логика. В религии нет ничего бессмысленного. Для ре­ального носителя живой тради­ции каждая подробность его жиз­ни, верования, обрядов осмысле­на. Задача исследователя – по­пробовать понять, в чем смысл всех деталей, и перевести на язык, понятный людям, живущим в сто­роне от этой традиции. Я пробую это делать от имени Православия. И в данном смысле – да, это мо­жет быть не вполне проповедь на уроках в семинариях. Я не хочу возвышаться над аудиторией по той простой причине, что если по­пробую встать в позу памятника себе самому, я тем самым этих людей заведомо потеряю.
Я на са­мом деле говорю на их языке, я та­кой же, как они. Но при этом так получилось, что у меня есть не­что, что могло бы обогатить и мир других людей. Мы смотрим, ска­жем, на одну и ту же книгу, будь то "Властелин колец" или "Тита­ник"... Но со своей точки зрения я могу увидеть там такие вещи, ко­торые для вас, быть может, оста­нутся непонятными и незаметны­ми. Хотите, я поясню, тогда ваше восприятие мира станет более стереоскопичным, более богатым.


- И все же цель проповедей, лекций на тему богословия связана с тем, что хочется пока­зать людям путь в храм? Ваша проповедь призывает все-таки к тому, чтобы человек сначала на­учился читать ваши книги, а по­том приблизился к изучению Священного Писания и в конеч­ном итоге стал православным христианином...

– Привести в храм, непосредст­венно к живой вере, к соучастию в церковной жизни может только Господь, а не чья-то проповедь. Поэтому я не хочу узурпировать Божественные права и мнить себя исполняющим роль Господа-Промыслителя. Такой цели не ставлю. Моя задача проще: рассказать о Православии так, чтобы потом на фоне моего рассказа сектантские проповеди показались безвкусными. Задача-минимум – ограничить людей в некотором смысле, чтобы человек не покупался на сектантские агитки и брошюрки, как бы красиво они ни были изданы. Чтобы он понимал: это не то в сравнении с Правосла­вием, это примитив, это лужица по сравнению с океаном право­славной культуры, мысли и тра­диции. Это первая задача, то есть, как ни странно, первая задача мо­ей богословской философской проповеди – сохранение светско­го статуса человека, к которому я обращаюсь. А в целом считаю, что сегодня важнейшая задача и бого­словия, и проповеди – это возве­щение техники религиозной безо­пасности, и, вообще, есть такая точка, в которой задача Церкви оказывается сродни задаче поли­ции – сужать кругозор человека, чтобы опыт изнасилования не был знаком каждой женщине, чтобы опыт грабежа квартиры не был знаком каждой семье. В фильме "Джентльмены удачи" был персонаж, который стоял на стреме и предупреждал прохо­жих: "Эй, гражданин, туда не ходи – сюда ходи, там снег на башка упадет, больно будет". Мне ка­жется, это задача церковной про­поведи в такие времена, как наши. Минимальная задача церковной проповеди – сделать так, чтобы опыт духовного насилия был незнаком человеку, чтобы опыт сектантского опустошения, набе­га не был знаком каждому духу. Вторая задача более высокая. По­родить в человеке ощущение того, что что-то там есть – имеется в виду в мире Православия. Не про­сто показать пальцем на небеса, это сегодня уже банальный жест: "Что-то там есть, но не будем об этом спорить". Нет, не о небесах речь идет, а о Православии как та­ковом. И человек скажет: нет, сей­час я не пойду в монахи или еще что-то. Но пройдут годы, может 10, 30, 40 лет – и этот человек на каком-то повороте своей судьбы вдруг скажет: подожди, открыва­лась же передо мной какая-то дверь в другой мир, мир Церкви, мир Православия, я помню те ощущения... Конечно, он забудет, что я сказал ему на лекциях, но почувствует, что в Православии есть что-то живое, интересное, глубокое, не в моих лекциях – в Православии. Это ощущение, на­деюсь, у него останется, и тогда он сможет переступить церковный порог. И, кстати, я знаю жизненные подтверждения этой ситуа­ции Например, приезжаю в ка­кой-нибудь город, ко мне подхо­дят люди и говорят "Отец Андрей, мы так рады вас видеть, спасибо большое. Вы знаете, мы вчера с дочерью крестились. 15 лет назад мы приезжали в Троице-Сергиеву лавру, и вы проводили экскурсию для нашей группы. Я тогда вам задавала вопросы и спо­рила с вами. Вы, наверное, не по­мните этого, а вот мы потом очень долго думали и, в конце концов, на прошлой неделе крестились". Так что надо просто, как с зернышком: пока оно взойдет, необ­ходимо уметь ждать. Это вторая задача проповеди. И третья зада­ча – я бы ее выразил так: извест­но, что образование – это то, что остается в человеке после того, как он забыл, что ему рассказыва­ли в университете. Семинары, лекции – все забывается, остает­ся умение думать, искать инфор­мацию, остается вкус. Просто по­ставленный вкус. Как, к примеру, правильно поставленный голос у человека, так бывает и правильно поставленная душа. И Правосла­вие – это, в значительной степе­ни, дело вкуса. Так как даже под видом православных изданий со­здается очень много безвкусного. Чтобы человек не растерялся в церковной жизни, очень важно, чтобы у него был вкус правильно воспитан. И я надеюсь, что, по крайней мере, мои книги содер­жат в себе ссылки и, быть может, презентуют самые красивые стра­ницы книг православной тради­ции. Входя в них, идя по этой си­стеме ссылок, как в Интернете – с одного сайта на другой, находишь ссылку. Я все время указываю ис­точник, откуда что-то беру, и дальше человек обязательно оста­новится. Понравилась тебе мысль Феофана Затворника – возьми и сам почитай его, тебе понравили­сь удивительные слова отца Алек­сандра Ельчанинова – возьми его дневники и прочти и т. д. И, таким образом, надеюсь, что у людей бу­дет воспитываться правильно по­ставленная душа, которая затем убережет от катастрофы на пути религиозного становления.


^ Как вы оцениваете современное состояние Церкви? Каковы перспективы ее разви­тия в XXI веке?

– Идет несомненный рост Церкви. Но при количественном росте происходят и некоторые замечательные качественные обре­тения. Самое главное, что мне до­роже очень многого в Церкви, – при нынешних разговорах о моде на Православие такая мода может быть у 50-летних политиков, а у ребятишек, которые идут в монас­тыри и семинарии, не может быть моды. Это всегда жертва. Это ре­шение радикально изменить свою судьбу и повергнуть себя к стопам Христа. Это не мода. И таких при­званий тысячи и тысячи, их очень много. Вот это радует. Так что церковная жизнь становится раз­нообразной, хотя в этом есть и минусы. С одной стороны, пест­рота греха мирской суетливости вторгается в церковную жизнь, но с другой – появляется пестрота человеческих характеров. И меня очень радует, что последнее время в разных городах появляются ба­тюшки, которые решили оконча­тельно не разрывать с миром сво­их доцерковных увлечений и про­фессий. Мне это очень нравится. Скажем, в Вятке есть батюшка, который возглавил местный клуб мотоциклистов. Это замечатель­ная миссионерская работа. В Ан­гарске я познакомился с батюш­кой, высокий такой, 2 на 2, шкаф, он руководит кружком восточных единоборств. Это замечательно. Ведь президенту можно с япон­ской девочкой на татами бороться, почему же батюшке нельзя ре­бят обучать умению контролиро­вать не только свое тело, но и ду­шу. Там своя философия, а если она еще и ориентирована христи­ански, так это очень хорошо. Есть священники, которые были до прихода в Церковь художниками. И они обращаются к художест­венному творчеству, уже став свя­щенниками. Есть священники, которые играют на гитаре. Не учатся, не идут на курсы по обуче­нию игре на гитаре – они пели и писали стихи до этого времени, делают это и сейчас. Как-то в Ир­кутской области был вечер перед отъездом, наутро я должен был улетать, собрались местные ба­тюшки. Были дивные посиделки, и все потому, что батюшки оказа­лись бывшими неформалами. Были когда-то хиппи, романтика, они с гитарами пришли, пели старые песни. А я давно заметил, что одна и та же песня из уст профессионала или светского человека звучит совершенно иначе, чем когда ее исполняет церковный че­ловек – верующий или монах, се­минарист или священник. Знако­мые песни звучали как-то особен­но, а одна песня меня потрясла. К сожалению, батюшка не знал, кто ее автор, но там были такие уди­вительные строчки: "Уходят лю­ди – каждый в свой черед, всей жизни суть в простом вопросе этом, кого Господь к ответу при­зовет, кого утешит Сам своим ответом". Или, скажем, недавно, где-то год назад, в Макеевке зна­комлюсь с одним батюшкой (до прихода в Церковь он был рок-музыкантом), которой подарил мне сборник своих стихов. Это были и юношеские стихи, и стихи переходного возраста от неверия к вере, были и зрелые церковные произведения. Мне очень запало в душу именно переходное стихо­творение: "Если меня разложить на молекулы – что ж, стану моле­кулой, а если меня разобрать на атомы – что ж, буду атомом. Скучно". Так что жизнь Церкви очень разнообразна, и я очень рад, что здесь есть разные люди.


Что бы вы могли сказать нашим читателям: как они должны себя вести в обыденной жизни, на работе, именно как православные? Насколько сов­мещаются нынешняя жизнь и православные начала?

– Первая заповедь работы хри­стианина в светском учреждении – не выставляться напоказ. То есть не надо всем своим видом по­казывать, что я, мол, такая-раста­кая, и юбка ниже пяток. Так что смотрите осторожно, я такая ду­ховная и по праздникам на работу не хожу, и прожужжу всем уши, что вот это плохо, это плохо, и го­роскопы ни-ни и т. д. Если будет такая подчеркнутая отделенность, то это не пойдет на пользу душе этого человека – он будет пребывать все время в состоянии раздраженности. Это нехорошо – язву заработает и в душе, и в же­лудке, и людям тоже пользы не будет, у них только чувство раз­дражения будет расти и в адрес этого человека, и в адрес Право­славной Церкви, от имени кото­рой он говорит. Второе – это быть профессионалом. Быть хорошим профессионалом – считаю самым важным в жизни современных православных мирян. Работать так, чтобы за свою работу не было стыдно. Качественно работать. А если люди будут видеть, что ты прекрасный специалист, что ты работаешь добросовестно и каче­ственно, то тогда если ты между делом что-то скажешь о совести и вере, то к этому отнесутся уже по-другому, чем если ты будешь ра­ботать спустя рукава и при этом всех грузить проповедью. Что же касается третьей заповеди – не считайте себя спасителями. Не считайте своим долгом обличать всякую неправду. На эту тему не­мало в художественной литерату­ре сюжетов, например, как прав­доискатель в конце концов всех "доводит до ручки". Не стоит ду­мать, что твои обязанности – де­лать выговоры и замечать, что что-то не то сделала уборщица или начальник, у кого там какая жизненная неправда и прочее. Не надо себя записывать в цензоры и руководители Вселенной. А что касается ситуации нравственных коллизий, то если тебе предлага­ют идти против заповедей и про­тив совести ради карьерного и профессионального успеха, то христианин должен уметь сделать выбор.


^ И мы всегда стоим перед вы­бором...

– Мы совсем не каждый раз стоим перед выбором. Человек очень редко делает выбор. Можно прожить многие годы, ничего не выбирая на самом деле, а испол­няя какие-то роли: от роли отца и сотрудника на работе до роли пас­сажира в метро... Выбор – это очень редкое событие.


^ Многие думают: сейчас нам не до Церкви, заботы, семья, вечные хлопоты... Мы отложим это "на потом"...

  • Эти люди сами себя обворо­вывают. Потому что у каждого возраста свое переживание веры, и старческое переживание веры уже совсем другое, чем у зрелого человека или молодого, подростка, ребенка. Чем моложе человек, тем радостнее его переживание веры, чем он старее, тем это переживание печальнее. Это не­кий костыль, груз, который он не­сет, это уже не крылья. Скажем, вы идете по незнакомому городу, и перед вами незнакомая улица. Для молодого человека это вызов – интересно пойти посмотреть, что там. А для пожилого человека – опасность: что еще может быть, обойти бы стороной. Вот разные переживания молодого и преста­релого человека. И если вы откла­дываете обретение веры до старо­сти, то рискуете, во-первых, вооб­ще ее не найти, а во-вторых, у вас будет "однокрасочное" пережива­ние веры, вы обедняете свой мир, не говоря уже о мире своих детей.


^ Сейчас большинство людей считают себя верующими, но далеко не все ходят в храмы, живут жизнью Церкви...

– Прежде всего, не следует об­манывать себя медитациями на тему "у меня Бог в моем сердце". Если бы эти слова сказал Сера­фим Саровский, чей год сейчас отмечает вся Православная Церковь, который тысячу дней и но­чей провел в молитве, это было бы естественным свидетельством о плоде его духовного подвига. А когда это говорит домохозяйка, которая о религии знает лишь из трех бульварных гороскопов, про­читанных в какой-то газете, то я спрашиваю: "Простите, как Он туда попал?". Бог – это не пле­сень, которая может завестись са­ма собой от недогляда, Его надо пригласить. Поэтому давайте не тешить себя иллюзиями, что, дескать, у вас есть все, и вы Бога на­шли – это не так. Максимум, что у вас есть – это смутная память об идее Бога, не более того. С Бо­гом вы еще не встречались, Ему всерьез не молились. Очень важ­но, когда человек понимает, что чего-то в его жизни не хватает, тогда-то он и способен в непогоду выйти из дома и пойти за тем, что ему нужно. Значит, важно осо­знать свою нужду. Осознать, что этого нет, почувствовать голод. Тогда и сбудутся слова Еванге­лия: "Блаженны алчущие и жаж­дущие правды, ибо они насытят­ся".


Беседовал Александр Акулов


(“Православный MipЪ” - международный православный вестник, выпуск №9, газета “Кiевскiй Телеграфъ” от 19-25 мая 2003г.)








Похожие:

Христианин должен уметь делать выбор ” iconОснова христианства
Бог есть любовь, и верующий во Христа должен быть подобен Ему, Он должен иметь Христа в своем сердце. Итак, тот, кто не любит, не...
Христианин должен уметь делать выбор ” iconПрактическая Гомилетика протоиерея Иоанна Толмачева
Христианин должен не только сердцем веровать в Иисуса Христа, но и исповедывать Его устами перед людьми
Христианин должен уметь делать выбор ” iconПлан-конспект урока по теме
Уметь на основе наблюдений и измерений делать выводы и выдвигать гипотезы о связи физических величин
Христианин должен уметь делать выбор ” iconУчебно – методическая разработка Учителя биологии моу «сош №1»
Уметь находить и называть отделы скелета на таблицах, рисунках, делать биологические рисунки
Христианин должен уметь делать выбор ” iconЗа советом к логопеду Периоды речевого развития ребенка Что и когда должен научиться говорить ваш малыш
Также приходят письма с просьбами рассказать о развитии речи в онтогенезе, рассказать, когда и какие звуки должен уметь произносить...
Христианин должен уметь делать выбор ” iconБыть готовым к школе уже сегодня
Давайте попробуем разобраться, что должен уметь ребёнок, чтобы он был готов к школе
Христианин должен уметь делать выбор ” iconКак развлечь себя на экзаменах
Если вы ничего не знаете, завалите экзамен со вкусом! Провалить экзамен что может быть смешней! Но надо уметь это делать. Вот несколько...
Христианин должен уметь делать выбор ” iconСпособствовать личностному росту учащихся
Совершенно недостаточно знать школьную программу и иметь возможность формально донести ее до ученика. Нужно уметь это делать применительно...
Христианин должен уметь делать выбор ” iconМетодические указания и пример выполнения задания 2
Для выполнения контрольной работы студент должен уметь работать со специальными математическими функциями: умножение матриц, обращение...
Христианин должен уметь делать выбор ” iconЧто должен делать каждый из братства Обязанности Конунга
Принятие/отклонение реформ, проводимых Советом Лендрманов, а также проведение собственных реформ при согласии Высшего Совета
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов