Ильмира Болотян icon

Ильмира Болотян



НазваниеИльмира Болотян
Дата конвертации27.08.2012
Размер169.01 Kb.
ТипДокументы

OLAZARENIE


Ильмира Болотян.


Модная секта


В наше время достаточно много пишут о таком явлении как сектантство. Деятельность различных сект и нетрадиционных религиозных движений особенно пышно расцветает в крупных городах, не встречая со стороны властей и церкви никаких видимых препятствий. Нормой для современного общества являются не заповеди Божии, а рационалистически внедрённая в сознание идея (например, права человека), либо воплощение этой идеи (примером могут послужить права сексуальных меньшинств и такое явление как политическая корректность).1 «Декларация прав человека» (принята в 1948 году) признаёт право каждого человека на свободу, в том числе и религиозную, такой же позиции придерживается и Церковь. Однако, с другой стороны, Церковь точно определяет своё отрицательное отношение к сектам, поскольку их деятельность нарушает права человека, превращая его в раба.

Известно, что в секту вступают прежде всего люди, либо совершенно не имеющие представления о религии, либо недовольные своей традиционной религией (при этом, как правило, имеющие ложные представления об этой религии). Потенциальные сектанты в своих поисках истины мечтают прежде всего о дружественной обстановке общины, где бы их все понимали и любили, о срочной помощи в решении всех внешних и внутренних проблем. Легко заметить, что все эти мечты сосредоточены исключительно на эгоистичном «Я». Часто новичков околдовывает так называемая харизма лидера секты. Сектанты зачастую обожают (в значении «обожествляют») своего руководителя. Секты могут иметь тайный характер с постепенным введением кандидата в общину, могут разработать свою символику, атрибутику, что особенно привлекает молодых людей. Лидеры сект используют запрещённые психологические приёмы для привлечения в секту новичков и дальнейшего их удержания в ней. Любая секта деструктивно действует и на традиционную религию, от которой произошла, и на человека, который принимает участие в её деятельности, и на его окружение.

Всё вышесказанное представляется очевидным. Исследования о различных сектах доступны широкому кругу читателей, но, несмотря на это, редко случается так, чтобы секта осталась без своих последователей. Исключением можно считать секты, руководители которых были разоблачены средствами массовой информации и арестованы за совершение противозаконных действий.

Достаточно будет одной прогулки по центральным улицам столицы, чтобы встретить тех или иных сектантов. Кришнаит предложит вам купить у него книгу и посетить вегетарианское кафе. Мормон спросит вас, веруете ли вы в Иисуса Христа и не хотите ли вы поговорить о Боге за чашечкой чая. Робкая девушка проявит интерес к тому, как вы относитесь к половой жизни до брака и не хотите ли вы найти себе целомудренного мужа.
Кто-то предложит посетить медитацию, кто-то заманит бесплатным билетом на фильм, чтобы затем уговорить прийти на лекцию, и т.д. и т.п. Для привлечения в свои ряды все средства хороши, однако редко какой-либо секте удаётся привлечь к себе современных подростков, поколению, выращенному на клипах MTV, Покемонах и Телепузиках. Любое упоминание о Боге может вспугнуть подростка. С ним об Этом никто не разговаривал. Он ничего или практически ничего (может у него в школе преподаются «Основы православия»?) не знает об Этом, и кому-то выгодно, чтобы и не узнал никогда. И вот здесь появляются: культ вещей, культ спорта (особенно экстремальных его видов), культ развлечений, отдельно можно даже выделить культ пива (так широко не рекламируют ни один продукт), кумиры-музыканты, актёры и др., Гарри Потеры, толкиенисты, панки, скинхеды, компьютерные игры, растафарианство… Список бесконечен.

Подробнее здесь мы остановимся на растафарианстве, ещё одной «новой религии» современного нам поколения.

Прежде всего, хотелось бы вспомнить о самом распространённом развлечении нашего времени, о том, чем мы наполняем наше свободное время, – о телевидении. Телевидение, наряду с другими средствами массовой информации, в основном, предлагает человеку так называемую массовую культуру, т.е. обезличенную, низкого качества продукцию для широкого потребления. Одинаковые песни, одинаковая одежда, одинаковые продукты питания, всё как у всех… Естественным в человеке, а тем более в подростке, является протест против «обезличивания», подведения всех к одному, среднему знаменателю. Подобный протест, чаще всего, направлен на какие-либо внешние явления и проявления, поскольку воздействовать на внутреннее всегда сложнее. Чаще всего, людям творческим и в то же время утомлённым однообразием, ничего другого не остаётся, кроме как отвергнуть надоевший им тип культуры и обратиться к контркультуре.

Растафарианство в культурологическом плане и есть контркультура (т.е. противопоставленная общепринятым культурным установкам), и одновременно субкультура (т.е. обладающая устойчивыми совокупностями норм, ритуалов, особенностей внешнего вида, языка (слэнга) и художественного творчества (как правило, любительского), характерных для отдельных групп со специфическим образом жизни, которые осознают и, как правило, культивируют свою обособленность).2 Существуют субкультуры криминальные, гомосексуальные, наркоманов и др. «Суб» (латинское) – «под» - указывает на несамостоятельность, второстепенность и второсортность субкультуры по отношению к традиционной.

Совсем недавно только знающие люди могли бы объяснить, что растаман – это курящий марихуану (следовательно, имеющий какое-то отношение к преступному миру) бездельник, слушающий исключительно регги, поклоняющийся Бобу Марли и какому-то богу Джа, презирающий общественно-полезный труд и любые проявления цивилизации, обросший, со странной причёской человек, чем-то напоминающий стандартного хиппи 70-х годов. Одним словом, растаманы как раз-таки и принадлежат к некой своей, обособленной контркультуре. Однако не стоит удивляться, когда вдруг общепризнанный «гуру русского рока» объявляет, что он, дескать, всегда был растаманом, только скрывался, когда вдруг малыш Децл, несколько лет назад активно пропагандирующий хип-хоп культуру, вдруг обрастает той самой странной причёской и заявляет, что в жизни он следует исключительно заветам великого Джа, и когда вдруг успевающий режиссёр среднего возраста серьёзно утверждает, что он растаман и его мечта – купить катер и заниматься контрабандой наркотиков, курсируя между Кубой и Ямайкой. Тем временем на улицах всё чаще можно встретить загадочных людей в ярких 3-х цветных (соответствующих цветам эфиопского флага: красный, жёлтый, зелёный) беретах и одеждах, украшенных листочками марихуаны.

Растафарианство выходит из подполья и становится модным. Быть в чём-то преступным и противопоставить себя обществу – в этом привлекательность данного движения. Естественно, последователи движения перенимают в основном только внешние атрибуты субкультуры, но что кроется за яркой, привлекающей упаковкой? Не стоит думать, что растафарианство сводится исключительно к внешним атрибутам и курению «травки». Многим новоявленным растаманам полезно было бы знать откуда, когда и как появилось это движение, и что оно из себя представляет.


История.3

Растафарианство (другие названия – растафаризм, растафари, раста) зародилось в 30-е гг. на Ямайке, густо заселённой потомками чернокожих рабов, завезённых в своё время из Африки. В то время свобода для чернокожих существовала лишь на бумаге, и Ямайка по-прежнему оставалась британской колонией. Указать на какой-то один исток возникновения культуры «раста» невозможно, т.к. растафарианство сложилось из смеси афро-христианских и языческих культов различных сект, существовавших в то время на Ямайке и ожидавших скорого прихода Мессии, способного избавить черную расу от гнёта белых и несправедливости. Интересен также тот факт, что изначально растафари называли свою церковь православной, не желая быть причисленными к католикам.

В то время как на другой стороне материка зарождался белый национализм, на чудо–острове ходила по рукам пропагандистская литература черного национализма, в популярной форме рассказывавшая о том, что именно чёрная раса создала всю мировую цивилизацию, а хищные европейцы коварно поработили африканцев, приписав себе все величайшие достижения чёрной расы и фальсифицировав реальные исторические факты. То и дело на Ямайке появлялись новые пророки, самым влиятельным из которых был Маркус Мосайя Гарви. Гарви являлся лидером основанной им Всемирной ассоциации негритянского развития и активно проповедовал идею о том, что даже Христос, не говоря уже о других мудрецах всемирной истории, был чернокожим. Пророк предсказывал, что на Востоке скоро появится Великий царь, призванный избавить африканский народ от власти эксплуататоров. Когда принц (рас) Тафари Макконен был коронован императором Эфиопии и получил при этом имя Хайле Селласие I (т.е. «Власть Троицы») и титул эфиопской Соломоновой династии (предполагалось, что династия императора происходила от царя Соломона и царицы Савской), многие сочли пророчество Маркуса Гарви сбывшимся. Собственно говоря, именно это событие послужило толчком в развитии движения раста. В сложившейся на Ямайке ситуации естественным было возникновении идеи о репатриации – возвращении чернокожих на историческую родину. Не обошлось и без мошенничества. «Пророки» торговали недорогими пропусками и билетами а Африку, уверяя, что за всеми желающими скоро приплывут корабли, но никто из желающих кораблей так и не дождался.

Вера растафарианцев сводилась к следующим основным положениям:

  • Хайле Селассие I – живой бог, воплощённый спаситель, избавитель чёрной расы;

  • Чернокожие – это эфиопы в изгнании, избранный народ;

  • Небо и рай – это обман белых, на самом деле рай чёрного человека – на земле, это Африка.

Растаманы также были уверены в том, что белые исказили Библию, приписав себе все подвиги и достижения, и утаили самые важные фрагменты из неё, поэтому было предпринято несколько попыток «восстановить» текст Священного Писания. Одной из таких попыток является Holy Piby – оккультная Библия, которая использовалась растафарианцами в качестве источника литургических текстов.

Для проникновения в суть вещей и событий, понимания смысла Писания и воли бога, которого растаманы называют Джа (искажённое JAНVEH, т.е. Яхве – старозаветное имя Бога), рекомендуется ритуальное курение растения ганджа (марихуана, хэш, индийская конопля, каннабис, сансемилья, кайя, на сленге – «травка», «план», в простонародье – мариванна, существуют и др. названия). Растаманы считают, что данное растение выросло на могиле царя Соломона, а, следовательно, является травой мудрости и средством в духовном самосовершенствовании. Растаманы всегда боролись и борются за легализацию марихуаны, утверждая, что сам Джа разрешает употребление «травы» в Книге книг: «И сказал Бог; вот Я дал вам всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя, - вам сие будет в пищу». (Бытие. Глава 1. стих 29).

Растаманы часто собирались для того, чтобы вместе обсуждать и интерпретировать тексты Библии и послания пророков. Дискуссии сопровождались музыкой, пением, боем в барабаны и курением марихуаны. Впоследствии из песнопений ритуальных гимнов родилось регги.

Многие растаманы жили и живут в общинах, в джунглях, в лагерях, руководимых старейшинами. У разных общин – разные запреты и особенности, сложившиеся из африканских табу или имевшие источник в Ветхом завете. Например, растаманам следует придерживаться диеты ital, т.е. быть строгими вегетарианцами, не курить табак, не пить спиртное, не носить вещи с чужого плеча, не играть в азартные игры, не касаться мертвых и т.п. Характерной деталью внешнего облика растаманов стала их необычная причёска – длинные волосы, образующие локоны, скрученные в косицы. Цивилизованных горожан подобная причёска в то время могла только шокировать, поэтому и окрестили её dreadlocks («дрэдлокс» - «ужасные патлы»). В основном, дреды носили люди, давшие обет назорейства, предписывающим им не стричься и не бриться: «Во все дни обета назорейства его бритва не должна касаться головы его; до исполнения дней, на которые он посвятил себя в назореи Господу, свят он: должен растить волосы на голове своей» (Чис.6:5). Кроме того, растаманы считают, что длинные волосы дают им силы, помогают познать волю Джа и делают их похожими на львов (лев, как известно, считается символом силы, власти, а в растафарианстве – символом Хайле Селассие I и его могущества).

Одна из основных заповедей христианства: «Любите врагов ваших» (Матф.5:44) - не находит отклика у растаманов. Их враг – Вавилон, то есть современная цивилизация, построенная по принципу «купи – продай». Оппозиционно настроенные раста участвовали в забастовках, митингах и восстаниях, хотя большая часть растаманов стремиться просто «уйти» из Вавилона и не пользоваться его благами.

Существенно отличается от других вероисповеданий отношение раста к проповедям. Растаман никогда не схватит вас за шиворот и не спросит: «Верите ли вы, что Христос ваш Спаситель и т.д.». Согласно вере растафарианства, человек должен сначала иметь желание постичь истину, и на это должна быть воля Джа. Никто не будет просить или принуждать вас стать растаманом. По вышеуказанной причине у растаманов никогда не было и нет специального ритуала посвящения в ряды новообращенных. Несмотря на это, число растаманов с каждым годом росло и растет, причем на удивление социологов и культурологов, пополняли ряды новичков в основном белые. Причины данного факта, в общем, очевидны.

Созданная растаманами музыка регги приобрела огромную популярность среди молодёжи и образовала особую субкультуру, ставящую во главу угла культуру африканцев.

Распространение регги приходится на 70-е годы, тогда же началась мода на этническую музыку. Именно регги превратило растафарианство в популярное движение. Конечно, этому явлению сильно способствовало творчество Боба Марли, принадлежащего к религиозной секте Двенадцати Колен Израиля и представляющего собой своеобразный архетип растамана. Песни регги – своеобразные проповеди религии раста, они призывают «освободиться» от рабства в сознании, «вернуться к корням», «уйти из Вавилона в страну предков», «почистить мозги». Подобные призывы не могли оставить равнодушными американских хиппи, которые, так же как и растаманы отказывались от европейской культуры и приобщались к непопулярным до этого культурам других народов.

Цвет кожи перестал быть определяющим, миролюбивые чернокожие раста принимали в свои ряды «детей цветов» и прочих почитателей регги, хотя естественным образом получалось так, что белая молодёжь более всего воспринимала стиль (т.е. музыку, жаргон, внешние атрибуты, понятия и символы), чем само содержание растафаризма.

Вместе с модой на регги пришла мода и на марихуану. Легализация этого наркотика в Голландии произошла по причине его слишком широкого распространения среди населения. В так называемых «кофи-шопах» разрешено продавать разовые дозы марихуаны. Каждый растаман в глубине дущи мечтает посетить Нидерланды, дабы в полной мере насладиться свободным употреблением «благословенной травы».

Нельзя исключать и обратный процесс, когда много лет курившие и ничего не знавшие о растафарианстве люди тут же провозглашали себя растаманами, узнав, что якобы в самой Библии содержится призыв к употреблению марихуаны. Хорошо иллюстрирует этот процесс высказывание «короля русского регги» Моралеса Г. (группа «Джа Дивижн»): «Поскольку в России наконец-то победила гласность, всё больше информации о расте будет просачиваться к нам. Люди смогут посмотреть на свои ценности и сочтут запросто, что они - раста. Есть такая концепция, что человек живёт-живёт и не знает, что он - раста.

А потом ему везёт, он узнаёт, что он раста, и может легче получить от жизни то, что хочет. Великий растаман, король реггей Боб Марли узнал о том, что он - раста, сравнительно поздно. Он прожил короткую жизнь, но такую!»4 (Думаем, здесь не лишним будет отметить тот факт, что Боб Марли умер в возрасте 36 лет от злокачественной опухоли мозга).

Пополнение в ряды растафарианцев происходило не только засчёт хиппи и ценителей регги, но и с самого дна, засчёт уличных правонарушителей, хулиганов, представителей преступного мира.

Людей творческих привлекала в растафарианстве идея всеобщей гениальности и возможность свободно увлекаться и заниматься любыми ремеслами и видами искусства, поощрявшимися в общинах раста. Существуют поэзия, литература, фольклор, живопись, графика, скульптура раста, причём в каждой стране эти виды искусства имеют свои национальные особенности. Исполнение песен регги, в общем, доступно и по силам каждому, поэтому число регги-групп с каждым годом только увеличивается. Кроме того, считается, что употребление марихуаны и последующее «общение с Джа» стимулируют творческую деятельность, воображение, открывают нечто новое, дают человеку свободу, так необходимую в искусстве. Появившийся в те годы интерес к экзотике, этнике также способствовал обращению белых в растафарианство, тем более что курящий «ганджу» и обросший волосами бродяга, размышляющий о воле великого Джа, сильно напоминает по образу и по сути индийского аскета «саддху», который, как и растаман, носит длинные дреды, курит марихуану и живет в общинах.

Таким образом, субкультура растафарианцев складывалась примерно из пяти потоков: религиозного, политического, богемного, преступного и притоков из других молодёжных субкультур.

Как религиозное и политическое движение растафарианство сыграло определённую роль в изменении представления об африканцах как о расе, представители которой никогда не смогут добиться чего-либо значительного. Культура чернокожих, ранее презираемая белыми, была белыми же и подхвачена, и распространена по всему миру.


^ Растафарианство и Православие.

Думаем, нет нужды доказывать здесь, что растафарианство не имеет ровным счётом никакого отношения к Православию, поскольку отрицает или переиначивает основные его догматы.

Напомним некоторые положения растафарианства, не приемлемые для христианина.

  1. Растаманы не признают непогрешимость Библии и всего Божественного Откровения. Они пользуются подделками оккультного содержания, выдаваемого за «истинную Библию»: Holy Piby и вариант Библии Джеймса I. Отсюда легализация наркотика, искажение имени Бога, легенды о царе Соломоне и проч. Подобные подделки часто используются в сектах (например, «Книга Мормона» секты мормонов) и значительно искажают тексты Священного Писания.

  2. Растаманы обожествляют человека (короля Эфиопии, «пророка» Маркуса Гарви и др.), верят в божественное происхождение раса Тафари и называют его спасителем и мессией, забывая заповедь: «Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой» (Исх. 20:4, 5).

  3. Растафарианство возникло как чёрный национализм и изначально было направлено только на «спасение» определённой диаспоры. Кроме идеи о чернокожем Христе, растаманы развили идею о том, что чернокожие и есть евреи, о которых говорится в Библии, что не соответствует не только Священному Писанию, но и реальныи историческим фактам.

  4. Рай и ад растаманов находится на земле, в определённой местности, что также является искажением Священного Писания.

  5. Растаманы использовали для своей церкви название «православная» (Orthodox) только в целях противопоставления её церкви католической и протестантской. Известно, что Африканская православная церковь вступала в переговоры с русской метрополией о своём формальном признании, однако переговоры не увенчались успехом, поскольку «православные африканцы» желали проповедовать свои идеи. В настоящее время Африканская православная церковь не существует.

  6. Сами растафарианцы признают, что под общим названием «растафарианство» объединяются несколько школ, по сути являющихся сектами: Двенадцать Колен Израиля (для них Хайле Селассие – воплощённый Христос), Бобо Дредс (для них Христос – Принц Имануэль I), Ниябинги (давшие обет назорейства), и, наконец, так называемые новообращённые православные, которые пытаются соединить растафарианство и Эфиопское православие. Известно, что ересь всегда впоследствии делится в самой себе, поскольку не может удовлетворить чаяния всех своих последователей. Сами растафарианцы утверждают, что растафарианское православие имеет синкретичный характер, т.е. соединяет в себе так называемые «впечатления от Православия» (внешние атрибуты, иконографию) с языческими и даже масонскими культами. Растафарианству удалось соединить в себе древние языческие культы с традиционной обрядовостью христианства. Язычество и православие называют родителями растафари. Однако считается, что растафарианство всё же не было религией в прямом смысле этого слова. Растафарианцы пытались познать Бога подручными средствами, без Церкви. Официальная церковь естественно не признаёт культурное и художественное наследие растаманов, их религиозные гимны и теории.

  7. Растафарианство, если и не служит само по себе распространению наркотиков, то, во всяком случае, оправдывает их употребление, что на руку определённым слоям населения. Однако некоторые «православные растафарианцы» уверяют, что Эфиопская православная церковь выступает против наркотиков, в отличие от параллельно существующих с ней сект, и что растафарианство способствовало распространению православия среди африканцев и афроамериканцев. Многие растаманы впоследствии обращались в православие и отрекались от своего «языческого прошлого».

  8. Растафарианцы считают, что мир многим обязан растафарианству, в частности, одним из самых любимых музыкальных направлений – регги. Действительно, тот самый мир, который Христа ненавидит, потому что Он свидетельствует о нем, что дела его злы, может быть, и обязан всем существующим сектам, погубившем столько душ.


^ Священное растение?

Растение, вокруг которого разгорелось столько споров и разногласий, распространено практически по всему миру и в науке называется Cannabis Sativa. В нашей местности более широко это растение известно как конопля. Конопля всегда считалась одной из самых высокодоходных технических культур. Из волокна растения делали верёвки, канаты, нитки, из семян – конопляное масло и отличный корм для животных. Известно также использование конопли в лечебных целях. Как одурманивающее вещество это растение использовалось с незапамятных времён и не было запрещено до 1937г. Курили и курят марихуану многие известные личности, говорят, даже Джордж Вашингтон пользовался ею в лечебных целях, а Билл Клинтон признался, что «баловался травкой» в юности, но не затягивался. Действие на курильщиков марихуана оказывает самое разное: от глупого смеха до самой настоящей паранойи. Всё дело в том, что она усиливает то настроение, в котором находится курильщик. В любом случае, марихуана как минимум столь же опасна, как сигареты.

Однако отмечается, что, несмотря на относительно небольшой риск привыкания к марихуане, у человека происходит изменение системы ценностей, быстро наступают проявления амотивационного синдрома, вызывающие антисоциальное поведение.

С православной точки зрения наркомания вызывается причинами духовного порядка, точнее, духовной болезни. Очевидно, что наркоман обладает так называемой «демонической духовностью».5 При употреблении психоактивных веществ (их можно называть «лёгкими» или «тяжёлыми», но суть одна) человек предоставляет в своём сознании свободу действия вполне конкретным силам. При этом, по наблюдению исследователей, происходит смешение его собственной психической деятельности с воздействием демоническим. Очевидно, что практика употребления психоактивных веществ изначально являлась оккультной, поэтому не может быть средством познания Бога. Употребляя наркотик, человек открывает лишь свои страхи, желания, инстинкты и открывается силам, которые являются человекоубийцами от начала. Примечателен тот факт, что в древних культах приём наркотиков являлся, как правило, сакральным (священным) действием. В наш профанный век эта сакральность снята практически полностью. Наркотики употребляют люди, желающие повеселиться, убежать от проблем, приобщиться к определённому кругу. В наркотической субкультуре наркотик или употребление наркотических веществ может стать символом группы (это и происходит в растаманской субкультуре).

Таким образом, растаманская субкультура – это всего лишь один из видов субкультуры наркоманов со своей атрибутикой, символикой и «религией» сектантского толка. Важно, чтобы последователи этого движения хотя бы понимали истинную его суть, и не прикрывались ложными утверждениями о «познании бога», о «священной траве» и проч. Понятно то, что многие наркоманы прикрываются названием «растаманы», не вникая в суть самого растафарианства. Однако опасность здесь таится в том, что стремительный рост регги-групп способствует созданию моды на субкультуру растаманов и употребление наркотиков. Музыка сама по себе не является злом, а тем более не поворачивается язык назвать злом радостную, «вибрирующую» музыку регги. Однако сложно не назвать злом пропаганду, которую мы слышим на концертах регги-музыки. Лидеры музыкальных групп спокойно возвещают своим слушателям о том, что нет ничего лучше марихуаны и что только «злой Вавилон» может запрещать эту «благословенную траву».

Облик современного растамана сейчас всё менее становится похожим на индийскую «саддху». Как говорит один из лидеров русского растафарианства Гера Моралес: «Современный растаман – человек цивилизованный, с чувством вкуса, это человек, которому искусство близко, понятно, который стремится жить красиво. Растаманы считают себя королями, львами. Максимум свободы и любви!»6 Здесь легко увидеть связь современных растаманов с общим движением, проповедуемым нам телевидением и массовой культурой: «Бери от жизни всё! Насладись сполна!» и проч.


Контркультура всегда, так или иначе, содержит в себе экзотические элементы, чтобы не привлекать к себе массового потребителя. Однако наметившееся на рубеже веков стремление к индивидуализации меняет положение дел: постепенно и экзотика становится продуктом массового потребления.

В своей погоне за модным и необычным человек часто попадает впросак. Бывший ранее в андеграунде растафаризм постепенно выходит на поверхность и завоевывает пространство средств массовой информации, а вместе с ним и человеческие умы. Секта, выросшая из «откровений» сумасшедших и «обкуренных» пророков, становится модой, которой слепо готовы следовать массы людей.

1 Более подробно об этом можно почитать в книге Николаевой Н. «Современная культура и Православие», М., 1999.

2 По определению http://www.screen.ru/Smirnov/7.htm

3 В настоящее время существует единственная, серьёзная научная работа, объективно описывающая данную субкультуру. Автор – Сосновский Н. (публикации в «Иностранной литературе»).

4 Цит. по ст. Жиляевой Я. «Реггей. Солнце. Марихуана – это мечта растамана» // «Московский комсомолец», 25 августа, 1995 г.

5 По определению Никонова Н. «Наркомания и оккультизм» // «Православная беседа», №1, 2002, с. 32.

6 Цит. по ст. Жиляевой Я. «Реггей. Солнце. Марихуана – это мечта растамана» // «Московский комсомолец», 25 августа, 1995 г.








Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов