Поле битвы доска icon

Поле битвы доска



НазваниеПоле битвы доска
Дата конвертации27.08.2012
Размер51.19 Kb.
ТипДокументы

Поле битвы - доска



02.12.03 | 22:51

Один участник будущих финалов чемпионата мира по шахматам уже известен. Это компьютер





Любимейший кинематографический сюжет: машины, созданные человеком, выходят из-под контроля, порабощают своих создателей и правят миром. Кончается все кроваво, но оптимистично. Не в первой, так во второй или третьей части. Но в реальности Человек и Компьютер между собой всерьез сражаются пока лишь за шахматной доской. Тут тоже одна серия за другой. Вот только у этого сериала продолжений обещает быть очень много. Последнее на сегодняшний день представление устроили в Нью-Йорке великолепный российский гроссмейстер Гарри Каспаров и компьютерная программа X3D Fritz.

^ 64 ПОЛЯ ДЛЯ ЭКСПЕРИМЕНТА

Шахматные программы существуют уже почти сорок лет. Но прошли десятилетия, прежде чем шахматный компьютер перестал быть забавным аттракционом, вызывающим умиление, как цирковая обезьяна на велосипеде («надо же, тоже ведь может!»). К середине 90-х уровень игры машин позволил им обыгрывать не только любителей, но и вполне квалифицированных профессионалов на турнирах, в программу которых в качестве эксперимента начали время от времени включать поединки с компьютером. Что, кстати, вызвало по большей части крайне негативную реакцию шахматистов.

Они объясняли протест тем, что не хотят участвовать в опытах, что перестраиваться с живого противника на механического и обратно сложно, а игра идет на деньги, терять которые не хочется, и т.п. На самом же деле казалось, что гроссмейстеры просто боятся проиграть. Потому что тогда проиграть компьютеру еще считалось постыдным. А победа над ним никаких моральных дивидендов не приносила. Так было до 1997 г., когда, как мы уже сейчас понимаем, случилось эпохальное событие – матч Каспарова против Deep Blue. Детище компании IBM – чудовищный монстр, таинственно запертый где-то на вершине небоскреба. Специально построенная машина, множество параллельных процессоров, позволявших пересчитывать в миллионы раз больше вариантов, чем человек. Считать компьютеры умеют лучше человека, намного лучше и уже давным-давно. Но умеют ли они играть? Мы полагаем, что игра – процесс интеллектуальный. Играть – значит обладать интеллектом. То есть это была и проверка компьютера на наличие интеллекта. Искусственного разума.

Каспаров проиграл тот матч. Не отдельную партию, а целый матч.
Непобедимый Каспаров, находившийся в самом расцвете своего таланта, не проигрывавший матчей до того ни одному из живых существ! Победу Deep Blue назвали одним из главных событий года, а кое-кто и во всей истории минувшего столетия. И объяснения Каспарова никого не интересовали. Регламент соревнования был для человека крайне неудобен, работа компьютерщиков оказалась засекреченной. После окончания матча IBM разобрала машину, отказавшись предоставить распечатки ее «мыслительного процесса». У Каспарова, да и не у него одного, возникли подозрения, что Deep Blue играл как-то слишком по-человечески и на удивление осмысленно и быстро корректировал свое поведение. Чемпион уже в открытую называл соперников жуликами, а они не возражали, главное, ИХ аппарат победил сильнейшего шахматиста в истории. В конце концов, если ты сильнее – ты победишь, рассуждали болельщики. И чем могут помочь компьютеру люди-консультанты, когда никто в мире и близко не стоял с Каспаровым по уровню игры?

Каспаров просто недооценил соперника, не мог по ходу матча решить, играть ли ему в обычном стиле или в так называемые антикомпьютерные шахматы. Как и живого человека, машину можно сбить с толку. Но не психологическими приемами, а чисто техническими. Существуют позиции, где одного быстродействия, способности пересчитывать миллионы вариантов в секунду недостаточно. Тут требуется интуиция и «понимание» сути шахматной игры, которым компьютеры пока не обладают. Потом состоялись еще два аналогичных поединка. Не только Каспаров, но и Владимир Крамник (отобравший к тому времени у Каспарова чемпионский титул) сразились с новейшими программами, и оба матча закончились вничью. Ничья зафиксирована и в самой последней битве Каспарова с Fritz. Но тут на человеке попутно поставили и другой эксперимент. Он играл в очках, видя перед собой трехмерное изображение доски. Каспаров всегда приветствует разнообразные технические новинки и всячески способствует их продвижению. Вот только глаза и голова очень болели у него по ходу встречи. Что, конечно, служит ему серьезным оправданием, которое... снова никто не примет в расчет.

^ СТРАШНЫЙ ПОМОЩНИК

В чем смысл этих ничьих? Научились ли машины играть в шахматы так же или даже чуть лучше, чем сильнейшие из людей? Или это не игра? Наверное, все-таки игра, коль скоро есть правила, соперник, счет. Но в том смысле, о котором говорилось выше, игра компьютера – это не проявление его разума и не появление искусственного интеллекта.

Машина по-прежнему считает все лучше. И ей уже не требуется целый этаж, заставленный аппаратурой. В дебютной книге Fritz 2,5 млн вариантов, в его базе миллионы партий, сыгранных в разные годы. Говорят о неравенстве: мол, у человека-то нет под рукой подобной библиотеки и, что если бы у Каспарова имелся даже примитивный компьютер, он без труда победил бы. Но ведь в том же и смысл – поединок человека как он есть и машины как она есть. В том-то и штука, что гроссмейстер просчитывает в секунду три хода, а компьютер – три миллиона. А победить при этом может любой из них – вот что любопытно. Кстати, подобный экспериментальный матч сыграли тот же вездесущий Гарри Кимович и болгарин Веселин Топалов. Во время игры каждый мог пользоваться своей машинкой, и зрелище вышло довольно скучное, ничейное, и победителя выявили в простом человеческом блице.

Компьютер стал непременным участником тренировочного процесса. Благодаря ему за последнее время в теории шахмат почти не осталось белых пятен. Популярные классические варианты просмотрены хода до 20-го. Все всё теперь знают, ты мгновенно залезаешь в одну из многочисленных баз данных и находишь нужную партию. Многие опасаются компьютеров не в качестве соперника человека, а в качестве его помощника. Разумеется, даже лучшие программы все еще очень далеки от совершенства. Слабых мест, неудобных позиций для них до сих пор немало. Они по-прежнему оценивают позицию с точки зрения непосредственной материальной выгоды и стремятся только к ней. Интуиция по-прежнему выручает людей в сложных положениях, с жертвами, с потерей материала в обмен на качество.

Однако сила биологического игрока оборачивается его же слабостью. Машина не устает, она не ошибется, не вычислит по ошибке, что 2х2=5. А человек может и будет ошибаться, как ошибся Каспаров, в буквальном смысле оговорившийся и двинувший на Fritz вместо одной ладьи другую, что принесло не почти достигнутую победу, а быстрое поражение. Устал, глаза заболели, голова распухла от мыслей и трехмерных очков. Чем дальше, тем меньше возможностей для ошибок будет оставлять электронный гроссмейстер. Довольно скоро чемпионы станут радоваться победам не в матчах, а просто в отдельных партиях. Потом пределом мечтаний станет хотя бы одна ничейка. Программы уже никогда не будут хуже, чем теперь. Они могут лишь совершенствоваться. А человек – не обязательно.

Каспаров не просто лучший игрок современности, он гений. Такие раз в сто лет появляются, и когда родится столь же талантливый шахматист, мы не знаем. То есть у компьютеров есть только одна дорога – вперед, а для людей пути открыты в любую сторону. Это не погубит шахматы. Человек всего лишь перестанет играть с машинами. Но играть в шахматы он никогда не перестанет. Надо извлечь максимум пользы из подобных поединков, пока возможность есть. Матч Каспарова с Fritz впервые видели во всем мире благодаря американскому каналу ESPN. Шахматы живьем, в полном объеме он никогда не показывал. А тут рейтинги вышли потрясающие. Вот она, реклама, не только для электронных корпораций, но и для вида спорта. Но компьютеры могут принести в шахматы не только деньги. Бездушная машина способна навести в них порядок и привести к общему знаменателю. Все громче разговоры о том, что венчать чемпионский цикл ФИДЕ должен не матч между людьми, а матч сильнейшего из них с лучшим компьютером. Тот, по крайней мере, не капризничает.

ej.ru




Похожие:

Поле битвы доска iconИтоги пятого всероссийского фестиваля авторской песни «куликово поле» Пресс-релиз
Куликовом поле близ села Монастырщина Тульской области прошел 5-й всероссийский фестиваль авторской песни «Куликово поле», посвящённый...
Поле битвы доска iconИнтерактивная доска
Интерактивная доска это сенсорный экран, подсоединенный к компьютеру, изображение с которого передает на доску через проектор. Достаточно...
Поле битвы доска iconТекст сочинения
Параметры страницы: верхнее и нижнее поля по 2 см, правое поле – 1,5 см, левое поле – 3 см
Поле битвы доска iconИтоги четвёртого фестиваля авторской песни «куликово поле» Пресс-релиз
«Куликово поле», приуроченный ко дню памяти Дмитрия Донского. Фестиваль был организован Министерством образования и науки рф, Государственным...
Поле битвы доска icon«куликовом поле»
Сегодня вечером в селе монастырщина кимов-ского района откроется VI всероссийский фестиваль авторской песни «куликово поле»
Поле битвы доска iconКультура 12 поле воинской славы. Символ культурных побед
Символом стабильности в наше суетное и переменчивое вре­мя стал Всероссийский фестиваль авторской песни «Куликово поле»
Поле битвы доска iconРасширяйте поле радости!
Для сравнения выделим поле страданий, истощающее человеческие души и тела и возрастающее, расширяющееся на почве холодных недоброжелательных...
Поле битвы доска iconМамочкина Маргарита Владимировна e-mail: mmargo1977@rambler ru Интерактивная доска PenBord, ее характеристика, особенности программного обеспечения и применение на урок
Интерактивная доска PenBord, ее характеристика, особенности программного обеспечения
Поле битвы доска iconКучи мусора на информационном поле
Первоначально информация на этом поле была распределена равномерно, и вот уже в течение 3 млрд лет земные живые существа бродят по...
Поле битвы доска iconА существует ли магнитное поле? Часть I. Стационарное поле петров В. М., канд физ мат наук, доцент
Магнитная обработка картофеля, семян растений, автомобильного топлива, простой воды и т д приводит к фантастическим результатам,...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов