Ирландский вопрос конца XIX начала XX вв icon

Ирландский вопрос конца XIX начала XX вв



НазваниеИрландский вопрос конца XIX начала XX вв
Дата конвертации27.08.2012
Размер362.08 Kb.
ТипРеферат
1. /IRELAND.DOCИрландский вопрос конца XIX начала XX вв

Казанский государственный университет


Реферат по истории Англии на тему:


ИРЛАНДСКИЙ ВОПРОС

КОНЦА XIX - НАЧАЛА XX ВВ.


Реферат выполнила

студентка гр. 1095

Черепанова Юлия.


Казань, 2000 год.


СОДЕРЖАНИЕ


Вступление....................................................................................3


Глава I. Ирландия и ирландский вопрос - последняя треть XIX века...............................................................................................5


Глава II. Некоторые законы, принятые английским парламентом в 1881 - 1914 годах, касающиеся Ирландии...............................9


Глава III. Назревание освободительной революции в Ирландии в 1900-1918 годах........................................................................13


Глава IV. Ирландская национально-освободительная революция 1919-1923 гг. Образование Ирландского свободного государства.................................................................................15


Глава V. Ирландия 1920-1949 гг. На пути к освобождению.....17


Заключение.................................................................................19


Список литературы.....................................................................20


ВСТУПЛЕНИЕ


В поисках материала к этому реферату я случайно наткнулась в Интернете на статью, в которой говорилось о том, что ирландский вопрос вновь обостряется, так как правительство Великобритании решило увеличить контроль над Ольстером. И как недовольны ирландцы, и без того восемь веков находившиеся под властью честолюбивых англичан. Недовольны - не то слово. Они готовы крушить все на своем пути к свободе, а теперь, когда ее опять ограничивают, они не просто недовольны, они, должно быть, в ярости...

Честно говоря, я всегда восхищалась ирландцами - их упрямством, гордостью, свободолюбием. И не одна я восхищаюсь. Бурные события в Северной Ирландии, разыгравшиеся вокруг демократических требований движения за гражданские права, привлекли внимание мировой общественности к судьбам “Зеленого острова” на окраине Европы. В начале 1970-х годов в Ольстере произошел кризис, вызвавший волну откликов в мировой общественности, как среди политиков, так и среди людей творчества, в частности, мой любимый Джон Леннон писал песни, восхищаясь духом ирландцев, об этом знаменитая “Зомби” группы Крэнберрис.
Открывшиеся в ходе кризиса чуть не средневековые порядки в Ольстере, тревожные сообщения о кровавых столкновениях на улицах североирландских городов и бесчинствах полиции, о волне массового реакционного экстремизма и об упорном отказе правящих кругов от проведения демократических преобразований пробудили интерес к историческим корням кризиса.

“Это появление на международной арене “ирландского вопроса”, историческое содержание которого издавна составляла борьба ирландцев за национальное и социальное освобождение, делает особенно актуальным изучение колониального прошлого острова, национально-освободительной борьбы ирландского народа, национальной революции 1916-1923 года.

Ирландская освободительная революция положила начало концу Британской империи. Начавшийся с героической “Красной пасхи” 1916 года новый мощный подъем борьбы ирландского народа вылился в 1919-1921 годах в партизанскую войну с колонизаторами. Она завершилась завоеванием права на самоуправление для 26 графств и последующей полной ликвидацией военно-политического аппарата иноземного угнетания к концу 30-х годов”.1 Эти завоевания ознаменовали начало распада крупнейшей колониальной империи. Первая английская колония, с которой началось создание Британской империи, стала в 1949 году и первой республикой, порвавшей с Содружеством наций. Это был удар с тыла для империи. Если учесть специфические экономические функции Ирландии, находившейся всегда “под рукой”, игравшей издавна роль кладовой, откуда можно было доставать по мере надобности продукты животноводства и куда можно было сбывать всевозможные товары английской промышленности, особенности географического положения острова и его военно-стратегическое значение, то можно сказать, что цепь английского колониального владычества, все еще прочно сковывавшая многие народы, лишилась важного звена.

Но договор 1921 года знаменовал собой и крупное поражение ирландской национально-освободительной революцией. Английское правительство пошло на компромисс, в результате которого Ирландия была разделена: южная часть - 26 графств - получила самоуправление, а шесть северо-восточных графств провинции Ольстер остались в составе Соединенного Королевства. Отрыв шести наиболее экономически развитых северо-восточных графств от освободившейся части острова стал тормозом хозяйственного развития независимого Ирландского государства. Стремясь укрепить свою власть в северной Ирландии, английские правящие круги разжигали традиционную религиозно-политическую рознь между католиками

-------------------------------

1 - Ирландия в поисках путей независимого развития, с. 3


и протестантами и делали ставку на наиболее реакционные социальные силы, группирующиеся вокруг юнионистской партии. Именно эти силы тогда получили монопольную власть в Ольстере. Поэтому раздел острова стал тормозом социально-политического прогресса и в шести графствах.

Раскол страны и ослабление экономики не прошло бесследно - все это вылилось в кризис. Проблема национального воссоединения по сей день остается постоянной основой политических разногласий с Англией, одним из важнейших вопросов политической жизни и в освободившейся части Ирландии.


Глава I. Ирландия и ирландский вопрос - последняя треть XIX века

Обострение ирландского вопроса в 1870-е годы.

В центре социальной жизни Ирландии в 1870-е годы оставался аграрный вопрос. Земля находилась в собственности лендлордов. Аграрный переворот середины веак не уничтожил полностью мелкую и мельчайшую аренду. Величина арендной платы и сроки аренды по-прежнему зависели исключительно от лендлордов, а все улучшения, производимые крестьянами, немедленно вызывали повышение арендной платы.

На экономике Ирландии тяжело сказался затяжной кризис сельского хозяйства Великобритании. Импорт продуктов из США и других стран привел к снижению цен на сельские продукты как в метрополии, так и в ее колонии - Ирландии. Это отразилось на положении ирландских арендаторов, сказалось в известной степени и на доходах лендлордов. Свои убытки последние стремились возместить посредством дальнейшего повышения арендной платы и еще более усиленного выколачивания недоимок. Продолжался и сгон арендаторов с земли.

Начиная с 1876 года четырехлетние неурожаи привели к бедствию и ухудшению положения крестьянских масс и, как следствие, произошел рост числа “аграрных преступлений” против лендлордов и их агентов, что свидетельствовало о том, что в Ирландии сложились предпосылки для нового подъема национального движения. Необходимость решения задач антиколониальной революции, уничтожения остатков феодализма становилась все более настоятельной.

В 1870-х годах главную роль в ирландском национальном движении стали играть сторонники установления в Ирландии самоуправления (гомруля - от англ. Home Rule) конституционным путем. В 1870 году была создана Ирландская лига гомруля, члены которой обязались добиваться в парламенте предоставления Ирландии самоуправления. На парламентских выборах 1874 года в палату общин было избрано 60 сторонников гомруля во главе с протестанским адвокатом И.Баттом.

Новая национальная партия, главной ареной политической борьбы которой была палата общин, применила такой чисто парламентский метод действия, как обструкции: внесение бесконечных поправок, выступление с многочасовыми речами на посторонние темы, не имеющие касательства к повестке дня и т.п., что затягивало рассмотрение вопросов и принятие решений. Существовавшая в британском парламенте процедура создавала весьма благоприятные условия для широкого применения этого метода.

Сначала обструкции применялись только несколькими депутатами-гомрулерами, но с избранием в парламент нового ирландского депутата Чарлза Парнелла обструкции превратились в эффективное средство, которым широко стала пользоваться вся фракция.

К концу 1870-х годов гомрулеры выступали как организованная политическая сила ирландского национального движения. Вне парламента их поддерживали состоятельные слои ирландской эмиграции в США, а в самой Ирландии - зажиточное городское и сельское население, а также часть либерально настроенных землевладельцев. Основная масса населения не знала о том, что происходит в стенах палаты общин, а сторонники фениев открыто обвиняли гомрулеров из-за их отказа от революционных методов борьбы в “предательстве национальных интересов”.


Новая программа национального движения1

Резкое ухудшение положения широких масс крестьян создало почву для вовлечения их в национальное движение. Но для этого требовалась такая программа, которая отвечала бы их жизненным интересам, сплачивала бы на борьбу против лендлордов. У гомрулеров такой программы не было.

Тогда бывший фений Майкл Девитт выдвинул доктрину революционных

-----------------------

1 - История Ирландии, с. 241

демократов 1848 года в качестве основы национального движения этих

лет. Программа действий, которую Девитт разработал вместе с Джоном Девоем, виднейшим участником фенианского движения, определялась прежде всего отказом от подготовки восстаний путем заговоров, убеждением в необходимости вовлечения в борьбу в первую очередь крестьян, создания широкого национального объединения. Основной задачей должна была стать борьба против лендлордизма, крах которого привел бы к возвращению земли ее настоящим владельцам.

В качестве конечной цели выдвигалось установление независимой Ирландской республики. Однако ближайшая задача ограничивалась достижением самоуправления Ирландии, что должно было привлечь к движению и гомрулеров. Такая широкая программа, ставившая в центре внимания отношения между лендлордами и крестьянами, сочетавшая национальные и социальные задачи, отвечала интересам различных классов и политических группировок Ирландии, объективным потребностям национальной борьбы.

Новую программу, изложенную Девиттом и его сторонниками на митингах и собраниях в городах США, одобрили тысячи ирландцев.


Ирландская национальная земельная лига.

Вступление в борьбу широких крестьянских масс (1879-1882 гг.)

Весной 1879 года группа ирландских демократов во главе с Майклом Девиттом приступила к реализации своих планов в западных графствах Мейо, Слайго, Голуэй и др., наиболее страдавших от неурожая и произвола лендлордов. Это были районы самой мелкой аренды. Первый митинг состоялся в Айриштауне, он положил начало самому массовому в XIX веке выступлению ирландских крестьян, организованному на основе широкой программы.

Затем последовали митинги в других городах и поселках с участием тысяч крестьян. На 10-тысячном митинге в Уэтспорте впервые выступил и Парнелл, призвавший противодействовать выселениям, росту арендной платы и одобривший, таким образом, наконец начавшееся движение. В условиях ожесточенных нападок светской и церковной реакции на “организованный бандитизм” крестьян выступление Парнелла имело весьма большое значение.

18 августа 1879 года на многолюдном митинге Майкл Девитт и его соратники сообщили о создании Земельной лиги графства Мейо. Вскоре, 21 сентября, была основана Ирландская национальная земельная лига. Ее президентом стал Чарлз Парнелл. Официальная программа лиги включала требования снижения несправедливой арендной платы и фиксации сроков арендных договоров, прекращения сгона арендаторов, предоставления стране самоуправления и создания автономного парламента. Но в то же время сохранялась и более радикальная программа Лиги Мейо, которая требовала полного уничтожения лендлордизма и возвращения земли крестьянам, а также создания независимой Ирландской республики.

Была выработана структура Земельной лиги, принят Устав. Возникали отделения Лиги при больших поместьях, в которых было много арендаторов, в поселках и городах, объединяя здесь также и другие трудовые слои населения.

В 1880 году Земельная лига вынудила эмигрировать британского управляющего одного из имений Чарлза Бойкота. Формой давления был солидарный отказ арендаторов вести с ним дела. По фамилии управляющего этот метод борьбы получил название “бойкот”.

Многочисленные митинги, выступления против лендлордов, бойкоты сделали возможным осуществить давние требования ирландцев: в кое-каких местах изгнание арендаторов с земли стало невозможным, бойкот способствовал преодолению разобщенности крестьян, установлению единства их действий, дальнейшему подъему движения.

Практической деятельностью движения руководил Майкл Девитт. Он постоянно находился в разъездах, выступал на митингах, публиковал статьи в американской и ирландской печати.

Успех движения во многом определялся участием в нем Чарлза Парнелла. Постоянно выступая на митингах в разных концах страны, он призывал добиваться облегчения участи крестьян. Парнелл пропагандировал идею бойкота лендлордов и их агентов, угрожая в случае отказа от удовлетворения требований арендаторов призвать крестьян к полному отказу от внесения арендной платы.

В декабре 1880 года английский премьер Уильям Гладстон заявил о своем намерении внести на рассмотрение палаты общин новый закон о введении в Ирландии чрезвычайного положения. В этих условиях левое крыло Земельное лиги сочло своевременным перейти к следующей стадии борьбы - полному отказу крестьян от платежа арендной платы.

Правительство Гладстона, придерживаясь политики “кнута и пряника”, провело новый земельный акт, представляющий собой еще один шаг к урегулированию условий аренды (см. Главу II). Акт 1881 года носил двойственный характер. Он был, безусловно, уступкой национальному движению, вырванной Земельной лигой у правящих классов. Но в то же время эта реформа раскалывала движение, усиливала стремление его более умеренного крыла к поискам дальнейших компромиссов. Аграрный акт 1881 года нанес сильный удар и по самой Земельной лиге. От нее стали отходить зажиточные слои арендаторов, уже тяготившиеся своим, часто вынужденным угрозой бойкота участием в движении, отражавшемся на их доходах.

Левое крыло руководства Лиги отрицательно отнеслось к закону 1881 года, справедливо полагая, что эта реформа мало что дает крестьянам.

Идя на известные уступки ирландцам в аграрном вопросе, правительство Великобритании с исключительной жестокостью применило закон о военном положении. Сотни руководителей местных отделений Лиги были брошены в тюрьмы.

Была также создана Женская Лига, основанная в 1881 году сестрами Парнелла, Фанни и Анни. Деятельницы Женской Лиги заменили арестованных членов Исполнительного комитета.

Однако британское правительство стало прибегать к еще более жестоким мерам. В октябре 1881 года кабинет министров лишил Парнелла и некоторых других гомрулеров парламентской неприкосновенности, после чего они были отправлены в тюрьму. Ирландский народ ответил на это “аграрным террором”.

В начале 1880-х годов в Ирландии складывалась революционная ситуация, решающим фактором которой были пришедшие в движение широкие крестьянские массы. Но без последовательного руководства движением со стороны либо рабочего класса, либо прогрессивной национальной буржуазии эта ситуация не смогла перерасти в подлинную антифеодальную революцию. Правящие круги Великобритании, вовремя оценившие обстановку, пошли на соглашение с умеренным крылом ирландского национального движения. Они перехватили инициативу в решении аграрного вопроса в Ирландии, начав осуществлять его сверху, и заложили основы последующей, более гибкой аграрной политики.


Первая попытка введения гомруля. Оранжизм (1885-1886 гг.)

Соглашение, заключенное между либералами и гомрулерами, не было полностью реализовано. 6 мая 1882 года террористы из тайного общества “Непобедимые” убили только что назначенного правительством секретаря по делам Ирландии лорда Кавендиша и его заместителя Берка. Убийство положило начало серии террористических актов - в 1882 году в Ирландии вновь поднялась волна антибританского террора (было совершено 26 политических убийств). Со своей стороны определенные британские круги провоцировали эти террористические акты, чтобы получить “оправдание” для репрессий против ирландского народа. Гладстон обрушил на Ирландию новые карательные меры.

Осенью 1882 года для упорядочивания движения арендаторов под эгидой Парнелла и других гомрулеров была создана легальная Национальная лига, программа которой включала предоставление Ирландии гомруля, усовершенствование аграрного закона 1881 года с целью добиться перехода арендуемых земель в частную собственность крестьян, введение местного самоуправления и поощрение национальной промышленности. Это была программа достаточно широкого буржуазного преобразования Ирландии, исключавшая революционные действия.

“3.2-25.7.1886 года под давлением ирландского освободительного движения Уильям Гладстон, вынужденный искать поддержки ирландской националистической фракции в палате общин, предложил законопроект о самоуправлении Ирландии в рамках Британской империи, так называемый билль о гомруле. Этот законопроект предоставлял Ирландии довольно ограниченное самоуправление. Но на этой почве произошел разрыв либеральной партии. От нее отделилась многочисленная группа либералов-юнионистов во главе с Д.Чемберленом, выступавшая за сохранение унии между Великобританией и Ирландией.

Уния, заключенная между Великобританией и Ирландией в 1801 году, с самого начала порождала напряженность. Требование аннулировать унию появились в Ирландии еще в середине XIX века. Различные ирландские политические и общественные организации выдвигали требование введения самоуправления для Ирландии и проведения комплекса реформ, включая аграрную реформу, которая должна была привести к передаче земли от англо-ирландских землевладельцев-лендлордов ирландским арендаторам.

В феврале 1886 года Гладстон, в третий раз ставший премьер-министром, предложил законопроект, предусматривавший созыв собственного ирландского парламента и введение института ирландских судей, что означало бы, что в британском парламенте в Вестминстере уже не будет депутатов от Ирландии. Однако законопроект не был принят. Инициатива премьера закончилась неудачей, а новые выборы подтвердили сложившуюся расстановку политических сил.”1

Непримиримыми врагами законопроекта были оранжисты Ольстера. Земельные магнаты и буржуазия этой провинции были фанатичными сторонниками сохранения унии между Англией и Ирландией. Уния обеспечивала им контакт с буржуазией метрополии и возможность получения крупных прибылей, откуда извлекала выгоду и рабочая аристократия. Во главе ольстерской реакции стояли миллионеры - владелец судоверфей Дж.Корри, льняной магнат У.Эварт и др. Эти реакционные круги были теснейшим образом связаны с британскими консерваторами.

Этот союз реакционных сил разжигал религиозную рознь, терроризируя посредством Оранжистского ордена католическое население.

Билль о гомруле был провален, и парламент - распущен. К власти пришло правительство консерваторов во главе с крупным землевладельцем маркизом Солсбери.

Новое правительство начало свою деятельность с наступления на ирландское национальное движение. В марте 1887 года в палату общин был внесен очередной законопроект об усилении репрессий против “террористов”, под действие которого попали по существу все выражавшие недовольство ирландцы. Парламент принял закон о введении в Ирландии чрезвычайного положения на неопределенный срок, приравнивалось к преступлению проведение митингов и демонстраций. Этот закон одобрил даже папа римский, не поддерживающий отношения с Англией, а газета “Таймс” развернула клеветническую кампанию против лидеров Земельной лиги. Однако подтвердить “факты”, представленные в печати “Таймс” не смогла, и была вынуждена признать невиновность Парнелла и других руководителей национального движения.

---------------------------------

1 - Хроника человечества, с. 792

Однако в покое Парнелла не оставили. Его пытались оклеветать в глазах общественности, что по сути разделило всю Ирландию и Англию на два лагеря - сторонников и противников Парнелла. Либеральная партия решила использовать обстановку в собственных политических целях. Гладстон потребовал отставки Парнелла с поста лидера партии гомрулеров, в протичном случае угрожая отказом поддерживать гомруль. К Гладстону присоединилась и правая часть гомрулеров, в результате чего партия раскололась.

Парнелл, не отличавшийся хорошим здоровьем, не выдержал колоссального нервного напряжения. Он скончался 6 октября 1891 года. На кладбище его провожали тысячи людей.

Со смертью Парнелла и расколом гомрулеров ирландское национальное движение оказалось значительно ослабленным. Партия гомруля не смогла организовать новую широкую кампанию в поддержку автономии Ирландии после того, как палата лордов отклонила в 1893 году второй билль о гомруле Гладстона (в 1892-1894 годах он вновь возглавлял кабинет), принятый палатой общин.


Глава II. Некоторые законы, принятые английским парламентом в 1881 - 1914 годах, касающиеся Ирландии

В 1881 году был принят ирландский земельный закон1, основные мотивы которого в следующем:

(Извлечение)

Часть I. Обычные условия земельной аренды

1. Арендатор, кроме случаев, специально предусматриваемых настоящим актом, имеет право продать свой участок за любую цену, которая ему будет предложена, с соблюдением нижеследующих предписаний и положений настоящего акта о продаже арендуемых участков на законных условиях...

2. Арендатор, постоянно пользующийся участком (который имеется в виде настоящим актом), не имеет права без письменного согласия лендлорда дробить свой участок или сдавать его, полностью или частично, в субаренду...

4. Если лендлорд потребует от арендатора уплаты более высокой ренты с арендуемого участка по сравнению с рентой, уплачиваемой в начале арендного срока (кроме случаев, когда такое повышение утверждено судом в соответствии с настоящим актом), или с участка, который арендатор собирается снять, то: 1) если арендатор соглашается с таким повышением по истечении 15 лет со времени последнего повышения (в настоящем акте этот срок именуется “уставным периодом”), то подобную аренду следует считать ... законной; 2) если арендатор не соглашается с таким повышением и его принуждают покинуть участок... то он может требовать вознаграждения за нарушение лендлордом его прав; 3) вместо согласия на повышение ренты или отказа от ее повышения арендатор может прямо обратиться в суд с просьбой о фиксировании ренты в соответствии с излагаемыми ниже положениями настоящего акта.

5. В продолжение уставного периода аренды арендатора нельзя заставить платить ренту выше той, которая вносилась в начале этого срока; его нельзя заставить уйти с арендуемого участка, если только он не нарушил одного или нескольких следующий условий: 1) арендатор должен своевременно уплачивать ренту...

Часть II. Полномочия судов

8. 1) Если лендлорд потребует увеличения ренты, а арендатор отклонит это требование или же между обеими сторонами в продолжение арендного срока возникнут иные разногласия, то арендатор любого арендуемого участка, о котором идет речь в настоящем акте, или же лендлорд, или арендатор и лендлорд одновременно могут обратиться в суд с просьбой

------------------------------

1 - Сборник документов по истории нового времени 1870-1914 гг., с.127-128

установить справедливую ренту. Суд, заслушав обе стороны, действуя в интересах как лендлорда, так и арендатора и приняв во внимание все

обстоятельства дела, должен определить размеры этой справедливой ренты.

2) Рента, установленная решением суда (именуемая в настоящем акте “законной рентой”), становится нормой ренты, которую должен платить арендатор, со дня, следующего за днем, когда было принято указанное пешение.

3) После того как законная рента любой существующей в данный момент аренды была установлена судом, то до истечения 15-летнего срока со дня, следующего за днем решения суда ... такая рента считается соответствующей законным условиям...

7) Следующий законный срок не может начаться до истечения предыдущего законного срока, и любое изменение размера законной ренты не может иметь места ранее чем через 15 лет...

Часть V. Приобретение земли арендаторами, мелиорация земель и эмиграция

21. 1) Земельная комиссия из находящихся в ее распоряжениии средств имеет право предоставлять арендаторам ссуду (если уверена в ее обеспеченности) для содействия им в покупке арендуемых ими участков на следующих условиях: а) когда лендлорд готов продать арендатору арендуемый участок, требуя сразу уплатить основную сумму, земельная комиссия может предоставить арендатору для такой покупки ссуду, не превышающую 3/4 указанной основной суммы; б) когда лендлорд готов продать арендатору арендуемый участок при условии внесения задатка и последующих ежегодных платежей, то земельная комиссия может предоставить арендатору ссуду, не превышающую половины задатка. ...

Состав и деятельность земельной комиссии

41. Земельная комиссия создается в соответствии с настоящим актом и состоит из одного судейского и двух обычных членов...

42. Любое лицо, недовольное решением гражданского суда, по делам, затрагиваемым настоящим актом или актом о землевладении и аренде в Ирландии 1870 г., может подать апелляцию в земельную комиссию, и последняя имеет право утвердить, изменить или отменить решение суда.


Закон о покупке земли в Ирландии, принятый в 1885 году1.

(Извлечения)

... Ссуды, предоставляемые земельной комиссией

2. Чтобы содействовать арендаторам в покупке арендуемых ими участков у владельцев этих участков или у земельной комиссии, последняя может предоставлять арендаторам ссуды из любых своих фондов в соответствии с положением настоящего акта.

В этой связи часть V Ирландского земельного закона изменяется следующим образом: а) если земельная комиссия уверена в том, что погашение ссуды будет обеспечено соответствующим залогом и что ссуда является гарантированной также и во всех других отношениях, то она может предоставить арендатору для покупки арендуемого им участка ссуду в размере всей основной суммы стоимости этого участка (или вносимой за него платы_), а не 3/4 указанной суммы, как это предусматривается частью V Земельного закона 1881 года; б) при предоставлении ссуд земельной комиссии следует отдавать предпочтение заявлениям на покупку участков, уже находящихся в пользовании соответствующих арендаторов, или участков, естественно примыкающих к арендуемым; в) земельная комиссия не имеет права предоставлять ссуды на общую сумму свыше пяти миллионов фунтов стерлингов...

4. Относительно погашения ссуд часть V Ирландского земельного закона изменяется следующим образом: а_) каждая такая ссуда должна погашаться ежегодными взносами в фонд земельной комиссии в течение 49 лет из расчета 4% годовых...

------------------------------

1 - там же, с. 130

Продажа земель

5. Ирландская земельная комиссия (если она имеет основания считать, что

не понесет при этом ущерба) может покупать то или иное имение с целью перепродажи его арендаторам участков этого имения; она может также покупать отдельные арендуемые участки для перепродажи их держателям последних. Земельная комиссия имеет право покупать упомянутые имения лишь в том случае, если она уверена, что 4/5 земель таких имений будет куплено из арендаторами.


Ирландский земельный закон 1903 года1

(Извлечения)

6. Порядок покупки имений земельной комиссией по заявлению владельцев.

1) Если владелец имения подаст земельной комиссии заявление (по предписанной форме) с просьбой обследовать имение, которое он желает продать в соответствии с данной статьей настоящего закона, то земельная комиссия, после надлежащего обследования, может предложить купить это имение с учетом продажной цены, предыдущих положений настоящего акта относительно ссуды, а также с учетом цены, которую арендаторы или иные лица готовы уплатить за приобретение арендуемых или иных участков земли данного имения. 2) Если в течение предусмотренного срока владелец имения согласится продать его по назначенной цене и не менее 3/4 арендаторов участков этого имения готовы купить у земельной комиссии по этой цене арендуемые ими самими или другие участки земли этого имения... то комиссия может согласиться купить это имение за назначенную цену...

9. Земельная комиссия не может расходовать суммы, превышающей в целом... пять миллионов фунтов стерлингов ...

10. Земельная комиссия не имеет права покупать имений, которые не являются в основной своей части земледельческими или скотоводческими.


Торжественная клятва членов “Ольстерской лиги”2

1914 год

Будучи убежденным, что гомруль окажет разрушительное действие на материальное благополучие как Ольстера, так и всей Ирландии, что он подорвет наши гражданские и религиозные свободы, наши гражданские права, что он является опасным для единства империи, мы, нижеподписавшиеся жители Ольстера, лояльные подданные его милостивого королевского величества Георга V, уповая на милость божью ... обязуемся этой торжественной клятвой, ввиду грозящего нам ныне бедствия, встать все как один на защиту себя и своих детей как равноправных граждан Соединенного Королевства и использовать все средства, которые будут признаны необходимыми, чтобы не допустить задуманного ныне заговора, преследующего цель установления гомруля в Ирландии.


Закон об управлении Ирландией3

1914 год

(В сокрашении)

1. 1) С означенного дня в Ирландии будет существовать ирландское правительство, представляемое его величеством королем и двумя палатами, а именно: ирландским сенатом и ирландской палатой общин.

2) С образованием ирландского парламента и с принятием настоящего акта высшая власть и авторитет парламента Соединенного Королевства остаются неизменными по отношению ко всем лицам, проживающим в Ирландии, и ко всем делам, касающимся Ирландии или какой-либо ее части.

2. Согласно настоящему акту, ирландский парламент будет иметь полномочия издавать законы, касающиеся поддержания спокойствия, порядка, управления Ирландии, со следующими ограничениями: эти законы

------------------------------

1, 2, 3 - там же, с.138, 156 - 157

имеют силу исключительно для внутренних дел Ирландии или какой-либо ее части; они (кроме указанного общего ограничения) не могут затрагивать

следующих конкретных вопросов: 1) короны, престолонаследования, регенства; 2) объявления войны, заключения мира и дел, связанных с ведением войны; 3) флота, армии, территориальных вооруженных сил, любых других морских и сухопутных сил, обороны королевства...; 4) договоров и прочих отношений с иностранными государствами или с другими владениями его величества...; 5) титулов и почетных званий...; 6) государственной измены, связанных с нею преступлений; натурализации...; 7) торговли с любой территорией вне Ирландии...; 8) почтовой службы...; 9) маяков, бакенов, береговых знаков...; 10) монетного дела...; 11) торговых клейм...

3. Осуществляя в соответствии с настоящим актом свою законодательную власть, ирландский парламент не должен предоставлять прямых или косвенных прав и привилегий какой-либо религии, отменять или ограничивать религиозную свободу, предоставлять каким-либо лицам привилегии, преимущества или лишать их привилегий и преимуществ в связи с их религиозными убеждениями или их религиозным и церковным статусом...

4. 2) ...Лорд-лейтенант или другой чиновник или чиновники, осуществляющие (в Ирландии) исполнительную власть по поручению его величества, располагают всеми полномочиями и всем объемом исполнительной власти, вверенными им его величеством.

3) Врученная им таким образом власть осуществляется ими через ирландские департаменты (министерства), которые создаются на основе ирландских законов или во изменение акта об управлении Ирландией лордом-лейтенантом; лорд-лейтенант назначает должностных лиц для руководства этими департаментами, и эти должностные лица сохраняют свои посты до тех пор, пока они пользуются доверием лорда-лейтенанта...

8. 1) Ирландский сенат будет состоять из 40 сенаторов; первый состав сената назначается лордом-лейтенантом в соответствии с инструкциями его величества об этом назначении, затем они будут избираться отдельно от каждой из четырех провинций Ирландии...

2) Избрание сенаторов будет происходить в соответствии с принципом пропорционального представительства; избирателями являются те же лица, которые составляют избирательный корпус от Ирландии при выборах в парламент Соединенного Королевства...

9. 1) Ирландская палата общин будет состоять из 164 членов, избираемых лицами, указанными в первой части первого приложения (к настоящему акту)...

44. При принятии настоящего акта ирландский парламент не будет иметь права отменять или изменять положения настоящего акта... или любой другой закон, принятый парламентом Соединенного Королевства и распространяющийся на Ирландию, даже если речь идет о делах, по которым ирландский парламент полномочен издавать законы.


Глава III. Назревание освободительной революции в Ирландии в 1900-1918 годах

Экономические и социально-политические сдвиги в ирландском обществе в начале XX века

С конца XIX века существенно изменяются формы и методы колониальной эксплуатации Англией соседнего острова. Ирландия начинает эксплуатироваться как крупный поставщик товаров, используется труд ирландских иммигрантов.

Ирландия становится немаловажной сферой приложения британского капитала, развивается банковское и страховое дело, судостроение, текстильная, хлебопекарная промышленность, пивоварение. Вместе с тем значительная часть национального капитала привлекается из Ирландии в метрополию посредством контролируемой империализмом банковской системы. “Бегство капиталов” становится хронической болезнью ирландской экономики.

Проводятся аграрные реформы. Лендлордам, заинтересованным в условиях аграрного кризиса и падения цен на сельскохозяйственные продукты в выгодной ликвидации своего хозяйства, государство-посредник выплачивало солидные суммы, взыскивая их затем с процентами с крестьян в виде долгосрочных выкупных платежей.

Все же произошел рост в экономике Ирландии, были созданы благоприятные условия для развития капитализма. В ирландской деревне формируется национальная буржуазия, интересы которой совпадали с общенациональными интересами.

Экономический рост в сельскохозяйственной сфере привел к некоторому оживлению, а затем и довольно заметному скачку в области промышленности, хотя и происходил он неравномерно.

Национальное предпринимательство, возникавшее и развивавшееся помимо и вопреки британскому и англо-ирландскому капиталу, имело своей главной опорой ирландскую деревню. Не имевшие ни достаточных капиталов, ни государственной поддержки, лишенные каких-либо перспектив при сохранении английской промышленной и финансовой гегемонии, мелкие национальные промышленники самой жизнью подводились к необходимости борьбы с колониализмом.

В еще более тяжелом положении находились многочисленные ремесленники. Важную роль играла национальная интеллигенция, главным образом мелкобуржуазная.

Ирландия продолжала опустошаться: люди эмигрировали из страны.

Проблему продолжал составлять и религиозный вопрос.


Возобновление движения за Гомруль

Политические группировки начала XX века

В Ирландии существовали и боролись на политической арене четыре основные политические группировки. На правом крыле находились юнионисты, выступавшие за сохранение без изменений унии. Главной политической силой ирландского буржуазного национализма оставалась Ирландская парламентская партия, или гомрулеры. Ее лидером был Джон Эдвард Редмонд. В 1905 году была создана группировка Шин Фейн (ирл. - мы сами), более радикальная по сравнению с инертными гомрулерами. На левом крыле ирландской политической жизни находилось радикально-мелкобуржуазное, республиканское течение, возглавляемое подпольной организацией - неофенианским Ирландским революционным братством.

Массовое движение в начале XX века

Политическую армию и массовую основу ирландского национально-освободительного движения составляла наиболее угнетенная и страдающая часть ирландского народа - нижние социальные слои. Их вовлечение в общественную жизнь давало новый мощный импульс борьбе.

3 января 1904 года Джон Редмонд высказался за возобновление движения за автономию Ирландии.

“Не случайно ирландская проблема оказалась в центре политической борьбы в Англии накануне первой мировой войны. Подобное происходило всякий раз, когда силы соперничающих сторон оказывались примерно равными и ни одна из них не могла взять верх. В такие моменты либеральная партия обращалась за помощью к ирландским депутатам, обещая взамен предоставить автономию Ирландии. В ходе острой политической борьбе в 1909 - 1911 гг. создалось именно такое положение. Правительство либералов продолжало оставаться у власти только благодаря голосам гомрулеров. В то же время изменилось и отношение консервативной партии к ирландским делам: они стали объектом пристального внимания”.1

В 1912 году палата общин приняла закон о предоставлении Ирландии автономии, что вызвало острый кризис в Великобритании. Противники закона потребовали выделения из Ирландии ее северной части - Ольстера, самой развитой в промышленном отношении части страны. Сторонники расчленения Ирландии стали вооружаться, а офицеры направленных в Ольстер частей для наведения порядка отказались повиноваться правительству. В ответ стали создаваться добровольческие части в южной Ирландии. Введение закона в силу было отложено до окончания войны.

В английском парламенте происходили образные сражения - гомрулерам противостояли юнионисты, выступавшие против гомруля. Впрочем, сражения происходили не только в парламенте - юнионисты агитировали англичан против ирландского гомруля. Однако многочисленные угрозы юнионистов, вся их деятельность, направленная на срыв гомруля, не дали желаемых результатов.

Борьба между либеральной и консервативной партиями достигла наивысшей остроты весной 1914 года. В Ольстер были брошены войска, однако в самой Англии проводились митинги против использования армии и флота в Ольстере.

В 1914 году английским парламентом был принят Закон об управлении Ирландией (см. Главу II), по которому Ирландии предоставлялось право самоуправления и создания собственного парламента (с весьма ограниченными возможностями).

Эти самые ограниченные возможности не вполне устроили ирландских националистов. 23 апреля 1916 года в Дублине произошло ”Пасхальное” восстание. Члены подпольной Ирландской армии во время пасхального воскресения заняли наиболее важные улицы и здания ирландской столицы Дублина, стремясь провозгласить независимую от Великобритании Ирландскую Республику. Через неделю волнения удалось погасить, хотя требование независимости с каждым годом получало в Ирландии все большую поддержку.

Борьба продолжается.


---------------------------

1 - Английские консерваторы против Ирландской автономии, с. 54

Глава IV. Ирландская национально-освободительная революция 1919-1923 гг. Образование Ирландского свободного государства

Англо-ирландская война 1919-1921 гг.

Этот важнейший период национальной истории Ирландии распадается на два неразрывно связанных между собо й этапа - Англо-ирландскую войну 1919-1921 гг., называемую иногда также ирландской Войной за независимость, и последовавшую за ней с лета 1922 года Гражданскую войну. В ходе последней левые силы ирландского общества боролись за то, чтобы углубить развивающийся революционный процесс, противостоять намерениям правобуржуазных кругов остановить ирландскую революцию.

В эти годы ирландский народ, поднявшись вновь на решительную борьбу с намного превосходящими силами врага, проявил поразительную стойкость, мужество и самоотречение. Могущественный британский империализм, недавний победитель в первой мировой войне, был вынужден отступить, существенно пересмотрев свои отношения с “мятежным островом”.

Основной причиной развязывания вооруженной борьбы явилась жестокая, бескомпромиссная политика в Ирландии британского правительства.

После победы, 21 января 1921 года 29 из общего числа 73 избранных на недавних выборах шинфейновских депутатов (остальные находились в британских тюрьмах) собрались в здании ратуши и провозгласили себя полномочным законодательным учреждением - парламентом (по-ирландски Дойлом). На своей первой, длившейся всего два часа сессии Дойл принял три важных документа: Декларацию Независимости, Призыв к народам мира и Демократическую программу.

“Войной по-ирландски” руководили главным образом командиры местных подразделений ИРА (Ирландская республиканская армия, существующая по сей день). ИРА считалась национальной армией, действовавшей под эгидой Дойла, однако на деле она боролась независимо.

Наряду с военными действиями в сельской местности повстанцы нападали на английские войска, полицию и чиновников колониальной администрации в городах, совершенствуясь в искусстве уличной борьбы мелкими мобильными группами.

До осени 1920 года ИРА придерживалась тактики неожиданных хорошо подготовленных атак на казармы, жандармские посты, патрули, постоянно держа в руках тактическую инициативу. Весной 1920 года королевской ирландской жанлармерии было приказано оставить на произвол судьбы свои посты в сельской местности и сконцентрироваться в городах. В результате обширные районы страны оказались под контролем ИРА.

Военные действия вело и население.

Англо-ирландский договор 6 декабря 1921 года и образование Ирландского свободного государства.

К весне 1921 года военные действия в Ирландии приняли широкий размах и достгли особого ожесточения. ИРА перешла к операциям крупного масштаба против английских войск и колониальной администрации.

К этому времени правительство Великобритании осознало невозможность подавить выступление Ирландии: империя испытывала трудности и с другими колониями, и возможности направить все силы на Ирландию она не имела. Тем более и с той, и с другой стороны появилось желание закончить войну.

В шинфейнеровском руководстве не было единодушия по вопросу о том, на каких условиях подписывать мирное соглашение с Англией. Если правые, наиболее умеренные националисты во главе с Гриффитсом были готовы пожертвовать полной политической независимостью и удовлетвориться предлагавшимся Англией статусом доминиона, то более последовательные (Де Валера, К.Бругга. О.Стэк и многие военные руководители) не хотели мириться с подобной уступкой. Многие бескомпромиссно стояли за республику.

6 декабря 1921 года Дойл ратифицировал договор с Великобританией о предоставлении Ирландии статуса доминиона.

Раздел Ирландии

Разногласия по вопросу независимости Ирландии и ее объединении с Великобританией, которые продолжались на протяжении столетий, завершились компромиссом: король Георг V провозгласил Ирландское свободное государство (Эйре), получившее статус доминиона в составе Британской империи. 6 северных графств остались частью Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии. Ирландский парламент, находившийся в Дублине, получил автономию под суверенитетом британской короны. Чиновники были обязаны присягать королю - главе Британской империи; бывшего лорда-наместника сменил генерал-губернатор, власть которого носила в значительной степени номинальный характер.

В результате выборов в британскую палату общин, состоявшихся в декабре 1918 года, Шин Фейн получило 73 голоса из 160 и сформировало собственный парламент в Дублине. Ирландская республиканская армия (ИРА) развернула борьбу против британских властей.

Для разрешения конфликта, который угрожал перерасти в кровавую бойню, британский парламент весной 1920 года предложил разделить Ирландию на 26 южных и 6 северных графств. Депутаты дублинского парламента были вынуждены согласиться с разделом страны.

Не изменила ситуацию и гражданская война на юге Ирландии, с помощью которой радикальные республиканцы во главе с Имоном Де Валера пытались добиться присоединения к независимой Ирландии.

Гражданская война 1922-1923 годов

Как и следовало ожидать, Договор, его основные статьи и перспектива проведения их в жизнь встретили сопротивление части ирландского народа. Были и те, кто предпочел нейтралитет, выступив за Договор лишь потому, что тот обещал мир.

Силы, выступавшие за углубление освободительной революции в Ирландии, не были едины. В период Гражданской войны наиболее четко произошло размежевание двух ведущих тенденций в республиканском лагере, разрыв между “чистыми республиканцами”, борцами за одну лишь политическую независимость, и теми, кто стремился к широким социально-экономическим преобразованиям в интересах народа.

Позиция сторон с предельной ясностью проявилась во время “дебатов о Договоре” в ирландском Дойле, начавшихся спустя неделю после его подписания, 14 декабря 1921 года и продолжавшихся до 10 января 1922 года. Голосование по итогам этих дебатов зафиксировало раскол Шин Фейна на сторонников “режима Договора”, т.е. Ирландского свободного государства (так называемые фристейтеры), и их противников - республиканцев.

Обе противоборствующие стороны испытывали страх перед угрозой “анархии” и “хаоса”, т.е. развертывания социальной борьбы. Основное различие заключалось в том, что правые твердо решили положить конец развитию революции, тогда как республиканцы жаждали полной политической независимости. Первые были решительней, жестче, увереннее в своих силах: за их спиной стояла Англия, они были убеждены в поддержке значительного болшинства уставшего от войны ирландского народа.

К маю 1922 года обстановка в Ирландии обострилась до предела: в стране сложились два военно-политических лагеря, готовых скрестить оружие.

Начались сражения между фристейтерами и республиканцами, в которых последние терпели поражение. Фристейтеры пользовались поддержкой английских войск. Республиканцы придерживались оборонительной тактики, полагая, что она даст возможность вынудить фристейтеров к мирным переговорам.

Но у республиканцев не было поддержки народа, к тому же в поражении ИРА внесла значительную лепту католическая церковь, клеймя бойцов ИРА как “богоотступников” и “убийц”.

Не достигла особых успехов ИРА и во время второго этапа Гражданской войны 1922-1923 годов. 27 апреля 1923 года премьер созданного в подполье правительства Ирландской республики Де Валера обратился к соединениям ИРА с призывом прекратить борьбу и спрятать оружие в ожидании наступления лучших времен.

Итоги ирландской революции

Продолжавшаяся в общей сложности около четырех с половиной лет ирландская национально-освободительная революция прошла сложный и противоречивый путь. В целом она развивается по восходящей линии. Ее наивысшей точкой, несмотря на то, что к этому времени общенародная поддержка ее лозунгов значительно ослабла, являлся заключительный этап Гражданской войны (осень 1922 - зима 1923 гг.), когда происходило максимально возможное в тех условиях сближение двух основных потоков освободительной борьбы: политического и социального. Именно в это время Ирландская революция подошла ближе всего к тому рубежу, за которым она могла перейти в революцию национально-демократическую.

Революция, хотя и незавершенная, стала “точкой отсчета” в ирландской истории новейшего времени. В ходе ее были заложены основы и созданы условия для складывания национальной государственности, создания в будущем политически независимой буржуазно-демократической Ирландской республики.


Глава V. Ирландия 1920-1949 гг. На пути к полному освобождению

В 1923-31 годах Ирландия находилась под властью политической партии Кумман на Гэл. Ее ядро составляли крупные городские собственники и крупные капиталистические фермеры.

Основной целью социально-экономического и политического курса Ирландского свободного государства являлось упрочнение позиций наиболее умеренных группировок ирландской национальной буржуазии, обеспечение ограниченного, “участкового” развития национального капитализма.

Побежденные республиканцы практически находились вне закона: они подвергались репрессиям, их инициатива грубо подавлялась во всех областях национальной жизни.

Ирландия находилась в опустошении, была отсталой в экономическом отношении. Предпринимались шаги для создания здоровой экономики. Однако основная часть городского и сельского рабочего населения находилась в чрезвычайно тяжелом положении.

Правительство Косгрейва, находящееся у власти, делало упор на развитие предпринимательства, чем во многом наносило ущерб рабочему классу. Начались массовая борьба против режима Косгрейва.

Тогда поднял голову Де Валера - он создал оппозиционную партию Фианна Фойл (ирл. - солдаты судьбы), появившуюся на политической арене Ирландии весной 1926 года. Однако в программе этой партии не было требования республики - из тактических соображений.

С 1930 года Ирландию охватил мировой экономический кризис, который стал причиной резкого обострения всех социально-политических противоречий.

Пришло к власти правительство Де Валеры, которое тут же отменило чрезвычайное положение, освободило политических заключенных; Дойл постановил изъять из конституции статью о присяге депутатов английской короне. Из подполья вышла ИРА - восторженно приветствуемая населением.

Правительство Де Валеры во многом изменило положение Ирландии, в частности в отношениях с Англией. Уверенная в поддержке масс, партия Де Валеры провела через Дойл закон о пошлинах на ввоз британских продуктов, проводились законы о контроле над промышленностью, направленные против возникновения иностранного капитала во вновь создававшиейся промышленной отрасли, произошла индустриализация страны и т.д.

Фианна Фойл поддерживалась на выборах ирландским народом, опережая основного противника - Кумман на Гэл.

В Ирландии существовали и другие партии: например, коммунистическая, лейбористская. В 1933-34 гг. было развито фашистское движение, так назваемые “синерубашечники”, которое потерпело крах.

Ирландия стойко боролась против попыток Англии возобновить над ней строгий контроль.

В то время происходило социальное расслоение населения, как в городе, так и в деревне: буржуазия и фермерство набирало обороты, подавляя более низкие социальные слои.

В 1937 году была обнародована новая конституция Ирландии - детище Де Валеры. По замыслу она была призвана перечеркнуть статьи Договора 1921 года. Конституция объявляла ирландский доминион “суверенным, независимым демократическим государством Эйре”, сохраняющим лишь внешнюю связь с Англией. Северная Ирландия была названа в конституции “частью национальной территории Ирландии, на которую в настоящее время ее юрисдикция не распространяется”1. В целом же ирландская конституция 1937 года обрисовывала четкий контур отсталой, освобождающейся страны, выбравшей в качестве столбового капиталистический путь развития.

В течение Второй мировой войны Ирландия сохраняла строгий нейтралитет, явившись единственным исключением среди стран-членов Британского содружества. Ирландское правительство отвергало попытки фашистской Германии втянуть его в конфликт с Великобританией. В военные годы страна как бы “замкнулась” в кругу своих собственных возрастающих трудностей.

По окончании войны, 18 апреля 1949 года в годовщину “пасхального” восстания в 1916 году Ирландия официально вышла из Содружества и получила статус независимой республики. Президентом стал Шон Томас О’Келли.


---------------------------

1 - История Ирландии, с. 317

Заключение


В заключении хочется подвести итог проделанной работе. В реферате освещён конечный этап борьбы Ирландии за независимость от Великобритании, когда стране на “Зеленом острове” было, наконец, предоставлено сначало право на самоуправление, потом гомруль, после - доминион, и в конце-концов Ирландия была провозглашена независимой республикой.

Еще раз повторюсь, что ирландский народ стойко и упрямо сражался за свою независимость на протяжении восьми веков. Честолюбивой Англии нужен был “Зеленый остров”, дающий отличные возможности, имеющий хорошее географическое положение, и в конце-концов, находящийся под боком. И потом само название - Великобритания, Соединенное Королевство - разве бы оно было таким без соседнего острова? А народ там, как на зло, попался ужасно свободолюбивый: казалось бы, чего уж там, завоевали страну, так и пусть живет под чутким руководством победителя - не она первая, не она последняя. Ведь живут же спокойно шотландцы и надменное графство Уэльс. Но не “Зеленый остров”. Гордому духу ирландца всегда претило сознание того, что он живет под чьим-то - чужим, иноземным, неродным - началом, что подчиняется не Ирландцу, а Англичанину, что ему не дают развивать собственную культуру, собственный язык, религию, собственную модель жизни общества, а навязывают иностранные. Каждая нация имеет право на самоопределение - и это стало девизом ирландцев. Не мудрено, что здесь, в стране, чья нация угнетена, развился национализм, здесь он актуален и оправдан, потому не осуждаем мировой общественностью.

На протяжении веков ирландский народ пытался сбросить с себя правление англичан, а те жаждали больших и больших территорий. Сколько раз главы национальных движений садились за стол переговоров, сколько раз, не находя другого метода, ирландцы применяли метод насилия - и все это имеет оправдание: они боролись за свою свободу.

И только в начале XX века, когда общество более или менее осознало методы цивилизации, когда сами борцы потеряли терпение, когда была разработана конкретная программа и предложены конкретные действия, когда, наконец, подвернулся удобный случай для осуществления давней мечты, ирландцы добились своего - их родная страна была объявлена свободной. И как они его тут же назвали - Ирландское свободное государство. Правда, не обошлось без потерь - северная провинция Ольстер осталась под властью и контролем Англии, и потому ирландский вопрос в английской истории актуален по сей день. Трагедия этой провинции привлекает внимание обозревателей всего мира. Время от времени возникают кризисы, похожие на небольшую революцию, нет, веками не подавить эту гордость и свободолюбие.

Я взяла эту тему не случайно, не потому что она мне подвернулась первой - у меня была конкретная цель: изучить проблему отношений Ирландии и Англии теперь, когда она вновь дает знать о себе.

В своей работе я старалась показать ситуацию, сложившуюся в отношениях между Ирландией и Великобританией накануне освобождения первой, показать длительность борьбы и упорство ирландцев, делающее невозможным “замять” эту проблему.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


1. Хроника человечества, под ред. Бодо Харенберг. изд-во “Большая энциклопедия”, М., 1996

2. Сборник документов по истории Нового времени, 1870-1914 гг. М., изд-во “Высшая школа”, 1989

3. М.Е.Орлова Ирландия в поисках путей независимого развития в 1945-1948гг., М., изд-во “Наука”, 1973

4. Статья - И.М.Узнародов Английские консерваторы против Ирландской автономии (1912-1914гг.), сборник статей по политической истории европейских стран конца XIX - начала XX вв., М., 1979

5. История Ирландии под ред. Л.И.Гольмана, М., изд-во “Мысль”, 1980






Похожие:

Ирландский вопрос конца XIX начала XX вв iconОбразов романа «Между двух зорь» сквозь призму исторических событий и религиозно-философской мысли России конца XIX начала XX веков
I проблематика и система образов романа «Между двух зорь» сквозь призму исторических событий и религиозно-философской мысли России...
Ирландский вопрос конца XIX начала XX вв iconВопросы для подготовки по педагогике
Влияние передовой педагогической мысли России на зарубежную педагогику конца XIX – начала XX века
Ирландский вопрос конца XIX начала XX вв iconI. Религиозно-философские взгляды И. Г. Шварца: источники, влияние на российское общество
«Мартинисты, розенкрейцеры и «внутренние христиане» в России конца XVIII начала XIX вв
Ирландский вопрос конца XIX начала XX вв icon10 11 класс 3 1
Философское течение конца XIX – начала XX вв., исходившее из понятия «жизни» как некоей интуитивно постигаемой органической целостности...
Ирландский вопрос конца XIX начала XX вв iconФененко а. В. Место французского политического консерватизма в эволюции общеевропейской консервативной мысли конца XIX – начала ХХ вв
Очевидно, консервативная мысль это феномен, до настоящего времени с трудом поддающийся историческому и политическому анализу
Ирландский вопрос конца XIX начала XX вв iconФененко а. В. Место французского политического консерватизма в эволюции общеевропейской консервативной мысли конца XIX – начала ХХ вв
Очевидно, консервативная мысль это феномен, до настоящего времени с трудом поддающийся историческому и политическому анализу
Ирландский вопрос конца XIX начала XX вв icon48. Русская газета конца XIX – начала XX века
Первые партийные органы формируются в эмиграции. Эсеры в 1900 г организовали газету «Революционная Россия», социал-демократы — в...
Ирландский вопрос конца XIX начала XX вв iconВопрос 7 Западноевропейские педагогические теории конца XIX века
В этих условиях стало более явным уже ранее ощущавшееся несоответствие традиционной школы, практики воспитания и обучения новым экономическим...
Ирландский вопрос конца XIX начала XX вв iconМилевский О. А. Российская дальневосточная политика конца XIX – начала ХХ в в геополитической проекции Л. А. Тихомирова
Л. Тихомирова, который в отличие от большинства политических деятелей "правого" лагеря полагал, что геополитическое закрепление Российской...
Ирландский вопрос конца XIX начала XX вв iconXix начала XX вв
Последняя тенденция будет в наибольшей степени реализована в отечественном праве в XVIII – первой половине XIX века, но оформляется...
Ирландский вопрос конца XIX начала XX вв iconИсследования биографий И. Линдля и И. Е. Госснера XIX-XXI вв
Германии. До конца XIX века в России в колонии Сарата продолжали жить последователи И. Линдля. С этой точки зрения И. Линдль и интересовал...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы