Тончайшая акварель на провинциальной сцене icon

Тончайшая акварель на провинциальной сцене



НазваниеТончайшая акварель на провинциальной сцене
Дата конвертации27.08.2012
Размер43.34 Kb.
ТипДокументы

Тончайшая акварель на провинциальной сцене

«Санкт-Петербургские ведомости» 24 июня 2006 год

Светлана Рухля


Её неудержимо манила сцена Александринского театра. Да и театр, казалось, ждал ее. Однако не случилось. В Александринке была своя царица — великолепная, не ведающая усталости и… не допускающая соперниц. Лишь через годы Полевицкая узнает о причинах обидного и непонятного для нее отказа…


Она родилась в Ташкенте в июне 1881 года в семье управляющего Ташкентской конторой Государственного банка. Её отец, юношей закончивший в Петербурге художественную школу, мечтал стать художником. Но материальные трудности не позволили ему воплотить мечту в жизнь. Нерастраченный же дар он направил на организацию всестороннего образования своих пятерых детей.

С 1888 года семья Полевицких обосновалась в Петербурге. Причиной переезда стал донос на отца и связанные с ним разбирательства. Отстраненная холодность нового местожительства была совершенно не похожа на купающийся в солнце Ташкент. А еще… в Петербурге был театр! И Леночка открыла для себя новый мир, неведомый ей прежде. Спектакли, увиденные на императорской сцене, Александровский институт, где она получила образование и сыграла в ученических постановках, открыли ее внутренние устремления.

Она будет петь в опере! Природа не поскупилась — голос контральтового тембра был красив и объемен, желание петь — огромно. Но подобные планы не нашли сочувствия у отца, а попытки самостоятельно заработать на жизнь оказались нереальны. Был найден компромисс: Елена поступает в Школу Штиглица, а отец оплачивает занятия пением.

Благодаря разносторонней одаренности и уроки живописи, и уроки пения шли успешно. Но ни планам отца, ни мечтам Елены осуществиться было не суждено. Из Школы Штиглица девушку отчислили за свободолюбивые взгляды (на дворе стоял 1905 год) с нелепейшей формулировкой. Обладательницу высшей премии за акварель отчисляли за недостаточные способности!

Голос же покинул ее при драматических обстоятельствах. Нежные чувства, возникшие между девушкой и ее аккомпаниатором студентом Евгением, сулили скорые перемены в жизни. Радостные хлопоты, ожидание счастья, назначенный день венчания и… странный поступок жениха, с его нелепой просьбой сыграть свадьбу спустя десятилетие. Сердечная рана была так глубока, что на нервной почве девушка потеряла голос. Только театр успокаивал ее душу, отвлекал от тяжелых мыслей, а встреча с искусством Веры Комиссаржевской наполнила жизнь новым содержанием.

Елене шел двадцать пятый год. «И сцена драматическая стала моей всепоглощающей страстью, смыслом и содержанием моего существования. И все достигнутое мною в юности занятиями разными видами искусства вдруг оказалось важным и необходимым для искусства сцены».

В 1906 году она поступила в музыкально-драматическую школу Е. П.
Рапгофа, поразив своей одаренностью присутствовавшего на вступительном экзамене знаменитого актера и режиссера Александринского театра Андрея Петровского.

В марте 1908 года Полевицкая досрочно получает аттестат – смерть отца вынуждала зарабатывать на жизнь самостоятельно – и получает назначение в театр Пскова. Она не чурается никаких ролей, выполняя условия контракта – роли «на усмотрение дирекции». И, по свидетельству «Псковской жизни», это идет ей на пользу: «Огромное достоинство г-жи Полевицкой, указывающее на большой талант, заключается в том, что в какой бы роли г-жа Полевицкая ни выступала — она нигде не повторяется, ее игра во всех ролях в высшей степени продумана, и смело можно сказать, что в каждой, даже самой маленькой роли она создает художественный тип».

Окрыленная первыми успехами, в августе 1908 года она возвращается в Петербург и почти сразу получает приглашение сыграть в Павловске Негину в «Талантах и поклонниках» Островского. Роль, исполненная в окружении актеров Александринского театра, возрождает мечты о прославленной сцене. Никогда еще вожделенная Александринка не была столь близка, Петровский сам вызвался «похлопотать» за любимую ученицу. Назначен «закрытый дебют», актриса выдержала его с честью, но… за выступлением ничего не последовало. Не последовало и никаких объяснений. «Причиной» же была, не любящая соперниц Мария Савина, чье слово было весомее даже слов директора императорских театров.

С антрепренершей Малиновской Елена уезжает в Гельсингфорс. А по окончании сезона получает приглашение Южина дебютировать в Малом театре. И вновь ощущение тяготеющего рока: блестящий дебют, заманчивые предложения и – отказ. На сей раз «постаралась» Малиновская, пустившая слух об алкоголизме актрисы, так как талантливая девушка была нужна ей самой…

Весной 1910 года в Петербурге происходит знаменательная для Елены встреча с выдающимся провинциальным режиссером Николаем Синельниковым, набирающим труппу для театра в Харькове. Несколько лет, проведенных в труппе Синельникова, станут годами счастливейшего творческого содружества. Она сыграет Марию Стюарт и леди Мильфорд («Мария Стюарт» и «Коварство и любовь» Шиллера), Юлию Тугину и Катерину («Последняя жертва» и «Гроза» Островского), другие роли, развившие ее чудесный дар и принесшие славу.

Во время гастролей в Москве в 1914 году актриса удостоилась лестной похвалы журнала «Рампа и жизнь»: «Москва не любит провинциальных знаменитостей, она относится крайне осторожно и подозрительно к звездам провинции. Г-же Полевицкой победа над Москвой дается сразу и главным образом потому, что в ней абсолютно нет провинции… Игра г-жи Полевицкой – это тончайшая акварель…».

В 1911 году Елена обвенчалась с Иваном Шмитом – блестящим адвокатом, режиссером-любителем, соратником Петровского и щедрым театральным меценатом. Его любовь и преданность залечили ее давнюю рану. Долгие годы они будут вместе.

Уже после революции, 20 мая 1920 года, Полевицкая и Шмит уезжают в Болгарию. Елена и представить себе не могла, что покидает Россию на 35 лет!

Впереди будут Румыния и Германия, Австрия и Прибалтика… Работа с Максом Рейнгардтом, многочисленные отказы американским кино- и театральным продюсерам…

«Русская Сара Бернар и Элеонора Дузе», «Подарок природы и искусства», «Одна из величайших актрис мира», она переживет оглушительные триумфы и тяжелейшие испытания. Безнадежные попытки вернуться на Родину и долгие годы работы на немецком языке, репатриацию из Прибалтики и страшный быт лагеря для перемещенных лиц, нищету и невостребованность…

Шмит не вернется на родину никогда. 10 сентября 1939 года во время пребывания в Риге он неудачно поскользнется на лестничной площадке и так и не оправится от полученных травм…

Елена Полевицкая же в Россию вернется в 1955 году в возрасте 75 лет. И еще целых восемнадцать лет она будет активно работать на благо русского театра…




Похожие:

Тончайшая акварель на провинциальной сцене iconAlles mайN (г. Минск) Официальный сайт
В случае воспроизведения «минусовки» с cd наличие стационарного cd-проигрывателя оговаривается заранее. Мониторов на сцене делжно...
Тончайшая акварель на провинциальной сцене iconСергеймогилевце в последнееискушениехрист а
В номере провинциальной гостиницы останавливается артист, играющий роль Иисуса Христа в спектакле одного актера. К нему заходит таинственный...
Тончайшая акварель на провинциальной сцене iconБари Алибасов об "Интеграле" 1986 года
А ведь это запись с концерта, где музыканты бегают по сцене как угорелые, нешуточно проявляют актерские способности, шаманят в цирковых...
Тончайшая акварель на провинциальной сцене iconАвтор-Дракон
Справа от меня, отхватив примерно четверть, поляну пересекала странная, совершенно прозрачная, с опаловыми и бархатно-чёрными переливами-всплесками,...
Тончайшая акварель на провинциальной сцене icon«посмотри, как сейчас упадет небо»
Кто-то сидит в последнем ряду. Еще чуть–чуть темноты и тишины, еще совсем немного терпения… и вот, наконец, на сцене появляется Она…...
Тончайшая акварель на провинциальной сцене iconСценарий учительского концерта «Суд над учителями» На сцене: 3 столика с табличками «прокурор», «адвокат», «судья» (судейский в глубине сцены)
На сцене: 3 столика с табличками «прокурор», «адвокат», «судья» (судейский – в глубине сцены). Выходит Маша (адвокат)
Тончайшая акварель на провинциальной сцене iconНа сцене я жизнью живу настоящей

Тончайшая акварель на провинциальной сцене iconКто никогда на сцене не стоял

Тончайшая акварель на провинциальной сцене iconТаблица результатов III тура (Конкурсный концерт на большой сцене)

Тончайшая акварель на провинциальной сцене iconТаблица результатов III тура (Конкурсный концерт на большей сцене)

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов