Очаг Евгения Деммени icon

Очаг Евгения Деммени



НазваниеОчаг Евгения Деммени
Дата конвертации27.08.2012
Размер43.02 Kb.
ТипДокументы



Очаг Евгения Деммени


«Санкт-Петербургские ведомости» 3 июля 2004 год

Светлана Рухля



«Не зная броду — не суйся в воду». Название водевиля, в котором молодой актер дебютировал на сцене бывшего Народного дома, будто бы предостерегало. Но «молодость способна на риск», — напишет он через годы…


Театр в жизни Евгения Деммени был также естественен и обязателен, как небо и солнце. Вся память о детстве, которая осталась с ним, неизменно воспроизводила его собственные театральные эксперименты и изобретения. Может быть, его воображение будили льющиеся из-под маминых пальцев вальсы и мазурки? Или любительские спектакли, где мама и папа (строгий министерский чиновник) увлеченно играли разные роли. Или походы в настоящий театр — неведомый, манящий...

Так или иначе, хотя в 5 лет, мальчик Женя был отдан в Николаевский кадетский корпус, а потом окончил офицерские курсы Пажеского корпуса в чине прапорщика инженерных войск, все его свободное время поглощал театр. Роли в любительских спектаклях, упражнения в декламации и даже собственный кукольный театр, верность которому мальчик сохранил до 15 лет…

Дебют в водевиле с двусмысленным названием, состоявшийся 10 апреля 1918 года, прошел успешно. С этого момента Евгений Деммени становится полноправным актером театра. Последовавший за дебютом летний театральный сезон расширил его репертуар до трех десятков ролей. Это были совсем маленькие роли, но ведь и сезон был первый в жизни. Параллельно юноша постигает тонкости театрального процесса, проводя в театре все свое время — с утра до позднего вечера.

Жизнь, казалось, раз и навсегда вошла в желаемое русло. Осенью он даже получает приглашение вступить в труппу вновь организуемого Большого Драматического театра. Но неспокойные времена диктуют свои правила и — бывшему подпоручику приходится вернуться в строй.

Только через три с лишним года он вернется в Петроград. Вернется с твердым намерением ступить на ту же стезю, следовать по которой помешала война. Техническая должность в ТЮЗе, участие в кружках, сформированных из безработных актеров, и наконец приглашение стать руководителем драматического кружка рабочего клуба Петрогубтранса. Деятельность в рабочем театре завлекла его необыкновенно — коллектив молодых энтузиастов, горящих новыми идеями, не боящихся экспериментировать! За короткий период удается поставить несколько небольших спектаклей, уже спланированы новые, но — игра случая, или неумолимость призвания, — и он ступит на неизведанную дорогу...

Магазин случайных вещей — так поэтично в начале ХХ века назывались обычные комиссионки. В витрине одного из таких магазинов были выставлены абсолютно случайные куклы. Целых восемнадцать кукол-петрушек, героев французских кукольных комедий! Спектакли французского кукольного театра «Гиньоль», виденные в Париже в 8-летнем возрасте, собственный кукольный театр вихрем пронеслись в памяти... Он купил их.
И именно этот день определит того Евгения Деммени, которому суждено будет стать первым в России профессиональным режиссером-кукольником.

Все закрутилось неожиданно, стремительно. Интерес кружковцев к старинным куклам, попытки поиграть с ними, выразительный рассказ Евгения и как-то само собой возникшее желание: поставить кукольный спектакль. Отсутствие специальных пьес для кукольного театра не испугало молодой коллектив. Бывший сослуживец Евгения начинающий драматург Юрий Гауш написал пьесу «Арлекинада» — о любовных похождениях Арлекина. Началась подготовка спектакля. Обратимся к воспоминаниям Евгения Деммени: «Отец Юрия Александровича — видный художник «Мира искусства» Александр Федорович Гауш — согласился взять на себя всю изобразительную часть будущего спектакля, и наши кружковцы, среди которых оказались мастера на все руки — токари, столяры, монтеры, — принялись за постройку сцены и декораций. Работа закипела, и меньше чем через месяц наш «театр» и вся материальная часть были готовы».

Сложнее шел процесс репетиций. Актеры все постигали самостоятельно в процессе длительной работы. Быстро устающие руки, бесконечное повторение одних и тех же действий, скурпулезное раскладывание каждого кукольного движения на отдельные элементы — так по крупицам, вслепую приобретался опыт.

Премьера, состоялась 14 января 1924 года и прошла с необыкновенным успехом. По просьбе публики спектакль был сыгран дважды! Так как получасовая «Арлекинада» была слишком коротка, показали еще и одноактную шутку Е. И. Васильевой и С. Я. Маршака «Петрушка».

Приглашенный на премьеру руководитель ТЮЗа А. А. Брянцев написал Евгению Деммени письмо, в котором были и такие строки: «Вы стоите на пути к созданию нового интересного дела. Уже и сейчас обе Ваши постановки являются несомненным художественным достижением и с полным правом могут быть предъявлены даже требовательному зрителю».

Так начал свое существование новый театр. Он развивался энергией молодых подвижников. 15 декабря 1924 года в статье, посвященной первой годовщине работы театра, журнал «Рабочий и театр» писал: «Рабочий кукольный театр «Гиньоль», демонстрировавший свои достижения 8 декабря в Музее академических театров, заслуживает того, чтобы на него обратить особое внимание... Энергия, с которой ведется это дело, обеспечивает ему успех и в будущем».

Успех и не оставляет юный театр. К концу первого сезона он поменяет свое имя. Театр «Гиньоль» станет называться Театром Петрушки. В 1925 году коллектив войдет в состав ТЮЗа. В 1928 году Евгений Деммени осуществит постановку «Свадьбы» А. П. Чехова, он уверен: язык кукол универсален для любой зрительской аудитории. И новая безоговорочная победа! «Красная газета» напишет о ней так: «Этот спектакль утверждает наш петрушечный театр не только как театр для детей, который из уважения к мастерству посещают и взрослые, но и как театр для взрослых, могущий поселить над «детской» ширмой актуальную тематику, усложненное и веское содержание».

…Егений Деммени проживет долгую жизнь. Настоящий художник, он совершит в этой жизни много открытий и одержит много побед, навсегда сохранив верность маленьким деревянным человечкам —«играющим куклам». У него всегда будут единомышленники, всегда будет свой театр и всегда будет любовь зрителей.

«Кукольный театр есть очаг, питаемый сокровенным в нас нашим детством и в свой черед пробуждающий в нас уснувший дворец детской сказки», — писал выдающийся мыслитель ХХ века отец Павел Флоренский. Евгений Деммени зажег этот очаг и оставил его потомкам. Новое поколение актеров и режиссеров сохраняет его в Петербурге в театре, носящем имя своего создателя.




Похожие:

Очаг Евгения Деммени iconЕвгения Мравина: невысказанная жизнь
В семье военного инженера, генерал-майора Константина Иосифовича Мравинского и его супруги Александры Александровны, в девичестве...
Очаг Евгения Деммени iconАльбова Евгения Владимировна Почетная грамота победителя конкурс
Альбова Евгения Владимировна – Почетная грамота победителя конкурса лучших учителей РФ (Приказ Минобрнауки России от 1 июля 2009...
Очаг Евгения Деммени iconПоложение о соревнованиях и полевых сборах военно-патриотических (военно-спортивных) клубов «Поиск – 2005», посвященных памяти Героя России, гвардии майора Евгения Родионова
«Поиск – 2005», посвященных памяти Героя России, гвардии майора Евгения Родионова
Очаг Евгения Деммени iconПравила пожарной безопасности. Вот некоторые из них
Если в жилище начался пожар не надо паниковать: спокойно, но быстро обесточьте очаг пожара
Очаг Евгения Деммени iconПравила пожарной безопасности. Вот некоторые из них
Если в жилище начался пожар не надо паниковать: спокойно, но быстро обесточьте очаг пожара
Очаг Евгения Деммени iconКарачевцева Евгения Эдуардовна 10 а I русская литература

Очаг Евгения Деммени iconЗемлетрясения
Очаг землетрясения, то есть точка под землей, которая является источником землетрясения,называется гипоцентром. Глубина очага может...
Очаг Евгения Деммени iconМосковская духовная академия кафедра Истории русской религиозной мысли
Жизнеописание князя евгения николаевича трубецкого
Очаг Евгения Деммени iconСписок участников акции «Православная книга в подарок»
Щербакова Евгения, Чепига Георгий, Таганова Алина, Исаков Владимир, Шапкарина Марина
Очаг Евгения Деммени iconСписок участников акции «Православная книга в подарок»
Щербакова Евгения, Чепига Георгий, Таганова Алина, Исаков Владимир, Шапкарина Марина
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов