Графиня Марица из Артемовска «Санкт-Петербургские ведомости» icon

Графиня Марица из Артемовска «Санкт-Петербургские ведомости»



НазваниеГрафиня Марица из Артемовска «Санкт-Петербургские ведомости»
Дата конвертации27.08.2012
Размер42.23 Kb.
ТипДокументы

Графиня Марица из Артемовска

«Санкт-Петербургские ведомости» 2007 год 13 января

Светлана Рухля


Что-то манящее было в ее мягкой грациозности, изящном повороте головы, ярких бархатных глазах. Она могла бы прославиться в опере, украсить своим голосом Мариинку или Большой, а стала первой русской Марицей в вечном «шлягере» опереточного кудесника Кальмана. Она могла бы остаться в истории русской оперетты, тем, чем стала для венской – Бетти Стоян, а осталась неясным контуром…


Зиночка Куровская родилась в 1895 году, в семье железнодорожника, в той России, которая еще сохраняла иллюзию размеренности, еще крестила своих младенцев и не предполагала, что их век будет иным. И Зиночка росла в крошечном Артемовске вдалеке от социальных потрясений, от «модных» революционных тревог. Да и какие тревоги! Легкая, подвижная, она будто бы и земли не касалась – парила. И замирало сердечко, когда ощущала она силу своего голоса, преодолевающего шум мчащихся поездов…

Когда родился брат Георгий семья уже жила в Оренбурге. Несмотря на 14-летнюю разницу в возрасте судьбы брата и сестры будут во многом схожи. Они

оба будут изысканно красивы, и оба свяжут свою жизнь с театром, а первые сценические шаги сделают в С.-Петербурге, где Зиночка поступит в консерваторию, а Георгий, спустя годы – в Государственный Драматический театр.

Петербургская консерватория овладеет ею без остатка – многообещающие отзывы комиссии, первые вокализы и оперные арии, стипендия Глазунова. От природы богатый голос все более расцветает, чувствует себя вольготно, но самой Зиночке так хочется движения, танца, искрящейся веселости! Ей так сложно только петь!

Вне занятий же очаровательную, жизнерадостную девушку буквально преследуют поклонники. Вскоре, один из них, статный гардемарин Елагин – родственник владельцев Елагина острова, поведет ее под венец…

Первым с творчеством выпускницы Петербургской консерватории познакомится Харьковский театр миниатюр, где она начнет карьеру под псевдонимом Светланова. На долгие годы Харьков запомнит молоденькую дебютантку, которая «поражала всех своим блестящим пением». Зиночка же окончательно понимает, ее призвание не опера, а королева блеска и ритма – оперетта. Она поступает в опереточную труппу и отправляется с ней на гастроли по югу России.

После революции Елагин эмигрирует за границу. Она же не мыслит себя без России! Оглядываясь на творчество бывших примадонн, Зинаида пытается вдохнуть какую-то совсем другую жизнь в запылившиеся штампами опереточные образы. И судьба, будто бы, идет ей на встречу. Инициативная группа молодых артистов мечтает создать в Москве первый стационарный опереточный театр. На амплуа главной героини приглашают прогремевшую в провинции Зинаиду Светланову.

Театр на Большой Дмитровке открылся опереттой Р. Штольца «Фаворит» и быстро стал набирать популярность у столичной публики.
Новые же постановочные решения требовали актеров новой формации. И они появились! Идеальным образцом такой актрисы стала Светланова, по свидетельству выдающегося актера оперетты Митрофана Днепрова: «Она прекрасно пела, хорошо танцевала, обладала большими драматическими способностями и была на редкость обаятельна! Словом, в ее даровании сочетались качества, необходимые опереточной артистке. Мне всегда казалось, что она должна стать родоначальницей новой школы и уж, во всяком случае, новой плеяды советских опереточных артисток. И, вероятно, для многих Светланова была примером того, как надо служить нашему искусству, как следует работать в синтетическом театре. Ей удавалось в значительно большей степени, чем прежним примадоннам, достигать характерности образа, в полном смысле этого слова перевоплощаться».

В истории Московской оперетты Зинаида Светланова осталась первой исполнительницей ведущих женских партий в классических опереттах – в 1922 году она спела Сильву («Сильва» И. Кальмана), в 1923 – Анжель Дидье («Граф Люксембург» Ф. Легара), в 1927 – Елену («Прекрасная Елена» Ж. Оффенбаха).

Настоящий триумф ожидал приуроченную ко Дню Красной Армии постановку оперетты И. Кальмана «Баядера». Спектакль готовили в ограниченные сроки, но он оказался лучшим спектаклем сезона 1922/23 г.г. Артистка оперетты Ольга Грекова-Дашковская вспоминала: «Исполнительница главной роли молодая героиня Зинаида Леопольдовна Светланова получает полное признание зрителя… Благодаря прекрасным внешним данным, очень хорошему голосу и большой музыкальной культуре она становится лучшей исполнительницей этой роли в Советском Союзе».

23 февраля 1924 года в Вене состоялась премьера новой оперетты И. Кальмана «Марица». А уже 28 декабря того же года, несмотря на мучительный репетиционный процесс и полную уверенность в провале ее представили русскому зрителю молодые московские артисты. Их ждал невероятный успех, бисировались все номера, а царила над всеми великолепная графиня Марица – Зинаида Светланова.

Коротким ярким следом осталось в душе новое замужество. Ее избранником стал сын итальянского певца и артистки МХТ Дмитрий Джусто – один из лучших актеров оперетты на амплуа «простака»…

В 1932 году в Ленинграде, в здании бывшего Пассажа, появился новый опереточный коллектив — Государственная музкомедия. Созданный усилиями Алексея Феона и Николая Дашковского театр сразу заслужил любовь ленинградцев, тем более, что большинство актеров были им известны. Среди «новых» имен были совсем молодой Анатолий Королькевич (в будущем автор книги «А музы не молчали…» и прима Московской оперетты Зинаида Светланова.

В 1936 году Светланова вновь в Москве, она в полном расцвете своего таланта. Происходят изменения и в личной жизни. Зинаида Леопольдовна выходит замуж за председателя ЦК РАБИС (работников искусств) Ю. М. Славинского.

Впереди были годы наполненной радостной жизни. Жизни, обрушившейся обыкновенной ночью 1937 года…

Наталья Сац встретила ее в Темлаге – закрытом лагере «для жен самых ответственных врагов народа»: «Зинаида Светланова – примадонна Московской оперетты и тут держалась, зная себе цену. Помню ее чудный голос. Спрашиваю, поет ли она здесь. Она презрительно кривит губы: «Птица в клетке не поет».

Зинаиду Леопольдовну реабилитировали в 1950 году. Некоторое время она прожила в городе Майкопе, затем по ходатайству А. А. Яблочкиной и Е. Д. Турчаниновой получила разрешение вернуться в Москву. Последние годы жизни она провела в Ленинграде.

Она никогда не вернулась на сцену. И оказалась «недостойна» Театральной энциклопедии. Ее документы изъяли из Петербургской консерватории, а ее могила на Ковалевском кладбище – неизвестна.

Ее будто бы и не было…


Светлана Рухля




Похожие:

Графиня Марица из Артемовска «Санкт-Петербургские ведомости» iconСанкт-Петербургские Духовные Академия и Семинария
Со-Председатель оргкомитета Кирилло-Мефодиевских чтений ректор Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств...
Графиня Марица из Артемовска «Санкт-Петербургские ведомости» iconИсточник: Ведомости
Группа "Ист Лайн", как выяснили "Ведомости", имела право остановить все иски Росимущества о незаконности сделок с пассажирским терминалом...
Графиня Марица из Артемовска «Санкт-Петербургские ведомости» iconВ правительство Санкт-Петербурга 193060 Санкт-Петербург, Смольный
Красногвардейского района Санкт-Петербурга были нарушены требования закона Санкт-Петербурга от 05. 07. 06 №400-61 «О порядке организации...
Графиня Марица из Артемовска «Санкт-Петербургские ведомости» iconОткрытый Студенческий Чемпионат Санкт-Петербурга
Санкт-Петербургское отделение ртс государственная Санкт-Петербургская Лесотехническая академия
Графиня Марица из Артемовска «Санкт-Петербургские ведомости» iconПостановление 04. 06. 2009 n 655 о мерах по реализации Закона Санкт-Петербурга
Во исполнение Закона Санкт-Петербурга от 04. 02. 2009 №32-13 «О дополнительных мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан...
Графиня Марица из Артемовска «Санкт-Петербургские ведомости» iconЗакон санкт-петербурга об административных правонарушениях в сфере благоустройства в санкт-петербурге принят Законодательным Собранием Санкт-Петербурга 15 мая 2003 года
Статья 36. Непринятие владельцем животного мер по уборке территории Санкт-Петербурга от загрязнения экскрементами животного
Графиня Марица из Артемовска «Санкт-Петербургские ведомости» iconПостановление От 31 июля 2009 г. N 883 о стоимости питания, предоставляемого на льготной основе в образовательных учреждениях санкт-петербурга (в ред. Постановления Правительства Санкт-Петербурга от 09. 09. 2010 n 1220)
Закона Санкт-Петербурга от 04. 02. 2009 n 32-13 "О дополнительных мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в части...
Графиня Марица из Артемовска «Санкт-Петербургские ведомости» iconПоложение о школьном спортивном клубе Государственного образовательного учреждения средней образовательной школы №87 Петроградского района Санкт- петербурга
«Законом об образовании» и постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 09. 02. 2010 №91 «Об утверждении концепции и долгосрочной...
Графиня Марица из Артемовска «Санкт-Петербургские ведомости» iconСобранием Санкт-Петербурга 17 ноября 2004 года
Федерации и устанавливает меры социальной поддержки за счет средств бюджета Санкт-Петербурга отдельных категорий граждан в Санкт-Петербурге...
Графиня Марица из Артемовска «Санкт-Петербургские ведомости» iconПостановление От 15 марта 2012 г. N 224 о внесении изменения в постановление правительства санкт-петербурга от 31. 07. 2009 n 883
В целях реализации Закона Санкт-Петербурга от 04. 02. 2009 n 32-13 "О дополнительных мерах социальной поддержки отдельных категорий...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов