Новое издание н. Я. Данилевского в связи с выходом в свет нового издания книги «Россия и Европа» icon

Новое издание н. Я. Данилевского в связи с выходом в свет нового издания книги «Россия и Европа»



НазваниеНовое издание н. Я. Данилевского в связи с выходом в свет нового издания книги «Россия и Европа»
Дата конвертации27.08.2012
Размер92.11 Kb.
ТипДокументы



НОВОЕ ИЗДАНИЕ Н.Я. ДАНИЛЕВСКОГО


В связи с выходом в свет нового издания книги «Россия и Европа» в Центральном доме литераторов (Москва) под председательством Вадима Дементьева и Александра Репникова состоялся вечер, посвященный творческому наследию Николая Яковлевича Данилевского.

Газета Союза писателей России «Российский писатель» опубликовала в № 12 за 2003 год выступления на вечере Вардана Багдасаряна и Леонида Афонского, чьи работы размещены на нашем сайте.

Мы предоставляем Вам возможность ознакомиться с текстами выступлений Александра Репникова, Михаила Чернавского, Натальи Черниковой и Ярослава Бутакова:


Александр Репников


^ НАСЛЕДИЕ Н.Я. ДАНИЛЕВСКОГО СЕГОДНЯ


Николай Яковлевич Данилевский родился 28 ноября (10 декабря) 1822 г. в селе Оберец Орловской губернии. После Царскосельского лицея, записался вольным слушателем на физико-математический факультет Петербургского университета, где произошло его знакомство с Н.Н. Страховым. Среди друзей Данилевского был и П.П. Семенов (будущий Тянь-Шаньский) - гордость отечественной науки. Они вместе занимались ботаникой, а весной 1848 г. предприняли путешествие из Петербурга в Москву, с целью сбора коллекции растений и минералов. Казалось, все складывается благополучно, но в 1849 г. Данилевский был арестован по делу М.В.Петрашевского и пробыл сто дней в Петропавловской крепости. Ему удалось убедить следствие, что он не имел отношения к антисамодержавной деятельности М.В. Петрашевского. Следственная комиссия освободила ученого от суда, но он был направлен в административную ссылку в Вологду, что в значительной мере повлияло на его дальнейшую карьеру. Пришлось работать сначала в канцелярии вологодского губернатора, а затем при губернаторе Самары. Данилевский трудился не покладлая рук, участвовал в экспедициях занимавшихся исследованием состояния рыболовства на Волге и Каспийском море, писал научные работы. Уже в качестве начальника экспедиции он работал на Белом море и Ледовитом океане. Он побывал в Персии и Норвегии, работал в Астрахани, на Днепре, на Кубани, в Крыму, на Дунае и т.д. Его труды, посвященные исследованию рыболовных промыслов, до сих пор высоко ценятся специалистами. Не случайно за свою научную деятельность Данилевский был отмечен наградой Русского географического общества.

При всей важности естественнонаучных работ Данилевского, в истории русской общественной мысли он, прежде всего, останется автором книги «Россия и Европа». Глубокое впечатление этот труд произвел на Ф.М. Достоевского. В письме Н.Н. Страхову от 18(30) марта 1869 г. он с восхищением писал: «Да ведь это - будущая настольная книга всех русских надолго; и как много способствует тому язык и ясность его, популярность его, несмотря на строго научный прием».


Всю свою жизнь Н.Я.Данилевский трудился во имя России. Смерть застала его в Тифлисе 7 (19) ноября 1885 г. В некрологе, написанном Н.Н.Страховым, говорилось: «Патриотизм его был безграничный, но зоркий и неподкупный. Не было пятна не только на его душе, но и на самых помыслах».

Современные специалисты считают Н.Я.Данилевского основателем русской геополитической школы, предшественником О.Шпенглера и А.Тойнби. В последние годы многое было сделано для того, чтобы вернуть из небытия имя и труды выдающегося русского мыслителя. Попутно хочется обратить внимание на вольные или невольные ошибки, которые встречаются в исследованиях, затрагивающих взгляды Н.Я. Данилевского. Например, в работе Уолтера Лакера. «Черная сотня. Происхождение русского фашизма», изданной в Москве в 1994 г., дается сноска: «После 1917 года книга Н.Я.Данилевского «Россия и Европа» была запрещена, в последние годы неоднократно переиздавалась в Москве». В этой сноске допущены две грубые ошибки. Во-первых, никто «Россию и Европу» в СССР не запрещал. Более того, в 1975 г. в Ленинграде К.В.Султановым была защищена кандидатская диссертация, посвященная философско-социологической системе Н.Я.Данилевского. Советские исследователи опубликовали в 70-е и начале 80-х гг. ряд статей, в которых рассматривалась теория культурно-исторических типов, и цитировались отрывки из «России и Европы». Во-вторых, на родине Н.Я.Данилевского «Россия и Европа» после революции была переиздана только в 1991 г. Следующее переиздание вышло в 1995 г., т. е. уже после выхода книги У.Лакера. Так что в тот период, когда американский исследователь писал свою книгу, слова о «неоднократных» переизданиях книги были ошибочными.

Сегодня мы видим уже пятое (с 1991 года) переиздание работы Н.Я. Данилевского "Россия и Европа". В 1998 г. вышел сборник его политических статей. Конечно, то, что «Россия и Европа» переиздается вновь и вновь, не может не радовать. Но пришло время поставить вопрос и о переиздании еще одного труда мыслителя - его знаменитой работы, посвященной критике дарвинизма. Было бы также неплохо переиздать в одной книге полемику Вл.С. Соловьева и Н.Н. Страхова, да и знаменитая страховская «Борьба с Западом в нашей литературе» давно ждет своего издателя.


Михаил Чернавский


^ О ХАРАКТЕРЕ КОНСЕРВАТИЗМА Н.Я. ДАНИЛЕВСКОГО


Н.Я. Данилевского принято относить к консервативному направлению русской общественной мысли XIX века. В качестве подтверждения данного подхода анализируется, как правило, его теория культурно-исторических типов, призванная обосновать консервативную идею различия между Россией и Европой с социально-биологических и культурологических позиций. При этом рассмотрение собственно общественно-политических взглядов Н.Я. Данилевского остается, зачастую, за кадром. В то время как характер общественно-политических идей русского философа не позволяет причислить его к последовательным консерваторам.

Прежде всего, социальный биологизм, которого придерживался Данилевский, являлся давлеющей константой общественной мысли Европы второй половины XIX – первой половины XX века и принимал самое разное идеологическое звучание – консервативное (К.Н. Леонтьев), либеральное (Г. Спенсер), социалистическое (А. Шеффле), расистское (Ж. де Гобино, Х. Чемберлен), профашистское (Ф. Ницше, О. Шпенглер, А. Розенберг). Теория культурно-исторических типов Данилевского была подхвачена и интерпретирована (усилиями К.Н. Леонтьева, Н.Н. Страхова и др.) в консервативном ключе, но это вовсе не значит, что она свободна от сочетания с иными, в частности либеральными идеями, склонность к чему наблюдалась у самого Данилевского. Это выразилось в разделяемой им идее государственной децентрализации, в славянофильствующем морализаторстве, в принципе антиэтатизма и ненасилия, а также в идее органического соединения либерализма и национализма.

Во первых, это следует из понимания Данилевским исторически сменяющих друг друга форм политического объединения народов – централизованное государство ; союзное государство ; союз государств ; политическая система государств, где «общность действия обусловлена лишь одним нравственным сознанием без всякого определенного положительного обязательства».

Во вторых, Данилевский, говорил о трех периодах в историческом развитии народов – этнографический ; государственный ; цивилизационный. Причем последний рисовался ему состоянием, при котором народ, освободившись от жесткой регламентации достигает состояния гражданской свободы.

В третьих, можно выделить две тенденции в трактовке биологизаторской природы социума. Первая (последовательно консервативная) считает, что любой организм, а значит и общество развивается принудительно, через насилие и диктатуру, а в обществе превалируют методы принудительного политического решения (М.Н. Катков, К.Н. Леонтьев, Л.А. Тихомиров, Ф. Ницше, А. Шеффле и др.). Вторая (либерализированная, к которой следует отнести и Н.Я. Данилевского) придерживается мнения, что организм развивается свободно и независимо, а любые формы насилия приведут к подрыву его гармоничного роста (славянофилы, Н.Я. Данилевский, Н.Н. Страхов, А. Григорьев, Г. Спенсер и др.).

Таким образом, Н.Я. Данилевского следует отнести к консервативному направлению русской общественно-политической мысли в силу консервативной интерпретации его теории культурно-исторических типов, в то время как анализ общественно-политических воззрений Данилевского позволяет считать его скорее представителем либерализированной версии русского консерватизма.


^ Наталья Черникова


Россия и славянство после Данилевского


Как известно, Н.Я. Данилевский выступал за создание славянской федерации – Всеславянского союза со столицей в Константинополе во главе с Россией и с политически независимыми членами.

Это было одно из многих существовавших тогда видений решения славянской проблемы, над которой размышляли Ф.И. Тютчев, И.С. Аксаков, Ф.М. Достоевский. К.Н. Леонтьев и многие другие мыслители. При чем существовала принципиальная разница в отношении к славянскому вопросу правительства России и ее общественного мнения. Для первого славяне всегда представляли собой лишь часть обширного европейского направления внешней политики, общественное же мнение в своем отношении к ним прошло несколько этапов.

Время написания Данилевским «России и Европы» совпало с периодом наибольших надежд и мечтаний, апогеем которого стал Славянский съезд 1867г. в Москве. Однако дальнейшее развитие событий привело к постепенному разочарованию в славянском братстве. Главными причинами этого было как нагнетание в балканских странах антирусских настроений и экономическое засилье западноевропейского капитала, так и безразлично-потребительское отношение к России со стороны славянской интеллигенции. Ряд балканских кризисов последней четверти XIX – начала ХХ века привел к созданию на Балканах независимых славянских государств, тут же вступивших в междоусобную борьбу. Исполнилось пророчество Данилевского о соперничестве мелких славянских честолюбий, избежать которого он надеялся объединением этих стран в федерацию. На этом фоне отношение русского общества к славянам становится гораздо менее благожелательным, вплоть до громких призывов предоставить их своей судьбе как изменивших общеславянским интересам.


        
В целом к началу первой мировой войны пропасть в отношении к славянскому вопросу между общественным мнением и правительством России исчезает. Корректировка внешнеполитической линии России в сторону превалирования национальных интересов над европейскими привела к возникновению в правящих кругах стремления использовать балканские государства в качестве противовеса растущим аппетитам Австро-Венгрии и ее союзников. Правительственные проекты этого времени (создание блока славянских государств во главе с Россией) как по форме, так и по целям (защита от западной экспансии) во многом напоминали проект Всеславянской федерации Н.Я. Данилевского. Полвека спустя по этому же пути пойдет и советское государство, созданием Организации Варшавского Договора еще раз подтвердив жизненность положений Данилевского.


Ярослав Бутаков


^ ПРИГЛАШЕНИЕ К ДИСКУССИИ


5 июня в Малом зале Центрального Дома литератора прошло заседание клуба «Беседа любителей русского слова». Ведущими вечера выступили В.В. Дементьев и исследователь русской консервативной мысли, А.В. Репников.

Поводом для встречи русских писателей, философов и историков разных поколений послужил выход в свет в издательстве «Известия» нового издания выдающегося памятника русской общественно-политической мысли – книги Н.Я. Данилевского «Россия и Европа».

По прошествии более чем ста лет историко-философское эссе Данилевского остаётся интеллектуальным бестселлером, суммарный тираж которого с 1991 г. в России составил 115 тыс. экземпляров. Поднятые в книге вопросы о судьбах России, Европы и славянства до сих пор являются и, наверное, долго будут являться актуальными для русской нации.

Об этом и о многом другом говорили выступавшие в тот вечер представители русской интеллектуальной элиты. Правнучка философа В.Я. Данильченко-Данилевская сообщила присутствующим малоизвестные факты его биографии. Член редсовета серии «Мыслители России», в которой вышла книга, С.Г. Киселёв рассказал о планах издательства «Известия» по публикации других произведений отечественной мысли. Известный литературный критик и публицист К.А. Кокшенёва, говоря о непреходящем значении наследия Данилевского, давшего миру теорию культурно-исторических типов, упомянула об ожесточенных нападках на мыслителя со стороны В.С. Соловьёва и призвала переосмыслить наследие русской религиозной философии конца XIX – начала ХХ вв. Вопреки ожиданиям, её слова не вызвали дискуссии.

Поначалу даже складывалось впечатление, что присутствуешь на каком-то партсобрании по поводу выхода в свет нового издания кого-то из основоположников: похвалы классику (в данном случае – Данилевскому), вежливые аплодисменты после каждого выступления, и отсутствие дискуссии. Несколько встряхнул собрание историк, С.М. Сергеев, напомнивший слушателям, что Данилевский жил совсем в другое время, что пришла пора переосмысливать идеи Данилевского и других русских патриотических мыслителей, ибо многое из их прогнозов не исполнилось, да и задачи перед Россией сейчас несколько другие. Сергеев поставил вполне правомерный вопрос: а есть ли вообще славянский культурно-исторический тип – и дал на него, скорее, отрицательный ответ. Выступивший вслед за ним исследователь творчества Н.Я. Данилевского - А. Ефремов также добавил изрядную долю скептицизма, раскритиковав как религиозную философию Соловьёва, так и идею славянского единства. Доктор исторических наук В.Э. Багдасарян и сотрудник ИРИ РАН Н.В. Черникова выступили с сообщениями по истории панславизма и славянских национальных движений в конце XIX в. Но даже выступление молодого философа М.Ю. Чернавского, поставившего под сомнение принадлежность Данилевского к консерваторам, не вызвало дискуссии. Остался без ответа и еще один вопрос: почему мы всё время говорим об историософии Данилевского и не касаемся другой важной стороны его наследия – его естественно-научной философии, выраженной в труде «Критика дарвинизма», и когда эта незаурядная книга вновь увидит свет, после 1885 года?

Итак, вечер состоялся. Однако невольно думаешь: что же дальше? Ведь, как справедливо отметил в своем выступлении историк Сергеев, такие титаны отечественной консервативной мысли, как Н.Я. Данилевский, К.Н. Леонтьев, Л.А. Тихомиров, И.А. Ильин и другие уже открыты для русского читателя. Время их популяризации естественным образом прошло, настала пора не только переосмысливать их наследие, но и создавать нечто своё, новое, пригодное для XXI века. И когда видишь очередное унижение нашей державы на мировой арене или несправедливости, творимые внутри страны, невольно возникает нигилистически-крамольная мысль: не являются ли для нас сегодня популярный у молодежи Че Гевара, или фундаменталист Хомейни актуальнее Данилевского?




Похожие:

Новое издание н. Я. Данилевского в связи с выходом в свет нового издания книги «Россия и Европа» iconНароды сибири в философско-исторической концепции н. Я. Данилевского Труд Н. Я. Данилевского «Россия и Европа»
«сбои», ошибки, проявляющиеся в недостаточно обоснованных исторических оценках и прогнозах, за что Н. Я. Данилевский неоднократно...
Новое издание н. Я. Данилевского в связи с выходом в свет нового издания книги «Россия и Европа» iconЕ. А. Тюгашев новосибирская экономико-социологическая школа: гендерный ракурс в III выпуске сборника научных статей «Социальные взаимодействия в транзитивном обществе» (Новосибирск, 2001) была опубликована статья
России»2, а также ряды других предшествующих публикаций школы. В связи с выходом в последние годы монографий «Россия, которую мы...
Новое издание н. Я. Данилевского в связи с выходом в свет нового издания книги «Россия и Европа» iconСпецифика рецепции русской литературы ХIХ века в критике Д. С. Мережковского (1880-1917 гг.)
Мережковского стало издание отечественных монографий, посвященных самым различным аспектам его деятельност Новый импульс для исследования...
Новое издание н. Я. Данилевского в связи с выходом в свет нового издания книги «Россия и Европа» iconЛ. В. Шапошникова град светлый новое планетарное мышление и Россия
Россия. Совпадение, случившееся в истории человечества, несло в себе таинственный смысл, как будто сама эволюция ставила научный...
Новое издание н. Я. Данилевского в связи с выходом в свет нового издания книги «Россия и Европа» iconСd большая Tематическая библиотека
Севастьянова. Название книги "Россия для русских!", взятое в кавычки, не является призывом, а лишь обозначает тот дискурс, который...
Новое издание н. Я. Данилевского в связи с выходом в свет нового издания книги «Россия и Европа» iconОткрытая лекция в помощь ацюковским и ермиловым
Кризис социализма и коммунистическая перспектива. К 80-летию Великой Октябрьской социалистической революции. Судя по году ее издания...
Новое издание н. Я. Данилевского в связи с выходом в свет нового издания книги «Россия и Европа» iconМалая рериховская библиотека н. К. Рерих россия
Россия: [Сб ст.]. – 3-е издание, исправленное. –– М: Международный Центр Рерихов, 2004.– 92 с
Новое издание н. Я. Данилевского в связи с выходом в свет нового издания книги «Россия и Европа» iconВелесова книга
Пример раннего издания, сейчас вышло исправленное и существенно дополненное издание
Новое издание н. Я. Данилевского в связи с выходом в свет нового издания книги «Россия и Европа» iconКалендарь – тяжелая атлетика –на 2007г. Москва, Россия, Европа, Мир

Новое издание н. Я. Данилевского в связи с выходом в свет нового издания книги «Россия и Европа» iconСогласовано утверждаю
Программа и может быть пересмотрена в учреждении в связи с выходом новых нормативных документов по охране труда
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов