А. Б. Измайлова доцент Владимирского государственного педагогического университета лексема «воспитание» в книгах icon

А. Б. Измайлова доцент Владимирского государственного педагогического университета лексема «воспитание» в книгах



НазваниеА. Б. Измайлова доцент Владимирского государственного педагогического университета лексема «воспитание» в книгах
Дата конвертации27.08.2012
Размер60.26 Kb.
ТипКнига

А.Б. ИЗМАЙЛОВА

Доцент Владимирского государственного педагогического университета

ЛЕКСЕМА «ВОСПИТАНИЕ» В КНИГАХ ВЕТХОГО И НОВОГО ЗАВЕТОВ

Хотя книги Ветхого и Нового Заветов имеют огромное воспитательное значение, сама лексема1 «воспитание» встречается в них не часто. Это объясняется и двояким толкованием самого термина2, и употреблением его синонимов.

Вот упоминание о детстве Моисея (кстати, не в Книге Исхода, а в Книге Деяний святых Апостолов): «А когда был брошен, взяла его дочь фараонова и воспитала (подчеркнуто нами. – А.И.) его у себя, как сына; И научен был Моисей всей мудрости Египетской и был силен в словах и делах»3.

В данном случае для нас важно уточнение восстановительного перевода Нового Завета, где читаем: «А когда он был выброшен, его подобрала дочь фараона и вскормила его себе как сына»4, то есть сначала по приказанию дочери фараона ребенка вскормила в качестве кормилицы родная мать5. Затем Моисей получил и образование (обучение тому, что знали египетские мудрецы). Следовательно, воспитание6 Моисея как образование было поручено специалистам.

Видимо, аналогично употребляется рассматриваемый термин «воспитание», когда рассказывается о Генувате: «И родила ему сестра Тахпенесы сына Генувата. Тахпенеса воспитывала (подчеркнуто нами. – А.И.) его в доме фараоновом; и жил Генуват в доме фараоновом вместе с сыновьями фараоновыми»7.

С другой стороны, в Книге Пророка Исаии находим определенное противопоставление термина «воспитание» термину «взращивание», когда заходит речь о юношах и девушках: «Как бы не мучилась я родами, и не раждала, и не воспитывала (подчеркнуто нами. – А.И.) юношей, не возращала девиц»8.

Следовательно, эта иллюстрация подчеркивает то, что девушек воспитатель должен именно вырастить, обеспечив хорошим кормлением и уходом их физическое здоровье и красоту, тогда, как юноши, помимо этого, должны были получить и соответствующее их положению воспитание как образование.

Воспитание детей почиталось наряду с другими добрыми делами и рассматривалось как основная обязанность женщины: «Известная по добрым делам, если она воспитала детей (подчеркнуто нами. – А.И.), принимала странников, умывала ноги святым, помогала бедствующим и была усердна ко всякому доброму делу»9. В данном случае говорится как раз о взращивании детей женщиной (то есть обеспечении их вскармливания, вспаивания и одевания), тогда как образованием молодежи традиционно занимались мужчины–наставники.

Встречаем в Ветхом Завете и такое употребление термина «воспитание», которое исходит из уст Господа: «Я воспитал (подчеркнуто нами. – А.И.) и возвысил сыновей, а они возмутились против Меня»10. Здесь вместо благодарности к Отцу и Господу своему народ Израиля отвратился от дел добра.
Господь призывает сыновей своих: «Перестаньте делать зло; научитесь делать добро; ищите правды; спасайте угнетенного; защищайте сироту; вступайтесь за вдову»11.

Несомненно, что используемый в этом случае термин «воспитание» имеет высший смысл, а именно: такое наставление сыновей на путь истины, чтобы они отвратились от зла и творили добро, то есть нравственный смысл рассматриваемого термина приобретает главенствующее значение.

В Книге Есфирь упоминается Мардохей, который «был воспитателем (подчеркнуто нами. – А.И.) Гадассы, – она же Есфирь»12. Даже став любимой царской женой, «слово Мардохея Есфирь выполняла и теперь так же, как тогда, когда была у него на воспитании»13 (подчеркнуто нами. – А.И.).

Этот эпизод представляется наиболее интересным, так как девушка, оставшаяся сиротой и принятая на воспитание родственником вместо дочери, продолжает слушаться его и тогда, когда Артаксеркс сделал ее царицей. Следовательно, не одним только взращиванием девушки и заботой о ее здоровье и красоте занимался Мардохей, но и воспитывал ее нравственность. Не случайно, в тексте подчеркивается скромность Есфири («Тогда девица входила к царю. Чего бы она ни потребовала, ей давали все для выхода из женского дома в дом царя. <…> Когда настало время Эсфири <… > идти к царю, тогда она не просила ничего, кроме того, о чем сказал ей Гегай, евнух царский, страж жен»14), с помощью которой ей удалось снискать благорасположение всех окружающих («И приобрела Есфирь расположение к себе в глазах всех, видевших ее»15).

Кстати, и само возвышение Есфири произошло не в последнюю очередь потому, что ее предшественница, царица Астинь, видимо, не получила достойного нравственного воспитания, поскольку в неподходящий момент проявила свою непомерную гордость, отказавшись явиться «по приказанию царя, объявленному чрез евнухов»16. В результате царица Астинь, несмотря на то, «что она была очень красива»17 (то есть в детстве вскормили и вспоили ее хорошо), была подвергнута такому наказанию: «Астинь не будет входить пред лице царя Артаксеркса, а царское достоинство ее царь передаст другой, которая лучше ее»18.

Наказание царице Астинь было назначено и с учетом его воспитательного воздействия на всех женщин в царстве Артаксеркса. Царь согласился с семью приближенными князьями, что «когда услышат о сем постановлении царя, <…> тогда все жены будут почитать мужей своих, от большого до малого»19.

В Четвертой книге Царств находим несколько упоминаний о воспитателях: «Старейшинам и воспитателям (подчеркнуто нами. – А.И.) детей Ахавовых»20, «И старейшины, и воспитатели»21 (подчеркнуто нами. – А.И.), «(Царских же сыновей было семьдесят человек; воспитывали (подчеркнуто нами. – А.И.) их знатнейшие в городе)»22. Очевидно, что имеется в виду образование, поскольку подчеркивается, что на роль воспитателей были приглашены старейшины и знатнейшие в городе, то есть люди, уважаемые и известные своей мудростью.

Таким образом, рассмотрев десять из тринадцати имеющихся в Библии случаев употребления термина «воспитание» и родственных ему, можно сказать, что ветхозаветное воспитание было, прежде всего, нравственным, хотя в некоторых случаях оно воспринималось как простое вскармливание младенца.

1 «Лексема (от греч. lexis – слово, выражение, оборот речи). Словарная единица, рассматриваемая во всей совокупности своих соотносительных и взаимосвязанных друг с другом форм и значений; слово как структурный элемент языка» / Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь–справочник лингвистических терминов. – М., 1976. – С. 160 /.

2 «Воспитывать, воспитать – заботиться о вещественных и нравственных потребностях малолетнего, до возраста его; в низшем значении – вскармливать, возращать (о растении), кормить и одевать до возраста; в высшем значении – научать, наставлять, обучать всему, что для жизни нужно» / Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. – М., 1978. – Т. 1. – С. 249 /.

3 Дея. 7: 21–22.

4 Новый Завет: Восстановительный перевод. – Анахайм, 1998. – С. 526.

5 Исх. 2: 3–10.

6 В данном случае можно привести в качестве примера широко применявшиеся в русской народной педагогике в качестве ее средств пословицы и поговорки, которые во многих случаях служили для интерпретации и адаптации текстов Ветхого и Нового Заветов к российским условиям: «Не то отец, что вспоил, вскормил, а то отец, что уму–разуму научил», «Не тот отец–мать, кто родил, а кто вспоил, вскормил, да добру научил» и т.п. / Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. – Т. 1. – С. 248 /. Здесь, очевидно, подчеркивается приоритет нравственного воспитания ребенка перед простым физическим питанием его.

7 3 Цар. 11: 20.

8 Ис. 23: 4.

9 1 Тим. 5: 10.

10 Ис. 1: 2.

11 Ис. 1: 16–17.

12 Есф. 2: 7.

13 Есф. 2: 20.

14 Есф. 2: 13, 15.

15 Есф. 2: 15.

16 Есф. 1: 12.

17 Есф. 1: 11.

18 Есф. 1: 19.

19 Есф. 1: 20.

20 4 Цар. 10: 1.

21 4 Цар. 10: 5.




Похожие:

А. Б. Измайлова доцент Владимирского государственного педагогического университета лексема «воспитание» в книгах iconУдгу дербин Евгений Николаевич Институт княжеской власти на Руси IX начала XIII века в дореволюционной отечественной историографии Ижевск 2007
...
А. Б. Измайлова доцент Владимирского государственного педагогического университета лексема «воспитание» в книгах icon«Московские ведомости» в годы редакторства Л. Тихомирова. 1909 – 1913 гг. Милевский Олег Анатольевич
К. и н., доцент кафедры регионологии Алтайского государственного технического университета
А. Б. Измайлова доцент Владимирского государственного педагогического университета лексема «воспитание» в книгах iconСистема пересмотра судебных актов в механизме судебной защиты
Терехова Лидия Александровна, кандидат юридических наук, доцент Омского государственного университета им. Ф. М. Достоевского
А. Б. Измайлова доцент Владимирского государственного педагогического университета лексема «воспитание» в книгах iconУважаемые коллеги!
Приемная комиссия Воронежского государственного педагогического университета убедительно просит Вас о следующем
А. Б. Измайлова доцент Владимирского государственного педагогического университета лексема «воспитание» в книгах iconО. А. Пестов информатика в задача
Печатается по решению редакционно издательского совета Вятского государственного педагогического университета
А. Б. Измайлова доцент Владимирского государственного педагогического университета лексема «воспитание» в книгах iconО. А. Пестов информатика в задача
Печатается по решению редакционно издательского совета Вятского государственного педагогического университета
А. Б. Измайлова доцент Владимирского государственного педагогического университета лексема «воспитание» в книгах iconЛингвостилистические и лингвокультурные характеристики англоязычного песенного дискурса
Диссертация выполнена на кафедре английской филологии Самарского государственного педагогического университета
А. Б. Измайлова доцент Владимирского государственного педагогического университета лексема «воспитание» в книгах iconАвтономная некоммерческая организация «центр дополнительного образования – «альфа-диалог»
Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена (Санкт-Петербург, Россия)
А. Б. Измайлова доцент Владимирского государственного педагогического университета лексема «воспитание» в книгах iconГорное дело москва издательство московского государственного горного университета 2003
Геодезии, маркшейдерского дела и геомеханики Московского государственного геологоразведочного университета (проф., д-р техн наук...
А. Б. Измайлова доцент Владимирского государственного педагогического университета лексема «воспитание» в книгах iconПрофессиональная лексика англоязычных средств массовой информации: прагматика, семантика, структура
Работа выполнена на кафедре английской филологии Самарского государственного педагогического университета
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов