Григоров Евгений Валентинович icon

Григоров Евгений Валентинович



НазваниеГригоров Евгений Валентинович
Дата конвертации27.08.2012
Размер51.73 Kb.
ТипДокументы




Григоров Евгений Валентинович

г. Барнаул

к.и.н., доцент кафедры истории и философии

Барнаульского юридического института МВД России


Консерватизм и утопизм


Активная разработка темы консерватизма в последние годы дает возможность исследователям перейти к вопросам общего, методологического плана. Специальная литература предлагает различные способы определения консерватизма как общественного явления, идеологии, типа мышления. Существуют разные классификации консерватизма, как в качестве всемирного явления, так и русского консерватизма в частности, выделяются этапы развития консервативной мысли. В тоже время эта тема далеко не исчерпана. Историки и философы предлагают свои, довольно неоднозначные подходы к идентификации консерватизма.

Чаще всего пытаются противопоставить консерватизм либерализму, а его начало усматривают в движении возникшем как противодействие Великой французской революции. Такой подход более характерен для западной научной мысли. Однако, несмотря на то, что отмечают не тождественность русского и европейского консерватизма, все-таки в отечественной историографии определение консерватизма от противного так же остается ведущим. Примером может служить монография В.А. Гусева «Русский консерватизм: основные направления и этапы развития». Впрочем, такой подход вызывает сомнение у некоторых исследователей в трудах, которых можно встретить такие термины как либеральный консерватизм или же консервативный либерализм. К тому же данный подход дает только отрицательное (апофатическое) определение консерватизма. Взамен антитезы «консерватизм – либерализм», предлагаются противопоставления «консерватизм – прогрессизм», «консерватизм – новаторство», «консерватизм – революционизм» и другие. И хотя эти подходы более перспективные, поскольку выводят консерватизм из узкой сферы политических явлений, они также не дают положительного определения исследуемого феномена, та же антитеза «консерватизм – революционизм» разбивается о понятие консервативная революция.

В одной из своих работ я уже предлагал определять консерватизма на основе предметных ценностей, в отличие от других типов мышления опирающихся на ценности нормативные1. Анализ данного способа определения приводит нас к выделению методологически совершенно иной антитезы «консерватизм – утопизм». Утопизм не является конкретным идеологическим явлением, его черты можно обнаружить в любых политических течениях, это способ человеческого мышления, то же самое можно сказать и о консерватизме. Данное противопоставление выводит проблему консерватизма из узкого специфического русла политических идеологий, в более широкую сферу человеческого бытия.
Консервативное философствование, таким образом, получает онтологический статус, обретает положительные признаки, что способствует решению частных исторических задач и снимает многие противоречия при попытках определения таких разноплановых явлений как, например, славянофилы.

Антитеза «консерватизм – утопизм» носит не идеологический характер, а онтологический, что четко выражено, по отношению к утопизму в работе С. Франка «Ересь утопизма», а также в работах других русских религиозных философов. Утописты пытаются сотворить новый мир, новое Бытие. Человек ставит себя на место Бога – творца, Демиурга, исходя из идеи, что мир не совершенен. Современный философ В. Кутырев пишет, что мир созданный человеком уже существует, и в нем человек исчез, его заменил «гомутер» (человек + компьютер). Бытие человека раздвоено. Вследствие грехопадения человек существует в двух мирах, в реальном – Богосотворенном и идеальном – творцом которого является его собственный разум. Второй мир это проклятие человека, этот мир должен быть преодолен в конце истории, когда первородный грех будет искуплен. Смысл истории заключается в воссоединение человеческого бытия. Онтологическая раздвоенность в человеке приводит к уравниванию мира жизни и мира мысли. Часто происходит даже перевес идеального мира над реальным, и даже полная редукция реального мира, например в философии Гегеля. Весь рационализм фактически сводится именно к редукции жизни. Утопизм имеет корни в этом идеальном, неистинном мире, его основными чертами являются рационализм, идеализм, критицизм, трансцендентализм, революционность. Консерватизм, напротив, коренится в мире истинном – Боговдохновленном, в мире, где все «добро зело». Он защищает Богосотваренную природу человека, благодаря которой человек образ и подобие Бога. Консервативная философия должна, поэтому дистанцироваться от любых форм рационализма и идеализма. «Онтологизируя мысль, мы релятивизируем жизнь» - писал Л. Шестов. Консерватизм характеризуется реализмом, иррационализмом, христианским мистицизмом, антропоцентризмом. Если рационализм требует доказательства бытия Бога и не найдя такового приходит к атеизму, то консерватизм последовательно религиозная философия. Теоретической основой русского консерватизма соответственно является русская религиозно – философская традиция цельного знания. Консерватизм как тип мышления и форма сознания был присущ всем русским религиозным мыслителям, в особенности развивающим иррациональное направление (Н. Бердяев «Философия неравенства»). У некоторых из них консервативный стиль мышления вступал в противоречие с их политическими программами (Л. Шестов «Что такое русский большевизм?»). Здесь возникает трудность рационального объяснения действий консерваторов, появления и развития, определенных консервативных идей.

Итак, утописты считают наш мир неправильным, требующим исправления, а человека способным установить идеальную социальную систему своими силами. Консерваторы уверены, что человек неспособен на создание такой системы, вследствие своей греховности, в тоже время мир созданный Богом есть мир благословенный. Утописты хотят старый мир разрушить и создать новый, демиургом которого будет сам человек, а консерваторы сохраняют старый мир, в рамках которого человек должен преодолеть свою греховность и стать истинным образом и подобием Бога.

Консерватизм сохраняет не те или иные политические институты или системы, он сохраняет само Бытие, сам человеческий мир, человечество в целом и человека в отдельности. В контексте такого широкого философского подхода нужно выявлять не консерваторов и консервативно мыслящих философов, а идеи, которые служат выше поставленной цели. Охрана традиций это всего лишь частность, которую не следует класть в основу определения и классификации консерватизма.

С точки зрения человеческой практики консервативная идеология не может быть единственной в обществе, ей должна противостоять идеология эволюционная, без этого нет развития. Но с религиозно – этической точки зрения, развитие мира и общества есть результат грехопадения и эволюция это вынужденное следствие греховности мира. Это темная сторона природы и общества. В конце пути общество должно погибнуть, история окончится, человечество, преодолев раздвоенность Бытия, восстановить свое Богоподобие. Поэтому интересы общественные, экономические, политические не имеют самостоятельной ценности. Если мы заморозим общество полностью, прекратим его развитие, возможно, мы этим ускорим конец истории, Страшный суд. Всякая эволюция, придание обществу устойчивости, лишь отдаляет наше соединение с Богом. Но разрушение общества ведет к новым формообразованиям, которые снова начинают проходить этапы развития и удлиняют нашу земную греховную, отвратительную жизнь. Стагнация же общества не приводящая к его разрушению, но приводящая к разрушению идеального мира, к замиранию всякой рационалистической деятельности и обращению к детской наивной вере послужит завершению истории.

Консерватизм, понятый как общий принцип не развития, есть один из столпов будущего Царствия Божьего. В этом смысле его значение переходит из области человеческой в область абсолютную.

1 Григоров Е.В. Ценности консерватизма // Актуальные проблемы региональных исследований: Сборник научных и научно-методических трудов преподавателей, аспирантов и студентов кафедры регионологии Алтайского государственного технического университета. Выпуск 4. Барнаул, 2004. С. 141 – 150.





Похожие:

Григоров Евгений Валентинович iconДокументы
1. /Евгений Федоров_ Ермак01.txt
2. /Евгений...

Григоров Евгений Валентинович iconДокументы
1. /Евгений Федоров_ Ермак01.txt
2. /Евгений...

Григоров Евгений Валентинович iconПротокол отчётно-перевыборной конференции то "Удальцова 3(2-13)" от 16 ноября 2008 года г. Москва Присутствовали: делегаты 26 чел
Оксана Борисовна,Крикунов Юрий Валентинович, Маринченко Николай Иванович, Малишевская Наталья Сергеевна, Монахова Людмила Васильевна,Пичкур...
Григоров Евгений Валентинович iconИнтервью с евгением броневицким
Евгений Гаврилов:– Евгений Александрович, как протекает жизнь «Поющих гитар» сегодня?
Григоров Евгений Валентинович iconЛишневский евгений Борисович
Лишневский евгений Борисович, начальник службы эксплуатации Севрыбхолодфлота в 1980-х годах
Григоров Евгений Валентинович iconЖуравлев евгений Иванович
Журавлев евгений Иванович, капитан на судах объединения "Мурманрыбпром". Участник ВОВ. В 1960-х годах возглавлял экипаж срт-465,...
Григоров Евгений Валентинович iconДокументы
1. /Григоров И.Н. Все об антеннах. 2009.djvu
Григоров Евгений Валентинович iconМихальский евгений Генрихович
Михальский евгений Генрихович, капитан Мурманского тралового флота. В 1950-е годы, возглавляя экипаж траулера «Миргород», успешно...
Григоров Евгений Валентинович iconМихайлов евгений Николаевич
Михайлов евгений Николаевич, капитан-директор на судах управления "Севрыбхолодфлот" в 1970-х годах. Умер в 1978 году на 44-м году...
Григоров Евгений Валентинович iconДокументы
1. /МРБ 0244. Григоров В.Б. Снижение уровня шума в усилителях низкой частоты.djvu
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов