Анализ текста. «Еврейский вопрос» Достоевский Ф. М., «Дневник писателя», 1877 год icon

Анализ текста. «Еврейский вопрос» Достоевский Ф. М., «Дневник писателя», 1877 год



НазваниеАнализ текста. «Еврейский вопрос» Достоевский Ф. М., «Дневник писателя», 1877 год
Дата конвертации27.08.2012
Размер64 Kb.
ТипДокументы

Гапунич. О., 4 к.

Прагматический анализ текста.

«Еврейский вопрос» (Достоевский Ф.М., «Дневник писателя», 1877 год)

  1. Пресупозиция:

А) предыдущие статьи Ф.М. Достоевского на подобную тематику;

Б) читатель изначально на стороне либо еврейского народа, либо русского народа;

В) положение еврейского народа во всем мире;

Г) православие и иудаизм

Д) конфликт трудно разрешаем.


2. Концепты:

Еврейский народ

Русский народ

«образованные» евреи

Прочие мелкие евреи

Господам из «высших евреев» грешно

Некоторые пороки

Трудно найти что-нибудь раздражительнее и щепетильнее еврея

Называю «жидом»

«жид, жидовщина, жидовское царство»

Образованного еврея

Почтенный корреспондент

Неприятно будет прочесть, что они происходят из евреев

Ярость нападения

Степень обидчивости

Слишком уж свысока

образованный и талантливый (не думаю только, чтоб без предрассудков)

Чего же ждать от необразованного еврея, которых так много, каких чувств к русскому?

Жаловался на судьбу свою

царят в Европе

управляют биржами, политикой, внутренними делами, нравственностью государств

Пусть благородный Гольдштейн умирает за славянскую идею

Сильна еврейская идея в мире

Испанских жидов

С точки зрения жида

Крикам евреев

Что уж слишком для еврея сильно сказано

Кричали о правах

Кричали и жалобились, что они забиты и мученики

Еврей воспользовался его пороками

Оплел его вековечным золотым своим промыслом

Где только мог и поспел

Закричат

Этих чистых ангелов

Нравственно чище всех народов в мире, а русского уж разумеется

Евреи набросились всей массой

Прибрали ее к рукам по-своему

Пользуясь неопытностью и пороками эксплуатируемого племени

Набросятся евреи

Чуть не сгубили всех водкой

Просвещенный корреспондент краснеет за свое население

Процентщика-еврея

Гнушаются такой торговлей, на которую так падок еврей

Жирно и весело

Всемирного племени

Жалуются на ненависть и стеснения

Вот эти-то евреи чуждались во многом русских, не хотели есть с ними, смотрели чуть ли не с высока

Выражали гадливость и брезгливость

Третировали

Не обратили бы [русских людей. – О.Г.
] прямо в рабов?

Не содрали бы кожу совсем?

Не избили бы дотла, до окончательного истребления?

Виноват сам еврей

Сколько ненависти в этих письмах к «коренному населению»

Живучий народ

Необыкновенно сильный и энергичный народ

Беспримерный в мире народ

великом племени

Отчужденность

Неслиянность, вера в то, что существует в мире лишь одна народная личность – еврей

Господа образованные евреи и оппоненты

statue in status

не верю я даже в образованных евреев-безбожников

все они одной сути самый низший жид, так и самый высший и ученый из них, философ и кабаллист-раввин

чем вреден еврей?

дурные качества в еврейском народе

еврейству там хорошо, где народ еще невежественнее…ему и лафа!

Еврей, где ни поселялся, там еще пуще унижал и развращал народ, там еще больше приникало человечество, еще больше падал уровень образования, еще отвратительнее распространялась безвыходная, бесчеловечная бедность, а с нею и отчаяние

Безжалостность

Жажда напиться потом и кровью

Постановке коренного населения… в безвыходную от себя зависимость

Всегда находили возможность пользоваться правами и законами

Всегда умели водить дружбу с теми, от кого зависел народ

Не им роптать… на малые свои права

Довольно они их получали у нас, этих прав, над коренным населением

Торжество еврейства

Властители кредита

Неправильное, ненормальное

Неестественное

Несущее само в себе свою кару

Еврей любит торговать чужим трудом

Евреи все кричат, что есть же и между ними хорошие люди

Благороднейшая и образованнейшая еврейская девушка

Нахлынет всем кагалом еврей

Еврея-простолюдина

И в интеллигентном еврее видим безмерное и высокомерное предубеждение против русского

Сильно сказано для еврея

Высокообразованный еврей

Самомнение и высокомерие

в еврейском народе и теперь можно отделить достойных лиц, людей притом человеколюбивых

еврейского племени

К бедному русскому народу

И от русских-то не осталось ни одного непроплеванного места

Русский народ

Русский мужик

Русский простолюдин

Несет тягостей, чуть ли не больше еврея

Которые не имел сам русский народ

Коренной народ

Его пороками

Помещики хоть и сильно эксплуатировали людей, но все же старались не разорять свои крестьян, чтобы не истощить рабочей силы

Русский «коренной» человек

Нашем простонародье

Ребятишек

Пьяных

Весь народ наш смотрит на еврея без всякой предвзятой ненависти

Массе народа

Никто не презирал их, не исключал их, не гнал их

Никто не мешал им, не смеялся над ними

Проходили мимо со спокойствием и почти с одобрением

Слишком видит и понимает

Спокойно и ясно говорит

От всей души извиняет еврея

Уверяю вас, что в русском народе нет предвзятой ненависти к еврею, а есть, может быть, несимпатия к нему…может быть, очень сильна. Без этого нельзя

По русскому собственному невежеству своему

По необразованности своей

По неспособности своей к самостоятельности

По малому экономическому развитию своему

Русский-де народ сам требует посредника, руководителя… сам зовет его, сам отдается ему

Русский народ в окраинах и в России оказался слабее европейских народов (и единственно вследствие жестоких вековых политических своих обстоятельств)

Задавить его [русский народ. – О.Г.] окончательно

Нашего бедного коренника-мужика

Мужику, столь неопытному, столь не умеющему сдержать себя от соблазна

Все имущество его… перейдет назавтра же во власть еврея

У русского нет религиозной ненависти к еврею


В интеллигентном слое русского народа не раз уже раздавались голоса за евреев


Непосредственных номинант еврейского народа – 193. Из них:

- еврей (евреи) – 147 (76,5%);

- жид – 22 (11%);

- еврейский народ – 15 (8%);

- еврейское племя – 6 (3%);

- еврей-простолюдин – 2(1%);

- жидовское племя – 1 (0,5%).


Непосредственных номинант русского народа – 64. Из них:

- русский народ – 33 (50%);

- русский (русские) – 21 (34%);

- русский простолюдин – 5 (8%);

- русский человек – 3 (5%);

- русский мужик – 1 (1,5%).

- русское племя – 1 (1,5%).


Таким образом, самая нейтральная номинанта «народ» по отношению к еврейскому народу употребляется в 8% случаев, тогда как по отношению к русскому народу – в 50%. Кроме того, негативно-окрашенное «жид» стоит на втором месте по частоте употребления. Чаще всего по отношению к еврейскому народу автор использует «евреи», что нейтральнее, чем «жид», но по сравнению с «еврейский народ» менее толерантно, уважительно.

Концепт «русский народ» - позитив. Вместе с тем, русский народ представлен односторонне. У автора концепт «русский народ» соотносится лишь с частью русских крестьян 19 века (даже самого себя автор концептуально не относит к русскому народу).


  1. Пропозиция:

А) для русского народа: берегитесь евреев,

не доверяйте евреям;

Б) для еврейского народа: любите русский народ,

уезжайте из России.


  1. По форме: диалог (спор) с читателем

Вид изложения: рассуждение;

Вербальное выражение: процент сложных слов мал, термины отсутствуют, преобладают существительные и глаголы.

Аргументы: искусственные. Апеллируют к чувствам. Например:

«…ну что, если б это не евреев было в России три миллиона, а русских; а евреев было бы 80 миллионов - ну, во что обратились бы у них русские и как бы они их третировали? Дали бы они им сравняться с собою в правах? Дали бы им молиться среди них свободно? Не обратили ли бы прямо в рабов? Хуже того: не содрали ли бы кожу совсем? Не избили бы дотла, до окончательного истребления, как делывали они с чужими народностями в старину, в древнюю свою историю?»

«…если уж зашла речь о предрассудках, то как вы думаете: еврей менее питает предрассудков к русскому, чем русский к еврею? Не побольше ли?»

«…если б он был и сравнен в правах, то ни за что не отказался бы от своего statue in status».

«…если они, во всеоружии своего строя и своей особенности, своего племенного и религиозного отъединения, во всеоружии своих правил и принципов, совершенно противоположных той идее, следуя которой, доселе по крайней мере, развивался весь европейский мир, потребуют совершенного уравнения всевозможных прав с коренным населением, то - не получат ли они уже тогда нечто большее, нечто лишнее, нечто верховное против самого коренного даже населения?»

«…если пошатнется каким-нибудь образом и от чего-нибудь наша сельская община, ограждающая нашего бедного коренника-мужика от стольких зол, - ну что если тут же к этому освобожденному мужику, столь неопытному, столь не умеющему сдержать себя от соблазна и которого именно опекала доселе община, - нахлынет всем кагалом еврей - да что тут: тут мигом конец его: всё имущество его, вся сипа его перейдет назавтра же во власть еврея, и наступит такая пора, с которой не только не могла бы сравняться пора крепостничества, но даже татарщина».


Текст оценочный.




Похожие:

Анализ текста. «Еврейский вопрос» Достоевский Ф. М., «Дневник писателя», 1877 год iconЕврейский вопрос (Достоевский Ф. М., «Дневник писателя», 1877 год)
Так как в сердце моем этой ненависти не было никогда, и те из евреев, которые знакомы со мной и были в сношениях со мной, это знают,...
Анализ текста. «Еврейский вопрос» Достоевский Ф. М., «Дневник писателя», 1877 год iconДокументы
1. /() Культуру необходимо навязывать, как картошку при Екатерине (интервью).txt
2....

Анализ текста. «Еврейский вопрос» Достоевский Ф. М., «Дневник писателя», 1877 год iconПротокол заседания рмо учителей математики от 13 января 2012 года. Присутствовало 14 человек. Повестка дня. Первый вопрос «Анализ работы рмо за 2011 год»
Заслушав анализ работы за 2011 год, решили признать работу рмо удовлетворительной
Анализ текста. «Еврейский вопрос» Достоевский Ф. М., «Дневник писателя», 1877 год iconКомлексный анализ текста д. С. Лихачев. Про зависть
Проблематика текста (Основные вопросы, поставленные в тексте, требующие изучения, разрешения)
Анализ текста. «Еврейский вопрос» Достоевский Ф. М., «Дневник писателя», 1877 год icon«Еврейский вопрос» в программах правоконсервативных политических объединений Тамбовской губернии начала XX в

Анализ текста. «Еврейский вопрос» Достоевский Ф. М., «Дневник писателя», 1877 год iconМарт — 2007 1 марта — 115 лет со дня рождения Рюноскэ акутагавы
Силыча новикова-прибоя (1877-1944), рус писателя. 28 марта — 125 лет со дня рождения Ивана Александровича ильина (1882-1954), русского...
Анализ текста. «Еврейский вопрос» Достоевский Ф. М., «Дневник писателя», 1877 год iconФ. М. Достоевский – прекрасно, а где Л. Н. Толстой? (В связи с контраргументами клирика Новика) «ЛГ», опубликовав статью писателя А. Столярова «Крестовый поход в никуда»
«ЛГ», опубликовав статью писателя А. Столярова «Крестовый поход в никуда», поместила рядом материал игумена Вениамина (Новика) «Возвращение...
Анализ текста. «Еврейский вопрос» Достоевский Ф. М., «Дневник писателя», 1877 год iconМ. А. Достоевский отец Достоевская мать М. М. Достоевский брат
Бердяев Н. А. Великий Инквизитор // о великом инквизиторе: Достоевский и последующие. М., 1991, с. 221 – 222
Анализ текста. «Еврейский вопрос» Достоевский Ф. М., «Дневник писателя», 1877 год iconДокументы
1. /Дэвид Дюк - Еврейский вопрос глазами американца.doc
Анализ текста. «Еврейский вопрос» Достоевский Ф. М., «Дневник писателя», 1877 год iconАнализ текста с точки зрения подготовки к письменному экзамену по русскому языку; подготовка к сочинению-рассуждению. Учитель русского языка и литературы Семёнова В. В. Цели урока
Повторить и систематизировать зун уч-ся по анализу художественного текста, получение на уроках русского языка
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов