Классы авторы программы: Н. С. Пурышева, Н. Е. Важеевская icon

Классы авторы программы: Н. С. Пурышева, Н. Е. Важеевская



НазваниеКлассы авторы программы: Н. С. Пурышева, Н. Е. Важеевская
Н. С. Пурышева
Дата конвертации27.08.2012
Размер154.19 Kb.
ТипПрограмма

Программа по физике

(Печатается по сборнику Программы для общеобразовательных учреждений. Физика Астрономия, 7-11 классы, Москва, Дрофа, 2008г)


ФИЗИКА. 7-9 КЛАССЫ

Авторы программы: Н. С. Пурышева, Н. Е. Важеевская

Программа отражает содержание курса физики основной школы (7—9 классы). Она учитывает цели обучения физике учащихся основной школы и соот­ветствует обязательному минимуму содержания фи­зического образования в основной школе.

Целями обучения физике на данном этапе образо­вания являются:

  • формирование у учащихся знаний основ физики: экспериментальных фактов, понятий, законов, эле­ментов физических теорий (механики, молекулярно-кинетической, электродинамики, квантовой физи­ки); подготовка к формированию у школьников цело­стных представлений о современной физической кар­тине мира; формирование знаний о методах позна­ния в физике — теоретическом и экспериментальном, о роли и месте теории и эксперимента в научном поз­нании, о соотношении теории и эксперимента; фор­мирование знаний о физических основах устройства и функционирования технических объектов; форми­рование экспериментальных умений; формирование научного мировоззрения: представлений о материи, ее видах, о движении материи и его формах, о про­странстве и времени, о роли опыта в процессе научно­го познания и истинности знания, о причинно-следст­венных отношениях; формирование представлений о роли физики в жизни общества: влияние развитие физики на развитие техники, на возникновение и ре­шение экологических проблем;

  • развитие у учащихся функциональных механиз­мов психики: восприятия, мышления (эмпирическо­го и теоретического, логического и диалектического), памяти, речи, воображения;

  • формирование и развитие свойств личности: творческих способностей, интереса к изучению физи­ки, самостоятельности, коммуникативности, критичности, рефлексии.

В основу курса физики положен ряд идей, которые можно рассматривать как принципы его построения

Идея целостности. В соответствии с ней курс яв­ляется логически завершенным, содержит материал из всех разделов физики, включает как вопросы клас­сической, так и современной физики; уровень пред­ставления материала учитывает познавательные воз­можности учащихся.

^ Идея преемственности. Содержание курса учиты­вает подготовку, полученную учащимися при изуче­нии естествознания.

Идея вариативности. Ее реализация позволяет выбрать учащимся собственную «траекторию» изуче­ния курса. Для этого предусмотрено осуществление уровневой дифференциации: в программе заложены два уровня изучения материала — соответствующий образовательному стандарту и повышенный.


^ Идея генерализации. В соответствии с ней выде­лены такие стержневые понятия, как энергия, взаи­модействие, вещество, поле. Ведущим в курсе являет­ся и представление о структурных уровнях материи.

^ Идея гуманитаризации. Ее реализация предпо­лагает использование гуманитарного потенциала фи­зической науки, осмысление связи развития физики с развитием общества, мировоззренческих, нравст­венных, экологических проблем.

^ Идея спирального построения курса. Ее выделе­ние обусловлено необходимостью учета математиче­ской подготовки и познавательных возможностей учащихся.

В соответствии с целями обучения физике уча­щихся основной школы и сформулированными выше идеями, положенными в основу курса физики, он имеет следующее содержание и структуру.

Курс начинается с введения, имеющего методоло­гический характер. В нем дается представление о том, что изучает физика (физические явления, проис­ходящие в микро-, макро- и мегамире), рассматрива­ются теоретический и экспериментальный методы изучения физических явлений, структура физическо­го знания (понятия, законы, теории). Усвоение мате­риала этой темы обеспечено предшествующей подго­товкой учащихся по математике и природоведению.


Затем изучаются явления макромира, объяснение которых не требует привлечения знаний о строении вещества (темы «Движение и взаимодействие», «Зву­ковые явления», «Световые явления»). Тема «Пер­воначальные сведения о строении вещества» пред­шествует изучению явлений, которые объясняются на основе знаний о строении вещества. В ней рассмат­риваются основные положения молекулярно-кинетической теории, которые затем используются при объ­яснении тепловых явлений, механических и тепло­вых свойств газов, жидкостей и твердых тел.

Изучение электрических явлений основывается на знаниях о строении атома, которые применяются далее для объяснения электростатических и электро­магнитных явлений, электрического тока и проводи­мости различных сред.

Таким образом, в 7—8 классах учащиеся знако­мятся с наиболее распространенными и доступными для их понимания физическими явлениями (механи­ческими, тепловыми, электрическими, магнитными, звуковыми, световыми), свойствами тел и учатся объ­яснять их.

В 9 классе изучаются более сложные физические явления и более сложные законы. Так, в 9 классе уча­щиеся вновь возвращаются к изучению вопросов ме­ханики, но на данном этапе механика представлена как целостная фундаментальная физическая теория; предусмотрено изучение всех структурных элементов этой теории, включая законы Ньютона и законы сохранения. Обсуждаются границы применимости классической механики, ее объяснительные и пред­сказательные функции. Затем следует тема «Механи­ческие колебания и волны», позволяющая показать применение законов механики к анализу колебатель­ных и волновых процессов и создающая базу для! изучения электромагнитных колебаний и волн.

За темой «Электромагнитные колебания и элек­тромагнитные волны» следует тема «Элементы кван­товой физики», содержание которой направлено на формирование у учащихся некоторых квантовых представлений, в частности представлений о дуализме и квантовании как неотъемлемых свойствах микромира, знаний об особенностях строение атомного ядра.

Завершается курс темой «Вселенная», щей сформировать у учащихся систему астрономических знаний и показать действие физических законов в мегамире.

Курс физики носит экспериментальный характер, поэтому большое внимание в нем уделено демонстрационному эксперименту и практическим работам учащихся, которые могут выполняться как в классе, так и дома.

Как уже указывалось, в курсе реализована идея уровневой дифференциации. К теоретическому материалу второго уровня, помимо обязательного материала первого уровня, отнесены некоторые вопросы истории физики, материал, изучение которого требует хорошей математической подготовки и развитого абстрактного мышления, прикладной материал. Перечень практических работ также включает работы, обязательные для всех, и работы, выполняемые учащимися, изучающими курс на повышенном уровне. В тексте программы выделены первый и второй уровни, при этом предполагается, что второй уровень включает материал первого уровня и дополнительные вопросы.

Для каждого класса предусмотрены дополнительные темы, которые изучаются при условии успешного освоения учащимися основного материала и наличия времени. Темы для дополнительного изучения являются ориентировочными, учитель при желании может предложить свои. Из перечисленных тем выбирается либо одна для всестороннего изучения, либо рассматриваются избранные вопросы из каждой темы. Темы подобраны таким образом, чтобы можно было провести обобщение знаний учащихся. Дополнительные темы также дифференцированы по ypoвням. Так если тема «Оптические приборы и их применение» изучается всеми учащимися, то на повышенном уровне могут быть рассмотрены темы «Свет и цвет в природе», «Зрительные иллюзии».


7 класс (70 ч, 2 ч в неделю)

Введение (6 ч)

/ уровень

Что и как изучают физика и астрономия.

Физические явления. Наблюдения и эксперимент. Гипотеза. Физические величины. Единицы величин. Измерение физических величин. Физические при­боры. Понятие о точности измерений. Абсолютная погрешность. Запись результата прямого измерения с учетом абсолютной погрешности. Уменьшение по­грешности измерений. Измерение малых величин.

Физические законы и границы их применимости.

Физика и техника.

// уровень

Относительная погрешность. Физическая теория.

Структурные уровни материи: микромир, макро­мир, мегамир.

Фронтальные лабораторные работы

I уровень

1.Измерение размеров тела с помощью линейки, объема жидкости с помощью мензурки, температуры жидкости с помощью термометра

2.Измерение времени.

3.Измерение размеров малых тел.

II уровень

  1. Измерение малых величин.

1. Движение и взаимодействие тел (38 ч)

/ уровень

Механическое движение и его виды. Относитель­ность механического движения. Траектория. Путь. Равномерное прямолинейное движение. Скорость равномерного прямолинейного движения.

Неравномерное прямолинейное движение. Сред­няя скорость. Равноускоренное движение. Ускоре­ние. Ускорение свободного падения.

Явление инерции. Взаимодействие тел. Масса те­ла. Измерение массы при помощи весов. Плотность вещества.

Сила. Графическое изображение сил. Измерение сил. Динамометр. Сложение сил, направленных по одной прямой. Равнодействующая сила.

Международная система единиц.

Сила упругости. Закон Гука. Сила тяжести. Центр тяжести. Закон всемирного тяготения. Вес тела. Не­весомость. Давление. Сила трения. Виды сил трения.

Механическая работа. Мощность. Простые меха­низмы. Условие равновесия рычага. «Золотое прави­ло» механики. Применение простых механизмов» КПД механизмов.

Энергия. Кинетическая энергия. Потенциальная энергия. Закон сохранения механической энергии. Энергия рек и ветра.

II уровень

Путь, пройденный телом при равноускоренном движении.

Сложение сил, направленных под углом друг к другу.

Законы Ньютона.

Фронтальные лабораторные работы

I уровень

  1. Изучение равномерного движения.

  2. Измерение массы тела.

  3. Измерение плотности вещества.

  4. Градуировка динамометра и измерение сил.

  5. Измерение коэффициента трения скольжения.

  6. Изучение условия равновесия рычага.

10.Измерение КПД при подъеме тела по наклон­
ной плоскости.

II уровень

  1. Измерение средней скорости.

  2. Изучение равноускоренного движения.

^ 2. Звуковые явления (6 ч)

/ уровень

Механические колебания и их характеристики: амплитуда, период, частота. Звуковые колебания. Ис­точники звука.

Механические волны. Длина волны. Звуковые волны. Скорость звука.

Громкость звука. Высота тона. Тембр. Отражение звука. Эхо.

II уровень

Математический и пружинный маятники. Период колебаний математического и пружинного маятников.

Фронтальные лабораторные работы

I уровень

  1. Наблюдение колебаний звучащих тел.

  1. Исследование зависимости периода колебаний груза, подвешенного на нити, от длины нити.

  2. Наблюдение зависимости громкости звука от амплитуды колебаний.

II уровень

  1. Исследование зависимости периода колебаний математического маятника от ускорения свободного падения.

  2. Исследование зависимости периода колебаний пружинного маятника от массы груза и жесткости пружины.

^ 3. Световые явления (16 ч)

I уровень

Источники света. Закон прямолинейного распрос­транения света. Световые пучки и световые лучи. Об­разование тени и полутени. Солнечное и лунное зат­мения.

Отражение света. Закон отражения света. Постро­ение изображений в плоском зеркале. Перископ.

Преломление света. Полное внутреннее отраже­ние. Линзы. Фокусное расстояние линзы. Оптичес­кая сила линзы. Построение изображения, даваемого линзой.

Оптические приборы: проекционный аппарат, фо­тоаппарат. Глаз как оптическая система. Нормальное зрение, близорукость, дальнозоркость. Очки. Лупа.

Разложение белого света в спектр. Сложение спектральных цветов. Цвета тел.

II уровень

Зеркальное и диффузное отражение. Многократ­ное отражение. Вогнутое зеркало. Применение вогну­тых зеркал.

Закон преломления света. Волоконная оптика. Формула тонкий линзы. Увеличение линзы.

Фронтальные лабораторные работы

I уровень

  1. Наблюдение прямолинейного распростране­ния света.

  1. Наблюдение образования тени и полутени.

  2. Изучение явления отражения света.

  1. Получение и исследование изображения в пло­ском зеркале.

  2. Изучение явления преломления света, зави­симости угла преломления от угла падения.

  1. Изучение изображения, даваемого линзой.

II уровень

  1. Изготовление модели перископа.

  2. Получение и исследование изображения, давае­мого вогнутым зеркалом.

  3. Изучение закона преломления света.

Резервное время (4 ч)


8 класс (70 ч, 2 ч в неделю)

^ 1. Первоначальные сведения о строении вещества (6 ч)

I уровень

Развитие взглядов на строение вещества. Молеку­лы. Дискретное строение вещества. Масса и размеры молекул.

Броуновское движение. Тепловое движение моле­кул и атомов. Диффузия. Связь температуры тела со скоростью теплового движения частиц вещества.

Взаимодействие частиц вещества. Смачивание. Капиллярные явления.

Модели твердого, жидкого и газообразного состоя­ний вещества и их объяснение на основе молекулярно-кинетических представлений.

II уровень

Способы измерения размеров молекул. Измерение скоростей молекул. Опыт Штерна.

Фронтальные лабораторные работы

I уровень

  1. Наблюдение делимости вещества.

  2. Наблюдение явления диффузии в газах и жид­костях.

  3. Наблюдение зависимости скорости диффузии от температуры.

II уровень

  1. Измерение размеров молекул.




  1. Механические свойства газов жидкостей и твердых тел (12 ч)

^ 2.1. Механические свойства жидкостей и газов
(гидро- и аэростатика) (10 ч)


/ уровень

Давление жидкостей и газов. Объяснение давле­ния жидкостей и газов на основе молекулярно-кинетических представлений.

Передача давления жидкостями и газами. Закон Паскаля. Давление внутри жидкости. Сообщающиеся сосуды. Гидравлические машины. Гидравлический пресс. Манометры.

Атмосферное давление. Измерение атмосферного давления. Барометры. Влияние давления на живые организмы.

Действие жидкости и газа на погруженное в них тело. Закон Архимеда. Условия плавания тел.

II уровень

Изменение атмосферного давления с высотой.

Плавание судов. Воздухоплавание.

Фронтальные лабораторные работы

I уровень

  1. Измерение выталкивающей силы.

  2. Изучение условия плавания тел.

^ 2.2. Механические свойства твердых тел (2 ч)

/ уровень

Строение твердых тел. Кристаллические и аморф­ные тела. Деформация твердых тел. Виды деформации. Упругость, прочность, пластичность, твердость твердых тел.

Фронтальные лабораторные работы

I уровень

6. Изучение видов деформации твердых тел.

// уровень

  1. Наблюдение роста кристаллов.

  2. Тепловые явления (18 ч)

/ уровень

Тепловое равновесие. Температура и ее измерение. Шкала Цельсия. Абсолютная (термодинамическая) шкала температур. Абсолютный нуль.

Внутренняя энергия. Два способа изменения внут­ренней энергии: теплопередача и работа. Виды тепло­передачи: теплопроводность, конвекция, излучение. Количество теплоты. Удельная теплоемкость вещест­ва. Удельная теплота сгорания. Первый закон термо­динамики.

Плавление и отвердевание. Температура плавле­ния. Удельная теплота плавления.

Испарение и конденсация. Насыщенный пар. Ки­пение. Зависимость температуры кипения от давле­ния. Удельная теплота парообразования. Влажность воздуха. Измерение влажности воздуха.

II уровень

Температурные шкалы Фаренгейта и Реомюра. Работа газа при расширении.

Фронтальные лабораторные работы

I уровень

  1. Наблюдение теплопроводности воды и воздуха.

  2. Наблюдение конвекции в жидкостях и газах.

  3. Сравнение количества теплоты при смешива­нии воды разной температуры.




  1. Измерение удельной теплоемкости вещества.

  2. Наблюдение процессов плавления и отвердева­ния.

  3. Измерение удельной теплоты плавления льда.

  4. Наблюдение зависимости скорости испарения жидкости от рода жидкости, площади ее поверхнос­ти, температуры и скорости удаления паров.

  5. Измерение влажности воздуха.


II уровень

3. Наблюдение изменения внутренней энергии те­ла
при совершении работы.

^ 4. Тепловые свойства газов, жидкостей и твердых тел (7 ч)

/ уровень

Зависимость давления газа данной массы от объ­ема и температуры, объема газа данной массы от тем­пературы (качественно).

Применение газов в технике.

Тепловое расширение жидкостей (качественно). Тепловое расширение воды.

Тепловое расширение твердых тел (качественно).

Принципы работы тепловых машин. КПД теп­ловой машины. Двигатель внутреннего сгорания, па­ровая турбина, холодильник. Тепловые двигатели и охрана окружающей среды. Основные направления совершенствования тепловых двигателей.

II уровень

Модель идеального газа.

Законы Бойля—Мариотта, Шарля, Гей-Люссака, объединенный газовый закон.

Формулы теплового расширения жидкостей и твердых тел.

Фронтальная лабораторная работа

I уровень

15. Изучение зависимости давления газа данной
массы от объема при постоянной температуре.

^ 5. Электрические явления (6 ч)

I уровень

Электростатическое взаимодействие. Электричес­кий заряд. Два рода электрических зарядов. Электро­скоп.

Дискретность электрического заряда. Строение атома. Электрон и протон. Элементарный электри­ческий заряд. Электризация тел. Закон сохранения электрического заряда. Проводники, диэлектрики, полупроводники.

Электрическое поле. Напряженность электриче­ского поля. Линии напряженности электрического поля. Электрическое поле точечных зарядов и двух заряженных пластин.

Учет и использование электростатических явле­ний в быту, технике, их проявление в природе.

II уровень

Закон Кулона.

Проводники и диэлектрики в электрическом поле.

Электростатическая индукция.

Фронтальные лабораторные работы

I уровень

  1. Наблюдение электризации тел и взаимодейст­вия наэлектризованных тел.

  2. Изготовление простейшего электроскопа.

^ 6. Электрический ток и его действия (17 ч)

I уровень

Постоянный электрический ток. Источники пос­тоянного электрического тока. Носители свободных электрических зарядов в металлах, электролитах, га­зах и полупроводниках.

Действия электрического тока: тепловое, химиче­ское, магнитное.

Электрическая цепь. Сила тока. Измерение силы тока.

Напряжение. Измерение напряжения.

Электрическое сопротивление. Удельное сопротив­ление. Реостаты.

Закон Ома для участка цепи. Последовательное и параллельное соединения проводников.

Работа и мощность электрического тока. Счетчик электрической энергии. Закон Джоуля—Ленца.

Использование электрической энергии в быту, природе и технике.


II уровень

Гальванические элементы и аккумуляторы.

Фронтальные лабораторные работы

I уровень

  1. Сборка электрической цепи.

19. Измерение силы тока в цепи.

20. Измерение напряжения на участке цепи.

21. Измерение сопротивления проводника с по­мощью амперметра и вольтметра.

22. Реостат. Регулирование силы тока в цепи.

23. Изучение последовательного соединения про­водников.

24. Изучение параллельного соединения провод­ников.

II уровень

4. Измерение работы и мощности электрического тока.




Похожие:

Классы авторы программы: Н. С. Пурышева, Н. Е. Важеевская iconФизика. 7-9 Классы авторы программы: Е. М. Гутник, А. В. Перышкин
Печатается по сборнику Программы для общеобразовательных учреждений. Физика Астрономия
Классы авторы программы: Н. С. Пурышева, Н. Е. Важеевская iconИнновационные образовательные программы: Программы образовательной системы «Школа 2100»
Никольский С. М. и др. Программы для общеобразовательных учреждений. Алгебра и начала математического анализа. 10-11 классы. Профильный...
Классы авторы программы: Н. С. Пурышева, Н. Е. Важеевская iconПланирование прохождения программы на год
Программа Сборник. Программы для общеобразовательных учреждений; Информатика. 2 – 11 классы / Составитель М. Н. Бородин. – М.: Бином....
Классы авторы программы: Н. С. Пурышева, Н. Е. Важеевская iconПланирование прохождения программы на год
Программа Сборник. Программы для общеобразовательных учреждений; Информатика. 2 – 11 классы / Составитель М. Н. Бородин. – М.: Бином....
Классы авторы программы: Н. С. Пурышева, Н. Е. Важеевская iconПланирование прохождения программы на год
Программа Сборник. Программы для общеобразовательных учреждений; Информатика. 2 – 11 классы / Составитель М. Н. Бородин. – М.: Бином....
Классы авторы программы: Н. С. Пурышева, Н. Е. Важеевская iconПланирование прохождения программы на год
Программа: Сборник. Программы для общеобразовательных учреждений; Информатика. 2 – 11 классы / Составитель М. Н. Бородин. – М.: Бином....
Классы авторы программы: Н. С. Пурышева, Н. Е. Важеевская iconПланирование прохождения программы на год
Программа Сборник. Программы для общеобразовательных учреждений; Информатика. 2 – 11 классы / Составитель М. Н. Бородин. – М.: Бином....
Классы авторы программы: Н. С. Пурышева, Н. Е. Важеевская iconКалендарно-тематическое планирование по геометрии в 7 классе 2010-11 учебный год Программы общеобразовательных учреждений. Геометрия 7 9 классы. Составитель: Бурмистрова Т. А. М.: Просвещение, 2008
Программы общеобразовательных учреждений. Геометрия 7 – 9 классы. Составитель: Бурмистрова Т. А. М.: Просвещение, 2008
Классы авторы программы: Н. С. Пурышева, Н. Е. Важеевская iconРабочая программа по предмету «Музыка» Авторы программы: В. В. Алеев, Т. Н. Кичак Комплект учебников
Рабочая программа учебного предмета «Музыка» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного...
Классы авторы программы: Н. С. Пурышева, Н. Е. Важеевская iconПланирование прохождения программы на год
Программа Сборник. Информатика. Программы для общеобразовательных учреждений. 2 – 11 классы : методическое пособие / Составитель...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов