Физика. 7-9 Классы авторы программы: Е. М. Гутник, А. В. Перышкин icon

Физика. 7-9 Классы авторы программы: Е. М. Гутник, А. В. Перышкин



НазваниеФизика. 7-9 Классы авторы программы: Е. М. Гутник, А. В. Перышкин
Е. М. Гутник
Дата конвертации27.08.2012
Размер81.66 Kb.
ТипПрограмма

Программа по физике

(Печатается по сборнику Программы для общеобразовательных учреждений. Физика Астрономия,

7-11 классы, Москва, Дрофа, 2008г)


ФИЗИКА. 7-9 КЛАССЫ

Авторы программы: Е. М. Гутник, А. В. Перышкин

Представленная программа составлена в соответст­вии с новым, утвержденным в 2004 г. федеральным компонентом государственного стандарта основного об­щего образования по физике (далее — стандарт);

Согласно базисному учебному плану на изучение физики в объеме обязательного минимума содержа­ния основных образовательных программ (далее — обязательный минимум) отводится по 2 ч в неделю в каждом из трех классов.

Курсивом в тексте программы выделены:

  1. те же вопросы, что и в обязательном минимуме;

  2. некоторые вопросы, включенные в программу сверх указанных в обязательном минимуме и необхо­димые для изучения материала стандарта.

Вопросы, выделенные курсивом, подлежат изу­чению, но не включаются в Требования к уровню под­готовки выпускников и, соответственно, не выносят­ся на итоговый контроль.

Материал, включенный в программу сверх ука­занного в обязательном минимуме и не являющийся необходимым для изучения материала стандарта, заключен в квадратные скобки. Он может быть ис­пользован при выделении на изучение физики 3 ч в неделю, а также при 2 ч для реализации дифферен­цированного обучения.

В обязательный минимум, утвержденный в 2004 г., вошел ряд вопросов, которых не было в предыдущем стандарте. В данной программе эти вопросы распреде­лены по классам следующим образом:

  1. класс — центр тяжести;

  1. класс — термометр, психрометр, холодиль­ник; полупроводники, носители электрических

зарядов в полупроводниках, полупроводниковые приборы, динамик и микрофон;

9 класс — невесомость', трансформатор', пе­редача электрической энергии на расстояние', влияние электромагнитных излучений на жи­вые организмы, конденсатор, энергия электриче­ского поля конденсатора; колебательный контур; электромагнитные колебания; принципы радиосвязи и телевидения; дисперсия света; оптические спек­тры; поглощение и испускание света атома­ми; источники энергии Солнца и звезд.

В связи с введением в стандарт нескольких новых (по сравнению с предыдущим стандартом) требований к сформированности экспериментальных умений в данную программу в дополнение к уже имеющимся лабораторным работам включено девять новых. В совокупности с включенными ранее они охватывают все умения экспериментального характера, содержащие­ся в требованиях, т. е. подлежащие контролю на вы­воде из 9 класса.


Перечислим названия новых работ, разбив их на две группы по типам развиваемых ими основных уме­ний, которые дословно выписаны из требований (здесь и далее многоточия стоят на месте умений, формируемых старыми работами). Для приобретения или совершенствования умения «использовать физи­ческие приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, проме­жутка времени... давления, температуры, влажности воздуха...», а также «...для измерения радиоактивно­го фона и оценки его безопасности» в курс включены четыре новые работы:

  1. «Измерение физических величин с учетом абсо­лютной погрешности» (7 кл.);

  2. «Измерение давления твердого тела на опору» (7 кл.);

  3. «Измерение относительной влажности воздуха» (8 кл.);

  4. Измерение естественного радиационного фона дозиметром» (9 кл.).

Назначение второй группы новых работ заключа­ется в формировании умений «представлять резуль­таты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: ...си­лы упругости от удлинения пружины, силы трения скольжения от силы нормального давления, ...пери­ода колебаний груза на пружине от массы груза и от жесткости пружины, температуры остывающего тела от времени, ...силы тока от напряжения на участке цепи, угла отражения от угла падения света, угла преломления от угла падения света».

Перечисленные умения отрабатываются в ра­ботах:

  1. «Исследование зависимости силы упругости от удлинения пружины. Измерение жесткости пружи­ны» (7 кл.);

  2. «Исследование зависимости силы трения сколь­жения от силы нормального давления» (7 кл.);

  3. «Изучение зависимости периода колебаний пру­жинного маятника от массы груза и жесткости пру­жины» (9 кл.);

  4. «Исследование изменения со временем темпера­туры остывающей воды» (8 кл.);

  5. «Исследование зависимости силы тока в провод­нике от напряжения на его концах при постоянном со­противлении. Измерение сопротивления» (8 кл.);




  1. «Исследование зависимости угла отражения от угла падения света» (8 кл);

  2. «Исследование зависимости угла прелом­ления от угла падения света» (8 кл.).

Следует отметить, что девятая работа фактически представляет собой старую работу по измерению со­противления участка цепи с некоторыми изменения­ми и добавлениями.

9 класс (70 [105] ч, 2 [3] ч в неделю)

1. Законы взаимодействия и движения тел (26[34]ч)

Материальная точка. ^ Система отсчета.

Перемещение. Скорость прямолинейного равномер­ного движения.

Прямолинейное равноускоренное движение: мгно­венная скорость, ускорение, перемещение.

Графики зависимости кинематических величин от времени при равномерном и равноускоренном движе­нии.

^ Относительность механического движения. Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы мира.

Инерциальная система отсчета. Первый, вто­рой и третий законы Ньютона.

Свободное падение. Невесомость. Закон всемир­ного тяготения. [Искусственные спутники Земли.


Импульс. Закон сохранения импульса. ^ Реактив­ное движение.

Фронтальные лабораторные работы

  1. Исследование равноускоренного движения без начальной скорости.

  1. Измерение ускорения свободного падения.

[Практикум по решению теоретических и экспериментальных задач по теме 1.]


^ 2. Механические колебания и волны.

Звук (10 [16] ч)

Колебательное движение. Колебания груза на пру­жине. Свободные колебания. Колебательная система. Маятник. ^ Амплитуда, период, частота колеба­ний. [Гармонические колебания.]

Превращение энергии при колебательном движе­нии. Затухающие колебания. Вынужденные колеба­ния. Резонанс.

Распространение колебаний в упругих средах. По­перечные и продольные волны. Длина волны. Связь длины волны со скоростью ее распространения и пе­риодом (частотой).

Звуковые волны. Скорость звука. ^ Высота, тембр и громкость звука. [Эхо.] Звуковой резонанс. [Ин­терференция звука.]

Фронтальные лабораторные работы

  1. Исследование зависимости периода колебаний пружинного маятника от массы груза и жесткости пружины.

  2. Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний нитяного маятника от длины нити.

[Практикум по решению теоретических и экспериментальных задач по теме 2.]

^ 3. Электромагнитное поле (17[26]ч)

Однородное и неоднородное магнитное поле.

Направление тока и направление линий его маг­нитного поля. Правило буравчика.

Обнаружение магнитного поля. Правило левой руки.

^ Индукция магнитного поля. Магнитный по­ток. Опыты Фарадея. Электромагнитная индук­ция. Направление индукционного тока. Правило Ленца. Явление самоиндукции.

Переменный ток. ^ Генератор переменного тока. Преобразования энергии в электрогенераторах. Трансформатор. Передача электрической энер­гии на расстояние.

Электромагнитное поле. Электромагнитные вол­ны. Скорость распространения электромагнитных волн. ^ Влияние электромагнитных излучений на живые организмы.

Конденсатор. Колебательный контур. Получение электромагнитных колебаний. Принципы радиосвязи и телевидения.

[Интерференция света.] ^ Электромагнитная при­рода света. Преломление света. Показатель пре­ломления. Дисперсия света. [Цвета тел. Спектрограф и спектроскоп.] Типы оптических спектров. [Спект­ральный анализ.] Поглощение и испускание света атомами. Происхождение линейчатых спектров.

Фронтальные лабораторные работы

  1. Изучение явления электромагнитной индук­ции.

  2. Наблюдение сплошного и линейчатых спектров испускания.

[Практикум по решению теоретических и экспериметальных задач по теме 3.]

^ 4. Строение атома и атомного ядра (11 [19] ч)

Радиоактивность как свидетельство сложного строения атомов. Альфа-, бета- и гамма-излучения.

Опыты Резерфорда. Ядерная модель атома.

Радиоактивные превращения атомных ядер. Со­хранение зарядового и массового чисел при ядерных реакциях.

^ Методы наблюдения и регистрации частиц в ядерной физике.

Протонно-нейтронная модель ядра. Физический смысл зарядового и массового чисел. [Изотопы. Пра­вило смещения для альфа- и бета-распада.] Энер­гия связи частиц в ядре. Деление ядер урана. Цеп­ная реакция. Ядерная энергетика. Экологические проблемы работы атомных электростанций.

^ Дозиметрия. Период полураспада. Закон ра­диоактивного распада. Влияние радиоактивных излучений на живые организмы.

Термоядерная реакция. Источники энергии Солнца и звезд. [Элементарные частицы. Античасти­цы.]

Фронтальные лабораторные работы

  1. Изучение деления ядра атома урана по фотог­рафии треков.

  2. Изучение треков заряженных частиц по гото­вым фотографиям.

  3. Измерение естественного радиационного фона дозиметром.

[Практикум по решению задач по теме 4.]

[Обобщающее повторение курса физики 7—9 классов (6 ч)]

Резервное время (6 [4] ч)

Для выполнения этой программы реко­мендуются учебники А. В. Перышкина «Физика. 7 класс», «Физика. 8 класс» и учебник А. В. Перыш­кина и Е. М. Гутник «Физика. 9 класс». Эти учебни­ки включают весь необходимый теоретический мате­риал по физике для изучения в общеобразовательных учреждениях, отличаются простотой и доступностью изложения материала. Каждая глава и раздел курса посвящены той или иной фундаментальной теме. Предусматривается выполнение упражнений, кото­рые помогают не только закрепить пройденный те­оретический материал, но и научиться применять законы физики на практике. При определении последовательности и глубины изложения материала в учебниках учитывались, в ча­стности, традиции советской школы, а также необхо­димость соблюдения внутрипредметных связей и со­ответствия между объективной сложностью каждого конкретного вопроса и возможностью его восприятия учащимися данного возраста.

В помощь учителю для каждого класса раз­работано «Тематическое и поурочное планирование»: для 7 класса — Е. М. Гутник и Е. В. Рыбаковой, для 8 класса — Е. М. Гутник, Е. В. Рыбаковой и Е. В. Шарониной, для 9 класса — Е. М. Гутник, Е. В. Шарониной и Э. И. Дорониной. Дидактические карточки-задания для 7, 8 и 9 классов (авторы М. А. Уша­ков, К. М. Ушаков), дидактические материалы по физике для 7, 8 и 9 классов (авторы А. Е. Марон, Е. А. Марон) и тесты для 7 класса (авторы Н. К. Ханнанов, Т. А. Ханнанова) способствуют более глубоко­му усвоению изучаемого материала. Рабочая тет­радь для учащихся 7 класса (авторы Т. А. Ханнанова, Н. К. Ханнанов) поможет организовать самостоятель­ную работу школьников в классе и дома.




Похожие:

Физика. 7-9 Классы авторы программы: Е. М. Гутник, А. В. Перышкин iconКлассы авторы программы: Н. С. Пурышева, Н. Е. Важеевская
Печатается по сборнику Программы для общеобразовательных учреждений. Физика Астрономия, 7-11 классы, Москва, Дрофа, 2008г
Физика. 7-9 Классы авторы программы: Е. М. Гутник, А. В. Перышкин iconРабочая программа по физике для 8 класса 2 часа в неделю (68 часов) Составитель: Белорусова г и учитель физики
Е. М. Гутник и А. В. Перышкина «Физика 7-9 класс», «Примерная программа основного общего образования по физике 7-9 классы». В программе...
Физика. 7-9 Классы авторы программы: Е. М. Гутник, А. В. Перышкин iconРабочая программа по физике для 9 класса 2 часа в неделю (68 часов) Составитель: Белорусова г и учитель физики
Е. М. Гутник и А. В. Перышкина «Физика 7-9 класс», «Примерная программа основного общего образования по физике 7-9 классы». В программе...
Физика. 7-9 Классы авторы программы: Е. М. Гутник, А. В. Перышкин iconСписок книг по физике издательства «Экзамен» Сборник задач по физике: 7–9 кл.: к учебникам А. В. Перышкина и др. «Физика. 7 класс»
Сборник задач по физике: 7–9 кл.: к учебникам А. В. Перышкина и др. «Физика. 7 класс», «Физика. 8 класс», «Физика. 9 класс» / А....
Физика. 7-9 Классы авторы программы: Е. М. Гутник, А. В. Перышкин iconТематическое планирование Учебник А. В. Пёрышкин, Физика 7 класс
Диффузия в газах, жидкостях и твёрдых телах. Взаимное притяжение и отталкивание молекул
Физика. 7-9 Классы авторы программы: Е. М. Гутник, А. В. Перышкин iconТематическое планирование Учебник А. В. Пёрышкин, Физика 8 класс
Особенности различных способов теплопередачи. Примеры теплопередачи в природе и технике
Физика. 7-9 Классы авторы программы: Е. М. Гутник, А. В. Перышкин iconТематическое планирование Учебник А. В. Пёрышкин, Физика 8 класс
Особенности различных способов теплопередачи. Примеры теплопередачи в природе и технике
Физика. 7-9 Классы авторы программы: Е. М. Гутник, А. В. Перышкин iconИнновационные образовательные программы: Программы образовательной системы «Школа 2100»
Никольский С. М. и др. Программы для общеобразовательных учреждений. Алгебра и начала математического анализа. 10-11 классы. Профильный...
Физика. 7-9 Классы авторы программы: Е. М. Гутник, А. В. Перышкин iconПланирование прохождения программы на год
Программа Сборник. Программы для общеобразовательных учреждений; Информатика. 2 – 11 классы / Составитель М. Н. Бородин. – М.: Бином....
Физика. 7-9 Классы авторы программы: Е. М. Гутник, А. В. Перышкин iconПланирование прохождения программы на год
Программа Сборник. Программы для общеобразовательных учреждений; Информатика. 2 – 11 классы / Составитель М. Н. Бородин. – М.: Бином....
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов