Программа по физике icon

Программа по физике



НазваниеПрограмма по физике
В. А. Орлов
Дата конвертации27.08.2012
Размер83.68 Kb.
ТипПрограмма

Программа по физике

(Печатается по сборнику Программы для общеобразовательных учреждений. Физика Астрономия,

7-11 классы, Москва, Дрофа, 2008г)


СРЕДНЕЕ (ПОЛНОЕ) ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Физика. 10—11 классы. Базовый уровень

Авторы программы: В. А. Орлов, О. Ф. Кабардин, В. А. Ко­ровин, А. Ю. Пентин, Н. С. Пурышева, В. Е. Фрадкин.

Изучение физики в средних общеобразова­тельных учреждениях на базовом уровне на­правлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о фундаментальных физичес­ких законах и принципах, лежащих в основе совре­менной физической картины мира; наиболее важных открытиях в области физики, оказавших определяю­щее влияние на развитие техники и технологии; ме­тодах научного познания природы;

  • овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, выдвигать гипотезы и строить модели, применять полученные знания по физике для объяснения разнообразных физических явлений и свойств веществ; практическо­го использования физических знаний; оценивать до­стоверность естественнонаучной информации;

  • развитие познавательных интересов, интеллек­туальных и творческих способностей в процессе при­обретения знаний по физике с использованием раз­личных источников информации и современных ин­формационных технологий;

  • воспитание убежденности в возможности позна­ния законов природы и использования достижений физики на благо развития человеческой цивилиза­ции; необходимости сотрудничества в процессе сов­местного выполнения задач, уважительного отно­шения к мнению оппонента при обсуждении проблем естественнонаучного содержания; готовности к мора­льно-этической оценке использования научных до­стижений, чувства ответственности за защиту окру­жающей среды;

  • использование приобретенных знаний и уме­ний для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности собственной жиз­ни, рационального природопользования и охраны ок­ружающей среды.

^ Примерная программа среднего (полного) общего образования по физике. 10—11 классы.

Базовый уровень.

Место предмета в учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образо­вательных учреждений Российской Федерации отво­дит 140 ч для обязательного изучения физики на ба­зовом уровне ступени среднего (полного) общего обра­зования. В том числе в 10 и 11 классах по 70 учебных часов из расчета 2 учебных часа в неделю.
В пример­ных программах предусмотрен резерв свободного учебного времени в объеме 14 учебных часов для ре­ализации авторских подходов, использования разно­образных форм организации учебного процесса, внед­рения современных методов обучения и педагогиче­ских технологий, учета местных условий.

Основное содержание (140 ч, 2 ч в неделю)

Физика и методы научного познания (4 ч)

Физика — наука о природе. Научные методы поз­нания окружающего мира и их отличия от других методов познания. Роль эксперимента и теории в про­цессе познания природы. Моделирование физи­ческих явлений и процессов. Научные гипотезы. Физические законы. Физические теории. Границы применимости физических законов и теорий. Принцип соответствия. Основные элементы фи­зической картины мира.

Механика (32 ч)

Механическое движение и его виды. Относитель­ность механического движения. Прямолинейное равноускоренное движение. Принцип относительности Галилея. Законы динамики. Всемирное тяготение. Законы сохранения в механике. Предсказательная сила законов классической механики. Использова­ние законов механики для объяснения движения небесных тел и для развития космических иссле­дований. Границы применимости классической механики.

Демонстрации

Зависимость траектории от выбора системы отсчета. Падение тел в воздухе и в вакууме. Явление инерции.

Сравнение масс взаимодействующих тел. Второй закон Ньютона. Измерение сил. Сложение сил.

Зависимость силы упругости от деформации. Силы трения. Условия равновесия тел. Реактивное движение.

Переход потенциальной энергии в кинетическую и обратно.

Лабораторные работы

Измерение ускорения свободного падения.

Исследование движения тела под действием посто­янной силы.

Изучение движения тел по окружности под дейст­вием силы тяжести и упругости.

Исследование упругого и неупругого столкнове­ний тел.

Сохранение механической энергии при движении тела под действием сил тяжести и упругости.

Сравнение работы силы с изменением кинетиче­ской энергии тела.

^ Молекулярная физика (27 ч)

Возникновение атомистической гипотезы строе­ния вещества и ее экспериментальные доказательст­ва. Абсолютная температура как мера средней кине­тической энергии теплового движения частиц вещества. Модель идеального газа. Давление газа. Урав­нение состояния идеального газа. Строение и свойст­ва жидкостей и твердых тел.

Законы термодинамики. ^ Порядок и хаос. Необ­ратимость тепловых процессов. Тепловые двига­тели и охрана окружающей среды.

Демонстрации

Механическая модель броуновского движения.

Изменение давления газа с изменением темпера­туры при постоянном объеме.

Изменение объема газа с изменением температуры при постоянном давлении.

Изменение объема газа с изменением давления при постоянной температуре.

Кипение воды при пониженном давлении.

Устройство психрометра и гигрометра.

Явление поверхностного натяжения жидкости.

Кристаллические и аморфные тела.

Объемные модели строения кристаллов.

Модели тепловых двигателей.

Лабораторные работы

Измерение влажности воздуха.

Измерение удельной теплоты плавления льда.

Измерение поверхностного натяжения жидкости.

^ Электродинамика (35 ч)

Элементарный электрический заряд. Закон сохра­нения электрического заряда. Электрическое поле. Электрический ток. Закон Ома для полной цепи. Магнитное поле тока. Плазма. Действие магнит­ного поля на движущиеся заряженные частицы. Явление электромагнитной индукции. Взаимосвязь электрического и магнитного полей. Свободные элек­тромагнитные колебания. Электромагнитное поле.

Электромагнитные волны. Волновые свойства све­та. Различные виды электромагнитных излучений и их практическое применение.

Законы распространения света. Оптические при­боры.

Демонстрации

Электрометр.

Проводники в электрическом поле.

Диэлектрики в электрическом поле.

Энергия заряженного конденсатора.

Электроизмерительные приборы.

Магнитное взаимодействие токов.

Отклонение электронного пучка магнитным полем.

Магнитная запись звука.

Зависимость ЭДС индукции от скорости измене­ния магнитного потока.

Свободные электромагнитные колебания.

Осциллограмма переменного тока.

Генератор переменного тока.

Излучение и прием электромагнитных волн.

Отражение и преломление электромагнитных волн.

Интерференция света.

Дифракция света.

Получение спектра с помощью призмы.

Получение спектра с помощью дифракционной ре­шетки.

Поляризация света.

Прямолинейное распространение, отражение и пре­ломление света.

Оптические приборы.

Лабораторные работы

Измерение электрического сопротивления с по­мощью омметра.

Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления ис­точника тока.

Измерение элементарного заряда.

Измерение магнитной индукции.

Определение спектральных границ чувствитель­ности человеческого глаза.

Измерение показателя преломления стекла.


^ Квантовая физика и элементы астрофизики (28 ч)

Гипотеза Планка о квантах. Фотоэффект. Фо­тон. Гипотеза де Бройля о волновых свойствах частиц. Корпускулярно-волновой дуализм. Соот­ношение неопределенностей Гейзенберга.

Планетарная модель атома. Квантовые постулаты Бора. Лазеры.

Строение атомного ядра. Ядерные силы. Дефект массы и энергия связи ядра. Ядерная энергетика. Влияние ионизирующей радиации на живые организ­мы. Доза излучения. Закон радиоактивного рас­пада. Элементарные частицы. Фундаменталь­ные взаимодействия.

Солнечная система. Звезды и источники их энер­гии. Галактика. Пространственные масштабы наблю­даемой Вселенной. ^ Современные представления о происхождении и эволюции Солнца и звезд. Строение и эволюция Вселенной.

Демонстрации

Фотоэффект.

Линейчатые спектры излучения.

Лазер.

Счетчик ионизирующих частиц.

Лабораторные работы

Наблюдение линейчатых спектров.

^ Резервное время (14 ч)

Требования к уровню подготовки выпускников

В результате изучения физики на базовом уровне ученик должен знать/понимать

  • смысл понятий: физическое явление, гипоте­за, закон, теория, вещество, взаимодействие, элект­ромагнитное поле, волна, фотон, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения, планета, звезда, галакти­ка, Вселенная;

  • смысл физических величин: скорость, уско­рение, масса, сила, импульс, работа, механическая энергия, внутренняя энергия, абсолютная темпера­тура, средняя кинетическая энергия частиц вещест­ва, количество теплоты, элементарный электричес­кий заряд;

  • смысл физических законов классической ме­ханики, всемирного тяготения, сохранения энергии, импульса и электрического заряда, термодинамики, электромагнитной индукции, фотоэффекта;

  • вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие физики;

уметь

  • описывать и объяснять физические явле­ния и свойства тел: движение небесных тел и ис­кусственных спутников Земли; свойства газов, жид­костей и твердых тел; электромагнитную индукцию, распространение электромагнитных волн; волновые свойства света; излучение и поглощение света ато­мом; фотоэффект;

  • отличать гипотезы от научных теорий; де­лать выводы на основе экспериментальных дан­ных; приводить примеры, показывающие, что: наблюдения и эксперимент являются основой для вы­движения гипотез и теорий, позволяют проверить ис­тинность теоретических выводов; физическая теория дает возможность объяснять известные явления при­роды и научные факты, предсказывать еще неизвест­ные явления;

  • приводить примеры практического ис­пользования физических знаний: законов меха­ники, термодинамики и электродинамики в энергети­ке; различных видов электромагнитных излучений для развития радио- и телекоммуникаций; квантовой физики в создании ядерной энергетики, лазеров;

  • воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информа­цию, содержащуюся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях;

  • использовать приобретенные знания и уме­ния в практической деятельности и повседнев­ной жизни для обеспечения безопасности жизнеде­ятельности в процессе использования транспортных средств, бытовых электроприборов, средств радио- и телекоммуникационной связи; оценки влияния на ор­ганизм человека и другие организмы загрязнения ок­ружающей среды; рационального природопользования и защиты окружающей среды.




Похожие:

Программа по физике iconРабочая программа по физике Составила И. В. Орлова, учитель физики 2009 г. Пояснительная записка
Примерная программа по физике составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования,...
Программа по физике iconРабочая программа по физике Составила И. В. Орлова, учитель физики 2008 г. Пояснительная записка
Рабочая программа по физике составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования,...
Программа по физике iconРабочая программа по физике для 9 класса 2 часа в неделю (68 часов) Составитель: Белорусова г и учитель физики
Е. М. Гутник и А. В. Перышкина «Физика 7-9 класс», «Примерная программа основного общего образования по физике 7-9 классы». В программе...
Программа по физике iconРабочая программа по физике для 8 класса 2 часа в неделю (68 часов) Составитель: Белорусова г и учитель физики
Е. М. Гутник и А. В. Перышкина «Физика 7-9 класс», «Примерная программа основного общего образования по физике 7-9 классы». В программе...
Программа по физике iconПримерная программа по физике включает три раздела: пояснительную записку; основное содержание с примерным распределением учебных часов по разделам курса, рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов; требования к уровню подготовки выпускников
...
Программа по физике iconРабочая программа по физике 8 класс базовый уровень Учителя физики высшей квалификационной категории
Данная программа разработана в соответствии с федеральным компонентом Государственного стандарта основного общего образования по...
Программа по физике iconРабочая программа по физике 7 класс базовый уровень Учителя физики высшей квалификационной категории
Данная программа разработана в соответствии с федеральным компонентом Государственного стандарта основного общего образования по...
Программа по физике iconРабочая программа по физике 11 класс базовый уровень Учителя физики высшей квалификационной категории
Физика. Астрономия. 7-11 кл./сост. В. А. Коровин, В. А. Орлов. М.: Дрофа, 2008. Программа составлена в соответствии с Федеральным...
Программа по физике iconРабочая программа по физике составлена на основе примерной программы для общеобразовательных учреждений. Программа рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю).
Рабочая программа по физике составлена на основе примерной программы для общеобразовательных учреждений. Программа рассчитана на...
Программа по физике iconЭлективный курс: Решение задач по физике. Автор: Пасховер Виктория Вячеславовна, учитель физики II категории моу «Гуманитарно-Экономический Лицей» Волжского района г. Саратова саратов 2010
Курс " Решение задач по физике" рассчитан на 68 часов(1час в неделю на 10-11классы). Программа разработана с таким расчетом, чтобы...
Программа по физике iconЭлективный курс: Решение задач по физике. Автор: Пасховер Виктория Вячеславовна, учитель физики II категории моу «Гуманитарно-Экономический Лицей» Волжского района г. Саратова саратов 2010
Курс " Решение задач по физике" рассчитан на 68 часов(1час в неделю на 10-11классы). Программа разработана с таким расчетом, чтобы...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов