Консервативные идеи в воззрениях С. Н. Сыромятникова icon

Консервативные идеи в воззрениях С. Н. Сыромятникова



НазваниеКонсервативные идеи в воззрениях С. Н. Сыромятникова
Дата конвертации27.08.2012
Размер175.45 Kb.
ТипДокументы


Михаил Юрьевич

Чернавский

(Москва)


Консервативные идеи в воззрениях С.Н. Сыромятникова


В отечественных и зарубежных исследованиях по истории русской консервативной мысли начала конца XIX начала XX столетия практически неисследованными остаются ряд имен, к которым можно отнести Сергея Николаевича Сыромятникова (1864 1934) – кандидата права, путешественника и журналиста, принадлежавшего к рефоматорско-консервативному направлению и публиковавшегося на рубеже XIX XX вв. в газетах и журналах «Новое время», «Россия», «Исторический вестник», «Варшавский дневник», «Санкт-Петербургские ведомости» и др 1. Общественно-политические воззрения С.Н. Сыромятникова никогда не становились предметом специального изучения 2. В работах исследователей русского консерватизма этот публицист, как правило, всегда оставался в тени своих более ярких современников-консерваторов, таких как Л.А. Тихомиров, А.С. Суворин, М.О. Меньшиков, В.П. Мещерский, С.Ф. Шарапов и др. Однако воззрения С.Н. Сыромятникова отличаются не только своей оригинальностью, но и характеризуют важный этап в развитии консерватизма, когда впервые был сформулирован ряд идей, пополнивших теоретический багаж русской консервативной мысли. Наиболее полно взгляды Сыромятникова представлены в цикле его статей «Опыты русской мысли» 3, печатавшихся на страницах газеты «Новое время».

Деятельность С.Н. Сыромятникова приходится на время кризиса православно-монархической идеологии, когда консервативные идеи все более утрачивуют свою былую мощь и привлекательность на фоне распространения иных идейных течений, прежде всего либерализма и социализма. Осознавая всю серьезность идейного кризиса консервативной идеологии, когда «общественная мысль и общественное чувство направлены против русской государственности», Сыромятников призывает к обновлению «русской церковной и государственной мысли» 4. При этом публицист исходит из тезиса о том, что, изменяя идейную направленность общества, можно перенаправить тем самым весь ход общественного развития. Это убеждение проистекает из трактовки Сыромятниковым процесса развития мироздания, который он рассматривает с духовно-идеалистических позиций, указывая на то, что в основе существования любой вещи и в характере протекания любых процессов материального мира лежит развитие определенной идеи : «В какой бы области мировой жизни мы ни докопались до сути, мы доходим до идеи», которая воплощается как «в шестиугольных звездочках кристалла воды или в душе Наполеонов, Сократов, Кантов, Шекспиров» 5. Принцип доминанты идеи Сыромятников экстраполирует и на развитие человеческой истории, говоря о том, что «если мы извлечем корни из борьбы народов, мы получим борьбу идей» 6.
Таким образом, для изменения характера развития государства необходимо «прорыть правильное русло для течения общественной мысли и общественного чувства». Взгляд публициста на борьбу народов как на «внешнее проявление борьбы идей» 7 согласуется с консервативным подходом к истории, согласно которому историческое развитие есть отражение борьбы идей, которые несет в себе каждый народ.

Место и роль России в процессе развития мировой истории Сыромятников рассматривает с умеренно-прагматических позиций. Для него характерен сдержанный подход относительно всемирной мессианской роли России и русского народа. Публицист призывает Россию придерживаться политики экономии сил и переориентации своей активности на внутреннее самосовершенствование, так как «народ может умереть, подобно человеку, если растратит свои силы на недостижимые вещи» 8. Отсюда и историческая задача России заключается не в мессианстве, «не в облагодетельствовании всего мира, не в образовании всемирной монархии, не в превращении всех людей в наших рабов, а в выражении наших скрытых народных дарований, в развитии нашей народной личности». Истинный консерватизм, по Сыромятникову, есть «охрана народных сил от напрасного растрачивания». Практические действия, по Сыромятникову, должны выражаться в том, что «надо поискать по России людей сильных духом», дисциплинировать их, ориентируя этих людей не на «идеалы отвлеченного земного рая», а на идеалы «старого, простого героизма в труде, героизма в человеколюбии, героизма в долге» 9.

Смыслом развития России должно стать, по мнению публициста, вступление «в семью народов развитою, индивидуальной личностью, со своим обликом, со своими привычками и повадками». Это естественное стремление Сыромятников определяет как «крайний национализм», суть которого состоит в развитии отличительных особенностей народа : «Залог развития как человека, так и нации есть развитие его положительных различий». Миссия России, таким образом, заключается в привнесении в мировую историю собственных отличительных черт, когда истинной ценностью становится то, «в чем и чем мы не похожи на другие народы, что можем мы им сказать своего» 10. Русская идея, по Сыромятникову, состоит в идее «братства людей как частиц мира… Наше братство есть братство охраны мировой жизни» 11.

Стремление к развитию собственных отличительных особенностей каждого народа неизбежно встречает внешнее сопротивление других народов и государств. Мировая история представляется Сыромытникову как процесс постоянной борьбы народов за возможность стать самими собой. Отсюда полностью беспочвенными, по мысли публициста, выглядят доводы сторонников идеи достижения всеобщего мира и гармонии в отношениях между государствами : «Из всех современных измышлений измышление мира самое утопическое. Мир наблюдается только там, где нет жизни. Истинный мир только на кладбище» 12. В воззрениях Сыромятникова просматриваются некоторым образом даже ницшеанские мотивы. «Войны, революции, денежные крахи» приводят, по мнению публициста, к перемешиванию общественных слоев, когда, с одной стороны, образуется инертная, пассивная масса «обыкновенного человеческого материала», того, что «не могло удержаться на высоте по недостатку ума, силы воли или ловкости», а с другой стороны, наблюдается процесс выдвижения к высотам власти сильнейших и способнейших : «Жизнь постоянно выносит кверху все сильное и способное и постоянно опускает в общественный ил все то, что не могло удержаться на высоте» 13

Исходя из идеи развития каждым народом собственных отличительных черт и на основе принципа всеобщей мировой борьбы, Сыромятников приходит к мысли о принципиальной непохожести России на страны Запада. На этом узловом разделении покоятся построения практически всех российских консерваторов. Отличия России от Европы просматриваются публицистом по разным основаниям – политическим – «наши учреждения не могут быть такими, как учреждения Запада», социальным – «наша общественная жизнь не может быть такой, как там», религиозным – «наша религия и философия не могли быть тождественными с западными» 14, и даже ценностным – западные страны могут «противопоставить идее русского единства только один клич : «жрать». Сыромятников благодарит российских государей, удержавших Россию от тлетворного влияния идей западной лжедемократии и выражает надежду на то, что «русское национальное творчество» когда-ниудь создаст собственные «национальные учреждения», прекратив тем самым «процесс насильственного переодевания 130 миллионного народа в не им и не для него сшитое платье западных конституций». Отказ от прозападной идеи демократии продиктован тем, что за так называемой политической свободой «кроется разрушение свободы нравственной, кроется ограбление бедных богатыми, кроется торжество техники и уничтожение природы» 15. Более того, Сыромятников не только постулирует идею непохожести России и Запада, но и говорит о их противостоянии, заявляя, что в Европе «у нас нет никого, кроме врагов», следовательно, подражание Западу только приближает войну с ним и «делает нахальнее и храбрее внешних врагов» 16.

В процессе противостояния Западу Сыромятников призывает объединиться с Востоком как естественным духовно-политическим союзником России. Представителей восточной цивилизации роднит с русскими то, что они «не заглушили в себе Бога и … не осмеливаются на место головы и сердца поставить брюхо и кошель с деньгами». Сыромятников угрожает Западу с позиций будущего союза России и Востока, когда Россия перестанет «защищать грудью Европу от Азии», а пойдет «заодно с Азией», и грядущее противостояние, по мысли публициста, будет носить не столько политический, сколько нравственно-религиозный характер, так как «мы нашли себя и увидели, что вы (Запад – М.Ч.) идете не на дело жизни и обоготворения, а на дело смуты и служения дьяволу». Таким образом, Россия станет во главе «бедных материальными благами и богатых духом» 17.

Россия является восточным государством также «в силу приверженности народов Востока Богу». Эта приверженность, по Сыромятникову, порождает у народов «представление о верховном отце-царе, через которого божество выражает свою волю народу» 18. Основы существования государства Сыромятников усматривает, таким образом, не в системе рационализированных представлений, а выводит его «из веры и молитвы». Сыромятников придерживается этатистского тезиса о доминировании государства во всех областях общественной жизни. Вокруг проблемы государственности концентрируются все общественно-политические идеи русского публициста. В этой связи неоспоримым благом является то, что в России именно деятельность государства детерминирует сознание и поведение человека, оно «есть не только городовой», но «и писатель, и художник, и финансист, и учитель, и инженер» 19. Государство покоится на категориях морали, служит интересам развития человека и обладает значительной силой, «насаждающей просвещение, изменяющей нравы, идущей к осуществлению известных целей» 20.

Однако сохранить свою государственность и политическую целостность Россия сможет лишь следуя монархической форме правления : «Спасение России как политического целого лежит в самодержавной власти государя, а не в парламентском народоправстве», самодержавие, по Сыромятникову, «есть защита русской народности». Принцип монархизма Россия также унаследовала от Востока : «Я горжусь самодержавием как драгоценнейшим даром Востока, который мы русские должны окружать самоотвержением и любовью совсем не за страх, а за совесть» 21. Сыромятников выступил, по сути дела, с протоевразийскими идеями 22, объявив, что государственную идею передал России Восток через Византию и Орду : «Византийское государство было идейным наследником Персидской монархии, а татары, став покорителями Китая, сделались учениками и проводниками китайской политической философии». Таким образом, российская государственность является наследницей «византийской церкви» и «китайской государственной мысли» 23. Основное отличие европейских императоров от российских самодержцев состоит, по мысли Сыромятникова, в связи последних с религией 24. Без религии абсолютный монарх будет только императором, то есть начальником армии. «Под сенью церкви, под действием религии он будет царем, то есть существом в нравственном смысле неизмеримо более высоким, чем император» 25.

Стремление обосновать монархическую форму правления приводит Сыромятникова к патриархальным идеям. Самодержец, управляет народом, руководствуясь своей совестью. Будучи воспитанным на идеалах православия, христианской добродетели и любви, монарх является в определенном смысле главой большого семейства – народа. Его отношение к подданным строится на отношении отца к детям. Права отца продиктованы самой природой, следовательно, компромиссы и борьба за власть при этом неуместны. Если Бог правит на небе, то государь – на земле. Патриархальное единство царя и народа проявляется в том, что «если народ пользуется от государя отеческою любовью, искренностью, уважением, то и сам любит его, привязан к нему, послушен его воле» 26.

Сыромятников, стремясь обосновать принцип монархии, прибегает к попыткам использования в консервативном ключе тех ценностных установок, к которым апеллирует либерализм. Речь идет о таких понятиях как свобода и демократизм. Так, публицист заявляет, что восточное самодержавие «не является врагом свободы духа, свободы слова, свободы личности и врагом местного самоуправления». В противовес европейским либеральным трактовкам идеи демократии Сыромятников выдвигает тезис о демократизме самодержавия : «Россия – свободная демократия со свободным царем во главе, ответственным лишь перед Богом и совестью» 27. Царь рассматривается публицистом как «народный трибун, народом поставленный» 28. Демократизм самодержавия объясняется Сыромятниковым также и тем, что совесть диктует царю законы на благо всего народа, а не отдельных его социальных групп или классов. Происходит это из за того, что самодержавие подчиняет себя Богу, который «выражает всеобщую волю». Поэтому, если самодержавие «в основе своей демократично, то всякая попытка ограничить его будет попыткой ограничения демократии» 29.

Корень всех социально-экономических бед России Сыромятников видит в произволе бюрократии, которая заслонила от народа светлый ореол самодержавной власти. Тем самым Сыромятников придерживается свойственной ранним славянофилам позиции о негативной роли чиновничества в процессе осуществления самодержавной власти. Чиновничество, по мысли публициста, есть новый общественный класс, преследующий собственные эгоистические интересы. Решить проблему злоупотреблений чиновничества, а значит и наладить ход общественной жизни, Сыромятников предлагает посредством расширения самоуправления : «Дело не в упорядочении чиновничества, а в улучшении самоуправления, – оно все таки есть прогресс сравнительно с самым лучшим чиновничеством» 30.

Посредством развития местного самоуправления Сыромятников стремился сблизить самодержавную власть с народом и освободить самодержавие от «немецкой бюрократической системы». «Государь не слышит живого голоса народного, он читает просьбы, доносимые ему сановниками, но и сановники эти не всегда имеют возможность ознакомиться с истинными нуждами населения». Таким образом, необходимо приблизить верховную власть к практической работе государственной машины, которая при этом лучше будет удовлетворять нужды народа. Это приближение будет проходить не через Земский Собор, а «через сотрудничество царя с народом, перенесение на выборных и назначенных не из чиновных, а из земских лиц того бремени единоличной работы (не власти, а работы), под которой изнывает государь». Идея широкого самоуправления вполне уживалась в построениях Сыромятникова с идеей самодержавия. Чем более развито местное самоуправление, тем ближе верховная власть общается с представителями от народа, «которые видят в полноте царской власти полноту народных прав, народной воли и народной чести». Самодержавие не противоречит широкому местному самоуправлению, что, по мнению Сыромятникова, наглядно продемонстрировал царь Иван Грозный, который, придерживаясь жестких самодержавных принципов, выступил за восстановление земского самоуправления 31.

Однако Сыромятников не призывает к радикальному слому старой чиновничьей машины, он лишь рекомендует «сблизить ее с обществом, примирить ее потребности с потребностями страны» 32. Желательным и естественным путем для России является «переход к государству земскому, к организации жителей деревень и городов в самоуправляющиеся всесословные единицы, с выборными советами при губернаторах, с выборными советами при министрах». Схема устройства органов самоуправления виделась Сыромятникову следующим образом. Низшей единицей является община с представительством в ней на основе имущественного ценза. Возглавляется община общим собранием, куда избираются все земельные собственники и представители сельских обществ. Председательствует в общем собрании земский начальник. Общее собрание избирает председателя для совещания в уездном собрании (в уездном земстве). Следующей единицей самоуправления выступают «выборные советы при губернаторах» 33.

Центральные органы власти также должны претерпеть изменения. Одной из мер для ликвидации «засилья бюрократии» и в целях расширения демократизма в управлении, Сыромятников предлагает расширить возможности непосредственного ходатайства на «высочайшее имя» в рамках комиссии по принятию прошений, называя ее «истинно русским учреждением». Предлагалось также «для полноты самодержавия» делегировать представителей народа в органы исполнительной и новообразованной законодательной власти. В частности, Сыромятников планурует присутствие «сведущих людей» в советах при министерствах и рекомендует ввести «выборных земских людей в Государеву Думу, дабы они самому государю в присутствии его слуг и советников могли бить челом о своих нуждах» 34. Отказ от политики земского самоуправления, приведет Россию, по мысли Сыромятникова, к полицейскому типу государства. Отсюда Сыромятников неоднократно называет Россию страной «полицейски-чиновничьего строя». Эта тенденция пугала публициста не меньше, чем возможность перехода России к парламентскому государству : «И за полицейской и за парламентской доктриной, – по мнению публициста, – одинаково скрывается болезнь и омертвение духа» 35

Экономические взгляды Сыромятникова были сфокусированы вокруг проблемы сельского хозяйства. Капитализм постулативно и бездоказательно объявлялся им ущербным, так как его приходится содержать за счет аграрного сектора экономики. Однако, отказавшись от идеи ликвидации фабрик и власти капитала, публицист призывает сохранить доминирование деревни над городом. Сыромятников рассматривает причины социально-экономических проблем России сквозь призму попыток доминирования города и городского образа мыслей над деревенским, традиционно-патриархальным укладом. Применительно к масштабам всей страны Сыромятников обрисовывает следующую картину : «15 процентов городского населения желают поработить 85 процентов сельского населения, привить к ним свои вкусы и потребности…, доказывая, будто идеи, желания и интересы этих 15 процентов и суть истинные и необходимые желания, интересы и идеи всей страны». Публицист рассматривает процесс насилия города над деревней в рамках общемировых явлений, отождествляя Европу с горожанами и противопоставляя их сельскому населению остального мира : «Горожане правы только в Европе, по отношению к 245 миллиоам людей, но не правы по отношению к 800 миллионам деревенского населения России и Азии». Следовательно, «насилие Европы над Азией есть насилие горожан над крестьянами» 36. Таким образом, одной из задач русского национализма он определил борьбу с городскими представлениями в области права, религии, искусства, философии, во всем том, что составляет культурную жизнь народа.

В основу преобразований форм деревенского хозяйства публицист предлагает положить систему «восточных деревенских идей». Основная восточная идея – земля принадлежит тем, кто ее обрабатывает и пока он ее обрабатывает. С земледельца берется подать с урожая, составляющая одну десятую его часть. Царь назначает своих представителей в самоуправляющиеся земские единицы. Таким образом осуществление программы сыромятниковских реформ немыслимо без укрепления самоуправления на местах. Главнейшей задачей государства Сыромятников объявляет развитие личной предприимчивости, личной энергии, личной воли «как бы она ни была шершава» 37. Однако публицист не выступает и против общинного хозяйства, считая только, что «необходимо, чтобы община была добровольной и свободной, нужна замена обычного права писанным» 38. Выступая за свободу индивидуального крестьянского хозяйства, Сыромятников понимал, что на данный момент деревенская община является единственным хозяйственно организующим механизмом в сельском хозяйстве. Несмотря на то, что публицист видел всю пагубность возможного правительственного давления на общину, тем не менее он косвенно подрывал основы общинного хозяйствования, поощряя и другой вид хозяйствования – индивидуальное.

Программа реформ, предложенная Сыромятниковым, имела целью передать управление деревней деревенским жителям «худы они или хороши, ибо искусство управления приобретается не дипломом, а энергией и практикой при наличности некоторого ума» 39. Таким образом будет покончено с порочной практикой управления землей чиновниками, то есть городскими жителями, которые кочуют из города в город и имеют весьма размытые представления о действительных нуждах деревни.

Опору самодержавная власть, по убеждению Сыромятникова, должна найти не в дворянстве и его представителях, а в крестьянине-собственнике : «Государство должно выработать для каждой губернии мерку среднего своеземца, землевладельца-собственника, к какому бы сословию он не принадлежал и дать этому своеземцу права местного самоуправления». Он призывал также уравнть права крестьян с другими сословиями, снизить налоговый гнет, обратить взоры правительства на интересы крестьянина-собственника, использовав объективные процессы «хозяйственной эволюции» в интересах самодержавия, создать из класса мелких земельных собственников «фундамент обновленной системы самодержавия» 40.

Таким образом, С.Н. Сыромятников в конце XIX начале XX века предложил оригинальную консервативную концепцию, основанную на идеалистической трактовке исторического развития. В рамках предложенной Сыромятниковым доктрины целью и смыслом мировой истории объявляется борьба идей, которые выражает собой каждый народ. Россия самоутверждает себя в мире путем идейного, религиозного, политического, культурного и социально-экономического противостояния Западу. В процессе этого противостояния Россия должна найти опору в идейных установках стран Востока, главной из которых является сакрально-религиозное отношение к миру. Российское самодержавие, по мнению публициста, возникло под влиянием китайской государственной мысли и византийской церкви. Данные идеи позволяют охарактеризовать позицию Сыромятникова как протоевразийскую. Поэтому в части историософских воззрений и в попытках идейного обоснования монархии, Сыромятникова можно рассматривать как последовательного продолжателя консервативных идей.

Предложенная Сыромятниковым программа реформ была призвана решить ряд социально-политических и экономических проблем. Реформаторские взгляды русского публициста отмечены идеями наивного демократизма, что связано с его верой в институты самоуправления и в эффективность форм непосредственной демократии. Экономическая составляющая взглядов Сыромятникова архаична в своей основе, она предусматривает фактический отказ от курса на индустриализацию страны с ориентацией на активное развитие сельского хозяйства. Публицист, к сожалению, не смог уловить тенденции мирового экономического развития. Либерализм его экономических взглядов выразился в предложении создания слоя индивидуальных крестьянских собственников как опоры самодержавной власти, что во многом предвосхитило программу столыпинских аграрных реформ.

1 Помимо статей С.Н. Сыромятникова в перечисленных изданиях, отдельно издавались : Сага об Эйрике Красном. СПб., 1890 ; Оттуда. Рассказы Сергея Норманского. СПб., 1895 ; Петербургские Негативы. СПб., 1900 ; Опыты русской мысли. Кн. 1. СПб., 1901 ; Древлянский князь и варяжский вопрос. СПб., 1912 ; Из русско-германских отношений // Наши враги. Очерки. Вып. 1. Пг., 1915.

2 Среди работ, в которых рассматриваются взгляды С.Н. Сыромятникова, можно назвать исследования И.В. Лукоянова о представителях так называемого «правого реформаторства» в отечественной публицистике конца XIX  начала XX века, к которым автор, в частности, относит А.С. Суворина, М.О. Меньшикова, С.Н. Сыромятникова, С.Ф. Шарапова, В.П. Мещерского : Лукоянов И.В. Проекты изменения государственного строя в России в конце XIX  начале XX вв. и власть (Проблема правого реформаторства). Дисс… на канд ист. наук. СПб., 1993 ; Лукоянов И.В. Публицисты «Нового времени» и проблема реформ в России (сер. 90 х гг. XIX в.-1905 г.) // Экономические и социально-политические проблемы отечественной истории. Сб. научн. трудов. СПб., 1992.

К более ранним исследованиям, анализирующим позицию консервативных публицистов (Л.А. Тихомиров, В.П. Мещерский, И. Романов, С.Ф. Шарапов, С.Н. Сыромятников) накануне первой русской революции 1905 1907 гг. можно отнести следующую работу : Ведерников В.В. Кризис консервативной идеологии и его отражение в печати (1895 1902 гг.) // Вестник Ленингр. ун та. Серия 8. История, язык, литература. Вып. 2. Апрель 1981.

3 Сыромятников С.Н. (Сигма) Опыты русской мысли. Кн. 1. СПб., 1901. Данный сборник статей был представлен Николаю II, с которым тот ознакомился.

4 Сыромятников С.Н. Опыты русской мысли. СПб., 1901. С. 73. 

5 Данный подход к анализу бытия мира можно встретить еще в философском наследии Аристотеля и Фомы Аквинского. Затем тезис о идейном, формообразующем начале мироздания разрабатывался в рамках консервативной мысли, в частности, в трудах К.Н. Леонтьева.

6 Сыромятников С.Н. (Сигма) Опыты русской мысли. СПб., 1901. С. 25 26.

7 Там же. С. 73, 25. Этот вывод перекликается с теорией Альфреда Фуйе, французского философа, который выдвинул теорию т.н. «идей-сил». Идеи, согласно его учению, изменяют как души индивидов, так и формируют социальную среду, в которой они распространяются. В истории человечества, таким образом, доминирует борьба идей. 

8 Новое время. 1901. 7 февр. № 8962.

9 Сыромятников С.Н. Опыты русской мысли. СПб., 1901. С. 78, 98, 102.

10 Там же. С. 78, 79.

11 Там же. С. 29.

12 Новое время. 1901. 18 мая. № 9235.

13 Там же. 1895. 21 мая. № 6905.

14 Там же. 1902. 15 сент. № 9530.

15 Сыромятников С.Н. Опыты русской мысли. СПб., 1901. С. 25, 39 40.

16 Новое время. 1900. 31 дек. № 8924.

17 Сыромятников С.Н. Опыты русской мысли. СПб., 1901. С. 29, 30.

18 Новое время. № 8870. 5 ноября. 1900.

19 Там же. № 8985. 4 марта 1900.

20 Там же. № 7258. 14 мая 1896 ; № 8870. 5 ноября 1900.

21 Сыромятников С.Н. Опыты русской мысли. СПб., 1901. С. 44, 33.

22 Сыромятников продолжает, таким образом, своеобразную «восточную» ориентацию русского консерватизма, начатую еще С.С. Уваровым, продолженную К.Н. Леонтьевым и наиболее ярко воплотившуюся у воззрениях евразийцев.

23 Сыромятников С.Н. Опыты русской мысли. СПб., 1901. С. 34 35.

24 Необходимость сохранения самодержавия, по Сыромятникову, тесно связана в психологии восточных народов с их религиозным мировосприятием : «В царе, как таковом, стираются его человеческие слабости, его личные вкусы и стремления. Об нем молятся, не ему, а об нем. У него есть все, ему нечего больше желать, но на нем лежит страшная тяжесть власти. И вот он, немощный, смертный, стоит один пред своей совестью и своим Богом, и путем невидимых токов льется к нему любовь подданных и сходит на него благодать. Разве в этом нет тайны ? И разве самодержавие Востока не сделало народам больше добра, чем зла ? Ибо только восточные самодержцы сохранили от расхищения народную душу и не позволили угаснуть свету» ( // Сыромятников С.Н. Опыты русской мысли. СПб., 1901. С. 42). .

25 Сыромятников С.Н. Опыты русской мысли. СПб., 1901. С. 42.

26 Там же. С. 48.

27 Там же. С. 49, 44.

28 Цит по : Лукоянов И.В. Публицисты «Нового времени» и проблема реформ в России (сер. 90 х гг. XIX в.-1905 г.) // Экономические и социально-политические проблемы отечественной истории. Сб. научн. трудов. СПб., 1992. С. 125.

29 Сыромятников С.Н. Опыты русской мысли. СПб., 1901. С. 49.

30 Новое время. № 8393. 11 июля. 1899.

31 Сыромятников С.Н. Опыты русской мысли. СПб., 1901. С. 50, 54, 49.

32 Там же. С. 71 72.

33 Там же. С. 88, 71, 93 94.

34 Там же. С. 54, 51 52. 

35 Там же. С. 65, 71 72.

36 Там же. С. 315, 73 74.

37 Там же. С. 74, 91.

38 Новое время. № 9972. 7 дек. 1903.

39 Сыромятников С.Н. Опыты русской мысли. СПб., 1901. С. 93 94.

40 Там же. С. 88, 93 94.







Похожие:

Консервативные идеи в воззрениях С. Н. Сыромятникова iconДокументы
1. /Сыромятникова О. Мальта/Ольга Сыромятникова- Стихи о любви-.docx
2. /Сыромятникова...

Консервативные идеи в воззрениях С. Н. Сыромятникова iconДекабристское движение
С конца XVIII в прогрессивная Европа идеи просветительства. Екатерина II in contact с Дидро, Руссо и др просветителями  идеи возникли...
Консервативные идеи в воззрениях С. Н. Сыромятникова icon«Имеет каждый век свою отличительную черту. Нынешний характеризуется революционными мыслями»
С конца XVIII в прогрессивная Европа идеи просветительства. Екатерина II in contact с Дидро, Руссо и др просветителями  идеи возникли...
Консервативные идеи в воззрениях С. Н. Сыромятникова iconВоронежский государственный университет
Русские консервативные и националистические организации в первой половине XX века
Консервативные идеи в воззрениях С. Н. Сыромятникова iconГалимуллин Фарит
А. Ибрагимов знакомился с проблемами тюркско-исламского мира. Являясь горячим сторонником идеи панисламизма и пантюркизма, большую...
Консервативные идеи в воззрениях С. Н. Сыромятникова iconСодержание конференции
Одновременно, консервативные ценности тесно связаны с такими явлениями как патриотизм и следование позитивным культурно-историческим...
Консервативные идеи в воззрениях С. Н. Сыромятникова iconБенджамен Л. Уорф
О двух ошибочных воззрениях на речь и мышление, характеризующих систему естественной логики, и о том, как слова и обычаи влияют на...
Консервативные идеи в воззрениях С. Н. Сыромятникова iconФилософия неовсеединства: идеи и перспективы
Соловьевым. Таковы мои личные основания, которые привели к возникновению идеи неовсеединства, позволив испытать внутреннее облегчение...
Консервативные идеи в воззрениях С. Н. Сыромятникова iconФилософия неовсеединства: идеи и перспективы
Соловьевым. Таковы мои личные основания, которые привели к возникновению идеи неовсеединства, позволив испытать внутреннее облегчение...
Консервативные идеи в воззрениях С. Н. Сыромятникова iconКонсервативные и либеральные ценности образовательного процесса в социокультурном поле россии
Хабаровский государственный педагогический университет, к-ф н., доцент кафедры «Политологии и социологии», 680028, Хабаровск, Серышева...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов