Московский интеллектуальный марафон 2010-2011 г. Межшкольный тур. 9 класс icon

Московский интеллектуальный марафон 2010-2011 г. Межшкольный тур. 9 класс



НазваниеМосковский интеллектуальный марафон 2010-2011 г. Межшкольный тур. 9 класс
Дата конвертации27.08.2012
Размер120.4 Kb.
ТипДокументы



Московский интеллектуальный марафон 2010-2011 г.
Межшкольный тур. 9 класс.



9.1. 30 % пути поезд проехал со скоростью 30 км/ч, а оставшуюся часть пути — со скоростью 70 км/ч. Найдите среднюю скорость поезда на всем пути.

9.2. Серединный перпендикуляр к стороне AC треугольника ABC пересекает сторону AB в точке N. Известно, что BC = 16, AN = 20, NB = 12. Найдите величину  APC, если P — середина стороны AB.

9.3. В цилиндрическом сосуде с площадью дна S = 100 см2 в воде плавает льдинка. На верхнюю поверхность льдинки кладут алюминиевый кубик объемом V = 5 см3. В результате льдинка сильнее погружается в воду, но продолжает плавать, а кубик целиком остается выше поверхности воды. Как и на сколько изменится уровень воды в сосуде, когда льдинка растает? Плотность воды 1 г/см3, плотность алюминия 2,7 г/см3.

9.4. При нагревании смеси сульфата магния с углём наблюдалось выделение газа, а после окончания этого процесса в тигле остался мягкий белый порошок. Напишите уравнение происходившей реакции.

9.5. Почему гуси и утки выходят из воды сухими?

9.6. Как Вы полагаете, почему Русь в своем развитии миновала рабовладельческий этап?

9.7. Прочитайте стихотворение М. Ю. Лермонтова «Из Гёте».

Горные вершины
Спят во тьме ночной;
Тихие долины
Полны свежей мглой;
Не пылит дорога,
Не дрожат листы…
Подожди немного,
Отдохнешь и ты.


Каково, по-вашему, состояние лирического героя этого стихотворения? Охарактеризуйте смысловую роль союза «и».

9.8. Отличаются ли по составу предложения:

Восхитительный ночлег в пути.

Ночлег в пути из-за непогоды.

Обоснуйте Вашу точку зрения.

9.9. Издавна утверждалось, что дети всегда должны слушаться своих родителей. Что Вы думаете по этому поводу? Вашу точку зрения обоснуйте на иностранном языке.

Московский интеллектуальный марафон 2010-2011 г.
Межшкольный тур. 10 класс.



10.1. Положительное число d уменьшилось на 36 %. На сколько процентов уменьшился .

10.2. В четырехугольнике ABCD диагонали пересекаются в точке M. Известно, что AM = 1, BM = 2, CM = 4. При каких значениях DM четырехугольник ABCD является трапецией?

10.3. Шероховатая наклонная плоскость с углом наклона к горизонту  переходит в гладкую горизонтальную поверхность. На наклонную поверхность на высоте h над горизонтальной кладут брусок массы m и отпускают, сообщая ему начальную скорость v0.
При каких значениях коэффициента трения  между бруском и наклонной плоскостью выделится максимальное количество тепла? А минимальное количество тепла? Чему равны эти максимальное и минимальное количества тепла?

10.4. При пропускании водяного пара над раскаленным железом образовалось 26,9 л водорода в пересчете на нормальные условия и окислилось 56 г железа. Напишите уравнения реакций и найдите состав твердых продуктов. МrFe 56 г/моль.

10.5. Вселение новых видов в экосистему влияет на численность популяций, обитающих в экосистеме и вселённых в неё. Почему резко возросла популяция колорадского жука, завезённого из Америки в Европу? Почему необходимо своевременно уничтожать сорняки из семейства паслёновых в посадках картофеля, томатов?

10.6. Аргументированно подтвердите или опровергните высказывание В. О. Ключевского о том, что второй царь династии Романовых, Алексей Михайлович, «одною ногою еще крепко упирался в родную православную старину, а другую занёс было за её черту».

10.7. В какую эпоху происходит действие первой главы романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин», из которой выбраны приведенные ниже отрывки? Объясните свой вывод, дайте историко-культурный комментарий фрагментов.

Вот мой Онегин на свободе;
Острижен по последней моде,
Как dandy лондонский одет —
И наконец увидел свет.

Покамест в утреннем уборе,
Надев широкий боливар,
Онегин едет на бульвар
И там гуляет на просторе,
Пока недремлющий брегет
Не прозвонит ему обед.

10.8. Прочитайте строки из «Сказки о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина.

Старика старуха забранила:
«Дурачина ты, простофиля!
Не умел ты взять выкупа с рыбки!..»

О каких качествах характера старика мы можем говорить на основании слова «простофиля»? Назовите несколько слов, в состав которых входит второй корень слова «простофиля», объясните их смысл.

10.9. Вы не раз слышали высказывание «Возраст надо уважать, малышей – не обижать». Прокомментируйте, пожалуйста, это мнение на иностранном языке.

Московский интеллектуальный марафон 2010-2011 г.
Межшкольный тур. 11 класс.



11.1. Решите уравнение

11.2. Боковая сторона равнобедренной трапеции равна её меньшему основанию и вдвое меньше большего основания. Найдите угол между диагоналями трапеции.

1
1.3.
На глубине 2 м от поверхности земли в стенке колодца имеется отверстие, соединяющее его с нишей, имеющей форму куба со стороной 1 м. Ниша располагается выше уровня отверстия (см. рисунок). Обычно уровень воды в колодце находится ниже отверстия, но во время наводнения колодец оказался заполненным водой до самого верха. Какой объем займет при этом воздух, оставшийся в нише? Атмосферное давление равно 105 Па. Считать процесс заполнения колодца водой изотермическим, а размеры отверстия малыми по сравнению с размерами ниши и колодца.

11.4. При реакции карбида кальция с оксидом углерода (II) образуется углекислый кальций. Какой еще продукт при этом образуется? Напишите уравнение реакции.

11.5. Около половины урожая при его выращивании и хранении уничтожают насекомые и другие организмы. Для уничтожения насекомых-вредителей используют химические методы борьбы с ними. Однако эти методы имеют ряд недостатков. Назовите их.

Объясните с помощью учения Ч. Дарвина об эволюции, почему при многократном применении одного и того же ядохимиката для уничтожения определённых видов насекомых он перестаёт действовать. Какие меры надо применять, чтобы устранить этот недостаток?

11.6. Американский историк в книге о России пишет: «Развитие промышленности в конце XIX века привело к появлению новых магнатов из купеческого сословия, которые стали оказывать… важное влияние на науку и искусство своего времени… некоторые происходили из среды мелких ремесленников и торговцев, переселившихся в Москву в конце  XVIII — начале XIX в.в., другие были из крестьян, некоторые принадлежали к старообрядцам. В целом это были смелые, самобытные, колоритные личности, отличавшиеся большой независимостью суждений и свободой выбора в искусстве».

Как называли в то время в России таких людей? Разъясните происхождение данного термина. Перечислите несколько подобных купеческих фамилий с указанием их вклада в развитие отечественной культуры.

11.7. Из каких произведений приведены отрывки?

«Служили они в какой–то регистратуре; там родились, воспитывались и состарились, следовательно, ничего не понимали. Даже слов никаких не знали, кроме: «Примите уверение в совершенном моем почтении и преданности».

«В некотором царстве, в некотором государстве жил–был …, жил и, на свет глядючи радовался. Всего у него было довольно: и крестьян, и хлеба, и скота, и земли, и садов. И был тот … глупый, читал газету, «Весть», и тело имел гладкое, белое и рассыпчатое».

«И вдруг он исчез. Что тут случилось! …

— Щука ли его заглотала, рак ли клешней перешиб или сам своей смертью умер и всплыл на поверхность…»

Назовите автора. Какие еще произведения этого автора Вы знаете?

11.8. Что придает стихотворению русского поэта Д.Д. Минаева характер эпиграммы?

На днях, влача с собой огромных два портсака,
Приплелся он в вокзал; с лица струился пот …
«Ему не донести!» — вкруг сожалел народ,
И только лишь какой-то забияка
Сказал: «Не беспокойтесь — донесет!..»

Что означает слово портсак? В современном русском языке у этого слова много родственных. Найдите их и определите значения словообразовательных элементов, из которых состоит это слово.

11.9. Как Вы думаете, стоит ли вводить в школе для отличников стипендии, как стимулирующий фактор? Вашу позицию обоснуйте на иностранном языке.

Московский интеллектуальный марафон 2010-2011 г.
Межшкольный тур. 9 класс. Ответы.



9.1. Обозначим весь путь км и найдем среднюю скорость v поезда по формуле где t — время, за которое поезд проехал весь путь. Из условия задачи следует, что Следовательно, = 50 км/ч.

9.2. Точки А и С симметричны относительно серединного перпендикуляра к стороне AC треугольника ABC. Поэтому NC = NA = 20. В  NBC известны три стороны. Поскольку NC2 = NB2 + BC2, то  BNC — прямоугольный и  NBC = 90°. Значит,  PBC — прямоугольный и равнобедренный, так как BP = BC = 16. Таким образом,  BPC = 45°, а  APC = 135°.

9.3. Когда на льдинке не было кубика, она вытесняла объем воды, имеющей массу льдинки (в этом случае вес воды, вытесненной льдинкой, равен весу льдинки согласно закону Архимеда). Поэтому после таяния льдинки она занимает такой же объем, какой сначала вытесняла (ведь ее масса при таянии не меняется), и значит, уровень в сосуде не изменяется. Если же на льдинку положить груз, то она сильнее погрузится в воду и вытеснит дополнительно такой объем воды V, вес которого равен весу груза, т. е. V = ал/в  V. После того как льдинка растает, воду вытеснять будет только сам груз, который упадет на дно, потому что его плотность больше плотности воды. Следовательно, уровень воды в сосуде понизится на (V - V)/S = (ал/в - 1)  V/S = 0,85 мм.

9.4. Происходил процесс MgSO4 + C = CO + SO2 + MgO.

9.5. У водоплавающих птиц хорошо развита копчиковая железа, выделения которой содержат много жира. Птицы смазывают этим жиром перья. Перья приобретают способность отталкивать воду.

9.6. Во-первых, климат Руси делает абсолютно невыгодной эксплуатацию рабского труда (очень короткий земледельческий сезон, 4-6 месяцев, при ограниченном количестве выращиваемых культур). Во-вторых, к моменту начала разложения первобытнообщинного строя у восточных славян в Европе не осталось государств с системой классического рабства. В-третьих, на Руси отсутствовали источники постоянного поступления рабов. Далее следует отметить патриархальность русских родовых кланов: даже захваченных пленников в течение ряда лет держали на положении младших членов семьи, а затем отпускали.

9.7. Возможный вариант ответа. — Слово «отдохнешь» в данном случае не несёт значения смерти, а говорит о том, что на смену тревоге придет умиротворение, состояние гармонии. Союз «и» вводит местоимение «ты» (сердечное обращение «ты» раскрывает образ человека и отношение к нему автора: он гоним судьбою, вызывает глубокое сочувствие). Союз подчеркивает равенство, уподобление одного явления другому: отдыхает природа — отдохнет и человек.

9.8. Восхитительный ночлег в пути. — Односоставное, назывное, распространено только определениями, согласованным и несогласованным. Возможна и другая точка зрения: это предложение двусоставное, неполное, если считать, что “в пути” — обстоятельство места, относящееся к сказуемому.

Ночлег в пути из-за непогоды. — Двусоставное, неполное, сказуемое отсутствует, но есть обстоятельство причины, относящееся к сказуемому, то есть сказуемое легко восстанавливается.

9.9. Задание предполагает творческое содержание и свободную форму ответа.


Московский интеллектуальный марафон 2010-2011 г.
Межшкольный тур. 10 класс. Ответы.



10.1. На 20 %. После уменьшения d на 36 % новое количество (обозначим его за с) составляет 0,64 от первоначального, т. е. c = 0,64d. Тогда Т. е. составляет 80 % от Таким образом, уменьшился на 20 %.

10.2. 8 или 0,5. Возможны 2 варианта: основаниями трапеции являются AB и CD, или AD и BC.

В первом случае подобны треугольники AMB и CMD. Поэтому , откуда DM = 8. Во втором случае подобны треугольники AMD и CMB. Из соотношения получаем DM = 0,5.

10.3. Если отпустить брусок, лежащий на наклонной плоскости, с начальной скоростью, то в зависимости от величины коэффициента трения (при данном угле наклона) возможны следующие варианты:

при  > tg брусок движется по наклонному участку с уменьшающейся скоростью;

при  = tg брусок движется с постоянной скоростью;

при  < tg брусок движется по наклонному участку с возрастающей скоростью;

при  = 0 брусок соскальзывает вниз без потерь механической энергии – Q = 0 (это минимальное значение).

На горизонтальном участке скорость бруска не меняется. Следовательно, максимальное количество тепла выделяется при максимальном уменьшении механической энергии бруска, т. е. когда он останавливается внизу наклонной плоскости. Это происходит, если 2ah/sin =  где а — модуль ускорения бруска, равный
-gsin + gcos. Значит, Qmax = mgh m

10.4. Необходимо учесть, что железо окисляется как до FeO, так и до Fe2O3 (можно выполнить расчет и для Fe3O4).

Уравнения:

Fe + H2O = FeO + H2

2Fe + 3H2O = Fe2O3 + 3H2

Первая реакция дает 22,4 л водорода на 56 г Fe, вторая — 22,4 33,6 л водорода на 56 г Fe. Отсюда следует уравнение 22,4x + 33,6(1 - x) = 26,9, где x — доля железа, участвующего в первой реакции. Имеем 11,2x = 6,7, x = 0,6. Поэтому в продуктах реакции 60% железа будет находиться в виде FeO.

10.5. Вселение колорадского жука из Америки в экосистемы Европы привело к значительному возрастанию его численности. Среда обитания в Европе оказалась для него благоприятной (обилие пищи, достаточная влажность, температура). Главная же причина состоит в том, что в Европе у колорадского жука почти нет врагов, которые бы питались им, вызывали у него заболевания. Сорняки из семейства паслёновых надо уничтожать как можно раньше, чтобы лишить колорадского жука корма до развития картофеля, томатов, баклажанов.

10.6. Данная характеристика представляется абсолютно справедливой. По всем принципиальным позициям царь Алексей Михайлович в полной мере соответствовал представлению о православном государе Московском, четко осознавая себя и развивая деятельность в рамках традиционных направлений внутренней и внешней политики, но в то же время демонстрируя интерес к новому. Этот интерес выразился в создании и активном функционировании «полков иноземного строя», сотрудничестве с иностранными специалистами, инновациями в сфере культуры и быта (первые «комедийные действа», сады и «огороды» в Коломенском и Измайлове и др.). Однако едва ли стоит переоценивать степень европеизированности царя, для которого эти новшества были скорее игрушками, чем серьезными вещами.

10.7. Лондонская мода начинает распространяться в России в 1810-х г. г., как и английская короткая стрижка. Слово dandy — модный неологизм конца 1810 – начала 1820-х г. г., поэтому поэт дает его в английской транскрипции, курсивом и с собственным примечанием. Боливар — широкополая шляпа; ее носили либералы, кумиром которых в конце 1810-х – начале 1820-х г. г. был Симон Боливар, вождь латиноамериканского освободительного движения (умер в 1830 году). Бульвар — Невский проспект до 1820-х г. г. (перенос французского названия модного места гуляния в Париже в языке щеголей). Брегет — часы-будильник часовой мастерской (мануфактуры) Авраама-Луи Бреге (умер в 1823 году), в 1810-е г. г. модная и дорогая новинка, так как у Бреге каждый экземпляр часов уникален. Итак, время действия этой главы — конец 1810-х г. г., Онегин сближен с автором.

10.8. Слово «простофиля» образовано путем сложения. Корень
-прост- соединен с уменьшительным именем Филя (Филипп), что значит «любимый». Имя Филипп заимствовано из греческого языка. Простофиля — любящий простоту, поступающий прямо, свободно, не лукавя. Примеры других слов, производных от греческого рhileo «люблю»: философия — буквально «любомудрие», филология — «любовь к слову, литературе», филармония — «любовь к гармонии».

10.9. Задание предполагает творческое содержание и свободную форму ответа.


Московский интеллектуальный марафон 2010-2011 г.
Межшкольный тур. 11 класс. Ответы.



11.1. Если то Если при этом , то Поэтому данное уравнение равносильно уравнению откуда

11.2. Пусть АВСD — данная трапеция, AD — её большее основание, и пусть точка К — точка пересечения продолжений боковых сторон АВ и СD трапеции. Тогда треугольник АКD — равносторонний, АС и DB — его высоты, поэтому искомый угол равен 60.

11.3. Пусть толщина воздушного слоя, который останется в нише, равна х. Давление столба воды и атмосферы на границе воздушной полости с водой, заполнившей нишу, равно 1000 кг/м3  10 м/c2  (1 + xм + 105 Па. Это давление равно давлению воздуха в полости. Объем полости равен х м3. Первоначальный объем воздуха, оставшегося в полости, равен 1 м3, а его первоначальное давление равно атмосферному. Из закона Бойля-Мариотта получим: 104  (х2 + 11х) = 105, м  0,84 м. Объем воздушной полости равен 0,84 м3.

11.4. CaC2 + 3CO = CaCO3 + 4C.

Образуется углерод в виде сажи.

11.5. Химические способы борьбы с насекомыми приводят к загрязнению окружающей среды. В каждом поколении у особей появляются мутации, ряд которых повышает устойчивость особей к применяемому ядохимикату. Поэтому необходимо либо увеличить дозу ядохимиката, либо использовать новый ядохимикат. Увеличение применяемых доз или создание новых ядохимикатов требует больших денежных затрат и приводит к ещё большему загрязнению окружающей среды, что делает применение этого метода экономически и экологически нецелесообразным. Перспективными представляются биологические методы борьбы с насекомыми — вредителями сельскохозяйственных культур. Тем не менее, до сих пор основные усилия исследователей направлены на создание новых видов ядохимикатов, которые могут использоваться в меньших дозах и относительно быстро разлагаются в природных условиях с образованием нетоксичных продуктов. Используя на полях разные ядохимикаты, можно предотвратить адаптацию к ним вредителей.

11.6. Описанных в данном отрывке людей называли меценатами (ставшее нарицательным имя одного из приближенных императора Августа, покровительствовавшего Вергилию, Горацию и другим молодым поэтам). В России широко известны Третьяковы (художественные коллекции, ставшие основой Третьяковской галереи), Мамонтовы (покупка Абрамцева и активная художественная жизнь в имении, частная опера в Москве, поддержка Ф. И. Шаляпина, М. А. Врубеля), Щукины (художественные коллекции, ставшие основой общедоступной галереи, основание кафедры философии Московского Университета), Морозовы (материальная помощь в создании Московского Художественного общедоступного театра) и другие меценаты.

11.7. Это отрывки из сказок М. Е. Салтыкова–Щедрина: «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Дикий помещик», «Премудрый пескарь».

11.8. Эпиграмму создает употребление слова донести в значении «докладывать, доводить до сведения начальства, обвиняя».

11.9. Задание предполагает творческое содержание и свободную форму ответа.







Похожие:

Московский интеллектуальный марафон 2010-2011 г. Межшкольный тур. 9 класс iconИнтеллектуальный марафон межшкольный тур учебный год школа, класс с буквой Фамилия, имя полностью
Если во время проведения конкурса кто-либо из участников захочет временно покинуть аудиторию, то он должен положить на стол дежурного...
Московский интеллектуальный марафон 2010-2011 г. Межшкольный тур. 9 класс iconФестиваль «Звездочки 2010»
Здесь присутствуют ребята, которые в течение года приняли участие в различных конкурсах, таких как «Интеллектуальный марафон»
Московский интеллектуальный марафон 2010-2011 г. Межшкольный тур. 9 класс iconКонкурс «Инструментальные исследования окружающей среды» 2010 2011 учебный год
Заочный тур – оценка письменной работы; очный тур – защита исследовательской работы
Московский интеллектуальный марафон 2010-2011 г. Межшкольный тур. 9 класс iconКлассный час в 10 классе
Сегодня мы проводим интеллектуальный марафон «По страницам любимых произведений». В марафоне участвуют 2 команды
Московский интеллектуальный марафон 2010-2011 г. Межшкольный тур. 9 класс iconКонкурс на сообразительность. Сколько понедельников может быть в одном месяце?
Интеллектуальный марафон для 8-х классов подготовила и провела: Сорокина Л. И. Мобу сош №10
Московский интеллектуальный марафон 2010-2011 г. Межшкольный тур. 9 класс iconСправка по итогам проведения муниципального этапа «Интеллектуального марафона младших школьников -2011г»
Форма: интеллектуальный марафон по предметам: «Русский язык», «Литературное чтение», «Математика», «Окружающий мир»
Московский интеллектуальный марафон 2010-2011 г. Межшкольный тур. 9 класс icon1 Интеллектуальный марафон – это интеллектуальное соревнование учащихся общеобразовательных учреждений по нескольким предметам одновременно
Цель интеллектуального марафона – выявление разносторонне одаренных школьников, стимулирование интереса участников марафона к дальнейшему...
Московский интеллектуальный марафон 2010-2011 г. Межшкольный тур. 9 класс icon5 класс Время выполнения работы – 60 минут I тур Задание 1
Школьный этап Всероссийской Олимпиады школьников по русскому языку в 2009-2010 учебном году
Московский интеллектуальный марафон 2010-2011 г. Межшкольный тур. 9 класс icon6 класс Время выполнения работы – 60 минут I тур Задание 1
Школьный этап Всероссийской Олимпиады школьников по русскому языку в 2009-2010 учебном году
Московский интеллектуальный марафон 2010-2011 г. Межшкольный тур. 9 класс icon7 класс Время выполнения работы – 90 минут I тур Задание 1
Школьный этап Всероссийской Олимпиады школьников по русскому языку в 2009-2010 учебном году
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов