Павлова Ирина Петровна Заместитель директора по научной работе гоу сош №425 имени академика П. Л. Капицы Кронштадтского района Санкт-Петербурга Компьютерный учебник icon

Павлова Ирина Петровна Заместитель директора по научной работе гоу сош №425 имени академика П. Л. Капицы Кронштадтского района Санкт-Петербурга Компьютерный учебник



НазваниеПавлова Ирина Петровна Заместитель директора по научной работе гоу сош №425 имени академика П. Л. Капицы Кронштадтского района Санкт-Петербурга Компьютерный учебник
Дата конвертации27.08.2012
Размер122.07 Kb.
ТипУчебник

Городская научно-практическая конференция «Совершенствование педагогических технологий на базе ИКТ в здоровьесберегающих технологиях»


Павлова Ирина Петровна

Заместитель директора по научной работе ГОУ СОШ № 425 имени академика П.Л.Капицы Кронштадтского района Санкт-Петербурга


Компьютерный учебник «История России. ХХ век» как здоровьесберегающая технология


Санкт-Петербург

2008

Сегодня России нужны здоровые и образованные люди. Поэтому перед школой стоит сложная задача. С одной стороны, детям нужно дать такие знания, чтобы они смогли успешно продолжать образование в течение всей жизни, подготовиться к выбранной профессиональной деятельности, жить и трудиться в информационном обществе. С другой стороны, нужно сохранить здоровье. Приоритетной задачей образования становится сбережение и укрепление здоровья учащихся, формирование у них ценности здоровья, здорового образа жизни, выбора образовательных технологий, адекватных возрасту, устраняющих перегрузки и сохраняющих здоровье школьников. Престижным должно стать то образование, которое гарантирует человеку здоровье, глубокую образованность, интеллигентность, профессиональную востребованность и карьеру, авторитет и влиятельность. Возникает проблема. Как сделать, чтобы дети не губили свое здоровье и получили хорошее образование? По мнению педагогов - ученых и практиков, получение образования неизбежно оказывает неблагоприятное воздействие на здоровье. Известный факт - большая учебная нагрузка на ребенка ведет к ухудшению здоровья. 1

Этому способствует:

  • стрессогенные технологии проведения урока и оценивания знаний учащихся;

  • перегруженность учебных программ фактологической информацией;

  • низкий индивидуальный подход к школьникам в процессе учебно-воспитательной работы, с учётом психологических, физиологических особенностей и состояния здоровья.

Чтобы дать качественное образование нужно не только и не столько увеличивать учебную нагрузку, но и применять наиболее продуктивные методы и технологии обучения.

Организационно-педагогические условия проведения образовательного процесса, как и технология работы учителя на уроке, составляют сердцевину здоровьесберегающих образовательных технологий. Одним из основных принципов, лежащих в основе здоровьесберегающих образовательных технологий является творческая активность учащихся.

Информационные технологии могут помочь решить проблему здоровьесбережения. Если научить ребенка еще в школе грамотно использовать информационные коммуникационные технологии, т.е. повысить уровень ИКТ компетентности (способность грамотно применять свои знания и умение работы с информацией), то это сможет помочь ему с меньшими силами, более увлеченно и осознанно получать знания в школе.


В настоящее время большое внимание уделяется процессу информатизации школы. А это значит, что у учащихся должны появиться способности использовать современные информационные и коммуникационные технологии для работы с информацией.
Давно известен факт, что если человек что-то делает с удовольствием, то он меньше устает. Как сделать процесс обучения интересным, полезным и своевременным и менее трудоемким? Компьютерные технологии сегодня выступают не только и не столько как предмет изучения, а как инструмент познания, инструмент представления своих знаний из различных предметных областей в выбранных программных средах.

Современное общество ставит перед учителями задачу не только передачу знаний, но и развития личностно значимых качеств личности. Гуманизация образования предполагает ценностное отношение к различным личностным проявлениям школьника. Знания же выступают не как цель, а как средство развития личности. Богатейшие возможности для этого предоставляют современные информационные компьютерные технологии (ИКТ).

Информационные технологии позволяют:

  • построить открытую систему образования, обеспечивающую каждому школьнику собственную траекторию обучения.

  • коренным образом изменить организацию процесса обучения учащихся, формируя у них системное мышление.

  • рационально организовать познавательную деятельность школьников в ходе учебно-воспитательного процесса.

  • использовать компьютеры с целью индивидуализации учебного процесса и обратиться к принципиально новым познавательным средствам.

В отличие от обычных технических средств обучения, ИКТ позволяют не только дать ученикам много готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности учащихся, их умение самостоятельно приобретать новые знания, работать с различными источниками информации. Использование ИКТ на уроках истории позволит интенсифицировать деятельность учителя и школьника; повысить качество обучения предмету; отразить существенные стороны исторических объектов, зримо воплотив в жизнь принцип наглядности; выдвинуть на передний план наиболее важные (с точки зрения учебных целей и задач) характеристики изучаемых объектов. К наиболее эффективным формам представления материала по истории следует отнести компьютерный учебник2“История России. ХХ век”, который является первым в отечественной педагогической практике комплексным мультимедийным учебным изданием, позволяющим организовать систематическое изучение целого курса истории.

«Электронный учебник (ЭУ) – это информационная система (программная реализация) комплексного назначения, обеспечивающая посредством единой компьютерной программы, без обращения к бумажным носителям информации, реализацию дидактических возможностей средств ИКТ во всех звеньях дидактического цикла процесса обучения:

• постановку познавательной задачи,

• предъявление содержания учебного материала,

• организацию применения первично полученных знаний (организацию деятельности по выполнению отдельных заданий, в результате которой происходит формирование научных знаний),

• обратную связь, контроль деятельности учащихся,

• организацию подготовки к дальнейшей учебной деятельности (задание ориентиров для самообразования, для чтения дополнительной литературы).

При этом ЭУ, обеспечивая непрерывность и полноту дидактического цикла процесса обучения, предоставляет теоретический материал, организует тренировочную учебную деятельность и контроль уровня знаний, информационно-поисковую деятельность, математическое и имитационное моделирование с компьютерной визуализацией и сервисные функции.3

Данная форма позволяет представить учебный материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией. Важной его особенностью, отличительной чертой от других компьютерных учебных программ является то, что это комплексная обучающая программа по истории, реализующая замкнутый алгоритм обучения. В этом случае задействуются различные каналы восприятия учащихся, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в память учащихся.

Цель такого представления учебной информации – формирование у школьников системы мыслеобразов. Такая подача учебного материала сокращает время обучения, высвобождает ресурсы здоровья детей. Это становится возможным благодаря свойствам интерактивности электронных учебных приложений, которые наилучшим образом приспособлены для организации самостоятельной познавательной деятельности учащихся. Кроме того, при наличии принтера они легко превращается в твердую копию.

Использование на уроках электронного учебника позволяет построить учебно-воспитательный процесс на основе психологически корректных режимов функционирования внимания, памяти, мыследеятельности, гуманизации содержания обучения и педагогических взаимодействий, реконструкции процесса обучения с позиций целостности. Использование электронного учебника целесообразно на любом этапе изучения темы и на любом этапе урока.

Учебник полностью соответствует существующим вариантам стандарта школьного исторического образования и программам по истории России ХХ века. Он одобрен Федеральным экспертным советом при Минобразовании России, комитетом по образованию Государственной думы РФ и московским бюро ЮНЕСКО. Издание включено в федеральный перечень учебников.

«Современные персональные компьютеры и программы позволяют не только хранить большие объемы информации, сопровождаемые иллюстративным рядом, не только устраивать простейшее тестирование, но и моделировать учебные ситуации с помощью анимации, звука, последовательного введения документов, изменяющихся диаграмм, графиков, “оживающих” карт, внутрилекционных тестов»4

Электронный учебник по истории России ХХ века представляет собой большую часть традиционного учебно-методического комплекса по данному курсу, заложенного в компьютер. В него входит одновременно и собственно учебник, и рабочая тетрадь, и атлас, и подробная хронологическая таблица, и хрестоматия с достаточно полной подборкой документов, и видеофрагменты, и справочник с современной поисковой системой. Его использование может значительно облегчить работу учителя, которому не придется перед каждым уроком разрываться в поисках интересной информации, иллюстративного материала, письменных и звуковых документов.

Важным обстоятельством для организации обучения истории, является то, что мультимедиа учебник как комплексное издание нацелен на сочетание информационных компьютерных возможностей с образным восприятием исторического материала. Это позволяет повысить эффективность обучения, поскольку эстетическое и эмоциональное воздействие на учащегося не менее важно, чем чисто информационное. Это особенно актуально при изучении истории.

Особое внимание на уроке с применением компьютерной техники должно уделяться здоровьесберегающим технологиям. При анализе необходимо учитывать соблюдение как технических, санитарно-гигиенических, так и эргономических требований к уроку. Проведение физкультминуток, зарядки для глаз на таких уроках обязательны. Одна из главных особенностей учебника - его тотальная мультимедийность. Примерно 95 % основного учебного материала представлено не вредным для глаз гипертекстом, а в виде ярких, богато иллюстрированных, эмоционально насыщенных (там где это необходимо) мультимедийных лекций. Они являются центральным элементом курса и представляют собой фрагменты “уроков”, смоделированные на основе звука, анимации, последовательного введения текстовых, фоно и фото документов, изменяющихся диаграмм, “оживающих” карт.

Таким образом, с помощью новых информационных технологий в программе удалось свести воедино разного рода информацию: зрительно-иллюстративную, текстовую, звуковую. Прослушивание лекций иногда сопровождается чтением коротких текстовых комментариев с экрана монитора. Более длинные - вынесены в прилагаемую к дискам брошюру, куда программа время от времени отсылает ученика. Периодические, не слишком частые отсылки компьютера к брошюре обеспечивают чередование различных нагрузок на зрение, что не так вредно, как непрерывная работа с монитором.

Меню программы выполнено в виде карикатурной сценки из школьной жизни, очень простое и понятное.

Предусмотрены и развлекательные моменты, стимулирующие интерес учащихся (юмористический сериал «Экзамен», призы для отличников озвученные и иллюстрированные исторические анекдоты).

В разделе "Звуковые документы" предложены для сопровождения учебных занятий песни различных временных периодов, речи и воспоминания. В подразделе "Гимны" приводятся гимны Российской империи, "Интернационал", гимны СССР (в редакции 1943 и 1977 годов) и России. Очень удобно сопровождение песен появляющимся на экране текстом (наподобие караоке), что позволяет иногда петь на уроках. Кроме того, «Гимны» можно использовать в 5 классе, на уроках «Введение в историю» по учебнику Майкова А.Н., что позволяет ученикам релаксировать.

В этих случаях здоровьесберегающая деятельность носит психолого-педагогический характер, нацелена на повышение качества образования.

«Электронный учебник "История России XX век" удобен для использования в школах и других учебных заведениях для проведения уроков, для самостоятельной подготовки, а также для подготовки докладов. Обширный материал и превосходное графическое сопровождение обеспечат высокое качество подготовленных докладов. Кроме того, по каждому разделу и теме в программе уже имеется готовый конспект и перечень графических материалов, объяснения терминов и справок по персоналиям».5 Это создает ситуацию успеха для учеников, что положительно влияет на их нравственное и психическое здоровье.

Применение компьютерного учебника на уроке связано с изменением роли учителя, поскольку он сталкивается с использованием новых технологий обучения истории. Обучающая программа призвана стать эффективным помощником, автоматизирующим наиболее трудоемкие элементы учительского труда. Так, например, компьютер может повторять урок или его фрагменты до тех пор, пока ученик его не поймет. В случае, если ученик недоволен своей оценкой, он может самостоятельно, не отвлекая учителя, еще раз повторить необходимые лекции и заново пройти тестирование. Вместе с тем учителя смогут, контролируя процесс работы класса с обучающей программой, сосредоточиться на индивидуальной и творческой работе - отвечать на каверзные вопросы активных учеников и пытаться расшевелить, подтянуть самых слабых и пассивных.

Следует оговориться, что не ставится вопрос о переносе всех уроков в компьютерный класс и о том, чтобы все изложение учебного материала перепоручалось компьютеру. Нельзя противопоставлять работу с компьютерной программой работе с обычным учебником. Преподаватель просто получил еще один источник информации и еще одну возможность чередовать различные формы уроков и приемы обучения. Это сделает урок менее скучным, однообразным, но более динамичным, интересным и, как следствие, поможет ученикам быстрее и глубже усвоить курс с наименьшими затратами и физического, и психического здоровья.

«Суммируя все вышесказанное, можно выделить несомненные преимущества использования мультимедийного учебника по истории России ХХ века в процессе обучения:

  • программа представляет собой систематический курс истории России с 1900 по 2000 г., позволяющий полностью обеспечить учебный процесс всеми необходимыми средствами;

  • обучение обеспечивается разнообразными материалами, использовать которые в обычной практике преподавания истории по ряду причин далеко не всегда возможно, например, в учебнике содержится более 30 “оживающих” анимированных карт, более 6000 иллюстраций: меняющиеся диаграммы, фотодокументы, картины и схемы, более 2 часов озвученной кинохроники, фрагменты из художественных фильмов, звуковые документы: речи Ленина, Троцкого, Милюкова, Хрущева, Горбачева и т.д., песни, чтение стихотворений их авторами и т.п.;

  • программа позволяет организовать процесс обучения истории в индивидуальном, оптимальном для каждого ученика темпе; также на уроках можно использовать технологию уровневой дифференциации;

  • работа с программой повышает мотивацию учебной деятельности за счет нетрадиционной формы подачи материала, элементов игровой деятельности (программа построена по принципу мультимедийных игр, которыми так увлекаются школьники); мультимедийные лекции обеспечивают “погружение” в изучаемую эпоху, более глубокое запоминание учебного материала через образное восприятие и эмоциональное воздействие, что в конечном итоге приводит к резкому росту интереса к предмету;

  • учащимся не приходится читать длинные тексты с экрана монитора (это - наиболее утомительная и вредная для зрения форма работы с компьютером), они получают большую часть информации в звуковом и графическом представлении, что значительно менее вредно;

  • программа работает в интерактивном режиме, следовательно учащийся становится активным участником процесса обучения, а не пассивным слушателем лекций, организация материала позволяет ему вживаться в своеобразную роль исследователя;

  • учебник построен на основе современных способов общения с компьютером, работая с программой, учащиеся овладевают всеми необходимыми навыками работы с персональным компьютером, при этом программа предельно проста в управлении и может быть освоена за очень короткое время, что не создает дополнительных психологических трудностей при обучении»6.

В нашей школе, благодаря использованию данного учебника, складывается традиция сдачи экзамена по выбору в виде защиты проекта. Такая форма работы актуальна и целесообразна на сегодняшний день, учитывая загруженность учащихся старших классов при подготовке к выпускным экзаменам. При выполнении проекта учащиеся работают равномерно в течение года и освобождаются от сдачи экзаменов по билетам.

Работая над проектом, повышается мотивация обучения, у учащегося наблюдается развитие творческих и организаторских способностей. Проектная деятельность позволяет учитывать интересы и направленность учащихся при выборе содержательной области проектов, способствует развитию креативности, возможности раскрытия и реализации своей внутренней фантазии с помощью компьютерных технологий.

Из года в год выпускники школы поступают в высшие учебные заведения на дневные бюджетные факультеты, в том числе в такие ВУЗы, как Большой университет, педагогические ВУЗы, Финансовую Академию им. Плеханова, и т.п.

Проектная деятельность приближает результат процесса профессионального самоопределения, т.е. готовность к выбору будущей профессии, сферы профессиональной деятельности.

Учащиеся чувствуют значимость и своевременность своих творений.

Метод проектов позволяет планомерно работать над творческим экзаменационным проектом, избегать чрезмерной нагрузки учащихся в конце учебного года, планировать свою итоговую оценку и с большим творческим подъемом представить на экзамене свой продукт. Знания, полученные в процессе работы, остаются надолго и, по мнению наших выпускников, помогают им в дальнейшей учебе и профессиональной деятельности.



1 Королева И.Н, Ярочкина Г.А. Защита экзаменационного компьютерного проекта – одна из форм итоговой аттестации учащихся. Вопросы Интернет-образования.


2Антонова Т.С., Харитонов А.Л., Данилов А.А., Косулина Л.Г. “История России. ХХ век” М.1997.

3 Толковый словарь терминов понятийного аппарата информатизации образования. – М.: ИИО РАО, 2006.

4 Несмелова М.Л. Методические рекомендации по использованию компьютерного учебника «История России. ХХ век». М., 1997.

5 Ератов В. История России.ХХ век. http://www.thg.ru/education/history_xx/history_xx-02.html

6 Несмелова М.Л. Методические рекомендации по использованию компьютерного учебника «История России. ХХ век». М., 1997.





Похожие:

Павлова Ирина Петровна Заместитель директора по научной работе гоу сош №425 имени академика П. Л. Капицы Кронштадтского района Санкт-Петербурга Компьютерный учебник iconИтоги успеваемости учащихся гоу сош №249 имени М. В. Маневича Кировского района Санкт-Петербурга

Павлова Ирина Петровна Заместитель директора по научной работе гоу сош №425 имени академика П. Л. Капицы Кронштадтского района Санкт-Петербурга Компьютерный учебник iconМ. В. Маневича Кировского района Санкт-Петербурга Н. В. Скуратова приказ №190 о от 28. 12. 2011 регламент
Кировского района Санкт-Петербурга, в связи с представлением информации об организации общедоступного и бесплатного начального, основного...
Павлова Ирина Петровна Заместитель директора по научной работе гоу сош №425 имени академика П. Л. Капицы Кронштадтского района Санкт-Петербурга Компьютерный учебник iconМ. В. Маневича Кировского района Санкт-Петербурга Н. В. Скуратова приказ №190-о от 28. 12. 2011 регламент
М. В. Маневича Кировского района Санкт-Петербурга, находящейся в ведении администрации Кировского района Санкт-Петербурга, реализующей...
Павлова Ирина Петровна Заместитель директора по научной работе гоу сош №425 имени академика П. Л. Капицы Кронштадтского района Санкт-Петербурга Компьютерный учебник iconПоложение об инновационной деятельности учителя гоу сош №238 с углубленным изучением английского языка Адмиралтейского района Санкт-Петербурга
Санкт-Петербурга», Информационно-методического письма от 25. 05. 2010 г. №01-16-2067/10 о реализации распоряжения Комитета по образованию...
Павлова Ирина Петровна Заместитель директора по научной работе гоу сош №425 имени академика П. Л. Капицы Кронштадтского района Санкт-Петербурга Компьютерный учебник iconПоложение об инновационной деятельности учителя гоу сош №238 с углубленным изучением английского языка Адмиралтейского района Санкт-Петербурга
Санкт-Петербурга», Информационно-методического письма от 25. 05. 2010 г. №01-16-2067/10 о реализации распоряжения Комитета по образованию...
Павлова Ирина Петровна Заместитель директора по научной работе гоу сош №425 имени академика П. Л. Капицы Кронштадтского района Санкт-Петербурга Компьютерный учебник iconПубличный доклад муниципального общеобразовательного учреждения Беляевской средней общеобразовательной школы
Владимировна – заместитель директора по учебно-методической работе, Долгих Елена Александровна – заместитель директора по воспитательной...
Павлова Ирина Петровна Заместитель директора по научной работе гоу сош №425 имени академика П. Л. Капицы Кронштадтского района Санкт-Петербурга Компьютерный учебник iconРекомендации по анализу результатов срезовых контрольных работ
М. А. Никифорова, заместитель директора по учебно-воспитательной работе лицея №265 Санкт-Петербурга
Павлова Ирина Петровна Заместитель директора по научной работе гоу сош №425 имени академика П. Л. Капицы Кронштадтского района Санкт-Петербурга Компьютерный учебник iconУтверждаю директор гоу школы №336 Майорова Е. Н
План мероприятий, направленных на профориентацию и социальную адаптацию учащихся гоу сош №336 Невского района Санкт-Петербурга
Павлова Ирина Петровна Заместитель директора по научной работе гоу сош №425 имени академика П. Л. Капицы Кронштадтского района Санкт-Петербурга Компьютерный учебник iconПрограмма информатизации гоу лицея №179 Калининского района Санкт-Петербурга на 2009-2012 гг. Паспорт программы
Наименование программы – Программа информатизации гоу лицей 179 Калининского района Санкт-Петербурга
Павлова Ирина Петровна Заместитель директора по научной работе гоу сош №425 имени академика П. Л. Капицы Кронштадтского района Санкт-Петербурга Компьютерный учебник iconСтруктура гоу сош №249 имени М. В. Маневича Кировского района Санкт-Петербурга
Начальное общее образование является базой для получения основного общего образования. В дополнение к обязательным предметам могут...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов