Медитация (редакция 2) icon

Медитация (редакция 2)



НазваниеМедитация (редакция 2)
Дата конвертации27.08.2012
Размер276.11 Kb.
ТипДокументы
1. /compilations.Vijey.Devotion.doc
2. /compilations.Vijey.Food.v1.doc
3. /compilations.Vijey.How-to-Cultivate-Concentration.doc
4. /compilations.Vijey.Illness-Causes-and-Cure.ed2.doc
5. /compilations.Vijey.Illness-and-Perfect-Health.ed2.doc
6. /compilations.Vijey.Meditation.ed2.doc
7. /compilations.Vijey.Prayer-and-Japa.ed3.doc
8. /compilations.Vijey.Sleep-and-Dreams.doc
9. /compilations.Vijey.Surrender-and-Grace.doc
10. /compilations.Vijey.Transformation.doc
11. /compilations.Vijey.Union-with-the-Divine.ed4.doc
12. /compilations.Vijey.Work.doc
Преданность (редакция 1)
О питании Перевод книги "Food", изданной Обществом Шри Ауробиндо в Пондичери. Материал собран Виджей (Vijey) из записей Шри Ауробиндо и Матери. Выдержки из работ Шри Ауробиндо начинаются с символов Ш. А
Как развивать концентрацию (редакция 3)
Болезнь причина и лечение (редакция 2)
Болезнь и совершенное здоровье (редакция 2)
Медитация (редакция 2)
Молитва и мантра-медитация (редакция 3)
Сон и сновидения
Самоотдача и Милость
Ш. А., а выдержки из работ Матери М. Содержание
Единение с Божеством (редакция 4)
Работа Перевод книги "Work", изданной Обществом Шри Ауробиндо в Пондичери. Материал собран Виджей (Vijey) из записей Шри Ауробиндо и Матери. Выдержки из работ Шри Ауробиндо начинаются с символов Ш. А




Серия "Йога в ежедневной жизни"


Медитация (редакция 2)


Перевод книги "Meditation", изданной Обществом Шри Ауробиндо в Пондичери. Материал собран Виджей (Vijey) из записей Шри Ауробиндо и Матери.

Выдержки из работ Шри Ауробиндо начинаются с символов Ш.А., а выдержки из работ Матери - М.



Содержание


Что такое медитация 1

Как медитировать 2

Трудности в медитации 4

Истинная медитация 6

Коллективная медитация 8

Концентрация – ее природа и необходимость 9

Как концентрироваться 10

Центры концентрации 12

Истинное уединение 13

Когда у вас есть некоторый досуг 14



Что такое медитация



Ш.А. Что точно означает слово “ медитация”?

Существует два слова, используемые в английском языке для выражения индийской идеи дхьяны - "медитация" и "созерцание". Медитация означает правильную концентрацию ума на одной цепочке идей, которые относятся к одной теме. Созерцание означает ментальное пристальное наблюдение одного объекта, образа, идеи, чтобы знание об этом объекте, образе или идее могло естественно возникнуть в уме с помощью силы концентрации. Обе эти вещи являются формами дхьяны, поскольку принципом дхьяны является ментальная концентрация в мысли, видении или знании.

Существуют другие формы дхьяны. Есть высказывание, в котором Вивекананда советует вам отойти от ваших мыслей, позволить им идти в вашем уме как они хотят, и просто наблюдать их и видеть, чем они являются. Это может быть названо концентрацией на самонаблюдении.

Эта форма ведет к другой - опустошению ума от всех мыслей, чтобы оставить его некоторой чистой бодрствующей пустотой, в которую может прийти божественное знание и отпечатать себя, не искаженное внутренними мыслями обычного человеческого ума, и с ясностью письма, написанного белым мелом на доске. Вы обнаружите, что Гита говорит об этом устранении всего ментального мышления как об одном из методов йоги и даже как о методе, который она, кажется, предпочитает. Это может быть названо дхьяной освобождения, поскольку она освобождает ум от рабства механического процесса мышления и позволяет ему думать или не думать, как он хочет и когда он хочет, или выбрать его собственные мысли или идти выше мысли к чистому восприятию Истины, называемой в нашей философии Виджняной.

Медитация является самым простым процессом для ума, но и самым ограниченным в своих результатах; созерцание более сложно, но сильнее; самонаблюдение и освобождение от цепей Мысли является наиболее сложным из всего, но самым широким и самым сильным в своих плодах. Человек может выбрать любую из них в соответствии со своей склонностью и способностью. Наилучший метод - использовать их все, каждую на ее собственном месте и для ее собственной цели; но это потребовало бы устойчивой веры и твердого терпения и большой энергии Воли в собственном старании для йоги.

Как медитировать



Ш.А. Что должно быть объектом или идеей для медитации?

Все, что наиболее соответствует вашей природе и наивысшим стремлениям. Но если вы спросите меня об абсолютном ответе, то я должен сказать, что Брахман всегда является наилучшим объектом для медитации или созерцания, и идея, на которой уму следовало бы сосредоточиться, это что Бог находится во всем, все находится в Боге и все есть Бог. По существу неважно, будет ли это Безличный или Личный Бог, или, субъективно, Истинное “Я”. Но это является идеей, которую я нашел наилучшей, поскольку она является наивысшей и охватывает все остальные истины, будут ли это истины этого мира или других миров или выше всего феноменального существования - "Все это есть Брахман".

В третьем выпуске "Арьи" ["Арья" ежемесячно публиковалась Шри Ауробиндо с 1914 по 1920 г.г.] в конце второй части Анализа Иши Упанишады, вы найдете описание видения Всего, которое может помочь вам в понимании идеи.


Ш.А. Нет существенных внешних условий, но уединение и обособленность, а также спокойствие тела полезны, иногда почти необходимы для начинающего. Но человек не должен быть зависимым от внешних условий. Когда привычка к медитации сформирована, необходимо научиться делать ее в любых обстоятельствах, лежа, сидя, гуляя, в одиночестве, в компании, в тишине или среди шума и т.д.

Первым необходимым внутренним условием является концентрация воли против препятствий для медитации, т.е. блуждание ума, забывчивость, сон, физическое и нервное нетерпение и беспокойство и т.д.

Вторым является увеличение чистоты и покоя внутреннего сознания (читта), из которого возникают мысль и эмоция, т.е. свобода от всех искажающих реакций, таких как гнев, печаль, депрессия, беспокойство о мирских радостях и т.д. Ментальное совершенство и мораль всегда близко связаны друг с другом.


Ш.А. Поза сидя без движения является естественной позой для концентрированной медитации - хождение и стояние являются активными состояниями. Только когда человек уже добился постоянного покоя и пассивности сознания, тогда легко концентрироваться и принимать во время прогулки или делания чего-нибудь. Устойчивое пассивное состояние сознания, собранного внутрь себя, является подходящей позицией для концентрации, и сидение, собравшее неподвижность в теле, является наилучшей позой для этого. Она может быть сделана и лежа, но эта поза слишком пассивна, и ведет, скорее, к инерции, чем к собранности. По этой причине йоги всегда сидят в асане. Человек может приучить себя к тому, чтобы медитировать прогуливаясь, стоя, лежа, но сидение является первой естественной позой.


М. Некоторые представляют, что признаком духовной жизни является способность сидеть в углу и медитировать! Это очень, очень распространенная идея. Я не хочу быть строгой, но большинство людей, которые воображают большой свою способность к медитации - я не думаю, что они медитируют даже одну минуту из часа. Те, кто действительно медитируют, никогда не говорят об этом; для них это совершенно естественная вещь. Когда это уже стало естественной вещью, без всякой гордости об этом, вы можете начать говорить себе, что вы делаете прогресс. Те, кто говорят о ней и думают, что это дает им превосходство над другими человеческими существами - вы можете быть уверены, - находятся большую часть времени в состоянии полной инерции.

Медитировать очень сложно. Существуют всевозможные медитации... Вы можете взять идею и следовать за ней, чтобы прийти к определенному результату - это активная медитация; люди, которые хотят решить проблему или что-то написать, медитируют таким образом, не зная о том, что они медитируют. Другие сидят и пытаются сконцентрироваться на чем-нибудь без следования за идеей - просто концентрируются на точке, чтобы усилить свою мощь концентрации; и это приводит к тому, что обычно происходит, когда вы концентрируетесь на точке: если вам достаточно удалось собрать вашу способность концентрации на точке - ментальной, витальной или физической, - в определенный момент вы проходите и попадаете в другое сознание. Третьи пытаются убрать из своей головы все движения, идеи, рефлексы, реакции и достичь настоящего спокойствия тишины. Это очень сложно; существуют люди, которые пытались двадцать пять лет и не достигли, поскольку это что-то вроде взятия быка за рога.

Существует другой вид медитации, который состоит в том, чтобы находиться настолько спокойным, насколько человек может, но без попытки остановить все мысли, поскольку существуют мысли, которые являются чисто механическими, и если вы попытаетесь остановить их, вам потребуются годы, и в итоге вы не будете уверены в результате; вместо этого вы собираете вместе все ваше сознание и остаетесь настолько тихим и умиротворенным, насколько возможно, вы отделяете себя от внешних вещей, как будто они вас совсем не интересуют, и вдруг вы озаряетесь пламенем стремления и бросаете в него все, что приходит к вам, чтобы пламя могло расти выше и выше, выше и выше; вы отождествляете себя с ним, и вы поднимаетесь в наивысшую точку вашего сознания и стремления, не думая больше ни о чем - просто стремление, которое поднимается, поднимается, поднимается не думая ни минуты о результате, о том, что может случиться и, особенно, о том, чего не может, и, прежде всего, не желая, чтобы что-то пришло - просто радость стремления, которая растет и растет и растет, усиливаясь все больше и больше в непрерывной концентрации. И здесь я могу вас уверить, что то, что происходит, является наилучшим из того, что может произойти. Т.е. это максимальная из ваших возможностей, которая реализуется, когда вы делаете так. Эти возможности могут быть различными, в соответствии с индивидуальностью. Но тогда все эти беспокойства о том, чтобы пытаться быть тихим, идти выше проявлений, призывать силу, которая отвечает, ожидать ответа на ваши вопросы, все это исчезает подобно нереальной дымке. И если вам удается жить сознательно в этом пламени, в этом столбе растущего стремления, вы увидите, что даже если вы не получаете немедленного результата, после некоторого времени что-то произойдет.


М. Это [динамическая медитация] является медитацией, которая обладает силой трансформации вашего существа. Это медитация, которая осуществляет ваш прогресс, в противоположность статической медитации, которая неподвижна и относительно инертна, и которая ничего не изменяет в вашем сознании или в способе вашего существования. Динамическая медитация является медитацией трансформации.

В основном, у людей нет динамической медитации. Когда они входят в медитацию - или, по крайней мере, в то, что они называют медитацией, - они входят в некоторую неподвижность, где ничего не волнуется, они выходят из этого точно такими же, какими вошли, без какого-либо изменения в их существе или их сознании. И чем неподвижнее она является, тем они счастливее. Они могли бы медитировать таким образом вечность, это никогда ничего бы не изменило ни во вселенной, ни в них самих. Вот почему Шри Ауробиндо говорит о динамической медитации, которая является прямо противоположной. Это трансформирующая медитация...

Я думаю, что наиболее важной вещью является знать, зачем человек медитирует; это то, что дает качество медитации, осуществляет ее тем или иным образом.

Вы можете медитировать, чтобы открыться божественной Силе, вы можете медитировать, чтобы отвергнуть обычное сознание, вы можете медитировать, чтобы войти в глубины вашего существа, вы можете медитировать, чтобы научиться тому, как отдавать себя полностью; вы можете медитировать ради всего, чего угодно. Вы можете медитировать, чтобы войти в состояние мира и покоя и тишины - это то, что люди обычно делают, но без особого успеха. Но вы можете также медитировать, чтобы получить Силу трансформации, открыть точки, которые должны быть трансформированы, отследить линию развития. И вы можете также медитировать ради самых практических целей: когда вам необходимо преодолеть трудность, найти решение, когда вы хотите помочь в каком-то действии или что-то еще. Вы также можете медитировать ради этого.

Я думаю, что у каждого есть свой собственный метод медитации. Но если человек хочет, чтобы его медитация была динамичной, он должен иметь стремление к прогрессу, и медитация должна быть сделана для того, чтобы помочь и осуществить это стремление к прогрессу.


М. Правильно ли видеть образы, когда человек медитирует, например открывающуюся дверь?

Но все является правильным, если это дает результат! Любые средства хороши. Почему это не должно быть правильным? ... Образы, похожие на этот, не обязательно являются нелепыми. Они не нелепы, они являются ментальными образами. Если они приносят вам некоторый результат, они вполне уместны. Если они дают вам опыт, они уместны.

Например, когда я прошу вас идти глубоко внутрь себя, некоторые из вас будут концентрироваться на ощущении, а другие могут просто иметь впечатление нисхождения в глубокий колодец, и они ясно видят картину ступеней, уходящих в темный и глубокий колодец, и они опускаются дальше и дальше, глубже и глубже, и иногда действительно достигают двери; они сидят перед дверью с намерением войти, и иногда дверь открывается, и тогда они входят внутрь и видят какой-то зал или комнату или пещеру или что-то еще, и оттуда, если они идут дальше, они могут прийти к другой двери и снова остановиться, и с помощью усилия дверь открывается, и они идут дальше. И если это делается с достаточным упорством, и человек способен продолжать опыт, тогда приходит время, когда он обнаруживает себя перед дверью, которая имеет ... особенный вид прочности или торжественности, и с помощью огромного усилия концентрации дверь открывается, и человек внезапно входит в зал чистоты и света; и тогда он получает опыт контакта со своей душой... Но я не вижу ничего плохого в том, чтобы иметь образы!

Трудности в медитации



Ш.А. Если трудностью в медитации является то, что приходят разнообразные мысли, это не из-за враждебных сил, а из-за обычной природы человеческого ума. У всех садхаков есть эта трудность, и со многими она остается очень долгое время. Существует несколько способов, чтобы избавиться от нее. Один из них - наблюдать за мыслями и увидеть, что является природой человеческого ума, поскольку они показывают ее, но не давать никакой поддержки и позволить им истощиться, пока они не остановятся - этот путь рекомендуется Вивеканандой в его Раджайоге. Другой способ - наблюдать за мыслями так, как будто они не ваши собственные, оставаться как свидетель Пуруша и отказывать в поддержке, т.е. относиться к мыслям как к вещам, приходящим извне, из Пракрити, и они должны ощущаться так, как если бы они были прохожими, пересекающими пространство ума, с которыми человек не связан и в которых он не находит интереса. В этом способе обычно происходит так, что после некоторого времени ум разделяется на два: часть, которая является ментальным свидетелем, наблюдающая и совершенно невозмутимая и спокойная, и часть, которая является объектом наблюдения - часть Пракрити, в которой идут или блуждают мысли. Впоследствии человек может продолжать утихомиривать или успокаивать также часть Пракрити. Существует третий, активный метод, с помощью которого человек наблюдает, чтобы увидеть, откуда приходят мысли, и обнаружить, что они приходят не изнутри него, а как будто они находятся вне головы; если человек может обнаружить их проникновение, тогда, прежде чем они войдут, они должны быть совершенно отброшены прочь. Это, возможно, самый сложный метод, и не все могут осуществить его, но если он может быть реализован, это самый быстрый и самый мощный путь к тишине.


Ш.А. Не просто войти в Тишину. Это можно сделать только отбрасывая все ментально-витальные движения. Легче позволить Тишине снизойти на вас, т.е. открыть себя и позволить ей спуститься. Метод для того, чтобы сделать это, и метод, чтобы призвать вниз более высокие силы, один и тот же. Это оставаться спокойным во время медитации, не сражаясь с умом или делая ментальные усилия, чтобы притянуть вниз Силу и Покой, а только сохраняя спокойную волю и стремлением к ним. Если ум активен, человек должен научиться наблюдать за ним, оставаясь сзади и не давая никакой поддержки изнутри, пока его привычная или механическая активность не начнут тихо спадать из-за отсутствия поддержки изнутри. Если она является слишком упорной, устойчивое отрицание без напряжения и борьбы - это единственная вещь, которая должна быть сделана.


Ш.А. Когда человек пытается медитировать, существует напряжение, чтобы войти внутрь, потерять бодрствующее сознание и пробудиться внутри, в глубине внутреннего сознания. Но сначала ум принимает это за принуждение идти спать, поскольку сон является единственным видом внутреннего сознания, к которому он был приучен. В йоге через медитацию сон часто является, поэтому, первой трудностью - но если человек упорствует, тогда сон постепенно изменяется во внутреннее состояние сознания.


Ш.А. Концентрация мозга всегда является тапасьей и обязательно вызывает напряжение. Только когда человек совсем поднимается из физического ума, тогда напряжение ментальной концентрации исчезает.


Ш.А. Человеку не нужно сначала утомлять себя длительной концентрацией, если он не привык, поскольку тогда в усталом уме она теряет свою силу и значение. Он может отдохнуть и медитировать вместо концентрации. Только когда концентрация становиться привычной, тогда он может идти к более и более длительному времени.


Ш.А. Напряжение и концентрация не одно и то же. Напряжение подразумевает чрезмерное рвение и насильственное усилие, в то время как концентрация по своей природе является спокойной и устойчивой. Если имеется беспокойство или чрезмерное рвение, тогда это не концентрация.


Ш.А. Вы входите в состояние глубокой внутренней погруженности и тишины. Но если человек выходит слишком внезапно в обычное сознание, то может быть легкий нервный шок или сердцебиение - такое, как вы описываете, - на короткое время. Всегда лучше оставаться спокойным некоторое время перед тем, как открыть глаза и выйти из этой погруженности.


Ш.А. Определенно, гораздо лучше оставаться тихим и спокойным некоторое время после медитации. Ошибкой является относиться к медитации легкомысленно - делая так, человек не может принять, или он разбрасывает то, что получает, или большую часть из этого.


М. Даже если вы не достигаете явного успеха в вашей медитации, лучше настаивать и быть более упорным, чем сопротивление вашей низшей природы.

Истинная медитация



М. Не необходимо ли увеличение усилий медитации и не правда ли, что чем больше часов вы медитируете, тем больший прогресс вы совершаете?

Количество часов, проведенных в медитации, не является доказательством духовного прогресса. Доказательством вашего прогресса является то, что вы больше не должны совершать усилий для медитации. Тогда вы, скорее, должны делать усилие, чтобы остановить медитацию: становится сложным остановить медитацию, сложно прекратить размышление о Божестве, сложно вернуться в обычное сознание. Тогда вы уверены в прогрессе, тогда вы уже сделали реальный прогресс, когда концентрация на Божественном является необходимостью вашей жизни, когда вы не можете обходиться без нее, когда она продолжается естественно с утра до ночи, чем бы вы ни должны были заниматься. Сидите ли вы в медитации или гуляете или занимаетесь чем-нибудь или работаете, то, что требуется от вас, является сознательностью; единственное, что необходимо - быть постоянно осознающим Божество.


Но не является ли сидение в медитации необходимой дисциплиной, и не дает ли она большей интенсивности и концентрированного единения с Божеством?

Это может быть. Но дисциплина сама по себе - это не то, что мы ищем. То, что мы ищем - быть сконцентрированным на Божестве во всем, что мы делаем, все время, во всех наших действиях и в каждом движении. Здесь есть некоторые люди, кому сказали медитировать; и есть другие, которых вообще не просили делать никакой медитации. Но не надо думать, что они не прогрессируют. Они также следуют дисциплине, но она другой природы. Работа, действие с преданностью и внутренним посвящением также является духовной дисциплиной. Конечной целью должно быть постоянное единение с Божеством, не только в медитации, но во всех обстоятельствах и во всей активной жизни.

Есть люди, которые, когда они сидят в медитации, входят в состояние, которое они находят очень красивым и восхитительным. Они сидят в нем самодовольными и забывают мир; но если их тревожат, они выходят из него сердитыми и беспокойными из-за того, что их медитация была прервана. Это не является признаком духовного прогресса или дисциплины. Есть некоторые люди, которые действуют и, кажется, ощущают, будто их медитация является долгом, который они должны платить Божеству; они похожи на людей, которые ходят в церковь раз в неделю и думают, что они заплатили то, что они должны Богу.

Если вам требуется усилие для того, чтобы войти в медитацию, вы еще очень далеко от возможности жить духовной жизнью. Когда требуется усилие, чтобы выйти из нее, тогда действительно ваша медитация может быть показателем, что вы находитесь в духовной жизни.

Существуют дисциплины, такие как Хатха Йога и Раджа Йога, которые человек может практиковать и, однако, не иметь ничего общего с духовной жизнью; первый достигает, в основном, контроля над телом, последний - ментального контроля. Но войти в духовную жизнь означает погрузиться в Божество, как будто вы нырнули в море. И это не конец, а самое начало; поскольку после того, как вы уже нырнули, вы должны научиться жить в Божестве. Как вы должны сделать это? Вы должны просто прыгнуть прямо в него и не думать: "Куда я упаду? Что случиться со мной?" Именно нерешительность вашего ума препятствует вам. Вы должны просто позволить себе идти. Если вы хотите нырнуть в море и все время думаете: "Ой, но тут или там может быть камень", вы не сможете нырнуть.


М. "Тогда вы должны, скорее, делать усилие, чтобы остановить медитацию: становится сложным остановить медитацию, сложным остановить размышление о Божестве, сложным вернуться в обычное сознание".

Как я хочу, чтобы эти слова стали истинными для всех!

Вы можете быть заняты в самой активной деятельности, например, в игре в баскетбол, которая требует большого количества движения, и, однако, вы не теряете состояния внутренней медитации и концентрации на Божестве. И когда вы добиваетесь этого, вы увидите, что все, что вы делаете, изменяет свое качество; вы не только будете делать это лучше, но вы будете делать это с неожиданной силой, и, в то же время, сохранять ваше сознание настолько высоким и настолько чистым, что больше ничего не сможет задеть вас. И заметьте, что это может зайти так далеко, что даже когда происходит несчастный случай, он не заденет вас. Естественно, это вершина, но это вершина, к которой человек может стремиться.

Не впадайте в очень распространенную ошибку веря в то, что вы должны сидеть в абсолютно тихом уголке, куда никто не приходит, где вы находитесь в классической позе и совершенно неподвижны для того, чтобы иметь возможность медитировать - это неправда. Что требуется - добиться успеха в медитации во всех обстоятельствах, и я называю "медитацией" не опустошение вашей головы, но концентрацию себя на созерцании Божества; и если вы сохраняете это созерцание внутри себя, все что, вы делаете, изменит свое качество - не свое проявление, поскольку внешне это будет та же самая вещь, но свое качество. И жизнь изменит свое качество, и вы, вы почувствуете небольшое отличие от того, чем вы были - с умиротворенностью, уверенностью, внутренним покоем, неизменной силой, с чем-то, что никогда не сдается.


М. Спокойствие ума, которого человек добивается посредством медитации, является, на самом деле, спокойствием короткой продолжительности, поскольку когда вы выходите из медитации, вы, в то же время, выходите из спокойствия ума. Истинная длительная тишина в витале и физическом, а также в уме, приходит из полной концентрации на Божестве; поскольку когда вы больше ничего не можете назвать своим, даже самого себя, когда все, включая ваше тело, ощущения, чувства и мысли, принадлежат Божеству, Божество принимает всю ответственность за все, и вы больше ни о чем не должны беспокоиться.


М. Искреннее посвящение всего, чем вы являетесь, и всего, что вы делаете, является для садханы гораздо более эффективным, чем медитация.


М. Каждая медитация может быть новым открытием, поскольку в каждой медитации происходит что-то новое.


Ш.А. Я нахожу очень сложным делать правильную концентрацию. Поскольку я не могу концентрироваться как следует, не будет ли для меня лучше представлять себя вечно лежащим на коленях Матери?

Это самый лучший из возможных видов концентрации.

Коллективная медитация



М. Вот почему Шри Ауробиндо также говорит где-то еще, что необходимо двойственное движение, и что усилие ради индивидуального прогресса и реализации должно сочетаться с усилием к тому, чтобы попытаться поднять всю массу и дать ей возможность сделать прогресс, который необходим для большего прогресса индивидуальности: прогресс масс, как это может быть названо, который бы позволил индивидуальности сделать еще один шаг вперед.

И теперь я должна сказать вам, что поэтому, я думаю, было бы полезно иметь несколько групповых медитаций для того, чтобы работать над созданием общей атмосферы, которая была бы немного более организованной...

Поэтому наилучшая польза, которую человек может получить от этих медитаций - которые постепенно становятся более частыми..., - это идти внутрь, в глубины собственного существа, настолько далеко, насколько человек может идти, и найти место, где он может почувствовать, познать и, возможно, даже создать атмосферу единства, в которой сила порядка и организации смогла бы поместить каждый элемент на свое место и создать новый согласованный мир, возникающий из теперешнего хаоса.


М. В медитациях, которые мы раньше проводили здесь [с 1926 по 1938 г.г. жители Ашрама, тогда числом около 200-300, медитировали коллективно с Матерью в центральном здании Ашрама], когда у нас были утренняя и вечерняя медитация, моей работой было объединить сознание всех и поднять его настолько высоко, насколько я могла, к Божеству. Те, кто могли почувствовать движение, следовали за ним. Это было обычной медитацией со стремлением и акцентом в направлении к Божеству. Здесь, на Спортплощадке [эта лекция была дана на спортивном поле Ашрама, когда Мать проводила коллективную медитацию с его жителями, тогда числом около 1000, с 1951 по 1958 г.г.], работа заключается в том, чтобы объединить всех, кто находится здесь, сделать их открытыми и призвать божественную силу в них. Это противоположное движение, и вот почему эта концентрация не может заменить другую, также как та не может заменить эту. То, что здесь происходит, является исключительным - в другой медитации [в Ашраме] я собирала вместе сознание всех, кто присутствовал, и с помощью силы стремления поднимала его к Божеству, т.е. делала так, чтобы каждый из вас немного прогрессировал. Здесь, с другой стороны, я принимаю вас такими, какие вы есть; каждый из вас пришел говоря: "Вот мы здесь с нашей деятельностью всего дня, мы были заняты нашим телом, вот оно, мы предлагаем тебе все наши движения, просто как они есть, просто как мы есть." И моей работой является объединить все это, сделать это однородной массой и в ответ на это предложение (которое каждый может сделать своим собственным способом), открыть каждое сознание, расширить восприимчивость, осуществить единство этой восприимчивости и призвать Силу. Поэтому в этот момент каждый из вас, если вы являетесь очень спокойными и внимательными, обязательно что-нибудь получит. Вы не всегда узнаете об этом, но что-то вы получите.


А теперь, когда вы больше не присутствуете физически в концентрации на Спортплощадке, что происходит?

Я надеюсь, люди сделали некоторый прогресс и нет необходимости в физическом присутствии, чтобы чувствовать Помощь и Силу.

Концентрация – ее природа и необходимость



Ш.А. С помощью концентрации на чем-либо, чем бы это ни было, мы в состоянии познать эту вещь, заставить ее раскрыть свои сокровенные секреты; мы должны использовать эту силу, чтобы познать не вещи, а единственную Вещь-в-себе. С помощью концентрации, опять же, вся воля может быть собрана для достижения того, что еще не постигнуто, еще находится выше нас; эту силу, если она является достаточно развитой, достаточно однонаправленной, достаточно искренней, уверенной в себе, доверяющей только самой себе, абсолютной в вере, мы можем использовать для достижения какой угодно цели; но мы можем использовать ее не для достижения многих объектов, которые мир предлагает для нас, но чтобы духовно постигнуть тот единственный объект, достойный достижения, который также является единственным предметом, достойным знания. С помощью концентрации всего нашего существа на одном его состоянии, мы можем стать чем угодно, что мы выбираем; мы можем, например, даже если до этого мы были массой слабости и страха, вместо этого стать массой силы и отваги, или мы можем стать целиком великой чистотой, святостью и покоем или одной универсальной душой Любви; но мы можем, как говорилось, использовать эту силу для того, чтобы стать не только этими вещами, высокими в сравнении с тем, чем мы сейчас являемся, но даже стать тем, что находится выше всех вещей и свободными от всех действий и атрибутов, чистым и абсолютным Бытием. Все остальное, всякая другая концентрация может быть ценной только в качестве подготовки, для предварительных шагов, для постепенной тренировки разболтанных и саморассеивающихся мысли, воли и существа в направлении к их великой и единственной цели.


М. Каково различие между медитацией и концентрацией?

Медитация является чисто ментальной активностью, она интересует только ментальное существо. Человек может концентрироваться во время медитации, но это ментальная концентрация; он может достичь покоя, но это чисто ментальный покой, а другие части существа сохраняются неподвижными и неактивными, чтобы не нарушить медитацию. Вы можете проводить по двадцать часов в день в медитации и оставшиеся четыре часа вы будете совсем обычным человеком, поскольку только ум был завоеван, оставшаяся часть существа, витальная и физическая, остается зажатой, чтобы она не могла беспокоить. В медитации ничего не делается напрямую для других частей существа.

Конечно, это косвенное действие может иметь эффект, но... Я знаю в своей жизни людей, чья способность к медитации была замечательной, но которые, когда не находились в медитации, были совсем обычными людьми, даже иногда злыми людьми, которые могли становиться разъяренными, если их медитацию нарушали. Поскольку они научились быть хозяевами только их ума, но не оставшейся части их существа.

Концентрация является более активным состоянием. Вы можете концентрироваться ментально, вы можете концентрироваться витально, физически, психически, и вы можете концентрироваться интегрально. Концентрация, или способность собирать себя в одной точке, является более сложной, чем медитация. Вы можете собрать вместе одну часть вашего существа или сознания, или вы можете собрать вместе все ваше сознание и даже части его, т.е. концентрация может быть частичной, тотальной или интегральной, и в каждом случае результат будет разным.

Если у вас есть способность к концентрации, ваша медитация будет более интересной и легкой. Но человек может медитировать без концентрации. Многие идут по цепочке идей в их медитации - это медитация, а не концентрация.


М. Более того, что бы вы ни хотели сделать в жизни, одна вещь является совершенно необходимой и основой всего - способность концентрации внимания. Если вы способны собрать вместе лучи внимания и сознания в одной точке и можете управлять этой концентрацией с твердой волей, ничего не может сопротивляться ей - что бы это ни было, от самого материального физического развития до наивысшего духовного. Но этой дисциплине необходимо следовать постоянно и, можно сказать, спокойно; не то, что вы должны быть всегда сконцентрированы на одном и том же - я не это имею в виду, - я имею в виду обучение концентрации.

И, в сущности, для обучения, спорта, всякого физического или метального развития это абсолютно необходимо. И ценность индивидуальности пропорциональна уровню ее внимания.

А с духовной точки зрения это еще более важно. Не существует духовного препятствия, которое может сопротивляться проникающей силе концентрации. Например, открытие физического существа, единение с внутренним Божеством, открытие к высшим сферам, все может быть получено посредством интенсивной и упорной силы концентрации - но человек должен учиться тому, как это делать.

Нет ничего ни в человеческой, ни в сверхчеловеческой области, к чему сила концентрации не была бы ключом.

С помощью этого качества вы можете быть лучшим атлетом, вы можете быть лучшим студентом, вы можете быть артистическим, литературным или научным гением, вы можете быть величайшим святым. И у каждого есть внутри крошечное начало ее - это дано каждому, но люди не развивают ее.

Как концентрироваться



М. Необходимо собрать обратно все рассеянные нити сознания в одну точку, одну идею. Те, кто может достичь совершенного внимания, добиваются успеха во всем, что они предпринимают; они всегда будут совершать быстрый прогресс. И этот вид концентрации может быть развит точно так же как мускулы; человек может следовать различным системам, различным методам тренировок. Сегодня мы знаем, что самый жалкий, слабовольный человек, например, может с помощью дисциплины стать настолько же сильным как любой другой. Человеку не следует иметь волю, которая колышется как свеча.

Воля, концентрация должны культивироваться; это вопрос метода, регулярного упражнения. Если вы хотите, вы сможете.

Но мысль - "Какая польза?", - не должен приходить, чтобы не ослаблять волю. Идея, что человек рождается с определенным характером и с этим ничего нельзя сделать - глупость.


М. Для медитации всегда лучше - как видите, мы используем слово "медитация", но это не обязательно означает "хоровод идей в голове", совсем наоборот, - всегда лучше пытаться сконцентрироваться в центре, центре стремления, можно было бы сказать в месте, где горит пламя стремления, собрать там все энергии - в центре солнечного сплетения [в данном случае имеется в виду сердечный центр], - если возможно, установить внимательную тишину, как если бы человек хотел услышать что-то очень тонкое, что-то, что требует полного внимания, полной концентрации и тотальной тишины. И затем совсем не двигаться. Не думать, не суетиться, и осуществлять это движение открытия так, чтобы принять все, что может быть получено, но следить за тем, чтобы не пытаться узнать, что происходит, пока это происходит; поскольку если человек хочет понять или даже активно наблюдать, он сохраняет некоторую мозговую активность, которая неблагоприятна для полноты восприятия – надо быть тихим, настолько спокойным, насколько возможно, во внимательной концентрации, но, в то же время, неподвижным.

Если человек добивается в этом успеха, тогда, когда все завершается, когда он выходит из медитации - некоторое время спустя, обычно не сразу, - изнутри существа в сознании проявляется что-то новое: новое понимание, новая оценка вещей, новое отношение к жизни - короче, новый способ бытия. Это может быть мимолетным, но в этот момент, если человек наблюдает за этим, он обнаруживает, что нечто сделало один шаг вперед на пути понимания и трансформации. Это может быть озарение, понимание, более истинное или более близкое к истине, или сила трансформации, которая помогает вам достичь психического прогресса, или расширение сознания или больший контроль над вашими движениями, над деятельностью вашего существа.

И эти результаты никогда не проявляются сразу. Поэтому если человек пытается получить их сразу, он остается в состоянии активности, которая совершенно противоположна истинной восприимчивости. Он должен быть настолько нейтрален, настолько неподвижен, настолько пассивен, насколько он может быть, со спокойным стремлением, стоящим позади, не сформулированным в словах или идеях или даже в чувствах; нечто, что осуществляет это (жест, похожий на поднимающееся пламя) в пылающей вибрации, но которое не формулирует и, превыше всего, не пытается понять.

Посредством небольшой практики человек достигает состояния, которое может быть получено с помощью воли, за несколько секунд, т.е. человек не теряет никакого времени в медитации. Естественно, в начале человек должен медленно успокаивать свой ум, собирать свое сознание, концентрироваться; он теряет три четверти времени на то, чтобы подготовить себя. Но когда он уже научился делать что-то, он может добиться этого через две или три секунды, и тогда он извлекает пользу из всего периода восприимчивости.

Естественно, имеются еще более продвинутые и совершенные состояния, но это приходит позже. Но если человек достигает этого состояния, он уже получает полную пользу от медитации.


М. Возможно ли отличить момент, когда человек достигает совершенной концентрации, от момента, когда, начиная с этой концентрации, он открывает себя универсальной Энергии?

Да. Вы концентрируетесь на чем-то, или вы просто собираете себя в одно целое настолько, насколько возможно для вас, и когда вы достигаете некоторого совершенства в концентрации, если вы можете удерживать это совершенство достаточно долго, тогда дверь открывается, и вы выходите за границы вашего обычного сознания - вы входите в более глубокое и более высокое знание. Или вы идете внутрь. Тогда вы можете получить опыт какого-то ослепительного света, внутреннего чуда, красоты, полного знания, тотальной тишины.

Имеется, конечно, много возможностей, но феномен всегда один и тот же.

Для того, чтобы получить этот опыт, все зависит от вашей способности поддерживать вашу концентрацию достаточно долго в наивысшей точке совершенства.


Необходимо ли концентрироваться каждый раз, чтобы получить опыт?

В начале - да, поскольку у вас еще нет способности сохранять то, что вы получили, поддерживать вашу концентрацию на ее максимуме, вы соскальзываете обратно и теряете даже память об опыте, который вы только что имели. Но если вы однажды прошли путь, то легче пройти по тому же пути второй раз и т.д. Поэтому повторная концентрация легче, чем первая. Вы должны быть упорным в вашей концентрации до тех пор, пока вы не придете к точке, когда вы больше не теряете внутренний контакт.

Начиная с этого времени, вы должны оставаться в этом внутреннем и более высоком сознании, из которого вы можете делать все, что угодно. Вы видите ваше тело и материальный мир, и вы знаете, что надо сделать и как сделать это.

Это первая цель концентрации, но, естественно, не последняя.

Чтобы достичь этой концентрации, необходимо большое усилие; редко можно получить результат сразу или даже быстро. Но если внутренняя дверь однажды уже была открыта, вы можете быть уверены, что она откроется снова, если вы знаете, как быть настойчивым.

До тех пор пока дверь еще не была открыта, вы можете сомневаться в вашей способности, но когда она однажды открыта, сомнение больше невозможно, если вы идете с волей и стремлением.

Этот опыт имеет большое значение.

Центры концентрации



Ш.А. Человек может концентрироваться в любом из трех центров, который является самым легким для садхака или дает наибольший результат. Сила концентрации в сердечном центре должна открыть этот центр и с помощью силы стремления, любви, бхакти, самоотдачи устранить завесу, которая покрывает и скрывает душу, и вывести вперед душу или психическое существо для управления умом, жизнью и телом, и обратить и открыть их всех полностью к Божеству, устраняя все, что сопротивляется этому обращению и открытию. Это то, что называется в этой йоге психической трансформацией.

Сила концентрации над головой должна принести мир, тишину, освобождение от чувства тела, отождествления с умом и жизнью и открыть путь, чтобы более низкое (ментальное, витальное, физическое) сознание поднялось выше для встречи более высокого сознания, и чтобы силы более высокого (духовной природы) сознания снизошли в ум, жизнь и тело. Это то, что называется в этой йоге духовной трансформацией. Если человек начинает с этого движения, то Сила свыше в ее нисхождении должна открыть все центры (включая самый нижний центр) и пробудить психическое существо; поскольку пока это не сделано, существует большая трудность и борьба низшего сознания, блокирующего, смешивающегося с Божественным Действием свыше и даже отвергающего его. Если психическое существо однажды активизируется, эта борьба и эти трудности могут быть сильно уменьшены.

Сила концентрации между бровями должна открыть центр, находящийся там, освободить внутренний ум и видение и внутреннее или йогическое сознание и его опыты и могущества. Оттуда человек может открываться в направлении вверх и также действовать в более низких центрах; но опасностью этого процесса является то, что человек может закрыться в своих ментальных духовных формациях и не прийти от них к свободе и интегральному духовному опыту и знанию и интегральному изменению существа и природы.


Ш.А. Нет вреда в концентрации иногда в сердце, и иногда над головой. Но концентрация в любом месте не означает удерживание внимания, фиксированного в определенном месте; вы должны взять вашу станцию сознания в любое место и концентрироваться там не на области, а на Божестве. Это может быть сделано с закрытыми или открытыми глазами, в соответствии с тем, что для вас лучше подходит.

Вы можете концентрироваться на солнце, но концентрация на Божестве лучше, чем концентрация на солнце.


М. "В этой Йоге нет другого метода, за исключением концентрации, преимущественно в сердце, и призыва присутствия и силы Матери, чтобы Она взяла существо и посредством работы ее силы трансформировала сознание; человек может концентрироваться также в голове или между бровями, но для многих это открытие слишком сложно".

Шри Ауробиндо.

Мать, почему лучше концентрироваться в сердце?

Он говорит здесь, что это легче. Для некоторых людей это сложнее, это зависит от природы человека. Но это лучше, поскольку если вы концентрируетесь там, достаточно глубоко, там вы сначала входите в контакт с психическим; если же вы концентрируетесь в голове, вы должны позже перейти из головы в сердце, чтобы иметь возможность отождествить себя с психическим существом. И если вы концентрируетесь посредством сосредоточения энергий, лучше собрать их там, поскольку именно в этом центре, в этой области существа вы найдете волю к прогрессу, силу очищения, самое интенсивное и эффективное стремление. Стремление, которое приходит из сердца, является гораздо более эффективным, чем то, которое приходит из головы.

Истинное уединение



М. Совершенно определенно, что еда в одиночестве, сон в одиночестве, жизнь в полном одиночестве в лесу недостаточны, чтобы дать вам свободу духа.

Было замечено, что большинство людей, которые живут одни в лесу, становятся друзьями со всеми животными и растениями вокруг них; но совсем не факт, что существование в полном одиночестве дает вам силу войти во внутреннее созерцание и жизнь в единении с Высшей Истиной. Возможно, это проще, когда силой обстоятельств вам больше нечего делать, но я не убеждена в этом. Человек всегда может придумать занятия, и мне кажется, исходя из моего жизненного опыта, что если он добивается успеха в укрощении своей природы посреди трудностей, если он старается быть в полном одиночестве внутри себя с вечным Присутствием, оставаясь в тех же окружающих условиях, которые Милость дала нам, реализация, которую он получает тогда, бесконечно более истинная, более глубокая, более постоянная.

Бегство от трудностей, чтобы победить их, не является решением. Это очень привлекательно. В тех, кто ищет духовной жизни, есть что-то, что говорит: "О! Сидеть под деревом совсем одному, оставаться в медитации, не иметь искушения говорить или делать что-то, как это должно быть прекрасно!" Это потому, что есть очень сильная формация в этом направлении, но это очень иллюзорно.

Наилучшими медитациями являются те, которые человек имеет совершенно внезапно, поскольку они овладевают вами как настоятельная необходимость. У вас нет выбора, кроме как концентрироваться, медитировать, видеть выше внешних проявлений. И это завладевает вами не обязательно в одиночестве леса, это происходит, когда что-то в вас готово, когда пришло время, когда есть потребность в истине, когда Милость с вами.

Мне кажется, что человечество уже сделало некоторый прогресс, и победа истины должна быть одержана в самой жизни.

Вы должны знать, как жить в одиночестве с Вечным и Бесконечным посреди любых обстоятельств. Вы должны знать, как быть свободными, с Высшим в качестве вашего спутника, посреди любых обстоятельств. Это действительно является истинной победой.

Когда у вас есть некоторый досуг



М. Как часто существует некоторая пустота в процессе жизни, незанятое время, несколько минут, иногда больше. И что вы делаете? Вы сразу пытаетесь отвлечь себя, и вы выдумываете какую-нибудь глупость или что-то еще, чтобы провести ваше время. Это общий факт. Все люди, от самых молодых до самых старых, тратят большую часть своего времени в попытке преодолеть скуку. Их самой сильной антипатией является скука, и путем к тому, чтобы избежать скуки, является действовать глупо.

Существует лучший путь, чем этот - вспомнить.

Когда у вас есть небольшое время, будет ли это один час или несколько минут, скажите себе: "Наконец, у меня есть несколько минут, чтобы сконцентрироваться, собрать себя, оживить цель своей жизни, предложить себя Истине и Вечности." Если бы вы принялись внимательно делать это каждый раз, когда вас не тревожат другие обстоятельства, вы бы обнаружили, что вы продвигаетесь очень быстро на пути. Вместо того, чтобы терять свое время на болтовню, на совершение бесполезных вещей, чтение того, что снижает сознательность – это если выбрать только наилучшие случаи, я не говорю о других глупостях, которые гораздо более серьезные, - вместо того, чтобы делаться легкомысленным, сокращать время, которого и так немного, только для того, чтобы в конце вашей жизни осознать, что вы потеряли три четверти ваших возможностей - тогда вы хотите успеть за половину время, но это не работает, - лучше быть умеренным, уравновешенным, терпеливым, спокойным, но никогда не терять удобного случая, который дается вам, т.е. использовать свое свободное время для истинной цели.

Когда вам нечего делать, вы становитесь беспокойными, вы носитесь вокруг, вы встречаетесь с друзьями, вы гуляете - если говорить только о хорошем; я не говорю о вещах, которые, очевидно, не надо делать. Вместо этого, сядьте спокойно под открытым небом, на берегу моря или под деревьями, все, что хотите (здесь у вас все это есть), и попытайтесь понять одну из вещей - понять, зачем вы живете, научиться тому, как вы должны жить, поразмышлять над тем, что вы хотите сделать и что должно быть сделано, каков наилучший путь избавиться от невежества и глупости и страдания, в которых вы живете.



Похожие:

Медитация (редакция 2) iconМедитация на преодоление препятствий Медитация Игоря
Кто это друг, мой напарник, иль лишь слуга? Неважно. Тот голос монотонно продолжает -все соки из меня он выпивает
Медитация (редакция 2) iconДокументы
1. /Bhagavad Gita-новая редакция/BG_1 [New].doc
2. /Bhagavad...

Медитация (редакция 2) iconРедакция по изданию
Н70 Сочинения в 2 т. Т. Литературные памятни­ки/Составление, редакция изд., вступ ст и примеч. К. А. Свасьяна; Пер с нем.—М.: Мысль,...
Медитация (редакция 2) iconМедитация в Полнолуния. Медитация в полнолуние. Три главных духовных праздника
Планетарный Логос использует этот момент, чтобы впечатлить свое тело проявления физическую планету и ее эво­люции. Энергия протекает...
Медитация (редакция 2) iconСми. Арапова Г. Ю. – директор, юрист
Муниципальное унитарное предприятие “Редакция газеты “Н-ский вестник” (далее по тексту – Редакция), является коммерческой организацией,...
Медитация (редакция 2) iconП равовые рекомендации по грамотному оформлению уставных документов редакции сми, ведению учета и особенностям налогообложения редакций сми
Муниципальное унитарное предприятие “Редакция газеты “Н-ский вестник” (далее по тексту – Редакция), является коммерческой организацией,...
Медитация (редакция 2) iconШепилов Анатолий Дмитриевич, фгу «Редакция «Российской газеты», Воронежское агентство поддержки предприятий «веза» решение: в удовлетворении иска отказано Краткое изложение
Фгу «Тамбовский центр стандартизации, метрологии и сертификации» к фгу «Редакция «Российской газеты» и другим о защите деловой репутации,...
Медитация (редакция 2) iconШепилов Анатолий Дмитриевич, фгу «Редакция «Российской газеты», Воронежское агентство поддержки предприятий «веза» решение: в удовлетворении иска отказано Краткое изложение
Фгу «Тамбовский центр стандартизации, метрологии и сертификации» к фгу «Редакция «Российской газеты» и другим о защите деловой репутации,...
Медитация (редакция 2) iconНаучно-историческая, общественно-политическая газета Виртуальный (электронный) выпуск №2, январь, 2011г
Обращение срн и статью А. Турика Председателя Союза Русского Народа (срн) на весьма актуальные темы дня. Редакция разместила и часть...
Медитация (редакция 2) iconДокументы
1. /Медитация.txt
Медитация (редакция 2) iconДокументы
1. /Медитация.txt
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы