Багдасарян В. Э. Религия и школа icon

Багдасарян В. Э. Религия и школа



НазваниеБагдасарян В. Э. Религия и школа
Дата конвертации27.08.2012
Размер55.81 Kb.
ТипДокументы


Багдасарян В.Э.


Религия и школа


Светский принцип образования, выразившийся в идиоме отделения школы от Церкви, привел в конечном итоге к состоянию интеллектуального и морального вакуума. Впрочем, в СССР, вопреки декларациям о деекуляризации обучения, образовательная система носила квазирелигиозный характер. Воспитательные функции возлагались на коммунистические (т.е. не индеффирентные в вопросах выбора трансцендентных категорий) молодежные организации, охватывающие все возрастные ступени. От западных скаутских объединений их отличало наличие всех основополагающих признаков конфессиональных групп – веры, религиозного чувства и культа. Уставные и программные принципы восходили к этическим нормам архетипов религиозного сознания. Ритуализация организационного бытия (посвящения, клятвы, жестикуляция) молодежных коммунистических организаций имитировала религиозную обрядовость. Основные элементы их символики обнаруживаются в эзотерических традициях различных оккультных учений прошлого. Еще к концу 1920х гг. молодежные религиозные организации в СССР имели ту же численность, что и комсомол. Использование советской пропагандистской машиной квазирелигиозных технологий в молодежной среде, особо восприимчивой к визуальному аспекту культа, преследовало выиграть кадровое соперничество у конкурентов. Советский учитель также не был преподавателем в западном смысле, но педагогом, т.е. фигурой выполняющей помимо обучающей, воспитательную функцию. Последнее возможно только в тех случаях, когда этические нормы, мировоззренческого соответствия которым и добивается педагог от учеников, носят абсолютный характер. Абсолютные же есть признак религиозного (или квазирелигиозного) сознания. Построенная по формальным признакам религии марксистско-ленинская философия, несмотря на содержательную архаику, позволяла вооружить обучающихся неким исследовательским инструментарием, которого совершенно лишены современные выпускники школ и вузов. Методологический релятивизм приводит в лучшем случае к эклектическому восприятию знаний, а, как правило, и вовсе к их отсутствию. Окончательная десекуляризация отечественного образования происходит лишь при изъятии из него квазирелигиозных компонентов в постсоветской России. Моральная и интеллектуальная дегенерация российской молодежи является, по нашему мнению, прямым следствием длительного исторического процесса вытеснения религии из образовательных систем.

Современный мир утратил изначальный смысл обучения, как квинтэссенции коллективного опыта. Образование в архаических сообществах выполняло функцию коллективной памяти, закрепляемой посредством поддержания традиции. Дискретность в обучении (т.е. антитрадиционализм ставший парадигмой новейшей истории) означала гибель социума. В силу этого традиция подвергалась сакрализации, которую закрепляли в общественном сознании именно религиозные институты. Поэтому обучение не мыслилось вне освящающей ее религии.


Сакрализации подвергался не только сам процесс обучения, но и фигура носителя знаний. Учитель являлся для учеников высшим духовным авторитетом. Не случайно, педагогическая деятельность относилась к жреческой прерогативе. Зачастую учитель по факту духовного родства почитался выше кровных родителей. Ему приносились клятвы верности «Учителя, которым дети обязаны воспитание, почтеннее, чем родители, которым дети обязаны лишь рождением: одни дарят нам только жизнь, а другие – добрую жизнь». Дуальная мифологема – учитель – ученик составляет основу большинства религиозных традиций. Десекуляризированный учитель современной школы в восприятии учеников является в большей степени гротескным персонажем.

Религиозная форма обучения предполагала эксклюзивную методику передачи знаний. Эксклюзивный характер носила, в частности, образовательная модель оккультной платоновской Академии, тогда как эмпирически ориентированный аристотелевский Лицей в большей степени соответствовал принципам обучения монтеневской школы нового времени. Знаниям не обучались, а в них посвящались. Система инициаций обусловливала восприятие образовательных учреждений в качестве храма. Современная школа при либеральном администрировании ассоциируется с клубом, при авторитарном – с пеницетарным заведением, но ни как ни с Храмом.

К знаниям могли быть допущены лишь достойные. Эзотерика являлась фильтрационным щитом, препятствующим профанизации образовательного процесса. Морально и интеллектуально неподготовленный человек оставался на низших ступенях инициационной иерархии. Вне религии знания перестают быть истиной. Они представляют собой уже не духовную ступень самосовершенствования человека, а готовую продукцию, товар доступный каждому обладающему соответствующими финансовыми возможностями. Профанизация знаний является оборотной стороной десекуляризации школы.

Впрочем, и современная десекуляризационная образовательная модель имеет под собой религиозные основания. Она определяется протестантской мировоззренческой парадигмой. Гражданской Церкви соответствует светское образование. Тезис о «всеобщем священстве» преломляется в десекуляризационном статусе учителя. Он уже не посредник с трансцендентным миром, а светский педагог – моралист. Всеобщее священство предполагает всеобщую грамотность, ибо каждый верующий должен уметь читать Библию. В результате эксклюзивно-эзотерическая система образования упразднялась. Не случайно, впервые модель тотального образования была апробирована в лютеранской Швеции. Следует отметить, что современные образовательные технологии противоречат православному пониманию учительства и ученичества. Таким образом, российская школа не просто отделена от церкви, она антиправославна, а соответственно антинациональна по своей сути.

Религия предполагает существование высшего смысла недоступного для человеческого понимания. Поэтому религиозное образование обучало не столько знаниям, которые относительны в силу ограниченности человеческого разума, сколько умением их постигать и ими оперировать («искусством»). Система обучения наукам, как суммарным знанием по определенным аспектам бытия, себя исчерпала. Обучение не поспевает за динамикой научного приращения. Существуют пределы усвоения учащимися эмпирического материала. Рано или поздно образовательная критическая масса будет (симптомы к чему уже обнаруживаются). По-видимому, эра сциентизма подходит к своему завершению.

Древние мыслители не проводили дифференциацию наук, а говорили о знании в целом. Нельзя было исследовать сферу дольнюю без решения вопросов трансцендентных. Но схоластическая перегруженность, при недостаточной степени разработки эмпирического материала, предопределили рождение теории «двух истин», предполагающей дробление целостного знания. Со временем априорное допущение о самодостаточном характере знаний эмпирических было забыто.

Интерес представляют религиозные образовательные технологии. В частности, весьма эффективной, с точки зрения возрастных критериев, является методика содержательной мифологизации. Через визуальный ряд мифологем, представляющих собой квинтэссенцию учебного материала в образно-аллегорической форме, учащиеся более продуктивно задействуют механизмы памяти. При дешифровке символики мифических аллегорий, как ни в какой иной образовательной технологии, совершенствуется потенциал теоретического мышления. Ритуальный аспект мифологии представляет оптимальную форму практического выражения учебного процесса. Таким образом, при использовании мифологизационной методики обучения оказываются задействованы в рамках комплексного решения единой учебной задачи все структурные уровни мышления учащихся – наглядно – действенное (ритуал), наглядно – образное (мифические конструкции), абстрактное (эзотерика).

Современная педагогика исходит из представления о неизменной природе человека. Фактор антропогенеза не берется ей в рассмотрение. По-видимому, мы находимся на переломном рубеже трансформации структуры мышления человека. Письменная культура предопределяла рациональные формы мировосприятия. Человек мыслил, так же как и писал, проводя цепочку каузальной логистики. Феномен компьютеризации стал предвестником гибели письменной цивилизации. Система мышления генераций компьютерной молодежи более близка к мифологической психоментальности древности. Спрессованные в виртуальном поле пространственно – временные характеристики актуализируют мифологическую парадигму феноменологического бытия. Но обучающие методики остаются, по-прежнему ориентированы на «письменного человека». Менталитету генерации «нью-эйдж» соответствуют те же образовательные подходы, как и для человека традиционалистских сообществ, что ставит на повестку задачу реанимации архетипов религиозной педагогики.




Похожие:

Багдасарян В. Э. Религия и школа iconПсихоанализ и религия (фрагменты)
Этика и религия тесно связаны, между ними имеются определенные пересечения. Но в этой книге я сосредоточил внимание не на этике,...
Багдасарян В. Э. Религия и школа icon«религия. Культура. Человек»
Владивостокская епархия Русской Православной Церкви в рамках IX дальневосточных образовательных чтений памяти свв. Кирилла и Мефодия...
Багдасарян В. Э. Религия и школа iconСоциализм и религия
Я должен сейчас же сказать, чтт такое я понимаю под словом „религия. Я открыто присоединяюсь к борьбе со всеми существующими церквами,...
Багдасарян В. Э. Религия и школа iconДокументы
1. /Крюгер/1998 - Дети Вражды/01 - Дети Вражды.txt
2. /Крюгер/1998...

Багдасарян В. Э. Религия и школа iconИ н. Багдасарян В. Э. Закат Америки Статья
Статья опубликована: в сб.: Армагеддон: Актуальные проблемы истории, философии, культурологии. М., 2001. Кн. 9 (январь-март)
Багдасарян В. Э. Религия и школа iconРелигия в современном мире

Багдасарян В. Э. Религия и школа iconВ. Э. Багдасарян «Теория консервативной революции» исоветский эксперимент. Статья
Статья опубликована в сб.: Армагеддон: Актуальные проблемы истории, философии, культурологии. М., 2000. Кн. 6 (январь-март)
Багдасарян В. Э. Религия и школа iconДокументы
1. /Египетская религия.djvu
Багдасарян В. Э. Религия и школа iconДокументы
1. /Психоанализ и религия.doc
Багдасарян В. Э. Религия и школа iconДокументы
1. /Луначарский А. В. Религия и просвещение.doc
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов