М. Л. Магницкий “Окончательное дополнение к запискам о тайных обществах”1 icon

М. Л. Магницкий “Окончательное дополнение к запискам о тайных обществах”1



НазваниеМ. Л. Магницкий “Окончательное дополнение к запискам о тайных обществах”1
Дата конвертации27.08.2012
Размер49.43 Kb.
ТипДокументы

М.Л.Магницкий

Окончательное дополнение к запискам о тайных обществах”1.


Слева от текста имеется приписка рукой А.А.Аракчеева2: “Государь3 изволил читать 17 апреля 1824 г.”


Повсеместное, Гражданское закрытие тайных обществ4 не имело ожиданного от сей меры последствия, по двум причинам:

1-я. Можно запретить публичное изъяснение образа мыслей, на бумаге и на словах; но запретить соединение в сем образе мыслей помощью личных тайных сообщений, нет никакой возможности, а оно-то и есть цель тайных обществ и публичность их была всегда только личина для того нужная, чтобы отвратить внимание общества и правительств от цели истинной. Итак что же произвело запрещение?

Разрушило личину, прекратило пустые собрания, отсекло членов бесполезных, усилило осторожность и тайну орденских начальников и заставило их, вероятно, распространять свое учение косвенно и в других формах. Труд им дан новый, но зато и важная представлена выгода - их почитают несуществующими!

Точно так как не можно уничтожить готового подкопа, заткнув его, а надобно сделать контрмину, нельзя и обществ тайных уничтожить ничем кроме других обществ, кои бы их в течении некоторого времени поглотили. Обществами сими разумею я Церковь и воспитание, о коих сказано будет в конце записки.

2-я причина бесполезности запрещения тайных обществ (здесь и далее курсив Магницкого - А.М.) есть существование посреди общества Европейского, такого тайного общества, которое даже так и не называется, но несет имя церкви, а между тем ужаснейший враг всех Церквей и особенно /43 двух католических5 и всех Правительств и особенно Самодержавных. Общество сие суть методисты6.

Цель его, публично объявленная, Манифестом одного из величайших их фанатиков, есть ниспровержение властей духовных и гражданских во всем мире. Способы достижения сей страшной цели тем ужаснее, что они покрыты формами так называемого чистого христианства, терпимости, благотворительных учреждений. Помощию сих средств, люди самые добросердечные и благонамеренные, делаются их орудиями.

Общество сие состоявшее, в 1817 году, по напечатанным его актам, из 500 т[ысяч] человек, объемлет уже все части света. Иностранных миссионеров его щитается (так в тексте -А.М.) до 2 т[ысяч] человек. Оно располагает большими суммами, имеет сильных покровителей и действует обыкновенно через людей знатных и особенно чрез женщин.

Присяга его сильнее иллюминатской7, ибо состоит в том, что принимаемый клянется и тогда содействовать его видам, когда переменит свой образ мыслей на его щет. - неслыханная присяга!

Оно рассчитывает на два класса: низший состоит из друзей (amis), а высший из искреннейших (intimes).


Известные здесь агенты его, будучи деятельнейшими членами Библейских обществ, ведут весьма удобно переписку свою с отдаленнейшими местами, не навлекая на себя подозрения, но часто ездят в Англию, вероятно с самоважнейшими сообщениями. Бумаги их могли бы открыть много важного. Впрочем, так как они враги англиканской церкви и англинской (так в тексте- А.М.) Монархии; то лучшие сведения против них можно получить от духовенства и посольства англинского. Езуиты8 также не теряют их из вида. Все лютеране и протестантство, от церквей своих отставшие, составляют подпору методистов. Баадер9, Линдель10, Госнер11 их союзники.- Нилл12 начальник их здесь, по духовной части.- Есть по нещастию, у них союзники и из русских.

Рассеяние сей шайки, сего духовного якобинства, важнее закрытия наружных масонских лож.

Впрочем, коренное средство к истреблению и тайных обществ и методизма есть одно: возвысить, утвердить, приблизить к Державной власти Православную Церковь, непрестанно боримую; ограничить терпимость, ее гонящую, определением должной ее меры, обуздать духовное якобинство разных расколов лютеранства, возвышением пред ними католицизма, к нам ближайшего и по духу своему, для самодержавия безвредного13; и принять общие меры, для истребления из всех частей народного воспитания всех духов нечистых неверия, либеральности, своеверия и методизма.

7 апреля [1824 г.]


1 Из: “Записки о тайных обществах, полученная от Магницкого М.Л. в 1824 гг. (об иллюминатах, об-ве Иоахима, о распространении немецкой философии.. 1824.). ГА РФ. Ф.1165.Особенная канцелярия министерства внутренних дел. Оп.3. Д.59. 1824. Л. 42-45 об.

2 Аракчеев, Алексей Андреевич (1769-1834), крупный государственный и военный деятель, в 1815-1825 гг. доверенное лицо Александра I, последовательный консерватор, был в 20-е гг. XIX в. лидером так называемой “русской партии”, к которой принадлежал и Магницкий, и которая добивалась закрытия Российского Библейского общества и отставки покровительствующего ему министра духовных дел и народного просвещения А.Н.Голицына. Следует отметить, что публикуемая записка была направлена против Голицына, который был смещен с поста министра 15 мая 1824 г.

3 Александр I - Российский император в 1801-1825 гг.

4 1 августа 1822 г. был издан рескрипт Александра I о запрещении тайных обществ и масонских лож и о взятии с военных и гражданских чинов подписки, что они не принадлежат и впредь не будут принадлежать к таковым организациям.

5 Имеются в виду как католическая, так и православная церковь.

6 Методисты - протестантская конфессия, возникшая в XVIII в. в результате отделения от англиканской церкви и получившая распространение главным образом в англо-саксонских странах. В России методисты приняли активное участие в деятельности Российского Библейского Общества, против которого активно выступал Магницкий.

7 Иллюминаты - собственно иллюминатами называлась тайная организация, основанная в 1776 г. немецким мистиком Адамом Вейсгауптом. Принципы организации были заимствованы Вейсгауптом у иезуитов и масонов, в основе ее был строгий иерархический порядок. Члены организации следовали принципу “цель оправдывает средства”. Только высшему разряду посвященных открывалась тайная цель общества: замена христианской религии деизмом и монархической формы правления - республиканской. В 1785 г. орден был запрещен. Следует иметь в виду, что Магницкий обычно называл иллюминатами масонов и мистиков всех направлений

8 Иезуиты - монашеский католический орден.

9 Баадер Франц (1765-1841), немецкий религиозный философ, врач, естествовиспытатель, представитель философского романтизма и неортодоксального католицизма.

10Линдль, Игнатий - немецкий проповедник, член Российского Библейского Общества. О нем см. Пыпин А.Н. Религиозные двиижения при Александре I.СПб., 2000. (ук.).

11 Госснер Иоганн Евангелиста (1773-1858) - католический священник ииз Мюнхена, активный деятель Российского библейского общества, выслан в 1824 г. из России за публикацию произведений, содержащие нападки на Православие. О нем см. Пыпин А.Н. Религиозные двиижения при Александре I.СПб., 2000. (ук.).

12 Нилль - член Великобританского Миссионерского Общества. О нем см. Пыпин А.Н. Религиозные двиижения при Александре I.СПб., 2000. (ук.).

13 В данном случае симпатии Магницкого к католичеству носят не религиозный, а культурно-политический характер. В этом отношении он напоминал К.Н.Леонтьева, который видел в каатолической церкви “самый выразительный из охранительных оплотов общественного здания”( см. Репников А.В. Консервативная концеппция российской государствености. М., 1999.- С.55-56).




Похожие:

М. Л. Магницкий “Окончательное дополнение к запискам о тайных обществах”1 icon«Изучение вопросов политики на уроках обществознания»
Так бывает в обществах, не растерявших основ религиозной нравственности, традиций честного труда, уважения к людям, собственности,...
М. Л. Магницкий “Окончательное дополнение к запискам о тайных обществах”1 iconМ. Л. Магницкий и его роль в борьбе “православной оппозиции” с Библейским обществом
М. Л. Магницкий и его роль в борьбе “православной оппозиции” с Библейским обществом1
М. Л. Магницкий “Окончательное дополнение к запискам о тайных обществах”1 iconДокументы
1. /4 Дружинин/Отчёт/Вступление.doc
2. /4...

М. Л. Магницкий “Окончательное дополнение к запискам о тайных обществах”1 iconРасскажи мне, Байкал, о своих тайных снах

М. Л. Магницкий “Окончательное дополнение к запискам о тайных обществах”1 iconДокументы
1. /Роберт Монро.ОКОНЧАТЕЛЬНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ.doc
М. Л. Магницкий “Окончательное дополнение к запискам о тайных обществах”1 iconДокументы
1. /Приготовление Тайных Заклинаний.doc
М. Л. Магницкий “Окончательное дополнение к запискам о тайных обществах”1 iconДокументы
1. /ВИД СБОКУ.doc
2. /Вид с открыт крышкой...

М. Л. Магницкий “Окончательное дополнение к запискам о тайных обществах”1 iconА. Ю. Минаков Михаил Леонтьевич Магницкий
России до тех пор, пока не заглохнет мысль и не умолкнет живое слово, будящие ее к развитию”1
М. Л. Магницкий “Окончательное дополнение к запискам о тайных обществах”1 iconДокументы
1. /73 Войтов/N1.doc
2. /73 Войтов/N1_draw.doc
М. Л. Магницкий “Окончательное дополнение к запискам о тайных обществах”1 iconЕ. А. Тюгашев философия в транзитивных обществах: гендерная ретроспектива
Социальные взаимодействия в транзитивном обществе: Сборник научных трудов. Новосибирск: нгаэиУ, 2000. С. 5 – 14
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов