Кокшенева К. А. Сегодня трудно оставаться человеком еще недавно мы считали всерьез, что «Человек – это звучит гордо!» icon

Кокшенева К. А. Сегодня трудно оставаться человеком еще недавно мы считали всерьез, что «Человек – это звучит гордо!»



НазваниеКокшенева К. А. Сегодня трудно оставаться человеком еще недавно мы считали всерьез, что «Человек – это звучит гордо!»
Дата конвертации27.08.2012
Размер92.33 Kb.
ТипДокументы

Кокшенева К.А.


СЕГОДНЯ ТРУДНО ОСТАВАТЬСЯ ЧЕЛОВЕКОМ


Еще недавно мы считали всерьез, что «Человек – это звучит гордо!» Еще недавно любили поспорить с фундаментальным принципом европейской философии, указывающей нам, что «Человек ­есть мера всех вещей». Сегодня картина тотально изменилась – человек откровенно изгоняется из искусства. Изгоняется из детских мультиков покемонами и прочими клонированными полулюдьми-полуживотными, изгоняется даже из кино. С актера берется компьютерное лекало, а дальше ему говорят: «Вы свободны!» Дальше уже компьютерные инженеры будут использовать его живой отпечаток в любом удобном визуальном плане, вплоть до виртуального.

Что сегодня реально можно противопоставить этому процессу? За что держаться молодому человеку, если ни один школьный курс не предлагает ему идеала и положительной программы – социальной, нравственной, культурной?

Впрочем, сегодня издательство «Покров» и А.В.Бородина, написавшая учебник «Основы православной культуры», понимая «проблему детей» и более за нее, предложили именно культурный выход. Предложили узнать те базовые принципы, на которых вот уже более тысячи лет стоит отечественная культура. Уже, казалось бы, этот очевидный факт – потрясающей живучести в мире, где сто раз менялись правители и идеологии, приоритеты и представления, должен, по меньшей мере, вызвать уважение. Но нет. Идет активная борьба против учебника. Об учебнике нет резона рассказывать в данном случае подробно, так как ополчились то на него не по существу, то есть обсуждается не сам предмет, не качество ее, но всевозможные социальные, психологические, мировоззренческие «опасности».

Я никого ни в чем не хочу убеждать. Я хочу просто сравнить, что предлагает современная культура школьнику и что предлагает ему культура православная?


Во-первых, никакой учебник, естественно, не может научить человека верить в Бога. Автор и не ставит перед собой такой цели. Учебник может научить уважать свою собственную культуру. Уважать, зная.

Современный школьник живет в достаточно примитивном культурном пространстве (музыка, кино, досуг – все направлено на поверхностное развлечение). В этом пространстве получить сведения о том, что культура – это труд современный школьник не может. Труд интеллектуальный, душевный, нравственный. Кроме того, если мы хотим получить только потребителя, избирателя и налогоплательщика, то конечно, нам не нужны ни «Основы православной культуры», ни история вообще. Если мы хотим получить человека, шатаемого только ветрами моды, то, конечно, нам не нужен учебник Бородиной. Все, высказывающие свои негативные мнения относительно преподавания данного предмета в школе, это борцы, в основном, «за права человека». Но скажем точнее – за отнятие у человека права быть историческим человеком.
Пожалуйста, живи минутой дня, правдой секунды, но никак не в большом историческом времени, в котором единственном, и только в нем, человек может быть укоренен. В наиболее целостном виде этот большой исторический духовный опыт, безусловно, сохранен в лоне Православия. Это вообще та область нашей культуры и область нашей жизни, которая априори, и навсегда несет в себе только положительные устойчивые смыслы. Кто и чем может их заменить? Простым знанием истории их не заменишь хотя бы потому, что современные учебники истории не ориентированы на героя и героику. Государственной культурной политики у нас нет, нет даже никаких вообще общих приоритетов, общих установок.

Но почему же все-таки идет такая борьба против нового школьного курса?

Современное культурное пространство сплошь антитрадиционно, поэтому столь сильна борьба с любой традицией, в любых областях и прежде всего с Православием, поскольку я думаю и все «правозащитники» вполне понимают реальную силу Православия. Культура – это возделывание, это норма и стеснение. Наша массовая демонизированная культура, а внутри ее так называемая молодежная культура, сплошь стоят на иных основаниях – удовольствия, занимаются апологией чувственного инстинкта, занимаются виртуализацией культурного пространства, то есть в сущности, изгнанием из него уже и человеческого измерения.

^ Культура – это иерархия. Современная культура уже давно все перемешала, поменяла местами высокое и низкое. Сейчас в молодежной среде вновь популярна идея, что нет ни добра, ни зла. Нет ни белого, ни черного. Ты можешь выбрать то, что тебе нравится. И это мое нравится полагается вообще единственным критерием, приложимым к явлениям морального и материального порядка. Православная культура строго иерархична. Что такое принцип «мне нравится», принцип удовольствия (кстати введен в эстетику немцами)? Принцип этот обоюдоострый. Если, например, мне говорят, что Валентин Григорьевич Распутин читал такую-то книгу или высоко ее оценил, то я знаю, что его удовольствие будет свидетельствовать о качестве книги. А если мне скажут, что некий школьник десятого класса с удовольствием читает детектив Марининой, то я прекрасно понимаю, что его «удовольствие» будет отличаться от удовольствия чтения Лескова или Достоевского. Следовательно, вопрос вновь упирается в человека, в качество его личности. Может ли на детективах воспитаться или самовоспитаться качественная личность? Увы, такого еще не было. Так вот, современная культура воспитывает именно бескачественную личность, то есть ни в чем не укорененную, не нуждающуюся ни в каких опорах, кроме как в своем «Я». Но если присмотреться к этому «Я», то в нем нет ничего своего, – только набор пошлых и поверхностных чужих штампов.

И все же, трезвый взгляд на реальность, позволяет, даже при небольшом усилии, увидеть, что сколько бы не боролись иные реформаторы за упразднение иерархии, за равенство всего со всем, никакого равенства нет, да оно и невозможно. И человеку, чтобы оставаться человеком, сегодня очень за многое нужно бороться в себе.

Но как бороться, что ему поможет? Где брать сил? Можно бесконечно говорить о наркомании и преступности среди молодежи, можно решать социальные проблемы, открывать наркологические клиники и так далее. Но, все опять таки упирается в качество и силу личности. Только внутри традиционной культуры человек может научиться говорить нет. Это особенно трудно сделать как раз в молодежной и школьной среде. Так вот, если у нас теперь стесняются воспитывать, то давайте детям образцы иной жизни, иных принципов. Разве жития святых не образец терпеливого, настойчивого возделывания себя? Какие школьные учебники еще говорят об идеале? Я полагаю, что учебник «Основы православной культуры» станет безусловной опорой для ребенка в понимании главных основ для противостояния темноту, соблазнительному и грязному в современной культуре. «Теперь уже не говорят, – пишет модный западный интеллектуал, – у тебя есть душа, ее надлежит спасти, но у тебя есть тело, им следует наслаждаться». И только православная культура способна удержать человека на традиционных рубежах – только она учит человека ответственному творению себя именно как человека, то есть прежде всего чувствующего в себе живую душу, наследующего огромной великой традиции.

Вообще, мне кажется, что несмотря на то, что нынешнему человеку открыт весь мир, он может пользоваться интернетом и т.д. его личностное сознание чрезвычайно сужено и сужено прежде всего потому, что он реально не ощущает себя наследиком Бунина и Лескова, Пушкина и Мусоргского, святых Сергия Радонежского и Александра Невского. Увы, критика советской «тоталитарной культуры», научила нынешнего человека бояться великого, научила страху перед великим культурным и христианским пространством.


Сегодня в культуре искусственно поддерживается гипертрофированный интерес к вопросу о «свободе». Ясно, что молодость сама по себе, в силу возраста, более динамична, более скептична, более падка на некие яркие проявления свободы. В нашей культуре существовало понимание свободы, достойное великого народа – мы всегда хотели знать не свобода от чего, а свобода для чего? В 19 веке блестящий русский ум Данилевский говорил: «русский человек и русский народ способен выдержать всякую степень свободы». Чувствуете как здесь расставлены акценты? Свобода – не самоценна, и если чувство свободы переходит определенную грань, то такой свободой уже не пользуются с радостью, а выдерживают, терпят. Великие русские люди всегда понимали свою свободу как добровольную крепостную зависимость от Бога, от церкви, от родительского дома, от традиций культуры. На мой взгляд, учебник православной культуры исподволь, ненавязчиво, но способен дать нынешнему молодому человеку такое высокое христианское понимание свободы.


Еще один аспект. Заметили это мы уже все – чем больше в последнее десятилетия у нас всяческих свобод, тем очевиднее происходит нарастание нигилизма, экстремизма и апатии. Собственно эта болезнь нигилизма хорошо известна в русской культуре еще с 19 столетия. Лучшие русские умы, например, Н. Страхов понимали ее как проявление «бездарного сердца» и «разврат мысли». Примеры, я думаю, в современной культуре у всех на виду – разве не чудовищный нигилизм «бездарного сердца» толкнул молодых людей жить «За стеклом»? Разве не чудовищный нигилизм, вплоть до полного циничного отношения к своей жизни (когда не жаль ни себя, ни близких) становится источником алкоголизма, наркомании, проституции? Как два века назад, так и сейчас, нигилизм начинается с отрицания, с бунта: молодежь не принимает унижений окружающей действительности и потому бунтует, хиппует, панкует, уходит в сексуальные революции, наркокультуру и т.д. Но в этом бунте чаще всего руководит инстинкт, а нем мало сознания, и не просто сознания, а, как говорил Страхов, нет сознания «с вечными истинами», тогда ум превращается « в ум века сего». Всякий начинающий нигилист или начинающий радикал поклоняется идолу современности, а значит он не способен к глубокому пониманию – отсюда столь охотно «разоблачает» невежество темных «предков», родителей то есть. Я все время опираюсь на Страхова, так как это был православный рыцарь, всю жизнь борющийся за самостоятельность русского ума, его книги «Борьба с Западом в нашей литературе» мало известны, а суть их именно в борьбе с материализмом и нигилизмом.

Итак, нигилизм, радикализм как отрицание, неизбежно должен будет сделать и следующий шаг – начинается переориентация на поиск зла. (Здесь и далее мы опираемся на логику исследования нигилизма, отмеченную Н. П. Ильиным). Зло может быть реальное, но может быть и мнимое, – нынешний нигилист, как и прежний, этого уже часто и не различает. «Зло становится необходимой пищей его души», – говорит Страхов. Нигилист, радикал, анархист будет видеть зло и в келье монаха, и в русских героях, и в кабинете мыслителя, увидит его и в детях. И тогда невинность, чистота, подвиг, героизм – все это вызывает у отрицателя подозрения, чистое становится ширмой грязи и зла». Вы знаете, просто потрясающее устойчивы аргументы этого типа в культуре – видеть зло, например, в учебнике «Основы православной культуры», это все тот же нигилизм, для которого «зло есть пища души». Как иначе понимать, например, комментаторов радио «Свобода», которые усомнились в утверждении Бородиной об «уникальности русских икон», или когда некий Яков Крот вещает от имени евангелиста Луки, полагая, что «евангелист бы ужаснулся, увидев иконы в церкви!» Некто Е. Ихлов и Лев Пономарев, правозащитними, публично обозвали учебник Бородиной «черносотенным», «погромным», «антисемитским», «сокровищницей национал-социалистической мысли», «пособием для скинхедов». Саму православную культуру правозащитники полагают «с тенденциозным, клерикальным и экстремистским смыслом», православные и мусульмане называются Ихловым «сторонниками средневековой ментальности». Я бы сказала, что все эти определения – типичный рацион нынешних так называемых «просвещенных людей» –просвещенных, естественно, не светом евангельским, но светом революционных костров, с их лозунгами «свободы, равенства и братства».

Учебник А. Бородиной и издательского дома «Покров» – это как раз развертывание чистого, определенного и здорового духовного пути. Духовную трезвость – вот что дает знание православной традиции. Это раз. Следовательно, человек не пойдет по пути нигилизма, ибо он всегда есть путь обмана и самообмана. Человек должен сегодня прилагать очень и очень много усилий, чтобы правильно видеть вещи в этом искаженном мире. Нигилизм для русского человека, – говорил Страхов, – это именно «полное отречение от своего духа и от глубочайших инстинктов», «это тотальная измена самому себе» (Н.П.Ильин). И Страхов ясно называет этот «глубочайший инстинкт» – русский человек, верный своему национальному духу, «всякую минуту готов к горю и беде, он не забывает своего смертного часа, для него жить – значит исполнять некоторый долг, нести возложенное бремя». Именно такое мирочувствование традиционно для нашей культуры. Именно оно способно укрепить человека настолько, что он устоит и перед развратом мысли, и перед соблазном очей.

Какой школьный курс способен выработать в человеке духовную стойкость? Граждановедение Якова Соколова, начинающееся стенанием, что в ваш дом пришла беда, сына забирают в армию? Истории, в которой совершенно не разъясняется, например, представления об аскетизме как о высокой норме? Литературе, где галопом проскакивают по авторам и произведениям? Какой школьный курс дает представление о красоте, гармонии столь ясно, открыто как раздел иконографии в учебнике Бородиной? Боюсь, что именно с «красотой» у нынешних детей большие проблемы: демоническая «красота» монстров из компьютерных игр, культурных клонов и прочей нечисти и нежити иноземного происхождения сегодня их окружает на каждом шагу. Но, я уверена, что самый «крутой» подросток не будет оспаривать безусловную красоты храмового зодчества. Я думаю, что научить различать, чувствовать подлинную красоту - дар Божий, красоту явленную, вечную и можно, и нужно, несмотря на то, что зло эстетически более разнообразно. Положительно-прекрасный идеал русской православной культуры не заменим ни историческим, ни социальным.

Я думаю нет смысла обсуждать законодательные и прочие моменты: сегодня уже всем ясно, что потребность в таком учебнике реальна, она идет от людей, с мест. Где бы я не выступала (от Валдая до Иркутска), всегда просят дать адрес, где этот учебник можно было бы купить. Сопротивление учебнику оказывается исключительно идеологическое, психологическое, мировоззренческое – и оказывается сторонниками таких «свобод», что дают хорошую прибыль от культуры наслаждений и потреблений. Естественно, они не захотят такого предмета в школе. Он их враг. Не захотят и ленивые учителя, которым придется иначе преподавать, например, историю. Не захотят идеологи нигилизма и радикализации культуры, ибо им глубоко враждебен наш главный бастион консервативной традиции, сохранившейся и живущей полноценно в Православии и православной культуре. Всем же сомневающимся (или по немощи своей не понимающим), всем хорошим людям, но атеистам хочу сказать одно – не мешайте! Не мешайте выбору вашего ребенка между «убивалками-стрелялками» и изображением на листке бумаге православного храма. Он может выбрать правильно, если не поздно…




Похожие:

Кокшенева К. А. Сегодня трудно оставаться человеком еще недавно мы считали всерьез, что «Человек – это звучит гордо!» iconВыпускной вечер 2011 года звучит песня «Школьные годы чудесные»
Потому что еще нет главных участников торжества. Восемнадцать девушек и юношей сегодня получают аттестаты и навсегда попрощаются...
Кокшенева К. А. Сегодня трудно оставаться человеком еще недавно мы считали всерьез, что «Человек – это звучит гордо!» iconУрок гражданственности. Разработка для 5 класса. Устный журнал. Тема: «Быть гражданином». Автор разработки: Иванова Л. С. Урок гражданственности
Прозвучал первый звонок и для вас открылись двери родной школы, но открылись не совсем обычно, потому что сегодня вы впервые переступили...
Кокшенева К. А. Сегодня трудно оставаться человеком еще недавно мы считали всерьез, что «Человек – это звучит гордо!» iconНезависимый религиозно-общественный журнал ясная поляна выпуск 11 рига, 1990
Бог живет в каждом человеке? Значит то, что при встрече, при общении с человеком помнить, что я имею дело с проявлением Бога, то...
Кокшенева К. А. Сегодня трудно оставаться человеком еще недавно мы считали всерьез, что «Человек – это звучит гордо!» iconК. А. Кокшенева больно жить о прозе Олега Павлова
В это большое множество (а часто и пустое множество) Олег Павлов не входит — попросту не умещается со своим писательским миром, в...
Кокшенева К. А. Сегодня трудно оставаться человеком еще недавно мы считали всерьез, что «Человек – это звучит гордо!» iconЭмоциональное выгорание
«человек- человек». Ни для кого не секрет, что психотерапия одна из достаточно вредных профессий. Потому что даже с позиции стороннего...
Кокшенева К. А. Сегодня трудно оставаться человеком еще недавно мы считали всерьез, что «Человек – это звучит гордо!» iconВозможно, мы завтра друг друга забудем
Когда Амина пришла в себя – был уже день, солнце грело ей руки и плечи. Женщине трудно было дышать, тело всё ещё болело после всего,...
Кокшенева К. А. Сегодня трудно оставаться человеком еще недавно мы считали всерьез, что «Человек – это звучит гордо!» iconА. Н. Островский. Неожиданный случай Драматический этюд лица
Ведь вот один сидишь, а тебя в краску бросает. А еще считаешь себя порядочным человеком, про других говоришь: тот не так себя ведет,...
Кокшенева К. А. Сегодня трудно оставаться человеком еще недавно мы считали всерьез, что «Человек – это звучит гордо!» iconДвижение- это жизнь!
Искусство долго жить состоит, прежде всего, в том, чтобы научиться с детства следить за своим здоровьем. То, что упущено в детстве,...
Кокшенева К. А. Сегодня трудно оставаться человеком еще недавно мы считали всерьез, что «Человек – это звучит гордо!» icon«Моя бабушка» Сочинение Если друг оказался вдруг… бабушкой. Номинация: «Литературное творчество»
Почему друг? Потому что это первый человек, к кому я обращаюсь за советом и помощью, если что-то не получается или вдруг возникают...
Кокшенева К. А. Сегодня трудно оставаться человеком еще недавно мы считали всерьез, что «Человек – это звучит гордо!» iconЧто такое любовь??? Люби и ты будешь любим
Это любовь. Которую ты нашел в своей жизни и будешь приклоняться ей вечно, будешь любить и никогда не растанешь с человеком, которого...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов