«Наша Новая Школа» icon

«Наша Новая Школа»



Название«Наша Новая Школа»
Дата конвертации27.08.2012
Размер155.99 Kb.
ТипПрограмма

«Наша Новая Школа».

Обновление образовательных стандартов.

Анализ проектов стандартов нового поколения позволил выделить общие основные изменения к требованиям к образовательным программам, условиям и результатам обучения.

Изменения в требованиях к образовательным программам:

  • Введение индивидуальных образовательных программ.

  • Разработка образовательной программы – зона ответственности ОУ.

  • Вместо федерального, регионального, школьного компонентов введены инвариантный (федерация) и вариативный (школьный) компоненты с увеличением доли вариативного компонента от начальной ступени к старшей. 88% - 12%, 86%-14%, 58%-42% (стандарт РАО) 80 % -20 %, 60 % -40 %, 40 % -60% (стандарт «Эврика»).

  • Общее количество часов инварианта по ступени задается по образовательным областям без деления по годам.

  • Основной единицей, регламентирующей деятельность ОУ является не учебный план, а образовательная программа (включающая учебную и внеучебную деятельность) и задачи по ступеням.

Изменения в требованиях к условиям:

  • Появились требования к кадровому обеспечению (аттестация, повышение квалификации).

  • мониторинг образовательных достижений учащихся – как условие реализации образовательной программы.

  • финансово-экономическое обеспечение (НСОТ, учет внеучебной работы) – ответственность ОУ.

  • Перечни учебного оборудования для общеобразовательных учреждений

  • аттестационные листы или карты каждого учебного кабинета,  на основании которых можно  проводить оценку предметных кабинетов не только по показателям полноты комплекта оборудования, но и по параметрам эргономико-дидактической приспособленности материальных условий кабинета к реализации ГОС.

  • Перечни необходимых информационных  ресурсов, в том числе ИКТ.

Изменения в требованиях к результатам обучения:

  • Результаты: предметные, надпредметные и личностные. Оценка надпредметных умений.

  • Оценка результатов в зоне ответственности школы.

  • Результаты с учетом возраста.

1. Переход на новые образовательные стандарты

От стандартов, содержащих подробный перечень тем по каждому предмету, обязательных для изучения каждым учеником, будет осуществлен переход на новые стандарты - требования о том, какими должны быть школьные программы, какие результаты должны продемонстрировать дети, какие условия должны быть созданы в школе для достижения этих результатов.

В любой образовательной программе будет две части: обязательная и та, которая формируется школой. Чем старше ступень, тем больше возможности выбора. Новый стандарт предусматривает внеаудиторную занятость - кружки, спортивные секции, различного рода творческие занятия.


Результат образования - это не только знания по конкретным дисциплинам, но и умение применять их в повседневной жизни, использовать в дальнейшем обучении. Ученик должен обладать целостным социально-ориентированным взглядом на мир в его единстве и разнообразии природы, народов, культур, религий. Это возможно лишь в результате объединения усилий учителей разных предметов.

В школе должны быть созданы кадровые, материально-технические и другие условия, обеспечивающие развитие образовательной инфраструктуры в соответствии с требованиями времени. Финансовое обеспечение будет построено на принципах нормативно-подушевого финансирования ("деньги следуют за учеником"), переход на которое планируется завершить во всех субъектах Российской Федерации в ближайшие три года. При этом средства будут поступать и в муниципалитеты, и в каждую школу по нормативу независимо от форм собственности.

Чтобы работа по стандартам была эффективной, предстоит развивать систему оценки качества образования. Нужна независимая проверка знаний школьников, в том числе - при их переходе из 4-го в 5-й и из 9-го в 10-й классы. Механизмы независимой оценки могут создаваться силами профессионально-педагогических союзов и ассоциаций. Россия будет продолжать участвовать в международных сравнительных исследованиях качества образования, создавать методики сопоставления качества образования в различных муниципалитетах и регионах.

Уже в 2010 году вводятся новые требования к качеству образования, расширен список документов, характеризующих успехи каждого школьника. Единый государственный экзамен должен оставаться основным, но не единственным способом проверки качества образования. Кроме того, используется мониторинг и комплексная оценка академических достижений ученика, его компетенций и способностей. Программы обучения старшеклассников будут увязаны с дальнейшим выбором специальности.

^ Основные общеобразовательные программы.

Основные общеобразовательные программы делятся на три группы: начального, основного и полного (среднего) образования. Проекты примерных общеобразовательных программ сделаны. Это интегрированные документы.

Основная общеобразовательная программа состоит из нескольких частей: пояснительной записки, характеристики целей образования для данной ступени общего образования (начального, основного, среднего (полного), базисного учебного (образовательного) плана; фундаментального ядра содержания; примерных программ по отдельным учебным предметам; программ формирования универсальных учебных действий; рекомендаций по оценке учебных достижений учащихся; программы воспитания и социализации.

Школы могут включать в образовательные программы дополнительные компоненты, которые отражают интересы регионов, потребности личности, образовательного учреждения. Освоение или не усвоение этих программ будет основой для получения документа об образовании.

Важной частью основной общеобразовательной программы является ^ Базисный учебный (или образовательный) план. Он состоит из инвариантной и вариантной частей. В первой части определенны: максимально допустимый объем аудиторной учебной нагрузки; общий объем нагрузки; общий объем нагрузки, которая будет финансироваться из бюджета; состав учебных предметов и время, отводимое по классам и годам обучения.

В вариантной части базисного учебного плана, которая регламентирует количество часов, отводимых на обеспечение интересов и запросов учащихся, предусмотрен раздел «Внеурочная деятельность».

Инвариантная часть базисного учебного плана в начальной и основной школе составляет примерно 65%, а на вариантную часть отводится 35%. В старшей школе соотношение иное. Инвариантная часть составляет 35%, а вариантная – 65%.

Одной из составных частей основных общеобразовательных программ является Фундаментальное ядро общего образования. В нем фиксируются основополагающие элементы научного знания методологического, системообразующего и мировоззренческого характера, а также универсальные учебные действия. Фундаментальное ядро общего образования разработано по русскому языку и иностранным языкам, литературе, географии, истории, обществознанию, математике, физике, химии и биологии.

Под универсальными учебными действиями понимают обобщенные способы действий, открывающие широкую ориентацию учащихся в различных предметных областях. Это те самые способы деятельности, которые формируются и в отдельном предмете, и всей их совокупностью.

Все это содержится в особом документе – программе формирования универсальных учебных действий. Это примерная программа, она имеет рекомендательный характер. Изучив ее, учитель может понять, какой вклад вносит его предмет в формирование универсальных учебных действий. В программе они прописаны, структурированы. Это важно было сделать: все понимали, что формировать универсальные учебные действия необходимо. Но желаемого результата получить, пока не удается.

Об этом свидетельствуют результаты последних международных исследований TIMSS и PISA. Они показали, что российские школьники на высоком уровне овладевают предметными умениями, тогда как формирования общеучебных умений не происходит в должной мере. Казалось бы, они должны сформироваться, если в каждом школьном предмете этому уделяется внимание. Но какой-то завершающей точки в этом процессе не ставиться.

Программа формирования универсальных учебных действий создана с тем, чтобы объединить все, что делается в отдельных учебных предметах в этом направлении. Все-таки вне предмета универсальные учебные действия не сформируешь. Понимая их общий характер, учитель каждого предмета на конкретном содержании может реализовать эти рекомендации с учетом специфики предмета.

^ Концепция модернизации образования: сегодняшние результаты

В последние годы правительство сделало ряд существенных шагов, предложенных в рамках Концепции модернизации российского образования. Их целью является повышение качества, расширение доступа и повышение экономической эффективности образования. Были разработаны и внедрены федеральные стандарты общего образования, новое поколение стандартов профессионального образования. Через разработку единых стандартов и подходов к оценке учащихся и образовательных учреждений министерство сделало попытку не допустить того, чтобы в результате децентрализации возросло неравенство в образовательных результатах. В средней школе в качестве эксперимента вводятся гибкие программы профильного обучения. Обновлению содержания школьного образования способствовала либерализация рынка учебников. Подготовлена программа модернизации системы подготовки педагогических кадров, учитывающая многие стрессы, которым подвержены учителя и система образования в целом. Кроме того, внедрение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в образование является позитивным шагом на пути к обеспечению более равного доступа к качественному образованию.

^ 2. Качество и востребованность: образование для глобального общества, основанного на знаниях. Доступ к высококачественному среднему образованию является необходимым условием для успешности дальнейшего образования и подготовки к выходу на рынок труда. Необходимы срочные меры, направленные на повышение качества образования, если ставится цель – дать возможность всем россиянам приобрести знания, навыки и выработать компетентности, необходимые для преуспеяния в мире, который все больше зависит от новых технологий и оперативного обмена информацией.

Однако постановка задачи «повышения качества» (как это сделано в Концепции модернизации) может оказаться абстрактной и даже бессмысленной, поскольку отсутствует его точное определение, хотя некоторые характеристики качества могут быть измерены (и измеряются) по целому ряду показателей. Нам кажется, что необходимо сконцентрироваться на конкретных аспектах качества, например, актуальности и значимости образования для потребностей современной экономики и общества; ориентации образования на гибкость, самостоятельность, инициативность и инновационность выпускников. Но и эти понятия определить непросто. Например, востребованность не является устойчивой характеристикой образования: в быстро меняющейся обстановке невозможно прогнозировать, что будет и что не будет востребовано в более отдаленной перспективе через десять или даже через пять лет. Во-первых, высококачественная система образования направлена на достижение долгосрочных эффектов (результатов), отражающих не столько сегодняшние, сколько прогнозируемые потребности меняющегося общества. Во-вторых, для достижения нового качества организация образования и структура управления образованием должны сами по себе отражать основные характеристики новой экономики и общества, основанного на знаниях, – она должна быть гибкой, инновационной и способной быстро воспринимать происходящие перемены. В-третьих, в осуществлении стратегии модернизации нужно переходить от лозунгов о политике обеспечения качества к действиям по реализации этой политики, а, следовательно, к конкретным ориентирам.

^ Необходимость обновления содержания общего среднего образования (стандарты и оценивание) В течение нескольких последних лет была проведена большая работа по модернизации российских общеобразовательных школ, однако многие проблемы остаются нерешенными. Прежде всего, следует отметить, что в настоящее время система не ориентируется на конкретные результаты – долгосрочные эффекты обучения. Это и обуславливает неспособность системы к продуктивным изменениям. К этой основной проблеме прибавляются три усугубляющих ее более конкретных недостатка:

1) отсутствие четкой и понятной связи между учебными программами, стандартами и педагогической практикой и долгосрочными эффектами (результатами) обучения;

2) в учебных программах, стандартах и педагогической практике недостаточно отражены современные представления о том, какие образовательные результаты являются востребованными экономикой, основанной на знаниях, и гражданским обществом;

3) педагогические кадры не готовы к обеспечению образовательных результатов в смысле развития новых навыков и способностей, необходимых России на современном этапе социально-экономического развития.

Проблемы

Нет тесной связи между образовательными стандартами и конкретными ожидаемыми результатами общего образования. За последние 10 лет Министерством образования были затрачены значительные средства на обновление школьных учебных программ и разработку новых стандартов. Результаты этих усилий неутешительны – так и не удалось получить стандарты, ориентированные на достижение современных образовательных результатов и социальных эффектов. Даже в структуре недавно утвержденных стандартов (март 2004 г.) отражены устаревшие подходы: стандарт базируется на описании учебного материала по предметам и темам, а не на системе требований к ожидаемым достижениям учащихся.

В большинстве стран стандарты строятся, прежде всего, исходя из ожидаемых результатов (знания и компетентности, приобретенные к концу каждого этапа обучения, а также социальные эффекты). Затем на базе этих стандартов устанавливаются рамки для разработчиков оценочных материалов. Напротив, авторами недавно принятых российских стандартов на первое место выносится изложение содержания программ обучения и отсутствует достаточно подробное определение ожидаемых результатов. При таком подходе обучение ориентировано на простое предоставление учителем информации ученику. Таким же принципом руководствуются при составлении учебников, по-прежнему исходя из того, что учебники являются единственным источником знаний. Их авторы обращают мало внимания на разработку материалов для оценки достижений учащихся и самооценки.

Учебные программы, стандарты и педагогическая практика в школах недостаточно отражают современные представления о том, какого рода образовательные результаты являются востребованными современной экономикой и гражданским обществом. Недостаточно поменять структуру стандартов и поставить на первое место ожидаемые результаты, если они отражают устаревшие цели и задачи. В реальной философии российского школьного образования главная роль отводится разносторонней (энциклопедической) информации, тогда как в большинстве развитых стран акцент делается на приобретение навыков и на развитие прикладных умений и мышления. Это одна из причин того, что выпускники российских школ по-прежнему демонстрируют высокий уровень теоретических знаний и развитую способность решать типовые задачи, но часто оказываются гораздо менее подготовленными к применению теоретических знаний в реальных жизненных ситуациях для решения нестандартных задач. (Хотя российские учащиеся продолжают показывать относительно высокие результаты в последовательно проводимых (1995–1999–2003 гг.) исследованиях по оценке качества математического и естественно-научного образования (ТIMSS), результаты, полученные в 2000 году международной программой ОЭСР по оценке учебных достижений учащихся (РISA), свидетельствуют о том, что система образования выпускает учащихся, не имеющих навыков, необходимых в реальных жизненных ситуациях. Среди 31 страны, участвующих в программе РISA 2000 г. (27 стран ОЭСР плюс Бразилия, Латвия, Лихтенштейн и Российская Федерация), российские учащиеся в возрасте 15 лет заняли лишь 27-е место по грамотности в области чтения, 26-е – по естественно-научной и 22-е место по математической грамотности.)

Педагогические кадры не готовы к развитию новых навыков и способностей. Большинство педагогов проходят обучение в педагогических университетах, в учебных программах которых редко прослеживается связь с современными представлениями о психологии обучения, правильном определении и исправлении ошибок учащихся. В них слабо представлены способы мониторинга и умения по-новому взглянуть на свою педагогическую деятельность исходя из результатов обучения. Стандарты подготовки педагогов носят негибкий и консервативный характер и не предусматривают достаточного объема практических занятий (в реальном учебном процессе) по сравнению со многими другими странами. Не случайно наиболее распространенным среди учителей объяснением проблем конкретных учащихся является «недостаток способностей», а не слабость методов обучения. Подготовка педагогов, повышение квалификации и переподготовка кадров недостаточно тесно связаны между собой, а возможности, позволяющие учителям делиться профессиональным опытом (профессиональные объединения, общение через публикации в прессе, конференции, информационные бюллетени, интерактивные ресурсы и др.), развиты очень слабо. Педагогам как профессиональной группе не хватает внутренних контактов и взаимодействия для оказания поддержки друг другу в совершенствовании своей практической работы. Слабо развита государственная поддержка педагогических инноваций, рождающихся в школах.

Рекомендации

Что же нужно для того, чтобы общее образование в России стало более ориентировано на результаты?

Во-первых, необходимы стандарты нового поколения. Замечательной новостью является тот факт, что министерство намерено разрабатывать стандарты, ориентированные на компетентность, построенные с акцентом на достижение результата. Такие стандарты помогут ориентации всей школьной системы на развитие ключевых компетентностей, знаний и навыков, необходимых обществу в условиях современной экономики. Стандарты нового поколения смогут отчасти служить ответом на растущую обеспокоенность по поводу подготовки российских учащихся к реальной жизни (воспитание) и способствовать преодолению давнего различия между обучением (преподаванием учебных предметов) и воспитанием (передачей навыков и ценностей, связанных с реальной жизнью).

Разработка новых стандартов должна строиться на консультациях с педагогами-практиками, работодателями и представителями послешкольного образования. Она должна предусматривать глубокое переосмысление содержания российского школьного образования. Это потребует значительных усилий, направленных на наращивание потенциала, поскольку в настоящее время большинство специалистов по разработке учебных программ проходили обучение в рамках другой традиции и им трудно переносить акцент с формирования «содержания учебных материалов» на развитие компетентностей. Для этого необходимо проведение широких исследований и пилотных проектов. Осуществление таких изменений дело нелегкое: научным работникам необходимо освоить новые способы определения желаемых эффектов и новые способы их описания, чтобы довести их смысл до педагогов, а также новые способы коррекции учебных программ по результатам мониторинга.

Во-вторых, на базе стандартов нового поколения должна осуществляться разработка учебных материалов по основным предметам (в т.ч. учебников) и методик преподавания. В этой работе можно и нужно использовать существующие прогрессивные модели (например, развивающее обучение), сложившиеся под прямым воздействием классической российской педагогической психологии. Следует более глубоко отражать эти модели в учебных планах, материалах и информационных и коммуникационных ресурсах, используемых педагогами в повседневной работе, и обеспечить учителей вспомогательными методическими материалами по их практическому использованию. Прагматичный подход к решению столь амбициозной задачи может вначале строиться на выборе ограниченного числа школьных предметов, качество преподавания которых вызывает особую обеспокоенность, например социальные науки или технология.

В-третьих, помимо выпускных экзаменов в школе, например ЕГЭ, должна проводиться систематическая оценка уровня компетентности учащихся, способствующая их развитию на протяжении всего периода обучения в школе и позволяющая на ранних стадиях определять проблемы и предлагать целенаправленную помощь в их решении. Кроме того, необходимо изменить сдаваемые в настоящее время экзамены по окончании 9 класса, ориентировать их на измерение компетентностей и подготовку учащихся к переходу в профильную старшую школу.

Хотя введение ЕГЭ является серьезным успехом, он сам по себе не может обеспечить своевременную надежную информацию об учебных достижениях и качестве образования, необходимую не только учащимся, родителям и педагогам, но и школам и управленцам всех уровней. Кроме того, ЕГЭ пока еще находится в стадии эксперимента и нуждается в правовом закреплении, прежде чем его можно будет считать одним из стабильных элементов российской системы образования.

В-четвертых, следует наладить систематический сбор и анализ данных о реальных результатах и долгосрочных социальных эффектах образования. Нужно разработать более совершенные показатели (вместе с организациями-работодателями и учреждениями послешкольного образования), а также инструменты их оценки (нужно использовать более сложные современные инструменты, чем ЕГЭ). Углубленный анализ результатов международных сравнительных исследований, например РISA, ТIMSS и РIRLS, также даст возможность получить представление о соответствующих сильных и слабых сторонах российского образования. Результаты этих исследований уже вызвали широкое профессиональное обсуждение и во многом поспособствовали переосмыслению подходов к развитию образования. Дальнейшее участие в международных сравнительных исследованиях представляется крайне важным для определения направлений образовательной политики и успешной интеграции России в современное образовательное пространство.

Конечно, долгосрочные эффекты образования зависят не только от школы, но и от социальных, экономических, демографических, культурных и географических факторов. Очевидно, при выборе показателей следует учитывать весь этот комплекс, хотя это очень сложная задача. Конечной задачей должно быть формирование комплексной национальной системы мониторинга качества образования с использованием самых разнообразных показателей и систем измерения.

В-пятых, важнейшей задачей остается развитие человеческого потенциала. Нужна не косметическая перелицовка концепций педагогического образования, а такое развитие этой системы, которое позволит ей готовить педагогов, ориентированных на достижение образовательных результатов. Педагогические работники должны уметь строить систему требований к результатам обучения и помогать учащимся достигать требуемых показателей. И именно эти умения следует оценивать при прохождении практики в школе будущими учителями и при аттестации действующих педагогов. Учителя, директора школ и представители региональных органов власти должны научиться собирать и использовать информацию о результатах своей деятельности для улучшения учебного процесса.

Для этого подготовка и повышение квалификации педагогических работников должны быть более гибкими. При аттестации педагогических вузов и институтов повышения квалификации следует уделять больше внимания главному показателю – насколько учителя способны изменить учение школьников (вместе с ними добиться желаемого эффекта), а не учебной программе педагогических учебных заведений. При этом педагоги должны научиться работать не только с потенциальными победителями олимпиад, но и с учащимися с особыми потребностями, а также с теми, чья учеба была прервана или носит неровный характер из-за хронического заболевания, семейных неурядиц, психологического стресса и других «чрезвычайных обстоятельств». Наращивание потенциала предусматривает также подготовку специалистов по созданию оценочных материалов и разработке учебных программ по основным предметам для того, чтобы выйти в этих областях на уровень ведущих мировых компаний. Возможно, необходимо направить больше ресурсов на переподготовку и повышение квалификации учителей, так как педагогические вузы довольно консервативны и лишь небольшая часть их выпускников идет на работу в школу.

В-шестых, для повышения ответственности школы за результаты ей необходима самостоятельность в принятии решений и реализации стратегии. Существует опасность того, что «установление порядка» и введение избыточного внешнего контроля качества в российское образование скажутся на уникальном характере российской инновационной педагогики, строящейся на самостоятельности и творческих способностях учителей. Следует принять специальные меры для обеспечения поддержки и инноваций и налаживания обмена передовыми практическими методами.




Похожие:

«Наша Новая Школа» iconСодержание Введение I. Паспорт Программы развития школы II. Информационная справка о школе
В соответствии с Национальной образовательной инициативой «наша новая школа» главным результатом школьного образования должно стать...
«Наша Новая Школа» iconПрограмма развития по реализации национальной образовательной инициативы «наша новая школа»
По реализации национальной образовательной инициативы «наша новая школа» в муниципальном общеобразовательном учреждении «средняя...
«Наша Новая Школа» iconКак обучение сделать здоровье сберегающим в национальном проекте «Наша новая школа»
В национальном проекте «Наша новая школа» отмечается, что именно в школьный период формируется здоровье человека на всю последующую...
«Наша Новая Школа» iconО плане первоочередных действий на 2010 год по модернизации общего образования, направленных на реализацию инициативы "Наша новая школа"
В текущем году завершается реализация Концепции модернизации российского образования, принятая в 2001 году. Национальная образовательная...
«Наша Новая Школа» iconСводный доклад муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №8 станицы Новопластуновской «О результатах реализации Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»
Информация о выполнении регионального плана первоочередных действий по реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая...
«Наша Новая Школа» icon"Саморазвивающаяся система профильного образования в условиях реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»"
Н. Б. Антоничевой, зам директор по увр моу «Гимназия №4 им. А. С. Пушкина», Почётного работника образования РФ «Результаты экспериментальной...
«Наша Новая Школа» iconДоклад муниципального образования Абинский район «О результатах реализации Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» за 2010-й год»
I. Информация о выполнении плана первоочередных действий по реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»...
«Наша Новая Школа» iconИзменения в системе начального образования Одним из направлений национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»
Одним из направлений национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», утвержденной президентом России Д. А. Медведевым,...
«Наша Новая Школа» iconМетодическая тема школы на 2010-2011 учебный год: «Реализация основных направлений национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»»
«Реализация основных направлений национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»»
«Наша Новая Школа» iconРаспоряжение от 11января 2011 г. №2-р ст. Павловская о плане действий по модернизации общего образования, направленных на реализацию национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» в муниципальном образовании Павловский район на 2011-2015 годы
«Наша новая школа» в Краснодарском крае на 2011-2015 годы» в муниципальном образовании Павловский район
«Наша Новая Школа» icon"Саморазвивающаяся система профильного образования в условиях реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»"
Саморазвивающаяся система профильного образования в условиях реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»,...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов