Модульная технология обучения icon

Модульная технология обучения



НазваниеМодульная технология обучения
страница1/4
Дата конвертации27.08.2012
Размер0.93 Mb.
ТипДокументы
  1   2   3   4

gif" align=left>


Модульная технология обучения.


«Страшная это опасность – безделие за партой, безделие месяцы, годы. Это развращает морально, калечит человека, и … ничто не может возместить того, что упущено в самой главной сфере, где человек должен быть тружеником, - в сфере мысли».

В. А. Сухомлинский.


В современных условиях в период возрастания объёма информации и знаний, накопленных человечеством мы, педагоги понимаем, что обучение подрастающего поколения, должно быть лично ориентированным, учитывающим способности, особенности учащегося. И практики, и теоретики понимают важность не только «наполнения» знаниями учащихся, но и вооружения их общими приёмами познания.

Однако в школе ещё сильны традиции коллективного обучения, при которых нельзя вести речь о личностно ориентированной направленности образовательного процесса. Возможность ученика раскрыть свои таланты, интересы в ходе самостоятельной научной работы (на достаточно высоком для школы уровне), несомненно, означает отказ от принципа всеобщей одинаковости.

По мнению М. Дональдсона, «нам доставляет наибольшее удовольствие, и мы с наибольшей готовностью вовлекаемся в те виды деятельности, которые воспринимаем как выбранные свободно. Мы не любим, чтобы нас контролировали, нам нравится самим контролировать себя. До тех пор, пока награда воспринимается как средство контроля нашего поведения, она будет снижать наш интерес и получаемое нами удовольствие. Конечно, мы можем упорно трудиться, чтобы добиться награды, и делать это до тех пор, пока надеемся на ещё большую награду, но вряд ли мы продолжим эту деятельность, когда награды не будет».

Большие возможности в реализации идей личностно ориентированного подхода в обучении представляется реализация системного подхода в управлении обучением через модульное построение педагогической технологии.

В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса.

Модульное обучение подчёркивает важность активного способа познания, т. е. метода, который побуждает обучаемых принимать на себя ответственность за знания. Процентное соотношение усвоения учебного материала хорошо демонстрирует эффективность эмпирического пути познания.

Эта пирамида предлагает различные способы подачи материала. Разнообразие предлагаемых методов делает процесс обучения более творческим, и позволяет многоплановое воздействие на обучаемого.



В настоящее время многие педагоги поняли, что нельзя строить обучение, стремясь как можно лучше наказывать за несделанное. Заставлять детей учиться безнравственно, да и бесполезно. Значит, надо организовать учение так, чтобы им учиться хотелось. Для оптимизации процесса обучения необходимо научить ученика организовать свою работу. Словом, реализовывать давно известный принцип, «деятельностного» подхода в обучении. Как доказал Л. С. Выготский, знания усваиваются только в ходе работы с этими знаниями.

Одним из средств, позволяющим добиться высоких результатов в обучении может быть модульное обучение.

Модульное обучение характеризуется изменением всего процесса обучения, затрагивающим содержание образования, методы преподавания и методы учения. Принцип модульности предполагает цельность и завершённость, полноту и логичность построения единиц учебного материала в виде блоков-модулей, внутри которых учебный материал структурируется в виде системы учебных элементов.

Модули можно вписать в любую систему обучения и тем самым усиливать её качество и эффективность. Данная система обучения гарантирует каждому ученику освоение стандарта образования и продвижение на более высокий уровень обучения.

Оно ориентировано прежде всего на активную учебную деятельность детей., освоение приёмов которой способствует быстрому и качественному усвоению содержания учебных предметов и развитию у учащихся всех «само-»- самопланирование, самоанализ, самоконтроль и т. д. По оценкам многих исследователей, модульное обучение позволяет сократить учебный курс дисциплины примерно на 30% без ущерба для полноты изложения и глубины усвоения материала. Отличие модульного обучения от других систем заложено в его существенных характеристиках:

  • Содержание обучения представляется в законченных самостоятельных комплексах;

  • Дидактическая цель формулируется для обучающегося и содержит в себе указание на объём изучаемого содержания и на уровень его усвоения;

  • Каждый ученик получает от учителя советы в письменной форме, как рациональнее действовать, где найти нужный учебный материал;

  • Меняется форма общения учителя и ученика, обучение переводится на субъект субъективную основу;

  • Ученик работает максимум времени самостоятельно, учится целеполаганию, самопланированию, самоорганизации, самоконтролю и самооценке. Это даёт ему возможность осознать себя в деятельности, самому определить уровень освоения знаний, видеть пробелы в них.

Основными мотивами в учебный процесс модульной технологии могут быть:

  • гарантированность достижения результатов обучения;

  • паритетные отношения учителя и учеников;

  • возможность работы учащихся в парах, в группах;

  • возможность общения с товарищами;

  • возможность выбора уровня обучения;

  • возможность работы в индивидуальном темпе;

  • раннее предъявление конечных результатов обучения;

  1. «мягкий контроль» в процессе освоения учебного материала.

В программу учебного модуля отбираются учебные элементы, которые, будучи представлены в целом и во взаимосвязи, образуют логическую структуру.

Под модулем понимается целевой, функциональный узел, в котором объединены учебное содержание и способы овладения этим содержанием. Иными словами, это план учебной деятельности ученика, который составляется учителем. Учитель в данном случае проектирует индивидуальную траекторию учащегося. В модульной программе прописываются цели обучения и последовательность изучения темы (урока). Приступая к разработке модульного урока необходимо помнить, что он должен занимать в идеале не менее двух академических часов, так как на подобном занятии необходимо определить исходный уровень знаний и умений учащихся по изучаемой теме, дать новую информацию и отработать учебный материал.

Составлению модуля занятия может помочь следующий алгоритм:

  1. Определение места модульного урока в теме.

  1. Формулировка темы урока.

  2. Определение и формулировка цели урока (в данном случае эта цель интегрирующая) и конечных результатов обучения.

  1. Подбор необходимого фактического материала.

  2. Отбор методов и форм преподавания и контроля.

  3. Определение способов учебной деятельности учащихся.

  4. Разбивка учебного содержания на отдельные логически завершенные учебные элементы и определение цели каждого из них.

Каждый учебный элемент - это шаг к достижению интегрирующей цели урока. Учебных элементов не должно быть много (максимальное количество- 7), но обязательны следующие:

УЭ-0 – определяет интегрирующую цель по достижению результатов обучения.

УЭ-1 – включает, как правило, задания по выявлению исходных знаний по теме; задания по овладению новым материалом, интеллектуальные разминки, графические диктанты, небольшие тесты, обсуждение эпиграфа к уроку

и т. д.

УЭ-n (где n-номер следующего учебного элемента) - включает выходной контроль знаний, подведение итогов занятия, выбор домашнего задания.

Модульные занятия отличаются от обычного урока тем, что они строятся в логике процесса усвоения знаний и представляют собой полный цикл познания, совпадающий по своей структуре с циклом учебной деятельности - описание, объяснение, проектирование (обычно же уроки строятся в такой логике: проверка домашнего задания, изучение нового материала, его закрепление, задание на дом). Элементы внутри модуля взаимозаменяемы и подвижны.

Начинается модульное занятие с определения целей деятельности учащихся.

Следующий этап в модульном занятии мотивация на усвоение содержания и учебную деятельность. Это различного рода интеллектуальные разминки, графические диктанты, небольшие тесты. Далее идёт информационный блок: содержание в виде рассказа учителя, лекции, фильмы, сообщений учащихся, чтении учебника или комбинаций этих компонентов. Далее - обработка материала: лабораторные работы, решения учебных задач, проблем, ответы на вопросы и др. На этом этапе используются «мягкие» формы контроля само- и взаимоконтроль.

Заканчивается модульное занятие экспертным контролем (контроль учителя), коррекцией знаний и умений. Особенность коррекции в модульном обучении заключается в том, что она проводится сразу же после контроля, на том же уроке, а не на следующем, как при традиционном обучении.

На каждом модульном занятии как обязательный элемент проводится рефлексия (оценка себя, своей деятельности). В конце каждого урока ученики возвращаются к целям занятия и оценивают степень их достижения и свою работу на уроке.

Домашнее задание зависит от качества работы на уроке. Если ученик отработал все учебные элементы, то для него домашнего задания нет. Если же в ходе классной работы допускались ошибки, то рекомендуется повторить тот или иной учебный материал.

Роль учителя - управление работой учащихся, а не контроль и давление, как это бывает зачастую. При такой организации урока я имею возможность общаться практически с каждым учеником, помогать слабым, поощрять сильных ребят.

Особенность и в том, что в ходе урока дети получают много оценок, которые выставляют только в тетради. При этом получается, что даже двойка перестаёт быть “приговором” для ученика. Получив неудовлетворительную оценку, ученик может самостоятельно дорабатывать материал и исправлять его. В журнал выставляется только оценка экспертного контроля.


Следует сказать и о проблемах связанных с внедрением данной технологии:

  • недостаточная подготовка учащихся к самостоятельной работе;

  • большие материальные затраты на ксерокопирование текстов модулей;

  • в ходе модульного занятия определяется исходный уровень знаний и умений учащихся, затем они получают информацию по изучаемой теме, отрабатывают учебный материал, в конце урока проводится контроль и коррекция знаний и умений, поэтому модульное занятие по времени проводится не менее чем за два обычных урока, а это - трудности с расписанием.

  • недостаточная подготовка учителей и их мотивация на освоение новых прогрессивных технологий.



^ МОДУЛЬ: ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА.



УЭ



Учебный материал с указанием заданий

Руководство по усвоению материала

УЭ-0

^ Интегрирующая цель: в процессе учебной работы над модулем вы должны: обобщить знания об основных функциях системы опоры и движения; выяснить химический состав костей; изучить типы соединения костей, особенности их роста в длину и толщину; совершенствовать приёмы учебной деятельности (классификация, обобщение, выделение существенных признаков) и навыки работы с микроскопом.



Внимательно прочтите цель урока.

УЭ-1

Цель: познакомиться с функциями и классификацией костей, самостоятельно изучить строение и свойства костей.

  1. Прочтите информацию, находящуюся на стр. 1 справочного материала о функциях опорно-двигательной системы и классификации костей.

  2. Используя рисунок 18 и § 10, изучите строение костей.

  3. Рассмотрите микропрепарат «костная ткань» и обратите внимание на расположение костных пластинок и костных клеток. Сделайте вывод о значении такого строения кости.

  4. Ответьте на вопросы:

    • Какое строение имеет кость?

    • Чем губчатое вещество кости отличается от плотного вещества по строению?

    • Чем кость покрыта снаружи?

    • Какая часть кости обеспечивает питание и рост в толщину?

    • Какие особенности строения трубчатых костей уменьшают их массу?

Запишите в свою тетрадь дату и название темы урока.

Работайте индивидуально.


Зарисуйте строение кости в тетрадь, используя стр. 18 учебника.


Работайте вместе с классом.

УЭ-2

Цель: выяснить, как химический состав костей определяет их свойства, познакомиться с типами соединения костей и строением сустава.

  1. Найдите в справочном материале на стр. 3 описание опыта 1 «Прокаливание кости», объясните его результаты и ответьте на вопросы:

    • Почему прокалённая кость становится хрупкой?

    • Какие вещества придают костям прочность?

  1. На этой же стр. найдите описание опыта 2 по обнаружению органических веществ и ответьте на вопросы:

    • Что происходит с костью, помещённой в соляную кислоту?

    • Почему такую кость можно завязать узлом?

    • Какие вещества придают костям гибкость?

  1. Рассмотрите табл. 1 на стр. 3 справочного материала.

  2. Соотнесите тип соединения костей с местом, где существует такое соединение.

  3. Прочтите статью «Типы соединения костей» (стр. 59 учебника).

    Типы соединения костей

    Места соединения костей

    1. неподвижное



    1. Полуподвижное



    3.подвижное (сустав)

    ______________



    а) соединение между крестцовыми позвонками.

    б) соединение между предплечьем и плечом.

    в) соединение между грудными позвонками.

    г) соединение бедренной кости с тазовой костью.

    д) соединение между костями мозговой части черепа.

    е) соединение между кистью и предплечьем.

    ж) соединение между голенью и стопой.

  4. Зарисуйте схему строения сустава и укажите на рисунке суставную впадину, суставную головку, суставную сумку.

  5. Ответьте на вопросы:

  • Какая особенность строения сустава обеспечивает скольжение головки во впадине при движении в суставе?

  • Какая часть сустава уменьшает трение головки кости в суставной впадине?



Пользуйтесь учебником.


Работайте индивидуально или парами


Вместе с классом.

Пользуйтесь учебником, записями в тетради.



УЭ-3

Цель: закрепить знания, полученные при работе с модулем.

  1. Возьмите тест у учителя и выполните его.

  2. Проверить правильность выполнения по ключу.



Индивидуально, самостоятельно.

Ключ у учителя.

УЭ-4

Подведение итогов урока.

  1. Прочтите интегрирующую цель урока.

  2. Достигли ли вы цели урока? В какой степени?

  3. Оцените свою работу на уроке: «отлично», «хорошо», «плохо».

  4. Выберите домашнее задание в зависимости от того, как успешно вы работали на уроке.

    • Выполнил все УЭ на «5» - можешь выполнить творческое задание;

    • В работе встретил трудности, оценки «4» и «3» - повторить учебный материал по записям в тетради и учебнику;

    • Работать было трудно – ещё раз проработать материал модуля.

Творческое задание: 1. Составить кроссворд, ребус, головоломку.

2.Сочинить биологическую сказку, стих.

3. Написать реферат.



Индивидуально.

Вместе с классом.

Выпишите подходящее слово на поля.


См. ниже.


Можно выбрать одно или два задания.

Срок 10-14 дней.

^ СПРАВОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ К МОДУЛЮ

« СТРОЕНИЕ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМЫ»

ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ФАКТЫ



  • Термин скелет произошёл от греческого слова «скелетос», что означает высушенный, так как в древней Греции он применялся к мумиям.

  • Масса скелета человека составляет 11 кг.

  • В состав скелета входит 218 костей. Из них 86 – парных.

  • За счёт уплощения межпозвоночных хрящей рост человека к вечеру уменьшается на 1,5 см..

  • Ряд веществ, входящих в состав костей (кальций, фосфор, лимонная кислота и др.) легко вступают в обменные реакции и таким образом участвуют в поддержании постоянства крови.

  • Кость твёрже кирпича в 30 раз, гранита – в 2.5 раза. Она прочнее дуба и почти так же прочна как чугун.

  • Развитие скелета мужчины заканчивается к 20 – 24 годам, у женщин на 2 – 3 года раньше. Окостенение заканчивается раньше при пониженной функции желёз внутренней секреции.

  • В организме человека свыше 230 суставов.



^ ФУНКЦИИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ


Схема 1

Опорно-двигательный аппарат



Участие в обмене веществ

Опора и движение


Кроветворение – красный костный мозг


- 2 –


^ КЛАССИФИКАЦИЯ КОСТЕЙ

Табл. 1



Тип костей

Виды костей

Примеры

Трубчатые

Длинные


Короткие

Бедренная, плечевая, предплечье, голень.

Кисть, стопа.

Губчатые

Длинные

Короткие

Рёбра, грудина.

Позвонки, запястье, предплюсна

Плоские

-

Лопатка, кости таза, мозговой отдел черепа.

Смешанные

-

Височные, кости основания черепа.



^ СТРОЕНИЕ КОСТИ


Кость – это обызвествлённая соединительная ткань, состоящая из клеток, погружённых в твёрдое основное вещество.

Костные клетки – остеоциты – находятся в лакунах, распределённых по всему основному веществу.

Строение костей специально приспособлено к тому, чтобы выдержать деформацию сжатия и сопротивляться растягивающим нагрузкам.

Схема 2

^ ХИМИЧЕСКИЙ СОСТАВ КОСТЕЙ


Неорганические Органические

(Карбонаты и фосфаты кальция, 20% воды) (белки – оссеин и коллаген)


Примерно 30 % основного вещества образовано органическими соединениями, а остальные 70% - неорганическими.

Значение неорганических и органических веществ легко выяснить, проделав простые опыты.


^ ОПЫТ 1: Прокаливание кости. Если долго прокаливать кость, то из неё удаляется вода, а органические вещества сгорают. Когда это делается осторожно, кость не теряет своей формы, но становится настолько хрупкой, что при прикосновении рассыпается на мелкие, твёрдые частицы, состоящие из неорганических веществ. Таким образом: неорганические вещества придают костям твёрдость.


ОПЫТ 2: Если кость выдерживать в течение суток в 10%-ом растворе соляной кислоты, то неорганические вещества растворятся. Кость становится гибкой, что её можно завязать узлом. Таким образом: органические вещества придают костям гибкость и упругость.


Твёрдость + гибкость + упругость = прочность


Табл. 2

^ СОЕДИНЕНИЕ КОСТЕЙ



Соединение

Примеры

Неподвижное


Полуподвижное


Подвижное (суставы)

  • Шарнирное

  • шаровое

Соединение костей черепа (кроме нижней челюсти), таза с крестцом.

Соединение тел шейных, грудных, поясничных позвонков.


Коленный сустав, локтевой сустав.

Тазобедренный сустав, плечевой сустав.




^ Контрольный тест по теме: «Опорно-двигательная система».



  1. Рост костей происходит:

а) рефлекторно;

б) под влиянием гормонов гипофиза;

в) рефлекторно и под влиянием гормонов;

г) в зависимости только от количества и качества пищи.

  1. По какому признаку можно отличить кость молодого человека от костей старика:

а) в молодых костях выше содержание оссеина (органического вещества);

б) в молодых костях выше содержание солей;

в) в молодых костях меньше органических веществ;

г) нет правильного ответа.

  1. Функцию питания и роста кости выполняет:

а) губчатое вещество;

б) жёлтый костный мозг;

в) надкостница;

г) красный костный мозг.

  1. Поддержание постоянства внутренней среды организма обеспечивается:

а) способностью к росту;

б) прочностью костей;

в) соединением костей;

г) способностью костной ткани выделять в кровь ионы солей.

  1. К плоским костям относятся:

а) рёбра, лопатка;

б) лучевая и локтевая кости;

в) большая и малая берцовые кости;

г) ключица

  1. Гибкость позвоночника обеспечивается:

а) подвижным соединением позвонков;

б) полуподвижным соединением позвонков;

в) его длиной и изгибами;

г) всем перечисленными особенностями.

  1. Полностью процесс окостенения скелета заканчивается:

а) к 15 годам; б) к 25 годам; в) к 30 годам; г) к старости.

  1. Кости образованы:

а) только межклеточным веществом;

б) эпителиальной тканью;

в) соединительной тканью;

г) разными тканями.

  1. Упругость кости придают органические вещества:

а) оссеин;

б) лизоцин;

в) актин;

г) актолиозин.

  1. Плечевой сустав образован костями:

а) плечевой и ключицей;

б) ключицей и лопаткой;

в) лопаткой и плечевой;

г) плечевой, ключицей и лопаткой.


^ МОДУЛЬ: ЖИРЫ



№ УЭ


Учебный материал с указанием заданий

Руководство по усвоению материала

УЭ-0

^ Интегрирующая цель: выполнив задания модуля, вы должны: знать состав, строение и свойства жиров; углубить знания о биологической роли жиров в и их усвоении организмом человека; получить представления о мылах и других моющих средствах.

Внимательно прочтите цель урока, запишите в тетради число и тему модуля.

УЭ-1

Цель: усвоить знания о составе, строении, номенклатуре и классификации жиров.

  1. Изучите стр. 1,2 справочного материала.

  2. Ответьте на вопросы:

  • какие вещества относятся к жирам?

  • Какие кислоты называются жирными?

  • По каким признакам классифицируют жиры?

  • На какие группы делятся жиры:

-по составу

- по строению

-по происхождению.

3. Назовите изображённые вещества:

а) СН2-О-СО-С17Н33 б) СН2-О-СО-С17Н35


^ СН –О-СО-С17Н35 СН –О-СО-С17Н33


СН2-О-СО-С17Н33 СН2-О-СО-С17Н31


4. Изобразите структурные формулы следующих жиров:

а) трипальмитат;

б) олеодистеарат;

в) олеопальмитостеарат.

5.Оцените свою работу по пятибалльной системе:

«5» - все задания выполнены правильно.

«4» - допущены 1-2 ошибки, но выполнены все задания.

«3» - часто ошибался, выполнил все или половину заданий.

«2» - почти ничего не смог выполнить правильно.

«1» - вообще не выполнил задания.




Работайте вместе с классом.


Работайте индивидуально.


Оценку поставьте на полях тетради.

УЭ-2

Цель: изучить физические и химические свойства жиров, области из применения.

  1. Познакомиться со схемой 2 на стр. 3 справочного материала.

  2. Выполнить задание 1 на стр. 6 справочного материала.

  3. Рассмотрите области применения жиров на стр. 4 справочного материала

  4. Подготовьте ответы на вопросы:

  • На каких свойствах основано применения жиров?

  • В каких отраслях народного хозяйства применяют жиры?

  • Для получения каких веществ используют жиры?

5. Оцените свою работу по пятибалльной системе.

(критерии оценки см. в УЭ-1).


Работайте индивидуально.


Проверьте правильность выполнения у учителя.


Вместе с классом.


Оценку поставьте на полях.

УЭ-3

Цель: рассмотреть функции жиров в организме, как осуществляется их превращение в организме человека.

  1. Прочтите стр. 5 справочного материала.

  2. Составьте цепочку превращения жиров в организме человека.

  3. Обсудите результаты работы с соседней партой. Сделайте вывод. Сравните свой результат с правильным у учителя.



Схему 3 перенесите в тетрадь

Работайте в парах.

УЭ-4

Цель: получить представление о мылах и синтетических моющих средствах.

  1. Изучите таблицу «Моющие средства» на стр. 5 справочного материала.

  2. Ответьте на вопросы:

  • Почему при стирке белья в жёсткой воде значительно увеличивается расход мыла?

  • В чём преимущества синтетических моющих средств по сравнению с обыкновенным мылом?

  1. Выполните задание 2 на стр. 6 справочного материала.






Работайте индивидуально.


Вместе с классом.


Правильность выполнения проверьте у учителя.

Оценку поставьте на полях.

УЭ -5

Цель: закрепить знания, полученные при работе с модулем.

1. Выполните тест на стр. 7 справочного материала.

2. Проверьте правильность выполнения по ключу.


Индивидуально, самостоятельно.

Ключ у учителя.

УЭ-6

Подведение итогов урока.

  1. Прочитайте интегрирующую цель урока.

  2. Достигли ли вы цели урока? В какой степени?

  3. Оцените свою работу на уроке:

«отлично», «хорошо», «плохо».

  1. Выберите домашнее задание в зависимости от того, как успешно вы работали на уроке.

    • Выполнил все УЭ на «5» - можешь выполнить творческое задание;

    • В работе встретил трудности, оценки «4» и «3» - повторить учебный материал по записям в тетради и справочному материалу;

    • Работать было трудно – ещё раз проработать материал модуля.

Творческое задание:

  1. Составить кроссворд, ребусы, головоломки.

  2. Сочинить химические сказки, стихи.

  3. Написать реферат.


Индивидуально.

Вместе с классом.


Подчеркните слово.


См. ниже.


Можно выбрать одно или два задания.

Срок 10-14 дней.


^ СПРАВОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ К МОДУЛЮ


ЖИРЫ


Жиры – это трижды сложные эфиры, образованные глицерином (трёхатомным спиртом) и высшими карбоновыми кислотами (жирными).


Общая формула: СН2-О-СО-R1

^ CH –O-CO-R2

CH2-O-CO-R3

Триглицерид

Жиры – это смеси триглицеридов.


Жирные кислоты:


- предельные СН15Н31СООН пальмитиновая. Образуют твёрдые жиры

СН17Н35СООН стеариновая животного происхождения.


- непредельные С17Н33СООН олеиновая. Образуют жидкие жиры

С17Н31СООН линолевая (масла) растительного

С17Н29СООН линоленовая происхождения.


В жиры входят остатки предельных и непредельных карбоновых кислот от С4 до С24. Обычно это кислоты нормального строения с чётным числом атомов углерода. В непредельных кислотах содержится от 1 до 6 двойных связей.


^ Номенклатура жиров.


По систематической номенклатуре жиры называют триацилглицеринами. У ацилов суффикс -оил..

Так, например: жир состава СН2-О-СО-С17Н31


^ СН - О-СО-С17Н31


СН2-О-СО-С17Н33

Имеет следующее названия: - 1,2-дилинолеил-3-олеоилглицерин;

Но в разных источниках можно встретить и другие названия жиров:

дилиноолеат, дилиноолеин.


- 2 –

^ КЛАССИФИКАЦИЯ ЖИРОВ


ЖИРЫ


по составу по строению по происхождению


простые смешанные жидкие твёрдые растительные животные


высыхающие полувысыхающие невысыхающие


Простые – если все кислотные остатки одинаковые.


Смешанные - если кислотные остатки разные.


^ Жидкие жиры - образованы главным образом непредельными карбоновыми кислотами. Жидкие жиры чаще всего растительного происхождения. Их называют маслами; известны и твёрдые растительные жиры (кокосовое масло).


^ Твёрдые жиры - образованы преимущественно предельными карбоновыми кислотами. Твёрдые жиры в большинстве случаев животного происхождения. Известны и жидкие животные жиры (рыбий жир).


^ Высыхающие масла содержат остатки кислот с 2 и более двойными связями (льняное, маковое, конопляное).


Полувысыхающие масла содержат 1-2 двойные связи (подсолнечное, соевое, хлопковое).


Невысыхающие масла содержат одну двойную связь (оливковое, пальмовое, арахисовое, касторовое, кокосовое).

- 3 -


^ ФИЗИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА ЖИРОВ


Жиры – жидкие, мазеобразные или твёрдые вещества, легкоплавкие, нерастворимые в воде, хорошо растворимы в неполярных растворителях (ацетоне, бензине, тетрахлорметане), плохо – в низших спиртах. Не имеют точки плавления, плавятся в интервале температур, так как представляют собой смеси разных молекул. Не кипят при обычных условиях, при высоких температурах разлагаются. Эмульгируются щелочами. Плотность жиров 1 г/ мл.


^ ХИМИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА ЖИРОВ


гидролиз гидролиз гидрирование полимеризация

в щелочной среде

(омыление)


пример Н2О NaOH H2 жиры

реагента


продукт СН2-ОН СН2-ОН СН2-О-СО-CnH2n+1

^ СН –ОН + 3НО-СОR1,2,3 СН –ОН + 3NaО-СОR1,2,3 CH –O-CO-CnH2n+1 олифы


СН2-ОН СН2-ОН CH2-O-CO-CnH

- 4 -


^ ПРИМЕНЕНИЕ ЖИРОВ




СВОЙСТВА


ПРИМЕНЕНИЕ


Растворитель витаминов и других жирорастворимых веществ.

Гидролиз и окисление в организме


Гидрирование жидких жиров


Полимеризация и окисление




  1. изготовление косметических средств (кремов, масок);

  2. приготовление лекарственных мазей.




  1. человеком в пищу как источник энергии;

  2. подкормка сельскохозяйственных животных (жиры сельдевых рыб, тюленей);

  3. в технике для получения стеарина, мыла, глицерина.


Сырьё для получения маргарина.


Основа высыхающих масляных красок, олифы.



^ ФУНКЦИИ ЖИРОВ В ОРГАНИЗМЕ


строительная (входит в состав клеточных

мембран).


энергетическая (1 гр. жира – 9 ккал. Q).

ЖИРЫ

защитная (теплорегуляция, механическая

защита органов).


запасающая (запас энергии и воды).

^ ПРЕВРАЩЕНИЕ ЖИРОВ В ОРГАНИЗМЕ


Жиры расщепляются в 12-типерстной кишке под действием ферментов липаз, входящих в секрет поджелудочной железы и в состав кишечного пищеварительного сока. Липазы гидролизуют жиры. Желчь способствует эмульгированию жиров, что увеличивает поверхность соприкосновения жиров с ферментами.

В тонком кишечнике глицерин и жирные кислоты попадают в кишечные ворсинки. Здесь они вновь соединяются друг с другом и образуют новые жиры, свойственные только организму человека. Эти жиры попадают в лимфу и далее разносятся кровью ко всем органам и тканям.

Часть жиров идёт на построение мембран клеток. Часть расщепляется до конечных продуктов - углекислого газа и воды. Часть жиров откладывается в запас. Отложение жира происходит в подкожной клетчатке, в области почек и других местах. Эти запасы используются при недостатке питания.


^ МОЮЩИЕ СРЕДСТВА


При омылении жиров, образуются глицерин и мыла – натриевые или калиевые соли высших карбоновых кислот.


ВИДЫ

СВОЙСТВА

1. Мыло (твёрдое) – натриевые соли высших жирных кислот.

Мыла, образованные сильными основаниями слабыми кислотами, подвергаются гидролизу:

С17Н35СОО- + Na+ + H2O C17H35COOH + Na+ + OH-

Образовавшаяся щёлочь эмульгирует, частично разлагает жиры и освобождает прилипшую грязь. Карбоновые кислоты с водой образуют перу, которая захватывает частицы грязи. Если вода жёсткая, то мыло не пенится, так как образуется нерастворимые соли:

2 С17Н35СООNa + Ca(НСО3)217Н35СОО)Са +2 NaHCO3

стеарат кальция



2. Жидкое мыло – калиевые соли высших жирных кислот.

Калиевые соли по сравнению с натриевыми лучше растворимы в воде и поэтому обладают более сильным моющим действием.

3. Синтетические моющие средства – натриевые соли кислых сложных эфиров высших спиртов и серной кислоты.

Преимущество синтетических моющих средств заключается в том, что их кальциевые соли растворимы в воде. Поэтому в отличие от обычного мыла они не утрачивают моющее действие и в жёсткой воде.


^ ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ


1. Допишите уравнения реакций.


  1. СН2-О-СО-С17Н35

t

СН –О-СО-С17Н35 + 3 Н2О


СН2-О-СО-С17Н33


  1. 2-О-СО-С17Н33

t

СН–О-СО-С17Н35 + 3 NaOH


СН2-О-СО-С15Н31


  1. СН2-О-СО-С17Н33

Ni, t

СН–О-СО-С17Н33 + 3 Н2


СН2-О-СО-С17Н33


    1. Решить задачу.



Часто на футбольных и хоккейных матчах можно услышать крики: «судью на мыло!» Объясните с химической точки зрения, что предлагают сделать с судьёй кровожадные болельщики.


Сколько килограммов мыла можно получить из 5 кг соответствующего вещества? Для упрощения расчётов примем, что мыло – это стеарат натрия


^ КОНТРОЛЬНЫЙ ТЕСТ ПО ТЕМЕ « ЖИРЫ».


1 ВАРИАНТ 2 ВАРИАНТ


1. Какой из приведённых жиров жидкий? 1. Какой из приведённых жиров твёрдый?


а) СН2-О-СО-С17Н35 б) СН2-О-СО-С17Н33 а) СН2-О-СО-С17Н29 б) СН2-О-СО-С17Н35


^ СН –О-СО-С17Н35 СН –О-СО-С15Н29 СН –О-СО-С17Н33 СН –О-СО-С17Н35


СН2-О-СО-С15Н31 СН2-О-СО-С15Н31 СН2-О-СО-С17Н33 СН2-О-СО-С15Н31


2. Выбранный вами жир является: 2. Выбранный вами жир является:

а) простым; б) смешанным? а) смешанным; б) простым?


3. Какие кислоты могут входить в состав жиров?

а) только высшие карбоновые; б) в основном высшие предельные и непредельные карбоновые кислоты; в) бутановая кислота; г) неорганические кислородсодержащие.


4. С какими веществами реагирует жир, 4. В какие реакции могут вступать жидкие жи-

в состав которого входят остатки олеи- ры? а) окисления; б) гидрирования; в) гидро-

новой кислоты? а) водород; б) бромная лиза; г) присоединения галогенов.

вода; в) раствор гидроксида калия; г) вода.


5. С какой целью в промышленности про- 5. С какой целью жидкие жиры в промышлен-

мышленности проводят кислотный или ности переводят в твёрдые?

щелочной гидролиз жиров?

а) для получения мыла;

б) для получения глицерина;

в) для получения маргарина;

г) для получения олифы

.

6. Как называются ферменты, расщепляю- 6. В каком отделе пищеварительной системы

щие жиры: а) амилаза; б)желчь; в) липаза; происходит расщепление жиров?

г) протеаза. а) ротовая полость; б) желудок; в) тонкий

кишечник; г) толстый кишечник.

7. Укажите формулу твёрдого мыла: 7. Укажите формулу жидкого мыла:


а) C17H35COONa

б) C6H13COONa

в) (C17H35COO)2Ca

г) С15Н31СООК


8. Синтетические моющие средства представляют собой:


а) калиевые соли высших спиртов;

б) натриевые соли высших спиртов;

в) натриевые соли кислых сложных эфиров высших спиртов и серной кислоты;

г) калиевые соли высших карбоновых кислот.


^ МОДУЛЬ: СПИРТЫ. ПРЕДЕЛЬНЫЕ ОДНОАТОМНЫЕ СПИРТЫ.

УЭ


Учебный материал с указанием заданий

Руководство по усвоению материала

УЭ-0


^ Интегрирующая цель: выполнив задание модуля, вы должны: знать строение, номенклатуру и изомерию спиртов, уметь прогнозировать свойства спиртов на основе анализа их строения, закрепить знания о зависимости свойств органических веществ от их строения

Внимательно прочтите цель урока, запишите число и тему в тетрадь

УЭ-1

Цель: выяснить первоначальный уровень знаний о спиртах.

  1. Выполните тестовые задания:

1. Соединения, в которых углеводородный радикал связан с гидроксильной группой, называются:

а) спиртами;

б) альдегидами;

в) эфирами.

2. Общая формула предельных одноатомных спиртов:

а) CnH2n+2OH

б) СnH2n+1OH

в) Сn H2nOH

3. К многоатомным спиртам относятся:

а) метанол;

б) пентанол;

в) глицерин.

4. В названии спиртов имеется суффикс:

а)- он; б)- ол; в)- аль.

5. Спирт, структурная формула которого

СН3 – СН СН2 СН2 – СН СН ОН

СН3 СН3 СН3

Называется:

а) 1,2,5-триметилгексанол-2

б) 3, 6-диметилгептанол-2

в) 2,5,6-триметилгексанол-6.

6. Какое свойство НЕ характерно для предельных спиртов:

а) присоединение;

б) замещение;

в) окисление.

7. Самым сильным ядом среди спиртов является:

а) пропанол;

б) этанол;

в) метанол.

8. Болезненное состояние, возникающее при частом употреблении спиртных напитков, называется:

а) кретинизм;

б) дальтонизм;

в) алкоголизм.

  1. Оцените свою работу.



Работайте индивидуально.


Проверьте правильность выполнения по ключу. Оценку поставьте на полях рабочей тетради.

УЭ-2

Цель: усвоить знания о строении, классификации спиртов, познакомиться с основами номенклатуры и типами изомерии спиртов.

  1. Изучите стр.1 справочного материала

  2. Ответьте на вопросы:

  • Какие вещества относятся к классу спиртов?

  • По каким признакам классифицируют спирты?

  • На какие группы веществ делятся спирты по:

а) строению УВ радикала

б) атомности (числу гидроксильных групп)

в) характеру атома С, связанного с – ОН группой

  1. Изучите стр. 141 учебника

  2. Назовите изображённые вещества.

а) СН3 - СН – СН - СН3 б) СН2 - СН - СН2

ОН СН3 ОН ОН ОН

в) СН2 – СН - СН2 - СН2


Cl СН3 СН2


ОН

  1. Изобразить структурные формулы следующих веществ:

а) 2,2-диметилпентан-3,3-диол

б) гептан-2-ол

в) 2-пентен-1-ол

г) 3-метил-4-этилгексан-1-ол

  1. Оцените свою работу по пятибалльной системе:

«5» - все задания выполнены правильно;

«4» - допущены 2-3 ошибки, но выполнил все задания;

«3» - часто ошибался, выполнил все или половину заданий;

«2» - почти ничего не смог выполнить правильно;

«1» - вообще не выполнил задания.



Вместе с классом


Оценку поставьте на полях.

УЭ-3

Цель: на основе анализа строения молекул спиртов спрогнозировать их свойства.

  1. Прослушайте лекцию учителя о свойствах спиртов.

План лекции.

  1. Физические свойства спиртов.

  2. Общая характеристика реакционной способности спиртов.

  3. Химические свойства предельных одноатомных спиртов:

а) кислотные свойства

б) реакции замещения

в) реакции окисления

г) реакции отщепления

  1. Особенности химических свойств многоатомных и непредельных спиртов.

  1. Используя стр. 5 справочного материала, выполните предложенные задания



  1. Проверьте правильность выполнения по ключу. Оцените свою работу по пятибалльной системе.



Фиксируйте в тетради основные моменты лекции.


Работайте индивидуально в тетради.

Критерии оценок см. в УЭ-2. Оценку поставьте на полях.

УЭ-4

Цель: рассмотреть общие способы получения спиртов, их значение для химической промышленности и повседневной жизни человека.

  1. Изучите стр. 148 учебника.

  2. Заполните таблицу.

Способ

получения

Условия

Уравнения химических реакций










  1. Рассмотрите области применения спиртов на стр. 3 справочного материала.

  2. Подготовьте ответы на вопросы:

  • На каких свойствах основано применение спиртов?

  • В каких отраслях народного хозяйства применяют спирты?

  • Для получения каких веществ используют спирты?

    1. Оцените свою работу по пятибалльной системе.



Работайте индивидуально, в тетради. Пользуйтесь учебником.


Вместе с классом.


Оценку поставьте на полях.

УЭ-5

Цель: закрепить знания, полученные при работе с модулем.

  1. Выполните тест на стр. 6справочного материала

  2. Проверьте правильность выполнения по ключу.


Индивидуально, самостоятельно.

Ключ у учителя.


УЭ-6

Подведение итогов урока.

  1. Прочитайте цели урока.

  2. Достигли ли вы цели урока? В какой степени?

  3. Оцените свою работу на уроке:

«отлично», «хорошо», «плохо».

  1. Выберите домашнее задание в зависимости от того, как успешно вы работали на уроке:

  • Модуль выполнен на «5» - можешь выполнить творческое задание;

  • Модуль выполнен на «4» - «3» - повторить параграф

  • Не справился с модулем – проработать материал модуля ещё раз.

Творческое задание:

    1. Составить кроссворд, ребусы, головоломки.

    2. Сочинить химические сказки, стихи.

    3. Написать реферат.

Индивидуально.

Вместе с классом.


Подчеркните слово.


См. ниже.


Можно выбрать одно или два задания.

Срок 10-14 дней.



СПИРТЫ

Общая формула:R(OH)n, где R – радикал,

n – число функциональных гидроксильных групп – ОН, которое определяет атомность спирта.

Спирты – это производные УВ, в молекулах которых один или несколько атомов водорода замещены на соответствующее число гидроксильных групп

.-ОН


^ КЛАССИФИКАЦИЯ СПИРТОВ


По строению углеводородного радикала



предельные

СН3- СН – СН3

ОН

Пропанол – 2

(изопропиловый спирт)



непредельные

СН2=СН – СН2 – ОН

Пропен-2-ол-1

(амиловый спирт)



ароматические





СН2 - ОН

фенилметанол

(бензиловый спирт)


^ По атомности (числу гидроксильных групп)



одноатомные

СН3 – СН2 – СН2 – ОН

Пропанол-1

(n-пропиловый спирт)



двухатомные

СН2 – СН2


ОН ОН

Этандиол-1,2

(этиленгликоль)



трёхатомные

СН2 – СН – СН2


ОН ОН ОН

Пропантриол-1,2,3

(глицерин)



многоатомные

СН2-СН-СН-СН-СН-СН2


ОН ОН ОН ОН ОН ОН

Гексанол (сорбит)


^ По характеру атома углерода, связанного с – ОН группой



первичные

СН3-СН2-СН2-СН2-ОН

Бутанол-1

(n-бутиловый спирт)



вторичные

СН3 - СН – СН2 – СН3


ОН

Бутанол-2

(изобутиловый спирт)



третичный

СН3


СН3 – С – СН3


СН3

2-метилпропанол-2

(третичный бутиловый спирт)


  1   2   3   4




Похожие:

Модульная технология обучения iconДокументы
1. /Модульная технология.doc
Модульная технология обучения iconДокументы
1. /Модульная технология на уроках математики.docx
Модульная технология обучения iconИнтерес-ная система обучения информатике безносов Герман Петрович
Авторская система обучения (curriculum) сформировалась за 25 лет преподавания информатики и программирования в школах Академгородка....
Модульная технология обучения iconЭлектронные средства обучения в преподавании биологии и географии владислав Чеславович Кашкур, учитель биологии и географии уо «Миорская общеобразовательная средняя школа №3»
Зуется технология ее изучения средствами информационно-коммуникационных технологий, обеспечиваются условия для осуществления различных...
Модульная технология обучения iconДокументы
1. /технология проблемного обучения.doc
Модульная технология обучения iconУчебное проектирование и исследовательская деятельность учащихся по математике в условиях профильного обучения
Среди новых педагогических технологий наиболее адекватной целям обучения математике в профильной школе является технология проектов,...
Модульная технология обучения iconРабочая программа по предмету «Технология» Разработана: учителем технологии I квалификационной категории
Рабочая программа составлена на основе авторской программы «Программа по трудовому обучению девочек. 5-9 классы/В. А. Соколова»....
Модульная технология обучения iconРабочая программа по предмету «Технология» Разработана: учителем технологии I квалификационной категории
Рабочая программа составлена на основе авторской программы «Программа по трудовому обучению девочек. 5-9 классы/В. А. Соколова»....
Модульная технология обучения iconПрограмма «технология» Пояснительная записка Учебный предмет «Технология»
Учебный предмет «Технология» в начальной школе выполняет особенную роль, так как обладает мощным развивающим потенциалом
Модульная технология обучения iconДокументы
1. /Технология обучения как более высокая стадия развития методики.doc
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов