А. П. Саврухин Следование естественному, согласие с при­родой, соблюдение требований закон icon

А. П. Саврухин Следование естественному, согласие с при­родой, соблюдение требований закон



НазваниеА. П. Саврухин Следование естественному, согласие с при­родой, соблюдение требований закон
страница1/2
А. П. Саврухин Следование естественному, согласие с при­родой,
Дата конвертации27.08.2012
Размер438.98 Kb.
ТипЗакон
  1   2




СВОДНОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ И ТОЛКОВАНИЕ СУЩНОСТИ ВОСТОЧНЫХ УЧЕНИЙ ОБ ИСТОКАХ НРАВСТВЕННОСТИ

А. П. Саврухин

Следование естественному, согласие с при­родой, соблюдение требований закона сох­ранения жизни есть общая основа учений йоги, даосизма, иудаизма и христианства, связанных с именами мыслителей Патанджали, Лао-цзы, Моисея и Христа, и изложен­ных в книгах: "Йога сутра" (Индия), "Дао дэ цзин" (Китай), "Библия" (Ближний Восток).

В смутные времена, когда настоящее зыбко, а будущее неясно, общест­во оказывается на перепутьи, и люди мысленно обращаются к прошлому, ища опору в мудрых учениях и черпая силы в славных деяниях предшественников. В нынешнем железном веке ум науки всепроникающ, мощь орудий непомерна, да только усердие не по разуму. Вот почему в старину, как ска­зывают былины, добрые люди испытывали силушку богатырскую и если ви­дели, что она так велика, что Землю свернуть может, то ополовинивали ее. Лишь после этого носителя силы пускали в мир, при том давали слово напутственное - землю оберегать. Коренная сила остава­лась у пахаря, а не витязя, потому то не одним подвигом, но и правед­ным трудом и чистотой жизни возвышали человеческий род лучшие его представители. Заповедь же общая от них - не мешать жизни.

Жизнь едина; все живое участвует во вселенском круговороте; сок­ровищница природы не переполняется, когда в нее добавляют и не исто­щается, когда из нее черпают, и неизвестны ее истоки. Неразличимы в своих первичных проявлениях живое и косное, растительное и животное. Об этом говорилось так: все вещи возвращаются к своему источнику; из праха взят, в прах обратишься; то, что было землей, стало деревом, тот, кто в прошлой жизни был царем, в этой стал черепахой. Вот поче­му древние одушевляли природу и признавали членами своего рода животных.

Жизнь самосохраняется; естественная природа не только обеспечи­вает воспроизводство жизни, но и постоянно совершенствует среду оби­тания путем наращивания плодородного слоя земли, почвы и улучшения состава воздуха. Высокого развития достигали народы, проживающие в долинах круп­ных рек, которые при ежегодном разливе приносили плодородный ил. Вот почему обожествлялись реки и горы, питающие их.

Жизнь самовоспроизводится; природный круговорот поддерживается и пло­дородие почвы не убывает, пока земледелие является главным занятием людей, а возврат земле всего взятого у нее признается наиважнейшим условием их хозяйственной деятельности, Таково содержание понятия культуры, коренящееся в приемах земледелия и исходно означающее обрабатывание, возделывание.

В Индии можно было пахать нестесненно, даже если рядом происходи­ло сражение. В Иудее запрещалось рубить плодоносящее дерево даже на земле врага. В Китае закон не позволял ни для каких целей отвле­кать людей от полевых: работ.
Об этом говорилось так: не поле родит - загон; не земля кормит, а нивка (обработанная); из сотни занятий самое почетное - земледелие; из пяти стихий уважение - земле, из четырех слоев - крестьянам; земля, что не удобряется навозом, не ста­нет тучной. Поэтому главной обязанностью жрецов было определение сроков начала полевых работ, а первую борозду прокладывал глава государства.

Род людской не пресекается пока, следуя природе, идет истинным путем, соответствует закону сохранения жизни. Обычаи как общеприня­тый привычный образ действий совпадают тогда с естественным укладом жизни. Нравы как уклад жизни со стороны душевной и духовной тогда есть верное отражение явлений окружающего мира, сущность которых угадана, но не познана, и их перенесение на область общественных отношений; это не иное, как подражание высоким образцам.

Это почему так?

Небо определяет времена года, но оно не помогает земледельцам в ис­полнении их дел. Человеку по силам подготовить почву, но он не мо­жет управлять погодой. То, что совершается без участия труда человека и то, что он получает помимо своих желаний, составляет деятельность неба. Совершенный че­ловек не пытается оспаривать у неба его деятельность; поэтому ве­ликое умение заключается в том, чтобы не стремиться подменять собой небо. Поэтому сказано: люди следуют земле, именно, окружающей приро­де; земля следует небу, именно, естественным законам; небо следует дао (буквально: путь), именно, законам сохранения; дао следует исходящему из своей сущности.

Небо все покрывает и объемлет. По его закону (рита; буквально: ход вещей) светит солнце, движутся луна и звезды, поддерживается порядок. Рита это закон в целом, установленный путь и порядок мира, всеобщая сущность и истина вещей, упорядоченная последова­тельность движений вселенной, отец всего. Ему соответствует вечный закон нравственного мира, незыблемость справедливости, путь нравст­венности. Заря следует путем риты, праведным путем, как будто она знала его раньше. И в нравственном мире есть праведный закон, соответствующий прекрасному порядку в природе. Добродетельный следует по пути риты, истинному и упорядоченному. Те действия, от которых непосредственно зависит жизнь человека, необходимо заданы, врожденно предопределены; здесь прямо управляет природа.

Следующую ступень людской деятельности составляют обычаи. Лишь узаконенные из них, закрепленные в праве, требуют повиновения, а в случае нарушения - наказания, но не всегда связанного с лишением жизни или способности продолжить род; они относятся к законопослушничеству, добропорядочности. Мудрый управляет по обычаям, значит, покровительствует жизни. На обычае покоится закон.

Те обычаи, что поддерживаются посредством моральных отношений, образуют нравы. Поступки, вступающие в противоречие с нравами данного общества, могут порицаться. Хотя сказанное и относится к народам, доказавшим свое право на существование, их нравы не могут однозначно определить общечеловеческую нравственность, ибо природа ставит на все цвета, и история еще не сделала свой выбор.

Итак, инстинкты, обычаи и нравы определяются законами самосохра­нения человечества. В то же время известны такие действия и состоя­ния как молитвотворение, чистота, скромность, бескорыстие, бесстрастие, созерцание, самопознание. Их последствия общепризнанно не предска­зуемы, не подвластны разуму и не выводимы из опыта. Они относятся к духовной области, миру нравственной свободы личности, когда внут­ренне побуждаются благими целями и склонностью к добру. В целом основы нравственности таковы: ее истоки -подражание природе, ее сущность - сохранение жизни, ее содержание - следование естественности. Вот почему первостепенное значение придавалось подражанию образ­цам.

Высшее добро подобно воде. Вода приносит пользу всем существам и не стремится показать свое превосходство; располагается в таких местах, которые множеством людей считаются нечистыми, поэтому недалека от обители жизни; занимает место в самом низу, вот почему способна напоить долины; бережется в глубине сердца, содержится в глазу, указывает приливами полнолуние, направляется легко в русло, делает то, что хорошо умеет, приходит в движение в положенное вре­мя года; она не превозносится, поэтому никем не порицается.

В целом мире нет ничего податливей и мягче воды, но в насту­плении она

настойчива и упорна. Нет ничего, что было бы способно ее сдержать, поэтому ею нельзя пренебречь. Вот почему сельскую общину и земледелие считают главными.

Человеколюбие воды в том, что, будучи чистой, она может смыть грязь, совершенство – в прозрачности, стойкость - в несжимаемости, справедливость - в ровности поверхности, скромность - в устремлении вниз, бескорыстие - в нетребовательности, сила - в неуязвимости, прав­дивость - в способности отражать, правильность - в однородности. Вот почему крестят водой. По своей природе вода чистая. Но, смешиваясь с землей, она становится мутной. Человек может жить долго, но когда соблазняется вещами, он не достигает долголетия. Поэтому путь сохранения природы человека в целости: брать полезное и отбрасывать вредное ей.

Все вещи получают пользу оттого, что движения неба совершаются по собственному пути, тогда они находятся в естественном состоянии. Солнце восходит над злыми и добрыми, дождь посылается на пра­ведных и неправедных. Вселенная обнимает все вещи одинаково и ни­чему не покровительствует. Мир не принадлежит одному человеку, небо не путает свои времена года, обычаи не меняют по указу, мудрый не будет для одного человека попирать свои законы.

Колодезь причерпывается, и ветер устает, и дождь не может идти весь год. Природа не благотворительница. Она может беспрерывно содержать, если не надрывается, ведь нельзя порождать насильно или до времени. Небо вечно, земля долговечна. Она способна постоянно поддерживать жизнь потому, что не из себя производит. Совершенный человек не усердствует в проявлении человеколюбия и доброты, ведь от чрезмерного напряжения дух, основа жизни истощается, и от чрез­мерных трудов тело, вместилище жизни дряхлеет.

Небо обладает совершенной красотой, но не ведет об этом речи. Оно преисполнено силы, но чуждо самомнению; оно непрерывно движется, но не стремится преувеличить свои деяния; оно щедро, и приносит пользу всем существам, не различая малых и великих, но не кичится своими достоинствами; его действия обширны и бескорыстны, его сияние длительно и не ослабевает. Небо охватывает землю, зарождает и взращивает все сущее. Нет не сделанного небом. Благодать неба велика. Однако только оно не получает вознаграждения. Человеку владеть внешними вещами или телами значит самовольно прис­ваивать их. Делить имеющееся на земле со всеми называется совер­шенством совершенства.

Плодородная земля не сверкает. Глубокая вода не прозрачна. Проч­ный союз не имеет скреп. Важнейший закон никого не обязывает. Вели­кий закон никого не наказывает. Великие слова не громогласны. Великая отвага не причиняет вреда людям. Совершенно прямодушный и скромный кажется упрямым и неуступчивым. Совершенный оратор кажется медлительным в речи. Совершенное мастер­ство кажется примитивным.

Преувеличивать доброту - как бы бесчестить. Вводить правила нрав­ственности - все равно, что ими пренебрегать. Прямолинейно указывать - все равно, что обвинять. Победы сопровождает скорбь. Избыток военных властей порождает пе­ренапряжение. Искусность ведет к злосчастью. Приказы и указы множат беззакония и преступления. Запреты плодят бедноту, налоги - недоим­ки, наказания – зло, наведение порядков - пагубу и смуту. Пренебреже­ние оборачивается ненавистью.

Кто заставляет, тот терпит поражение. Кто кичится, тот не обретает чести. Кто важничает, тот уподобляется недостойным. Кто спорит, тот не добьется согласия.

Лишь после утраты сотрудничества, взаимопомощи, благожелательности, дружественности, искренности и преданности появляются последователь­но благодеяния, благотворительность, чувство долга, ритуал, лесть и поч­тительность.

Только тогда, когда существует смерть, существует жизнь. Поэтому невозможно отрицать беспорядок, признавая порядок. Резвый скакун про­бегает за день сотни верст, но в умении ловить мышей уступает дикой кошке. Сова ночью различает кончик волоска, а днем только таращит глаза и не видит даже гору. Вот почему мудрый не следует этому раз­личению, а сообразуется с природой и следует естественному течению.

Действие естественных законов в том, чтобы ограничивать избыточ­ное и восполнять недостаточное. Людские же уловки в том, чтобы оби­рать несостоятельных с тем, чтобы преподнести имеющим излишнее. Нравственные качества находятся в естественном. Естественное - внутри, человеческое - снаружи. Природные свойства животных - скакать, летать, плавать. От людей - надевать узду, протыкать нос и вставлять кольцо, сооружать клетки и заточать в узилище. Мудрый не уничтожает естественное человеческим, судьбу - намерениями, доброе имя - приобре­тениями.

Очищать устремления, приводить к внутренней полноте, ослаблять чес­толюбивые помыслы, укреплять характеры, не оставлять без внимания людей, защищать обиженных, возвращать к отсутствию крайностей, при­вечать невыделяющуюся простоту, считаться с незнатными, никого не бросать в беде, устраивать согласие, способствовать жизни, не ущем­лять интересы людей, воздействовать до того, как случаться беспо­рядки; не продвигать превозносящихся и потому не отягощать народ; не запугивать народ; выполнять соглашения и не взыскивать с людей. Вот в чем заключается руководство совершенного человека.

Вот почему совершенный человек улаживает, никого не заставляя; подает без указываний наставления; производит, но не богатеет; имеет заслуги, но не кичится; не уклоняется от обычных правил нравствен­ности; высказывается бережно, не считая нужным указывать на недос­татки и порицать; бережно относится и никого не преследует; остере­гается столкновений; осуществляет и не смеет принуждать; не сог­лашается прибегать к военной силе; связывает вместе, а не разлучает; вникает, а не укоряет; благоволит, но не явно; выводит на правильный путь, но не злоупотребляет; считается с трудностями, поэтому никог­да не имеет затруднений; желая возвысить народ, высказывается скром­но, не позволяет себе становиться учителем всех людей; одергивает нападающего, а не осиливает его; действует на пользу всем и не соперничает.

Там, где придерживаются старинных предписаний и сохраняют об­щинные устои, ставят на место быстрых умом, разрешают споры, живут в ладу с окружающей средой, совместно пользуются плодами земли, не имеют отличительных признаков, не обнаруживают головного и замы­кающего, не расширяют границы владений, все вместе берутся за по­левые работы, обосновываются в родном пристанище, сторонятся хитро­умных, воздерживаются от корыстолюбия, чтят естественную жизнь, держатся самостоятельно, приходят на помощь сообщинникам и не вы­биваются из сил, дают отпор и не покоряются, основываются на един­стве, не прибегают к наказаниям, с природой находятся во взаимном согласии, прочно вводят в обиход равенство, всем дают пристанище, никого не заставляют, но все трудятся, не домогаются и потому спо­койны, скрывают виновного и не выдают беглого, дружески прощают и помогают.

Ставить на ноги, а не помыкать; трудиться, а потому не зависеть; являясь старшим, не распоряжаться; обеспечивать, а не забирать; создавать, а не искать опору; не использовать хитроумных, управлять по обычаям, согласовывать с образцом; быть уступчивым, отвергать со­перничество, применять человеческое умение - это и означает первона­чала нравственности.

Одобрять свои ремесла, считать свои занятия неизменными, одежду и еду - главным, довольствоваться достаточным, удовлетворяться своим положением, любить свои обычаи, заботиться о прокормлении слабых, продолжать род - вот естественные основы существования людей. Это значит не учить предаваться излишествам, не растрачивать вещи, не блистать обрядами, не связывать себя обычаями, не приукрашивать себя внешними вещами, не быть нечестивым с людьми, быть бесхитрост­ным, умалять желания, заботиться об общем благе, быть бесстрастным и бескорыстным, не обращать внимания на заботы, не строить планов на основе знаний, относиться одинаково ко всем вещам и идти вместе с ними, считать умеренность основным принципом действия.

Обобщенно сказанное можно выразить в табличном виде.

Жизнь заполняет собою всю вселенную. Она простирается вширь, вглубь и ввысь; существует в воде, на земле, в воздухе и межзвездном пространстве. Четких границ между средами нет, но можно выделить эти качественно отличающиеся состояния, подобно тому, как можно различать корни, ствол, ветви и листья единого дерева. Пространство нравствен­ного мира определено тремя лучами. Первый луч направлен от внешне­го, телесного к внутреннему, духовному; от инстинктов и необходимос­ти к интуиции и свободе. Второй луч направлен от личного к общече­ловеческому, от частного - к общему. Эти лучи образуют столбцы и строки, а их пересечение - клеточное поле. Третий луч не может быть представлен на плоском листе бумаги, объем воссоздается услов­но движением внутри клеточки от простейшего и необходимого к наи­высшей степени развития свойственного этому месту качества, к со­вершенству.

Исходной берется нижняя левая клеточка: это основание общечело­веческой нравственности - соблюдение требований закона сохранения жизни. Левый столбец объединяет начала строк, имеющих отношение к: миру, самому себе, телу, дыханию, чувствам, душевным состояниям или психике, сознанию и сверхсознанию или интуиции. Односложно это воз­держание, соблюдение, устойчивость, затаивание, собранность, сосредото­чение, раздумье, созерцание.

Нижняя строка объединяет начала столбцов, имеющих отношение к сбережению, поддержанию, воспроизводству, развитию и увековечиванию жизни, и касается особи, полов, семьи, народа и человечества,

В действительности переходы всюду плавные. Природа плодит при-рождающееся, используя все возможности: и химер, и чудовищ, и уродов, не разбирая своих детей на законных и приблудных, не отнимая у одних ради других. Есть пары, но есть и бесполое, единополое, совмещенно по­лое размножение.

Соответственно, для жизни требуются воздух, пища, жилище, ремесла и науки.

Ряд божественного имеет следующий вид. Тотем - животное, растение или что иное, к чему еще ощущается кровная близость, чувство единст­ва происхождения и зависимости, побуждающее к поклонению; к нему примыкает фетиш - неодушевленный предмет культа. Идол, истукан, кумир - уже рукотворный предмет языческого поклонения. Духи - бесплотные, сверхъестественные существа, участвующие в жизни природы и человека. Боги - управители мира и хранители нравственности. Абсолют, дух, идея, высшее божество, бескачественный бог - вечная, неизменная первооснова всего существующего.

Есть явления природы: дождь, ветер, гроза, сияние; есть законы яв­лений; есть боги: Ра, Зевс, Перун, Индра, Савитар. Есть вселенная, есть всеобщий закон бытия: дао, рита, логос; есть абсолют: Брахман, Аум, Дух, Этот луч от разделенности - к слиянию, от предметности - к отвлеченности.

Качественный бог наделен идеальными свойствами: он премудрый, всеведущий, вечный, беспредельный, вседеятельный, неколеблющийся, не­уязвимый, Бог есть образец личного поведения, его имена: милосердный, благотворный, спасающий, чистый. Личный бог един; его имена: мировая душа, вселенский дух, самосознающий дух, всеобъемлющий разум, бестелес­ный, самосущий, дыхание жизни.

Абсолют представлен именами: истина, мудрость, суть, мир, вечность, бесконечность, созерцательность, свет светов, знание, сверхпроявленное, высшее непреходящее, безначальный, непознаваемый вследствие тонкости. Не распределенный в существах, он пребывает как распределенный. Только когда существо очищено светом познания, размышляющий видит его. Этот единый, запредельный лишь собранным прозревается, познается мыс­лью, знанием. Он вне всех чувств, вне всякого образа и воображения. Когда устранена нечистота и знание очищено до проницательности, узревший сущность Души становится единым, достигшим цели, свободным.

В целом содержание столбцов таково:

- сохранить телесное существование особи, не причинять вреда живому;

- создать условия поддержания жизни, не лишать необходимого;

- не мешать воспроизведению жизни, не разрушать семьи;

- обеспечить условия для воспроизводства и накопления знаний и навыков, развития

науки, сохранения среды обитания;

- увековечивание жизни путем воскрешения, достижения бессмертия,
заселения планет или овладения законами природы благодаря дос­тижению высшего уровня познания требует единения умов; всеоб­щий разум есть высший совет, нацеливающий поведение на выживание, а высшее знание, истина есть совокупность сведений, лежа­щих в основе деятельности такого разума.

Перейдем к изложению содержания строк по порядку,

I. Восхождение от древних и строго обязательных правил к высоким и всеобъемлющим, от закона - к добродетели, от преходящего - к веч­ному, от ветхого завета - к новому. Это основа нравственности, всеобщие великие законы жизни, обязательные виды морального дол­га, не ограниченные местом, временем и обычаями. Это запрещение недолжного, воздержание от причинения вреда всему живому насилием, воровством, невоздержанностью, жадностью и ложью. Оно достигается удержанием в повиновении тела, чувств и мыслей благодаря самооб­ладанию и воздержанию,

НЕВРЕЖДЕНИЕ это решимость никогда не наносить вреда живому существу в мыслях, словах и делах, не убивать, не отдавать на уби­ение, не соглашаться на убийство. Это устранение звериных инстин­ктов, отсутствие ненависти, величайшая добродетель, мир со всеми, беззлобность, ненасилие, милосердие, прощение, доброжелательность.

Неделание зла достигается выдержкой, долготерпением, победой над страхом и отвагой, неуклонением от истины, и подразумевает строгость к себе и кротость к другим, добронравие, отражение гнева благодушным терпением, бережное отношение к жизни, спасение жиз­ни живого существа, охваченного страхом, ибо высший дар - несущий безопасность. Никогда не позволяй себе смело судить о ближнем, ибо милость превозносится над судом. Ненависть есть смерть души. Памятозлобие есть ненависть к правде, пагуба добродетели. Смертоносный яд гнева не дает быть причастником жизни, держаться неуклонно правды, воспринимать истинный духовный свет, достигнуть жизни долговечной. Да не зайдет солнце в гневе вашем! На гневающегося не гневайтесь, и ради этого тела ни с кем не враждуйте. Ибо душа негневливого делается хра­мом святого духа.

Истинная милостыня есть чисто нравственное, благодатное отноше­ние к ближнему. Милосердие - великая сила, без нее нет единения с космическим. Оно преодолевает все препятствия на духовном пути.

НЕПРИСВОЕНИЕ. Касается неприсвоения чужого, неиспользования не по назначению и сверх обусловленного времени. В материальном плане - не красть, в умственном - не подавлять правильных мыслей, в психическом - не лишать спокойствия и уверенности.

Не пожалей пищи для слабого. Не ожесточи сердца, но открой руку и дай. Не отказывай в добре, когда есть в твоих руках сила к совер­шению. Следует давать с верой, радостью, скромностью. Милосердие вся­кому, оказание помощи любому обратившемуся за ней, это царица всех добродетелей. Материальная милостыня совершенна, когда подается из собственного, честно приобретенного имущества. Щедрость это пожер­твование от самого себя, а не от излишков. Милостыня бесстрашия - помощь человеку, находящемуся в крайней опасности. Духовная сос­тоит в преподавании истинного учения .идя пользы духа. Даром получили, даром и давайте. Так с нами поступают высшие си­лы, так и мы должны поступать между собой. Будьте милосерды, как Отец ваш.

НЕПОРОЧНОСТЬ. Это половая чистота, воздержание, сохранение семени, свобода от похоти в мыслях, словах и действиях, непрелюбодеяние, нечувствительность к различению тел, покорение тела душе, высокий подвиг девства. Целомудрие достигается исключением похоти, сдержанностью, самообуз­данием, управлением дыханием и телесными упражнениями, умеренностью, скромностью, духовными занятиями. Оно приносит хладнокровие, уравно­вешенность, успех в медитации, юность телу и проницательность уму, энергию и сильную волю, жизнеспособность.

Совершенно созревшее целомудрие всегда хранит невозмутимую и неколебимою чистоту тела и души, и есть ничто иное, как святость.

НЕСТЯЖАТЕЛЬСТВО. Ненакопительство это нестяжание, неалчность, бес­корыстие, щедрость, неприятие даров, довольство самым необходимым для простой жизни, отложение земных попечений, совершение добра без мыс­ли о признании, поступок без заслуги ,жертвование всех вещей. Нелюбостяжательство вытекает из видения несправедливости накопительства, следования человеколюбию, преодоления инстинкта собствен­ничества, воздержания; имеет следствием ровное отношение ко всем ве­щам, устраняет озабоченность и печаль, страх потери, возбужденность ума; приносит мир, чистоту ума, отрешенность, независимость, духовную свободу.

Независимость в том, чтобы делать должное и не думать о суде людском; тщательно избегать дел, зависящих от чужой воли, но ревност­но исполнять зависящее от своей воли; жить в согласии с людьми, но не следовать за ними; не попирать свои законы ради одного человека; должное совершать с твердостью, мужественно, ибо отдыха здесь не по­лагается; создавать и не присваивать, делать и не пользоваться; не бездействовать, но и не отдаваться деятельности.

НЕЖИВОСТЬ. Это способность не искажать и не скрывать истину, уп­равлять речью, не говорить неправедных слов, произносить только очищенные правдой слова. Требование правдивости вытекает из обще­человеческой потребности знать действительное положение вещей, иметь правильное, верное представление об окружающем мире. И подразумевает верность, прямодушие, искренний нрав, честность, скромность, достовер­ность, простодушие, правдивость в мыслях, словах и делах, устранение из речи оскорбительного, непристойного, лжи, клеветы, насмешки, праздных слов.

Правдивость это высшее правило поведения, высокая добродетель, достигаемая строгим исполнением самых суровых правил аскетизма: такое развитие воли и бесстрастия, когда за правду готовы пожертвовать все; готовность без. страха, боязни и смущения страдать за правду; способность все действия основывать на истине и эту добродетель ценить выше бессмертия и жизни. Добродетельный человек высшей религией поставляет истину, ищет в ней прибежище всем сердцем, служит истине через службу людям, хра­нит непорочность и наблюдает правду, поступает по правде и идет к свету. У такого мирного есть будущность. Один закон блюдут боги - правду. Лишь истина побеждает, истиной уготован путь к богам.

2. Движение от инстинкта самосохранения, нечистоты, слабости к праведности, стойкости, отрешенности, святости, от послушания заповедям - к осознанию истины, просветлению. Это образ жизни, ежедневное личное поведение, нравственное со­вершенствование, положительное воспитание хороших привычек, основа самовоспитания, предписание должного. Стержнем служит очищение, умеренность, выдержка, независимость и изучение.

Тот, кто полным очищением от грехов, исполнением заповедей, духовным созерцанием, познанием, чистотой, непорочным поведением, соб­ранностью чувств устранил зло, совлекся страстей и достиг покоя отрешенного духа, тот обрел мир, долготерпение, благость, милосер­дие, кротость, воздержание.

Праведность и естественная мудрость придут к тому, кто прост, скромен, спокоен, отвечает добром на ненависть, ничего не имеет и не приобретает, бесстрастен, не строит замыслов, не покоряется знаниям, чист, не беспокоит семя, исправляет себя, не упорствует в стремлениях, строг, непорочен, сосредоточен на одном.

Добродетельный образ жизни достигается твердым и точным соб­людением правил, заповедей и обетов благодаря самоуправлению. Это возжигание добродетели.

Сознанием бренности мира побеждают беды, соблюдением благого закона побеждают промахи. Препятствия устраняют их противоположным: молчаливостью многоречивость побеждают, леность - ранним подъемом, страх – отвагой.

ЧИСТОПЛОТНОСТЬ. Чистота тела это очищение, неприкосновенность к плотской скверне, достигаемая телесными и дыхательными упражнениями, чистоплотностью, правильным образом жизни и питанием, чистотой жиз­ни; она несет здоровье и преодоление болезней.

Чистота ума это светлые помыслы, совершенство пребывания в со­зерцании; она достигается очищением ума от порочных мыслей, просвет­лением деятельным упражнением в добродетелях и имеет следствием бодрость ума ,способность к сосредоточению, победу над чувствами, го­товность к самопознанию.

Чистота души, обращение в первоначальную простоту и незлобие ес­тества, хранение души неукоризненною, освобождение от тайных страс­тей достигается очищением от переживаний, стережением ока и уха, ос­тавлением житейских забот и попечений, худых склонностей и неумест­ных загадываний, покорением чувств разуму, невозмущением ничем из приключающегося.

ВОЗДЕРЖАННОСТЬ. Это состояние удовлетворенности имеющимся, отсут­ствие привязанности к чему-либо, умеренность во всем, нетребовате­льность, невзыскательность, скромность, самоограничение, спокойное перенесение посылаемого судьбой.

Она подразумевает устранение жадности, долготерпение, беспечальность в нужде, стремление к душевному спокойствию, отвержение и презрение ненужного.

Воздержание и удовлетворенность это матерь здравия, величайшее богатство, высшее счастье, ибо нет конца жажде, и всякое желание вредно. Самообладание есть внутренняя сосредоточенность, претерпе­вание всего без ропота.

Пища это лекарство. Жизненная необходимость - вот мера получае­мой пищи. Соразмеряться с нуждой, давать не более положенного, дер­жать тело в строгости; пусть пища утоляет голод, питье - жажду, одеж­да защищает от холода, жилище от всего грозящего.

Пост - ограждение всякой добродетели, предшественник всех добрых дел, светлость целомудрия. Истинным постом считается отлучение от всего злого, умение держать язык свой, укрощать гнев и удерживаться от пороков. Отсюда покорность чувств, трезвенность ума, светлое дви­жение мысли,

САМООБЛАДАНИЕ. Это строгость по отношению к себе, терпение, уравно­вешенность, нравственная стойкость, сохранение спокойствия, самообла­дание, твердость. Оно достигается подчинением вожделения воле, подвижничеством, постоянным самоограничением, оставлением дурных привычек, соблюде­нием жестоких ограничений, сожжением всего дурного в сердце, пламен­ным усилием при всех обстоятельствах.

Самообуздание направлено на достижение духовных целей, созерца­ние , освобождение. Определив для тела посильный подвиг, весь ум обрати на внутрен­нее, ибо телесное упражнение мало полезно, а благочестие на все по­лезно. Избавление от пороков достигается взращиванием противополож­ных добродетелей. Привязанность к телесному и чувственному - пос­тоянным стремлением к знанию, искушение - неукротимой волей, вожде­ление - отсутствием мечтаний, суровостью.

САМООТРЕЧЕНИЕ. Это сознательный отказ от благ, пользование только самым необходимым, преодоление себя, безучастность, равнодушие к миру, обособленность.

Оно достигается стойким самообузданием, твердой убежденностью, постоянством, непоколебимым усилием, стойкостью и твердостью духа, мудрым стережением мысли, неуклонением от прямого пути.

Оно направлено на совершенствование в добродетели, духовное очищение, познание; оно приносит освобождение ума от предрассудков и догм, рост духовной силы, ведение и познание, невозмутимость, бес­пристрастие и уравновешенность, независимость.

Самоотречение подразумевает непоколебимую уверенность, дей­ствие по собственному убеждению, чистую совесть, решительность мысли, признанием источником мужества истину, прилежное занятие чтением, отсутствие тщеславия и надменности, полное безразличие к предметам, не помогающим познанию истины, самообразование, изучение основ, внимание и изучение только духовного, собранность, отказ от многообразных учений и религий, подвижничество.

О будущем пусть не думает, к прошлому да не стремится мыслью, на настоящее пусть не взирает, о времени не беспокоясь.

Что вы имеете, не может иметь другой, и что вы потребляете, есть часть человеческой жизни. Пойми эту великую истину.

Да будет он подобен пространству - не гневается и не колеблется, даже если его рассекают.

Нужны лишь изучение и обучение, ибо это и есть подвижничество.

САМ0П03НАНИЕ. Это достижение истины, изучение, достижение наивыс­шего в мире - знания, духовное познание, построение правильного мировоззрения, очищение ума от заблуждений, обретение мудрости; это отрешенность, видение своего назначения в совершенном благодея­нии, воскрешение души благодаря бесстрастию; это осознание себя неотъемлемой частью целого, духовное единение, поставление истин­ной сущности побудителем всех действий, познание сущности всего духовного, бескорыстное служение ради самоочищения и конечного освобождения, пребывание в истине, которая есть основа жизни и высший закон; глубокое внутреннее созерцание, самоуглубление, дело для пользы душевной.

Достигшие совершенства мудрецы и святые принимают вид, кото­рый они имели от рождения, они обрели чистоту мысли и сердца, не­устанным подвигом жизни хранят мир сердца, хранят совесть неза­пятнанной, живут со всеми в согласии и мире, исполнены добродетели и проницательности, стойки в законе и истине, правдивы, невин­ны, бездетны, благочестивы. Они свидетели красоты святости, силы

смирения, радости бедности, свободы служения. Мир всем существом утверждая, для бесконечности они пригодны.

Такой праведник безупречен, лишен самости, постоянно пребы­вает в высшем, обладает великой силой духа, умиротворен, безмол­вен, непорочен, благочестив, кроток, честен. Он держится одного пу­ти. Друг всех существ, он предан покою, изжил страх и гордость, владеет собой. Для его духовного взора как бы не существует вещест­венных преград, расстояния и времени, далекое он видит как близкое, будущее как настоящее.

Кто видит все существа в высшей душе, и высшую душу во всех существах; для кого наилучший закон - познание всепроникающего духа, сокровеннейшее из сокровенных; для кого высшее знание - то, которым достигается непреходящее, невидимое, непостижимое, всепрони­кающее, вездесущее; кто достиг освобождения очищением разума ду­ховным познанием; кто непоколебимо направлен разумом на единую сущ­ность и управляет сознанием, тот достиг понимания абсолютного со­вершенства человеческой природы: ибо она в корне связана с тем, что безупречно, и не требует очищения. Благодаря этому знанию при­обретается мир богов,

3. Как необожженный горшок в воде, телесный сосуд скоро приходит в негодность. Хорошо обожженный в огне упражнений он становится чистым и выносливым.

КРЕПОСТЬ. Упражнениями достигается сила и крепость тела, прочность мышц и суставов, нерушимость членов, гибкость позвоночника, повышен­ная сопротивляемость, освобождение от болезней.

ЗАКАЛЕННОСТЬ. Управление телом развивает стойкость, нечувствите­льность, безразличие к резким сменам жары и холода, нетребователь­ность к пище и питью, закаленность.

УДОБСТВО. Освоением правильного положения тела достигается устой­чивое, приятное, удобное сидение, владение органами, отсутствие возбуж­дений. Это приносит легкость и бодрость телу и уму.

УРАВНОВЕШЕННОСТЬ. Развивается способность к расслаблению, прекра­щается всякое движение в теле, снимается напряжение, подавляется всякое возбуждение, устраняется сонливость, приходит нечувствитель­ность к боли, обретаются устойчивость, покойность, способность к длительному сосредоточению.

ОВЛАДЕНИЕ. Достигается полное забвение тела, состояние застывания, совершенного покоя. Это подчинение тела.

4. Овладение дыханием это напряжение космической жизненной энер­гии, согласование дыхания отдельного существа с всеобщим дыханием, расширение дыхания жизни, единение дыхания и ума. Когда дыхание упорядочено, то и ум спокоен, желания сдержаны, движение чувств при­остановлено. Этим достигается исцеление от болезней, устранение осквернений, сила и здоровье, управление семенем, способность к сос­редоточению.

ОЧИЩЕНИЕ. Благодаря дыхательным упражнениям осуществляется очи­щение легких и дыхательных путей, нормализация дыхания и освобождение от болезней. Тело становиться стройным, сильным и здоровым, го­лос ясным и благозвучным, запах приятным, лицо чистым. Тот, кто способен удерживать дыхание, способен переносить любую боль.

ПРИОСТАНОВКА. Выполнение очистительных дыхательных упражнений улучшает пищеварение, усиливает действие желудочного огня, устра­няет чувства жары и холода, жажды и голода, насыщает энергией, сок­ращает потребность в пище, сне и отдыхе, уменьшает выделения.

ЗАДЕРЖКА. Благодаря овладению задержкой дыхания половая энергия сублимируется, запасается энергия, возрастает бодрость, сила, му­жество и жизнеспособность, упорядочивается дыхание, семя делается устойчивым и упрочивается в теле, достигается невозмутимость. Это сжигает пороки и освобождает от страха смерти.

ЗАТАИВАНИЕ. Сдерживание дыхания замедлением и удлинением, бесшум­ность, затаивание удерживает работу ума, приостанавливает мышление. Ум обретает устойчивость и способность к сосредоточению. Приобре­тается недоступность оскорблениям любого рода.

НЕЗАМЕТНОСТЬ. Когда ум полностью сосредоточен, дыхание приоста­навливается, делаясь незаметным, за счет кожного дыхания и естест­венной вентиляции легких, мозг освобождается от необходимости уп­равлять дыханием; развивается способность управлять жизненно важ­ными органами; уничтожается разложение и смерть. Постоянное упражнение пробуждает внутреннюю духовную силу и приносит познание себя, духовный свет, счастье и мир разуму.

5. Владение чувствами это отвлечение, возвращение, отозвание орга­нов чувств от всего, что не есть предмет сосредоточения; собранность, твердое удержание чувств, «как черепаха втягивает в себя свои члены», владение собой при любых обстоятельствах, нерассеяность приходящим извне, устранение влечений, недопущение чувств в свою душу. Этому способствует соблюдение молчания, настойчивость, уединение, целомудрие, удовлетворенность. Так достигается устойчивость сознания, спокойст­вие ума, полная сосредоточенность в самой себе размышляющей души.

ОТВЛЕЧЕНИЕ. Отвлечение органов чувств от внешних предметов, оттес­нение внешних касаний вовне, невосприятие тела. Мутная вода сама станет чистой, если оставить ее в покое.

НЕВОЗБУЖДАЕМОСТЬ. Отвлечение органов чувств от внутренних источни­ков беспокойства, невосприятие инстинктивных побуждений, освобожде­ние ума от желаний.

ОБУЗДАНИЕ. Исключение возбуждения идеями, воспоминаниями, ассоциаци­ями, успокоение пяти источников знания, твердое владение чувствами, очищение ума, хладнокровие, безразличие.

Если ум не обуздывает и не вяжет чувства, то вместо правды, муд­рости, целомудрия, мужества будут ложь, неразумие, блудничество, боязливость.

СОБРАННОСТЬ. Отвлечение состоит в подчинение чувств уму и направле­нии их внутрь. Это овладение управлением нервной системой, устране­ние следов прежних впечатлений, отделение чувственного и веществен­ного от творческого духа.

Пусть жилищем будет тело, градом - внутренний мир. В том оби­талище нужно держать воспринимающие и действующие органы, также рас­судок.

ПРОСВЕТЛЕНИЕ. Отвлечение органов чувств от всех объектов, отключение при сохранении состояния бодрствования, нечувствительность, невоспри­ятие, отвлечение ума от всего чувственного, бесстрастие, подчинение эмоций и порабощение единому. Невозможно уму заняться духовными предметами, если прежде не отсечет склонности к чувственному. Истин­ная духовная или внутренняя жизнь начинается с преуспевания в удержании чувств.

Войдите в храм сердца вашего, скрытый от всякого чувственного впечатления, обиталище бесстрастное, осененное святой благодатью.

6. Сосредоточение есть направление сознания только на определен­ный предмет, причем в это время задерживается дыхание. Это устремле­ние ума на одно, так созерцают высшее, созерцательным исследованием видят единое. Это связывание, удержание сознания на внутренних цен­трах или внешних предметах, закрепление ума на объекте сосредоточе­ния, торможение волнения и внутреннего движения.

СОСРЕДОТОЧЕННОСТЬ. Это отвлечение ума от всего внешнего, установ­ление на внутренней точке, снятие напряжения, связывание ума с одним местом.

БЕЗРАЗЛИЧИЕ. Безразличие к посторонним мыслям, удержание на внут­ренних центрах.

УСПОКОЕНИЕ ДУШИ. Успокоение ума и сердца, подавление посторонних мыслей, укрощение рассудка, неотвлеченность, непрестанное борение с парением мыслей, собирание рассеянного ума к себе.

НЕПОКОЛЕБИМОСТЬ. Удержание сознания в непоколебимом состоянии это источник духовной силы, ключ к хранилищу знаний, доступ в храм знаний.

Поэтому надлежит тебе так себя держать, как если бы ты был уже умер­шим; и собирая всегда ум внутрь себя, сколько можно сосредоточеннее, оставляя его праздным от мыслей о всех вещах мира. Ум, будучи собран в центре сердца себе вниманием и сокровенным поучением, делается светоносным и уничтожающим все следы и остатки прежде воспринятых впечатлений и образов. Не давай своему вообра­жению и памяти вспоминать прежде виденное.

СОЗЕРЦАТЕЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ. Подчинение разума и воли, устранение всякой мысли, сосредоточение на безмыслии.

Закрыв все врата, рассудок заключив в сердце, в голове удерживая энергию дыхания, достигнув твердого владения собой, тот идет высочай­шим путем. Не помышляя о другом, непрерывно кто единое всегда вспо­минает, для такого постоянно преданного оно легко достижимо,

7. Размышление есть обдумывание, медитация, думье, разрешение мыс­ли течь непрерывно, расширение направленного на одно место мышле­ния, движение принципа мышления в направлении объекта сосредоточе­ния.

Управление разумом есть проницательность, понимание, интеллект, ум­ственная способность постижения и познавания, мудрость.

Размышлением устраняют свойства человеческой природы, не подлежащие сознательному управлению. Утихомирив толпящиеся чувства рассудком, а рассудок посредством разума, неподвижный, покойный, он не воспринимает, его ум не создает представления, он ни к чему не стремится, тогда достигает единения с природой.

РАЗДУМЬЕ. Раздумье – однонаправленное мышление, успокоение ума, ос­вобождение от самости.

УПРАВЛЕНИЕ УМОМ. Устранение привязанностей, подавление видоизмене­ний, управление умом.

БЕССТРАСТНОСТЬ. Успокоение сознания, обуздание разума, устойчивость в размышлении, погружение в бесстрастность.

ОСВОБОЖДЕНИЕ РАЗУМА. Очистив разум от лености и рассеяности, ус­транив следы мыслей, сделав его непоколебимым, он освобождается от разума и идет к высшему уделу. В созерцании ум вступает в успокое­ние, и способность постижения не действует.

БЕЗВЕЩЕСТВЕННОСТЬ УМА. Погружение в размышление о бескачественном неподвижным просветленным разумом, когда ум бывает вне плоти и ми­ра совершенно безвещественен и безвиден. Это овладение деятельностью ума в совокупности, непрерывный поток знания о предмете размышле­ния, рождение мудрости.

Ускользающий шаткий ум обуздав, установив сердце в едином, ни о чем кроме него не помышляя, с умиротворенным сердцем, зло в себе уничтожив, счастливо вкушает предельное блаженство соприкосновения с истинным.

8. Созерцание есть духовное состояние ума, видение ума, приводимого в изумление совершенством Творца. Тогда оставлены все образы, и от­ражаются значения только. Озарен только сам предмет, как бы лишен­ный своего облика.

Ступени созерцания.

Сосредоточенность - вихри мысли сдержаны.

Уравновешенность - глубокое раздумье ,когда ум избавлен от видоиз­менений и способен принять образ предмета.

Без исследования - память освобождена от качеств, выражая только значение объекта.

Без обдумывания - слова и значения исчезают, объект в уме объявляет­ся в определенном значении.

Без проницательности - глубокое отвлеченное сосредоточение, когда достигаемое прозрение свободно от связей с сообщенными кем-либо понятиями, обладает только своим обликом.

Сверхотражение - высшая степень созерцания, когда свет разума представляет собой незамутненный поток; возникает внутреннее спокой­ствие и проникновение благодаря вспышке проницательности, которая не вытекает из обычного опыта, и проникновение насыщено истиной. Бессеменное - когда даже подсознательные впечатления интуиции подавляются. Это величайшая степень благоговения. Есть еще высшая сосредоточенность для него. Сдерживая речь, разум и .дыхание, созерцательным исследованием видя высшее, он становится лишенным собственного существа. Тогда он мыслим как неизмеримый, лишенный источника; он не бывает причастен счастью и несчастью, достигает обособленности. Это знак освобождения, высшее таинство.

ОБОСОБЛЕНИЕ. Духовное созерцание в области чистоты внутри нас, отвлеченное сосредоточение, полное обособление, свобода от я как особенного, уход из внешнего и внутреннего.

УСПОКОЕНИЕ ДУХА. Полное успокоение духа, подавление подсознатель­ных впечатлений.

САМОСОЗЕРЦАНИЕ. Осознание себя неотъемлемой частью единого,

БЕЗОБЪЕКТНОЕ СОЗЕРЦАНИЕ. Созерцание в себе безобъектного, высшего,

мировой души, осознание себя частью безусловного, проникновенное созерцание божественного.

ОСВОБОЖДЕНИЕ, Отбросив представление о постоянстве созданных мыслью внешней вселенной и воображаемого мира, сосредоточив мысль на том, что не подвержено переменам, достигнешь вечного и прочного мира. Когда ум сосредоточен на мировой душе, он становится единым с ней. Когда познание увиденного и испытанного утеряно, нет больше двой­ственности. Тогда он не подвластен судьбе, вне мысли, не ощущает, вне досягаемости зла, свободен от всех уз. Благодаря проницатель­ности сознание сохраняет независимость от блаженства экстатичес­кого переживания, оно неподвижно и уравновешено, отдыхая как спо­койная вода в глубине моря.

Когда разум неподвижно утвержден в созерцании, тогда он назы­вается стойким в разумении. В бедствиях с непоколебимым сердцем, в радости с исчезнувшим желанием, отрешенный от страсти, стойкий ду­хом, ни к чему не испытывающий влечения, с устойчивым сознанием, с ясным духом, беспечальный, покинувший вожделения, покойный, отрешив­шийся, он - узревший высшее.

Это единение с космической силой, творящей и поддерживающей жизнь во вселенной, сверхчувственное сознание, воплощение мира и знания, тишина, благостыня духа, бесстрастие, уразумевание непостижимого, выс­шее состояние интуитивного прозрения, достижение трансцендентной мудрости, бессозерцательное созерцание. Истинное мысленное созерца­ние есть естественное ведение, свет. Так достигается неомраченноеть, естественное спокойствие.

Освобождение есть возвращение ума в первичное состояние отрешен­ности, абсолютная независимость, вечная жизнь души, конец страданий, не­посредственное осознание существования вечного, бескачественность, просветление, интуитивное проникновение в природу вещей, умственное озарение, благородная мудрость, совершенное состояние безобразности, отчетливое осознание значения духовных идеалов, блаженная святость, всевключающее знание, которое есть любовь.

То, что истинно в безусловном смысле, неизменно, вечно, всепроникающе, неделимо, природой чего является его собственный свет - это бес­телесное называется освобождением. Окончательное освобождение это поток безупречно чистых состояний сознания, существование вне вре­мени, превращение в одно с вечной действительностью, ничем не обус­ловленное бытие, бездействие системы ума, прекращение воспоминаний о прошлом и настоящем, неразличение, недвойственность, исчезновение желаний и привязанностей, недейственность логических средств, вступ­ление в самосознание благородной мудрости. Мировая душа познается и становится нашей сокровенной сущностью.

Неосязаемое, безмолвное, неуловимое, незримое кто видит, тот сво­боден. Все начинания отбросив, тихо как огонь без дров угасает, принимая нирвану. Вечное единое, высочайшее, умиротворенное, неподвиж­ное, постоянное, непреходящее он получает.



внутреннее




духовное

сознание

созерцание

обособление

успокоение духа

самосозерцание

созерцание

безобъектное

Всеведение слияние с Вселенной

разум

раздумье

раздумье

управление умом

бесстрастие

освобождение

разума

соприкосно-

вение с истинным

психика

сосредоточение

сосредоточен-

ность

безразличие

укрощение

рассудка

непоколеби-

мость сознания

созерцательное исследование

чувства

собранность

отвлечение

невозбуждаемость

обуздание

собранность

просветление




дыхание

управление

очищение

приостановка

задержка

затаивание

незаметность

тело

осанка

крепость

закаленность

удобство

уравновешен-

ность

овладение

самосовер-

шенствование

соблюдение

чистота

самоограничение

самообла-

дание

самообразо-

вание

самопознание

нравственность

йога

воздержание

невреждение

неприсвоение

непорочность

нестяжательство

нелживость

иудаизм

законы

не убивай

не кради

не прелюбо-

действуй

не принимай

даров

не лжесвиде-

тельствуй

христианство

заповеди

мирись

благотвори

не вожделей

не собирай

не клянись

даосизм


основа:

сохранить

жизнь

масштаб

прирожденная

унаследованная

традиционная

полная

всеобщая

объект

личность

семья

община

страна

мир

КАК?

уберечь

поддерживать

воспроизвести

развить

увековечить

ЧЬЮ?

особи

полов

рода

народа

человечества

^ ЧТО НУЖНО?

воздух

пища

ремесла

техника

науки

внешнее




телесное







личное




общечеловеческое

частное

общее




тотем

идол

духи

боги

абсолют

рефлексы

инстинкты

обычаи

нравы

нравствен-

ность

смерть

страдания

страх

стыд

совесть
  1   2




Похожие:

А. П. Саврухин Следование естественному, согласие с при­родой, соблюдение требований закон iconМ. С. Путилова письмо (э/п) 20. 02
Соблюдение норм, правил, требований нормативно-правовых документов при подготовке и проведении Г(и)А выпускников 9,11(12) классов...
А. П. Саврухин Следование естественному, согласие с при­родой, соблюдение требований закон iconИнструкция n по технике безопасности при работе в кабинете информатики
Соблюдение требований инструкции обязательно для учащихся, занимающихся в кабинете информатики
А. П. Саврухин Следование естественному, согласие с при­родой, соблюдение требований закон iconПожарная безопасность
Ответственность членов садоводческого некоммерческого товарищества (снт) за не соблюдение противопожарных требований прописана в
А. П. Саврухин Следование естественному, согласие с при­родой, соблюдение требований закон iconСловарь акцепт— 1/согласие на заключение договора
Акцепт— 1/согласие на заключение договора в соответствии с предложением (офертой)* другой сторо­ны; 2/согласие на оплату или гарантирование...
А. П. Саврухин Следование естественному, согласие с при­родой, соблюдение требований закон iconИнструкция по охране труда для учащихся при работе в кабинете химии общие требования безопасности > Соблюдение требований настоящей инст­рукции обязательно для учащихся, работающих в кабинете
Отдельные части содержа­ния этой инструкции входят в инструкта­жи учащихся на различных этапах обуче­ния, находят отражение на стендах,...
А. П. Саврухин Следование естественному, согласие с при­родой, соблюдение требований закон iconИнструкция по проведению диагностики в основной школе 7 (8) класс учащимся выдаются задания без указания требований госстандарта, учебной задачи и ответа! 1 уровень
...
А. П. Саврухин Следование естественному, согласие с при­родой, соблюдение требований закон iconФедерация профсоюзов Республики Башкортостан Институт повышения квалификации профсоюзных кадров рб пособие по охране труда
Издание содержит ответы на вопросы, связанные с деятельностью уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда профессиональных союзов...
А. П. Саврухин Следование естественному, согласие с при­родой, соблюдение требований закон iconРазработка и соблюдение требований инструкций по охране труда
Важнейшим звеном в организации работы по охране труда в образовательном учреждении является разработка, утверждение и согласование...
А. П. Саврухин Следование естественному, согласие с при­родой, соблюдение требований закон iconОбщее утомление Рекомендации
Рекомендации. Соблюдение режима сна и бодрствования, прогулки на све-жем воздухе не менее 30 минут в день (!), витамины, сосредоточенность...
А. П. Саврухин Следование естественному, согласие с при­родой, соблюдение требований закон iconПринят Государственной Думой 8 июня 2005 года Одобрен Советом Федерации 22 июня 2005 года статья 1 Внести в Федеральный закон
«о внесении изменений в федеральный закон "о лицензировании отдельных видов деятельности", федеральный закон "о защите прав юридических...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов