Программа дисциплины общая психология icon

Программа дисциплины общая психология



НазваниеПрограмма дисциплины общая психология
Дата конвертации27.08.2012
Размер151.22 Kb.
ТипПрограмма дисциплины

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. А.И. ГЕРЦЕНА



«УТВЕРЖДЕНО»

на заседании президиума Ученого Совета РГПУ им. А.И. Герцена, протокол № ____

от «_____» _______ 200__ г.



«СОГЛАСОВАНО»

проректор по научной работе РГПУ им. А.И. Герцена

_______________ В.В. Лаптев

«_____» ___________200__г.



ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ


Общая психология.


основной образовательной программы послевузовского

профессионального образования

по научной специальности


19.00.01 Общая психология, психология личности, история психологии ___________________________________________________________

(название научной специальности)


Санкт-Петербург

2003
^

ДИСЦИПЛИНА – Общая психология


НАУЧНАЯ СПЕЦИАЛЬНОСТЬ: 19.00.01 Общая психология, психология личности, история психологии

ЦИКЛ ДИСЦИПЛИН: – ОПД.АФ.03. Специальные дисциплины научной специальности.

Курс: 1-2

Семестр: 1-4

Количество часов на дисциплину: 280

Количество аудиторных часов на дисциплину: 100

Количество внеаудиторных часов на дисциплину: 180


Цель дисциплины:


Сформировать целостное представление о строении и функционировании психики человека в процессах его жизнедеятельности, дать жизненно необходимые знания о психике человека и психологии людей; объяснить психику как инструмент взаимодействия человека с внешним миром и самим собой. Сформировать методологическую компетентность в области общей, дифференциальной и специальной методологии с учетом альтернативных подходов к построению психологической науки. Сформировать представление об основных теоретических направлениях психологии, об этапах развития, обогащения и преемственности базовых идей в психологии; заложить основы для понимания статуса психологии как научной дисциплины и видения путей ее развития.


Задачи дисциплины:


  • овладе­ние системой основных научно-психологических понятий и профес­сиональной логикой их употребления;

  • формирование знаний о психической организации человека как едином предмете теоре­тической, прикладной и практической психологии.


  • рассмотреть структуру методологии науки и ее основной проблематики (предмет, метод, философско-мировоззренческое обоснование);

  • рассмотреть различные подходы к определению предмета психологии;

  • рассмотреть проблематику психологии личности;

  • формирование понятийного аппарата, необходимого для осмысления и анализа теорий личности;

  • формирование навыков сравнения и анализа преемственности идей авторских концепций.



Принципы отбора содержания и организации учебного материала:


Данная дисциплина призвана целостно охарактеризовать отдельно взятые психические явления на основе междисциплинарного синтеза различных отраслей психологической науки и других областей знаний о человеке.

Задача целостного изложения психологии человека решается с помощью двух основных понятий. Одно из них – “психическая организация человека” – предназначено для определения психики как целостного образования, интегрирующего в себе по разным основаниям все многообразие психических свойств, описывающих психику как идеальную реальность внутреннего мира человека. Другое – “формы проявления психического”, используемое для обозначения материальных носителей психического, в которых психический потенциал человека опредмечивается и представлен в качестве наблюдаемого явления.

В качестве элементов психической организации рассматриваются “психические образования, которые можно рассматривать одновременно и как компоненты психической организации человека (элементы структуры психики), и как феномены психологии человека (элементы психологической структуры субъекта).

Кроме того, учебный материал дисциплины отбирался с учетом рассмотрения различных психологических феноменов в истории психологии и различных психологических концепциях личности.


Основное содержание:


ТЕМА 1. Предмет психологии как науки. Становление предмета психологии в историческом аспекте.

Периодизации развития психологии по критерию научного статуса: философский период развития психологии и период развития психологии как самостоятельной науки; по критерию предмета: психология как наука о душе, психология как наука о сознании, психология как наука о поведении. Понятие парадигмы в науке и статус научной дисциплины. Вклад древних в развитие психологического знания – история врачевания души в древних цивилизациях. Атомистические материалистические концепции души в античной философии. Идеалистические концепции души в учениях античных философов Сократа, Платона, Аристотеля. Психологические идеи поздней античности. Научные и философские идеи периода Возрождения. Выделение сознания как критерия психики, психологические идеи Р.Декарта и Б. Спинозы. Становление и развитие эмпирической психологии в философских учениях ХУП-ХУШ вв. Формирование и развитие основных идей ассоциативной психологии Х1Х веке. Психологические идеи в немецкой классической философии (конец ХУШ - начало Х1Х вв.). Естественно-научные предпосылки преобразования психологии в самостоятельную науку. Выделение психологии в самостоятельную науку – первые программы психологии. Развитие экспериментальной и прикладных областей психологии на рубеже Х1Х-ХХ веков.


^ ТЕМА 2. Основные направления психологической науки.

Развитие психологических идей в рамках гештальтпсихологии. Структурализм и функционализм в американской психологии. Формирование и развитие психоанализа. Бихевиоризм как антитеза существовавшим к началу ХХ в. научным психологическим школам. Когнитивная психология и процессы приобретения опыта начало – середина ХХ в. Гуманистическая психология, основные взгляды на природу человека (середина ХХ века). История отечественной психологии конец Х1Х – начало ХХ века.


^ ТЕМА 3. Человек как объект психологической науки.

Понятие о человеке. Телесная и психическая организация человека. Объектные и субъектные признаки человека. Их соотношение в целостной структуре субъекта. Понятие о человеке-индивиде. Социально-биологические признаки человека-индивида: пол, возраст, этничность. Понятие о человеке-личности. Социально-групповая при­надлежность и социальная психология личности. Ролевые функции и социальный статус личности. Профессиональная деятельность и социальный успех личности. Общественная позиция и авторитет личности. Личностная самореализация человека. Понятие о человеке-индивидуальности. Основные признаки индивидуальности человека: единичность, неповторимость, оригинальность, уникальность, тождественность себе и самоидентичность.


^ ТЕМА 4. Личность как базовая категория психологии концепции личности и их иерархия.

Личность как система отношений. Деятельностный подход к строению личности. Личность с позиций учения об установке. Отечественные структурные концепции личности. В.С.Мерлин о структуре личности. Экзистенциальный подход к личности в отечественной психологии. Психоаналитический подход к строению личности. Бихевиоральный подход к строению личности. Гуманистический подход к строению личности. Социально-когнитивный подход к личности. Теория личности К.Левина. Психосинтез о структуре личности. Телесно-ориентированные подходы к личности. Гештальт-подход к структуре личности. Концепция личности В.Франкла. Теория черт и факторная структура личности. Конституциональные типологии личности. Структурно-личностные типологии.


^ ТЕМА 5. Функции психики. Имплицитные функции психики.

Адаптационное и координационное предназначение психики. Нервно-физиологические основания имплицитных функций психики как природная основа гности­ческих, аффективных и регуляторных функций психики. Гностические функции психики. Трансформация гностических функций в познавательную деятельность, знания и ум человека. Аффективные функции психики. Трансформация аффективного отражения в переживания, оценки и чувства. Регуляторные функции психики. Личностная ассимиляция регуляторных функций психики в качествах воли.


^ ТЕМА 6. Понятие об эксплицитных функциях психики.

Эксплицитные функции психики как результат трансформации телесно-психического потенциала человека в процессах его взаимодействия с внешним миром. Эксплицитные функции психики как результат субъектной индетерминации психической деятельности человека. Коммуникативные функции психики. Информационные функции психики. Когнитивные функции психики. Эмотивные функции психики. Конативные функции психики. Креативные функции психики.


^ ТЕМА 7. Структура психики.

Взаимодействие человека с явлениями его внутреннего и внешнего мира как основание интегративной модели психической деятельности. Психические свойства как первичные элементы психической организации человека. Психические образования как интегративные компоненты структуры психики. Феноменологическая определенность психических образований. Интегративность психических образований по отношению к психичес­ким свойствам. Онтологическая целостность психических образо­ваний. Психические образования как продукты (результаты) пси­хической деятельности (психических процессов и функций). Структурная организация психики в процессе интериоризации. Структурная организация психики в процессе экстериоризации.


^ ТЕМА 8. Психофизиологические психические образования.

Мотивация как психическое образование, побуждающее человека к деятельности, раскрывающее причины и механизмы его поведения. Функции мотивации. Психологические компоненты (феномены) мотивации: потребности, мотивы, влечения, желания, склонности, интересы, намерения. Аффективные психические образования как отражение в форме переживаний субъективной значимости и оценки внешней и внутренней среды организма. Жизненные функции эмоций и чувств. Формы проявления аффективных психических образований. Темперамент как интегративное психическое образование нейродинамических и психодинамических свойств. Нейродинамические свойства темперамента. Психодинамические свойства темперамента. Жизненное предназначение темперамента. Особенности современного подхода к пониманию темперамента как структуры свойств. Саморегуляция и самоконтроль как осознание и оценка субъектом собственных состояний, психической и предметной деятельности. Самоконтроль как звено в системе саморегуляции. Назначение саморегуляции. Мотивационный компонент саморегуляции. Эмоциональный компонент саморегуляции. Интеллектуальный компонент саморегуляции. Воля и внимание как особенные регуляторные образования. Личностная ассимиляция психофизиологических психических образований. Исторические корни рассмотрения психофизиологических психических образований.


^ ТЕМА 9. Психофизические психические образования.

Сенсорно-перцептивные психические образования как конкретно-чувственный уровень отражения внешней и внутренней среды организма. Роль сенсорно-перцептивных психических образований в процессах познания, в психическом, интеллектуальном и личностном развитии. Ощущение и восприятия как особенные сенсорно-перцептивные образования. Мнемическая организация человека. Память как средство запечатления, сохранения и актуализизации следов воздействия внешнего мира на человека. Память как процесс переработки следов воздействия в информацию и представления о внешнем мире. Жизненное предназначение памяти. Виды памяти по характеру психической активности, по длительности хранения следов воздействия, по наличию субъективного усилия и контроля. Запоминание, сохранение (забывание), узнавание и воспроизведение как основные процессы памяти. Интеллект как целостная форма проявления высших психических функций человека. Структурные и факторные подходы к пониманию интеллекта. Вербальный, невербальный и социальный интеллект. Жизненные функции интеллекта. Мышление как базовый компонент интеллекта. Мыслительные операции. Логические формы мышления. Виды мышления. Воображение. Репродуктивное и творческое воображение. Личностная ассимиляция психофизических психических образований. Исторические корни рассмотрения психофизических психических образований.


^ ТЕМА 10. Психорефлексивные психические образования.

Рефлексивные психические образования как результат трансформации психорефлексивных процессов психической и психологической деятельности. Понятие о сознании. Сознание как высший уровень развития психики, как интегральное образование. Основные свойства сознания: идеальность, рефлексивность, субъективность, императивность, интенциональность, внутренний динамизм, бесконечность, архитипичность, мистицизм. Процессы сознания. Основные интегральные феномены сознания: душа, дух, разум, знания, совесть, вера, надежда, любовь. Формы материализации сознания: знания, картина (модель) мира, образ “я”, смысл жизни, образ жизни, стиль деятельности, обычаи, традиции и другие. Картина мира и Я- концепция как базовые компоненты индивидуального сознания. Личностная ассимиляция психорефлексивных психических образований. Исторические корни рассмотрения психорефлексивных психических образований.


^ ТЕМА 11. Деятельностно-психологические психические образования.

Психомоторные психические образования как единство органов чувств, телесных и предметных средств действенной активности человека. Роль психомоторного развития в становлении произвольности психических процессов. Психомоторные психические образования как условие освоения пространства, деятельностного взаимодействия человека со средой, а также средство самовыражения и самопрезентации. Телесные движения. Двигательные способности. Двигательная память. Моторика и речь. Произвольные и непроизвольные телесные движения, идеомоторные акты. Креативные психические образования как проявление преобразовательной деятельности человека, создание новых объектов и сред. Природа и истоки творческой деятельности. Предназначение творчества. Способности как качественное проявление психических возможностей человека. Способности и задатки. Общие и специальные способности. Одаренность. Талант и гениальность. Личностная ассимиляция деятельностно-психологических психических образований. Исторические корни рассмотрения деятельностно-психологических психических образований.


^ ТЕМА 12. Социально-психологические психические образования.

Коммуникативно-речевые психические образования как социально-психологический компонент в структуре психики, формирующийся в процессах взаимодействия людей друг с другом. Жизненное предназначение коммуникативно-речевых психических образований. Речь и язык. Виды речи. Нравственные психические образования как продукт социально-психологического взаимодействия людей, как отражение системы субъективных отношений человека к людям и другим объектам внешнего мира. Роль нравственных психических образований в регуляции поведения человека, во взаимодействии с другими людьми и обществом, в самовыражении и определении человеком своего места в мире. Отношение как содержательная характеристика взаимодействия человека с физической и социальной средой. Общественные и межличностные отношения как феномены нравственных психических образований. Совесть как внутренний источник регуляции отношений. Моральное поведение как путь к свободе личности. Моральные запреты и моральные требования. Личностная ассимиляция социально-психологических психических образований. Исторические корни рассмотрения социально-психологических психических образований.


^ ТЕМА 13. Формы проявления психического.

Проявление психического в телесных движениях человека. Движение как материализация психической активности. Идеомоторные ак­ты. Двигательные рефлексы как формы проявления психического. Проявление психического в безусловных рефлексах и непроизвольных движений. Проявление психического в условных рефлексах и произвольных движениях. Проявление психического во внешнем облике человека. Психологическое содержание антропологических, функционально-динамических особенностей внешнего облика. Психологическое содержание оформления внешнего облика. Проявление психического в предметных действиях и деятельности человека. Действие как форма предметно направленного движения. Внутренние и внешние действия. Реактивные действия. Импульсивные действия. Произвольные действия. Послепроизвольные действия. Трансформация действий в предметно-практическую и психо­логическую деятельность. Деятельность как материализованная форма субъектной активности. Материальная и духовная деятель­ность человека. Продуктивная и результативная стороны деятель­ности. Репрезентация психологии человека в деятельности и ее продуктах. Психологическая структура деятельности человека. Проявление психического в поступках и поведении человека. Поведение как шаблонная форма пространственно-временного проявления субъектного потенциала человека в стилевых особен­ностях его взаимодействия с миром вещей и людей. Трансформация поступков в поведении человека.


^ ТЕМА 14. Вопросы общей методологии науки. Современное состояние и проблемы методологии науки.

Определение методологии науки. Методология как теория научного метода. Методология науки, философия науки, научное мировоззрение. Главные вопросы методологии: предмет, метод, обоснование. Функции методологии. Уровни рассмотрения методов в структуре научного знания: от общей методологии к методике. Общая методология науки. Предмет и объект науки. Классический идеал научности и психология. Эпистемы познания. Научные парадигмы в психологии. Специфика естественно-научного и гуманитарного познания. Гуманитарный идеал научности. Научное знание и научный метод. Наука и развитие научного знания. Научная парадигма, стадии нормального развития и кризиса в науке. Проблема существования научных парадигм в психологии. Возрастание роли методологии в периоды научного кризиса. Кризис как основной модус психологии.


Основные понятия:

Апперцепция, бессознательное, внимание, воля, воображение, восприятие, жизненная ситуация, жизненное пространство личности, жизненный стиль, задатки, защитные механизмы личности, индивид, индивидуальность, интеллект, интериоризация, креативность, личностный смысл, личность, методология, мотивация, мышление, объектные признаки, ощущения, память, психика, психические образования, психомоторика, речь, саморегуляция, самосознание, сознание, способности, субъектные признаки, темперамент, чувства, экстериоризация, эмоции, язык, Я-концепция.


Технология освоения программы:

Освоение курса осуществляется при сочетании лекционных занятий, индивидуальных консультаций, работы по индивидуальному плану, практических занятий и теоретических семинаров.


Организация самостоятельной работы.

Для реализации поставленных целей необходимо максимально использовать активные методы обучения. Поэтому наряду с традиционными формами работы аспирантов на теоретических семинарах (сообщения и доклады) предлагаются задания для работы в микрогруппах (по 3-4 человека), а также творческие и практические задания. Творческие работы предполагают долговременную самостоятельную домашнюю работу аспирантов. Отчет о выполненной работе сдается индивидуально в письменной форме. Предполагается также составление словаря психологических понятий, выполнение контрольных и тестовых заданий, что обеспечивает систематичность промежуточной аттестации.


Типовые задания для самостоятельной работы:


  • проведение сравнительного анализа теоретических концепций (например, сравнение концепций интеллекта Гилфорда и Пиаже);

  • выделение общих, особенных и единичных психических явлений в структуре отдельных психических образований;

  • рассмотрение места каждого из психических образований в структуре психической организации и др.


Аттестация:

кандидатский экзамен по общей психологии, истории психологии, психологии личности (5 семестр)


Рекомендуемая литература:
^

А) основная литература


  1. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания.-М., 1970

  2. Ганзен В.А., Балин В.Д. Теория и методология психологического исследования. СПб.,- 1991

  3. Ждан А.Н. История психологии от античности к современности.- М., 1997.

  4. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. - СПб., 2000.

  5. Панферов В.Н. Практическая психология - наука XXI. - СПб, 2000 г.

  6. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии.- СПб, 2001.

  7. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека. Введение в психологию субъективности.- М, 1995.

  8. Холл К., Линдсей Г. Теории личности.- М., 1997.

  9. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности .- СПб., 1997.

  10. Шульц Д., Щульц С. История современной психологии.- СПб.,. 1998.



^

Б) дополнительная литература


  1. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни.- М., 1991.

  2. Адлер А. Теория и практика индивидуальной психологии.- М., 1995.

  3. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. -Л., 1968.

  4. Бердяев Н.А. Самопознание. -Л., 1991.

  5. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание.- М., 1986.

  6. Бехтерев В.М. Объективная психология.- М., 1991.

  7. Большакова В.В. Очерки Истории русской психологии (Х1Х – начало ХХ вв.).- Нижний Новгород, 1994.

  8. Брунер Дж. Психология познания.- М., 1977.

  9. Бурлачук Л.Ф., Коржова Е.Ю. Психология жизненных ситуаций.- М., 1998.

  10. Выготский Л.С. Собрание сочинений. Т. I-VI.- М., 1982-1984.

  11. Годфруа Ж. Что такое психология. Т. 1,2.- М., 1992.

  12. Ильин Е.П. Психология воли. - СПб, 2000.

  13. Ильин Е.П. Эмоции и чувства.- СПб, 2001.

  14. Куликов Л.В. Психологическое исследование.- СПб, 1996.

  15. Лазурский А.Ф. Очерк науки о характерах.- СПб, 1906.

  16. Леонгард К. Акцентуированные личности. -Киев, 1981.

  17. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность.- М., 1975.

  18. Маслоу А. Мотивация и личность.-СПб, 1999.

  19. Мерлин В.С. Очерк интегрального исследования индивидуальности.- М., 1986.

  20. Муздыбаев К. Психология ответственности.- Л., 1983.

  21. Обуховский К. Психология влечений человека.- М., 1972.

  22. Панферов В.Н. К вопросу о психологии характера человека // психологические исследования. Саратов, 1993.

  23. Панферов В.Н. Когнитивные эталоны и стереотипы взаимодействия людей // Вопросы психологии. 1982. № 5.

  24. Первин Л.,Джон О. Психология личности: теория и исследования.- М., 2000.

  25. Психологическая наука в России ХХ столетия: проблемы теории и истории.- М., 1997.

  26. Психология личности в трудах отечественных психологов. -СПб., 2000.

  27. Симонов В.П. Мотивированный мозг.- М., 1987.

  28. Столин В.В. Самосознание личности.- М., 1983.

  29. Стреляу Я. Роль темперамента в психическом развитии.- М., 1982.

  30. Фейдимен Дж., Фрейгер Р. Личность и личностный рост.- Воронеж, 1996.

  31. Фрейд З. Психоанализ. Религия. Культура.- М., 1992

  32. Фромм Э. Человек для себя.- Минск, 1992.

  33. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность.- М., 1986. Т. 1, 2.

  34. Юнг К. Психологические типы.- СПб-М., 1995.



Авторы-составители программы дисциплины: д.пс.н., проф. В.Н. Панферов; к.пс.н., доц. З.Ф. Семенова; д.пс.н., доц. Е.Ю. Коржова; к.пс.н., доц. С.А. Векилова, к.пс.н. С.В.Васильева.


Программа обсуждена и одобрена на заседании кафедры (протокол № от « 26 » февраля 2003 года).


Зав. кафедрой психологии человека,

Док. псих. наук, профессор Панферов В.Н.








Похожие:

Программа дисциплины общая психология iconПрограмма дисциплины социальная психология
Социальная психология
Программа дисциплины общая психология iconПеречень мероприятий для одаренных детей Саянского района на октябрь 2011 г
Молодежный психологический чемпионат (общая психология, психология межличностных отношений)
Программа дисциплины общая психология iconПрограмма дисциплины «Семьеведение» специальности 100110. 65 «Домоведение» Специализация «Управление делами офиса и дома»
Учебная программа дисциплины «Семьеведение» разработана в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта...
Программа дисциплины общая психология iconПрограмма минимум кандидатского экзамена по специальности 19. 00. 01 «Общая психология, психологии личности, истории психологии»
Описательные характеристики психических явлений. Общее представление об объекте и предмете психологии, плюрализм подходов к решению...
Программа дисциплины общая психология iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Историческая психология»
Историческая психология: Учебно-методический комплекс / Авторы Берно-Беллекур И. В., Серавин А. И.– Спб.: Ивэсэп, 2005.– 78 с
Программа дисциплины общая психология iconПрограмма учебной дисциплины «Концепции современного естествознания»
Программа учебной дисциплины «Концепции современного естествознания» / Сост.: С. Х. Карпенков, В. В. Логвинов; гуу. М., 2002. 20...
Программа дисциплины общая психология iconРабочая программа учебной дисциплины
Рабочая программа составлена на основании гос впо по специальности 032100. 00 Математика с дополнительной специальностью (код оксо...
Программа дисциплины общая психология iconРабочая программа учебной дисциплины
Рабочая программа составлена на основании Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности...
Программа дисциплины общая психология iconУчебный курс «Социальная психология»
Предназначен для студентов дистанционного обучения по специальности 030301 Психология труда и организационная психология. Цель данного...
Программа дисциплины общая психология iconФорма 2 псм аннотация дисциплины базовой (вариантной) части цикла: профессионального Аннотация программы учебной дисциплины физическая химия
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование у обучаемого следующих компетенций
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов