Диалог об общем деле icon

Диалог об общем деле



НазваниеДиалог об общем деле
Дата конвертации27.08.2012
Размер155.43 Kb.
ТипДокументы

Диалог об общем деле.

Беседа о предстоящем Круглом столе, на котором будет обсуждаться катастрофическая ситуация с российскими Детскими домами и возможность национального проекта для Церкви


Диалог ведут председатель правления автономной некоммерческой организации Центр творческого развития "стАРТ" Николай Белоногов ( http://deti.dmitrov.ru/ ) и журналист Владимир Можегов ( http://www.rusk.ru/author.php?idau=7547 )


ВМ. Сегодня у нас с тобой что-то вроде платоновского диалога и обсудить мы хотим крайне важную и тревожную тему, но прежде, наверное, имеет смысл объяснить нашим читателям, кто мы такие и почему решаем эту тему поднять? Потому как между собой нам объясняться вроде бы незачем, благо знаем мы друг друга лет пятнадцать, а вот у читателей могут возникнуть вопросы. Расскажи, как ты, очень на мой взгляд интересный и востребованный художник и профессиональный краснодеревщик, отложив и искусство и профессию, вдруг занялся проблемой детей-сирот?


НБ. Мы с тобой выходцы из питерского андеграунда 80-х, самого неопределенного и размытого племени, наполовину уже сгинувшего… Дети проходных дворов, как пел наш герой, без царя в голове, с полным набором свойственных нашему поколению духовных иллюзий и исканий… Мы, собственно, могли оказаться сегодня где угодно и, даже вероятнее всего, не оказаться вовсе… Но волею судьбы оказались здесь, в окресностях Москвы… Волею судьбы жена моя оказалась социологом и при этом до беспамятства влюбленной в детей… И когда я первый раз пришел в Детский дом и их увидел…


Когда я с этим впервые столкнулся, я столкнулся, в общем-то с самим собой, только в еще более ужасном переиздании…

Я увидел детей, которые были еще более заброшены и потеряны, чем были мы в свое время… И наверное, в первую очередь, это стало спасением для меня самого… И сейчас я думаю, что для нас, нашего поколения другого выхода, наверное, нет и быть не могло …


ВМ. Как говорится, если ты несчастен, найди человека, несчастнее тебя и постарайся ему помочь, да?


Ведь мы выросли в смертельной скуке и бессмысленности удушающего позднесоветского фарисейства, потом весна перестройки, обернувшаяся кататстрофой, совпавшей с нашей внутренней катастрофой – мы таким образом истинные дети своего времени…


НБ. И они – истинные дети нашего времени. Самые заброшенные, самые несчастные, самые бесправные…


ВМ. Униженные и оскорбленные, последние человеки…


НБ. Да, именно так. И самое ясное зеркало нашего общества и нашего времени. И нашей истории. Ведь вся система соцобеспечения – ровесница советского государства.


ВМ. первые ее насельники – легендарные революционные беспризорники?


НБ.
Да, только те беспризорники – это были дети еще первой мировой, не революции, как наше мифологическое сознание привыкло считать…

Ситуация до священного ужаса напоминает нашу… Число этих беспризорников, с которыми начинал Макаренко примерно тоже, что у нас…


И надо сказать, Макаренко был великим педагогом. Ведь всё это были практически малолетние бандиты. И он сумел сделать из них людей. У него было правило – никаких дефективных, никакого прошлого. Жизнь – с чистого листа. Каждый человек – личность, творческий труд, общее дело с конкретным результатом, у него была община, почти рыцарский орден… Результаты были поразительны…


Его дети росли на общественном энтузиазме первых пятилеток, и в целом, нормально устраивались в жизни, система работала. Потом Макаренко уничтожили доносами, чиновничья система его перемолола. А потом в эту систему стали отправлять детей «врагов народа», и она стала закрытой, стала превращаться в конвейер.


ВМ. То есть, это система, которая росла, поднималась вместе со всей страной и в которой отражалась вся без прикрас ее правда. Как некий духовный Символ… И каково состояние ее сейчас?


НБ: По разным оценкам в России сегодня от 800 тыс. до 2 млн. детей-сирот. Статистика, сразу скажем, практически недоступна, но реальные цифры ближе, конечно, ко второму порогу. Ничего подобного не было ни после первой, ни после второй мировой войны, и это при том, что большинство сегодняшних детей – это сироты при живых родителях… Дети алкоголиков, наркоманов…


ВМ. А еще те, кого мамы оставляют в роддомах…


НБ. Это еще более ужасная проблема. Дети-отказники, их сегодня называют. Бывает по три года лежат в больнице, ничего кроме койки и потолка не видя…


ВМ. Практически, в тюрьме…


НБ. Это КПЗ. А Детдома – это уже колонии общего режима. Есть колонии строгого – детские Дурки, куда их могут отправить за любую провинность…


ВМ. Т.е. советская, большевистская система по прежнему жива, революция продолжается…


НБ. Живее всех живых… Но самое страшное – плоды ее работы.


По тем же оценкам, 80% выпускников Детских домов не находят себя в социуме, опускаются на дно, пополняют притоны и криминальные группы, попадают в тюрьмы.


ВМ. Объясни, как это происходит?


НБ. Очень просто. дети одного возраста, которые принуждены жить вместе в замкнутом мире всегда будут сбиваться в полукриминальные группы. Где будут авторитеты, право сильного и прочие прелести. Какое воспитание они получают в Детском доме? Практически никакого. Это конвейер. Не избалованы они ни вниманием, ни любовью. В результате - практически поголовное отставание в развитии – и умственном и нравственном.

(…на выходе из ДД они могут получить только две специальности: мальчики – автослесаря, девочки – швеи-мотористки) других вариантов нет. Получить работу практически невозможно – напиши об этом чуть подробнее, почему невозможно?


Кстати, те 20%, которые в жизни как-то устраиваются, это, в подавляющем большинстве – девочки, мальчиков – единицы. Для них прямая дорога в тюрьму. А там он попадает в знакомую, практически родную себе среду, и выходит оттуда уже сформировавшимся уголовником.


ВМ. То есть это какой-то огромный теневой механизм…


Вот именно… жертвоприношений какому-то темному демону…


ВМ. Ужас… Параллельный мир, так же как и в Сталинское время, когда, как говорил Солженицын страна жила в двух реальностях – бравурные марши днем и черные воронки ночью…


НБ. Да, то же самое. Победные реляции власти, содной стороны, марши несогласных с другой и вот эта вот реальность…


ВМ. И никто этого как будто не видит, как будто ничего этого нет… Какая-то святая невинность в обществе по этому поводу… Как будто никто не понимает, что происходит…


НБ. Это грех общества… А кому интересно видеть свой грех? Все отворачиваются…


ВМ. И со «святою невинностью» во взоре мы во всех бедах продолжаем винить кого угодно, только не самих себя…


НБ. Это одна из наших национальных особенностей – вечно неразрешенные вопросы «Кто виноват?» и «Что делать?»


ВМ. Достоевский, кажется, на первый из них достаточно внятно ответил: «виноват каждый перед всеми за всё». Да и насчет второго, у нас с тобой разногласий, кажется, нет. В первую очередь – спасать детей.


НБ. Да, пока мы, догрызая друг друга, спорим чья вина больше, Бог молча указывает на эти 2 млн. погибающих душ, как на квинтэссенцию наших вековых «свершений».… Ведь мы же единственная страна, где Детские дома вообще существуют. В Европе очереди выстраиваются за каждым, оставшемся без родителей ребенком. В Азии «Детский дом» - понятие вообще немыслимое! Кажется, только где-то в Африке, где уже 50 лет идет гражданская война…

Но у нас-то войны нет …


ВМ. У нас – война духовная. Решаем главный русский вопрос - кто из нас больше Россию любит? А это, как ты понимаешь, война до последнего человека, до последней капли крови…


НБ. Вот именно. Ведь все это не может продолжаться вечно, это должно куда-то придти.

система уже начинает воспроизводить сама себя… То есть, те кто прошел через нее, теперь тоже рожают детей, и эти дети снова попадают в ее колеса…


Система функционирует уже сама по себе. А ведь государство тратит на ее функционирование огромные деньги.… И огромному количеству чиновников выгодно, что бы она работала…


Квартиры, которые выделяются детям – это отдельный сюжет…


И Вот теперь давайте вспомним эти 80% и заглянем на 10 лет вперед, когда такую «путевку в жизнь» получат 2 млн. молодых людей…


2 млн. асоциальных, циничных, агрессивных, криминальных бойцов, готовых на всё и ничем практически не обязанных ни этому обществу, ни государству, ни Церкви… И это на фоне стремительно люпменизирующихся городских низов, вконец спившейся деревни, наркомании, которая как чума поразила молодежь… Я это называю - мина под обществом…


ВМ. И все то, что мы видим сегодня – это лишь первые тревожные колокольчики: Кондопога… Гибель семьи священника в тверской области… ДПНИ Белова-Поткина…


НБ. Да, причем сегодня у этих делателей на политической ниве еще шансов нет, потому что не подготовлена почва. Но люпмеенизация-то растет и дети растут… И в одно не слишком прекрасное утро чаши весов вмиг переменятся. Представьте себе на фоне этой черной люпменской дыры, которая гасит всю здоровую энергию общества миллионную пассионарную армию криминальной молодежи… И через десять лет можно спрогнозировать такое, по сравнению с чем криминальная революция 90-х покажется детским лепетом.


ВМ. То есть, близ есть, при дверях. И вернее всего говорит о неизбежности катастрофы – это равнодушие общества…

С одной стороны - победные реляции власти, которая действительно, с грехом пополам что-то пытается делать, с другой - всевозможные «марши несогласных», плюс бесконечная грызня «либералов» и «патриотов», «проблемма 2008»…


НБ. «Проблему 2017» мы в итоге получим… В конце ХIХ века тоже ведь никто не мог предположить, что разразится в самом его начале… И все эти взрывы, эти обрушающиеся дома и проч. – это все только первые раскаты… Милосердие, конечно, сегодня у нас не в большой цене, да и к здравому смыслу взывать вроде как неуместно, чай не Америка-Европа, другим богаты. Но хотя бы чувство самосохранения должно подсказать, что пора уже вставать, наконец, со своих диванов и начинать что-то делать.


ВМ. Речь-то идет о покаянии, на самом деле, причем – покаянии всенародном. И не так, что бы артистично ввинтить взгляд в небеса и застыть в трагической позе, слушая краем уха восхищенный шепот ангелов. А так, что бы одним – перестать грести исключительно под себя, а другим - прекратить ныть, подняться, как ты говоришь, с диванов, и палец о палец, наконец, ударить. Глядишь, что-то и начнет меняться…


НБ. Что-то уже меняется. Люди, по-моему, уже многое поняли. Одни загребли, сколько могли, но поняли, что счастливее от этого не стали. Другие злобяться уже лет пятнадцать, но тоже без заметного продвижения куда бы то ни было…


ВМ. Тупик…


НБ. Да, зашли в последний тупик, уперлись в дно, и тут вдруг замаячил где-то свет. Многие «папики» сегодня начинают помогать детям, еще кому-то и вдруг – понимают, как это здорово. Вдруг понимают, что они живут…


ВМ. Как раскольников, который после убийства старухи кому-то помог… и вдруг почувствовал себя живым…


НБ. Именно… Людей захватывают новые ощущения. Они вдруг понимают, что жить не только для себя – это круто, что в этом что-то есть…


ВМ. Но все это пока только какие-то мгновенные, редкие прояснения сознания…


НБ. Да, да. А речь сегодня должна уже идти об общем, общенародном деле…


ВМ. Вот эти дети – живое воплощение нашей столетней гражданской войны…


НБ. Да, и речь уже идет о спасении нашего будущего, наших детей, которое одновременно может стать и покаянием за грехи нашего прошлого.


То есть Бог через наш общий грех дает нам такое общее дело, которое естественным образом может стать делом искупления грехов всего общества и этим его сплотить… Возродить, по сути…


ВМ. Русский ведь без общего дела, без громадья свершений сохнет, теряет облик человеческий…


НБ. Ну да, а тут такое дело, в котором смогут и по необходимости должны будут принять участие все, всё общество - люди всех национальностей, вероисповеданий, политических убеждений. От которого никто нос не сможет отвернуть – мне это не нравится!


ВМ. Мне мои грехи тоже не нравятся.


НБ. Вот-вот…


ВМ. И власть не сможет нос отвернуть. Вот Сурков прямо говорит о «сбережении народа» как основе нашей идеологии. И не просто так говорит, а прислушавшись к слову живого нашего классика, А. И. Солженицына, который про Архипелаг Гулаг…


НБ. Вот он, этот архипелаг Гулаг, совершенно реальный, у всех на глазах… Продолжающий действовать…Духовный такой Архипелаг…


ВМ. Да, действительно, тут нужен Достоевский


НБ. Да и Достоевский нужен, и просто человек, а не какая-то идеологическая болванка или гедонистическая губка… Просто люди, до которых бы наконец дошло…


ВМ. И, хотелось бы, конечно, что бы в первую очередь, это стало бы делом Церкви, как совести нации?


НБ. О том и речь! Потому мы и хотим провести этот Круглый стол в рамках Рождественских чтений, заявить эту проблему как тему для национального проекта в рамках Церкви…


ВМ. Да. Сейчас-то мы все больше стены громоздим. Вбухиваем миллионы, строим немыслимые дворцы где-нибудь на Соловках, по которым потом бродит один ошарашенный монах…


НБ. Зато кругом – «враги»…


ВМ. Враги – это спасение от внутреннего ужаса… Ведь раз есть враг, значит это он виноват, а не я… Это вот пришли американцы и сделали из моих детей наркоманов…


Но как мне один умный батюшка сказал «у хороших родителей дети наркоманами не становятся». Родители от своей веры оставили детям полутора десятков анекдотов… Что оставалось детям?


И кстати американские политологи совершено точно выразили суть дела – СССР рухнул от отсутствия веры… (а цены на нефть и все прочее – уже следствие)


Я вспоминаю, опять же, свою бабушку, которая всю жизнь внукам, нам то есть, отдала - самое самоотверженное и смиренное существо, которое встречал в жизни, и гляжу на нынешних наших «бабушек». Одна - в церковь, душу спасать, другая в филармонию, повышать культурный уровень. Внуки оказываются никому не нужны…


НБ. Так они же и детей-то не знали, всю жизнь – на работе. У дедов наших семьи по десять человек были, а у наших родителей – по двое.


ВМ. Плюс по пять абортов…


ВМ. Понимаешь, в чем разница поколений? Для нас-то с тобой Церковь была переживанием, откровением. Исходом из (сейчас напрягусь и выговорю) экзистенциальной безнадежности. То есть реальным опытом.


Но у них-то ничего подобного нет! Ну, у дедов была война – это великий опыт! Но наши-то родители выросли в одной большой советской иллюзии, прожили в ней свою иллюзорную жизнь, породили в эту окончательную пустоту нас, выплюнули в эту пустоту, а сами благополучно пересели из одной иллюзии в другую…


То есть, и им, конечно, дал Бог этот экзистенциальный опыт – весь этот обвал привычной иллюзии, в которой они сладко всю жизнь проспали, и за который они должны Его до конца своих дней благодарить. Но они его благополучно обошли, спаслись от него, нашли себе новую идеологию, где снова ни думать ни жить не надо, потому что за тебя все уже решено, а в церковной газете напишут, как тебе нужно смотреть на это, а как на то…


есть полный порядок - Жизнь удалась! да еще и вечность обещают в конце. Да только, какая, дружок, вечность, когда у тебя опыта-то этой вечности нет и не было никогда. Когда ты не разу не жил, а только всю дорогу казался... Когда ты ни разу в жизни настоящим-то не был?


А когда Бог твой забронзовевший уже мирок, где можно было спокойно катится сквозь жизнь на клатбище в гробике на колесиках, из сострадания и любви к тебе разрушил, когда дал тебе пламенный толчек, который повернул тебя к Нему… И Вот ты пришел в самое сокровенное, туда, куда звала тебя твоя любовь и там… эту твою любовь, которая звала тебя жить, кричала и стонала, что ты не прав…


Задушил ее послушными руками что бы не рыпалась там изнутри, потому что без нее-то спокойней… и сказал себе – я прав! И все вокруг сказали – мы правы! И опять можно жить спокойно – все как в благословенном ХIХ веке.


НБ. Пока не наступил век ХХ…


ВМ. Ну да. А красота православных служб, исповеди, ладан и фимиам – каким все это может оказаться замечательным наркозом для совести…


ВМ. Вот, на прошлогодних Рождественских чтениях, на заседании клуба православных журналистов архимандрит Тихон Шевкунов говорил о тех миллионах ежегодных абортов у нас (он называл цифру 8,5 миллионов!)


НБ. Сумасшедшая цифра…


ВМ Да, и опять поднялась какая-то дама и начала про олигархахов, про «враждебную власть» и «уровень жизни». - «Вот уровень нашего падения!», - сказал на это отец Тихон. И я конечно мысленно ему заоплодировал. Вот, говорил он, так, захлебываясь в крови собственных детей, мы плачем о том, как плохо нам живется... –


НБ. Красноречивый образ…


ВМ. Вот именно. Отец Тихон, кстати, говорил тогда и о необходимости церковного национального проекта…


НБ. Это как раз то, о чем мы говорим…


ВМ. Да, мы как раз об этом…

И если и после всего этого мы будем продолжать ныть и искать виновных, то христианство наше не будет стоить ломанного гроша.


И если уж мы так хотим революцию, то вот давайте делать эту настоящую христианскую революцию.


Разрушать эту Бастилию, выпускать детей на свободу… Дух Святой - на свободу, я бы сказал.


НБ. Лучше не скажешь. Ведь эти дети, маленькие особенно (старшие-то очерствели уже, но и то, и то, два-три месяца занятий с ними – и оживают на глазах)… Так вот, столько любви от них на тебя там изливается, что выходишь шатаясь как пьяный. И все это погребено в этих стенах. Ведь у персонала прямо в инструкции сказано, что бы никаких контактов с детьми. Любить запрещено.


ВМ. Правда?


НБ. Как бы считается, что привязывать детей к себе нельзя, нужно держать их на расстоянии…




ВМ. А мы будем с тобой уже к существу дела переходить…


НБ Да мы уже по-существу все сказали, кажется…


ВМ. Ну, я имею в виду про то, что мы в самое ближайшее время намерены предпринять.


НБ. В самое ближайшее время мы намерены предпринять Круглый стол и конференцию, в рамках, как мы расчитываем, предстоящих Рождественских чтений, на которой хотим поднять эту проблему, заявить ее, насколько возможно, широко и найти возможные пути решения.


ВМ. Объявить во всеуслышанье о необходимости этого Общего (с большой буквы!) дела и выразить нашу уверенность, что именно Церковь, как совесть нации должна сердцем этого Общего дела стать. Именно Церковь, и не как некий бюрократический общественно-политический институт, а как живой организм, через свои приходы (которые в глубочайшем запустении ныне) - взять на себя этот крест…


НБ. И оживить тем самым свои приходы…


ВМ. Ну да, ведь это та самая «демократия снизу», о которой тот же Солженицын уже лет пятнадцать долдонит, и без которой никакое «гражданское общество» невозможно (Власть, прислушайся!), она должна вырасти. А как ей вырасти? Да вот так, совершенно гениально, вырастив детишек этих, вместе с ними и вырасти…


НБ. А если они на это окажутся не способны, то какие же это приходы? Какая Церковь? Всё ведь просто, как дважды два… Христианство оно либо есть, либо его нет…


ВМ. А если нет, то через десять лет детишки подрастут и снесут и это общество и это государство и это недо-христианство.


НБ. Аккурат к 2017 году.


Где мы намерены провести этот Круглый стол?


НБ. Круглый стол пройдет в дни Рождественских чтений (точная дата будет сообщена дополнительно) в здании культурного центра «Духовная библиотека»…


ВМ. Место выбрано не случайно…


НБ. Да, место выбрано не случайно и мы благодарны Жану-Франсуа Тюри, директору центра за то, что он сразу и горячо откликнулся на нашу просьбу и здорово помогает нам в организации этого Круглого стола.


ВМ. Духовная библиотека – это место встречи разных культур…Место, где встречаются светская и церковная, русская и европейская, православная и католическая культура. Ведь дело-то наше, как мы договорились, общее. И ведь это не только наша национальная, российская, это мировая проблема.


НБ. Вспомним прошлогодние бунты арабских подростков во Франции...


ВМ. Ну, Россия – это вообще место, где все сходится, такая Чаша, в которую все сливается, вся мировая скорбь… Где ты еще о мировой скорби слышал? Только в России. Потому что у нас яма самая глубокая, и вся мировая скорбь, как грунтовые воды, со всего мира сюда стекает – к нам, русским…


НБ. Мне тоже. Кстати, у католиков большой опыт решения подобных проблем. Ведь в Европе они тоже, после войны, очень остро стояли, но там сумели справится.


И в нашем Круглом столе примут участие люди, которые эти проблемы решали и решают сегодня, у которых есть живой, настоящий, успешный опыт. Это священник из Аргентины Густаво Лиса, который расскажет о методике воспитания св. Джованни Калабрия. Это итальянский священник (1873-1954), который после Второй мировой войны основывал школы и социальные центры, позволявшие сиротам и детям в трудной социальной ситуации получить образование и работу.


Это, итальянский священник Джузеппе Пелиццари, который расскажет об опыте ордена салезианцев, основанного св. Джованни Боско.


великим итальянским воспитателем, создавшим систему «ораториев» (воскресных школ), которая до сих пор работает по всему миру.

итальянка Розальба Армандо - сотрудница Международной Ассоциации добровольцев AVSI, работающей с детьми из неблагополучных семей.


Ну, и конечно, наши родные души, которые расскажут о ситуации с Детскими домами здесь, в России. Это директор благотворительного фонда "Здесь и сейчас" Татьяна Тульчинская, руководитель волонтерского объединения "ОТКАЗНИКИ" Елена Альшанская – это наши отечественные русские души…


ВМ. И председатель Центра творческого развития "СтАРТ" Николай Белоногов…


НБ. Ну и мы, конечно, с тобой поможем чем можем.


Очень конечно надеемся увидеть на этом Круглом столе наших русских православных батюшек, которым в данный момент рассылаем приглашения, и, которые, свято верим, откликнуться и придут…


ВМ. Ну и всех Вас, конечно, дорогие наши слушатели и читатели приглашаем и на этот Круглый стол и вообще, включатся в нашу работу…


НБ. Достоевский же не просто так сказал, он выстрадал всей жизнью, прочувствовал всем сердцем, прежде чем сказать, что одна слезинка ребенка не стоит всех битв за мировое счастье…


ВМ. Однако семьдесят, да вот уже почти сто лет мы пытаемся доказать обратное… И все, заметь, про «правду» - чья правда правдивее…


НБ. Не получится доказать.


ВМ. Дай-то Бог… Потому правда проста «Здесь каждый перед всеми за всё виноват»…


НБ. А с точки зрения Господа Бога разница между нами должна быть и вовсе мизерная, между «правыми» и «неправыми»?


ВМ. С точки зрения Божественной геометрии, счет, должно быть, на микроны идет…


НБ. Или на слезинки?


ВМ. Ну мы по-моему, все что должны были, уже посчитали, пусть теперь читатели считают…




Похожие:

Диалог об общем деле iconДиалог об общем деле
Беседа о предстоящем Круглом столе, на котором будет обсуждаться катастрофическая ситуация с российскими Детскими домами и возможность...
Диалог об общем деле iconДиалог обо всем
Давней традицией философов является писать диалоги. Итак, вот вам, читатель, диалог
Диалог об общем деле iconВведение
Целью науки является не борьба за власть, а борьба за истину, адекватность, полезность  [244], предполагающая не столько устранение...
Диалог об общем деле iconСочинение «Поздняя осень в парке»
Прямая речь и диалог. Знаки препинания при прямой речи и диалог (по выбору – 2 упр на прямую речь, по выюору – 2 упр на диалоги)
Диалог об общем деле iconI. Общие положения
Порядок выдачи документов государственного образца об основном общем и среднем (полном) общем образовании, заполнения, хранения и...
Диалог об общем деле iconI. Общие положения
Порядок выдачи документов государственного образца об основном общем и среднем (полном) общем образовании, заполнения, хранения и...
Диалог об общем деле iconМинистерство образования и науки
Порядок выдачи документов государственного образца об основном общем и среднем (полном) общем образовании, заполнения, хранения и...
Диалог об общем деле iconПриказ №71 «О создании комиссии по заполнению аттестатов в 2008/2009 учебном году» в целях качественного заполнения аттестатов об основном общем и среднем (полном) общем образовании и исключения случаев порчи аттестатов
...
Диалог об общем деле iconПожелание игрока мастеру, пожелание мастера игроку. Пролог
Твою дивизию! Опять споры, разбирательства, препирательства и недовольства игрой. А ведь и у мастера и у игроков одна цель – сделать...
Диалог об общем деле iconИтоги 4-й Международной конференции «Молодые в библиотечном деле: социальные вопросы» Конференция «Молодые в библиотечном деле: социальные вопросы»
Конференция «Молодые в библиотечном деле: социальные вопросы» явилась продолжением цикла профессиональных мероприятий, начатого в...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов