Примерный алгоритм разработки программы исследования icon

Примерный алгоритм разработки программы исследования



НазваниеПримерный алгоритм разработки программы исследования
Дата конвертации27.08.2012
Размер54.14 Kb.
ТипДокументы

ПРИМЕРНЫЙ АЛГОРИТМ РАЗРАБОТКИ ПРОГРАММЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Логика каждого исследования специфична. Исследователь исходит из характера проблемы, целей и задач работы, конкретного материала, которым он располагает, уровня оснащенности исследования и своих возможностей.

Проблема исследования как категория предлагает исследование неизвестного в науке, что предстоит открыть, доказать, изучить с новых позиций.

Примеры

«В научных трудах по стилистике русского языка о союзе сказано лишь то, что он является служебной частью речи и служит для связи членов предложения, самих предложений и Текста в целом. Наша работа предполагает иной подход к исследованию этой части речи: мы рассмотрим союз с точки зрения его эмоциональной, экспрессивной и стилистической окраски в тек­стах Л. Толстого, М. Горького, К. Паустовского».

Тема отражает проблему в ее характерных чертах. Удачная, точная в смысловом отношении формулировка темы

уточняет проблему, очерчивает рамки исследования, конкретизирует основной замысел, создавая тем самым предпосылки успеха работы в целом.

Примеры

«Исследование традиционного и современного образа жизни коренных жителей региона на примере России и Швеции».

Актуальность выбранной темы обосновывает необходи­мость проведения исследования.

Примеры

«Многодневные походы по Беломорью выявили проблему: физические нагрузки неодинаково сказываются на разных участниках похода. Возникла необходимость мониторинга состояния организма под воздействием физических нагрузок в условиях экспедиций».

Объект исследования — это область, в рамках которой ведется исследование совокупности связей, отношений и свойств как источника необходимой для исследователя информации.

Примеры

«Объектом исследования является действующее расписание уроков в средней школе».

«Грипп по-прежнему остается неконтролируемой инфекцией, поэтому особенности его распространения мы выбрали в качестве объекта изучения».

Предмет исследования более конкретен и включает только те связи и отношения, которые подлежат непосредственному изучению в данной работе, он устанавливает границы научного поиска в каждом объекте. Предмет всегда изучается в рамках какого-то объекта.

Пример

«Объектом исследования является почва для выращивания комнатных растений. Предмет исследований — микрофлора почвы, ее влияние на морфофизиологические признаки растений».


Предмет исследования определяет его цели и задачи.

Цель формулируется кратко и предельно точно, в смысловом отношении выражая то основное, что намеревается сделать исследователь. Как правило, цель начинается с глаголов: «выяснить», «выявить», «сформировать», «обосновать», «провести» и т.д.
Например, «Установить взаимосвязь, между циклическими колебаниями солнечной активности и жизнедеятельностью организмов».

Цель конкретизируется и развивается в задачах исследования. В задачах обозначают комплекс проблем, которые необходимо решить в ходе эксперимента. Задачи могут отражать определенную пошаговость достижения цели, последовательность действий.


Пример

«Цель работы: изготовить образцы изделий прикладного творчества на основании изучения основных видов деятельности саамского народа. Задачи: 1) познакомиться с основными занятиями и промыслами саамского народа и связанными с этим ремеслами; 2) освоить технику работы с кожей, бисером, мехом; 3) изготовить предметы декоративно-прикладного творчества по саамским мотивам».


Экспериментальные исследования требуют формулирования гипотезы.

Гипотеза исследования — это развернутое предположение, подробно излагающее модель, методику, систему мер, т.е. технологию того нововведения, в результате которого ожидается достижение цели исследования. Гипотез может быть несколько — какие-то из них подтвердятся, какие-то — нет. Как правило, гипотеза формулируется в виде сложноподчиненного предложения («Если ... , то ... » или « Чем ..., тем... о). В ходе эксперимента гипотеза уточняется, дополняется, развивается или отвергается.

Пример

«Если мы определим, какое количество кофеина содержат различные сорта чая и кофе, то сможем рассчитать безвредную для организма человека ежедневную дозу чая и кофе» следовательно, сможем определить порог, за которым наступает наркотическая зависимость».

Выбор конкретных методик и методов исследования определяется прежде всего характером объекта изучения, предметом, целью и задачами исследования.

Методика это совокупность приемов, способов исследования, порядок их применения и вид интерпретации полученных с их помощью результатов.

Пример

«Исследования на водоемах производились еженедельно: наблюдения за периодичностью голосовой активности жерлянок, рост и развитие головастиков в природе, природные факторы. Длина тела взрослых жерлянок определялась путем измерения длины тела амфибий от ротового до центра клоакального отверстия. При наблюдении за головастиками определялось их количество в 1 кв. м».

Необходимым компонентом программы эксперимента является установление сроков исследования. Сроки должны быть достаточны для проверки воспроизводимости, надежности и стабильности результатов, их обсуждения и апробации. Проведение эксперимента осуществляется по плану.

Основанием плана являются этапы исследования.

Первый этап — подготовительный — включает в себя выбор проблемы и темы, определение и подготовку объекта и предмета, разработку целей и задач, гипотезы исследования, подготовку инструментария, обучение участников исследования, выбор методов и разработку методики исследования.

Второй этап — конструирующий (постановочный, создающий) — содержит непосредственно исследование (возможна и его разбивка на этапы).

Третий этап — корректирующий: это формулирование предварительных выводов, их апробирование и уточнение.

Четвертый этап — контрольный.

Пятый — заключительный — подведение итогов и оформление результатов.

Пример

«Исследование осуществлялось в три этапа:

1-й этап — поисково-теоретический (анализ литературы, изучение проблемы);

2-й этап — опытно-экспериментальный (психолого-педагогический эксперимент);

3-й этап — заключительно-обобщающий (систематизация материала исследования обобщение результатов, формулирование выводов и рекомендаций прикладного характера».

Задачи, сроки и план исследования должны соответствовать выбранным для исследования объекту, предмету и цели.

.

Формулировка ожидаемых результатов эксперимента связана с целями исследования, критерии оценки должны задаваться до начала эксперимента. Показателями эффективности любого эксперимента могут быть критерии результативности и критерии затрат времени.


Пример

«Обобщая полученные данные, можно сделать вывод о том, что не всегда существует корреляция между высокими показателями интеллекта и высокими покозателями креативности. Однако существует положительная корреляция между низкими результатами интеллекта и низкими результатами креативности».




Похожие:

Примерный алгоритм разработки программы исследования iconАлгоритм построения и оформления Практическое пособие
Логика каждого исследования специфична. Исследователь исходит из характера проблемы, целей и задач работы, конк­ретного материала,...
Примерный алгоритм разработки программы исследования iconПрограмма на Pascal. Простейшая программа program name; {имя программы} begin { начало программы } end. { конец программы}
Алгоритм – это понятное, точное предписание ведущее от исходных данных к получению результата
Примерный алгоритм разработки программы исследования iconМетодика разработки рабочей учебной программы по профильным предметам
Основания для разработки учебных рабочих программ базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный...
Примерный алгоритм разработки программы исследования iconОрганизация здоровьесберегающей среды
Примерный план действий педагогического коллектива школы по реализации программы развития
Примерный алгоритм разработки программы исследования iconСписок экзаменационных вопросов по курсу «Основы моделирования»
Методология математического планирования эксперимента (мпэ). Алгоритм проведения экспериментального исследования на основе мпэ
Примерный алгоритм разработки программы исследования iconОсновные типы алгоритмических структур Линейный алгоритм
В разветвляющемся алгоритм та или иная серия команд выполняется в зависимости от истинности условия
Примерный алгоритм разработки программы исследования iconПоложение о составлении рабочей программы учебного курса и календарно – тематического планирования на основе рабочей программы. Город Краснодар, 2010 положение
Российской Федерации «Об образовании», Типовым положением об общеобразовательном учреждении, Концепцией модернизации российского...
Примерный алгоритм разработки программы исследования iconТема «Оператроры условного и безусловного перехода»
...
Примерный алгоритм разработки программы исследования iconПриказ № от 2011г. О введении новой образовательной программы ноо в целях обеспечения эффективного введения обучения на ступени начального общего образования в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», фгос начального общего образования
...
Примерный алгоритм разработки программы исследования iconМуниципальная долгосрочная целевая программа «Одаренные дети Саянского района» на 2011–2013 годы
Основание для разработки программы постановление Правительства Красноярского края
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов