Этнополитическая ситуация в республике саха icon

Этнополитическая ситуация в республике саха



НазваниеЭтнополитическая ситуация в республике саха
Дата конвертации27.08.2012
Размер103.32 Kb.
ТипДокументы

ЭТНОПОЛИТИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ В РЕСПУБЛИКЕ САХА


 Этнополитическая ситуация в Якутии определяется, главным образом, динамикой отношений между якутами и русскими, осложняясь проблемой развития и возрождения малочисленных народов Севера - прежде всего юкагиров, эвенов и эвенков. С появлением т.н. “феномена этнического возрождения” и ростом национального сепаратизма, проблема использования этничности как средства коллективной борьбы за обладание материальными преимуществами на социально-политической арене приобретает все большую остроту.

 

^ ПРИНЦИП ЭТНИЧНОСТИ И СДЕРЖИВАНИЯ

 

Необходимость этнической консолидации мотивируется в основном социально-экономическими факторами и оказывающими сильное влияние на население конструкциями из социальных мифов. Начиная с 27 сентября 1990г., когда Якутией провозглашен суверенитет, особое значение для местного политического и экономического истеблишмента приобрела выработка политики консолидации якутского этноса. В 1992г., в ИЯЛИ СО РАН начата разработка целевой программы национального возрождения якутского народа, которая призвана стимулировать создание концепции национальной политики Якутии. Однако некоторые проявления реальной национальной политики республиканских властей вынуждают констатировать тот печальный факт, что национальное возрождение осмысливается как, прежде всего, нейтрализация русских влияний путем определенного социально-экономического и культурного сдерживания, что может иметь тяжелые последствия, учитывая демографический состав Республики Саха.

Концепция сдерживания отмечается не только в национальной политике, но и в общеполитических установках. Так, например, категорическое отрицание идеи национально-культурной автономии Якутии в составе России, увеличение внешнеполитической активности (вступление в ОНН при ООН, контакты с комитетом ООН по правам коренных народов), свидетельствуют вкупе с другими данными о том, что в Якутии проводится активный поиск новых механизмов самоопределения. Еще нельзя говорить о политике отделения от России как основе данной концепции самоопределения, однако проводится изучение путей достижения возможно большей экономической, политической, и культурной самостоятельности.

Принцип этничности преобладает над соображениями профессионализма в ходе кадровой реорганизации структуры управления. Это проявляется, однако, не в том, что на ключевые должности кандидатуры подбираются исключительно по национальному признаку, но скорее в том, что при подготовке высокопрофессиональных кадров система приоритетов и льгот построена на дискриминационной основе.

Концепция государственной кадровой политики Республики Саха была утверждена распоряжением саха-президента от 22 апреля 1993.
В преамбуле говорится: “Стратегической задачей кадровой политики должно стать формирование качественно нового состава национальных кадров, нового поколения руководителей, специалистов для успешной работы в условиях суверенитета, в условиях рынка. Кадровая концепция конечной целью предусматривает возрождение народов Якутии”.

По данным госкомстата, уже сегодня представители коренных народов (т.е. якуты) составляют 79,6% состава правительства и среди глав администраций - 90%. Учитывая, что подавляющая часть именно русского населения занята в государственном промышленном секторе, настораживают прогностические оценки его сокращения (раздел 1 Концепции государственной кадровой политики).

Распространяется новая форма господдержки - создание за счет налоговых отчислений фирм, эксплуатирующих ресурсы районов Севера, целевых (т.н. региональных) фондов, которые местная (улусная) администрация использует для развития прежде всего национальной культуры саха. В центральных, также как и во многих местных музеях, невозможно найти экспонаты не только по культуре русских старожилов, но и юкагиров, которые являются древнейшим аборигенным населением Якутии.

Все это не может не вызывать недовольства русской части населения, также как и представителей МНС. Оно выражается не только в увеличении миграционного оттока из Якутии, но и в активизации негативных настроений части русского населения. Они приходят к выводу, что рано или поздно придется самим позаботится о своих интересах, что в условиях отсутствия политических механизмов разрешения споров может привести к возникновению острых конфликтных ситуаций. Особенно сильны такие настроения в Мирнинском районе с абсолютным большинством русских, где муссировались слухи о возможном выходе из состава Якутии в случае продолжения дискриминационных мер. Учитывая, что Мирный является основным алмазоносным районом, углубление противоречий в данном вопросе могло вызвать непредсказуемые последствия.

Едва ли возможно объективно оценить происходящие в Якутии события, исходя из того, что они вызваны общими особенностями переходного периода и нам остается лишь наблюдать за развитием ситуации. Осуществление такой политики за счет русского населения, как наиболее легкий выход из создавшегося положения, исходит от определенных слоев республиканского политического истеблишмента, от конкретных организаций и личностей. Симптоматично, что центрами растущей межнациональной напряженности являются крупные промышленные районы, вузы - социум городов. Это косвенным образом свидетельствует, что события в Якутии пока не стали развиваться по наихудшему сценарию.

 

 

^ ЯЗЫКОВАЯ ПОЛИТИКА


Одним из направлений политики национального возрождения следует признать госпрограмму по сохранению и развитию языков коренных народов. Определяющие факторы - совокупность демографических параметров: этнический состав, характер расселения и численность населения, говорящего на том или ином языке.

В Якутии проживают представители почти 80 национальностей. Отмечается уменьшение численности населения в основном за счет реэмиграции в Россию и Украину.

Доля саха - треть населения; доля четырех МНС - 2,3%. Эти коренные национальности и славяноязычное население - подавляющее большинство жителей Якутии - 94% населения.

Основная масса саха проживает в сельских районах, в Центральной и Вилюйской группе районов. В семи промрайонах доля саха - менее 20%, причем в Мирнинском - 3,8%, Усть-Янском - 8,7%. Расселение народностей Севера носит дисперсный характер у эвенов и эвенков; юкагирское же население проживает компактно в Верхнеколымском (Нелемное) и Нижнеколымском (Андрюшкино) районах.

Языки коренных народов относятся к трем группам: якутский - к северной ветви тюркских языков, эвенкийский, эвенский - к тунгусской подгруппе тунгусо-маньчжурских языков, чукотский - к палеоазиатской семье, а юкагирский язык принято считать генетически изолированным, хотя некоторые исследователи относят его к древнему пра-урало-юкагирскому языковому единству. На якутском языке имелись зачатки письменности. Письменность на эвенкийском, эвенском и чукотском создана в 1931г. Юкагирский язык имел пиктографическое письмо “шонгар-шорилэ”, что нельзя считать лингвистической письменностью. Таковая создана лишь в 1983г., а первый букварь на древнейшем таежном диалекте издан лишь в 1993г. Язык эвенков представлен четырьмя говорами: томмотским, тимптомским, учурским и токкинским. Эвены говорят на двух наречиях, каждое из которых распадается на несколько говоров. Русский язык считают родным около 5% саха, или 18 тыс. чел. 13,5 тыс. чел. полностью перешли на русский язык. Большинство саха, назвавших русский язык родным, проживает в городах, из них более половины - дети до 15 лет.

Если сравнить результаты переписей за последние 10 лет, то обращает на себя внимание тенденция распределения МНС по родному языку. Более всего перешедших на якутский язык среди эвенков и эвенов. Большинство эвенков и свыше половины эвенов считают его родным. Треть юкагиров перешли на русский. Чукчи, которые в наибольшей степени сохраняют родной язык (63,2%), тяготеют к русскому языку. Переход МНС на якутский и русский языки расширяется. Оценку негативных последствий феномена еще предстоит осознать, но ясно, что речь идет о размывании национального самосознания МНС. Среди таежных юкагиров осталось немногим больше двух десятков человек, владеющих юкагирским, как родным.

Для языковой ситуации характерны диспропорции. Большинство коренных народов двуязычиы или обладают диглоссией (функциональное знание второго языка). Меры, предусмотренные в законе о языках, могут скорректировать ситуацию, но лишь через десятки лет положение может измениться. Проблема заключается в нереальности мер по обучению взрослого русского населения якутскому языку в массовом порядке. Но без этого большая часть русских, не владеющих якутским языком, окажется в неравном положении, т.к. преподавание в вузах, в соответствии с законом, может вестись, как на русском, так и на якутском языках без перевода (ст.29 закона о языках). В этой связи необходимо помнить об особенностях кадровой политики в Якутии.

При анализе политики национального возрождения следует принимать во внимание реалии ситуации, игнорирование которых является одной из главных причин появления односторонности при рассмотрении этого вопроса.

 

 

^ ОТ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ИДЕОЛОГИИ К НЕО-ШАМАНИЗМУ


Якутия является неотъемлемой частью России, и это определяющий фактор в общеполитическом смысле. Не секрет, что индустриальное освоение Якутии, проводилось за счет демографического истощения русского нечерноземья. Одной из причин интенсивной миграции были искусственно созданные социально-экономические льготы. Освоение Севера требует огромных инвестиций и может быть оправданным в смысле конечных прибылей только при условии макроэкономической согласованности и политической стабильности.

Политические лидеры Якутии все далее продвигаются по пути признания неэффективности идеологической модели, которая распространялась во времена “парада суверенитетов”. Эта модель заключалась в том, что злом признавалось не то, что природные богатства добываются хищническим и быстрым способом, а то, что сверхприбыли от добычи уходят в центральный, а не республиканский бюджет. Мало кто вспоминал, что такое варварское истощение земли является разрушительным и недопустимым независимо от того, кто получает от этого прибыль.

В условиях смены ценностей и смещения акцентов возникло понимание того, что подобная позиция исключительно уязвима и статична, а кроме того, совершенно несовместима с действительным этническим возрождением. Проще говоря, идея дальнейшей суверенизации рассматривалась как самоцель.

Автономия и суверенитет осмысляются не в экономических терминах, но скорее в понятиях этнической консолидации перед лицом политических и экологических вызовов. Сторонники такого подхода обращаются к идее этничности, традиционной духовности, как к неким самоочевидным признакам исключительности, легко перенося их на арену борьбы за власть. Большое значение для них имеет этническая концепция сопричастности природе. Сущность концепции - в утверждении, что только коренные народы Якутии обладают знаниями о том, как использовать природу Севера таким образом, чтобы сочетать высокий жизненный уровень с бережным отношением к природной среде. Концепция столь всеобъемлюща, что может считаться новой идеологией, т.к. охватывает все сферы сознания: от представлений об экономической целесообразности до нравственных и религиозных вопросов. Например, в союз “Саха омук” - источник этой идеологии - входят Ассоциация представителей народной медицины (т.е. шаманов), которая опирается на движение нео-шаманизма; Республиканское ветеранское общество “Осуохай”, среди целей и задач которого - возрождение и развитие культуры, в частности народного танца саха осуохай. “Осуохай”, как и “Саха кэскилэ”, возглавляются научными сотрудниками ИГИ (ИЯЛИ) СО РАН.

Можно согласиться с тем, что якуты-саха, долганы, эвены, эвенки, чукчи, юкагиры и русское старожильческое население (а именно эти этнические группы подразумеваются под понятием “коренные народы Якутии”) обладают присущей только им этнической мудростью и особым, выработанным на протяжении столетий, отношением к природе Севера. Но следует помнить, что их совместное противопоставление позднейшим русским мигрантам не совсем корректно, т.к. численность якутов более чем в 10 раз превышает численность всех остальных коренных народностей вместе взятых, и более чем в 300 раз - численность древнейшего народа Якутии - юкагиров. Осуществляемое в рамках экологической идеологии искусственное разделение населения Якутии на “коренных” и “временщиков”, является наиболее ярким примером использования этничности как политического ресурса, стремления решать проблемы за счет использования национального чувства людей. Подобное разделение призвано окрасить в националистические тона чисто социальную и демографическую проблему и вполне способно углубить противоречия, к сожалению, намечающиеся между городскими якутами и русскими, мигрировавшими в РС(Я) в 50-80-х годах.

Сторонники экологической идеологии, среди которых доктора, учителя, этнологи, а также люди, называющие себя шаманами, указывают на традиционную экологическую этику осторожного взаимодействия с природой как на источник идей, методов и средств решения экологических проблем. При этом игнорируется важное мировоззренческое различие новой экологической идеологии и традиционной экологической этики. Энтузиасты якутского энвиронментализма рассматривают природную среду как внешний объект, который должен быть так или иначе использован с утилитарными целями: добыча ресурсов, туризм и т.д.

В центре внимания продолжают оставаться прежде всего собственные интересы, своеобразный коллективный эгоизм, выражающийся в стремлении беречь природу не ради нее самой, но ради будущих прибылей от продолжения добычи ресурсов. Традиционная экологическая этика подразумевает противоположную трактовку взаимоотношений человека и природы.

Симбиоз столь различных подходов невозможен, т.к. его утверждение требует изменить слишком многие культурные реалии и прежде всего на личностном уровне. Попытки заимствования приводят к профанации культурных содержаний как со стороны современной культуры (и соответственно, идеологии), так и со стороны традиционной культуры, разрушающейся под воздействием агрессивной модернизации. Традиционные общества Севера нуждаются не столько в подобном “возрождении”, сколько в том, чтобы у них не отбирали землю под предлогом эффективного хозяйственного использования. Ведь представители традиционных культур связаны с этнической территорией неразрывно, никакие компенсации не могут ее заменить.

Идея консервации всегда предпочтительна для коренной культуры, если консервация подразумевает традиционные промысламы и ограждает от воздействий, с которыми коренные народы бороться не могут (алкоголизация; низкокачественная массовая культура). МНС нуждаются в поддержке, но лишь в рамках консервации, если мы вообще хотим сохранить их уникальное культурное наследие.

Экологическая идеология в свете вышесказанного используется политическим и экономическим истеблишментом в качестве риторического прикрытия. Сама по себе она не в состоянии предложить массам населения Якутии ничего из того, что могло бы конкурировать с материальными благами, новыми возможностями и общим повышением уровня жизни, предлагаемыми сторонниками технократического подхода к проблеме северного природопользования.

Именно поэтому решение назревших и комплексных культурно-экологических проблем МНС на территории Якутии находится под вопросом. О реальном положении вещей в области возрождения МНС говорит тот факт, что уже в течение нескольких лет администрация Верхнеколымского района не могла наладить снабжение юкагирского поселка Нелемное питьевой водой. Жители пили техническую воду из батарей центрального отопления, что, несомненно, отразилось на их здоровье в большей степени, чем распространение экологической идеологии.

Идеологическая мозаика из псевдо-традиционного энвиронментализма, нео-шаманизма и национализма является лишь мощным социальным мифом, направленным на повышение духовного авторитета власти.


А.М.ИВАНОВ,

Институт этнологии и антропологии РАН

(«Московский комсомолец в Якутии», №4 (77), 25.01-01.02.2001г., с.11)




Похожие:

Этнополитическая ситуация в республике саха iconПоложение III го фестиваля силовых видов спорта Республики Саха (Якутия)
Республике Саха (Якутия); повышение спортивного мастерства и выявление сильнейших атлетов республики
Этнополитическая ситуация в республике саха iconСравнение результатов егэ по информатике в Республике Саха (Якутия) и Санкт-Петербурге
Кодирование текстовой информации. Кодировка ascii. Основные используемые кодировки кириллицы
Этнополитическая ситуация в республике саха iconФедерация пауэрлифтинга республики саха (якутия)
Чемпионат каскада Вилюйских гэс по пауэрлифтингу, Республика Саха, Мирный, сок "олимп" 15. 11. 2003
Этнополитическая ситуация в республике саха iconПоложение об открытом чемпионате Республики Саха (Якутия) по пауэрлифтингу среди ветеранов 2005 года
Соревнования проводятся в соответствии с Единым календарным планом республиканских соревнований и решением Президиума федерации Республики...
Этнополитическая ситуация в республике саха iconИдеократическая государственность: политико-правовой анализ 23. 00. 02 Политические институты, этнополитическая конфликтология, национальные и политические процессы и технологии (юридические науки)
Политические институты, этнополитическая конфликтология, национальные и политические процессы и технологии (юридические науки)
Этнополитическая ситуация в республике саха iconА., Попков Ю. В. Метапарадигмальный синтез современной социологии: теоремы невозможности перспектива несоизмеримости
В современной социологии ситуация мультипарадигмальности стала столь же «нормальной», как и ситуация мультидисциплинарности
Этнополитическая ситуация в республике саха iconУтверждено решением Президиума ркф
Егиональнная выставка собак всех пород “шоу чемпионов 2006” 08/10/2006 Г. Якутск. Адрес Организаторов : Республика Саха Якутия, г....
Этнополитическая ситуация в республике саха icon1990@Mail. Ru
Региональная выстовка собак всех пород «кубок якутии 2004» 02/05/2004 Г. Якутск. Адрес Организаторов : Республика Саха Якутия, г....
Этнополитическая ситуация в республике саха iconYras 1990@Mail. Ru
Якутск. Адрес Организаторов : Республика Саха Якутия, г. Якутск, улица Шавкунова 82, Телефон /4112/ 422698 Email : Yras 1990@Mail....
Этнополитическая ситуация в республике саха iconПессимистические заметки: татарский язык в Республике Татарстан
Республике Татарстан в последнее время стали объектом серьезного внимания и дискуссий. Поэтому и мне хотелось бы поделиться некоторыми...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов