Программа элективного курса предпрофильной подготовки «Статистика дизайн информации» icon

Программа элективного курса предпрофильной подготовки «Статистика дизайн информации»



НазваниеПрограмма элективного курса предпрофильной подготовки «Статистика дизайн информации»
Л.И. Волкова
Дата конвертации27.08.2012
Размер232.72 Kb.
ТипПрограмма


Программа элективного курса предпрофильной подготовки «Статистика – дизайн информации».


Автор-составитель Л.И. Волкова, учитель математики,

(МОУ Глебовская сош Ржевского района Тверской области).


Пояснительная записка


Так как простейшие статистические характеристики вошли в экзамен за курс основной школы, возникла необходимость расширить и углубить знания обучающихся по данной теме. В курсе основной школы отводится недостаточно времени, по моему мнению, для полного усвоения данного материала, поэтому было принято решение компенсировать этот пробел за счет введения элективного курса. Новизной предлагаемого курса является демонстрация универсальных возможностей электронной таблицы для обработки статистических данных.

На уроке математики в основной школе учащиеся были ознакомлены с простейшим статистическими характеристиками, такими как среднее арифметическое, размах, мода и медиана. Учащиеся могли найти данные характеристики для любых рядов, используя математический аппарат. В рамках элективного курса повторяется старый материал, но на новой основе.

Учащиеся имеют начальные представления о сборе и группировке статистических данных, составлении частот и относительных частот, построение диаграмм. Работая с компьютером, учащиеся убеждаются, что компьютер умеет выполнить рутинные действия гораздо быстрее и эффектнее. Предложенный элективный курс даёт возможность изучать некоторые разделы математики с помощью компьютера, что полностью соответствует стандартам образования.

Содержание практических занятий ориентировано на подготовку учащихся к активному использованию компьютеров на занятиях по другим предметам и во внеурочное время, приобретение школьниками образовательных результатов для успешного продвижения на рынке труда.

Элективный курс предполагает участие учащихся в учебных проектах, базирующихся на исследовательской работе.

Цели и задачи курса:

  • подготовить учащихся к обучению в профиле, экзамену по математике;

  • сформировать положительное отношение и интерес к предмету;

  • расширить представления учащихся о возможностях табличного процессора Excel;

  • привить навыки сознательного и рационального использования ЭВМ в своей учебной, а затем и профессиональной деятельности;

  • создать условия для самостоятельной исследовательской деятельности учащихся.




Предполагаемые результаты:

В области предметной компетенции:

  • находить простейшие статистический характеристики, применяя математический аппарат;

  • извлекать информацию, представленную в таблицах, на диаграммах, графиках; составлять таблицы, строить диаграммы и графики;

  • вычислять средние значения результатов измерений;

  • находить частоту события, используя собственные наблюдения и готовые статистические данные;

  • приобретение школьниками навыков работы в табличном процессоре Excel.


^ В области коммуникативной компетенции.

Развитие способности участвовать в совместном принятии решений

через включение в проектную деятельность.

^ В области компетенции саморазвития.

Способствует повышению мотивации в изучении математики.

Методика преподавания.

Содержание курса предусматривает уроки–практикумы, лабораторные работы, проектную и исследовательскую деятельность.

Предусматривается дифференциация заданий, работа в парах и группах.

Используются методы статистического наблюдения.

Формой контроля является выполнение практических работ, защита проекта.


^ Количество часов – 17

ПРОГРАММА


  1. Среднее арифметическое, размах, мода. (3 часа)

Среднее арифметическое. Размах. Мода. Упорядоченный ряд чисел.

Статистика. Минимальное значение. Максимальное значение.

  1. Медиана как статистическая характеристика (2 часа).

Медиана упорядоченного ряда чисел с четным и нечетным числом членов.

  1. Сбор и группировка статистических данных. Частота. (3 часа)

Статистическое наблюдение. Относительная частота, интервальный ряд, генеральная совокупность, таблицы частот, выборка.

  1. Наглядное представление статистической информации. Построение

диаграмм. (3 часа)

Столбчатые диаграммы, круговые диаграммы, графики, гистограммы.

Полигон.

^ 5. Решение задач на нахождение простейших статистических характеристик.

(2 часа)

Нахождение средних значений, размаха, моды и частоты. Многоугольник распределения частот.


^ Тематическое планирование


Тема

Число уроков

Вид занятия

Среднее арифметическое, размах и мода

3

Теория + практика

Медиана как статическая характеристика

2

Теория + практика

Сбор и группировка статических данных. Частота

3

Теория + практика

Наглядное представление статической информации. Построение диаграмм

3

Теория + практика

Решение задач на нахождение простейших статистических характеристик

2

Практика

Создание проекта, исследовательская работа

4

Практика


^ Методические рекомендации


При рассмотрении каждой темы в начале занятия для нахождения статистических характеристик учащимся предлагаются задания на применение математического аппарата. Затем рассматриваются задания, которые выполняются с помощью табличного процессора. Это способствует достичь целей, поставленных при изучении данного элективного курса.


Тема 1. Среднее арифметическое, размах и мода.

Цель: сформировать умения находить среднее арифметическое, размах и моду с помощью табличного процессора.


Задание 1. При изучении учебной нагрузки учащихся выделили группу из 10 девятиклассников. Их просили отметить в определённый день, затраченное время (в минутах) на выполнение домашнего задания по алгебре. Получили такие данные:

23, 18, 25, 25, 32, 37, 34, 26, 34, 25.

Имея этот ряд данных, можно определить, сколько минут в среднем затратили учащиеся на выполнение домашнего задания по алгебре. Определите размах и моду данного ряда.


Задание 2. В ряду данных, состоящем из 15 чисел, наименьшее число уменьшили на 5. Изменятся ли при этом и как:

  • среднее арифметическое;

  • размах;

- мода.


Задание 3. Найдите среднее арифметическое и размах ряда чисел:


А

24

22

27

20

16

31




Б

11

9

7

6

2

0

1

В

30

5

23

5

28

30




Г

144

146

114

138











Задание 4. Найдите среднее арифметическое, размах и моду ряда чисел:

А) 32,26,18,26,15,21,26;

Б) 21,15.5,25.3,18.5,17.9;

В) 67.1,68.2,67.1,70.4,68.2;

Г) 0.6,0.8,0.5,0.9,1.1.

Задания 3 и 4 решаются с помощью табличного процессора.

Учащимся предлагается алгоритм выполнения заданий.


Задание 5. В таблице показано число посетителей выставки в разные дни недели:



День недели

Пн

Вт

Ср

Чт

Пт

Сб

Вс

Число посетителей

604

638

615

635

615

710

724

Найдите медиану (635), моду (615) и размах (120) указанного ряда данных. В какие дни неде­ли число посетителей выставки было больше медианы? (Вт., Сб., Вс.)


Задание 6. В ряду чисел: 2, 7, 10, __ , 18, 19, 27 одно число оказалось стертым. Восстановите его, зная, что среднее арифметическое этих чисел равно 14.


Тема 2. Медиана как статистическая характеристика.

Задание 1.

Известно, что 34 сотрудника отдела приобрели акции некоторого акционерного общества. Данные о числе акций, приобретенных сотрудниками, представлены в виде следующего упорядоченного ряда:

2,2,2,2,2, 3,3,...,3, 4,4,...,4, 100.
12 раз 16 раз

Найдем медиану этого ряда.

Задание 2. Записан рост (в сантиметрах) пяти учащихся: 157, 164, 135, 131, 133. На сколько отличается средний рост этих учащихся (среднее арифметическое) от медианы?

Ответ: __________________


Задание 3. Средний рост девочек класса, где учится Катя, равен 160 см. Рост Кати 162 см. Какое из следующих утверждений верно?

1) В классе все девочки, кроме Кати, имеют рост 160 см.

2) В классе обязательно есть девочка ростом 160 см.

3) В классе обязательно есть девочка ростом менее 160 см.

4) В классе обязательно есть девочка ростом 158 см.

Задание 4. Известно, что ряд данных состоит из натуральных чисел. Может ли для этого ряда быть дробным числом:

  1. среднее арифметическое; (ДА) Б) размах; (НЕТ)

  2. мода; (НЕТ) Г) медиана. (ДА)


Задание 5. Найдите медиану ряда чисел.



А

31

33

36

40

43

42

42

48

54

Б

104

101

206

207

328

405

418







В

16

18

20

22

24

26










Г

1,2

1,4

2,2

2,6

3,2

3,8

4,4

5,6





^ Технология работы:

  • Запустите табличный процессор Excel.

  • Заполните таблицу в соответствии с образцом:






А

В

С

D

Е

1

Исходные данные

(номер по порядку)

^ Исходные данные

(Ряд А)

Исходные данные

(Ряд Б)

Исходные данные

(Ряд В)

^ Исходные данные

(Ряд Г)

2

1

31

104

16

1,2

3

Формула 1

33

101

18

1,4

4

Заполнить вниз до конца ряда

36

206

20

2,2

5




40

207

22

2,6

6




43

328

24

3,2

7




42

405

26

3,8

8




42

418




4,4

9




48







5,6

10




54










11
















12
















13

Результат













1.4

Медиана

Формула 2

Заполнить

вправо




15

















- Введите формулы в расчетные ячейки:
Ячейка Формула

А2 1

АЗ =А2+1 (1)

^ В14 =МЕДИАНА(В2:В10) (2)

- Скопируйте формулу 3 в ячейки С14:Е14.

Задание 6. Найдите среднее арифметическое и медиану ряда чисел:



А

27

29

23

31

21

34

Б

56

58

64

66

62

74

В

3,8

7,2

6,4

6,8

7,2




Г

21,6

37,3

16,4

12,6









Задание 7. В таблице показано число посетителей музея в разные дни недели:



День недели

Пн

Вт

Ср

Чт

Пт

Сб

Вс

Число посетителей

604

638

615

636

625

710

724

Найдите медиану указанного ряда данных. В какие дни неде­ли число посетителей музея было больше медианы?

^ Технология работы:

  • Запустите табличный процессор Excel.

  • Заполните таблицу в соответствии с образцом:






А

В

С

D

1

Исходные данные

(номер по порядку)

^ Исходные данные







2

Понедельник

604

Формула 2




3

Вторник

638

Заполнить вниз




4

Заполнить вниз

615







5




636







6




625







7




710 ___







8




724







9













10













11













12













13

Результат










14

Медиана

Формула 1







15













- Введите формулы в расчетные ячейки:
Ячейка Формула

А2 Понедельник

АЗ Вторник

- Выделите ячейки А2 и АЗ.

- Установите указатель мыши в нижний правый угол выде­ленного диапазона и протяните вниз.

^ В14 =МЕДИАНА(В2:В8) (1)

В14 =ЕСЛИ(В2>В$14;А2) (2)


Тема 3. Сбор и группировка статических данных. Частота.

Задание 1. Администрация школы решила проверить математическую подготовку восьмиклассников. С этой целью был составлен тест, содержащий 9 заданий. Работу выпол­няли 40 учащихся школы. При проверке каждой работы учитель отмечал число верно выполненных заданий. В результате был со­ставлен такой ряд чисел:

6, 5, 4, 0, 5, 7, 9, 1, 6, 8, 7, 9, 5, 8,6, 7,2, 5, 7, 6,3, 4, 4, 5, 6, 8, 6, 7, 7, : 4, 3, 5, 9, 6, 7, 8, 6, 9, 8.

Для того чтобы удобно было анализировать полученные данные, упорядочим этот ряд:

0, 1, 2, 3, 3, 4, 4, 4, 4, 4, 5, 5, 5, 5, 5, 5, 6, 6, 6, 6, 6, 6, 6, 6, 7,7,7,7,7,7,7, 8,8,8,8, 9,9,9,9.

Представим полученные данные в виде таблицы, в которой для каждого числа верно выполненных заданий, записанного в верхней строке, укажем в нижней строке количество появлений этого числа в ряду, то есть частоту.


Задание 2.

1. Составьте упорядоченный ряд чисел из своих оценок за четверть.

2. Ответьте на вопросы:

С каким средним баллом закончил каждый из вас четверть?

Укажите наиболее типичную для каждого из вас оценку за четверть.

Какие статистические характеристики вы использовали?
3. Составьте таблицу частот:

оценка

частота

«5»

«4»

«3»




4. С помощью компьютера проверьте свои результаты.


Задание 3. Учащимся девятых классов была предложена контрольная работа по алгебре, содержащая 6 заданий. При подведении итогов составили таблицу, в которой указали число учащихся, верно выполнивших одно, два, три и т.д. задания:


Число выполненных заданий

Число учащихся

0

-

1

27

2

53

3

87

4

223

5

146

6

89


Составьте таблицу относительных частот (точностью до 1%)


Тема 4. Наглядное представление статической информации. Построение диаграмм.


Задание 1.

оценка

частота

«5»

«4»

«3»

6

3

7


Используя таблицу частот, постройте столбчатую диаграмму и график. По горизонтальной оси отмечайте оценки, по вертикальной оси – частоту.

Какая оценка наиболее типичная?

Используя график или диаграмму, определите, какова частота оценки «4»?


Задание 2. В фермерском хозяйстве площади, отведенные под посевы зерновых, распределены следующим образом: пшеница – 63%, овес – 16%, просо – 12%, гречиха – 9%. Постройте круговую диаграмму, иллюстрирующую распределение площадей, отведенных под зерновые.


Задание 3. Составьте ряд данных, состоящий из показаний счетчика потребленной электроэнергии за 12 месяцев. Определите стоимость потреблённой электроэнергии за год. Постройте гистограмму. Найдите размах, среднее значение.


Тема 5. ^ Решение задач на нахождение простейших статистических характеристик.

Задание 1.

Найдите размах.(13) В каком году было минимальное количество обучающихся в школе? (В 2006 г.)

Можно ли по данной диаграмме определить моду? (Нет). Найдите среднее арифметическое. (108,6)



Задание 2. Составьте по три задачи на нахождение простейших статистических характеристик. Решите их. Предложите свои задачи одноклассникам.


Создание проекта, исследовательская работа.

Темы проектов:

1. Моделирование биологических процессов. Биоритмы.

2. Перспективы развития школы.

3. Система оплаты ЖКХ.

4. Перспективы развития села.


Литература для учителя:

1.Макарычев Ю. В., Миндюк Н. Г. Элементы статистики и теории вероятностей. – М.: Просвещение, 2003.

2.Макарова Н. В. Информатика. Задачник по моделированию. 7-9 класс. – СПб.: Питер, 2001.

3.Гейн, А. Г. и др. Основы информатики и вычислительной техники. – М.: Просвещение, 2008.

4.Дубина, А. Г., Орлова, С. С., Шубина, И. Ю., Хромов, А. В. в Excel для экономистов и менеджеров. – СПб.: Питер, 2004.

5.А.А.Чернов, А.Ф.Чернов. Информатика 9 класс. Сборник элективных курсов. Волгоград: Учитель, 2006.


Литература для учащихся:

1.Макарова Н. В. Информатика. Задачник по моделированию. 7-9 класс. – СПб.: Питер, 2001.

2. А.Г.Мордкович, П.В.Семёнов. Алгебра. 9 класс. Часть 1 и 2. М.: Мнемозина, 2010.

3.Макарычев Ю. В., Миндюк Н. Г. Элементы статистики и теории вероятностей. – М.: Просвещение, 2003.




Похожие:

Программа элективного курса предпрофильной подготовки «Статистика дизайн информации» iconПояснительная записка Программа элективного курса «Азбука экономики» предназначена для учащихся 9 класса
Программа элективного курса по экономике для 9 класса в рамках предпрофильной подготовки
Программа элективного курса предпрофильной подготовки «Статистика дизайн информации» iconПрограмма элективного курса Пояснительная записка
Элективный курс «индикаторы» предназначен для предпрофильной подготовки учащихся 9-х классов. На изучение данного курса отводится...
Программа элективного курса предпрофильной подготовки «Статистика дизайн информации» iconКурса
Главной частью предпрофильной подготовки являются элективные курсы. Согласно плану работы школы в сентябре 2009 года была произведена...
Программа элективного курса предпрофильной подготовки «Статистика дизайн информации» iconЭлективный курс «Хромосомы и пол. Основы Менделизма» 10 класс (34 ч)
Программа курса предназначена для профильной подготовки учащихся 10-ых классов. Рассчитана на 34 часов (1 час в неделю). Вид элективного...
Программа элективного курса предпрофильной подготовки «Статистика дизайн информации» iconПрактикум по экологии человека Учебный курс предпрофильной подготовки для учащихся 8-х классов, 17 часов
Программа курса «Практикум по экологии человека» предназначена для учащихся 8 классов в рамках предпрофильной подготовки, согласно...
Программа элективного курса предпрофильной подготовки «Статистика дизайн информации» iconПрограмма курса по выбору для предпрофильного образования школьников «Дизайн как вид художественного проектирования» Пояснительная записка
Программа курса «Дизайн как вид художественного проектирования» предназначен для углубления знаний о созидании предметной среды труда,...
Программа элективного курса предпрофильной подготовки «Статистика дизайн информации» iconПрограмма элективного курса «Мой выбор» для учащихся 9 класса Пояснительная записка
Программа элективного курса «Мой выбор» предназначена для учащихся 9 класса. Объем курса 16 часов
Программа элективного курса предпрофильной подготовки «Статистика дизайн информации» iconПрограмма элективного курса по информатике для учащихся 9 классов. «Я web-дизайнер». Автор: Семенов Альберт Родионович (учитель информатики) Пояснительная записка
Элективный курс «я web-дизайнер» для предпрофильной подготовки учащихся 9 классов является расширением темы «Основы языка разметки...
Программа элективного курса предпрофильной подготовки «Статистика дизайн информации» iconПрограмма элективного курса «Теоретическая и практическая математика в решении нестандартных задач» 11 класс Руководитель курса: А. М. Лучникова, учитель высшей квалификационной категории
Программа элективного курса «Теоретическая и практическая математика в решении нестандартных задач» 11 класс
Программа элективного курса предпрофильной подготовки «Статистика дизайн информации» iconПрограмма курса для предпрофильной подготовки «Офицер- профессия героическая» Пояснительная записка
В соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» и письмом Министерства общего и про­фессионального...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов