Тема 11 Инвестиционная политика российского Государства 11 Инвестиции и накопление основного капитала icon

Тема 11 Инвестиционная политика российского Государства 11 Инвестиции и накопление основного капитала



НазваниеТема 11 Инвестиционная политика российского Государства 11 Инвестиции и накопление основного капитала
Дата конвертации27.08.2012
Размер274.42 Kb.
ТипКонтрольные вопросы
1. /Авторский коллектив.doc
2. /Введение.doc
3. /Обложка.doc
4. /Предисловие.doc
5. /Раздел 1.Тема 1. Юданов.doc
6. /Раздел 1.Тема 2. Тарасенко.doc
7. /Раздел 1.Тема 4. Колодняя.doc
8. /Раздел 1.Тема 5. Беляева и Эскиндаров.doc
9. /Раздел 2.Тема 10 Соколинский.doc
10. /Раздел 2.Тема 11. Мухетдинова.doc
11. /Раздел 2.Тема 12. Беляева и Плотицина.doc
12. /Раздел 2.Тема 13 Карамова.doc
13. /Раздел 2.Тема 7. Соколинский.doc
14. /Раздел 2.Тема 8 Соколински Сумароков, Беляева, Ленская.doc
15. /Раздел 2.Тема 9. Абрамова.doc
16. /Раздел 3.Тема 14. Пар 3. Вафиной.doc
17. /Раздел 3.Тема 15. Поспелов.doc
18. /Раздел 3.Тема 16 Поспелов.doc
19. /Раздел 3.Тема 17. Платонова.doc
20. /Раздел 4.Тема 18..doc
21. /Раздел 4.Тема 19 распечатана без контр. вопр..doc
22. /Раздел 4.Тема 20..doc
23. /Раздел 4.Тема 21..doc
24. /Содержание.doc
25. /Схема 2 к гл 7 (пирамида).doc
26. /Схема 3 к гл 7 (магич кв).doc
27. /Схема1 к гл 7(структура понятия).doc
28. /тема 6. Макро.распеч..doc
А. Г. Грязновой авторский коллектив учебник
Введение
Российской Федерации
Макроэкономическая теория играет архиважную роль в познании экономических процессов и явлений, особенно в современных условиях. За последние 20-30 лет наиболее развитые страны вступили в эпоху постиндустриализма
Тема понятие о воспроизводстве, система национальных счетов
html">Макроэкономическое равновесие Общее и частное экономическое равновесие. Сущность общего (макроэкономического) равновесия
Тема 4
5. 1Инфляция 1 Сущность, причины и формы проявления инфляции
Тема 10
Тема 11 Инвестиционная политика российского Государства 11 Инвестиции и накопление основного капитала
Социальная политика
Тема 13 Институциональная макроэкономика 13 Институциональный метод и его особенности
Тема государство и экономическая политика
Тема 8
9 Цели, объекты и субъекты денежно-кредитной политики. Банковская система и ее структура
14 Транснационализация производства и капитала
Теории международной торговли
Платежный баланс
Валютный курс
Экономика крупного федеративного государства
Тема 19
Тема 20 Типология регионов Российской Федерации
Тема 21 Государственная региональная политика
Содержание
Пирамида целей
Содержание
Тема экономический рост экономический рост: сущность, типы, факторы


Тема 11


Инвестиционная политика российского Государства




11.1. Инвестиции и накопление основного капитала.

11.2. Нормативно-законодательная база инвестиционной деятельности рыночного типа.

11.3. Инвестиционное проектирование.

11.4. Иностранные инвестиции в России.
Контрольные вопросы



В теме 11 обратите внимание на связь с теорией следующих актуальных проблем российской экономики:


  • Почему в России не работает инвестиционная модель рыночного типа?

  • Какова роль государства в восстановлении инвестиционного процесса в России?

  • Нужно ли сохранять в России инвестиционные льготы?

  • Для чего России нужны иностранные инвестиции?


11.1. Инвестиции и накопление основного капитала


В любом обществе инвестиции предопределяют общий рост экономики, это то, что "откладывают" на завтрашний день, чтобы иметь возможность больше потреблять в будущем. Важной макроэкономической пропорцией выступает соотношение накопления и потребления в валовом внутреннем продукте страны. Норма накопления показывает, какая часть ВВП направляется в инвестиции в основной капитал для расширения производства.

Норма накопления
Норма накопления в российской экономике, несмотря на высокие темпы роста ВВП и увеличение инвестиций в 1999-2001 гг., остается низкой. В 2001 г. она составила 17%, к 2004 г. предусмотрен рост валовых накоплений до 21% ВВП. Это означает, что экономический рост в среднесрочной перспективе должен сопровождаться опережающим по сравнению с динамикой потребления ростом инвестиций в основной капитал. Мировой опыт зарубежных стран, преодолевавших негативные последствия структурных и циклических кризисов, показывает, что в фазах оживления и подъема экономики норма валового накопления в основной капитал достигала уровня 30-40% ВВП и выше (например, Германия и Япония в послевоенные десятилетия, США в 50-60-е годы).

В СССР в течение многих десятилетий норма накопления была очень высокой (около 30% ВВП), но эффективность капитальных вложений постоянно снижалась. Таким образом, проблема накоплений в российской экономике связана с наличием достаточных объемов инвестиций и их эффективностью, отдачей.

Возможности накопления основного капитала в стране зависят от размеров валовых национальных сбережений государства, предприятий и населения. Однако для России в настоящее время характерен разрыв в цепочке «сбережения – инвестиции», что является серьезной проблемой для всего народного хозяйства. Так, например, в 2000 г. валовые национальные сбережения оценивались в 32% ВВП, в то время как накопление основного капитала составило только 15% ВВП. Низкий уровень капитализации национальных сбережений свидетельствует о сохраняющемся недоверии потенциальных инвесторов к вложению сберегаемых средств в российскую экономику, обусловленном экономическими и правовыми рисками, низкой прибыльностью инвестируемого капитала.


Инвестиционный кризис

Одной из наиболее характерных черт системного кризиса, охватившего экономику России в 90-е годы, явилось резкое сокращение инвестиций в реальный сектор экономики. За десятилетие инвестиции в основной капитал снизились в 4 раза.

Инвестиционный кризис в России вызван целым рядом взаимосвязанных, но имеющих и самостоятельное значение причин, повлекших за собой целый ряд следствий:

  • быстрое сокращение абсолютных объемов накопления,

  • существенное снижении его доли в валовом внутреннем продукте,

  • резкое сокращение бюджетных ассигнований и финансирование федеральных целевых и инвестиционных программ по остаточному принципу;

  • уменьшение доли прибыли предприятий, направляемой на расширение производства.

Хроническое недофинансирование инвестиций за последнее десятилетие подвело Россию к рубежу, за которым последуют массовые техногенные катастрофы, вызванные износом основных фондов.


Схема 11.1.1.

Инвестиционные итоги 2000 года.
Улучшение общеэкономической ситуации в России в 1999-2001 годах привело к перелому негативной тенденции падения инвестиций. С конца 1999 года темпы роста инвестиций в реальные активы значительно опережают динамику ВВП. В 2000 году объем инвестиций за счет всех источников финансирования составил 1165,2 млрд. руб. и увеличился по сравнению с 1999 годом на 17,4%. Ряд отраслей инвестируют свои проекты, не привлекая капитал со сторон (цветная металлургия, химическая и целлюлозно-бумажная промышленность, лесохимия и др.)

Однако, несмотря на рост инвестиций, возрастают диспропорции в их отраслевом распределении: в 2000 году почти половина общего объема инвестиций была вложена в топливно-сырьевые отрасли и транспорт (в начале 90-х годов эта доля составляла около 30%, а в предыдущие десятилетия – 20-25%). Это вызывает снижение удельного веса инвестиций в обрабатывающую промышленность (химия, нефтехимия, машиностроение, металообработка) и отрасли, ориентированные на конечный спрос населения (легкая, пищевая промышленность).

Важной задачей государства является закрепление положительных тенденций в инвестиционной сфере, создание механизмов перераспределения внутренних инвестиционных ресурсов из сырьевых отраслей в обрабатывающую промышленность для модернизации и формирования современной структуры экономики. В российской экономике в последнее время сложился ряд благоприятных предпосылок для роста инвестиций: нормализация валютного рынка, рост промышленного производства, улучшение финансового положения предприятий, растущие золотовалютные резервы.

Преодоление воспроизводственного кризиса в России предполагает восстановление условий для внутреннего накопления, а именно снижение чрезвычайно завышенной эффективности вложений в финансовый сектор экономики и восстановление нормальных экономически обоснованных соотношений между текущим потреблением и накоплением, с целью поддержать платежеспособный спрос для отечественных товаров инвестиционного и потребительского назначения. Решение этих задач может обеспечиваться проведением целого комплекса мероприятий, касающихся различных аспектов ценовой, валютной, налоговой политики, а также политики доходов. Отсюда объективно вытекает необходимость усиления роли государства как основного субъекта, организующего экономическую деятельность в переходной экономике.



От централизованных капитальных

вложений – к частным инвестициям.
К концу 90-х годов в России в целом сформировалась рыночная модель инвестиционного процесса. Государство, монопольно осуществлявшее капитальные вложения в плановой экономике, сменили различные категории частных инвесторов. Формируется необходимая инфраструктура инвестиционного процесса - коммерческие банки, финансовые учреждения, поставщики оборудования, агентства по страхованию экспортных кредитов, информационные и консультационные фирмы и др.

Государство целенаправленно проводит последовательную децентрализацию инвестиционного процесса (в том числе и в региональном разрезе). Поддержка негосударственных предприятий за счет централизованных инвестиций осуществляется только путем кредитования на возвратной и платной основе, а бюджетное финансирование сохраняется для социально значимых объектов, имеющих некоммерческий характер. В эти годы значительно расширяется совместное (долевое) государственно-коммерческое финансирование инвестиционных проектов, позволяющее объединить средства и разделить риски. Часть централизованных (кредитных) инвестиционных средств используется на реализацию особо эффективных инвестиционных проектов и объектов малого бизнеса и предоставление гарантий частному капиталу.

Следует признать, что рыночная модель инвестиционного процесс в России имеет деформированный характер и недостаточно эффективна. Это проявляется в том, что слабо работает механизм накопления на микроуровне (уровне предприятий), фондовый рынок и кредитная система не играют заметной роли в аккумулировании сбережений и их трансформации в инвестиции.

Банковская система России на протяжении 90-х годов была ориентирована на высокодоходные операции в финансовом секторе, в минимальной степени осуществляя инвестирование в реальный сектор экономики. Так например, в 2000 г. российские банки предоставили кредиты на основной капитал в сумме 26 млрд. руб., что составляет 4 % в общем объеме источников финансирования в основной капитал. Основными факторами, препятствующими активизации банковского инвестирования производства, являются высокий уровень риска вложения в реальный сектор производства, краткосрочный характер сложившейся ресурсной базы банков, несформированность рынка эффективных инвестиционных проектов. Наметилась тенденция роста свободных денежных средств банков, которые не вкладываются в производство. Проявляется и недостаточная восприимчивость реального сектора к инвестициям: при острейшей нужде в инвестициях и наличии в стране свободных финансовых ресурсов нет достаточных условий для их прибыльного использования.


11.2.Нормативно-законодательная база инвестиционной деятельности рыночного типа


Государство сформировало в 90-е годы систему нормативно-законодательных актов (более 30 документов), регулирующих инвестиционную деятельность в России. В 1998 - 1999 годах приняты законодательные акты, направленные на улучшение инвестиционного климата в стране для отечественных и иностранных инвесторов. Вступили в силу федеральные законы “Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений”, “О Бюджете развития Российской Федерации”, “О лизинге”, “Об ипотеке (залоге недвижимости)”, изменения и дополнения к закону “О соглашениях о разделе продукции”, принятому в 1995 г.

Роль государства в

инвестиционном процессе.
В Федеральном законе “Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений” определены разнообразные формы и методы государственного участия в инвестиционной деятельности в России. Во-первых, это создание благоприятных условий для развития инвестиционной деятельности (совершенствование системы налогов, механизма начисления амортизации и использования амортизационных отчислений; проведение переоценки основных фондов в соответствии с темпами инфляции; защита интересов инвесторов и принятие антимонопольных мер; предоставление льготных условий пользования землей и другими природными ресурсами; расширение возможностей использования залогов при оуществлении кредитования; развитие финансового лизинга; защита российских организаций от поставок морально устаревших технологий и оборудования; создание и развитие сети информационно-аналитических центров и др.)

Во-вторых, в законе предусмотрено прямое участие государства в инвестиционной деятельности (разработка, утверждение и финансирование инвестиционных проектов за счет госбюджета; формирование перечня строек и объектов технического перевооружения для федеральных госнужд и финансирование их из бюджета; размещение на конкурсной основе средств Бюджета развития для финансирования и госгарантий инвестиционных проектов на основе возвратности, срочности, платности; выпуск облигационных займов, гарантированных целевых займов; вовлечение в инвестиционный процесс законсервированных объектов; предоставление концессий российским и иностранным инвесторам по итогам аукционов, конкурсов и др.).

Вопрос о месте и роли государства в переходной экономике в целом и в инвестиционном процессе в частности является предметом оживленной дискуссии среди российских ученых и практиков. Суть дискуссии сводится к поиску ответа на вопрос «много или мало государства должно быть в рыночной экономике?». Следует признать, что к концу 90-х годов в России, образно говоря, «маятник качнулся в другую сторону»: по сравнению с высокой степенью огосударствления советской экономики роль государства в экономических процессах неоправданно снизилась до критических размеров.

Свою главную задачу в условиях либерализации экономической жизни государство видит в создании благоприятных условий для активизации инвестиционной деятельности, стимулировании частных инвестиций при ограничении своей деятельности в качестве непосредственного инвестора.

Однако негативная экономическая практика нашей страны прошедшего десятилетия показывает, что переходная экономика как система, выведенная из состояния равновесия, для стабилизации и перехода к экономическому росту требует более активной роли государства не только в создании институционально-правовой основы деятельности частных инвесторов, но и в прямом инвестировании в реальный сектор для осуществления необходимых структурных сдвигов. В переходной экономике нельзя недооценивать особую роль государственных инвестиций как важнейшего рычага модернизации структуры народного хозяйства, преодоления значительных диспропорций советского периода.

Снижение государственного участия в поддержке и регулировании инвестиционного процесса проявляется в том, что в последние годы постоянно недовыполняются федеральные инвестиционные программы и целевые программы развития регионов, отсутствуют четко обозначенные приоритеты государственной инвестиционной политики. Сокращение доли государственных инвестиций не было компенсировано инвестициями из других источников, в результате чего произошло резкое падение доли и объемов всех инвестиций в экономику.

О недооценке роли государственной поддержки инвестиционного процесса свидетельствует также то, что не получил развития такой инструмент государственной инвестиционной политики как Бюджет развития. В соответствии с Федеральным законом «О Бюджете развития» он формировался в составе федерального бюджета Российской Федерации с 1998 г. для стимулирования привлечения средств частных инвесторов и инвестиционных институтов на реализацию инвестиционных проектов, обеспечивающих структурную перестройку экономики. Общий объем средств Бюджета развития в 1998 г. составил 16,4 млрд. руб., 1999 г. - 20,8 млрд. руб. и в 2000 г. - 26 млрд. руб.

Для аккумулирования средств из внешних и внутренних источников и финансирования инвестиционных проектов в реальном секторе экономики в 1998 г. создан Российский банк развития - агент Правительства Российской Федерации по осуществлению инвестиций, в том числе за счет средств Бюджета развития. Основными принципами предоставления инвестиционных ресурсов Банком развития являются срочность, возвратность и платность выделяемых средств, приоритет государственных интересов над результатами коммерческой деятельности, а также приоритетность кредитования проектов, финансируемых на смешанной основе.

Из российской практики: Нужно ли в России сохранять инвестиционные налоговые льготы или о противоречии между первой и второй частью Налогового кодекса Российской Федерации.


В настоящее время в России осуществляется масштабная налоговая реформа, направленная на упрощение налоговой системы путем отмены части неэффективных налогов и значительное снижение общей налоговой нагрузки на предприятия для стимулирования инвестиционной активности. Одной из ее задач выступает также формирование равных условий для законопослушных налогоплательщиков путем уменьшения количества и упорядочивания налоговых льгот. Сумма различных льгот в нашей стране оценивается в 200 млрд. руб. в год, и зачастую они предоставляются произвольно, в зависимости от возможностей лоббирования их получателей.

Однако изменения, происходящие в 2001-2002 гг. в российском налоговом законодательстве, напротив, могут привести к снижению возможностей инвестирования. С 1 января 2002 года в России вступила в силу глава « Налог на прибыль» второй части Налогового кодекса РФ, регламентирующая налогообложение прибыли (дохода) юридических лиц. Ставка налога на прибыль в соответствии с данной главой снижена с 35 до 24%. Данной главой Налогового кодекса также отменены все налоговые льготы, в том числе льгота по капитальным вложениям.


В общей первой части Налогового кодекса Российской Федерации, принятой в 199 году, действовал ряд льгот, направленных на стимулирование инвестиционного процесса (статьи 65-68). Предприятия могли получить инвестиционный налоговый кредит по налогу на свою прибыль на срок от 1 года до 5 лет в пределах 50% суммы налога, подлежащего уплате за этот налоговый период. В последние годы Правительство России рассматривало возможность снятия 50%-ного ограничения на применение данной льготы для того, чтобы усилить заинтересованность предприятий в модернизации и расширении производства и стимулировать их развитие. На практике произошло обратное: во второй части Налогового кодекса ликвидируются немногочисленные налоговые рычаги, способствующие формированию условий для обеспечения нового качественного роста российской экономики.

Отмена в России существовавших инвестиционных льгот принципиально не согласуется с современными тенденциями налогообложения развитых и успешно развивающихся стран. Можно приветствовать ликвидацию некоторых налоговых льгот отдельным организациям (ставшим у нас коррумпированными и криминальными), но нельзя от льгот отказаться в принципе, что подтверждает вся мировая практика государственного регулирования. Льготное налогообложение (и даже освобождение от налогов) отраслей, куда необходимо направить капитал, используется во всем мире и является механизмом межотраслевого перелива инвестиционных ресурсов из капиталодостаточных в капиталодефицитные сектора экономики. Отсутствие налоговых льгот, отражающих приоритеты государства, свидетельствует об исключительно пассивной роли налоговой системы в решении экономических проблем.

Практически ни в одной стране мира не существует налоговой системы, в которых не содержалась бы разветвленная система льгот, предоставляемых при налогообложении прибыли для развития высокотехнологичных отраслей, реального содействия научно-техническому прогрессу. Для определения эффективности и действенности предоставленных налоговых льгот государство использует следующие принципы: четко и конкретно сформулированный характер цели льготирования; крайне ограниченный круг налогоплательщиков, попадающих под льготный режим налогообложения; относительно небольшой срок (не более чем 2-3 года), на который предоставляются льготы; мониторинг результативности льгот, их влияния на экономику.

В условиях современной России не следует преувеличивать позитивные возможности воздействия на инвестиционный процесс и такой меры, как снижение общей налоговой ставки на прибыль (с 35 до 24%). Причина состоит в том, что на протяжении 90-х годов большая часть отечественных предприятий вообще не имеет прибыли по результатам своей хозяйственной деятельности (около 40% предприятий являются убыточными) и не уплачивает налог на прибыль. Значительное число предприятий получает, прибыль, недостаточную для инвестирования.

Для предприятий всех отраслей российской экономики основное налоговое бремя формируют косвенные налоги (так называемые "оборотные налоги"): налог на добавленную стоимость, единый социальный налог, налог с продаж, дорожный налог и другие, устанавливаемые в процентах к выручке от реализации продукции или фонда оплаты труда. Именно посредством этих налогов изымается основная часть финансовых ресурсов реального сектора, и именно эти налоги создают непосильное налоговые бремя. Механизм их взимания не учитывает финансовые результаты деятельности предприятий. Эти налоги взимаются независимо от наличия или отсутствия прибыли, что при ухудшении экономической конъюнктуры нередко становится прямым фактором убыточности предприятий.

Таким образом, России для восстановления инвестиционного процесса необходимо использовать мировой опыт налогового стимулирования инвестиций и внедрять механизмы, которые США и страны Западной Европы начали использовать для модернизации экономики еще в 60-70-ые годы ХХ века.

Правительство России рассматривает в 2002 году возможность восстановления инвестиционной льготы по налогообложению прибыли, получения налогового кредита, предоставления налоговых каникул на срок 3-5 лет предприятиям, внедряющим принципиально новые технологии, машины и оборудование.

Источники финансирования

инвестиций.
Основным источником финансирования капитальных вложений для российских предприятий являются их внутренние средства (прибыль и амортизационные отчисления, составляющие около 70% от общего объема инвестиций). Большинству российских предприятий собственных средств для инвестирования не хватает, так как объемы прибыли хотя и возросли за последние годы, но их недостаточно для обновления и расширения основного капитала. В 2000 г. доля прибыли в ВВП составила 15%, в то время как в 1992 г. она достигала 30%. Свыше 40% российских предприятий продолжают оставаться убыточными, то есть не имеют прибыли для инвестирования.

Внешними источниками финансирования инвестиций в рыночной экономике выступают средства бюджетов всех уровней, а также сбережения населения, которые через различные финансовые институты (банки, рынок ценных бумаг, инвестиционные и страховые компании, негосударственные пенсионные фонды и др.) направляются на инвестиции. Однако в России не удалось в полной мере задействовать эти источники инвестиций. Российские предприятия в 1999-2000 годах привлекли через выпуск акций всего 1% необходимых инвестиций. Неразвитыми и несовершенными за годы реформ остаются также системы страхования и гарантирования инвестиций.



Как восстановить связь

«сбережения - инвестиции»?
Сбережения домашних хозяйств в странах с рыночной экономикой выступают одним из значимых источников капиталообразующих инвестиций: до 70% валовых сбережений сосредоточено в этом институциональном секторе. Однако в России, в отличие от многих стран мира, только небольшая их часть (менее 10% от общих сбережений домашних хозяйств) хранится в организованных формах (на счетах в банках, в пенсионных фондах, страховых компаниях) и используется на цели накопления в основной капитал. Население не вкладывает деньги и в ценные бумаги в силу неразвитости рынка ценных бумаг, нестабильности рынка, плохой информированности, ограниченности доступа и недоверия к существующим институциональным посредникам (чековым и паевым инвестиционным фондам и др.). Важной задачей государства является восстановление доверия граждан к организованным формам сбережения наличных денег в отечественной и иностранной валюте для вовлечения их в инвестиционную сферу.

Лизинг.
Важная роль в интенсификации инвестиционного процесса в условиях сложного положения в банковской сфере и недостаточной готовности банков к расширению инвестиций в производство принадлежит лизингу или аренде оборудования, особенно для поддержки малых и средних предприятий. Лизинг в различных формах широко распространен на Западе: в США инвестиции в форме лизинга составляют 30% от их общего объема, в Чехии – 28%.

Принятие в 1998 г. Федерального закона “О лизинге” активизировало создание лизинговых компаний в России, число которых с 1994 г. по 2000 г. выросло с 20 до 1500. Однако пока лизинг не приобрел значимой роли в российской экономике: в 2000 году объемы договоров по лизингу составили 1,4 млрд. долл., что составляет 4,4% от общего объема инвестиций. В целом мировой оборот лизинговых услуг в 2000 году составил более 500 млрд. долл. В ближайшие годы объемы лизинговых операций будут расширены в таких ключевых отраслях как агропромышленный комплекс, авиа- и судостроение, горнодобывающая промышленность, металлургия, нефте- и газодобыча и переработка, телекоммуникации.


11.3. Инвестиционное проектирование

Инвестиционный проект
В 90-е годы в России быстрое развитие получила система инвестиционного проектирования, широко распространенная в странах с рыночной экономикой. Ее становление связано с тем, что переход российской экономики от плановой к рыночной модели требует принятия большого количества экономически обоснованных решений относительно капиталовложений при осуществлении приватизации, конверсии, оздоровления существующих и создании новых предприятий. – это документ, в котором рассчитаны экономическая целесообразность, объемы и сроки осуществления капитальных вложений (в том числе необходимая проектно-сметная документация), а также определены практические действия по осуществлению инвестиций (бизнес-план). Бизнес-план является принципиально новым документом для российской экономики, который запускается на старте проекта и должен убедить потенциального инвестора, что прибыль от вкладываемых денег будет, по крайней мере, не ниже ставки банковского депозита.

Начальный импульс к становлению российской школы инвестиционного анализа был задан с начала 90-х годов международными финансовыми организациями (МВФ, Мировой банк, Европейский банк реконструкции и развития и др.). Они выделяли российским предпринимателям средства только при наличии тщательно обоснованных с точки зрения необходимых затрат и ожидаемых результатов бизнес-планов, к чему, как показала практика, российская сторона оказалась не готова. Об этом свидетельствует то, что ряд открытых в начале 90-х годов международными организациями кредитных линий для российских предприятий оказались неосвоенными.

К середине 90-х годов финансовое обоснование инвестиционных проектов в соответствии с необходимыми требованиями стало обязательным условием для соискателей инвестиций из государственного бюджета (на конкурсной основе), коммерческих банков и других структур, располагающих средствами.



Мало инвестиций или

мало привлекательных

инвестиционных проектов?
Так можно охарактеризовать один из аспектов сложившейся инвестиционной ситуации в стране. Мы находится в «инвестиционной ловушке», когда при острейшей нужде в инвестициях и наличии значительных свободных финансовых ресурсов нет условий для их прибыльного использования, реальный сектор недостаточно восприимчив к инвестициям. Отечественным и иностранным бизнесменам, готовым инвестировать в реальный бизнес, российские предприятия часто не могут предложить проекты, доведенные до серьезных программ и бизнес-планов развития. Многие предприятия по своей структуре и уровню менеджмента еще не способны эффективно принимать и использовать инвестиции. Нередки и случаи, когда предприятия, нуждаясь во внешних инвестициях, не обеспечивают прозрачности своей деятельности для потенциальных инвесторов, то есть не хотят предоставлять им необходимой информации.

Для оценки эффективности инвестиционных проектов используется ряд показателей:

- коммерческая эффективность проекта, показывающая финансовые последствия реализации проекта для его непосредственных участников;

- бюджетная эффективность, характеризующая финансовые последствия осуществления проекта для федерального, регионального или местного бюджетов;

- экономическая эффективность, учитывающая затраты и результаты, выходящие за пределы прямых финансовых интересов участников проекта.

Основными показателями, используемыми для оценки эффективности инвестиционных проектов, являются срок окупаемости (с учетом дисконтирования), чистая текущая стоимость проекта, рентабельность инвестиций, внутренняя норма прибыльности проекта, которые позволяют всесторонне рассмотреть проект и принять обоснованные решения.

Особенности оценки

проектов с учетом рисков.
Инвестиционный процесс в рыночной экономике испытывает на себе влияние неопределенности, под которой понимают неполноту или неточность информации об условиях реализации проекта (в том числе - о связанных с ними затратах и результатах), приводящую к определенным рискам.

Организационно-экономический механизм реализации проектов, сопряженных с риском, должен включать специфические элементы, позволяющие снизить риск или уменьшить связанные с ним неблагоприятные последствия, поэтому одним из важных разделов бизнес-плана является раздел, в котором по определенным методикам рассчитываются риски проекта. Под рисками понимают опасности того, что цели, поставленные в проекте, могут быть не достигнуты полностью или частично. Расчет рисков является не только необходимым аналитическим средством для обнаружения слабых мест проекта, но и предполагает разработку мероприятий по снижению возможной опасности и страхованию проекта.

11.4. Иностранные инвестиции в России


Начиная с 90-х годов, иностранные инвестиции рассматриваются как одно из важных условий стабилизации российской экономики и ее роста. Возможные объемы привлечения иностранных инвестиций в российскую экономику, как и в экономику любой другой страны, обусловлены уровнем доверия зарубежных инвесторов, имиджем на мировых рынках капитала, состоянием инвестиционного климата, мерами стимулирования иностранного капитала и отсутствием барьеров на их пути, соблюдением общепризнанных стандартов по отношению к ним.

Иностранные инвестиции в Россию поступают по линии межправительственных соглашений и международных финансовых институтов и банков, а также от различных частных организаций и предпринимателей.

ПИИ
В условиях серьезного инвестиционного кризиса Россия нуждается прежде всего в частных производственных прямых инвестициях (ПИИ), однако их привлечение в российскую экономику сталкивается с жесткой конкуренцией на мировом рынке капиталов.

В десятилетие 90-х годов годовые потоки прямых иностранных инвестиций в мире возросли более чем в 5 раз. По данным ООН, в 2000 г. потоки прямых иностранных инвестиций между странами достигли рекордного уровня в 1,3 млрд. долл., а общий объем накопленных прямых инвестиций в мире превысил 4 трлн. долл. Однако роль России в мировых потоках и тем более в накопленных прямых иностранных инвестициях в настоящее время минимальная. Ее удельный вес в мировых накопленных инвестициях не превышает 2%. Россия в 90-е годы проиграла в конкуренции за прямые инвестиции странам Центральной и Восточной Европы, а также ряду стран постсоветского пространства, что объясняется недостаточной экономической и политической стабильностью и непоследовательностью политики их регулирования.

Инвестиционный климат
В 90-е годы многие страны мира предприняли меры по улучшению инвестиционного климата для иностранных инвесторов. В 1991-2000 гг., по данным Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), в мире в национальные режимы деятельности иностранных инвесторов было внесено 1185 изменений, 95% которых направлена на создание более благоприятных условий для ПИИ.

Инвестиционный климат для иностранных инвестиций в российскую экономику за последние годы постепенно улучшается. В России создана законодательная база, в целом соответствующая нормам международного инвестиционного сотрудничества. В 2000 году российская экономика характеризовалась более благоприятными условиями для привлечения иностранных инвестиций, о чем свидетельствует перемещение России с 49-го на 32-е место в мире по привлекательности для инвесторов.

Кардинальное улучшение инвестиционного климата и переход к инвестиционно активной стратегии, направленной на модернизацию российской экономики, возможны на основе проведения широких структурных реформ и укрепления базовых институтов государства. Приоритетными задачами по улучшению делового климата в стране выступают: защита прав собственности и улучшение корпоративного управления; развитие института банкротства и защита прав кредиторов; выравнивание условий конкуренции и действенная антимонопольная политика; дебюрократизация экономики; повышение эффективности управления государственной собственностью; развитие финансовой инфраструктуры.

Правительство России продолжает переговоры по заключению международных соглашений о поощрении и взаимной защите инвестиций. К концу 2000 года было заключено свыше пятидесяти таких соглашений. Со многими государствами подписаны соглашения об исключении двойного налогообложения доходов и имущества (Австрия, Бельгия, Великобритания, Канада, США и др.).



Таблица 11.4.1.

Динамика и структура иностранных инвестиций в российскую
экономику


Годы

Всего,

млн. долл.

Прямые

Портфельные

Прочие

Млн. долл.

в % к итогу

Млн. долл.

в % к итогу

Млн. долл.

в % к итогу

1996

6970

2440

35,01

128

1,84

4402

63,16

1997

12295

5333

43,38

681

5,54

6281

51,09

1998

11773

3361

28,55

191

1,62

8221

69,83

1999

9560

4260

44,56

31

0,32

5269

55,12

2000

10958

4429

40,4

145

1,3

6384

58,3

Источник: Госкомстат России. Под термином «прочие» подразумеваются кредиты и другие средства, предоставленные на возвратной, платной и временной основе. Фактически инвестициями они не являются, но учитываются в качестве таковых Госкомстатом России.


К середине 2001 г. общий объем иностранных инвестиций в стране около 34 млрд. долл., в том числе ПИИ – 17,6 млрд. долл., портфельные – около 1 млрд. долл., и прочие – 15,27 млрд. долл. Иностранные инвестиции составляют около 3-4 % от общего объема всех инвестиций в стране. Министерство экономического развития и торговли России разрабатывает меры стимулирования, направленные на то, чтобы довести этот уровень до 10 % валовых инвестиций в стране. К 2004 г. в соответствии с Программой социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2002-2004 годы) прямые иностранные инвестиции должны составлять не менее 6 млрд. долл. в год. Однако очевидно, что ощутимый приток иностранного капитала будет возможен только после того, как активность отечественных инвесторов приобретет устойчивый характер.

Организационными формами деятельности частных иностранных инвесторов в стране выступают совместные предприятия и предприятия со 100%-ным иностранным капиталом.

В настоящее время в России зарегистрировано около 30 тысяч предприятий, компаний и банков с участием нерезидентов (включая 7793 филиала иностранных фирм), хотя реально работает из них менее половины. На предприятиях с иностранным капиталом занято около 900 тыс. человек, что не оказывает заметного стимулирующего влияния на уровень занятости в стране в целом.

Иностранные инвестиции в российский топливно-энергетический комплекс поступают на основе соглашений о разделе продукции, предусматривающих возмещение затрат инвестора добываемой продукцией. На условиях соглашений о разделе продукции в России происходит реализация широкомасштабных проектов в сфере добычи нефти и газа «Сахалин-1», «Сахалин-2», «Сахалин-3», «Разработка Харьягинского месторождения нефти» и др. Однако в целом приток иностранных инвестиций в минерально-сырьевой сектор экономики на условиях СРП остается на низком уровне по сравнению с потенциальными возможностями экономики.

Инвестиционные

соглашения
В последние годы одной из форм привлечения иностранных инвестиций выступают инвестиционные соглашения, которые Министерство экономического развития и торговли России заключает напрямую с иностранным инвестором, осуществляющим значительные капитальные вложения в нашу страну. Эти соглашения предусматривают упрощение действующего порядка осуществления на территории Российской Федерации крупномасштабных инвестиционных проектов в материальной сфере. Таким иностранным фирмам гарантируется пониженная ввозная таможенная ставку на инвестиционные товары, сырье и комплектующие, которые не изготавливаются в России.

Широкое использование инвестиционных соглашений позволяет стимулировать вложения капиталов в создание современных производств в перерабатывающих отраслях промышленности, в т.ч. в автомобилестроении, фармацевтической, электротехнической, бытовой химии и бытовой электроники.

В настоящее время на условиях инвестиционного соглашения при участии иностранного капитала происходит реализация ряда крупномасштабных проектов в автомобильной промышленности, таких, как “Москвич - Рено”, “ГАЗ - ФИАТ”, “Русский дизель - Форд-Мотор”. В инвестиционных оглашениях оговорено, что через 5 лет они должны не менее 50 % комплектующих производить в России.

Иностранный капитал в России размещен преимущественно в сфере финансов, кредита и страхования, общей коммерческой деятельности по обеспечению функционирования фондового рынка, топливной промышленности, пищевом комплексе, торговле и общественном питании. Около 70% существующих предприятий с иностранными инвестициями работают в сфере услуг или занимаются посреднической деятельностью, и только 30% - в сфере реального производства. Инвестиции в Россию поступают почти из ста стран, причем свыше 90% приходится на десять государств.

Диаграмма 11.4.1.

Прямые иностранные инвестиции в экономику России крупнейших стран-инвесторов (накопленный объем к началу 2000 года, млн. долл.)



Источник: данные Госкомстата Российской Федерации


ПИИ в регионах
Среди российских регионов к концу 90-х годов больше всего прямых иностранных инвестиций получили Москва (38,5% от всех по России), Московская область (8,6%), Сахалинская область (6,5%), Санкт-Петербург (5%). Эти данные свидетельствуют о том, что ведущие позиции в накопленных объемах иностранного капитала занимают регионы Центрального района, а также приграничных, сырьевых районов и крупных машиностроительных центров. Общей тенденцией 90-х годов является снижение дифференциации регионов Российской Федерации по объемам притока иностранного капитала.

В последние годы обсуждается вопрос о том, нужны ли России иностранные инвестиции, если не в полной мере осваиваются внутренние финансовые ресурсы? Иностранные инвестиции, поступающие в Россию, конечно, не решают главной проблемы восстановления инвестиционного процесса: без значительных отечественных инвестиций невозможно перейти к экономическому росту. Но иностранные инвестиции нужны российской экономике, так как помимо финансовых вложений они привносят новые технологии, опыт маркетинга и менеджмента, создают необходимую конкурентную среду. В начале ХХ1 века преобладающее число стран мира участвует в процессах международного инвестирования в качестве импортеров и экспортеров капитала, обмениваясь новейшей технологией, повышая производительность труда и уровень своего развития.

Серьезным недостатком инвестиционной политики России, как показали 90-ые годы, является отсутствие целенаправленной, последовательной стратегии привлечения иностранных инвестиций, что привело к тому, что структура поступившего в страну иностранного капитала сформировалась в основном стихийно. Многие крупнейшие транснациональные корпорации занимают выжидательные позиции, осуществив в Россию небольшие «пробные» инвестиции.

Надежды, которые возлагались на иностранные инвестиции в плане притока в страну передовых технологий, опыта маркетинга и менеджмента, в 90-е годы оправдались в незначительном объеме. Главная причина этого связана с неблагоприятным инвестиционным климатом страны не только для иностранных, но и отечественных инвесторов, приводящим к оттоку из страны значительных объемов российского капитала. Только переход к экономическому росту в сочетании со стабильностью экономической и политической ситуации могут обеспечить необходимые объемы прямых зарубежных инвестиций для модернизации российской экономики.

Таким образом, восстановление инвестиционной деятельности в стране и переход к экономическому росту - сложная, многоплановая проблема, требующая объединения усилий всех участников этого процесса во главе с государством.



Контрольные вопросы




  1. Какие меры необходимо принять для инвестиционного подъема в российской экономике?

  2. Определите внутренние и внешние источники инвестиций для российских предприятий

  3. Чем объяснить низкую инвестиционную активность российских банков?

  4. Как привлечь для инвестирования в производство средства населения?

  5. Сбережения и норма накопления в современной российской экономике

  6. Бюджет развития как инструмент инвестиционной политики

  7. Налоговые механизмы стимулирования инвестиций

  8. Какие причины тормозят привлечение в Россию иностранных инвестиций?

  9. Что необходимо сделать для улучшения инвестиционного климата в России?

  10. В какие сферы российской экономики необходимо стимулировать приток иностранного капитала?

  11. Каков баланс выгод и отрицательных последствий участия иностранного капитала в российской экономике?





Похожие:

Тема 11 Инвестиционная политика российского Государства 11 Инвестиции и накопление основного капитала iconВероисповедная политика российского государства
Религия это убеждение, что все происходящее с нами необычайно важно. И именно поэтому она будет существовать всегда
Тема 11 Инвестиционная политика российского Государства 11 Инвестиции и накопление основного капитала iconЭкономическая политика государства на современном этапе
Особенности региональной политики государства на различных этапах его исторического развития
Тема 11 Инвестиционная политика российского Государства 11 Инвестиции и накопление основного капитала iconКлан Гайдаров в истории Государства российского
Сталинград, Курскую дугу и Кеннисберг, похоронивший три экипажа. С вопросом, на который я ему так и не ответил – «Как же это? И за...
Тема 11 Инвестиционная политика российского Государства 11 Инвестиции и накопление основного капитала icon1. Возникновение и развитие древнеруского государства. Роль христианизации Руси
Объединение земель вокруг Москвы становление единого Российского государства в 14-15в. Противостояние орде
Тема 11 Инвестиционная политика российского Государства 11 Инвестиции и накопление основного капитала icon2 Международная инвестиционная позиция Российской Федерации в 2001-2007 гг. Борисов С. М. «Международная инвестиционная позиция России: зарубежные активы и обязательства»
Борисов С. М. «Международная инвестиционная позиция России: зарубежные активы и обязательства», Деньги и кредит, 2006, №9
Тема 11 Инвестиционная политика российского Государства 11 Инвестиции и накопление основного капитала icon«О старом и новом календарном стиле празднования Нового года в Российской Федерации». Шевченко А. А. г. Новосибирск Декретом Совета Народных Комиссаров рсфср «Об отделении Церкви от государства и школы от Церкви»
Кретом Совета Народных Комиссаров рсфср «Об отделении Церкви от государства и школы от Церкви» от 20 января 1918 года по Р. Х., русское...
Тема 11 Инвестиционная политика российского Государства 11 Инвестиции и накопление основного капитала iconУрок граждановедения в 5 классе Учитель моу сош №1 с. В. Куркужин
Пшукова Марина Хазраиловна показать учащимся значение символов Российского государства как атрибутов государственной власти и суверенитета...
Тема 11 Инвестиционная политика российского Государства 11 Инвестиции и накопление основного капитала iconАнатолия Николаевича Власова на расширенном заседании координационного Совета общественных организаций образуемого Белорусско-Российского Союзного государства
Выступление автора концепции конституционной процедуры образования Союзного государства, юриста с государственно-правовой специализацией,...
Тема 11 Инвестиционная политика российского Государства 11 Инвестиции и накопление основного капитала iconАнатолия Николаевича Власова на расширенном заседании координационного Совета общественных организаций образуемого Белорусско-Российского Союзного государства
Выступление автора концепции конституционной процедуры образования Союзного государства, юриста с государственно-правовой специализацией,...
Тема 11 Инвестиционная политика российского Государства 11 Инвестиции и накопление основного капитала iconВопросы к экзамену/зачету по дисциплине «Инвестиции»
Экономические отношения, связанные с движением инвестиций. Роль инвестиций в экономике государства
Тема 11 Инвестиционная политика российского Государства 11 Инвестиции и накопление основного капитала iconРазвод россии с советской властью
Пути. И не славными традициями тысячелетней истории государства российского. Идеологи советского прошлого настойчиво добиваются светлого...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов