Тема 20 Типология регионов Российской Федерации icon

Тема 20 Типология регионов Российской Федерации



НазваниеТема 20 Типология регионов Российской Федерации
Дата конвертации27.08.2012
Размер123.82 Kb.
ТипДокументы
1. /Авторский коллектив.doc
2. /Введение.doc
3. /Обложка.doc
4. /Предисловие.doc
5. /Раздел 1.Тема 1. Юданов.doc
6. /Раздел 1.Тема 2. Тарасенко.doc
7. /Раздел 1.Тема 4. Колодняя.doc
8. /Раздел 1.Тема 5. Беляева и Эскиндаров.doc
9. /Раздел 2.Тема 10 Соколинский.doc
10. /Раздел 2.Тема 11. Мухетдинова.doc
11. /Раздел 2.Тема 12. Беляева и Плотицина.doc
12. /Раздел 2.Тема 13 Карамова.doc
13. /Раздел 2.Тема 7. Соколинский.doc
14. /Раздел 2.Тема 8 Соколински Сумароков, Беляева, Ленская.doc
15. /Раздел 2.Тема 9. Абрамова.doc
16. /Раздел 3.Тема 14. Пар 3. Вафиной.doc
17. /Раздел 3.Тема 15. Поспелов.doc
18. /Раздел 3.Тема 16 Поспелов.doc
19. /Раздел 3.Тема 17. Платонова.doc
20. /Раздел 4.Тема 18..doc
21. /Раздел 4.Тема 19 распечатана без контр. вопр..doc
22. /Раздел 4.Тема 20..doc
23. /Раздел 4.Тема 21..doc
24. /Содержание.doc
25. /Схема 2 к гл 7 (пирамида).doc
26. /Схема 3 к гл 7 (магич кв).doc
27. /Схема1 к гл 7(структура понятия).doc
28. /тема 6. Макро.распеч..doc
А. Г. Грязновой авторский коллектив учебник
Введение
Российской Федерации
Макроэкономическая теория играет архиважную роль в познании экономических процессов и явлений, особенно в современных условиях. За последние 20-30 лет наиболее развитые страны вступили в эпоху постиндустриализма
Тема понятие о воспроизводстве, система национальных счетов
html">Макроэкономическое равновесие Общее и частное экономическое равновесие. Сущность общего (макроэкономического) равновесия
Тема 4
5. 1Инфляция 1 Сущность, причины и формы проявления инфляции
Тема 10
Тема 11 Инвестиционная политика российского Государства 11 Инвестиции и накопление основного капитала
Социальная политика
Тема 13 Институциональная макроэкономика 13 Институциональный метод и его особенности
Тема государство и экономическая политика
Тема 8
9 Цели, объекты и субъекты денежно-кредитной политики. Банковская система и ее структура
14 Транснационализация производства и капитала
Теории международной торговли
Платежный баланс
Валютный курс
Экономика крупного федеративного государства
Тема 19
Тема 20 Типология регионов Российской Федерации
Тема 21 Государственная региональная политика
Содержание
Пирамида целей
Содержание
Тема экономический рост экономический рост: сущность, типы, факторы



Тема 20

Типология регионов Российской Федерации



Следствием неоднородного экономического развития в территориальном разрезе является неодинаковая и достаточно разнообразная картина макроэкономического состояния регионов. Поэтому осуществим типологию регионов в зависимости от характера проявления в его пределах макроэкономической ситуации.

В основу классификации регионов нами положена комбинация значений макроэкономических параметров в пределах региона:

  • индекс физического объема промышленной продукции;

  • величины общей безработицы;

  • уровня инфляции, показателем которого является индекс потребительских цен.

П
Типы регионов в зависимости от макроэкономической ситуации
озиционирование регионов
в системе данных макроэкономических индикаторов позволяет классифицировать регионы в зависимости от характера макроэкономической ситуации, сложившейся в данном регионе. При этом выделим следующие типы регионов.

I тип – регионы, где макроэкономическая картина выглядит как: «глубокий спад – высокая безработица – высокая инфляция». Это наиболее проблемные районы с точки зрения макроэкономической ситуации, поскольку региональное значение индекса потребительских цен, уровня общей безработицы – выше среднероссийского, а глубина спада – больше среднего значения по РФ. По состоянию на 1997г. к этим регионам относятся Северо-Западный, Северо-Кавказский регионы. В условиях структурного кризиса значительный спад в Северо-Западном регионе связан с преобладанием конверсионных отраслей. Для Северо-Кавказского региона характерен значительный уровень естественного прироста населения и самый низкий уровень городского населения, поэтому высока доля избыточного трудоспособного населения.

II тип регионов – « глубокий спад – высокая безработица – низкая инфляция». К этому разряду регионов относятся Дальневосточный, Волго-Вятский регионы и Калининградская область.

Дальневосточный регион отличается удаленностью от индустриальных регионов стороны. Для района характерна преимущественно сырьевая направленность развития, конверсия оборонного производства, существенная безработица, вследствие чего значителен отток населения в европейскую часть страны. Глубокий спад в Волго-Вятском районе объясняется наличием старопромышленных областей, преобладанием отраслей оборонно-промышленного комплекса. Географическое положение Дальневосточного региона и Калининградской области, отличающееся близостью заграницы, способствует низким транспортным издержкам и большему совокупному предложению товаров и услуг, что сдерживает рост цен в регионах.

Такая макроэкономическая ситуация в вышеуказанных регионах свидетельствует о том, что стимулирование полной занятости не сопряжено с дополнительными трудностями в виде увеличения инфляции, что облегчает политику борьбы с безработицей.

III тип регионов – «глубокий спад – низкая безработица – низкая инфляция». К регионам подобного типа относятся Центральный и Уральский регионы. Глубокий спад в регионах связан с преобладанием высоко милитаризованных, конверсионных отраслей, переживающих болезненный период стагнации. Тем не менее, в регионах большая занятость населения, несмотря на глубокий спад, что обусловлено более высокой квалификацией рабочей силы, ее значительной мобильностью, переориентацией и переподготовкой, развитием малого предпринимательства и бизнеса. Расположение регионов в центре страны способствует большему совокупному предложению товаров и услуг, что сдерживает рост цен. Более низкая инфляция облегчает политику стимулирования экономического роста в данных регионах.

IV тип регионов – «меньший спад – высокая безработица – высокая инфляция». К этой группе относится Поволжский регион. С макроэкономической точки зрения положение региона несколько парадоксально, так как регион характеризуется более значительной безработицей, несмотря на меньший спад производства. С другой стороны, для региона характерна более высокая инфляция, не смотря на то, что одновременно присутствует существенная безработица.

V тип региона – «меньший спад – высокая безработица – низкая инфляция». К данному типу относится Северный, Восточно-Сибирский, Западно-Сибирский регионы. Для районов высокий уровень безработицы сопряжен и с низким значением инфляции.

Северный регион специализируется на производстве продукции добывающих отраслей. Выгодно расположен территориально, поскольку имеет выход к Белому и незамерзающему Баренцеву морю. Граничит с экономически развитыми странами – Финляндией и Норвегией.

Западно-Сибирский регион исключительно богат природными ресурсами, на его долю приходится более половины общего объема производства топливной промышленности страны, около 90% электроэнергетики и черной металлургии. Для региона характерны развитые транспортные коммуникации, соединяющие Западную Европу с Дальним Востоком, Китаем и Восточной Азией.

Большая часть Восточно-Сибирского региона находится за Полярным кругом, почти на всей площади расположена вечная мерзлота. Значительная удаленность региона от других экономически развитых регионов ограничивает возможности использования рабочей силы.

VI тип регионов – «меньший спад – низкая безработица – высокая инфляция». К этому типу относится Центрально-Черноземный регион. Этот индустриально-аграрный регион характеризуется большей занятостью трудовых ресурсов и меньшей глубиной спада. Однако, для региона типична и более высокая инфляция.

Вполне естественно, что позиция регионов в системе макроэкономических параметров может изменяться. Наиболее динамичным показателем является индекс потребительских цен: на протяжении 1993-1997 г.г. существовали значительные колебания этого показателя (ниже и выше среднероссийского уровня) абсолютно по всем регионам. Наиболее стабильными показателями в территориальном плане являются уровень общей безработицы и индекс объема промышленной продукции, характеризующий глубину спада.

Вследствие разной макроэкономической ситуации не может быть однотипной макроэкономической политики в каждом отдельно взятом регионе. Используя предложенную типологию регионов, представим соответствующую ей систему приоритетных целей макроэкономической политики в зависимости от типа региона.

И
Типы региональной экономической

политики
сходя из макроэкономической ситуации в пределах региона, целесообразно выделить возможные типы региональной экономической политики:


I тип – региональная политика, характерная для регионов, где более глубокий спад, высокая безработица и значительный уровень инфляции (Северо-Западный, Северо-Кавказский регионы). Для этих районов необходимо найти компромиссное решение магического треугольника целей: стимулирование экономического роста, увеличение занятости и сдерживание роста цен. Это наиболее сложный тип политики, требующий особенно тщательной увязки с макроэкономической политикой на уровне Федерации.

2 тип – региональная политика, преследующая две цели. В зависимости от характера ориентиров региональное регулирование может быть двух типов:

2а) тип региональной макроэкономической политики, направленный на реализацию взаимодополняемых целей: стимулирование экономического роста и обеспечение полной занятости. Этот непротиворечивый тип регулирования характерен для Дальневосточного, Волго-Вятского регионов и Калининградской области.

2б) тип региональной политики, преследующий две альтернативные, взаимоисключающие цели. Они могут быть двух разновидностей:

  • стимулирование экономического роста и антиинфляционная политика

  • стимулирование полной занятости и сдерживание цен (Поволжский регион).

3 тип – региональная политика, преследующая одну макроэкономическую цель. В зависимости от характера цели регулирование может быть направлено на:

3а) стимулирование экономического роста (Центральный и Уральский регионы);

3б) стимулирование полной занятости (Северный, Восточно-Сибирский, Западно-Сибирский регионы,);

3в) антиинфляционная политика (Центрально-Черноземный регион).

4 типнейтральная региональная политика, должна быть типична для регионов, где все макроэкономические индикаторы выглядят более благоприятно по сравнению со средними по России.


В
Состояние инвестиционного законодательства и региональных финансов
есьма интересным представляется анализ экономической политики, проводимой региональными органами власти. Наибольшее влияние на макроэкономическую ситуацию оказывают следующие составляющие регионального экономического регулирования: инвестиционная политика; финансовая деятельность региональных органов власти (степень сбалансированности регионального бюджета и финансов предприятий).

В 1997-1998 г.г. произошел бурный рост законодательной активности во многих регионах, где были избраны новые органы региональной власти. Оценим инвестиционную политику регионов в зависимости от законодательной деятельности, определяющей юридические условия инвестирования в те или иные сферы или отрасли, порядок использования отдельных факторов производства. При этом воспользуемся результатами экспертной оценки, при которой учитывались как федеральные, так и региональные законы, нормативные акты и документы, непосредственно регулирующие инвестиционную деятельность или затрагивающие ее косвенно1. Исходя из результатов указанного исследования подсчитаем инвестиционный рейтинг укрупненных регионов. Наиболее льготный законодательный режим для инвестирования имеется в Калининградской области, Северо-Западном, Северном, Северо-Кавказском, Центральном, Центрально-Черноземном регионах. Наименее льготный законодательный режим для инвесторов присутствует в Дальневосточном, Поволжском, Восточно-Сибирском, Волго-Вятском, Западно-Сибирском, Уральском регионах.

С помощью результатов указанного исследования представим обобщенную картину финансовой деятельности региональных органов власти. Она позволяет разбить регионы на две группы.

Первая – регионы, где финансовая деятельность региональных органов власти наименее проблемная: Калининградская область, Центральный, Центрально-Черноземный, Западно-Сибирский, Северо-Западный, Северный, Уральский регионы. Вторая – регионы, где финансовая деятельность региональных органов власти наиболее проблемная: Поволжский, Волго-Вятский, Восточно-Сибирский, Северо-Кавказский, Дальневосточный регионы.

Используя в качестве критериев инвестиционную и финансовую политику регионов, представим позицию каждого региона в зависимости от типа проводимой политики (см. рис.19.1).

1 тип – наименее проблемные регионы, поскольку в их пределах наиболее развито инвестиционное законодательство и наибольшая степень сбалансированности регионального бюджета: Северо-Западный, Северный, Центральный, Центрально-Черноземный регионы и Калининградская область.

2 тип – регионы, где инвестиционное законодательство развито не достаточно, однако региональные финансы характеризуются наибольшей сбалансированностью: Западно-Сибирский и Уральский регионы.

3 тип – регионы со слабыми региональными финансами и с более развитым инвестиционным законодательством: Северно-Кавказский регион.

Состояние

региональных финансов


Непроблемное


Проблемное

2тип

Западно-Сибирский регион

Уральский регион

1 тип

Калининградская обл.

Северо-Западный регион

Северный регион

Центральный регион

Центрально-Черноземный регион

4 тип

Дальневосточный регион

Поволжский регион

Восточно-Сибирский регион

Волго-Вятский регион

3 тип

Северо-Кавказский регион

Наименее благоприятное

Наиболее благоприятное

Состояние инвестиционного законодательства


Табл. 19.1. Типология регионов в зависимости от состояния инвестиционного законодательства и региональных финансов

4 тип – наиболее проблемные регионы, где проводится наиболее слабая экономическая политика, поскольку здесь в наименьшей степени развито инвестиционное законодательство и которые наиболее уязвимы с точки зрения сбалансированности регионального бюджета и финансов предприятий. К этим регионам относятся: Дальневосточный, Восточно-Сибирский, Волго-Вятский, Поволжский регионы.

Таким образом, представим основные приоритеты макроэкономической политики регионов, с одной стороны, и реальные возможности регионов реализовать эти цели (региональные финансы и уровень развития инвестиционного законодательства) (см. рис. 19.2).


Регионы

Приоритетные цели

Фактическое состояние

Экономический рост

Полная занятость

Сдерживание цен

Инвестиционное законодательства

Региональных финансов

Северо-Западный

+

+

+

+

-

Северо-Кавказский

+

+

+

+

-

Волго-Вятский

+

+

-

-

-

Дальневосточный

+

+

-

-

-

Калининградская обл.

+

+

-

+

+

Поволжский

-

+

+

-

-

Центральный

+

-

-

+

+

Уральский

+

-

-

-

+

Северный

-

+

-

+

+

Восточно-Сибирский

-

+

-

-

-

Западно-Сибирский

-

+

-

-

+

Центрально-Черноземный

-

-

+

+

+


Рис. 19.2. Приоритетные цели макроэкономического регулирования и фактическое состояние инвестиционного законодательства и

региональных финансов

Сравнение объективных потребностей и возможностей позволяет сделать определенные замечания.

Во-первых, в тех регионах, где развито инвестиционное законодательство и более благоприятное состояние региональных финансов, макроэкономическая картина выглядит менее проблематично, поскольку перед ними стоит единственная цель макроэкономического регулирования (Центральный, Северный, Центрально-Черноземный регионы).

Во-вторых, наиболее проблемные регионы с точки зрения макроэкономической ситуации, где присутствует одновременно значительный спад производства, высокая безработица и повышенный уровень инфляции, характеризуются слабыми региональными финансами (Северо-Западный и Северо-Кавказский регионы).

В-третьих, регионы, где макроэкономическая ситуация требует достижения двух целей, как правило, испытывают проблемы с балансированием региональных финансов и характеризуются недостаточно развитым инвестиционным законодательством (Волго-Вятский, Дальневосточный, Поволжский регионы).

(Вставка – географическая карта России с выделением регионов.)

Неоднородность макроэкономической ситуации в территориальном разрезе предполагает и особые варианты государственной макроэкономической политики в пределах того или иного региона.


1 См. Эксперт, 1998. №39. С.20-37.



Похожие:

Тема 20 Типология регионов Российской Федерации iconО прокуратуре российской федерации
Прокуратура Российской Федерации единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации...
Тема 20 Типология регионов Российской Федерации iconЗакон о прокуратуре российской федерации
Прокуратура Российской Федерации единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации...
Тема 20 Типология регионов Российской Федерации iconПостановление Правительства РФ от 14 марта 1997 г. N 298
Президента Российской Федерации от 21 декабря 1996 г. N 1752 "Об основных документах, удостоверяющих личность гражданина Российской...
Тема 20 Типология регионов Российской Федерации iconГосударственная программа Российской Федерации «Доступная среда» на 2011 2015 годы
Федерации, Министерство промышленности и торговли Российской Федерации, Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации,...
Тема 20 Типология регионов Российской Федерации iconКодекс российской федерации в ред. 07. 03. 2011
Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников, в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми...
Тема 20 Типология регионов Российской Федерации iconРешение о назначении ежемесячной денежной выплаты с 1 января 2005 г лицу, имеющему право на нее, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации принимает на основании сведений органов социальной защиты населения субъектов Российской Федерации,
Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (Собрание законодательства...
Тема 20 Типология регионов Российской Федерации iconУтвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации
Федерации от 10 июля 1992 г. №3266-1 «Об образовании». Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета...
Тема 20 Типология регионов Российской Федерации iconПоложение о порядке приема детей в мбоу-сош с. Новосельское I. Общие положения
Российской Федерации» от 24. 07. 1998 г. №124-фз, Законом Российской Федерации «О гражданстве Российской Федерации» от 31. 05. 2002...
Тема 20 Типология регионов Российской Федерации iconКонституционный Суд Российской Федерации
Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" и статей 21, 22 и 26 Федерального закона "Об органах судейского...
Тема 20 Типология регионов Российской Федерации iconМинистерство образования и науки российской федерации (минобрнауки россии) приказ
В соответствии со статьей 28 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 г. №3266-1 «Об образовании» Ведомости Съезда народных депутатов...
Тема 20 Типология регионов Российской Федерации iconМинистерство образования и науки российской федерации (минобрнауки россии) приказ
В соответствии со статьей 28 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 г. №3266-1 «Об образовании» Ведомости Съезда народных депутатов...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы