Конституция Российской Федерации в статье 43 предусматривает установление федеральных государственных образовательных стандартов. По закон icon

Конституция Российской Федерации в статье 43 предусматривает установление федеральных государственных образовательных стандартов. По закон



НазваниеКонституция Российской Федерации в статье 43 предусматривает установление федеральных государственных образовательных стандартов. По закон
Дата конвертации27.08.2012
Размер183.32 Kb.
ТипЗакон

Учителю обществознания — о государственном стандарте

обществоведческого образования

Л.Н. Боголюбов, Л Ф.ИВАНОВА.

Конституция Российской Федерации в статье 43 предусматривает установление федеральных государственных образовательных стандартов. По закону «Об образовании» такие стандарты для основной школы должна принять Государственная Дума. Пока закон о стандарте не принят, хотя кропотливая работа по его подготовке ведется. В настоящее время Министерство образования РФ утвердило документы, которые временно заменяют отсутствующие стандарты по всем предметам. Это существенный шаг в направлении к введению государственных образовательных стандартов в Российской Федерации. Учителя, по-видимому, знакомы с такими документами, как «Обязательный минимум содержания обществоведческого образования» и «Требования к уровню подготовки выпускников». Использование этих документов в практической работе позволит учителю со знанием дела, без напряжения реализовывать в дальнейшем требования стандарта. Подготовка к выполнению норм, устанавливаемых стандартом, предполагает понимание его назначения, знание структуры стандарта, возможных направлений перспективной работы с ним в процессе реальной педагогической практики.

^ ЧТО ТАКОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ?

Под стандартом образования, или об­разовательным стандартом, понима­ется система показателей, принимае­мых в качестве государственной нормы об­разования, отражающая социальный «заказ» школе и учитывающая возможности лично­сти и системы образования по выполнению этого «заказа».

Стандарт образования призван обеспе­чить оптимальное соотношение педагоги­ческого творчества с единым общероссийс­ким «весом» документа о полученном обра­зовании, право каждого обучающегося полу­чить минимум знаний и умений, необходи­мых в жизни, дальнейшем образовании или

самообразовании. Стандарт, не связывая рук учителю, должен гарантировать учащимся получение «ядра» образования, независимо от профиля школы, от типа и вида учебного заведения.

^ Почему понадобилось вводить государ­ственный образовательный стандарт!

Необходимость документа, называемого (в соответствии с международной педагоги­ческой терминологией) «Стандарт обще­ствоведческого (социально-гуманитарного) образования», диктуется не только требова­ниями Закона Российской Федерации «Об образовании», но и самой жизнью школы.
За несколько последних лет система образова­ния проделала путь от жесткой регламента­ции, когда утвержденная Министерством об­разования программа полностью определяла содержание и рамки учебного предмета, предписывала их строгое соблюдение, до широкой свободы, которая открыла путь новаторским авторским программам и новым интересным и полезным учебным курсам, но одновременно и кустарничеству, произволу в определении содержания школьных дис­циплин и даже самого их существования в учеб! юм плане. Где-то вместо обществоведе­ния ввели политологию, где-то экономику, где-то вообще дали часы «из-под общество­ведения» на другие предметы. 11ашлись ини­циативные люди, которые поспешили пере­несли чуть ли нс целиком и среднюю школу вузовские курсы.

Все это сказалось и на деятельности выс­ших учебных заведений. Потеря ими ориен­тировки относительно базовой подготовки выпускников школ вызнала значительный разнобой требований к содержанию и уров­ню знаний абитуриентов.

И еще одно. Учащиеся при переходе из одних средних образовательных учрежде­ний в другие не могли «вписаться» и новые, содержательно нс регламентированные ус­ловия, что подрывало их конституционное право на продолжение учебы.

^ Какова структура образовательного стандарта?

Стандарт по предмету включает четыре раздела:

1) общая характеристика обществовед­ческого образования;

2) обязательный минимум содержания,

3) требования к уровню подготовки вы­пускников;

4) общие подходы к оценке выполнения требований стандарта.

Собственно стандарт составляют «Обяза­тельный минимум содержания» и «Требова­ния к уровню подготовки выпускников». ^ Первый раздел стандарта представляет со­бой своеобразное введение, где описыва­ются назначение и цели обществоведчес­кого образования, перечисляются основ­ные содержательные линии. Этот раздел позволяет четко осознать место обществознания в системе общего образовании, его особую роль в выполнении задач обучения, развития и воспитания учащихся. Здесь указаны цели в наиболее обобщенном виде, поскольку основная часть стандарта (раз­делы 2 и 3) направлена на достижение уча­щимися определенного уровня общество­ведческой подготовки и, следовательно, представляет собой развернутое, обстоя­тельное изложение целей обществоведчес­кого образования, которые касаются усво­ения знаний и учебных умений. Цели вос­питания и формирования опыта творчес­кой деятельности выходят за рамки стан­дартизации.

Вводная характеристика обществоведчес­кого образования содержит указание количества учебных часом, отводимых на изуче­ние предлагаемого содержания. Это время, фиксированное в федеральном базисном учебном плане. Однако я настоящее время базисный учебный план, утвержденный Министерством образования, дает расчет часов но образовательной области «Общество» суммарно на историю и обществознание. И этом случае время делится между двумя учеб­ными предметами, в стандарте обществовед­ческого образования указывается только та часть учебного времени, которая отводится именно на данный предмет. Указанное в стандарте количество часов является мини­мально обязательным и не может быть пере­распределено в пользу других учебных дис­циплин.

Кроме того, я базисном учебном плане имеется строка, касающаяся школьного компонента (или предметов по выбору). За счет этих часов школы имеют право увели­чивать но своему желанию время на изуче­ние любого курса, в том числе и обществознания. Такое увеличение определяется спе­цификой условий конкретного учебного заведения.

^ ОБЯЗАТЬЛЬНЫЙ МИНИМУМ СОДЕРЖАНИЯ

КАК КОМПОНЕНТ СТАНДАРТА

В этом разделе стандарта дается перечень вопросов, единиц содержания, которые должны быть изучены в любой школе. Для обо­значения этого перечня используются сло­ва или словосочетания, которые представля­ют целостные компоненты содержания обществоведчеких курсов (например, слова «государство», «религии», «наука» или словосочетания «политическая система», «рыноч­ная экономика»). Этими словами и словосо­четаниями обозначаются как научные поня­тия, так и определенные ведущие идеи и за­кономерности.

Вся совокупность единиц содержания упорядочена и сгруппирована по определен­ным образовательным линиям. Это позволя­ет четко очертить круг знаний по каждому объекту изучения, те дать ответ на ряд воп­росов. Например, какие знания об экономи­ке должны быть обязательно сообщены (предъявлены) учащимся в обществоведчес­ком курсе? Что обязательно должен узнать ученик о социальной, политико-правовой, духовно-нравственной сфере, об обществе в целом и о человеке?

Обязательность предъявления указанных в стандарте знаний относится не только к образовательному учреждению («школа обя­зана»), но и ко всем, кто обучает, к совокуп­ному Учителю, т.е. и к авторам учебной ли­тературы, и к учителям-предметникам.

Обязательный минимум не определяет, каким способом будут предъявлены ученику те или иные знания в реальном учебном про­цессе: через объяснение учителя, путем изу­чения текста учебника, привлечения доку­ментов, словарей, использования видео­фильма и т.п. Стандарт означает, что россий­ская школа гарантирует любому ученику воз­можность получить знания, фиксированные в обязательном минимуме. Определить спо­соб решения этой задачи — дело учителя. Иными словами, методы и средства обучения не подлежат стандартизации. Это — поле творчества учителя.

Стандарт не связывает рук учителю также и в определении логики, последовательности изучения тех или иных содержательных вопросов, включенных в обязательный минимум. Они могут быть представлены в различных сочетаниях, подчинены единой системе предъявления. Понятно, что имеется в виду не беспорядочное их изучение, но подчинение тому замыслу, который изложен в той или иной программе, в данном разделе книги. При этом учитель имеет право менять последовательность рас­крытия отдельных единиц знания, при усло­вии, разумеется, что его собственный вари­ант логической структуры содержания будет иметь достаточные научные и педагогичес­кие обоснования.

Главное в том, что, будучи обязанным обеспечить предъявление четко очерченно­го круга знаний, учитель имеет возможность выбирать программы и учебники из числа тех, которые рекомендованы органами обра­зования.

Стандарт задает ориентиры для осознан­ного выбора. Естественно, учитель, знако­мясь с программами и учебниками разных авторов и авторских коллективов, выберет тот вариант, который, с его точки зрения, наиболее соответствует обязательному ми­нимуму, в котором обозначенные в стандар­те единицы знания представлены полнее. Учебник, соответствующий требованиям стандарта, — главное условие выполнения школой своей обязанности перед детьми и их родителями дать учащимся полноценное образование.

Не имея права снижать планку предъявле­ния знаний, установленную стандартом, ав­торы учебников и учитель вправе свободно включать в обучение дополнительные сведе­ния. Эта возможность ограничивается лишь ресурсом времени, познавательными воз­можностями учеников и знаниями самого учителя. Привлечение дополнительного по отношению к стандарту материала — не только право учителя, но и педагогическая необходимость. Ведь только учитель, а не разработчики стандарта или авторы учебни­ка, знает, на какой познавательный и прак­тический опыт своих учеников можно опе­реться при изучении обществознания, какие примеры привлечь, какие интересы и по­требности учащихся нужно учесть в практи­ке обучения. Иными словами, вариативная часть учебного предмета — в руках учителя. Важно только, чтобы вариативная часть со­держания не вытесняла инвариантную (те обязательную), а напротив, способствовала ее полноценному усвоению. И, конечно, важ­но, чтобы дополнительный материал не со­здавал перегрузки учащихся.

Обязательный минимум предписывает изучать все необходимые содержательные линии, поэтому каждая из них должна быть представлена в курсах обществознания. Оп­тимальной формой в данном случае являет­ся курс, интегрирующий все требуемые стандартом знания. Кроме интегративного курса, возможен и курс «модульный», т.е. включающий модули по каждой из шести содержательных линий. В этом случае из 68 часов, выделенных на курс в базисном учебном плане, на каждый модуль придется 10-12 часов. Учебников, соответствующих таким «порциям» времени, пока не суще­ствует. Каждый из одобренных Министер­ством образования РФ учебников по эконо­мике, социологии, политологии, праву и т.д. рассчитывался, как правило, на весь тот объем времени, который имеется в базис­ном учебном плане на обществознание. Каждый такой учебник может стать основой курса по выбору или факультативного кур­са за счет часов вариативной части учебно­го плана. Но пока обеспечить выполнение требований стандарта может лишь один из интегральных курсов, который учитель вы­берет, соотнося его с обязательным мини­мумом содержания.

Базисный учебный план предусматривает, что 10 процентов времени, отводимого на курс обществознания, приходится на наци­онально-региональный компонент. Это зна­чит, что из 68 часов, отводимых сегодня на обществознание в 9 классе, 7 часов отводит­ся на изучение содержания, в котором отра­жено национальное или региональное сво­еобразие общественного развития (особен­ности экономики, культуры, нормативные акты и т.п.). Эти уроки могут быть рассыпа­ны по разделам курса, либо соединены в са­мостоятельную тему с региональным содер­жанием.

^ Итак, какова же мера свободы педагога? Какими возможностями располагает учитель?

Он свободен, во-первых, в выборе про­граммы и учебника; во-вторых, в определе­нии логики изучения учебного материала; в-третьих, в использовании дополнительного вариативного содержания; в-четвертых, в определении методов и средств предъявле­ния курса учащимся; в-пятых, в возможнос­ти преподавания за счет школьного компо­нента курса одной из обществоведческих дисциплин — по собственному выбору или выбору учащихся; в-шестых, в решении воп­роса о порядке изучения регионального ком­плекса.

Таким образом, стандарт обществоведчес­кого образования своей стртауроп и содер­жанием отражает баланс интересов и компе­тенции государства, региона, школы, кото­рые, в свою очередь, исходят из приоритета личности учащегося, его склонностей, спо­собностей, интересов.

^ ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧЕНИКОВ

В этом компоненте стан/гарта приводятся требования, содержащие характеристику минимального и в то же время достаточного для достижения целей общего образования уровня подготовки учащихся по обществознанию. Следовательно, речь идет не о про­межуточных результатах обучения, а о том уровне подготовки, который достигается учащимися «на выходе» на рубежах оконча­ния основной и средней школы.

Особенности этого раздела заключаются в следующем:

1) требования отражают основное содер­жание всех основных содержательных ли­ний;

2) объем требований не тождествен объе­му предъявляемых знаний.

Содержание, которое предоставляется ученику учителем, а также учебниками и дру­гими средствами обучения, шире и глубже по сравнению с требуемым уровнем усвоения. Чтобы иметь право на получение аттестата об основном или полном среднем образова­нии, ученик должен одолеть ту планку, кото­рая фиксируется требованиями стандарта к уровню подготовки выпускников. Однако любой учащийся может добиться и более высоких результатов, чем минимум, очер­ченный в стандарте. Расстояние между пер­вой и второй высотой успешности усвоения содержания курса — это поле возможностей, которое школа предоставляет любому свое­му ученик)'. Само собой разумеется, что уче­ник может подняться и над верхней планкой, как с помощью занятий по выбору, так и пу­тем самообразования.

Требования задаются в предметно-деятельностной форме.

Словосочетание «ученик должен знать» не указывает, как обнаружить знания. Другое дело, если знания проявятся в раскрытых в ответе ученика умственных операциях, на­пример, операциях объяснения, сравнения и т.п. В стандарте обществоведческою образования по отношению к отдельным единицам содержания изложены требования в следую­щих словах или словосочетаниях: распознавать и правильно употреблять общество­ведческие термины в различных контекстах; перечислять (называть) изученные социальные объемны или их существенные свойства; определять понятия, входящие в обязательный минимум; описывать изучен­ные социальные объекты; сравнивать ука­занные социальные объекты; объяснять (ин­терпретировать) изученные социальные явления и процессы; выявлять структуру социального объекта, соотношения и функ­ции его элементов; приводить собственные примеры, т.е. иллюстрировать изученные теоретические положения и социальные нормы; давать оценку изученных соци­альных объектов и процессов.

Предметно-деятельностная форма требо­ваний позволяет решить две задачи. Во-пер­вых, она устанавливает способ выявления имеющихся знаний. Во-вторых, ограничива­ет объем предъявляемых требований к уровню подготовки выпускников по сравнению с предъявляемым содержанием.

Поясним на примерах. Такая единица знания, как «духовная культура», может быть предъявлена в содержании курса че­рез раскрытие сущности духовной деятель­ности, ее соотношение с деятельностью материальной и т.п. А требование к выпус­книку может нацеливать его на перечисле­ние основных областей (проявлений) ду­ховной культуры (наука, искусство, мораль, религия).

Еще пример. Вели бы требование звучало так: «Знатыюлитичсскую систему общества», то проверка и однозначная оценка были бы затруднительны, поскольку за этими слова­ми — обширный объем содержания. Но тре­бование к уровню подготовки выпускника может быть сформулировано так: «Назвать основные элементы политической системы». В этом случае ожидаемый ответ становится кратким, определенным и при этом не охва­тывает всего объема предъявленного содер­жания.

К этому следует добавить, что некоторые единицы содержания мопт вообще не вклю­чаться в требования к уровню подготовки выпускников.

Итак, «на выходе» спрашивается меньше, чем дается в процессе обучения.

Из сказанного не вытекает, что если план­ка требований к выпускнику ниже, чем план­ка предъявления содержания, то и обучать можно на уровне нижней планки, т.е. сооб­щать только то, что будет спрашиваться при итоговой проверке. Во-первых, потому, что такое «обучение» будет похоже на натаски­вание к выпускному экзамену. Во-вторых, потому, что в таком случае курс приобретет ущербный, уродливый вид. Он не сможет выполнить те функции, которые отводятся обществознанию в системе общего образо­вания. В-третьих, такое преподавание не обеспечит на деле достижения даже «нижней планки», поскольку не даст осмысленных полноценных знаний. В-четвертых, это на­рушит право учащихся на получение знаний в полном объеме, предусмотренном обяза­тельным минимумом содержания, лишит их возможности продвигаться к более высоко­му уровню подготовки.

^ Где же найти ориентиры объема знаний по каждой единице, включенной в обяза­тельный минимум содержания?

Практика показывает, что этот объем зада­ется учебниками, которые построены в соот­ветствии с педагогическими нормами, про­шли соответствующую экспертизу и одобре­ны Министерством образования. Ориентиру­ясь на уровень раскрытия данного вопроса в учебнике, учитель осуществляет учебную ра­боте в массе. Он привлекает дополнительный

материал, способствующий усвоению обяза­тельного содержания, адекватные приемы и средства, обеспечивающие полноценное рас­крытие обязательного содержания.

Обязательный минимум содержания ука­зывает учителю те элементы знаний, которые должны стать объектами прочного усвоения учащимися. А требования к уровню подготов­ки выпускников ориентируют на системати­ческое применение в курсе таких приемов, как описание, объяснение, сравнение, и дру­гих видов интеллектуальной деятельности, на которых основаны эти требования. Такой подход стимулирует творческую деятель­ность учителя: чем многообразнее методы и средства обучения, самостоятельно планиру­емые учителем, и чем тщательнее продумана методическая система, охватывающая инва­риантные и вариативные компоненты содер­жания, адекватные целям и содержанию при­емы работы учителя и учащихся, различные носители учебной информации, тем успеш­нее реализуются требования стандарта.

^ Какими могут быть способы и формы проверки требований стандарта к знани­ям и умениям учащихся?

При разработке требований к уровню овладения обязательным минимумом обще­ствоведческого образования выпускниками школы разработчики стандарта исходили из того, что необходимо ограничиться теми обобщенными типами учебных действий, которые, с одной стороны, являются необходимыми для осуществления всех других бо­лее сложных действий, а с другой — доступ­ны измерению. При этом измерение может быть проведено по возможности объектив­но путем сопоставления результата с некото­рым эталоном.

Для решения задач разработки объектив­ных измерителей по каждому блоку обяза­тельного минимума содержания экспертным путем с опорой на современные цели об­ществоведческого образования, с учетом принципов полноты, современного уровня научности, доступности были сформулиро­ваны требования, которые могут быть про­верены стандартизованным способом.

Для проверки достижений при обучении обществознанию разрабатываются стандартизованные тесты, которые позволяют выявлять соответствие подготовки стандарту в форме итоговой проверочной работы. На­значение стандартизованных тестов—полу­чение объективной информации о соответ­ствии знаний и умении выпускника требо­ваниям стандарта.

Однако измерители (задания для провер­ки отдельных элементов стандарта) могут использоваться учителем не только как ори­ентир на выпуске, но и при поэтапной про­верке знаний и умений по отдельным урокам, темам, разделам. Важно лишь учитывать при этом, что многие единицы содержания фор­мируются поэтапно, как бы «наслаиваются» в процессе разворачивают логики курса.

Не все умения, формируемые в процессе обществоведческой подготовки, могут быть выявлены стандартизованными тестовыми заданиями. Такая проверка не отменяет уст­ных ответов, как кратких, так и развернутых, обращения к разнообразным классическим и актуальным текстам, дискуссионные формы обсуждения изученного материала. Примени­тельно к обществоведческому образованию вряд ли возможно создание стандартизован­ных измерителей по всем элементам мини­мального содержания. Многие умения могут быть выявлены в ходе устного экзамена, пред­полагающего беседу с учеником, уточнение и конкретизацию его знаний в диалоге.

Важно обратить внимание учителя на то, что требования стандарта к содержанию и уровню подготовки следует довести до уча­щихся и их родителей, поскольку эти требо­вания — условия своеобразного договора между школой и учеником. Знания на уров­не стандарта — важное условие получения государственного документа об образова­нии. А открытость требований — гарантия подлинной демократизации системы обра­зования.

^ ЧТО ТАКОЕ «ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ»?

Способ представления содержания школьного обществознания в образователь­ном стандарте («Обязательном минимуме содержания») не даст однозначного понима­ния наполнения его элементов. Необходима расшифровка наполнения каждого элемен­та обязательного минимума в таких форму­лировках, которые обозначат, покажут авто­ру программ, методисту, учителю угол зре­ния, ракурс его раскрытия в учебных мате­риалах, объем, глубину, степень подробности и детализации и т.п. Можно полагать, что одни и тс же элементы «Обязательного ми­нимума содержания» могут быть по разному раскрыты, по-разному расположены в учеб­ной программе

Для учителя необходимым звеном связи стандарта и процесса обучения является программа того или иною конкретного об­ществоведческого курса. Именно в ней учи­тель может видеть вариант реализации того содержании, которое далее воплощается в учебной литературе, определяет замысел организации деятельности на уроке. В пос­ледние годы появилось немало вариантов программ, подготовленных как учеными и методистами, так и самими учи гелями

Чтобы оценить, насколько пригодна для планируемых целей та или иная программа, важно сопоставить ее, прежде всего с мини­мальным содержанием обществоведческого образования (стандартом).

Другим документом, который важно учесть при выборе программы, является «Примерная программа...», которая в опреде­ленных случаях может быть либо прямо ис­пользована в учебной работе, либо суще­ственно модифицирована в других вариан­тах авторских программ при сохранении основного содержательною ядра.

Приведем пример: в «Обязательном мини­муме» встречается позиция «потребности че­ловека». Очевидно, что это одна из значимых проблем человековедения, тесно связанная с социальной сущностью человека Характер ее раскрытия задается целями обучения, возра­стом учащихся, объемом учебного времени и т.п. В «Примерной программе по обществознанию дли основной школы» уместно присут­ствие формулировок «Потребности челове­ка: материальные и духовные, подлинные и мнимые. Знание и учет потребностей — усло­вие гуманною отношения к людям»

Эта же позиция в других вариантах про­грамм может быть отражена и через иной на­бор формулировок. Например, возможна конкретизация потребностей через форму­лировку: «потребности материальные, духовные, социальные». Более детальное представ­ление о том, как именно раскрывается эта позиция, можно получить только в конкрет­ной учебной книге или ином источнике зна­ний, предусмотренных программой для обя­зательною изучения. Следовательно, формулировка программы тоже не может рассмат­риваться как жесткая и однозначная в усло­виях существующего плюрализма мнений и точек зрения по одной и той же научной проблеме.

Даже конкретное формулирование в про грамме той или иной позиции, отраженной в стандарте («Обязательном минимуме со­держания»), тем не менее не ограничивает возможности различной последовательнос­ти их изучения

Примерная программа построена в лот­ке «Обязательного минимума содержания образования» по тем же содержательным ли­ниям, что облегчает учителю возможности сопоставить ее со стандартом

И отличие от полноценной авторской программы, включающей не только объяс­нительную записку с пояснением логики по­строения курса, указанием планируемых ре­зультатов обучения, определением требо­ваний к знаниям «умениям, внутрикурсовых и межпредметных связей, списком обяза­тельной и дополнительной литературы для учителя и учащихся, примерная программа является лишь прототипом такой програм­мы. Ее назначение — ориентировать учите­ля, помогать ему при выборе конкретного варианта авторской программы, соответ­ствующего стандарту

Соответствие образовательному стандар­ту предполагает: ориентацию на учебное время (не ниже минимума, установленного базисным учебным планом), полное представление в содержании программы всех позиций (содержательных единиц), исключенных в «Обязательный минимум содержа­ния»: создание условий для формирования знаний и умений школьников на уровне не ниже указанного в обязательном минимуме требований к подготовке учащихся.

При этом вариативными в различных программах могут быть: глубина и объем представления в программах разного уров­ня заявленных в стандарте элементов содержания; материал, дополняющий тот мини­мум, который стандарт признает необходи­мым; интерпретация открытых или дискуссионных вопросов содержания, отражающая реальный научный уровень достижений ба­зовых наук при условии соблюдения консти­туционных и установленных законом «Об образовании» прав участников образовательного процесса; последовательность изу­чения представленных в стандарте содержа­тельных единиц. Реальные требования к уровню подготовки учащихся в авторской программе могут уточнять, дополнять, кон­кретизировать представленные в стандарте минимальные требования к подготовке уча­щихся, полностью поглощая этот минимум. Рекомендации по использованию учебной литературы в конкретных программах могут учитывать весь перечень изданий, предназ­наченных для школьников, при приоритет­ности учебных книг, одобренных Минобра­зования РФ. Варьироваться могут списки учебных пособий и средств обучения, соот­ветствующих предлагаемому объему и струк­туре программы курса, внутрикурсовые и межпредметные связи предлагаемой про­граммы, а также дополнительное учебное время, на которое рассчитан данный вари­ант программы.

Не секрет, что результативность обучения обусловлена не только временными пара­метрами конкретной учебной программы, но и уровнем профессионализма учителя, характером и формами организации позна­вательной деятельности. Если уровень профессионализма учителя с трудом поддается регламентации в реальной практике, даже при возможном точном квалификацион­ном предписании, то организация учебно­го процесса может быть в общем виде пре­допределена программой Возможно при­сутствие указания на рекомендуемые вари­анты проведения занятий но одной и той же теме.

Стандарт ориентирован на современные цели социально-гуманитарною образова­ния, он учитывает деятельную природу чело­века познающею, его активную сущность и творческие возможности вариативной соци­альной деятельности, меняющейся в совре­менных динамичных условиях

Организация обучения и соответствии со стандартом предполагает внедрение в прак­тику приемов и методов, максимально соответствующих возрастным личностным осо­бенностям учащихся и обеспечивающих та­кую общеобразовательную подготовку, кото­рая позволяет осуществлять разнообразную социально одобряемую деятельность в современном российском обществе Использо­вание в педагогическом процессе форм активного обучения (тренинги, дискуссии, драматизация и ролевые игры) существенно меняет позицию участников процесса обу­чения, характер их учебной коммуникации

Правда, при этом стандарт и даже про­грамма, ориентированная на активную и разнообразную деятельность, еще не гарантиру­ют на практике осуществление замысла раз­работчиком, они лишь намечают возможно­сти. В практике эти возможности могут быть реализованы при условии оснащения учеб­ного процесса современными учебно-мето­дическими материалами. Многие годы тезис о необходимости активизировать процесс обучения часто оставался декларативным из-за отсутствия надежной научно-педагогичес­кой базы для его реализации. Важным под­спорьем для осуществления целей общество­ведческой подготовки учащихся является активное использование учителем создан­ных в последние годы комплексов познава­тельных и практических заданий, в которых учитывается содержательная и орпннзационно-деятельностная специфика нового об­ществоведческого курса, интересы н жиз­ненный опыт учащихся. Наряду с создавае­мыми пособиями, включающими отобран­ные на основе научно-педагогических прин­ципов фрагменты разнообразных докумен­тов (разных источников знаний), сборники задач и дидактические материалы создают реальные возможности для полноценной организации активной учебно-познавательной деятельности.







Похожие:

Конституция Российской Федерации в статье 43 предусматривает установление федеральных государственных образовательных стандартов. По закон iconПостановление От 24 февраля 2009 г. N 142 об утверждении правил разработки и утверждения федеральных государственных образовательных стандартов правительство Российской Федерации постановляет
Утвердить прилагаемые Правила разработки и утверждения федеральных государственных образовательных стандартов
Конституция Российской Федерации в статье 43 предусматривает установление федеральных государственных образовательных стандартов. По закон iconПостановление От 24 февраля 2009 г. N 142 об утверждении правил разработки и утверждения федеральных государственных образовательных стандартов правительство Российской Федерации постановляет
Утвердить прилагаемые Правила разработки и утверждения федеральных государственных образовательных стандартов
Конституция Российской Федерации в статье 43 предусматривает установление федеральных государственных образовательных стандартов. По закон iconРоссийская федерация федеральный закон о внесении изменений в отдельные законодательные акты российской федерации по вопросам деятельности федеральных университетов
Требования к условиям реализации и к результатам освоения основных образовательных программ, включаемые в такие образовательные стандарты,...
Конституция Российской Федерации в статье 43 предусматривает установление федеральных государственных образовательных стандартов. По закон iconМинистерство образования и науки российской федерации
Правил разработки и утверждения федеральных государственных образовательных стандартов, утвержденных постановлением Правительства...
Конституция Российской Федерации в статье 43 предусматривает установление федеральных государственных образовательных стандартов. По закон iconМинистерство образования и науки российской федерации (Минобрнауки России)
Правил разработки и утверждения федеральных государственных образовательных стандартов, утвержденных постановлением Правительства...
Конституция Российской Федерации в статье 43 предусматривает установление федеральных государственных образовательных стандартов. По закон iconМинистерство образования и науки российской федерации (Минобрнауки России)
Правил разработки и утверждения федеральных государственных образовательных стандартов, утвержденных постановлением Правительства...
Конституция Российской Федерации в статье 43 предусматривает установление федеральных государственных образовательных стандартов. По закон iconМинистерство образования и науки российской федерации (Минобрнауки России)
Правил разработки и утверждения федеральных государственных образовательных стандартов, утвержденных постановлением Правительства...
Конституция Российской Федерации в статье 43 предусматривает установление федеральных государственных образовательных стандартов. По закон iconМинистерство образования и науки российской федерации (Минобрнауки России)
Правил разработки и утверждения федеральных государственных образовательных стандартов, утвержденных постановлением Правительства...
Конституция Российской Федерации в статье 43 предусматривает установление федеральных государственных образовательных стандартов. По закон iconОбразовательный стандарт начального общего образования
Правил разработки и утверждения федеральных государственных образовательных стандартов, утвержденных Постановлением Правительства...
Конституция Российской Федерации в статье 43 предусматривает установление федеральных государственных образовательных стандартов. По закон iconОбразовательный стандарт начального общего образования
Правил разработки и утверждения федеральных государственных образовательных стандартов, утвержденных Постановлением Правительства...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов