Книга Артура Меллера ван ден Брука (1876-1925) \"Третий Рейх\" icon

Книга Артура Меллера ван ден Брука (1876-1925) "Третий Рейх"



НазваниеКнига Артура Меллера ван ден Брука (1876-1925) "Третий Рейх"
Дата конвертации28.08.2012
Размер92.56 Kb.
ТипКнига

Третий Рейх” Артура Меллера ван ден Брука.

Предисловие к публикации

Книга Артура Меллера ван ден Брука (1876-1925) “Третий Рейх” была написана в 1922 г. Опубликованная годом позже, она стала важнейшим документом немецкой “консервативной революции”. Однако с тех пор, как идея “третьего рейха” (“третьей империи”) была узурпирована нацистами, название этой книги вызывает устойчивые ассоциации с гитлеровским режимом, а ее автор, известный в свое время литературовед и культуролог, нередко упоминается в ряду предтеч Гитлера1. Между тем стоит отметить, что обернувшаяся величайшей трагедией XX в. мечта о “третьем рейхе” имела не нацистское, не “революционно-консервативное” и даже не чисто немецкое происхождение. Ее истоки принято искать, с одной стороны, в Откровении Иоанна, повествующем о грядущем тысячелетнем царстве добра и мира, с другой - в универсализме Священной римской империи германской нации. Таким образом, в этой мечте можно увидеть и плод секуляризации христианского наследия, и проявление не изжитого до сих пор синкретизма религиозного и политического сознания.

Являясь одной из бесчисленных метаморфоз эсхатологии и апокалиптики, представление о конечном “третьем царстве” также претерпело множество трансформаций. На заре христианской эры, начиная с ереси фригийца Монтана (II в.), в нем отражались безусловные надежды верующих на быстрейшее второе пришествие2. Наиболее решительную попытку обоснования этих надежд предпринял, связав ход земной истории с догматом о Святой Троице, калабрийский аббат Иоахим Фиорский (XII в.). Вплоть до Нового времени его учение внушало многочисленным адептам не только религиозные ожидания “царства Святого Духа”, но и, по сути, политическую идею всеобщего европейского порядка, сильного осознанной преданностью народов их единству3. Своей трансформацией в немецкую утопию “третьего рейха” эта универсалистская идея обязана творчеству Новалиса и других романтиков, грезивших о духовном возрождении Германии и ее политическом водительстве ради спасения Европы4. Однако настоящую популярность романтический идеал “нового царства” стал завоевывать лишь в начале XX в. благодаря Шт. Георге, в поэзии которого он окрашивался, в основном, культурфилософскими тонами5.

После краха, постигшего Германскую империю в результате мировой войны и Ноябрьской революции, идея “третьего рейха” стала жгуче актуальной для многих миллионов немцев, не принявших Версальского диктата западных держав и созданной по “западным” же меркам Веймарской парламентской демократии. Пожалуй, именно Меллер ван ден Брук стал тем “медиумом”, который сумел уловить эти настроения и выразить их с пронзительной силой, достаточной для оформления уже не очередной литературной утопии, но подлинного политического мифа6. Во всяком случае, его книга о стала в конце 20-х - начале 30-х гг.
одной из самых популярных в консервативных кругах Германии, а ее название превратилось в излюбленный пароль всех течений набиравшего силу “нового” немецкого национализма7. Вслед за ней страну захлестнула лавина сочинений, в которых образ “третьего” или (что, в сущности, то же самое) “священного немецкого” рейха представал в историософской, “расово-гигиенической”, геополитической, политико-правовой, религиозной и прочих ипостасях8. Притягательность этого образа может быть объяснена в частности тем, что все его трактовки, являясь прежде всего антитезой далеко не беспорочному Веймарскому режиму, оставляли простор для фантазий относительно достоинств германского имперского идеала9. Не была исключением и книга Меллера, которая вопреки ее названию не содержит внятного описания общественного и государственного строя “третьего рейха” или конкретных направлений его политики10. Такую задачу автор не ставил перед собой ни в данной работе, ни в какой-либо другой.

Как вспоминал один из соратников Меллера М. Х. Бем, первоначально тот хотел озаглавить свою книгу “Третья партия”. Но, поскольку воинствующий антилиберализм Меллера и его кружка направлялся против всех партий как таковых и связанного с ними парламентаризма, такое заглавие показалось “вводящим в заблуждение”. Бем предлагал назвать книгу “Третья позиция”, так как считал, что ее автор во всем искал именно такую позицию, лежащую “вне и поверх всяких противоположностей”11. Другой единомышленник Меллера В. Германн также видел смысл его деятельности в поиске абсолютной “позиции” (или, согласно еще одному варианту названия, “третьей точки зрения”), которая возвышалась бы “над все более расплывчатыми понятиями левого и правого”. Соединив и примирив в себе (но ни в коем случае не ликвидировав) все “немецкие противоположности”, она должна была стать мировоззренческой основой “рейха третьего сплочения”12.

Сам Меллер объяснял замысел книги о “Третьем Рейхе” в письме к близкому другу и единомышленнику Г. фон Гляйхену, которому и был посвящен его труд13. Убежденный в том, что “все зло в немецкой политике исходит от партий”, он обещал “разгромить их идеологически” с тем, чтобы расчистить путь к “третьему рейху”14. Правда, описанию этой конечной цели Меллер отвел лишь заключительную главу своей работы, озаглавленную, как и она, “Третий Рейх”. Остальные главы содержали пространный разбор идеологий, боровшихся в начале 20-х гг. на политической сцене Германии и представленных автором в виде “идеальных типов” их приверженцев. Этот разбор обернулся, с одной стороны, непревзойденной по жесткости критикой либерализма, парламентской демократии и “реакции” (консерватизма “старого” образца) как сил, мешающих построению “третьего рейха” и не имеющих шанса на будущее15. С другой стороны, Меллер постарался выявить позитивный потенциал, заложенный в “социалистическом”, “пролетарском” и “демократическом” типах, который позволил бы им (после соответствующей трансформации и слияния с “третьей партией”) примкнуть к построению “третьего рейха”. Сама же “третья партия”, уже существующая и направляющая этот процесс, представлялась Меллеру в образе консерватизма, взявшего на вооружение революционные методы борьбы.

Книга о “Третьем Рейхе” стала политическим завещанием Меллера, добровольно ушедшего из жизни вскоре после ее выхода в свет. Однако выполнение миссии, которую он отводил “революционному консерватизму”, взяли на себя силы, не принятые им в расчет. 1 сентября 1933 г., после того, как пришедшие к власти национал-социалисты уничтожили Веймарскую парламентскую систему, А. Гитлер официально объявил, что его государство является “Третьим рейхом”, который будет стоять тысячу лет16. Становление нацистского режима совпало с пиком посмертной популярности Меллера, когда тираж лишь одной его книги о “Третьем рейхе” достиг 130 000 экземпляров, а его имя не сходило со страниц националистической прессы страны17. В тот период ученики и последователи Меллера в своих многочисленных публикациях представляли его не только “пророком”, но даже “зодчим” нацистского “рейха”18.

Однако нацизм, уже разгромивший открытую оппозицию, не собирался терпеть и лояльных конкурентов, тем более, что реалии его господства постепенно расходились с “революционно-консервативным” “проектом”. Более того, пропаганда этого проекта стала оборачиваться осторожной, но внятной критикой режима. Поэтому альянс нацистов и “революционных консерваторов” продлился ровно столько времени, сколько его требовалось для полной “унификации” политической жизни Германии. С 1935 г. развернулась регулярная и все более агрессивная критика Меллера в нацистской печати. Итог этой кампании был подведен в 1939 г. в санкционированной властями объемистой работе Г. Ределя, вывод которого гласил: “Не “пророком и провидцем “Третьего Рейха” был Меллер ван ден Брук, но последним консерватором. Из его политического мира нет пути в немецкое будущее, поскольку из него нет пути, который вел бы к национал-социализму”19. Однако в ситуации, когда нацистское государство, поглотив большинство “исконно немецких” земель, готовилось к военной экспансии, неугодным оказалось уже само понятие “третьего рейха”. 10 июля 1939 г., следуя решению “фюрера”, Й. Геббельс дал указание прессе впредь избегать употребление этого понятия и использовать вместо него другое - “Великогерманский рейх”20.

Споры о том, насколько “консервативен” был в своих взглядах застрельщик немецкой “консервативной революции” и в какой степени его пророчество о “третьем рейхе” вдохновляло нацистов на построение их империи, не утихают среди историков по сей день. Думается, предлагаемая вниманию читателей публикация последней главы книги Меллера о “Третьем рейхе” позволит им нагляднее представить суть этих споров, имеющих непосредственное отношение к вопросу о возможностях и пределах филиации консервативной идеи.

^ С.Г. Алленов

1 См. категоричные, но малодоказательные оценки Меллера в советской историографии: Галкин А.А. Германский фашизм. М., 1967. С. 317-318; Бланк А.С. Из истории раннего фашизма в Германии. М., 1978. С. 109-110; Одуев С.Ф. Тропами Заратустры. М., 1976. С. 172-174; Бессонов Б.Н. Фашизм: идеология, политика. М., 1985. С. 99-100. Западные авторы чаще склонны полагать, что “крестным отцом” нацистского рейха Меллер стал случайно (см. напр.: Stern Fr. Kulturpessimismus als politische Gefahr. Eine Analyse nationaler Ideologie in Deutschland. Bern, 1963. S. 301-302; Neumann F. Behemoth. Struktur und Praxis des Nationalsozialismns 1933-1944. Frankfurt a. M., 1993. S. 246; Reichel P. Der schne Schein des Dritten Reiches. Faszination und Gewalt des Faschismus. Frankfurt a.M., 1993. S. 73). К.-Э. Бэрш утверждает, что идея “третьего рейха” была позаимствована Гитлером у его наставника Д. Эккарта (См.: Brsch C.-E. Die politische Religion des Nationalsozialismus. 1998. S. 52-86).

2 См. Brentjes B. Der Mythos vom Dritten Reich. Drei Jahrtausende Sehnsucht nach Erlsung. Hannover, 1997. S. 25-26.

3 См. Ebenda. S. 42-52; Dempf A. Sacrum Imperium. Geschichts- und Staatsphilosophie des Mittelaltes und der politischen Renaissance. Mnchen, Wien, 1973. S. 276.

4 См. напр.: Христианство и Европа // Новалис. Гимны к ночи. М., Энигма, 1996.

5 См. напр.: Breuer St. sthetischer Fundamentalismus. Stefan George und der deutsche Antimodernismus. Darmstadt, 1995, S. 52-62.

6 Как замечал Фр. Штерн, “книга Меллера оказала в конце 20-х гг. такое глубокое воздействие потому, что в ней звучало исполненное гнева настроение преданного и разочарованного народа. Его уничтожающая критика правящих слоев Веймарского периода была такой же беспощадной, как тексты Б. Брехта или рисунки Г. Гроса” (Stern Fr. Op. cit. S. 304-305).

7 Не были исключением и национал-социалисты. Так, в своём дневнике молодой Й. Геббельс писал о книге Меллера как о “пророческом видении”, замечая, что её автор “в порыве внутренней страсти” предельно ясно выразил все то, что “мы, молодые уже давно понимали инстинктивно” (см. Reuth R.G. Goebbels. Zrich, 1990. S. 95).

8 См. Gerhart (Gurian) W. Um des Reiches Zukunft. Nationale Wiedergeburt oder politische Reaktion? Freiburg i.B., 1932. S. 120; Neuror J. Der Mythos vom Dritten Reich. Zur Geistesgeschichte des Nationalsozialismus. Stuttgart 1957. S. 20-27, 264-274; Sontheimer K. Antidemokratisches Denken in der Weimarer Republik. Die politischen Ideen desdeutschen Nationalismus zwischen 1918 und 1933. Mnchen, 1962. S. 278-306; Breuer St. Anatomie der “Konservativen Revolution”. Darmstadt, 1993. S. 104-114.

9 Расплывчатость и разнобой представлений о “третьем рейхе”, позволявшие сплотиться вокруг этого мифа весьма пестрым силам немецких националистов, отмечали как приверженцы. так и критики этой идеи (см. напр.: Rdel H. Moeller van den Bruck. Standort und Wertung. Berlin, 1939. S. 136; Schwierskott H.-J. Arthur Moeller van den Bruck und die Anfnge des Jungkonservativismus in der Weimarer Republik. Eine Studie ber Geschichte und Ideologie des Revolutionren Nationalismus. Gttingen, 1962. S. 107).

10 На это указывали практически все критики Меллера. Более того, Г.-К. Кальтенбруннер замечал, что вообще вся публицистика Меллера отличается “почти музыкальной неопределенностью” (Kaltenbrunner G.-K. Von Dostojewski zum Dritten Reich. Arthur Moeller van den Bruck und die “Konservatie Revolution” // Politische Studien. Zweimonatsschrift fr Zeitgeschichte und Politik. 20. Jg. H. 184. Mrz/April 1969. S. 195-196).

11 См. Boehm M.H. Moeller van den Bruck im Kreise seiner politischen Freunde // Deutsches Volkstum. Halbmonatsschrift. 1. Septemberheft 1932. S. 695.

12 См. Hermann W. Moeller van den Bruck. Schicksal und Anteil // Die Tat. 25. Jg. H. 4. Juli 1933. S. 296-297.

13 Это письмо перепечатывалось в посмертных изданиях “Третьего рейха” в качестве предисловия автора (см. напр.: Moeller van den Bruck A. Das Dritte Reich. Hamburg, 1931. S. VII-XI).

14 Ebenda. S. VIII-IX.

15 “Образцовый” характер этой критики признавали даже нацисты: “Его враги были и нашими врагами, и его политическая схватка с ними в первые послевоенные годы была лучшим немецким боем за сохранение нашей народной субстанции” (Rdel H. Op. cit. S. 139).

16 См. Enzyklopdie des Nationalsozialismus. Mnchen, 1998. S. 435.

17 См. Kaltenbrunner G.-K. Op. cit. S. 196). В 1933 г. в одном из рекламных проспектов издательства “Hanseatische Verlagsanstalt” Й. Геббельс приветствовал распространение “этого столь значимого для идейно-политического развития НСДАП труда”.

18 См. напр.: M.H. Boehm. Ruf der Jungen. Eine Stimme aus dem Kreise um Moeller van den Bruck. Freiburg i.B., 1933 (раннюю историю основанного Меллером “Июньского клуба” Бем называел “частицей предыстории “третьего рейха”); Adam R. Moeller van den Bruck. Knigsberg, 1933; Moeller van den Bruck., der Seher und Deuter des Dritten Reiches (Auswahl aus seinen Schriften). Paderborn, 1934 (в своем введении к этой подборке В. Готтхардт называл книгу Меллера о “третьем рейхе” манифестом XX века); Fechter P. Moeller van den Bruck. Ein politisches Schicksal. Berlin, 1934; Schmahl E. Der Aufstieg der nationalen Idee. Stuttgart, 1933/34, S. 273 ff.; Fechter P. Das Leben Moellers van den Bruck // Deutsche Rundschau, CCXXXIX, 1934. S. 20.

19 Rdel H. Op.cit. S. 164.

20 Enzyklopdie... S. 435. Объясняя это решение, Г.А. Винклер предполагает, что понятие “Третий рейх” было отвергнуто ввиду подспудно содержащегося в нем намека на возможность существования в будущем “рейхов” с другими порядковыми номерами (См. Winkler H.A. Der lange Weg nach Westen. Zweiter Band. Deutsche Geschichte vom “Dritten Reich” bis zur Wiedervereinigung. Mnchen, 2000. S. 7). Но, думается, Гитлер, веривший в магию чисел, в этом плане мог удовлетвориться полнотой значения числа “три”. Скорее, название “Великогерманский рейх”, не сеявшее универсалистских иллюзий относительно будущего Европы, более соответствовало государству, готовому приступить к выполнению той внешнеполитической программы, которая была изложена Гитлером в “Майн кампф”.




Похожие:

Книга Артура Меллера ван ден Брука (1876-1925) \"Третий Рейх\" iconС. В. Хатунцев константин леонтьев: жизнь и судьба
...
Книга Артура Меллера ван ден Брука (1876-1925) \"Третий Рейх\" iconЛисневский Ю. И. Ван-ден-Брук (М.: Наука, 1981. – фрагменты из книги) стр. 46 Место научных исследований А. Ван-ден-Брука и предшественники учёного
Проблема атомных весов возникла в химии в первом десятилетии прошлого века. Её решение шло по двум основным направлениям – собственно...
Книга Артура Меллера ван ден Брука (1876-1925) \"Третий Рейх\" iconАртур Мёллер ван ден Брук
Немцы из всех партий здесь воскликнут: и мы хотим того же! Охотно вам верим. Но мы слишком хорошо знаем, что каждый из вас при этом...
Книга Артура Меллера ван ден Брука (1876-1925) \"Третий Рейх\" iconКнига это величайшее достижение человечества, Она и советчик, и помощник, и друг. Один человек любит романы, другой детективы, третий журналы и газеты. Читать нравится всем это неоспоримо
Книга это величайшее достижение человечества, Она и советчик, и помощник, и друг. Один человек любит романы, другой – детективы,...
Книга Артура Меллера ван ден Брука (1876-1925) \"Третий Рейх\" iconСодержание тибетская книга мертвых 2 чакра-муни суть бытия 76 Ваше первое астральное путешествие 85
Конечно, когда померший беден, чтение укорачивают, а иногда и вообще лишь помянут, как у нас на третий день, девятый, двадцатый и...
Книга Артура Меллера ван ден Брука (1876-1925) \"Третий Рейх\" iconДокументы
1. /() Культуру необходимо навязывать, как картошку при Екатерине (интервью).txt
2....

Книга Артура Меллера ван ден Брука (1876-1925) \"Третий Рейх\" iconДокументы
1. /01 - Бытие.txt
2. /02 - Исход.txt
Книга Артура Меллера ван ден Брука (1876-1925) \"Третий Рейх\" iconОбсуждение устройств Артура Маа, применение цифр и пропорций
На форуме
Книга Артура Меллера ван ден Брука (1876-1925) \"Третий Рейх\" iconДокументы
1. /otrasl_prava.DOC
Книга Артура Меллера ван ден Брука (1876-1925) \"Третий Рейх\" iconДокументы
1. /(Мэлори Т) Смерть Артура.txt
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов