Iv межвузовская научная конференция «Человек. Общество. Закон». Люберцы, 2002. С. 135 139 icon

Iv межвузовская научная конференция «Человек. Общество. Закон». Люберцы, 2002. С. 135 139



НазваниеIv межвузовская научная конференция «Человек. Общество. Закон». Люберцы, 2002. С. 135 139
Дата конвертации28.08.2012
Размер52.91 Kb.
ТипЗакон

IV межвузовская научная конференция «Человек. Общество. Закон». Люберцы, 2002. С. 135 139.




Начало С. 135.

Чернавский М.Ю.




ФИЛОСОФСКИЕ ИДЕИ К.Н. ЛЕОНТЬЕВА

В КОНТЕКСТЕ МИРОВОЙ

И ОТЕЧЕСТВЕННОЙ КОНСЕРВАТИВНОЙ МЫСЛИ



Содержательная сторона творческого наследия русского мыслителя Константина Николаевича Леонтьева (1831 1891) исследована достаточно полно. В этой связи более значимым и перспективным направлением в «леонтьевоведении» представляется проблема сопоставления взглядов Леонтьева с предшествующими и последующими консервативными идеями.

В работах о К.Н. Леонтьеве вплоть до середины 90-х годов ХХ столетия господствовало мнение о том, что философия Леонтьева является отражением его натурализма, гипертрофированного эстетизма и искаженно понятого им православия, что Леонтьев был, якобы, мыслитель «непонятый» и «одинокий», что его философская концепция крайне реакционна, в корне противоречива и не ха-


^ Начало С. 136.


рактерна для традиций, как русского консерватизма, так и для русской философской мысли в целом. При этом в поле зрения исследователей попадали лишь знаковые фигуры русской консервативной мысли, и не рассматривался широкий пласт менее известных консервативных философов и публицистов.

Согласно учению Леонтьева о форме, согласно которому форма есть внутренняя идея, воздействующая на материю. В результате чего все сотворенные вещи достигают соответствия замыслу Бога на путях максимального обособления своих свойств и разнообразия в рамках некоего окачествленного единства. Эта мысль соотносится с представлением Аристотеля о форме как активном и материи как пассивном начале, симбиоз которых творит все многообразие вещей материального мира, со средневековой философией (Альберт Великий, Фома Аквинский), где форма имеет божественную природу и постижима для разума, и в то же время отвечает православной традиции, в которой Бог воздействует на материальный мир с помощью «логосов» - духовных сущностей вещей (Ориген, св. Максим Исповедник, св. Дионисий Ареопагит).

Основой постижения человеком божественных форм является, по Леонтьеву, эстетическое мировосприятие. При этом эстетические взгляды Леонтьева соотносятся с пониманием эстетического, как в православной традиции (Ориген, св. Дионисий Ареопагит), так и в истории философской мысли Запада (Рене де Шатобриан, Фелисите Робер де Ламенне), где эстетические феномены рассматриваются как свидетельство причастности материального мира миру божественному.

Теория Леонтьева о «триедином процессе развития», в соответствии с которой все существующее в материальном мире проходит путь от зарождения («первоначальной простоты») к расцвету («цветущей сложности») и гибели («вторичного смесительного упрощения»).
Эта теория вписывается как в мифологические представления (воззрения людей о «золотом веке», учение Гесиода о пяти все более удаляющихся от совершенства веках), в традиционалистские доктрины (в частности, соотносится с позицией Р. Генона, согласно которому на-


^ Начало С. 137.


блюдается угасание духовных потенций человечества вследствие отпадения мира от порождающего принципа).

Антропологические взгляды Леонтьева вытекают из православной традиции, где человек рассматривается как греховное и несовершенное существо, обладающее, однако, свободой изменения материальных вещей, что должно, по Леонтьеву, совершаться в соответствии с божественным замыслом и привести к духовному спасению. Проблему спасения человека Леонтьев увязывал с выполнением обязанностей перед своей семьей, сословием, нацией, государством.

В своем учении о страхе Божием русский мыслитель опирался на воззрения Отцов церкви (св. Григорий Богослов, св. Исаак Сирин, св. Максим Исповедник), в которых страх рассматривался как первоначальное побуждение человека к доброделанию и любви. Леонтьев также философски обосновывал религиозную сущность русской монархии. Самодержец в православной традиции (у св. Иоанна Златоуста, св. Феофана Затворника, оптинских старцев) рассматривается как гарант удержания мира от прихода антихриста.

Воззрение Леонтьева на проблему устройства общества и государства явилось результатом экстраполяции его учения о форме на социальный уровень. Государство, по его мнению, путем насилия и разделения общества на слои и группы актуализирует внутреннюю, вложенную в каждый народ свыше идею. Взгляд Леонтьева на социальную сущность насилия перекликается с консервативными концепциями о природе насилия (К. Л. Галлер, Л. де Бональд), а представление о иерархичности общественного устройства соответствует православной трактовки мироздания (в частности, учению св. Дионисия Ареопагита о иерархичности земного и божественного мира).

Развитие, понимаемое Леонтьевым как «постепенное восхождение от простейшего к сложнейшему», постепенная индивидуализация и «обособление», как «постепенный ход от бесцветности, от простоты к оригинальности и сложности», во многом перекликается с понимаем развития у его современника П.Е. Астафьева. Отголоски идеи русского мыслителя о стабильности государст-


^ Начало С. 138.


венного организма ввиду наличия в нем разнонаправленных социальных сил можно найти в трудах представителя немецкого романтического консерватизма первой половины XIX века Адама Мюллера.

Подход Леонтьева к историческому развитию с позиций эволюционизма, видящего в общественных процессах проявление объективных, не зависящих от человека законов, совпадает с позитивистской доктриной. Идея Леонтьева о том, что эволюционные законы зарождения, роста и гибели действуют в рамках существования отдельных народов и культур, сближает мыслителя с философами, рассматривавшими историю как процесс циклической сменяемости наций и культур (Д. Вико, Ж. де Местр, А. Тойнби, П. Сорокин, В. Шубарт и др.).

Мысль Леонтьева о том, что «если человечество есть явление живое, органическое, развивающееся, то оно должно же когда-нибудь погибнуть», позволяет соотнести его воззрения с натуралистически-редукционистскими концепциями, в рамках которых основная причина деградации наций и культур усматривается в их связи с органической природой (Г. Риккерт, Г. Спенсер, С.С. Уваров, Н.Я. Данилевский, О. Шпенглер и др.). В философии «почвенников» (Н.Н. Страхов, А.А. Григорьев и др.) понятия «органическое», «жизнь», «почва» рассматривались применительно ко всей действительности, в том числе и к обществу. Об обществе как о природном организме говорил И. В.Гете и немецкие романтики (Ф. Шлегель, Новалис, Ф. фон Баадер, А. Шлегель, Ф.В.Й. Шеллинг и др.). Аналогия развития государства в сравнении с органическим миром перекочевала из немецкого романтизма в идейный арсенал русских консерваторов первой половины XIX века (Н.М. Карамзин, М.П. Погодин, С.С. Уваров и др.).

Традиция отождествления процессов, происходящих в органических и социальных системах, в своеобразном ключе представлена у немецкого мыслителя К. Родбертуса. Овладевшая Леонтьевым в конце жизни идея о возможности соединения монархии и социализма путем проведения ряда реформ, исходящих от монархической власти, совпадает с концепциями современных ему западных со-


^ Начало С. 139.


циально-политических и философских мыслителей, в частности, немецких теоретиков т.н. «государственного социализма» (Л.Штейн, Г. Вагенер, Р. Майер и др.).

На определенном этапе своего идейного развития Н. Устрялов наиболее близко подошел к леонтьевскому пессимизму относительно перспектив не религиозного развития России в будущем. Леонтьевское проведение аналогий между органическим и социальным было продолжено и в консервативных концепциях XX века, в частности, в идеологических построениях французских «новых правых».

Таким образом, философия К.Н. Леонтьева явилась оригинальным выражением взгляда мыслителя на природу человека и общества и получила продолжение и творческое развитие в рамках отечественной и мировой консервативной мысли.


 





Похожие:

Iv межвузовская научная конференция «Человек. Общество. Закон». Люберцы, 2002. С. 135 139 iconАнглистика глазами молодых” Межвузовская конференция молодых ученых Самарский государственный университет, 26 марта 2009г. Научная конференция «Англистика глазами молодых 2009»
Самарского государственного университета была проведена научная конференция «Англистика глазами молодых», в которой приняли участие...
Iv межвузовская научная конференция «Человек. Общество. Закон». Люберцы, 2002. С. 135 139 iconАнглистика глазами молодых” Межвузовская конференция молодых ученых Самарский государственный университет, 27 марта 2008г. Научная конференция «Англистика глазами молодых 2008»
Самарского государственного университета была проведена научная конференция «Англистика глазами молодых», в которой приняли участие...
Iv межвузовская научная конференция «Человек. Общество. Закон». Люберцы, 2002. С. 135 139 iconX межвузовская научная конференция студентов-филологов
Существующие классификации во многом опираются на признаки, выявляемые при изучении истории языка. При синхронном описании особенно...
Iv межвузовская научная конференция «Человек. Общество. Закон». Люберцы, 2002. С. 135 139 iconОбщие положения. Городская научная конференция школьников «Природа. Человек. Техника»
«Природа. Человек. Техника» проводится с целью повышения мотивации учащихся к исследовательской и творческой деятельности, создания...
Iv межвузовская научная конференция «Человек. Общество. Закон». Люберцы, 2002. С. 135 139 iconIii международная научная конференция «Концепт и культура: Россия в глобальном культурном пространстве» (Кемерово) Министерство образования и науки Российской Федерации гоу впо «Кемеровский государственный университет»
Международная научная конференция «Концепт и культура: Россия в глобальном культурном пространстве» (Кемерово)
Iv межвузовская научная конференция «Человек. Общество. Закон». Люберцы, 2002. С. 135 139 iconПриказ №1022, от 25. 06. 2002 №2398, от 21. 01. 2003 №135; Уставом школы, на основании решения педсовета №4 от 29. 02. 2012 и заявлений учащихся 9 класса
В соответствии с законом Р. Ф. «Об образовании»; Положением о государственной (итоговой) аттестации выпускников IX и XI (XII) классов...
Iv межвузовская научная конференция «Человек. Общество. Закон». Люберцы, 2002. С. 135 139 iconКраеведческо-экологическое общество «Бутово» Положение о I бутовских историко-краеведческих чтениях
Бутовские историко-краеведческие чтения, далее Чтения, открытая научная конференция, посвящённая вопросам изучения и сохранения историко-культурного...
Iv межвузовская научная конференция «Человек. Общество. Закон». Люберцы, 2002. С. 135 139 iconРоссийская федерация федеральный закон о внесении изменений в статьи 1 и 15 федерального закона
Внести в Федеральный закон от 25 июля 2002 года n 114-фз "О противодействии экстремистской деятельности" (Собрание законодательства...
Iv межвузовская научная конференция «Человек. Общество. Закон». Люберцы, 2002. С. 135 139 icon© Дмитрий Озерков 2002/ Конференция "Абстракция в России" Государственный Русский Музей, 2002 Визуальная форма
Дмитрий Озерков 2002/ Конференция “Абстракция в России” Государственный Русский Музей, 2002
Iv межвузовская научная конференция «Человек. Общество. Закон». Люберцы, 2002. С. 135 139 iconМуниципальное учпеждение «управление образования местной администрации городского округа прохладный кбр»
Техника», в целях развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся 2-6 классов, выявления одаренных, высокомотивированных...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов