Чернавский М. Ю. Идея социализма в консервативной системе icon

Чернавский М. Ю. Идея социализма в консервативной системе



НазваниеЧернавский М. Ю. Идея социализма в консервативной системе
Дата конвертации28.08.2012
Размер43.96 Kb.
ТипДокументы


ЧЕРНАВСКИЙ М.Ю.


ИДЕЯ СОЦИАЛИЗМА В КОНСЕРВАТИВНОЙ СИСТЕМЕ

К. Н. ЛЕОНТЬЕВА


( // Актуальные проблемы социогуманитарного знания. Сборник научных трудов кафедры философии МПГУ. Выпуск V. М., 1999. С. 203 205).


Начало С. 203.


Проблема отношения русского консервативного мыслителя второй половины XIX века К.Н.Леонтьева к социализму вызывает особый интерес. Мыслитель трактует социализм не как концепцию «утопического», «христианского» или «научного» социализма марксистов, но как новое проявление деспотизма. Деспотизм будущего общественного строя Леонтьев рассматривает как практическую иллюстрацию своей концепции о деспотизме формы. Согласно этой концепции любой социальный организм существует лишь в силу наличия в нем внутреннего напряжения, выражающегося в насилии, деспотизме и неравенстве. Именно деспотические черты, по мысли Леонтьева, будут характеризовать социалистический строй, несмотря на то, что внешне социализм декларирует принципы равенства и социальной справедливости.

Но деспотизм социализма проявится, по Леонтьеву, только в том случае, если он воплотится не как законченная мировоззренческая концепция русских социал-демократов, «не как нигилистический бунт и бред самоотрицания» (6 ; 501-502), но лишь с «чисто экономической стороны» (3 ; 160), как «законная организация труда и капитала, как новое корпоративное принудительное закрепощение человеческих обществ» (6 ; 501).

Логика рассуждения Леонтьева такова. Утверждение основ социализма неминуемо потребует организации социального материала – народа, а «организация значит принуждение, значит – благоустроенный деспотизм, значит – узаконение хронического, постоянного, искусно и мудро распределенного насилия над личною волей граждан» (5 ; 860).

Организационное осуществление принципов социализма будет невозможно без обосновывающей их правильность идеологии, имеющей


Начало С. 203.

сакрально-мистический оттенок, так как организовать «такое сложное, прочное и новое рабство едва ли возможно без помощи мистики» (5; 860). Отсюда и воплощение основ социализма, «понятых с чисто экономической стороны», под силу, с точки зрения Леонтьева, лишь монархическому государству, как единственному носителю религиозно оправданных принципов принуждения и насилия: «Чувство мое пророчит мне, что славянский православный царь возьмет когда-нибудь в руки социалистическое движение (так, как Константин Византийский взял в руки движение религиозное) и с благословения Церкви учредит социалистическую форму жизни на место буржуазно-либеральной. И будет этот социализм новым и суровым трояким рабством: общинам, Церкви и Царю» (2 ; 473). Отсюда Леонтьев заключает, что «в России создать этот новый порядок, не вредящий ни Церкви, ни семье, ни высшей цивилизации, -- не может никто, кроме монархического правительства». (6 ; 502).


С одной стороны, кажется, что мыслитель подводит под социализм православно-монархическую основу, (хотя в реальности все было несколько сложнее – православие трансформировалось в религиозно окрашенную веру в марксистско-ленинское учение, а монархизм выразился в авторитаризме коммунистической партии и ее вождя) с целью обосновать свой тезис о существовании единственной культурно-политической формы у каждой национально-государственной общности: «Государственная форма у каждой нации, у каждого общества своя; она в главной основе неизменна до гроба исторического» (1 ; 132). Для России такой основой, являлись, по Леонтьеву, «Православие, Самодержавие и поземельная община» (4 ; 254). Поэтому, обрисовывая контуры будущего социального устройства, Леонтьев сохраняет в нем православие как дисциплинирующую народ идеологию: «Представьте себе. Сидит в своем кабинете коммунистический действительный Тайный Советник (как он будет тогда на­зываться — это безразлично) и слушает доклад о соблюдении народом постных дней... Ведь религия у них будет непременно восстановлена — без этого нельзя поддержать в народе дисци­плину...» (7; 370).

Между тем, на наш взгляд, социализм, даже и при отсутствии в будущем социальном устройстве православной составляющей, достаточно гармонично вписывался в философию Леонтьева, особенно если более детально рассмотреть его концепцию развития мироздания. Мыслитель рассматривал процесс развития всех явлений материального мира не как строго-линейную смену этапов зарождения, расцвета и гибели государственных образований, но как волнообразную кривую со все более угасающей амплитудой колебаний.


Начало С. 203.

При этом, если своего максимального расцвета явление достигает в высшей точке «А», которая означает «высшую степень земного развития», то точка «В» «пониже» есть «последний слабый отпор торжеству «среднего человека» (уже в то будущее время давно не-европейского типа, конечно)» (3 ; 298 ). Именно точка «В» характеризует еще один антиевропейский всплеск российской государственной формы – социализм. Вслед за социализмом последует еще один угасающий всплеск – точка «С», но уже в рамках буржуазно-либерального строя, «волна еще ниже – кратковременное благодушное процветание этих последних людей», затем последует «точка «D» – конец человечеству» (3 ; 298). Социализм, таким образом, рассматривается Леонтьевым в контексте эсхатологических настроений – или он будет способен «создать попеременным путем – и крови и мирных реформ – новое неравенство прав и новую разнородность развития», или «близится конец всему» (2 ; 438).

Отсюда можно сделать вывод, что этапы новых форм социального строя России были пророчески угаданы К.Н.Леонтьевым. Сама же трактовка социализма достаточно последовательно вытекала из его философских построений, так как возможность все более угасающих культурно-политических «всплесков» в развитии наций рассматривалась Леонтьевым и в период «вторичного упрощения», после утраты народом национально-специфических основ его государственной формы.


Примечания :

  1. Леонтьев К.Н. Византизм и славянство // Леонтьев К.Н. Восток, Россия и славянство. М., 1996. С. 94-155.

  2. Леонтьев К.Н. Избранные письма (1854-1891). СПб., 1993. -640 с.

  3. Леонтьев К.Н. Как надо понимать сближение с народом // Леонтьев К.Н. Восток, Россия и славянство. М., 1996. С. 288-298.

  4. Леонтьев К.Н. Передовые статьи «Варшавского дневника» // Леонтьев К.Н. Восток, Россия и славянство. М., 1996. С. 218-262.

  5. Леонтьев К.Н. Письма А.А.Александрову // Богосл. вестник. Дек. 1914. С. 832-864.

  6. Леонтьев К.Н. Письма К.А.Губастову // Русское Обозрение 1887. Т. 1. С. 501-502.

  7. Тихомиров Л.А. Тени прошлого // Леонтьев – наш современник. СПб. 1993. С. 355-377.






Похожие:

Чернавский М. Ю. Идея социализма в консервативной системе iconЧернавский М. Ю. Этатизм, принцип автаркии в экономике и идея государственного социализма в консервативных концепциях xix-начала XX века
Ления о сущности и особенностях протекания экономических процессов, а также о месте и роли государства в экономике. Представления...
Чернавский М. Ю. Идея социализма в консервативной системе iconЧернавский М. Ю. Идея прогресса и русский консерватизм
Применительно к социальной сфере идея прогресса предполагает постепенное совершенствование форм человеческого существования с последующим...
Чернавский М. Ю. Идея социализма в консервативной системе iconУста в «национально-консервативной партии россии»
Имущество партии, его источники и хозяйственная деятельность национально-консервативной партии россии 24
Чернавский М. Ю. Идея социализма в консервативной системе iconОт медиапроектов – к системе медиаобразования (2006)
Идея завершить 2006 год новым проектом – первой Межрегиональной выставкой детско-юношеских сми и литературы для детей и юношества...
Чернавский М. Ю. Идея социализма в консервативной системе iconЧерный квадрат Малевича — голый король искусства
Черный квадрат Казимира Малевича — голая идея без искусства-мастерства или идея без формы, точнее, форма (черный квадрат на белом...
Чернавский М. Ю. Идея социализма в консервативной системе iconДеятельность тамбовского губернатора Н. П. Муратова в контексте борьбы консервативной и либеральной региональных политических элит. 1906-1912 гг
Деятельность тамбовского губернатора Н. П. Муратова в контексте борьбы консервативной и либеральной
Чернавский М. Ю. Идея социализма в консервативной системе iconПроблема государственного строительства в русской консервативной печати 70 90-х гг. XIX в

Чернавский М. Ю. Идея социализма в консервативной системе iconА между тем идея строительства справедливого общества, во имя которой служили передовые представители крестьян, рабочих и интеллигенции, и есть национальная идея россиян
Даже праздник придумали — «День примирения» называется. При этом их взоры обращены к исторически чуждым для большинства российского...
Чернавский М. Ю. Идея социализма в консервативной системе iconЧернавский М. Ю
Социальный органицизм как принцип обоснования цивилизационного своеобразия народов в русском консерватизме XIX начала ХХ века
Чернавский М. Ю. Идея социализма в консервативной системе iconФилософское учение Платона
Что такое идея? Есть много прекрасных вещей, но какую тоже прекрасную, поэтому нельзя прекратить связь с одной вещью, ибо тогда другая...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов